§ 3 Наказание за неверие

Страшным наказанием считалось отлучение от церкви – человек ставился вне закона, при этом остальные верующие не имели права оказывать ему помощь, давать приют, общаться семьями и так далее. Отлучить от церкви могли не только отдельного человека, но и целую область или даже страну. На этих территориях запрещалось исполнение обрядов и проведение богослужений (интердикт), а, значит, людей не крестили, не отпевали и т.д. А священнослужители проповедовали что, таким образом эти люди обрекли себя на муки в аду.

В те области, где находилось большое количество еретиков, католическая церковь организовывала целые военные походы, обещая их участникам прощение грехов. Так, к примеру, в начале XIII века был предпринят поход рыцарей против еретиков-альбигойцев (центром еретической мысли был город Альби в Южной Франции), которые считали церковь с папой порождением Сатаны. Война продолжалась 20 лет, за это время многие города на юге Франции были разграблены, а их население перебито. В числе убитых оказывались не только еретики, но и истинные католики, при этом рыцари руководствовались словами папского посла: «Убивайте всех подряд, Бог на небе узнает своих!»

Для борьбы с еретиками в 1215 году папа Римский Иннокентий 3-й (1198 – 1216 гг.) создал инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование») – специальный церковный суд. Большинство судей и служителей инквизиции составляли монахи из ордена доминиканцев («доминиканес» по-латыни означает «псы господни»). На их знамени даже была изображена собака с факелом в зубах как символ преследования еретиков. Процесс дознания сопровождался жестокими пытками (дыба, воронка, испанский сапожок) и обычно заканчивался смертной казнью человека (в виде исключения могло быть применено другое наказание: длительное тюремное заключение или изгнание из страны). Судопроизводство характеризовалось отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимых, а обозначали их как обвиняемый №1, №2, №3 и так далее.

Священнослужители просили покарать осужденного казнью «без кровопролития» — это означало, что смертная казнь проводилась путем публичного сожжения на костре. Считалось, что таким образом они проявляют милосердие к еретикам. Зачастую сожжения носили массовый характер. Если вначале жертвами святой инквизиции становились люди, которые действительно были не согласны с учениями церкви и выступали против них, то со временем ситуация изменилась, и уже любой неугодный человек мог попасть в категорию еретиков. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и связях с дьяволом (к примеру, только в одном небольшом немецком городе за год было сожжено 2 тысячи «ведьм»). Младенцы, родившиеся с физическими недостатками (например, с родимым пятном), считались детьми сатаны. Их всех ждала неминуемая смерть. Имущество еретиков делили между собой государство и духовенство.

Сожжение еретика

Как немецкий поэт-мистик познакомился с русским правосудием

Подготовил Артем Ефимов

Квирин Кульман. Гравюра из книги «Der alten und neuen Schwärmer, Widertäufferischer Geist» Теобальда Захариаса, изданной в 1701 годуКвирин Кульман, хилиаст и лжепророк. © Leipzig University Library

Квирин Кульман (1651–1689) был немецким поэтом-мистиком и проповедником. За 38 лет жизни он немало постранствовал по свету и закончил свои дни в Москве, где его сожгли в срубе как еретика. Разыскное дело Кульмана сохранилось, оно опубликовано и довольно подробно исследовано. Оно позволяет, с одной стороны, составить представление о том, как велось следствие в России накануне петровских реформ, а с другой — лучше понять политическую и религиозную обстановку, в которой эти реформы начинались.

Якоб Бёме. Картина Кристофа Готтлоба Глимана. XVIII век © Wikimedia Commons

Кульман проповедовал «иезуелитство», учение, которое он сам разработал, развивая идеи Якоба Бёме (1575–1624), Яна Амоса Коменского (1592–1670) и других мистиков, особенно расплодившихся в протестантских регионах Европы после Тридцати­летней войны. Это было радикальное духовное христианство, то есть Кульман не признавал никаких земных авторитетов в религиозных делах, полагаясь исключительно на Писание и отвергая Священное Предание, и охотно считал божественными откровениями разнообразные видения во сне и наяву, галлюцинации, припадочный бред и тому подобное. Кульман рассказывал и о собственных видениях, в которых ему открылось его апостольское предназначение.
Кроме того, у него была политическая программа: для ниспровержения католичества (папы и Священной Римской империи) должны были объединиться под знаменами иезуелитства протестантская Швеция, православная Россия и мусульманская Турция.
Значительную часть жизни Кульман провел в бегах или под арестом: за еретические проповеди его преследовали и в родной Германии, и в Англии, и во Франции. В 1678 году он ездил в Стамбул, намереваясь обратить в иезуелитство султана Мехмеда IV. Ему дали сто ударов по пятам и выгнали вон. В 1689 году он решил попытать счастья в России.

Усадьба Ф. А. Головина в Москве. Гравюра Адриана Шхонебека и учеников. 1705 год © ГМИИ им. А. С. Пушкина

Здесь его деятельность ограничивалась московской Немецкой слободой. В ту пору это было крупное предместье на берегу Яузы, где жили несколько тысяч человек, в основном протестанты из Германии и Голландии. Среди них было немало москвичей во втором-третьем поколении. У них были собственные церкви: две лютеранские и одна кальвинистская. Католиков было мало, и своей церкви у них не было, поскольку считалось, что они более склонны обращать в свою веру православных. Веротерпимость в пределах Немецкой слободы держалась на одном условии: не проповедовать иноверия местному населению. Собственно, это была основная причина, по которой иностранцам было предписано селиться на особо выделенной территории.
Кульман знал, что незадолго до его прибытия в Москву большое русское войско во главе с князем Василием Голицыным выступило в поход на Крым, бывший ближайшим союзником Турции. Россия состояла в антитурецкой коалиции со Священной Римской империей, Речью Посполитой и Венецией. Это прямо противоречило идее Кульмана о союзе России с Турцией против Священной Римской империи, но проповедник, похоже, был уверен, что раскроет русским глаза и они вместе с турками пойдут войной на католиков.

Василий Васильевич Голицын. Гравюра сделана предположительно Александром Тарасевичем. Не позднее 1689 года © ГМИИ им. А. С. Пушкина

Он не знал, насколько сложной была внутренняя ситуация в России. Номинально было два царя: 22-летний Иван Алексеевич и 16-летний Петр Алексеевич, причем за каждым стоял свой клан — соответственно Милославские (родня первой жены царя Алексея Михайловича) и Нарышкины (родня второй жены). Фактически же страной правила Софья Алексеевна (дочь Алексея Михайловича от Милославской) на пару со своим фаворитом Голицыным. Петр был отстранен от дел и изолирован вместе с семьей в загородном Преображенском дворце (через речку от Немецкой слободы).

Цари Иоанн и Петр Алексеевичи. Гравюра XVII века © Österreichische Nationalbibliothek / Wikimedia Commons

Софья, Голицын и Милославские считались продвинутыми западниками: они владели европейскими языками, читали европейскую литературу, держали курс на сближение с Западом. Голицын в 1684 году даже разрешил иезуитам организовать в Москве собственную миссию.
Нарышкины же и поддерживаемый ими Петр составляли, условно говоря, консервативно-патриотическую партию: они враждебно относились к «латинской учености» и предпочитали традиционный для России изоляционизм. Их идеологическим лидером был патриарх Иоаким, которого особенно раздражало присутствие в Москве иезуитов.
Кульман, не вникая во все эти подробности, немедленно по прибытии, в мае 1689 года, принялся проповедовать свое учение протестантам Немецкой слободы и быстро обзавелся небольшой, но активной группой сторонников — в основном людей, которые прежде были знакомы с идеями Бёме и других «духовных христиан». Самоуверенный Кульман потребовал от лютеранского пастора Йоахима Майнеке предоставить ему для большой проповеди слободскую кирху. Майнеке отказался и потребовал, чтобы Кульман немедленно уехал: его бурная деятельность ставила под угрозу стабильность Немецкой слободы и ее отношения с властями. Кульман отказался. Майнеке понимал: если власти сами выяснят, что в слободе завелись какие-то смутьяны, то при такой взрывоопасной политической ситуации это может стать поводом к закручиванию гаек в отношении иноземцев. Поэтому он почел за лучшее самому донести на Кульмана.
Свой донос Майнеке направил патриарху Иоакиму как верховному авторитету по религиозным вопросам, а тот передал его дальше «по инстанциям». Кульмана и двух его помощников из числа жителей Немецкой слободы взяли под стражу в конце того же мая 1689 года, так что вся его деятельность в Москве продлилась около месяца. Разбирательством заведовал окольничий Федор Шакловитый, глава Стрелецкого приказа и один из ближайших сподвижников Софьи и Голицына.
Судя по всему, для Шакловитого и его подчиненных это было дело особой важности, поэтому они подошли к нему с замечательной добросовестностью. Более всего их интересовала политическая программа Кульмана: вероятно, в нем поначалу склонны были видеть агента кого-то из протестантских государей, целью которого было расстроить союз России с католической Священной Римской империей. Допросы шли медленно, поскольку Кульман не знал ни слова по-русски и постоянно требовалась помощь переводчика.
Переводчики Посольского приказа Тяжкогорский и Юрий Гивнер (немец Георг Хюфнер, лютеранин, помимо прочего — руководитель придворного театра) разбирали сочинения Кульмана и вынесли суждение: Кульман и его сторонники «веру держат той ереси, имянуемой квакори, которых в Галанской и в Англинской землях и в иных тамошных местех множество, подобны здешним раскольщикам». Учение Кульмана действительно сильно напоминало квакерство — протестантскую доктрину, возникшую в Англии в середине XVII века. Тяжкогорский и Гивнер ошиблись в некоторых деталях (например, Кульман, в отличие от квакеров, не проповедовал непочтительности к земным владыкам), но в целом их экспертиза была вполне компетентной.

Квирин Кульман, фанатик. Гравюра Иоганна Георга Ментцеля. 1711 год © Leipzig University Library

В течение месяца Кульману изо дня в день задавали одни и те же вопросы: зачем приехал, кто послал, есть ли сообщники в Москве. Очных ставок не устраивали, но Кульману скрупулезно указывали на противоречия в его собственных показаниях и на расхождения его показаний со свидетельскими. Проповедника пытали: били кнутом (по 15, 20, 25 ударов зараз) и жгли щипцами. Однако он настаивал, что его никто в Россию не посылал и не призывал, а он сам приехал «по видению ангелову». Он то просил пощадить его, обещая немедленно уехать из России, то предсказывал России страшные бедствия за издевательства над «посланником Божьим».
Свои богословские заключения об учении Кульмана представили, помимо лютеранина Майнеке, московские иезуиты Иржи Давид и Тобиас Тихавский (оба по происхождению чехи) и кальвинистский пастор Теодор Шондервурт (голландец). Редкий для XVII века случай: представители трех основных конфессий западного христианства оказались единодушны. Кульман был признан еретиком.
Отдельно примечательно, что православное духовенство активной роли в деле Кульмана не играло: дела Немецкой слободы его мало интересовали, покуда не возникало подозрений, что иноверцы совращают с пути истинного православных.
Разбирательство по делу Кульмана продлилось около месяца. В конце концов следователи убедились, что он просто религиозный фанатик, а не шпион. Оставался последний вопрос — что же с ним теперь делать.
Тем временем в России разразилась новая политическая буря. Голицын с войсками вернулся из бесславного Крымского похода. Петр возмужал и окружил себя потешными полками, его конфликт с Софьей обострился. Развязка наступила в августе 1689 года: Петр уехал в Троице-Сергиеву лавру и потребовал к себе все московские войска; войска, поколебавшись, подчинились, и Софья, оставшись беззащитной, была вынуждена признать свое поражение. Петр из венценосного изгнанника превратился в полноправного царя и заточил сестру в монастырь. Голицына изгнали, Шакловитому отрубили голову.

Сожжение протопопа Аввакума в срубе в 1682 году. Рисунок А. А. Великанова из его же рукописи «Житие протопопа Аввакума». Ярославль, XVII век © starove.ru

Трудно сказать, как именно это повлияло на судьбу Кульмана. Даже если бы Софья удержалась, это едва ли сохранило бы ему жизнь. Как бы там ни было, казнили Кульмана уже при полновластии Петра и олицетворяемой им консервативно-патриотической партии. Причем ему не отрубили голову и не повесили, как уголовного или политического преступника. Его сожгли в срубе — это была по преимуществу религиозная казнь, особенно часто применяемая к раскольникам (не случайно и уподобление Кульмана и квакеров «здешним раскольщикам» в одном из экспертных заключений). Фактически это была русская версия сожжения на костре — традиционного метода казни еретиков на Западе. Разница была в том, что жертв запирали в маленьком деревянном домишке. Вместе с Кульманом сожгли книги, которые он с собой привез, так что некоторые из них сохранились только в виде переводов в разыскном деле. 

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ХРИСТИАН

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
  • Стол украшают гости, а дом — дети.
  • Тот не умирает, кто детей не покидает.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
    — Л.Н. Толстой
  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
  • Дайте детству созреть в детях.
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала. — М. Горький
  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.
27.05.2017

64 г. Христиане поджигают Рим. Позже вину за это злодеяние христиане свалили на императора Нерона.
363 г. Маранга на Тибре. В сражении римлян против персов легионер-христианин подло убивает своего императора Юлиана (Отступника).
370 г. Рим. Казнь философа Максимуса из Эфеса, бывшего советника цезаря Юлиана.
391 г. Рим. Император Феодосий I запрещает все языческие культы. В этом же году по его приказу был разрушен Дельфийский храм.
392 г. Рим. Феодосий I издает указ о закрытии всех языческих храмов. Часть из них должна быть полностью разрушена. Язычников исключают из армии, управления и юстиции.
394 г. Феодосий запрещает Олимпийские игры.
405 г. По приказанию Стилихона Флавия христиане сжигают Сивиллины книги.
415 г. Александрия. Разъяренная толпа фанатиков-христиан убивает греческого математика и философа Епатию, управляющую знаменитой александрийской библиотекой. После убийства Епатии, христиане разрушают саму библиотеку. Епатии – этой выдающейся женщине – принадлежит изобретение ареометра.
438 г. Рим. Вступает в силу закон, который предусматривает смертную казнь для язычников.
451 г. Рим. Вводится смертная казнь и для тех, кто предоставляет свои жилища язычникам для отправления языческих культов.
719 г. Папа Грегор поручает бишопу Бонифацию миссионерство среди германских племен. В 723 г. Бонифаций собственноручно срубает известную святыню Германцев – Дуб Донара (Тора) в Земле Гессен и строит из него часовню.
782 г. Верден . Карл Великий приказывает обезглавить 4500 саксонцев, отказавшихся принять Христианство.
956-986 гг. Гаральд Синезубый силой пытается ввести христианство в Дании, вплоть до 960 г. это же делает Гакон Добрый и Трюггви, отец Олафа Святого в Норвегии («Сага о Йомских Викингах»).
988 г. Кн. Святым Владимиром (Василием: имя, данное при крещении) — истреблены кумиры Велеса и Услада, кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев, уничтожены кумиры Хорса, Стрибога, Симаргла, Макоши, Даждьбога. «А кто не прийдет, противен мне будет» — так сказал Влидимир. Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ.
989-990 гг. «Святой князь Владимир» в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел. Учреждение «Церковного Устава св.Владимира», где предписывалось сожжение волхвов.
995-1002 гг. Олаф Трюгвассон начинает введение христианства в Норвегии, оскверняет капище Тора («Сага об Олафе Трюгвассоне»).
1008 г. Уничтожена священная роща (Святобора) сорбов близ Мерзебурга епископом Мерзебургским («Вагнерово рассуждение об идолопоклонстве древних жителей Миснии», Лейпциг, 1698 г.)
1018 г. Пожар в Киеве. Христиане, приписывая его злому чародейству, безжалостно убивают многих старых женщин, мнимых волшебниц.
1022 г. В Орлеане были сожжены десять катаров, преданных своими учениками; среди них были духовник короля Роберта I Этьен, схоластик Лизой и капеллан Гериберт.
1214 г. Париж. После процесса, проведенного канцлером Гильомом Ногаре, были сожжены гроссмейстер ордена тамплиеров Жак Моле и другие рыцари.
1239 г. В Монт-Эме, близ Шалона на Марне инквизитор Робер Ле Бугр сжег 182 катара.
1252 г. Булла Иннокентия IV „ad exstirpenda“ (об уничтожении) о введении пыткок для получения признания.
1570 г. Рим. Инквизиция сжигает на костре итальянского реформатора и поэта Антона Делла Паглиа .
1622 г. Германия, Гейдельберг. По приказу католической церкви вывезены все книги из библиотеки Гейдельбергского университета в Рим.
1633 г. Инквизиция вынуждает отказаться от «своих заблуждений» итальянского математика, философа и физика Галилео Галилея.
1063-1157 гг. Неоднократно сжигался храм Радегаста (Ретринский Храм) г. Ретра на земле лютичей-ретарей. Последний раз германским государем Лотарем. Оплавленные бронзовые кумиры лютичей числом 85 штук из Храма найдены в начале 18 века и описаны в 1774-1795 гг. Многие фигурки содержат славянские рунические надписи, как на Микоржинских камнях (Польша, Познаньское воеводство).
1168 г. После захвата датским королем Вальдемаром I острова Руян (Рюген, Германия), осквернен и разграблен храм Свентовита (Аркона). Кумир Свентовита вместе с другими изображениями языческих кумиров истреблен епископом Абсалоном (Гельмгольд «Славянская Хроника». До 1177 г.).
1169 г. «Святой князь Андрей Боголюбский» сжег Киев.
1210 г. Франция, Париж. Заживо сожжены четырнадцать амальрикян, утверждавшие единство бога и мира.
1215 г. Франция, Париж. Сожжены два преподавателя университета Сорбонны Альмарих Бене и философ-схоластик Давид из Динана.
1227 г. Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: «изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе» с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: «Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели».
1250 г. «Святой князь Александр Невский» учинил резню в Новгороде (убийство мирных жителей).
1327 г. Италия, Флоренция. Инквизиция обвиняет в колдовстве и отправляет на костер Чекко Асколи (Франческо Стабили) – известного итальянского врача, физика, математика и астролога.
1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.
1411 г. Псков. Сожжены 12 «вещих жонок» (колдуний, ведьм).
1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.
1471-1484 Рим. Папа Сикст IV, следуя иудо-христианской традиции, уничтожает остатки храма Геркулеса (Hercules Invictis).
1484 г. Булла Инокентия VIII, осуждено 100 тыс человек.
1485 г. Пьемонт. Сожжена 41 ведьма.
1504 г. По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван Максимов, в Новгороде – Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан.
1553 г. Женева. По доносу Кальвина был арестован инквизицией, а потом сожжен выдающийся испанский мыслитель, врач и ученый Мигель Сервет.
1551 г. Стоглавый собор запретил заниматься рядом наук, в том числе астрономией.
1554 г. Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.
1568 г. По наущению церковников была разгромлена первая русская типография, а смерд Никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен «за содружество с нечистой силой».
1588-1589 г. В 1584 г. на престол вступил крайне благочестивый государь Фёдор Иоаннович. В 1586 г. русскую церковь возглавил некто Иов (причислен к лику святых), в одном из своих сочинений одобривший казни языческих жрецов. Насколько можно судить по дошедшим источникам, во времена Иова сожжения стали обычной казнью. Английский посланник Флетчер, живший в Москве с 25.11.1588 по 6.05.1589, описывает одно из сожжений еретиков, как очевидец:
…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.
Достоверность сообщения Флетчера подтверждается описанием способа казни – сожжением в срубе, часто упоминаемым в русских документах XVII в., но необычным для других стран. Если за полгода только в Москве Флетчер успел стать свидетелем сожжения двух человек, то есть основания для предположения, что таких сожжений было значительно больше.
1601-1603 гг. Во время страшного голода митрополит, имея полные амбары хлеба, придержал свои запасы, выжидая, пока цены поднимутся еще выше.
1600 г. Сожжен на костре инквизиции великий итальянский ученый-просветитель Джордано Бруно. Не за утверждение, что земля круглая, а за пропаганду идей полигенизма. О некоторых человеческих расах он писал: «Эти из „новой земли“ вовсе не составляют часть человеческого рода, ибо они не люди, хотя и очень похожи на них своими членами, фигурой и мозгами». «… Ни один разумный человек не выведет эфиопов из той же протоплазмы, что и евреев».
1616 г. Церковь запрещает труды астронома Николая Коперника.
1619 г. Тулуз. По приказу церкви сожжен итальянский философ Луцилио Ванини. Сначала ему отрезали язык, чтобы он не мог обращаться к народу. Так как философ намеревался продолжать писать, было вынесено решение сжечь Ванини живым. В своих «Диалогах» Ванини напомнил о древних гипотезах о естественном происхождении человека и утверждениях атеистов, будто эфиопы произошли от обезьян, будто первые люди ходили на четвереньках, как животные, и будто в природе существует своего рода иерархия существ, от низших до высших.
1640 г. Христианские ханжи из группы «ревнителей благочестия» побудили молодого царя Алексея Михайловича издать указ против скоморохов. «В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли».
1654-1659 гг. Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния:
Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский
Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде
Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге
В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек
В Нижнем сожгли народу много
В Казане – 30 человек
В Киеве – стрельца Илариона
А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали по меч тысящами
1676 г. После девятилетней осады Киновии Соловецкой воевода Иоанн Мещерский ворвался в поселение и жестоко истребил до 500 человек (…и всеразличными смертьми чашу страданий испиша, аки класы доброплодныя острейшим мучения серпом пожати быша, и кровию своего древлецерковная предания запечатлеша).
1682 г. В деревянном срубе сожжены:
протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми, иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки), диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и отсечение десницы, а также инок Епифаний
2003 г. 250 педофилов сняли рясы священников
США. Лос-Анджелес. Скандалы вокруг преступлений католических священников-педофилов и попыток священноначалия скрыть факты изнасилований последнее время будоражат США. В Лос-Анджелесе жертвы сексуального насилия со стороны священников собрались у главного католического собора, чтобы выразить свой протест. Они обвинили кардинала Роджера Мохена в том, что в епархии не задумываются о проблеме насилия детей. Митингующие потребовали предоставить прокурору штата список священников, которых обвиняют в насилии несовершеннолетних. Фотографии жертв демонстранты оставили у здания собора в знак немого укора служителям культа Христа. В то же время, епархия архиепископа Луисвилла, штат Кентукки, согласилась выплатить 25,7 млн. долл. в рамках внесудебного урегулирования исков, возбужденных почти 250 бывшими прихожанами и родственниками пострадавших от священников-гомосексуалистов. Один из них – Луис Миллер – в конце мая был осужден за сексуальную связь почти с 30 детьми и приговорен к 20 годам тюремного заключения. Процессы еще над несколькими священниками ожидаются в течение года. При этом только в этом году из-за обвинений в педофилии в США покинули службу около 250 извращенцев в рясах. По данным телеканала ABCNews, за последние пятьдесят лет детей американских католиков мучили не менее 1500 педофилов-христолюбцев.
2003 г. Индульгенция стоимостью в 85 миллионов долларов
США. Бостон. Бостонская епархия римско-католической церкви согласилась выплатить 85 миллионов долларов жертвам сексуальных домогательств со стороны священников. Таким образом, будет закрыто более 552 судебных исков против 61 священника епархии, подвергших сексуальным преследованиям своих прихожан. В соответствие с договоренностью каждая жертва получит от 80 до 300 тысяч долларов. На сегодняшний день эта сумма является крупнейшей выплатой американской церкви на улаживание дел о сексуальных домогательствах. Например, около месяца назад, когда общее количество жалоб потенциальных жертв достигло 1000, бостонская епархия предложила откупиться суммой в размере 55 миллионов долларов. По свидетельству генерального прокурора штата Массачусетс Тома Рейли, развратные действия были «обычной практикой» на территории бостонской епархии. Главы церкви намеренно не предпринимали мер для решения проблемы, поскольку по секретному предписанию Ватикана сексуальные преступления католических священников не подлежали огласке.
2003 г. Украина. Киев. В последние годы монахи РПЦ на Украине становятся все агрессивнее. Первой их жертвой пал Музей истории религии в Киево-Печерской лавре, разграбленный под видом «возвращения церковного имущества», хотя в экспозиции помимо христианских экспонатов, хранились и языческие ценности. В апреле 2003 г. группа послушников захватила музейный корпус № 68, в июне они избили научного сотрудника заповедника Александра Березкина, собиравшегося проникнуть на свое рабочее место, заблокированное «божьми людьми», чтобы спасти экспонаты, требующие срочной реставрации. Аппетиты монашеской братии все возрастают. В августе «боевики в черных ризах» незаконно заняли помещения Ботанического сада Национальной Академии Наук Украины. Всего ими захвачено государственного имущества на 20 млн. долл., а научным учреждениям нанесен убыток на сотни тысяч.
2004 г. Новый Содом
Санкт-Пельтен. В семинарии этого австрийского города дело дошло до публичных гомосексуальных действий, в которых принимали участие семинаристы и священнослужители. Все это фиксировалось на фотопленке и распространялось в сети Интернет. После того, как скандал в католической семинарии Санкт-Пельтена стал достоянием гласности, австрийские СМИ называли эту семинарию не иначе, как „публичный дом для гомосексуалистов-святош“.
2017 г.
В Томской области завершилось расследование по делу священника-педофила. Следствие установило, что священник в сельском храме Асино на протяжении долгого времени совершал сексуальное насилие над малолетними девочками. Обвиняемый не признает вину, но представители власти собрали достаточное количество улик, чтобы утверждать его причастность к содеянному. Об этом свидетельствуют данные судмедэкспертизы, показания детей и их родителей. Священнику инкрементируют «Развратные действия, Половое сношение с малолетними против воли». Обвиняемый, после решения суда понесет наказание за содеянное в виде 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Так же рекомендуем посмотреть

Как на Руси наказывали еретиков

В Средние века, когда ни у кого и помысла не было отделить церковь от государства, в стремлении утвердить основополагающую и единственно верную точку зрения среди граждан страны католическая церковь играла ключевую роль.

Она являла собой самый действенный политический институт, зачастую насильственно насаждавший те или иные доктрины в массы.

Еретики как отщепенцы

«Инквизиция» – термин прежде всего юридический, в переводе с латинского означающий «расследование», «следствие», «выяснение». Еще до Средневековья он был широко употребимым, когда речь заходила о дознании, которое зачастую производилось с пристрастием (то есть, с применением пыток). Со временем инквизиторами стали называть духовных лиц, казнящих еретиков (отступников от веры).

До XI века к еретикам применялись различные меры увещевания, вплоть до конфискации имущества. А потом епископы приступили уже к более жестким наказаниям – именно с этого времени «отступников» начали жечь на кострах.

Это было именно государственной политикой, которая только прикрывалась догматами – к примеру, в XII веке император Священной Римской империи, король Германии Фридрих Барбаросса, обязал папу Луция III разработать и ввести специальную розыскную систему, позволяющую выявлять религиозные преступления.

Инструмент для устранения инакомыслящих

Инквизиция как карательный институт действовала в католических странах вплоть до XVIII века. Одним из первых ее запретил Наполеон Бонапарт. Инквизиторы к тому моменту уже обладали широчайшими полномочиями – могли, к примеру, запретить издание определенных книг.

В разное время еретиками были признаны такие прогрессивные для своих эпох ученые, философы и литераторы, как Коперник, Джордано Бруно, Вольтер, Эразм Роттердамский, Даниэль Дефо, Оноре де Бальзак, Кант, Декарт и многие другие.

Свежие, смелые и «подрывающие устои» мнения и суждения, распространяемые мыслящими людьми того времени, вступали в явное противоречие с церковными догмами, чаще всего опиравшимися на определенные стереотипы. Более того, они расшатывали столпы церковного мироустройства, порождая свободомыслие.

Это «святотатство» было недопустимо и смертельно опасно и для церкви, и для монархии. Не зря же замечательный ученый Джордано Бруно в 1600 году после многолетнего тюремного заключения был сожжен на костре.

Как относились к еретикам в России

В России еретиков жгли, начиная с XIII века. «Волшебников» карали таким образом и при Анне Иоанновне (царский указ 1731 года). Жгли волхвов (новгородская летопись 1227 года), «вещих жонок» (псковская летопись 1411 года).

При Иване Грозном и вплоть до второй половины XVIII века «заповеда таких огнем пожечи» (последнее решение о вынесении подобного способа казни было зафиксировано в 1762 году в Архангельской волости – за «колдовство»; жечь человека в итоге не стали, сослали на каторгу).

Одно из самых известных подобных сожжений – казнь протопопа Аввакума и трех его товарищей-единомысленников. Раскольник Аввакум не захотел подчиниться реформистской никонианской церкви, 14 лет сидел в Заполярье в земляной яме на хлебе и воде, продолжал проповедовать, пока царское терпение не лопнуло, и Федор III Алексеевич не приказал сжечь мятежного протопопа. Аввакум вместе с собратьями по убеждениям в апреле 1682 года заживо сгорели в деревянном срубе.

Борьба Католической церкви с еретиками

Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воле Папе Римского повиновались представители всех классов: от королей до крестьян.

Церковь обладала не только неограниченной властью, но и бессметным количеством владений и значительными богатствами.

Служители католической церкви умело навязывали обществу комплекс неполноценности и ничтожности перед Богом: именно с этой целью началось активное строительство знаменитых соборов, которые впечатляли своей грандиозностью и величественностью.

Католические священники ревностно проповедовали своей пастве учение о том, что надо жить в бедности, так как это единственный способ получить божественную благодать, сами же купались в роскоши, проводили дорогие церковные обряды и активно собирали десятину с населения.

Как церковь боролась с еретиками?

Несмотря на деспотическую политику церкви, среди представителей крестьян и горожан появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности, в отказе от бедности, и в непомерной трате денег. Католическое духовенство молниеносно отреагировало на религиозные бунтарства, и ответила суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека.

Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три и т.д.

Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.

Инквизиция и публичные сожжения

Смертная казнь проводилась путем публичного сожжения. Сожжение подозреваемых в ереси людей носили массовый характер.

И если на первоначальной стадии жертвами святой инквизиции становились люди, которые были не согласны с классическими учениями церкви, то со временем категории отступников увеличивались в геометрической прогрессии. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и порочных связях с дьяволом.

Младенцы, родившиеся с физическими недостатками, считались детьми сатаны. И тех, и других ожидала неминуемая смертная участь. Семьи еретиков разорялись, их имущество пополам делили между собой государственное казначейство и духовенство.

Жертвами Инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Так знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре, только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Крестовые походы: причины и последствия
Следующая тема: Франция: долгий путь к единству: Капетинги, Людовик VI, Филипп II

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками :

Не признавая государственных и языковых границ, с начала 12-го века церковь стала обладать неизмеримой властью и достигла большого могущества. Ни одно событие, будь то свадьба, таинство рождения или смерть не обходились без церкви.

Европейцам того времени даже в голову не могла прийти мысль о том, что может быть иначе. Все повседневные дела, поступки, даже мысли были навеяны церковными догмами и являлись частью порядка, установленного церковью.

Католический и христианский мир был неразрывно связан с религией.

Главные догматы

Наряду с появлением в Средние века главного сословия – духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.

  • Бог един, но может существовать в трех ипостасях (отец, сын, Святой Дух).
  • Церковь является безоговорочным посредником между человечеством и Господом.
  • Непорочное появление Иисуса на свет (по воле Святого Духа) и т.д.

Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли – все это принадлежало церкви.

Церковь испорчена

Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей.

Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви.

Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.

Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.

Евангелие как единственный источник веры

Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.

Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».

Как боролись с еретиками

В те времена самым страшным наказанием было отлучение от церкви. Именно так на первых порах карались еретики. Но, по сути, страдали все люди, окружающие еретика. Что такое еретик? Это человек, высказавшийся против церкви, при этом живущий в деревне или городе, имеющий соседей, друзей и родственников. Прознав про еретика, церковь могла наложить интердикт на целый город или район. Люди в этом месте становились вне закона.

Помимо того, что самого человека не могли приютить, накормить или помочь чем-то, кара касалась и ближнего окружения еретика. В городах, где были еретики, могли закрыть церкви и храмы. А это влекло за собой страшные по тем временам последствия: дети оставались некрещеными, покойники не отпетыми. Все верующие боялись, что неупокоеные души или младенцы, которые не прошли обряд крещения, обречены на вечные муки.

Прощение грехов

В некоторых поселениях еретиков было слишком много. Люди не хотели молчать о несправедливом (по их мнению) толковании Библии и забвении апостольской бедности. Борьба церкви с еретиками в таких местах становилась особенно жесткой. В деревни направлялись целые вооруженные отряды, имеющие единственный приказ — «уничтожить». Многотысячные убийства церковь объясняла как истинное прощение грехов.

По данным историков особенно противились церковным догматам жители средневековой Франции. Известно, что в начале тринадцатого века уничтожались целые города. Католическая церковь и еретики вели непрерывную борьбу. Однако у церковнослужителей было два преимущества – огромная власть и несметные богатства. Многие рыцари шли на убийство еретиков не из-за каких-то своих верований и убеждений, а в расчете на приличный денежный куш.

Жители города Альби

Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.

После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.

По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».

Священная инквизиция

Дабы еще тщательнее и надежнее бороться с еретиками церковь в конце 15 века создает специальные отряды. Священная инквизиция использовала все подручные средства, чтобы побороть инакомыслие (доносы, пытки, казни). Как раз в это время и выносятся смертные приговоры путем повешения.

Именно тогда еретиками стали те, кто «вступил в сговор с нечистой силой», кто пользовался магией, был ведьмой или колдуном. Обвинить в сделке с Дьяволом церковь могла целые деревни.

16-17 века запомнились всем многочисленными судами над ведьмами, которых пытали, вешали, сжигали на кострах, топили и т.д.

Почему Церковь отказалась венчать еретиков

Как можно в XXI веке всерьез говорить о каких-то «еретиках» и почему Церковь делит людей на верных и неверных, отказывая в услуге венчания – разве это не дискриминация? Размышляет Сергей Худиев.

Сергей Худиев

Сообщения в СМИ, что Архиерейский Собор «запретил браки с еретиками», вызвали в социальных сетях немалое раздражение.

Насколько можно понять из комментариев, одна из причин раздражения и сарказма людей — вера в то, что Церковь что-то может запретить людям внешним; это предположение, видимо, основано на беглом чтении заголовков, которые говорят «Церковь запретила».

«У нас светское государство, — возмущаются некоторые, — как Церковь может нам что-либо запрещать!» Что же, это ложная тревога. Вам, как людям внешним, Церковь ничего запрещать не может — и не собирается, это было бы бессмысленно. Речь идет о внутренних правилах религиозной общины, к которой вы не принадлежите.

Возможно, одна из проблем состоит в том, что венчание воспринимается как обрядовая услуга, а отказ в ней — как оскорбительная и несправедливая дискриминация. Мне дают понять, что я здесь — чужой. Что есть люди, которые здесь свои, которых с радостью обвенчают — а я в их число не вхожу, и мне ставят условия, на которых я мог бы войти. Что Церковь делит людей на «верных» и «внешних», «православных» и «еретиков».

Но право определять своих есть у любой организации

И тут мне хотелось бы отметить несколько вещей, начиная с чисто мирских — и восходя к религиозным. С чисто мирских позиций свобода — моя или ваша — означает, что меня или вас невозможно принуждать ассоциироваться с кем-либо против нашей воли. Вы имеете право, например, не звать меня на свой день рождения.

Вообще, если вы устраиваете вечеринку, поход в горы, масонский заговор, религиозное поклонение или какую-то еще совместную деятельность, это ваше дело — позовете вы меня или нет. Меня может глубоко огорчить, что вы меня не позвали. Я могу с негодованием заявить, что, не позвав меня на вечеринку, вы подвергли меня дискриминации, маргинализации, совершили акт нетерпимости и микроагрессии и еще какие-то страшные злодеяния.

Но мое глубокое огорчение и возмущение не налагает на вас никакого обязательства приглашать меня на вечеринку. Это — ваша вечеринка, или ваш заговор, или ваш поход. Это ваши личные границы, вы можете объединить их по общему согласию с границами других людей — и решить, что Васю, Петю, Колю, Олю и Мишу вы позовете, а Лешу нет — ну вот не нравится он вам.

Вы также вправе поставить условия — мы принимаем тех, кто не напивается как в прошлый раз, или одевается в специально оговоренный костюм, или исповедует определенный набор представлений о мироздании. Опять-таки, это ваше дело — вместе с теми, кто пожелает с вами добровольно объединиться.

Если бы вас обязывали приглашать на день рождения, или в горный поход, или в бизнес-предприятие, или в ролевую игру, или в другие совместные дела всех, кто пожелает, это жесточайшим образом стеснило бы вашу свободу.

Это сделало бы невозможной и любую свободу ассоциаций — пьяницы бы потребовали, чтобы их, продолжающих пить, приняли в общество трезвости, мясоеды с сардельками наперевес потребовали бы определять повестку дня для общества вегетарианцев, суровые религиозные фанатики скопом бы записались в общество атеистов, парализовав его работу, любая политическая партия могла бы быть уничтожена просто тем, что в нее записалась бы толпа ее политических противников.

Поэтому общество вегетарианцев имеет право не принимать в свои ряды мясоедов — по крайней мере, до тех пор, пока они, покаяние изъявив глубочайшее, не перейдут на бобы. Общество трезвости может ставить жестким условием принадлежности к нему отказ от алкоголя. И да, вероисповедные сообщества вправе устанавливать правила, которых должны придерживаться их члены — и самим определять, кого они считают своими, а кого нет. Это право любой добровольной ассоциации.

Атеисты могут отказаться вручить мне почетное звание «атеиста года», поскольку я не атеист. А Церковь может отказаться совершать над вами ее Таинства, потому что вы не православный. Требовать от Церкви, чтобы ее внутренние правила определялись требованиями внешних — значит требовать от нее самоуничтожиться.

И если человек решил остаться снаружи, он остался снаружи

Теперь обратим внимание на ситуацию глазами Церкви. В центре христианской веры стоит Бог, заключающий Завет. Слово «Завет» часто передают как «договор», но это не совсем точно — примерно, как брак назвать договором. С одной стороны — конечно, договор, с другой — это теплые, личные отношения взаимной посвященности и преданности.

Как и брак (а Библия использует и другие сравнения — гражданство, воинская служба, усыновление) — это отношения, в которых вы либо состоите, либо нет. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины — и абсолютно любой человек может войти в этот Завет через Крещение и пребыть в нем через Евхаристию, хранение заповедей и молитвенное участие в жизни Церкви.

Человек, очевидно, не может состоять в Завете со Христом, если не признает Его тем, кто Он есть — Богом и Спасителем, или отказывается признавать Его повеления. Церковь есть сообщество добровольное — человек сам решает, присоединяться к нему или нет. Но если он решил остаться снаружи, он остался снаружи. И для Церкви, пока он не вошел, — он внешний.

В этом случае Церковь не может и не должна преподавать ему Таинства — да и как бы она могла, ведь они знаменуют завет со Христом, в который он пока отказывается вступить. Да и ему какой смысл требовать для себя знаков Завета, в который он не хочет вступать?

Misha Maslennikov /flickr.com

Но как можно в XXI веке говорить о каких-то «еретиках»

Многих пугает термин «еретик». В самом деле, как можно в XXI веке говорить о каких-то «еретиках»? Тут проблема, скорее, терминологическая — для современного читателя, воспитанного отчасти на еще советской пропаганде, отчасти на Голливуде (тот еще идейный коктейль, стоит заметить), «еретик» — это какой-то не очень понятный, но в целом симпатичный малый, которого злые церковники сжигают на костре. То ли за то, что он считает землю круглой, то ли за еще какие-то смелые прорывы.

В церковной терминологии «еретик» — это лжеучитель, который не просто имеет какие-то ошибочные мнения, а глубоко искажает Апостольское возвещение. Сам термин (именно в этом значении) появляется уже в Библии.

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10).

Должны ли христиане отказаться от использования библейского термина из-за того, что КПСС с Голливудом придали ему другое значение?

Думаю, что нет — просто стоит объяснить первоначальный смысл слова. Ну в самом деле, Церковь верит, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек.

Некоторые религиозные группы, претендуя на звание христиан и наследие апостолов, не считают Иисуса ни Богом, ни человеком (как «свидетели Иеговы»), или считают человеком, но не Богом — как либеральные богословы.

Нам нужен какой-то термин, который позволил бы Церкви обозначить ее собственные границы — и обозначить тех, кто в эти границы не входит. И этот термин уже есть в Библии — «еретик».

Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками?

В ІV веке н. э. император Константин превратил гонимую христианскую религию в официальную, принятую повсеместно на бескрайних просторах Римской империи. После этого гонимые и угнетаемые сторонники христианства сами стали отвергать и преследовать своих врагов, приписывая им неортодоксальные, необщепринятые верования.

В это же время римскими епископами разрабатывалась система взглядов и понятий, которая позже стала основой католицизма. Все, что не подпадало под эту систему, стало презираться, а позже и жестоко преследоваться.

Люди, не согласные с общепринятыми религиозными взглядами, получили название еретиков, а сами учения стали называться ересями.

Социальные причины возникновения ересей

Возникновение ересей в христианстве принято связывать с теми социальными и идеологическими переменами, которые возникли в жизни христиан в период гонений. Самые бедные слои населения искали в новой религии примирения и равенства.

Поэтому постепенный процесс обогащения духовенства, укрепление административного начала, отступничество в период гонений не могли не вызвать осуждения со стороны простых верующих. В беднейших слоях населения продолжали жить идеалы скромного и простого раннехристианского быта.

Противоречивые настроения народных масс, разнообразные толкования христианского учения и всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства и дали толчок к появлению и распространению идей, что проповедовали еретики, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу.

Никейский Собор

В 313 году император Константин издал Акт о веротерпимости, согласно которому всем гражданам предоставлялась свобода вероисповедания. Этот документ, названный позже Миланским эдиктом, по существу, обозначил христианство, как полноценную религию. После этого, в 325 году, состоялся Вселенский Собор в г. Никее, на котором впервые прозвучало слово «ересь».

Первым еретиком был объявлен епископ Арий, который до этого считался одним из столпов христианства. Арий проповедовал сотворенность, вторичность Иисуса Христа по сравнению с Богом. Ортодоксальным же являлось равенство между Богом и Иисусом Христом, которое позже легло в основу догмата о Троице.

Арий и его последователи, названные арианами, стали первыми носителями тех идей, что проповедовали еретики.

Столетия без еретиков

В 384 году был казнен Присциллиан – последний из тех, кто был официально осужден за веру в Римской империи. Но политическое видение и методы укрепления власти, оставленные в наследство этим могущественным государством, католическая церковь приняла и активно применяла.

Столетиями католицизм не обращал внимания на разночтения Нового завета, а активно обращал в христианство европейские народы.

И только после становления империи Каролингов – то есть при укреплении светской власти, на рубеже тысячелетий, католицизм стал общепринятой религией, а в хрониках и анналах того времени вновь появилось слово «ересь».

Причины возникновения

Монахи, жившие в начале второго тысячелетия, часто описывали целительные способности святых мощей и различные чудеса, происходящие с верующими.

В этих же записях встречается и крайне неодобрительное упоминание о тех, кто с насмешкой относился к святым реликвиям, возможно, первые еретики и были теми людьми, которые не признавали «святых чудес».

Эти насмешки выливались в протесты, проходившие во имя Евангелия – Евангелия кротости, справедливости, бедности и смирения, Евангелия первых христиан и апостолов. Те взгляды, что проповедовали еретики, базировались на евангелистических понятиях, отражавших, по их мнению, самую суть христианства.

Начало преследований

Согласно средневековым анналам и хроникам, те, кого называли еретиком, отрицали авторитет Соборов, отказывались от крещения детей, не признавали таинства брака и исповеди. Первый дошедший до историков образчик того, как церковь боролась с еретиками, датирован 1022 годом.

Приговоры сожженных в Орлеане инакомыслящих донесли до потомков суть того, что проповедовали еретики. Эти люди не признавали таинства причастия, крещение проводили одним наложением рук, отрицали культ Распятия. Нельзя считать, что еретиками были выходцы из низких слоев населения.

Напротив, первые жертвы костров были образованными по тем временам духовниками, при помощи теологии оправдывающими свое инакомыслие.

Казнь в Орлеане открыла путь к жесточайшим репрессиям. Борьба с еретиками разожгла костры в Аквитании и Тулузе.

К епископам приводили целые общины иноверцев, которые выступали перед церковными судами с Библией в руках, доказывая и объясняя цитатами из Священного Писания правильность того, что проповедовали еретики.

Как католическая церковь боролась с еретиками, видно из вердиктов церковных судей. Приговоренные в полном составе отправлялись на костер, который не щадил ни детей, ни стариков. Костры в Европе – яркий пример того, как церковь боролась с еретиками.

В ХІІ веке костры запылали в Рейнских землях. Еретиков было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд запросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию последовательного и жестокого преследователя иноверцев. После масштабных погромов и облав костры запылали в Кельне.

Судебные расследования и приговоры инакомыслящим уже не были сводом голословных обвинений в колдовстве и распущенности, но содержали четкие пункты разногласий еретиков с ортодоксальными церковными понятиями.

Осужденные и приговоренные «апостолы Сатаны» принимали свою смерть настолько стойко, что вызвали беспокойство и ропот толпы, присутствовавшей при сожжении.

Очаги ереси

Несмотря на ожесточенные репрессии церкви, очаги ереси возникали во всей Европе. Популярное понятие дуализма, как борьбы добра и зла, обрело второе дыхание в еретических течениях. Принцип дуализма состоял в том, что мир был создан не Богом, а восставшим ангелом – Люцифером, именно поэтому в нем так много зла, голода, смертей и болезней. В конце ХІІ века дуализм считался одной из самых серьезных ересей.

Концепция битвы добра и зла, ангела и дракона, была широко распространена в раннем средневековье, но борьбу с этой идеей церковь начала гораздо позже. Это объяснялось тем, что в XII веке в Европе укрепилась королевская и церковная власть, жизнь относительно стабилизировалась, и принцип дуализма – борьбы – стал не нужен и даже опасен.

Власть и могущество Бога, а значит и Церкви, – то, против чего выступали еретики, и что несло опасность для укрепления католицизма.

Распространение ересей

В XII веке основными очагами ересей считались земли Южной Европы. Общины строились по образу и подобию католических церквей, но, в отличие от ортодоксального клира, в управлении церковью отводилось место и женщинам. Еретики в средневековье назывались «добрыми мужчинами» и «добрыми женщинами». Историки более позднего времени стали называть их катарами. Это название пришло из средневековья, слово cattier переводится, как колдун, преклоняющийся пред котом.

Известно, что катары имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых и новых приверженцев. Если Франция и Германия уничтожили инакомыслие в зародыше, то в Италии и Лангедоке катары расширили и укрепили свое влияние. Многие знатные семьи того времени принимали новую веру и давали пищу и кров гонимым единоверцам и распространяли те учения, что проповедовали еретики.

Как католическая церковь боролась с еретиками

В начале ХІІІ в. на папский престол взошел Иннокентий III, целью которого было объединение всего европейского мира, возвращение южноевропейских земель в обитель церкви.

После ряда неудач католическая церковь, приняв на себя все полномочия по искоренению ересей и вступив в союз с королем Франции, возглавила крестовый поход против инакомыслящих. Двадцать лет непрекращающихся войн, массовые сожжения людей привели к полному захвату Лангедока и насаждению католической веры.

Но оставались целые семьи и общины людей, которые тайно сохраняли обычаи своих предков и сопротивлялись завоевателям. Именно с целью выявить и искоренить непокорных была создана инквизиция.

Инквизиция

В 1233 году папство создало особый орган, который имел право налагать покаяние и наказывать непокорных. Власть инквизиции была передана доминиканцам и францисканцам, которые несли в Южные земли новую проповедь, основанную на догматах католической церкви.

Вместо открытого вооруженного террора инквизиция использовала доносы и наговоры как инструмент выявления и уничтожения непокорных. По сравнению с массовыми казнями прошлого инквизиция убивала немногих, но тем страшнее было оказаться в ее руках.

Простые раскаявшиеся могли отделаться конфискацией имущества и публичным покаянием, для тех, кто отстаивал свое право на веру, приговором был костер. Не щадили даже умерших – их останки эксгумировались и подвергались сожжению.

Таким образом, католическая церковь и еретики вели неравное сражение за одну и ту же веру, за одного и того же Бога. Вся история становления католицизма освещается пожарами погибших за веру. Истребление еретиков послужило еще одним доказательством того, как обладающая могуществом одна Церковь, во имя Христа, уничтожила другую, более слабую, Церковь.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *