Иннокентий Митрополит Московский

Иннокентий (митрополит Московский) 1797 – 1879 гг.

У Америки и Сибири не было своих апостолов до начала 19 века. Никто из них так далеко, буквально до края земли, не доходил. А ведь там тоже жили люди – алеуты, камчадалы, нивхи, якуты. И туда пришёл посланник Христов – «апостол Америки и Сибири». Именно так сейчас именуют святителя Иннокентия Вениаминова.

Память Святителя Иннокентия совершается дважды в год — 31 марта (13 апреля), в день блаженной кончины, и 23 сентября (6 октября) — в день его прославления.

26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Иркутской губернии, у пономаря Евсевия Попова родился сын Иван, которому предстояло стать митрополитом Московским и Коломенским. Будущему святителю не было и пяти лет, когда отец стал учить его грамоте. Оказавшись на редкость смышленым, он уже к восьми годам читал в храме за богослужением, доставляя прихожанам большое утешение. В шесть лет скончался отец Вани. Мать, имея на руках еще троих маленьких сирот, вынуждена была отдать Ваню на воспитание брату покойного мужа — Димитрию Попову. В девять лет Ваню привезли в Иркутск и определили в духовную семинарию. Дядя его, Димитрий Попов, к тому времени овдовел и стал монахом.

В 1814 году в семинарии сменился ректор, который решил сменить фамилии ученикам. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь епископа Иркутского Вениамина Багрянского. За год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак. А вскоре стал священником Иркутской Благовещенской церкви. Любили его прихожане за то, что по воскресеньям перед литургией собирал в храм детей и давал им уроки Закона Божьего.

В начале 1823 года было принято решение послать священника на Алеутские острова, для просвещения местного населения. Никто из духовенства ехать не хотел, боялись суровых условий жизни. Желание ехать выразил лишь Иоанн Вениаминов. С грустью отпустили такого примерного священника. 7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, состоявщем тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата. Что ждало его впереди? Только служение.

Это сейчас любое расстояние можно преодолеть менее чем за день. А в те времена на это ушло более года! Ехали и на лошадях, и узкими тропами через густые леса, и через болота. Порой приходилось взбираться на длинный косогор или на крутую каменистую гору и двигаться по скользкой снежной вершине… Одно это путешествие уже было подвигом и смирением. Но с Божией помощью трудности эти были преодолены и путешественники наконец прибыли в пункт своего назначения.

Храма на острове не было, поэтому богослужение совершалось в ветхой часовне. Первой заботой отца Иоанна было построение храма, что, однако, оказалось делом нелегким, так как из алеутов никто работать не умел, и миссионеру пришлось ещё и обучать их плотницкому, столярному и другим ремёслам. В построенном храме многое, как например, престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. Одновременно он усердно изучал алеутский язык, что помогло ему с большим успехом заниматься миссионерской деятельностью. Его постоянные проповеди и беседы отличались простотой и доступностью. И прихожане стали доверять святому отцу.

Помимо Уналашки, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, несмотря на опасность этих путешествий. Отец Иоанн Вениаминов радовался усердию алеутов. Во время богослужения они стояли внимательно и настолько неподвижно, что можно было по следам их ног узнать, сколько народу было в храме. Многие были большими молитвенниками, что часто обнаруживалось лишь случайно или при их кончине. К священникам питали преданность и любовь и готовы были услужить им, чем могли. С распространением христианства стало прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, убийство рабов при погребении знатных лиц. Даже ссоры и драки стали происходить редко.
Отец Иоанн изобрел азбуку для алеутов, мало-помалу переводя священные книги. Так, он перевел Катехизис и Евангелие от Матфея. Отец Иоанн устроил на Уналашке училище для мальчиков и сам учил их, составив все учебники.

Сам отец Иоанн Вениаминов жил с семьей сначала в тесной землянке, или юрте, а потом перешел в скромный домик, выстроенный собственными руками. Свободное время он посвящал созданию музыкальных инструментов, а также беседам и играми с детьми, своими и чужими, которых он очень любил и был с ними очень нежен. Так десять лет провел отец Иоанн Вениаминов, согревая душой и молитвами народ Дальнего Севера. Позже был переведен на остров Ситху, в Северную Америку, для просвещения другого народа — колошей. Прибыв туда отец Иоанн занялся сначала изучением языка и обычаев колошей. Вскоре особенный случай изменил отношение колошей к русским.

На острове началась эпидемия оспы, от которой колоши, отказывавшиеся принимать прививки от русских, гибли в большом количестве. Между тем русские и алеуты, которым оспа была привита, остались невредимыми. Это заставило и колошей просить русских о помощи, и после своего спасения они перестали смотреть на них как на своих врагов, а к проповедникам стали относиться с уважением.

Пять лет пробыл отец Иоанн На острове Ситхе. Он всегда с большой осторожностью принимался за свое дело, старался более убеждать, чем принуждать, и терпеливо выжидал добровольного желания креститься. Для детей он устраивал школы, для которых сам же и составлял учебники. Обучал он местное население кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу. При этом он снискал сердечное расположение к себе, он поистине стал благодетелем и наставником. «В этом человеке есть что-то апостольское», — говорил тогдашний Митрополит Московский об отце Иоанне..

Но тут кончина супруги тяжело поразила отца Иоанна. Митрополит Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. Но из-за ответственности перед семьёй отец Иоанн согласился не сразу. Когда же шестеро его детей были устроены на казенное содержание, то он, видя в этом указание Божие, подал прошение о пострижении в монашество. Постриг был совершен 29 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. А 15 декабря 1840 году Иннокентий стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Теперь, с принятием нового звания, круг просветительской деятельности епископа Иннокентия сильно расширился. Он начал с открытия новых приходов.

В местах, регулярно посещаемых миссионерами, население особенно ревностно исполняло их наставления. Бывали случаи и чудесного исцеления после крещения. Одна старуха, будучи при смерти, пожелала принять крещение, но так как сама она ходить уже не могла, то была принесена для таинства на носилках. После крещения она вернулась домой самостоятельно, лишь опираясь на палку. Точно также молодой мужчина, с детства страдавший припадками безумия, после крещения совершенно исцелился. Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, епископ Иннокентий предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте, как на местном, так и на русском языке, что население делало очень охотно, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, чем грамотность населения коренной России.

Прожив в Новоархангельске около семи месяцев, преосвященный отправился обозревать свою епархию. На каждом острове, в каждой деревне принимали его с величайшим торжеством и радостью, и нигде не оставлял он жителей без архипастырского назидания.

За свою плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины России епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа. Во время своих путешествий по материковой части России архиепископ Иннокентий бывал также и у якутов, и тунгусов. Архиепископ был знаком с этими народами еще с детства, когда сталкивался с ними у себя на родине. Следствием такого попечения было то, что Якутская область была отчислена от Иркутской епархии и присоединена к Камчатской. По этой причине преосвященный Иннокентий сменил место своего постоянного жительства, переехав в Сибирь, в город Якутск.

Верный своим принципам, архиепископ Иннокентий немедленно принялся за просвещение страны, открывая храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги, для чего им была организована специальная комиссия. Несмотря на трудности этого перевода, комиссия успешно справилась со своей задачей, и в июле 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие.

Несмотря на свои уже преклонные лета, архиепископ почти постоянно предпринимал путешествия по своей еще более расширившейся епархии, часто подвергая себя разного рода лишениям и опасностям. В одно из таких путешествий, находясь в Аянском порту, он едва не был взят в плен англичанами, которые в связи с Крымской войной напали на российские дальневосточные владения. Преосвященный убедил англичан не брать его в плен, так как пользы им от этого не будет, что принужденные кормить его, они понесут только ущерб. Англичане не только оставили его в покое, но даже освободили захваченного ими ранее одного священника.

Преклонные лета и плохое здоровье заставляли архиепископа Иннокентия задумываться об отдыхе. Но не к покою от трудов, а к новой деятельности готовил Промысел Божий. В 1867 году скончался Московский митрополит Филарет и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам отец был поражен этой вестью больше всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью долго и усердно молился, стоя на коленях. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому и на место отца невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви — митрополитом Московским!

С глубоким смирением принял преосвященный Иннокентий новое свое назначение и стал собираться в путь. Излишне говорить, с каким чувством радости и благоговения встречали его жители сибирских городов, через которые ему приходилось проезжать по пути в Москву. Наконец 25 мая 1868 года, вечером, огласивший всю Москву колокольный звон возвестил о прибытии в столицу ее нового архипастыря. На другой день высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, вступил в Большой Успенский собор, на ступенях которого произнес речь, исполненную истинного смирения.

«Кто я, — говорил он, — дерзающий восприять и слово и власть моих предшественников? Ученик отдаленнейшего времени, отдаленнейшего края и в отдаленной стране проведший более половины своей жизни; не более как смиренный делатель на ниве Христовой, учитель младенцев и младенчествующих в вере».

С таким смирением вступал преосвященный Иннокентий в новое свое служение. Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки был преисполнен сил и рвения к деятельности. За новыми заботами он не забывал своего миссионерского призвания. С целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено миссионерское общество. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз приобщался в Великий четверг. 30 марта 1879 года он потребовал к себе преосвященного Амвросия для чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи его не стало.

Святителя Иннокентия торжественно похоронили в Духовском храме Троице- Сергиевой Лавры, рядом с могилой его друга и наставника митрополита Филарета.
В 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был прославлен в лике святых двумя Поместными Церквами – Русской и Православной Церковью в Америке.
В 1994 году были обретены его святые мощи, покоящиеся ныне в Троице Сергиевой Лавре.

Святитель Иннокентий оставил после себя многие переводы богослужебных текстов и Священного Писания на ряд языков, особенно на алеутский. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили в свое время
мировую известность. В 1833 году он написал на алеутском языке одно из лучших творений Православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное», ныне переведенное на разные языки и выдержавшее десятки переизданий.

И в наше время отзываются его наставления верующим: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».
Провожая своего сына священника Гавриила Вениаминова в Амурскую экспедицию для проповеди нанайцам, святитель благословил его такими словами: «Иди на великое дело, указанное тебе Богом! Но смотри не охладевай сердцем в делании нивы Христовой! Умирай на ней, и не озирайся вспять до тех пор, пока не исполнишь возложенной на тебя обязанности». Именно так относился святитель к личному служению Господу. Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставил завет веры своим преемникам, указав на слова пророка: «От Господа стопы человеку исправляются»

Молитва первая святителю Иннокентию Московскому о даровании целомудрия и смирения

О, пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Иннокентию Московскому читаемая для излечения телесных и душевных недугов

О святителю Христов Иннокентие, новоявленный угодниче! К тебе припадаем, раби Божии (имена), и молимся: всели в сердца наша любовь твою, еюже к Богу и ближним твоим в житии твоем преисполнен был еси. Моли Христа Бога, да отпустятся нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов. Моли, да милостив будет нам Господь и зде, и в будущем веце и преставльшияся от нас отцы и братию, матери и сестры, и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит: да предстояще и поклоняющеся иконе твоей, имамы тя неусыпающаго молитвенника и предстоятеля о нас ко Господу, и благодарно с любовию величаем прославльшаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Иннокентий, митрополит Московский: что нужно знать об этом святом

Даты жизни и дни памяти

Родился 26 августа (13 августа по Н.С.) 1797 в селе Ангинское Иркутской губернии, скончался 31 марта (13 апреля по Н.С.) 1879 в возрасте 81 года.

Русская Православная Церковь празднует память святителя пять раз: 13 апреля и 6 октября (дни памяти святого), а еще трижды — в рамках празднования Соборов святых: 23 июня (как день памяти Сибирских святых), 8 октября (день памяти Московских святых) и в третью Неделю по Пятидесятнице (как день Петербургских святых).

Все даты дней памяти приведены по новому стилю.

Крестил тысячи людей на Аляске

Святитель Иннокентий
и его паства

В первую очередь, святитель остался в церковной памяти как великий миссионер. Его служение на Аляске происходило в 20-х и 30-х годах XIX века, во времена, когда Аляска еще принадлежала России. Он проповедовал на территории многочисленных Алеутских островов и, согласно некоторым свидетельствам, за десять с лишним лет обратил в христианство всех жителей архипелага.

Тогда будущий святитель еще не был пострижен в монахи и был иереем Иоанном.

Он с восхищением писал: «Местные жители очень охотно собираются на молитву везде, где отправляется богослужение. При службе и на молитве стоят с благоговением и удивительною твердостью… Все требуемые религией обязанности они исполняют с полною охотою и точностью и очень многие с благоговейным страхом и смирением, так что во все мое пребывание там не было ни одного нерадивого. Но ничто столько не утешало меня и не радовало, как их усердие, или, лучше сказать, жажда к слышанию слова Божия, которая так велика, что утвердительно скажу: скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем их внимание и усердие к слышанию проповеди».

Отец Иоанн изменил жизнь алеутов не только в духовном плане, но и в бытовом, бережно заботился об образовании своих чад. Когда он только приехал на Аляску, все алеуты жили в землянках. Через 15 лет деревянные дома перестали быть диковинкой для местных жителей, и большинство из них научились читать.

Поначалу и думать не хотел о миссионерстве

Провести много лет на Аляске — это подвиг. Тяжелый климат и условия подрывали здоровье многих прежних миссионеров. По большому счету, до него более или менее успешно и долго заниматься просвещением в тех землях удавалось только прп. Герману Аляскинскому (1756—1836), который, как и свт. Иннокентий, является одним из самых почитаемых в Америке святых.

В жизнеописании святителя Иннокентия говорится, что первый раз, когда отцу Иоанну предложили поехать на Алеутские острова, он категорически отказался: настолько далекой и чуждой представлялась ему эта территория. Но в результате от этой поездки отказались и все остальные кандидаты. И лишь после того, как было решено бросить жребий и жребий пал на того, кто отказался ехать «на край света», будущий святитель согласился на поездку.

До Аляски он добирался 14 месяцев. И признавался, что решение ехать принял после того, как услышал от кого-то о «прирожденном благоговении» алеутов, в котором позже убедился и сам…

Перевел Священное Писание на языки малых народов

Начало Евангелия от Марка
в переводе свт.Иннокентия на алеутский язык

Чтобы жители Аляски могли читать Священное Писание, отец Иоанн перевел для них Евангелие от Матфея на алеутский язык, а прежде — составил алеутскую азбуку.

В истории не так много миссионеров, которые составляли бы азбуку для новообращенных народов и переводили Евангелие. Наиболее известны и почитаемы у нас — святые Кирилл и Мефодий.

В процессе работы над переводом Писания святитель столкнулся с необычной проблемой. Многие слова, которые встречались в Евангелии, в языке, а соответственно, и в жизни алеутов, отсутствовали. Воспитываясь из поколения в поколение среди бушующего моря и льдов, они не знали, например, о том, что такое благодать и милосердие. Не представляли, как выглядит овца.

В некоторых случаях святой заменял одни понятия другими, более привычными для алеутов (обычный прием переводчика), в других привносил в алеутский язык новые логосы. Слова благодать и милосердие вошли в алеутский язык в их русском звучании. Алеуты имели собственное представление о божестве, их слово Бог не отражало всей полноты смысла, которое мы вкладываем в это понятие. Поэтому и слово Господь святитель также ввел в местный язык.

Позже, когда архиепископ Иннокентий был отправлен на служение в Якутию, то и там составил букварь и перевел Священное Писание — на якутский. Впрочем, и там он столкнулся с нехваткой слов (якуты, например, никогда в своей жизни не видели «плодов», которые можно срывать и которые падали бы на землю) и тяжелейшей, совершенно не похожей на русскую, грамматикой.

Был женат

Одним из поворотных моментов жизни стала для будущего святого смерть жены. На тот момент ему исполнился 61 год. Жена на протяжении всего времени их совместной жизни была верной помощницей своему супругу, вместе с ним переносила все тяготы и мирилась с лишениями. В качестве яркой иллюстрации можно привести хотя бы тот факт, что, приехав на Аляску, святитель первым делом принялся строить храм и строил его год, а сам с семьей жил в землянке.

После смерти супруги, с которой они прожили 23 года, отец Иоанн принял решение постричься в монахи. Обретя «новую жизнь», он обрел и новое имя — Иннокентий.

Его высоко ценил святитель Филарет Московский

Святитель Филарет Московский

Постриг совершал митрополит Московский Филарет (Дроздов), великий деятель Русской Церкви. После первой встречи с будущим святителем он сравнил отца Иоанна с апостолом — так поразили Московского митрополита сила духа и смирение этого человека. Позже он много раз с восхищением отзывался о епископе Иннокентии.

Вообще святитель вызывал восхищение у многих из тех, с кем был знаком. Одни поражались его духовной силе, другие — искреннему патриотизму. Вот короткая цитата из письма писателя Ивана Гончарова. Эти строки он записал после встречи со святителем в Якутии:

«Здесь есть величавые, колоссальные патриоты. В Якутске, например, преосвященный Иннокентий: как бы хотелось мне познакомить вас с ним. Тут бы увидели русские черты лица, русский склад ума и русскую коренную, но живую речь. Он очень умен, знает много и не подавлен схоластикою, как многие наши духовные, а все потому, что кончил ученье не в академии, а в Иркутске, и потом прямо пошел учить и религии, и жизни алеутов, колош, а теперь учит якутов. Вот он-то патриот. Мы с ним читывали газеты, и он трепещет, как юноша, при каждой счастливой вести о наших победах».

Принимал непосредственное участие в присоединениии больших новых территорий к России

Архиепископ Иннокентий
и государственный деятель Николай Николаевич Муравьев-Амурский на берегу Амура

При жизни святителя Российская империя потеряла часть своих земель, но и приобрела не меньшую.

Если говорить о потерях, то в 1867 году была продана Аляска. архиепископ Иннокентий глубоко переживал это событие, хотя и прекрасно понимал его причины. Прибыль, которую приносила торговля пушниной с полуострова, не окупала затраты на содержание этих территорий; сами же земли были крайне уязвимы в военном плане. И в Петербурге отдавали отчет, что если не продать Аляску сейчас, то в скором времени эта земля может быть потеряна в ходе какой-нибудь войны.

А вот за несколько лет до этого сам будущий святитель способствовал заключению исторического Айгунского договора с Китаем о границе между двумя государствами, по которому Амурский край перешел к Российской империи.

Безусловно, архиепископ Иннокентий никаких договоров не заключал, но за некоторое время до этого события указал чиновникам, что владеть этой «спорной» на тот момент территорией будет тот, кто будет иметь там, на левом берегу Амура, больше поселений. Отчасти или во многом с его подачи (и при его непосредственном участии) Россия начала активное освоение тех земель.

Вот и получилось, что в результате договора стороны соглашались на то, что левый берег Амура от реки Аргуни до устья признавался собственностью России. (Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении впредь до определения границы).

Одиннадцать лет был Московским митрополитом

Свт.Иннокентий — митрополит Московский

В том же году, когда был заключен Айгунский договор, в Москве скончался митрополит Филарет (Дроздов). Архиепископ Иннокентий был назначен его преемником. Сан митрополита он принял, будучи уже больным: к 70 годам частично потерял зрение.

Сравнивать это служение с Патриаршим было бы неправильно, но можно вполне говорить, что для того времени, когда Патриарха в Церкви не было и ею управлял Синод, Московский митрополит был одним из Предстоятелей Церкви и ее лицом.

Говорят,что святитель был потрясен новым назначением, и первой его реакцией были слова, что он недостоин столь высокого звания. Причем, те, кто знали его лично, понимали, что эти смиренные слова абсолютно искренни.

С одной стороны, принято считать, что святитель Иннокентий не был создан для административной должности и его «московский» период не так «велик», как миссионерский, однако в Москве при нем открывались новые учреждения, учебные заведения и благотворительные общества. Возникло Православное Миссионерское общество — организация, призванная систематизировать миссионерскую деятельность и направить ее на местах.

К слову, XIX век в истории Русской Церкви отмечен удивительной волной миссионерства: просвещение Алтая (преподобный Макарий (Глухарев) и митрополит Макарий Алтайский), просвещение Японии (святитель Николай (Касаткин)), преподобный Герман Аляскинский и т.д.

Одним из самых эмоциональных моментов служения святителя Иннокентия в Москве пришлось на 1870 год, когда к нему прибыла делегация алеутов, чтобы передать благодарность и слова любви. Этим визитом стареющий митрополит был тронут до слез и для своих гостей специально совершил несколько торжественных богослужений в Кремле.

Был канонизирован в советское время

Митрополит Иннокентий (Вениаминов) был прославлен Русской Православной Церковью 6 октября 1977 года при Святейшем Патриархе Пимене.

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,

яко приемшия слово твое,

их же боголепно научил еси,

неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,

человеческия обычаи украсил еси,

Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,

моли Христа Бога

спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

Истинный и неложный учитель был еси:

заповеданная бо Господом сам сотворив,

имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,

неверныя вразумлял еси познати веру истинную,

просвещая их святым Крещением.

Сего ради со апостолы радуешися,

приемля почесть благовестника Христова.

Молитва святителю Иннокентию

Православный храм на алеутских островах сегодня

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие!
К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашествующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири.
Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Выбранная

Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.

В зимнее время мощи святителя Иннокентия открыты для поклонений в Трапезном Храме, а в теплое время года в Успенском соборе.

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина. 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. — во священника.

С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни.

Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.

Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.

29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь свят

ителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения).

Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.

Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля — в день его блаженной кончины, и 23 сентября/6 октября — в день прославления.

Святитель Иннокентий (Вениаминов) — величайший богатырь духа и тела, святой XIX века, Апостол Сибири, Дальнего Востока и Америки. Миссионер, просветитель, лингвист, святитель Иннокентий прославился на двух континентах и оставил о себе добрую память в веках и народах. Существует 12 православных храмов, посвященных святителю, из них 2 — в Америке.

Трудясь в Сибири, Америке, на Дальнем Востоке, он являлся членом-корреспондентом Российской Академии наук, почётным членом Императорского Русского Географического общества, Московского университета, многочисленных научных обществ, лауреатом государственных премий. Его заслуги и поныне свидетельствуют о нём как о выдающемся учёном — этнографе, лингвисте и географе, великом наставнике, чей жизненный путь служил и продолжает служить примером для многих поколений россиян. В 2017 году исполнилось 220 лет со дня рождения и 40лет со дня его канонизации.

Будущий святитель, Иоанн Попов, родился в селе Ангинское в 1682 году в семье бедного пономаря. Семья была многодетная — 10 детей. Сын священника, Иоанн Попов получил образование в Иркутской семинарии. На одном из последних курсов семинарии ректор сменил его фамилию Попов на более благозвучную — Вениаминов, в честь недавно почившего епископа Иркутского Вениамина († 8 июля 1814 г.). Под этой фамилией он и вошел в историю. 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. — во священника.

В 1823 году в Иркутск пришло повеление — нужно послать в русскую Америку священника. Края там дикие, и все отказались ехать, в том числе и отец Иоанн. Но потом он услышал рассказ прихожанина Иоанна Крюкова об этих краях: «40 лет прожил я среди алеутов — это же сущие дети! Там часовня есть, сбитая из досок. Холодно, они иногда босые, но пока идет служба — стоят, с места не сойдут, аж следы от стоп остаются».

О. Иоанн был настолько потрясен этими чистыми душой людьми, которые так искренне принимают слово Господне, что он решил поехать туда. Взял своего годовалого ребенка, супругу Екатерину, свою маму и младшего брата Стефания. Путь был трудным: сначала сплавлялись до Якутска по реке Лене, потом тысячу километров до главного тогда города на Дальнем Востоке — Охотска. Дорога туда заняла больше года. Из Охотска на судах они отправились на Аляску, на остров Ситка. Здесь отец Иоанн получил свое первое назначение — на остров Уналашка, к алеутам. Алеуты были невысокого роста, коренастые, некрасивые, но очень чистые душой и искренние.

Первое, что нужно было сделать — построить храм. Но алеуты не знали никаких ремесел, кроме рыбной ловли. Отец Иоанн стал им истинным отцом и наставником: благодаря ему они узнали, что такое печеный хлеб, баня, плотницкое дело, столярное, кузнечное. Вскоре храм был готов и посвящен Вознесению Господню. Отец Иоанн сам вырезал храмовый иконостас, позолотил его.

Отличительной миссионерской особенностью отца Иоанна была любовь к языкам тех народов, среди которых он проживал. Первым делом он осваивал языки, чтобы понимать людей. При этом он не навязывал им русский язык, н не русифицировал их, а сохранял их национальную самоидентификацию, их быт и обычаи. Сразу же по приезде на Уналашку он начал создавать алеутскую грамматику. В первую очередь он перевел на алеутский три молитвы — «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символ веры» и Евангелие от Матфея. Пришлось делать поправки на их культуру.

Так, в языке алеутов не было самого понятия «хлеб». Главное блюдо у них — рыба, поэтому в молитве «Отче наш» он заменил хлеб на рыбу.

Именно на алеутском языке в 1833 году священник написал свой главный миссионерский труд — «Указание пути в Царствие Небесное». После выхода в свет эта книга выдержала 62 переиздания (!), и во всем мире говорили — более просто и гениально путь к Богу еще никогда не был описан!

Спустя 10 лет трудов среди алеутов, в 1834 году, отцу Иоанну дали новое послушание — служить на острове Ситка. И здесь миссионер не оставлял своих лингвистических и исследовательских трудов — вел погодные наблюдения, биологические, написал книгу «Записки об островах Уналашкинского отдела». И по сей день эта книга настольная у этнографов. Пять лет спустя назначения на Ситку, в 1839 году он решил выдвинуться в Санкт-Петербург, чтобы похлопотать об издании своих книг.

В столичном граде отца Иоанна принял сам государь император. Послушав этого удивительного миссионера, император Николай I сказал: «Моим детям будет очень полезно пообщаться с Вами, особенно цесаревичу Александру (будущему Александру II)». Вот как высоко он оценил его труды!

Пока Священный Синод принимал решение, печатать ли книги отца Иоанна или нет, он выехал в Москву, где познакомился с будущим святителем Филаретом Московским. Святитель Филарет сказал о нем: «В этом человеке есть что-то апостольское». После этой встречи святитель Филарет на всю жизнь стал его покровителем и другом.

После рассмотрения Синод разрешил печатать книги, но в это время в семье батюшки произошло большое несчастье: в Иркутске умерла его супруга Екатерина, и их шестеро детей остались сиротами. Святитель Филарет взял на себя заботу об этих детях, а отец Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского.

И по сей день, вплоть до нашего времени все священники-миссионеры, направляющиеся на Дальний Восток, очень часто носят имя Иннокентий.

В частности, Владыка Иннокентий (Ерохин), епископ Уссурийский, викарий Владивостокской епархии, был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Московского.

В своем докладе Святейшему Синоду святитель Иннокентий ярко представил проблемы дальневосточного края: число паствы значительно выросло, и категорически не хватает священников. В итоге было принято решение создать новую епархию — Камчатскую, Курильскую и Алеутскую. Так святитель стал епископом Камчатским с кафедрой в Новоархангельске (ныне это город Ситка). Новосозданная епархия занимала чуть ли не половину материка и была столь обширна, что за 10 лет своего служения он успел полностью объехать её лишь трижды. Этот путь занимал 12-16 месяцев — 5000 километров на собаках, на оленях. Порой приходилось не выходить из кибитки сутками. В одном из писем Владыка писал: «Я в этом узком коробе лежу, мне иногда кажется, что вот он сейчас закроется, и я в гробу».

Исторические и этнографические труды святителя столь значимы, что даже советские историки не могли обойтись без ссылки на него. Указывали правда скромно, без сана: Иннокентий Вениаминов. Но, тем не менее, они не могли не ссылаться.

Казалось, неутомимой энергии святителя хватило бы на кучу жизней сразу. Так, он потрудился и на государственном поприще: проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Целый год он путешествовал на баркасе по Амуру, намечал, где будут поселения, как нужно их развивать. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.

Со временем к и без того обширной территории его епархии прибавилась Якутская область. По этой причине преосвященный Иннокентий должен был переменить место своего постоянного жительства и переехать в город Якутск. И теперь ему предстояли новые миссионерские труды: он просвещал якутов, тунгусов, гольдов, чукчей, перевел Евангелие от Матфея и основной катехизис на якутский язык. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Якутов до того тронуло это событие, что старшины их от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда стал праздничным. Кроме этого, велась работа по переводу священных и богослужебных книг и на тунгусский язык.

В посту Николаевском святитель встретился с проезжающим иеромонахом Николаем (Касаткиным), будущим просветителем Японии и создателем Японской Православной Церкви. Он научил его азам миссионерства: «В первую очередь учи язык, изучай культуру, уважай, люби этих людей, тогда ты достучишься до их душ и принесешь слово Божие».

Во время своего третьего путешествия в Японию и на Камчатку в 1861 году святитель из-за шторма был вынужден остановиться в порту Ольга, посетив таким образом территорию будущей Арсеньевской епархии. В ближайшее время в Ольге планируется поставить Крест, посвященный святителю, и вместе с ним нанести туда имена всех первооткрывателей Дальнего Востока.

Когда Владыке Иннокентию было 70 лет, митрополит Филарет умер, и Владыку назначили митрополитом Московским. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому во время оно и в пономари, на место отца, невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви — митрополитом Московским!

Из-за подъятых миссионерских трудов Владыка практически ослеп, и в последние годы жизни он совершал богослужение по памяти. И на новом посту святитель не ослабевал заботой о трудах миссионерских: с целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено миссионерское общество. Открытое в Москве в январе 1870 года, оно встретило большое сочувствие во всех уголках России. Во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты. Но главной его заботой оставалось наставление народа в истинах христианской веры и нравственности.

С середины 1878 года митрополит Иннокентий почти непрерывно хворал и даже отменил в конце этого года поездку в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз приобщался в Великий четверг. 30 марта 1879 года он потребовал к себе преосвященного Амвросия (позднее епископа Харьковского) для чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи его не стало.

«Дайте знать, — говорил, умирая, преосвященный, — чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: от Господа стопы человеку исправляются (Пс.36:23)».Это главная фраза, с которой он ушел из этой жизни.

Святителя похоронили в Лавре, рядом с могилой свт. Филарета. И в жизни, и в смерти они были сотрудниками и единомышленниками. Святитель был канонизирован в 1977 году по предложению Святейшего Синода Православной Церкви в Америке.

Конспект лекции историка Арсеньевской епархии Л.В.Колодей.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *