Киевская Русь

I. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции «Патерика», подвизались и погребены в Лавре:

А) Феодосий игумен (мощи почивали в Дальних пещерах; в 1091 г. обретены и перенесены в престольный лаврский храм, где в 1240 г. укрыты под спудом);

Б) Остальные Святые этой группы почивают в Ближних пещерах:

II. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались и погребены в Лавре:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

51. Авраамий трудолюбивый
52. Авраамий затв.
53. Алексий затв.
54. Анастасий диакон
55. Анатолий
56. Григорий иконописец
57. Елладий затв.
58. Илия Муромец (воин, прототип героя былин)
59. Исаия чудотворец
60. Иоанн постник
61. Лука эконом
62. Макарий
63. Нектарий
64. Онисим затв.
65. Онуфрий молчаливый
66. Савва
67. Сергий послушливый
68. Сильвестр
69. Сисой затв.
70. Феофан постник
71. Феофил затв.
72. Дионисий, архиеп. Суздальский (1385; постриженник Лавры; мощи либо скрыты, либо встревожены при вражеских нашествиях).

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

73. Агафон чудотворец
74. Ахила диакон
75. Аммон затв.
76. Анатолий затв.
77. Арсений трудолюбивый
78. Афанасий затв.
79. Вениамин
80. Геронтий канонарх
81. Григорий чудотворец
82. Дионисий затв.
83. Евфимий схимник
84. Владимир Свящснномученик, митрополит Киевский (ум. 1918; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, в 1992 г. обретены и перенесены в Дальние)
85. Захария постник
86. Зинон постник
87. Игнатий архимандрит (ум. XV)
88. Илларион схимник
89. Ипатий врач
90. Иосиф Многоболезненный
91. Кассиан затв.
92. Лаврентий затв.
93. Леонтий канонарх
94. Лонгин вратарь
95. Лукиан мученик (ум. XIII)
96. Макарий диакон
97. Мардарий затв.
98. Мартирий диакон
99. Мартирий затв.
100. Меркурий постник
101. Моисей чудотворец
102. Нестор Некнижный
103. Павел послушливый
104. Паисий
105. Памва затв.
106. Панкратий иеромонах
107. Пафнутий затв.
108. Пимен постник
109. Пиор затв.
110. Руф затв.
111. Силуан схимник
112. Сисой схимник
113. Софроний затв.
114. Тит воин (принял иночество)
115. Феодор молчаливый
116. Феодор, князь Острожский (принял иночество; ум. XV)
117. Филарет Святитель, митрополит Киевский (Амфитеатров; ум. 1857; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах; в 1994 г. обретены и перенесены в Дальние).

ПРЕСТОЛЬНЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР (под спудом):

118. Павел Святитель, митрополит Тобольский (ум.1770; выходец из Лавры, окончил в ней свои дни, находясь на покос)
119. Петр Могила Святитель, митрополит Киевский

III. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:

а) 120. Илларион, митрополит Киевский (чтится в числе Печерских Святых как один из основателей Лавры);
б) остальные Святые этой группы — Святители домонгольского времени, бывшие выходцами из Лавры:
121-122. Герман и Никита Новгородские
123-124. Исаия и Леонтий Ростовские
125. Лаврентий Туровский
126. Лука Белгородский
127. Марин Юрьевский
128. Мина Полоцкий
129. Николай Переяславский
130. Стефан Владимирский
131. Феоктист Черниговский.

IV. Не подвизались в Лавре:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

132. Иоанн, Первомученик Русский, сын варяга Феодора (убит в 983 г. киевлянами-язычниками)
133. Иулиания, княжна Ольшанская (ум. не позднее 1540 г.; мощи почивали под спудом возле Успенского собора, обретены нетленными в нач. XVII в. и оставлены в указанном храме; при пожаре 1718г. обгорели и перенесены в Ближние пещеры)
134. Меркурий, еп. Смоленский

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

135. Евфросиния Полоцкая (преставилась в XII в. в Иерусалиме, откуда мощи были перенесены в Киев, в 1910г. — в г. Полоцк; в Лавре оставлен гроб Преподобной с частицей руки)
136. Феофил, архиеп. Новгородский (ум.1485 г.; страдая недугом, ехал к святыням лаврских пещер и преставился в виду Киева на левом берегу Днепра)
137. Младенец, убиенный Иродом за Христа (часть мощей принесена в Лавру в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном)
138. Климент, еп. Римский (глава принесена в 988 г. из Херсонеса Таврического в Киев и первоначально находилась в Десятинной церкви)

В ДРУГИХ МЕСТАХ:

139. Михаил, митрополит Киевский (современник Св. князя Владимира; мощи почивали в Десятинной церкви, откуда перенесены в Ближние пещеры; с 1730 г. — в Успенском соборе).
140. Владимир, Равноап. князь Киевский (глава обретена Св. Петром Могилой при раскопках руин Десятинной церкви; в конце 30-х гг. ХХ в. вывезена из Успенского собора на обследование в Ленинград и бесследно исчезла)
141. Стефан Архидиакон, Первомученик (указательный перст принесен в Лавру в нач. XVIII в. из Молдавского Нямецкого монастыря Романским архиеп. Пахомием, который жил в Печерской обители на покое)

V. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:

На планах пещер XVII-XIX вв. и в ряде других документов упоминаются еще некоторые Печерские Святые. Их имена не приводятся здесь, т.к. автор этих строк еще продолжает исследование соответствующих источников.

Дата публикации: 31.12.2004

Хранительница благочестия

Киево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фото: Дмитрий Богачук

– Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра?

– Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов.

Богоматерь с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Фрагмент Свенской Печерской иконы

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 году.

Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) – Какое влияние оказал Афон на преемственность традиций афонского монашеского делания?

– Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».

– В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря.

– Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности.

Прп. Нестор Летописец Киево-Печерская Лавра, живой свидетель священной истории нашего Отечества, стала основательницей отечественной исторической науки и учредительницей школ. Первым известным летописцем Руси был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Здесь воспитался и трудился первый русский историк Нестор Летописец – автор Печерской летописи и «Повести временных лет». В ХІІІ веке в Лавре был создан первый свод житий русских святых – Киево-Печерский патерик.

Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

– После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители?

– История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, Промыслом Божиим устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри.

Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

– Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия?

– В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.

В конце XVI – начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616–1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.

Великая церковь Киево-Печерской лавры, Верещагин В.П. Важное место в истории монастыря данного периода занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополит Петр (Могила). Одной из главных сфер его деятельности была забота об образовании. В 1631 году святитель основал в Киево-Печерской Лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и многие другие. В 1632 году, для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле. Было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянский коллегиум, который впоследствии был преобразован в Киевскую духовную академию.

После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения

– Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?

– После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители.

Старая открытка с видом на Киево-Печерскую Лавру

– Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре?

– Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

– Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода?

– За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников – советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского).

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

В начале 1920-х годов благодаря энтузиазму представителей творческой интеллигенции был организован Музей культов и быта для предотвращения уничтожения духовных и художественных ценностей обители. В годы воинствующего атеизма в Лавре был создан музейный городок и открыт ряд музеев и выставок. В 1926 году Киево-Печерская Лавра была признана историко-культурным государственным заповедником. Однако в начале 1930 года монастырь был закрыт. В том же году были закрыты Владимирский и Софийский соборы, которые стали филиалами заповедника. Во время Второй мировой войны немцы начали грабить и вывозить в Германию ценнейшие музейные сокровища, в том числе из коллекции Киево-Печерского заповедника. 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор.

Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро.

На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу.

Трапезная церковь

– Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время?

– Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных старцев Киево-Печерских, чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.

И по сей день в Лавре происходят чудеса

И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное – искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне.

Мироточивые главы неизвестных Святых

– Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии?

– Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как Димитрий Ростовский (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых – это новомученики и исповедники ХХ века.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

День празднования: 28 сентября

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих, празднуется ныне 28 сентября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, т. е. после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста.

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. Преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, известно два канона: один, составленный иеромонахом Мелетием Сиригом (напечатан в Киевском акафистнике 1764 г.), другой, находящийся в службах печерским преподобным, составлен святителем Димитрием Ростовским. В Собор преподобных отцов входят (в скобках приводится день основной памяти, где и помещены сведения о святом): преподобный Антоний Первоначальник (память 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня), преподобные Феофил слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), преподобномученик Евстратий (память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля), преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля), преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря), преподобный Никола Святоша, князь Черниговский (память 14 октября), мученик Григорий Чудотворец (память 8 января), преподобный Онисим Затворник (память 4 октября и 21 июля), преподобный Матфей Прозорливый (память 5 октября), преподобный Исаия Чудотворец (память 15 мая), преподобный Аврамий Трудолюбивый (память 21 августа), преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля), преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января), преподобный Пимен Постник (память 27 августа), преподобный Онуфрий Молчаливый (память 21 июля), преподобный Анатолий Затворник (память 3 июля), преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа), преподобный Сисой Затворник (память 24 октября), преподобный Феофил Затворник (память 24 октября), преподобный Арефа Затворник (память 24 октября), преподобный Спиридон Просфорник (память 31 октября), преподобный Онисифор Исповедник (память 9 ноября), преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая), преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта), преподобный Феофан Постник (память 11 октября), преподобный Макарий (память 19 января), преподобномученик Анастасий диакон (память 22 января), двенадцать мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской Великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (память 14 февраля), преподобный Аврамий Затворник (память 29 октября), преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля), мученик Иоанн младенец (общая память с 14000 младенцами, от Ирода в Вифлееме избиенными, 29 декабря), преподобный Илия Муромец (память 19 декабря), преподобный Никон Сухой (память 11 декабря), преподобный Ефрем, епископ Переяславский (память 28 января), преподобный Тит иеромонах (память 27 февраля).

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофпйский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня, а также 15 октября). Святитель был задержан в Киеве Литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере. Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобною Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой досточке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

У преподобных Ближних пещер есть также общая память с преподобными Дальних пещер — во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Канон иеромонаха Мелетия Сириги вошел в Службу этого праздника (Служба преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, напечатанная из акафистов с каноны. Киев, в типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1866). Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе Службы на 28 сентября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет, святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша…»

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских

Кондак 1

Богоизбранный полче и личе богокрасный, преподобнии отцы наши Печерстии, чудес многих источницы, иноческаго, постническаго общежития на Руси первоучители и наставницы, сие вам от душевнаго желания дерзаем принести похвальное пение. Вы же, яко имущи велие дерзновение к подвигоположнику Христу Богу нашему, молитеся Ему, молим вы, от всяких бед и зол нам избавитися, да с благодарением зовем вам:

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Икос 1

Ангелоподобнаго возжелаете жития, отцы богомудрии, мирския многомятежныя молвы избегосте, в пещерах тесных и темных вселистеся, идеже труды велии и подвиги подъясте, да Христа приобрящете; темже и слышите от немощных нас и грешных сия песнопения:

Радуйся, Антоние, воздержания, смирения, послушания и безмолвия зерцало; радуйся, веры православныя крепкое забрало.

Радуйся, Феодосие, монашеская похвало; радуйся, обители твоея велелепная славо.

Радуйся, Михаиле, первый архипастырю наш и учителю; радуйся, веры Христовой усердный насадителю и идолослужения искоренителю.

Радуйся, Прохоре, чудотворче всеблаженный, хлебы сущими от былий и солию от пепла, гладом тающия люди пропитавый.

Радуйся, Иоанне, постом неизреченным просиявый.

Радуйтеся, Феодоре и Василие, во временней жизни взаимным любве Христове союзом себе связавшии; радуйтеся, от корыстолюбиваго князя Мстислава крепко пострадавшии.

Радуйтеся, яко и по блаженней кончине вашей во единей раце дружелюбно почиете; радуйтеся, яко во единем часе к престолу Божию предстасте.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии; всемирнии светильницы, великии и пpecлавнии чудотворцы.

Кондак 2

Видя Христос Господь, яко во имя Его снидостеся купножительствовати, посреде вас обретеся, пособствуя вам в различных подвизех, наипаче же во брани со духи злобы поднебесной, и обогащаше вас благодатию Духа Пресвятаго: одному подая дар пророчества, другому же дары исцелений, иному власть изгоняти духи нечистии, вы же благодать сию приемши, не вознесостеся духом своим, но в простоте души и сердца со смирением и благодарением Благодателю Богу песнь воспесте: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуклонен имуще и крепкою верою в Бога вооружившеся, пути спасительнаго держастеся, отцы прехвальнии, егоже и совершисте преславно с помощию Христа и Пречистой Его Матери; сию помощь и нам, хотящим богоугодному житию вашему подражати, испросите у престола Всевышняго, да благодарно воспоем вам:

Радуйся, Поликарпе, главо пресветлая, жития святых конечнее списавый и воедино собравый; радуйся, яко с ними у престола Троицы Пресвятыя представый.

Радуйся, Варлааме, уме благодатный, пещеру темную и тесную светлым и пространным палатам предпочтый; радуйся, златотканныя одежды на рубы иноческия пременивый.

Радуйся, Дамиане, целебниче безмездный, молитвами и святым елеем болящих уврачевавый; радуйся, купножития на небесех с преподобным Феодосием у Господа себе испросивый.

Радуйся, Никодиме, в печении хлебов священных тридесят лет потрудивыйся.

Радуйся, Лаврентие, в затворе теснейшем многолетно подвизавыйся.

Радуйся, Афанасие, дар слез и умиления от Господа получивый.

Радуйся, Еразме, за украшение храма Божия Матере палату красоты неизреченныя в Небесном Царстве от Христа стяжавый.

Радуйся, Луко, заповедей Божиих усердный делателю.

Радуйся, Нектарие, послушания неленостный исполнителю.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 3

Силою и благодатию, данною ти свыше, в животе твоем, Агапите блаженне, болезни различныя врачевавый. Благодать сия и сила тебе и ныне присущая, паче же и умножися. Темже молим тя: исцели наша недуги, уврачуй страсти душевныя и телесныя, да здрави суще душою и телом, воспоем прославльшему тя Христу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи к вам веру, любовь и усердие, ходатаи будете жизни вечныя, отцы богоприятнии! Ваши бо молитвы многомогущии у престола Божия; сего ради и прибегаем к вам, яко великим помощникам нашим и заступникам, славяще вас сице:

Радуйся, Иоанне, яко послушание и по кончине своей проявил еси; радуйся, яко старшему брату свой смертный одр уступил еси.

Радуйся, Феофиле, яко братним послушанием от гнева исцелился еси; радуйся, яко вместо гнева умиление и слезы непрестанныя возымел еси.

Радуйся, Кукшо священномучениче, яко язычников множество ко Христовой вере привел еси: радуйся, яко за Христа со учеником твоим во главу усечен был еси.

Радуйся, Алексие, молитвы умныя добрый делателю.

Радуйся, Григорие, икон святых благоговейный писателю.

Радуйся, Савво, чудес великих творителю.

Радуйся, Сергие, послушания прехвальный рачителю.

Радуйся, Меркурие, житию безплотных поревнователю.

Радуйся, Пимене многоболезненный, крепкий на Бога упователю.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 4

Бурный и широкий жития мирскаго путь возненавидевше, возлюбисте же вседушно узкую и прискорбную жития монашескаго стезю и сею усердна потекосте, отцы богомудрии; темже и Господь, видя ваше благое произволение, заповеда Ангелом своим споспешествовати вам и укрепляти вас. Сего ради, хотящему всем человеком спастися Христу, поем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще людие, яко Господь прославил святым нетлением телеса ваша и дарова вам благодать целити недуги и болезни, темже притекают к вам движимые верою, с Востока, Запада, Севера и Юга, похваляюще вас приветствии таковыми:

Радуйся, Несторе, первый Русский бытописателю; радуйся житий святых отцов Печерских сказателю и усердный им во всем подражателю.

Радуйся, Евстратие, доблий мучениче и постниче, сообразно самому Христу пострадавший; радуйся, все язвы Господа Иисуса на теле своем понесший.

Радуйся, Елладие, затворников похвало.

Радуйся, Иеремие, прозорливых славо.

Радуйся, Моисее, целомудрия светило.

Радуйся, Иоанне, девства победо.

Радуйся, Марко, его же честнии руце гробы святым ископаша; радуйся, его же гласа мертвии послушаша.

Радуйся, Николо княже, в послушание братии Печерстей всецело себе предавый.

Радуйся, Григорие, иже потоплением в реце кончину блаженную приявый, его же тело пречестное в келлии чудесно обретеся.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 5

Видя Дионисий богомудрый телеса ваша во гробех святолепно почивающа, яже вниде покадити в день Пасхи Христовой, от избытка любве и благоговения к вам воззва: «Святии отцы и братия, ныне есть велик денъ: Христос воскресе!» И, о чудесе! Слышит абие от вас громогласное: «Воистину воскресе!» Дивяшеся чудеси сему преславному, поем воскресшему и пребывающему во век века Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Разумнии звезды небесе пещернаго вы есте, отцы прехвальнии, путь иноческаго жития освещающии и на круге Русския Церкве православныя пресветло блистающии. Слава бо всечестных подвигов ваших во вся мира концы протече, исповедание же святыя веры вашея всю Вселенную облиста: того ради и дерзаем приносити вам сия убогия наша пения:

Радуйся, Онисиме, яко теснотою затвора пещернаго в пространная селения райския прошел еси; радуйся, яко алчбою и жаждою насыщение бесконечное лицезрения Божия узрел еси.

Радуйся, Матфее, яко за чистоту души и тела дара пророческаго сподоблен еси; радуйся, яко кротостию и незлобием высоких добродетелей достигл еси.

Радуйся, Исаие, кладезю глубокий смирения; радуйся, источниче неиссякаемый чудотворений.

Радуйся, Авраамие, сыне святаго трудолюбия.

Радуйся, Нифонте святителю, поборниче Православия.

Радуйся, Сильвестре, бисере пречестный.

Радуйся, Пимене, сосуде Духа Святаго избранный.

Радуйся, Онуфрие, языком молчаливый, умом хваливый Бога.

Радуйся, Анатолие, терпеливый душею, разумом целомудренный.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 6

Проповедницей нам является честная десница твоя, Спиридоне богоприятне, ею же православных чад твоих поучаеши, како персты слагати подобает во изображение креста святаго на челе, уста же расколоучителей заграждаеши, яве обличая их неправое учение о перстосложении; сим бо образом осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу, Ему же предстоя молися, да угасит безмерно горящую пещь страстей наших, да дарует нам истинное усердие славословити Его непрестанно во псалмех и пениих духовных в сей жизни и в будущей да сподобит нас пети Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия яко пресветлое светило богознаменитая обитель ваша, отцы преподобнии и всю землю Русскую благодатию Божиею просвети: юже кровными поты воздвигосте и на ню же благодать свыше молитвами вашими и святыми подвиги привлекосте, ревнуя бо поревновасте пророчеству, еже рече: «На горах сих возсияет благодать Божия и вера умножится». Темже к вам, яко виновником пророчества онаго зовем:

Радуйся, Арефо, яко Господь милость свою на тебе удиви; радуйся, яко Господь украденное богатство твое в милостыню тебе вмени.

Радуйся, Феофиле, ему же земля бысть ложем, власяница одеждею.

Радуйся, Сисое, ему же бдение бысть сном, слезы успокоением.

Радуйся, Алипие, ему же Ангели в трудех святаго иконописания помощники быша.

Радуйся, Симоне cвятитeлю, его же святии руцы жития святых написаша и нам на пользу душевную предаша.

Радуйся, Никоне, Антония первый благоговейный учениче; радуйся, Феодосия в делех монастырских усердный сотрудниче и в душеспасительных подвизех рачительный соучастниче.

Радуйся, Феофане, яко тело постом умертвил еси.

Радуйся, Онисифоре, яко душу бденными молитвами оживил еси.

Радуйся, Макарие, яко за жизнь святую истлением тела от Господа почелся еси.

Радуйся, Анастасие, диаконе благоговейный и страдальче предивный.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и пpecлавнии чудотворцы.

Кондак 7

Хотя преблагий Господь страну нашу благодатию Своей обогатити и дати образ хотящим спастися, подвиже вас Духом Святым на вельми скорбное и богоугодное житие, им же удивисте не токмо человеков на земли, но и Ангелов на небеси: вы бо, о, отцы богоноснии, в пещерах заключившеся, аки во гробех, всеусердно в теплоте сердца и души, Единому Богу поработасте, богокрасно поюще песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя жизни иноческия отцами и учителям и явистеся, яже на Руси ниже именовася когда, сию вы насадисте и добре укоренисте. Темже безчисленныя множества монашествующих последующе душеспасительным стезям вашим благодарно вам воспевают:

Радуйся, Авраамие, яко Христа Господа всею душою и сердцем возлюбил еси; радуйся, яко Его ради и труды велии затвора пещернаго подъял еси. Радуйтеся и вы, дванадесять братий прекраснии, яко церковь Божия Матере небеси подобную украсили есте; радуйтеся, яко за труды ваша динарий от Сына Ея Христа Бога, Царство Небесное восприяли есте.

Радуйся, Исаакие, яко премногими страдании диавольскую прелесть низложил еси.

Радуйся, Илие, яко воздержания подвиги и безстрастия благодатию обогатился еси.

Радуйся, младенче мучениче Иоанне, яко кровь твою святую неповинно за Христа пролиял еси; радуйся, Никоне, яко на кресте простершему волею длани Христу терпением и незлобием вельми угодил еси.

Радуйся, святителю Ефреме, яко пчела сот пресладок, тако ты Устав студийский в обитель Печерскую принесл еси.

Радуйся, Тите блаженне, яко гневнаго беса смирением попрал еси; радуйся, яко тьму лукавых демонов далече от нас прогоняеши.

Радуйся, яко свет, еже не гневатися на ближняго, собою нам проливаеши.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 8

Странное и преславное чудо благодати небесныя проявися воочию всех верных: пещера разбойников в храм Божий соделася: идеже бо грех преизобилова, тамо благодать приумножися, идеже терн беззакония укоренися, тамо кедры рая Христова возрасташа, идеже блато смрадное греха бяше, тамо источницы безсмертия воскипеша, идеже смерть обладаше, тамо Господь воцарися. Дивящеся изменению десницы Вышняго, зовем: Аллилуиа.

Икос 8

Все ваше, преблаженные отцы, тщание, желание и попечение бяше, да всезлобному рода христианскаго врагу гордую главу попрати и сотрети, Господа же Иисуса Христа в душах и телесах ваших да возвеличите и прославите; сего ради приветствуем и вас сице:

Радуйся, священномучениче Лукиане, яко уготовася тебе небесное жилище; радуйся, яко страдальцу, даровася тебе нескончаемое райское покоище.

Радуйся, Лаврентие, яко суеты мирския избегл еси; радуйся, яко к общежитию с миром ангельским востекл eси.

Радуйся, Пафнутие, яко, помня час смертный, непрестанно слезил еси; радуйся, яко при кончине от Ангелов утешения сподобился еси.

Радуйся, Мартирие, яко за великую чистоту и постнические подвиги дара целити болезни сподоблен был еси.

Радуйся, иерарше Иларионе, яко стадо словесных овец Христовых на пажитех Православия добре упасл еси.

Радуйся, княже Феодоре, яко в честь и во славу Церкви православной много потрудился еси.

Радуйся, Дионисие, яко «воистину воскресе Гоcподь» от преподобных отцев в день Пасхи услышал еси.

Радуйся, Афанасие, яко красная мира сего презрев, блату вменил еси.

Радуйся, святителю Феофиле, пастырю добрый, яко за пасомых тобою и живот положити готов был еси.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 9

Всем есте вся, отцы преподобнии, небесная бо врачества предлагаете нам и к безмездным лечбам своим вся ны созываете, не хитростьми человеческими, ни обязаньми, но действием Святаго Духа душевныя и телесныя исцеления преестественне подаете, еже приемлюще обильно, род всяк и возраст Благодателю и Промыслителю зовет благодарно: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии риторскими своими языки не возмогут достойно воспевати вашея святыни, тем паче аз убогий словом и разумом, киими песньми восхвалю вас, о, отцы, Ангелом равночестнии, обаче побужден усердием и любовию яже к вам, дерзаю венчати вас сими недостойными моими похвалами:

Радуйся, Зиноне, постом и многими иными подвиги иноческаго жития светло просиявый; радуйся, смирением, кротостию и послушанием землю кротких наследивый.

Радуйся, Григорие, яко зелием, им же питался, здравие болящим преподавый.

Радуйся, Ипатие, святым отцем в болезнех со всеусердием послуживый и за сия благодать Духа исцеляти недуги восприявый.

Радуйтеся, отцы преподобнии, их же пречестнии главы во здравие душ и телес наших миро источают; радуйтеся, их же пресвятии души в неизреченней славе Божию престолу предстоят.

Радуйся, Моисее, яко молитвами, постом и веригами страсти умертвил еси.

Радуйся, Иосифе, яко вратами смиреннаго и усерднаго послушания в вечный покой вшел еси.

Радуйся, Павле, яко николиже в праздности времене препроводил еси, темже со труждающимися и обремененными водворился еси.

Радуйся, Сисое, яко чрезмерными подвигами постничества не токмо человеков, но и Ангелов удивил еси.

Радуйтеся, Леонтие и Геронтие, яко из младенчества Христа возлюбили есте; радуйтеся, яко во отрочестве в подвизех наставником соравнялися есте.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 10

Спасти хотя многих, всех обращения и спасения милостивно ищай премилосердный Христос Бог наш, других вас отцев Египта, Фиваиды и Палестины, — Руси прояви, да вами многих вразумит и покажет вашим житием путь ко спасению, в чем вы потруждшеся, добре преуспеете, в неведении сущих Евангельстей истине неленостно поучая, к правоверию приведосте и к хранению Божиих заповедей и богоугодному и чистому житию словом и делом непрестанно возбуждасте, Богу Помощнику песнь поюще: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною твердою и ограждением крепким будете нам, всехвальнии отцы, с теплою верою, усердием и любовию к вам прибегающим, ограждающе нас противу чувственных и мысленных врагов наших, да не убоимся их, но да побеждаим тии молитвами вашими ко Христу Богу, зовуще с благодарением к вам сице:

Радуйся, Несторе, нижняя презревый, вышняя же возлюбивый; радуйся, яко пред кончиною самого Господа Иисуса Христа со Ангелы видети сподобивыйся.

Радуйся, Феодоре, яко хранение устом своим положил еси.

Радуйся, Памво исповедниче, боги языческия проклявый, имя же Господа небесе и земли исповедавый.

Радуйся, Софроние, затвором крепким и железом тело стеснивый, душею же и умом со псалмопением к небеси непрестанно паривый.

Радуйся, Панкратие, яко болящим благодатию Духа Святаго исцеления источаеши.

Радуйся, Антоние, яко духи лукавыя от приходящих к тебе с верою проганяеши.

Радуйся, Мардарие, нищеты и нестяжания любителю.

Радуйся, Аммоне, древним отцем святым в подвизех всеусердный подражателю.

Радуйся, Пиоре, страсти телесныя огнем воздержания попаливый.

Радуйся, Мартирие, добродетельным нравом душу просветивый.

Радуйся, Руфе, во образ житием своим постникам и подвижникам бывый.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 11

Пение всякое хвалебное побеждается множеством преславных ваших подвигов и трудов чрезмерных, превосходящих житие человеческое, но ангельскому подобное: и похвалам от Ангел паче, а не от человек вам приносимым быти достояше, обаче усердное наше видяще произволение, с верою и любовию приносимое нами приимите пение и испросите нам оставление грехов, и да в добром исправлении и покаянии скончаем временное сие житие наше, в вечном же да сподобимся молитвами вашими пети Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Свет вам незаходимый возсия возненавидевшим страстей тьму, угодницы Божии преславнии: веселие же нескончаемое восприя вас, добрый подвиг со тщанием скончавшим. Темже предстояще престолу Христову, поминайте нас поющих вам сия:

Радуйся, Евфросиние, горняго Иерусалима дши пречестная; радуйся, дольняго Иерусалима, нашею града Киева, мати пресветлая.

Радуйся, Иулиане, дево, лилие прекрасная, произростшая в земном Христовом саде; радуйся, процветшая в небесном Его вертограде.

Радуйся, Макарие священномучениче, яко до смерти верен пастырь был еси; радуйся, яко прежде, неже прияти ти престол на земли чувственный, на престолы мысленные предпослался еси.

Радуйся, Кассиане, затворниче дивный.

Радуйся, Арсение, яко за богоугодные временные, вечно от Христа упокоен еси.

Радуйся, Евфимие, яко пощения ради твоего великаго и немолчнаго славословия Богу, райских сладостей насыщаешися и со Ангелы поеши.

Радуйся, Вениамине, яко раздав имения твоя, на лоне Авраама почиваеши.

Радуйся, Тите, яко земнаго царя воинство оставль, да Небесному Царю храбрейший воин будеши.

Радуйся, Ахило, яко от юности распялся еси житию и страстем, да распеншагося волею на кресте Христа приобрящеши.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 12

Благодатию Всемилостиваго и Всещедраго Бога житием равноангельным пожисте, отцы духоноснии, чудеса многи содеясте, храм Пречистей Госпоже Деве Богородице пречуден создасте и яко невесту прекрасну златом, сребром и камением многоценным украсисте, в онь же людие от всея Вселенныя приходяще, восхваляют о вас Христа Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще ваше безмолвное житие, похваляем подвиги ваша — пост, молитвы, слезы, коленопреклонения, всенощныя бдения, плоти умервщления, духа сокрушение, долулегания, смирение, кротость, молчание, терпение, нищету, нeстяжание и вся та чтим, яже любви ради Христовы подъясте, тако воспевающе:

Радуйтеся, Паисие и Меркурие, яко в неразлучней жизни и единодушней любви братской пожисте на земли; радуйтеся, яко единою жизнию и радостию вкупе наслаждаетеся со Христом и на небеси.

Радуйся, Макарие, яко Самуил в юном возрасте в служение Господу предназначен был еси.

Радуйся, Пимене, яко пшеница гумна Христова, в житницы небесныя предопределен еси.

Радуйся, Силуане, яко на крилех поста и молитвы к Богу возлетел еси.

Радуйся, Агафоне, яко на плещех добродетелей высоких в горныя подъят еси.

Радуйся, Захарие, яко бесом страшен был еси, Ангелом же собеседник явился еси, с ними же и ко престолу Троицы Пресвятыя воспарил еси.

Радуйся, Игнатие, княже пресветлый пещернаго града; радуйся, пастырю преподобный богоизбраннаго стада.

Радуйся, мучениче младенче, яко за Христа от Ирода бесчеловечнаго чашу смерти испивый; радуйся, землю Востока кровию освятивый и нашу страну пришествием твоим благословивый.

Радуйся, Лонгине, яко путем узким право шествовал еси, им же и рая Божия доспел еси.

Радуйтеся, вси преподобнии отцы наши Печерстии, всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы.

Кондак 13

О, Всеблаженнии и всяких похвалений превышнии, преподобнии отцы наши Печерстии, приимите сие малое вам приношение, якоже и Господь прият две лепты вдовицы: и не возгнушайтеся молением нашим, яко и Христос не возгнушался лобзания блудницы, и сподобите нас ходатайством вашим ко Господу в добром исправлении и покаянии скончати житие сие и с молитвою во устех, в сердце и душе отьити от сея временныя жизни к вечней, и предстати престолу Всевышняго, идеже вы предстоите и со Архангелы и Ангелы и со всеми святыми, песнь поюще: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1…

Молитва всем преподобным отцам Киево-Печерским

Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.

Молитва иная

О, угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Как в Киево-Печерской Лавре переодевают святых



Каждый год в Петров пост в Киево-Печерской Лавре происходит удивительное, потаённое и очень ответственное событие. Монахи не только приводят в порядок территорию (например, белят внутренние поверхности пещер и обновляют краску на подиумах гробниц), но и переодевают святые мощи. Процесс этот – кропотливый и сложный, ведь в обители хранятся останки 123 святых.

Киево-Печерская Лавра. /Фото: modamix.net

Завеса тайны приоткрыта

Журналистам разрешили посмотреть, как происходит переодевание святых в Дальних пещерах обители.
Примерно в пять утра монахи, преисполненные радости и трепета, начинают пение акафистов, прославляющих святых, при этом обращаясь к ним как в живым. Затем они аккуратно достают мощи из рак и переносят их по подземному переходу в специальное двухэтажное здание. Там они снимают с мощей одеяние, при этом к каждому облачению прикладывается бумажка, на которой написано имя святого. Весь этот процесс происходит с молитвой.


Мощи переносят очень бережно.

Одежду святых просушивают на обычных веревках под открытым небом. Монахи основательно сушат не только облачения как таковые, но и внутреннюю одежду (рубашечку), которой обернуты мощи. А тем временем сами останки «ждут» в запертом помещении. Весь день с ними находится диакон – он читает над мощами молитвы.

Диакон читает над мощами молитвы, пока их одежда сушится.

Процесс облачения

После вечерней службы монахи снова одевают святых в их одежды. При этом у процедуры облачения святых есть определенные правила. Так, преподобные должны быть одеты в зеленые ризы. В первый раз смена одежды преподобных происходит перед началом Великого поста (их одевают в черное или фиолетовое), во второй раз – в субботу Страстной недели (в красные одежды), в третий раз – после Пасхи, под Троицу. Одеты святые в соответствии с тем саном, в котором они находились в тот момент, когда их призвал Господь.


Преподобные одеты в зеленые ризы. /Фото:lavra.ua

Рядом в раку кладут и атрибуты – например, в раке митрополита Киевского преподобного Филарета лежат палица и митра, а одет он в ризу с 33 пуговицами и звонцами.
Всех священномучеников Лавры (например, митрополита Киевского Владимира Богоявленского, расстрелянного большевиками в 1918-м) принято облачать в красные одеяния, а святителей – в золотисто-желтые одежды.
Монахам-схимникам (высшая ступень православного монашества) поверх одеяния полагается специальная мантия (схима). Например, на схиме Нестора Некнижного которому обычно молятся студенты и школьники, можно прочитать надпись: «Сердце чистое созиждива мне Боже».

Чудеса в Лавре

Как поведал корреспонденту «Новой газеты» отец Стефан, для каждого из братии соприкасаться со святыми останками огромная честь и огромное чудо. К этому процессу стараются привлекать всех монахов: одним из них поручают снимать одежду со святых, другим – их облачать.
Отец Стефан рассказал, что как Христа на кресте не покинуло божество, так и святые кости не покидают Божья благодать и благоухание, поэтому сушить сами останки нет необходимости. Сами же ризы иногда приходится заменять на новые (в этом случае их шьют здесь же, в Лавре), впрочем, такое происходит крайне редко.


Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Агапита. Фото:lavra.ua

Это удивительно, но никто из монахов Лавры не помнит, чтобы когда-либо во время просушки висящие на веревках одеяния намочило дождем. Каждый год в этот день над обителью, как по заказу, стоит ясная погода!
Кроме того, чудом считается и сам ритуал переодевания святых мощей – по словам монахов, этот процесс способен излечить любые недуги и отвадить зло.

Мощи несут бережно, словно младенцев

Переоблаченные мощи выносят из домика и доставляют обратно в пещеры. Выглядит этот процесс очень торжественно: впереди идет диакон со свечой, а за ним следуют монахи, которые очень бережно и при этом с радостью и трепетом несут свертки с останками святых.


Святые облачены в соответствии с саном, который у них был в момент кончины.

По словам отца Стефана, к мощам можно прикладываться и просить угодников о самом сокровенном, но не обо всём сразу, а выбрать из всех своих желаний самое главное. При этом свечу нужно держать так, чтобы воск не капал на святыни.
По материалам «Новой газеты» и hram-nikola.kiev.ua

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *