Рубрика — Детская психология

Вопрос: Как можно рассказать ребенку о смерти близкого человека? У меня умерла мама, четырехлетнему сыну она приходится бабушкой. Она была с сыном очень близка. Его часто отвозили к бабушке-дедушке погостить. Последнее время очень болела, он это видел.

Сейчас ему говорим, что бабушка уехала далеко лечиться, но долго правду скрывать не сможем. Да и нужно ли ее скрывать? Он сейчас у других бабушки с дедушкой, но постоянно спрашивает про Лену. Лена — это моя мама.

Заранее спасибо за ответ. Мария Яснова

Отвечает Анастасия Комарова, детский психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте Мария. Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?

Несмотря на то, что за этим событием стоит очень много боли и слез, ребенку необходимо сказать правду. Да, это очень тяжело, прежде всего, потому что Вам самой больно и сложно принять эту утрату. Но дети все чувствуют, Ваш сын тоже чувствует что, что-то произошло, Вы почему-то грустны, даже другие бабушка с дедушкой тоже (я предполагаю) напряженные.

У ребенка в такой ситуации нарастает тревога, что может быть причиной возникновения страхов. Поэтому ему лучше сказать правду. При этом не скрывайте от ребенка свои чувства: если Вам больно – так ему и скажите,что Вам больно, если хочется плакать – плачьте. И он вместе с Вами поплачет. Таким образом вы вместе будете переживать это горе. Не бойтесь его реакции и своих чувств. Дети, в отличие от взрослых, проще переживают смерть близких.

Возможно, у него возникнут вопросы о смерти: что это такое, а не умрет ли дедушка, мама, папа, я? Чтобы Вам было легче говорить на эту тему с сыном, почитайте вместе вот эту сказку:

СКАЗКА ПРО САМЫЙ ВАЖНЫЙ СЕКРЕТ

Далеко-далеко, высоко-высоко есть чудесная страна. Живут там прекрасные существа. Правда, нам они могут показаться необычными: они больше похожи на облака, чем на людей. Эти существа зовутся душами.

Души живут очень интересно: они стараются делать как можно больше добрых дел. Но особенно им нравится наблюдать за людьми и участвовать в их жизни. Так, например, если увидит душа, что какой-то ребенок расстроен, плачет или капризничает, то подлетит к нему поближе и начнет нашептывать ему на ушко добрые хорошие слова. А малыш душу не видит и думает, что плохое настроение и неприятности проходят сами собой. Но души не обижаются на людей за то, что те не замечают их присутствия. Для них самое главное — нести добро в сердца людей.

Есть люди, которые чувствуют присутствие душ рядом. Эти люди называют души ангелами-хранителями. Люди даже рисуют ангелов-хранителей и обращаются к ним за помощью. Конечно, души помогают тем, кто их просит. И эта помощь ощущается людьми как покой на сердце или как чувство спокойной радости.

Можно подумать, что люди не должны помогать душам. Но это не так. Люди могут очень многое сделать для душ.

Дело в том, что души очень хотят что-то сделать в том мире, в котором живут люди. Может быть, они хотят построить прекрасные дома, нарисовать чудесные картины, вырастить цветы и фрукты, помочь земле быть чистой и красивой. Но души ведь похожи на облачка, у них нет ног, чтобы ходить по земле, у них нет рук, чтобы рисовать, писать и строить, держать руль машины и сажать цветы. Представь себе, как это непросто: носить в себе чудесные желания и не иметь возможности их воплотить в жизнь!

Вот, оказывается, чем люди могут помочь душам: люди могут помочь душам осуществлять их желание сделать жизнь на земле красивой. Ведь люди имеют руки, чтобы строить и рисовать, они имеют голос и речь, чтобы советоваться друг с другом, они имеют ноги, чтобы ходить и наблюдать за тем, кто нуждается в помощи.

Интересно, а каждый ли человек может помочь душам осуществлять их заветные желания? Может быть, для этого нужно обладать особыми качествами? Если это так, то какими, по-твоему, качествами должен обладать человек, который может помочь душам?

(Здесь предполагается выслушать мнение ребенка и обсудить с ним эти вопросы. После можно спросить: «А кто из твоих близких или знакомых тебе людей обладает такими качествами? А сам ты ими обладаешь? Как ты думаешь, можно ли развивать в себе эти качества? Что для этого нужно делать? А ты что-то готов делать для этого сам? Кто бы мог тебе в этом помочь? В чем будет заключаться помощь?»)

А теперь пришло время открыть важный секрет. Оказывается, души могут становиться людьми! Когда маленький ребенок растет в животе у мамы, только еще собираясь появиться на свет, душа принимает важное для себя решение. Она решает покинуть свою чудесную страну, для того чтобы начать жить рядом с человеком на земле. И когда маленький человечек рождается, вместе с ним рождается и его душа. Душа, которая выбрала этого человечка и ради него покинула свою чудесную страну.

Человек растет, и вместе с ним растет душа. Благодаря ей даже совсем еще маленький человек совершает хорошие добрые дела.

Как ты думаешь, какие дела человек совершает благодаря душе?

Конечно, прежде всего душа помогает человеку быть чутким. Знаешь ли ты, что это значит?

Благодаря чуткости человек тонко чувствует настроение других людей, особенно тех, кто его любит. Он чувствует, когда близкий человек грустит или радуется, печалится или устал. И вот тогда душа помогает ему найти хорошее слово, чтобы утешить, подбодрить или разделить радость.

Как ты думаешь, важно ли это?

Да, ты прав — это очень важно. Потому что благодаря чуткости человек, даже самый маленький, может проявлять свою любовь к близким людям. А любовь, как ты знаешь, это то, без чего не может жить ни одно существо на свете.
Однако ты можешь спросить: если все люди обладают душой, а душа помогает им быть чуткими и любящими, то почему некоторые люди ссорятся, воюют, разрушают то, что строят другие?

Есть вопросы, на которые сложно ответить даже взрослым. И этот вопрос один из них. Может быть, люди ссорятся, злятся от того, что не знают, что у них есть душа и можно жить по-другому? А может быть, некоторым людям вовсе не нужно знать, что у них есть душа? А может быть, есть такие люди, у которых нет души? Как ты думаешь?

Над этими вопросами многие люди думают всю жизнь. Правда, они об этом нечасто говорят вслух.

А теперь нам откроется самый главный секрет. Оказывается, душа может жить вместе с человеком только некоторое время. У каждой души есть свой срок жизни вместе с человеком. Например, ты знаешь, что можешь смотреть мультфильмы с пяти до шести часов. Об этом говорят — есть срок смотреть мультфильмы. То есть срок имеет начало и конец. Так с рождением человека начинается срок жизни души и человека вместе. Когда же душа чувствует, что срок ее жизни вместе с человеком на земле подходит к концу, она должна покинуть человека и вернуться обратно в свою чудесную страну. В тот момент, когда душа прощается с человеком и улетает в свою страну, человек больше не может жить один, без души. И про такого человека люди говорят: «Он умирает» или «Он умер».

В этот момент на глазах людей, самых близких этому человеку, появляются слезы. Ведь когда кто-то любимый и близкий уезжает далеко, например в другой город, многие тоже плачут. Расставание и разлука с теми, кого мы любим, трогают нашу душу. Когда близкого человека нет рядом, нам сложно помочь ему и поддержать его; позаботиться о том, чтобы у него было хорошее настроение и самочувствие.

И вот когда человек умирает, любящие его люди понимают, что его душа улетела далеко. Но как же можно заботиться о том, кого нет рядом? Оказывается, можно.

Представь себе, что ты едешь на поезде в другой город. Ехать предстоит много часов и дней, потому что ты хочешь добраться до далекого-далекого города. Если будет жесткое сиденье, то поездка доставит много неприятностей. Поэтому, когда люди отправляются в путешествие, они проверяют: мягкий ли вагон, достаточно ли у них еды и многое другое.

Вот и душа, когда срок ее жизни вместе с человеком заканчивается, должна отправиться в долгое путешествие в свою страну. И чтобы в дороге ей было хорошо, ей нужна помощь людей, которые любили того человека, вместе с которым жила душа.

Какую же помощь мы можем оказать душе близкого нам человека? Прежде всего, нам нужно почаще вспоминать о том времени, когда наш любимый человек делал что-то хорошее и доброе. Например, рисовал, помогал другим, ухаживал за животными, сажал цветы, сочинял стихи. Словом, все, что приносило радость ему и тем, кто был рядом с ним.

Ты спросишь, зачем это нужно. Оказывается, эти воспоминания и разговоры об этом с другими людьми дают душе силу, необходимую для долгого путешествия. Чем больше силы дадут душе те, кто остался на земле, тем быстрее она достигнет своей чудесной страны.

Теперь ты знаешь, как помочь душе в ее трудном путешествии. Можешь ли ты рассказать о том, как будешь помогать душе?

Для тебя, наверное, важно узнать, что происходит с человеком тогда, когда его душа отправляется в путешествие?

Близкие человеку люди просят землю принять его тело. Оказывается, это тоже дает душе силы для путешествия в свою чудесную страну. Как дерево осенью отдает земле свои листья, для того чтобы стать сильнее весной, так и душа отдает тело человека земле, чтобы стать сильнее. А сила душе нужна, как ты уже знаешь, для того чтобы помогать людям в свершении добрых дел.

Так душа возвращается в свою страну. И другие души, конечно, очень радуются, когда встречаются с ней. Ведь для других душ жизнь души на земле вместе с человеком казалась долгой печальной разлукой. Поэтому, когда душа добирается до своей чудесной страны, там устраивают большой праздник встречи, и все души радуются. Ведь так и мы радуемся, когда приезжает человек, которого мы любим и давно не видели. Тем более мы радуемся, когда он привозит подарки. Правда?

Душа человека тоже приносит другим душам подарки. Самые дорогие подарки для душ — это рассказы о добрых делах человека. Правда, странно? Вместо того чтобы радоваться ярким машинкам или игрушкам, души радуются рассказам о добрых делах!

И здесь мы снова можем помочь душе близкого нам человека. Хорошие воспоминания, забота о других, которую мы будем проявлять на земле, поможет душе рассказать другим душам много интересного и приятного.

Итак, сегодня жизнь открыла тебе еще один свой секрет: секрет дружбы души и человека. Об этом секрете знают немногие даже взрослые люди. Но ты оказался тем, кто его узнал.

Что ты будешь делать теперь, зная этот секрет?

* * *

Не нужно бояться рассуждать с ребенком на «взрослые» темы.

Если жизнь уже поставила его перед острой ситуацией, то было бы странно обходить актуальные вопросы стороной. Подобное размышление — большая духовная работа, но она, поверьте, гармонизирует даже состояние взрослого человека.

Сказка довольно длинная, поэтому ее лучше читать частями. Вместе размышляйте с ребенком, делитесь с ним своими чувствами, когда читаете. Можно потом порисовать на темы сказки. Например, как он представляет себе страну, где живут души. Вместе впоминайте бабушку, что она любила, какая она была.

Конечно, для того, чтобы горе прошло потребуется время. Время лечит все.

Если будут сложности – пишите, постараюсь помочь. Удачи!

Читать также:

  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Как помочь ребенку после развода? Игры для повышения самооценки >>>
  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Дочка стала психовать по любому поводу и грозиться убежать из дома >>>
  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Как справиться с чувством вины перед ребенком? >>>

«Мама, а я умру?» Как говорить с ребенком о смерти

— Мама, а я умру? А когда ты умрешь, можно я буду носить твои сережки? А дедушка долго жил? А где он сейчас? — Такие вопросы часто ставят в тупик родителей детей 4–6 лет.

С мыслями о смерти непросто справиться и взрослым людям. А как объяснить все ребенку? И стоит ли… Давайте разбираться.

Вы когда-нибудь думали, откуда берутся черепа?

Почему ребенок интересуется смертью

Ему интересно. Ребенок постоянно об этом думает и ищет ответы. Хорошо, что он пришел с вопросом к вам — значит доверяет.

Мысли о смерти у ребенка могут быть из-за горя, которое случилось с кем-то из близких, из-за просмотренного фильма или мультика, сказки, в которой погибает персонаж. Дети находят мертвых насекомых, играют с ними, спрашивают, почему жук не летает, будет ли ему больно, если его бросить на пол.

Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна.

Вопросами о смерти ребенок начинает интересоваться в возрасте примерно 4 лет. Он растет, все глубже изучает мир, начинает понимать, что все имеет начало и конец, осознает, что он и его близкие тоже будут существовать не всегда. Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна. С этой информацией нужно учиться жить дальше.

Почему родители боятся разговоров о смерти

Мамы и папы хотят дать ребенку самое лучшее: беззаботное детство, в котором нет страхов, потерь и смерти. Хотят подарить ему волшебный мир, где Дед Мороз приносит подарки, зубная фея меняет зубы на конфеты, где игрушки оживают ночью, а хомячок и любимая собачка уходят жить на радугу. Или просто уходят. В лес, в поле, в другой дом, к другому ребенку…

Фантазия родителей безгранична, но она не решает главную проблему. Нет больше любимого Шарика, ребенок его больше не увидит, ни через год, ни через десять лет. Он не вернется. Он больше ничего не чувствует, не просит косточку, не лает и не скулит.

Двоюродная бабушка не уехала в гости, не переехала жить на Камчатку. Ее больше нет. Нигде нет… Наверное, и у взрослых при чтении этих строк наворачиваются слезы. Что тут говорить о ребенке.

Как можно такими словами разрушить детский мир сказок и грез! Придет время, повзрослеет и сам все поймет. А сейчас путь верит в лучшее.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком.

За стремлением позаботиться о комфорте и душевном спокойствии ребенка скрывается родительская тревога — собственный страх смерти. Скорее всего родителей оберегали их родители, которые в свою очередь получили такой опыт от своих мам и пап.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком. Причем бережно и деликатно.

Взрослых больше всего в этом непростом вопросе пугает неизвестность. Никто не знает наверняка, что будет после того, как мы умрем. Мы можем только фантазировать и предполагать. Научно обоснованных теорий, доказанных фактов не существует. Оттуда еще никто не возвращался.

Очень хорошо иллюстрирует этот страх притча об осужденном к смертной казни, которому дали возможность выбора. Или смерть или выход в дверь. Но за дверью неизвестность. Осужденный выбрал смерть. А за дверью свобода. Только никто ее не выбирал, поскольку неизвестность страшнее смерти.

Ребенок же боится страшных конкретных картин, которые сам же и нарисовал в своем воображении. А уж о детском воображении все имеют представление. Уж чего только не напридумывают!

Поэтому с детьми особенно важно конкретно проговорить все страхи, ответить на все вопросы, которые задает ребенок, смягчить, заменить страшную картину на более приемлемую для ребенка.

«Молчание — золото». Насколько применимо это выражение к теме смерти

Шестилетнего ребенка отвезли к болеющей, но еще живой бабушке. После ее смерти придумали красивую историю о переселении бабушки далеко-далеко, в красивый дом. Еженедельно передают от нее приветы и искренне верят, что сделали все для блага ребенка.

И все бы хорошо, только у ребенка появились судороги, навязчивые повторяющиеся действия, да и вообще какой-то нервный стал. Мама шестилетнего мальчика удивилась, узнав, что с ребенком нужно говорить о смерти. Как оказалось, она сама очень боится этой темы, и всегда старается заговорить о чем-то другом, спрятаться, сбежать. И это не единственный известный мне подобный случай.

Ребенок видит, что мама плачет, понимает, что случилось что-то плохое, но не знает что именно. Ему говорят, что все хорошо, что ничего не произошло. Только почему-то все грустят. Значит близкие люди его обманывают. Ему как будто запрещают говорить о своих чувствах, проживать их. И приходится ребенку справляться самому.

Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары.

Способов справиться в запасе у ребенка мало. В основном это психосоматика — реакции тела. Судороги, моргания глазами, ковыряние в волосах, стремление грызть ногти — самые распространенные способы ребенка справиться с непростыми чувствами.

Подсознательно ребенок знает правду. Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары. Естественные для детей страхи — темноты, остаться одному, отпустить маму — тоже говорят о наличии у ребенка страха смерти.

Неназванная эмоция — это самое страшное. Малыш чего-то боится, что-то чувствует, но не знает что это. Он не знает, что это нормально, что это есть у всех, что с этим можно справиться. Когда родители озвучивают, называют его страхи — становится спокойнее.

Вспоминаю свои чувства, когда в 15 лет из разговора родителей узнала о тяжелой болезни бабушки. Конечно, никто не торопился поговорить об этом со мной, не до того было… Это были самые ужасные две недели. Я ни с кем не могла разделить ужас, который творился у меня в душе. Нельзя ни поговорить, ни поплакать, ни задать вопросы… Кажется, что можно только молчать. Облегчение наступило, когда страшный разговор все-таки состоялся. Теперь я была не одна, теперь можно было говорить и чувствовать, а не держать все внутри себя.

«Мама тоже так боялась. Но она справилась, справлюсь и я». Чувства названы, открыты. О них можно говорить, их можно проживать и чувствовать. Это как тяжелый мешок, который, наконец, можно нести с кем-то вдвоем. Уже не так тяжело, не так страшно.

Как говорить с ребенком о смерти

В первую очередь нужно справиться со своим страхом. Чувства родителей моментально считываются бессознательным ребенка. Поэтому спокойный, ровный эмоциональный фон — залог успешного разговора.

Да, разговор не из легких. Поэтому важно обеспечить ребенку поддержку. Лучше посадить его на колени, обнять, дать понять, что вы рядом с ним, что вместе вы справитесь с любой болью.

На каждый свой вопрос ребенок должен получить ответ.

— Больно ли птичке, когда я толкаю ее палкой?
— Нет, она мертва, она больше ничего не чувствует.

— Когда Шарик вернется домой?
— Он не вернется. Он умер. Когда умирают, не возвращаются.

— Почему дедушка больше не приходит в гости?
— Он умер, он больше не придет.

Честность и открытость как никогда нужны в этом разговоре. Любая ложь и фальшь вызовут у ребенка еще больше тревоги. Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Ребенок обязательно спросит, умрет ли он, умрет ли мама, папа, бабушка, братик или сестричка. Четко и уверенно говорим: «Да. Все умирают. Но до этого мы все растем, учимся, работаем, заводим свои семьи, у нас появляются свои дети. Мы проживаем долгую и интересную жизнь. А потом мы становимся старенькими и умираем».

Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Так мы показываем ребенку, что жизнь имеет конец. Но этот конец будет очень нескоро. Впереди целая жизнь, наполненная интересными событиями.

Как ни парадоксально, но после открытых разговоров о смерти, принятия конечности жизни, тревога у ребенка спадает. Он принимает информацию, учится ценить жизнь.

Почему люди умирают. Следующий любимый детьми вопрос — «от чего люди умирают?». Также честно отвечаем: «От старости, от тяжелой болезни, от несчастных случаев. Болезни, от которых люди умирают, бывают редко. В основном люди выздоравливают и продолжают жить до старости. Несчастные случаи тоже бывают редко. Иногда люди умирают в машине в аварии. Но чаще всего они благополучно возвращаются домой».

Мы одновременно показываем ребенку возможные варианты, при которых может наступить смерть, и снимаем тревогу, делим на «часто» и «редко». Честно, но безопасно для ребенка.

Что происходит с человеком после смерти, что он чувствует. Часто дети интересуются, что чувствует человек после того, как умрет. Не холодно ли ему под землей? Отвечаем, что нет. Его тело уже неживое, оно не может ничего чувствовать.

А вот насчет того, что происходит с человеком, с его душой, существуют разные мнения — и лучше познакомить ребенка со всеми.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии. Тут можно рассказать несколько вариантов, пусть выберет сам, во что ему верить. Только не нужно слишком пугающих картин про ад.

Оптимальный вариант — поделиться воспоминаниями людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно они носят позитивный характер.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии.

Если семья религиозная, наверняка есть готовый ответ, которым можно поделиться с ребенком. Но не перестарайтесь. Чересчур привлекательная картина «загробного мира» может разочаровать ребенка в жизни земной. Поэтому соблюдаем баланс.

«Люди, которым удалось на минуту заглянуть в загробный мир, говорят, что там очень хорошо, красиво и спокойно. Там поют птицы, журчат ручейки, ярко светит солнце. Но на земле мы можем расти и развиваться, взрослеть, учиться, чувствовать печаль и радость, боль и удовольствие. Мы можем становиться старше, познавать все самое лучшее, что есть в каждом возрасте».

Как рассказать о смерти близкого родственника

Тоже говорим честно. «Бабушка умерла. Она была очень старенькая и долго болела. Я не знаю, где она сейчас. Она не в нашем мире, мы ее больше не увидим. Возможно, она в небесной стране, где ей хорошо и спокойно».

Не нужно скрывать своих чувств. Если хочется плакать — значит нужно это сделать. Объясните ребенку, что вы очень скучаете по бабушке и грустите, что ее больше нет. Когда грустно — мы плачем. Смерть — это большая потеря. Очень тяжело жить без дорогого человека.

С нами навсегда останется память о бабушке — фотографии, видео, памятные вещи, их важно беречь и хранить. Ее потомки — мама, сам ребенок, его будущие дети — это тоже продолжение бабушки. «Да, она больше не придет, мы не увидим ее глазами, но всегда будем помнить о ней».

Определите, что ребенок может сделать для умершего. Посадить цветок, зажечь свечку, поставить в рамку фотографию, сделать семейный альбом или видео на память, покормить птиц.

Важно объяснить ребенку, что это нормально — грустить, плакать переживать потерю. Что это на самом деле очень больно — терять близких. Показывая ребенку на своем примере, что вы не стесняетесь слез, вы учите его справляться со своей болью.

Автор статьи: Мелихова Виктория Игоревна

«Ребенок стал часто говорить о смерти»

То, что ребенка волнуют такие сложные абстрактные темы, говорит о его уровне развития. Судя по всему, у вашего сына, Марина, достаточно развит интеллект. Многие дети часто обращаются к теме смерти. В этом «перемалывании» естественный ход вещей. Мальчик встраивает ее в свою картину мира, пробует ужиться с ней и постепенно должен успокоиться.

Если острота не спала, это повод обратиться к психологу. Нужно, чтобы родители были достаточно спокойны и могли поддержать разговор. Мы — посадочная полоса для детей, они о нас «тормозятся», по любым темам. Смерть их волнует так же, как и Новый год, поездка на дачу, которая долго готовится всей семьей, отпуск, покупка собаки.

Это очень разные события, и неверно сравнивать их впрямую, однако это примеры того, что детям нужно больше времени, чтобы успокоиться, чем нам, и они могут спрашивать нас снова и снова о том, что мы уже обсуждали. Поэтому приятные вещи тоже будоражат детей, они об этом думают. Важно подобрать подходящий тон и слова поддержки и понимания, говорить о чувствах ребенка: о том, что он волнуется, что ему не хочется быть старым и умирать.

Можно рассказать, что и вам самим неприятно об этом думать. Часто ребятам важно знать техническую сторону вопроса, которая нам известна и понятна, а их пугает. Что происходит после смерти? Что делают с телом? Куда его закапывают? Как это место называется? Даже если в смерти для вас важен духовный аспект, «технические» подробности сделают представления ребенка более полными. Можно было бы вместе похоронить ту птицу, закопать и показать этот ритуал.

Как сказать ребенку о смерти близкого человека?

Смерть близкого человека – это тяжелое испытание даже для взрослого. Для ребенка оно осложняется меньшим пониманием того, что произошло, и менее развитыми умениями справляться со стрессами и кризисами. Как бы вы ни сообщили малышу печальную новость, он наверняка будет страдать. Но если вы сделаете это правильно и мягко, то эти страдания окажутся несколько менее тяжелыми.

Как подготовить ребенка заранее

Речь не о том, чтобы заранее сказать о возможной смерти близкого человека, если он, например, тяжело болен (хотя это тоже стоит сделать). Речь, скорее, о подготовке к восприятию смерти в принципе. Конечно, все мы надеемся, что и мы, и наши близкие проживут долгую и счастливую жизнь. Но реалии таковы, что ребенок может столкнуться со смертью где угодно. Даже если никто не умрет в вашей собственной семье, это может произойти в семье друга, у знакомых, в школе, во дворе.

Поэтому лучше не избегать разговоров о смертности всего живого. Обычно маленькому ребенку стараются не рассказывать о таких вещах, и даже если он задает вопросы о смерти сам – сводить их на нет. Но чем раньше, доступнее и аккуратнее вы объясните ребенку, что это такое, чем проще ему будет воспринимать смерть вообще и смерть близкого человека в частности в будущем.

Самый лучший вариант для такого объяснения – это терапевтические сказки. Введите в поисковик что-нибудь в духе «сказкотерапия: как сказать ребенку о смерти», и вы сможете найти огромное количество таких сказок, написанных профессиональными психотерапевтами. Начинать разговоры о смерти можно со сказок скорее метафорических, в которых даже не упоминается слово «смерть», а рассказывается о переходе из одной формы в другую, и невозможности вернуться в первую из второй. При этом в таких сказках состояние главных героев после «перехода» описывается по-своему прекрасным. И даже если вы сами не верите в загробную жизнь, ребенку эта метафора впоследствии поможет пережить смерть близкого человека.

После метафорических сказок можно переходить к более конкретным, в которых уже говорится прямым текстом о том, что какой-то персонаж умер. Конечно, не стоит постоянно читать ребенку исключительно сказки о смерти, но периодически работать по ним однозначно нужно.

Врать или не врать?

Достаточно часто родители, не решающиеся сказать ребенку о смерти близкого человека, выдумывают какую-нибудь историю: дескать, этот человек, на самом деле, уехал далеко-далеко, и вернется нескоро. Если вы действительно заботитесь о психике своего малыша, то лучше так не делать. Причин здесь просто уйма:

  • Первая и самая главная. Если вы врете ребенку, что близкий человек не умер, то вы, вероятнее всего, не предполагаете брать его с собой на похороны, поминки и другие ритуальные обряды, да и просто навещать могилу планируете без него. Но, по большому счету, вы не имеете на это никакого права. Да, мероприятия, связанные с похоронным процессом – печальные, трагичные, и практически наверняка вызовут у вашего ребенка слезы. Но это еще и мероприятия, позволяющие попрощаться с усопшим, окончательно осознать, что его в нашем мире больше нет, и отпустить его. Если вы не берете ребенка с собой на похороны, то вы лишаете его такой возможности. И когда он узнает о смерти близкого (а он практически наверняка узнает), эту возможность будет не вернуть. А это вызывает больше непонимание и страдания, чем открытое переживание потери.

  • Как было отмечено в предыдущем пункте, ребенок практически точно со временем (возможно, даже очень скоро от болтливых родственников или соседей) узнает о смерти «уехавшего в командировку» близкого. И тогда, помимо невозможности нормально пережить все этапы прощания с ним, он еще и будет обижен, что ему солгали. Причем обижен вполне обоснованно.
  • Атмосферу горя скрыть нельзя. Допустим, вы утаите, что произошло. Но вы никуда не денете свое подавленное состояние, равно как и аналогичное состояние других родственников, а еще все хлопоты, связанные с организацией похорон, и необходимость присутствия на самом этом мероприятии. И это все, вкупе с непониманием причины подобного положения вещей, создаст для ребенка тяжелую, гнетущую атмосферу, в которой ему будет очень тяжело находиться. В общем, не думайте, что вы можете просто соврать, а ребенок ничего не поймет и не почувствует – дети, порой, ощущают чужие эмоциональные состояния даже лучше взрослых.

  • Ребенок будет считать себя брошенным. Если это был действительно близкий для него человек, то со временем он начнет скучать из-за того, что этот человек перестал приходить к нему, звать себе в гости, звонить, и так далее. И не понимать, почему же бабушка, дедушка, мама, папа, тетя, дядя, сестра или брат, с которыми они были так близки, теперь совсем не хочет с ним общаться.

Как построить разговор о смерти близкого с ребенком?

Итак, если вы все-таки решили сказать ребенку о смерти близкого человека, то встает закономерный вопрос: как сделать это наименее травмирующим образом? Ниже приведены несколько советов, которые вам помогут:

  1. Начинайте разговор в более-менее спокойном состоянии. Это не значит, что в ходе него вы не должны плакать – вы имеете право на проявления своих чувств (тем более, что ребенок их все равно ощутит, пусть даже подсознательно). Но все же начинать эту беседу, когда вы не можете сдержать истеричных рыданий и выдать связное предложение, однозначно не стоит.
  2. Ребенок тоже должен быть относительно спокоен. Сказать о смерти близкого, когда он переутомлен, не выспался, хочет кушать, встал не с той ноги и целый день попадал в какие-то неприятности – не очень хорошая идея. Лучше все же подобрать время, когда он не находится в слишком уставшем, обессиленном состоянии.

  1. Краткость и правда – ваши лучшие помощники. «Бабушка умерла, потому что у нее был рак. Врачи пытались помочь, но, к сожалению, болезнь оказалась сильнее. Теперь бабушки нет». Возможно, вам кажется, что это слишком для ребенка, что лучше было бы выдать ему что-нибудь в духе «твоя бабуля была такой хорошей, что ангелочки забрали ее с собой на небеса». Но вы должны понимать, что ребенок по таким словам не поймет, что произошло, а он имеет право это знать. Ему в любом случае будет больно и тяжело, ему в любом случае придется справляться с потерей. Но так он хотя бы будет в курсе, почему все именно так. Если вы религиозны и хотите добавить какие-то объяснения, связанные с вашей верой – сделайте это после того, как четко и понятно скажете, что непосредственно произошло.
  2. Постарайтесь обойтись без негатива, даже если умерший человек был вам по какой-то причине неприятен. У ребенка не должно остаться впечатления, что смерть – это наказание «за плохое поведение», он должен понимать, что это естественная часть, завершение жизни.

  1. Отвечайте на любые вопросы. Вопросы могут быть любыми: от того, куда попадают души умерших людей, до того, как будут проходить похороны (вплоть до вопросов о закапывании гроба и поедающих труп червях). Не воспринимайте их как оскорбление по отношению к вашему горю. Ребенок просто не знает, не понимает всех этих вещей, и ему хочется устранить эти пробелы. Поэтому отвечайте на них, но в некоторых случаях, конечно, смягчая подробности.
  2. Найдите баланс между гиперопекой и отстраненностью. Некоторое время сложно будет и вам, и ребенку – потеря близкого все же представляет собой крайне сильный стресс. Но постарайтесь все же прислушиваться к нему, чувствовать его состояние. Если вам кажется, что его стоит обнять, погладить по голове, дать ему любимую игрушку – сделайте это. Но если вы ощущаете, что он вас отталкивает, хочет побыть один – не душите его в объятиях насильно. И не пытайтесь «загладить» печальную новость сладостями или чем-то еще в таком духе, потому что такие вещи не работают. Равно как и не пытайтесь заменить ушедшего человека: вы не он, и ребенку нужно прожить свою потерю, не обесценивая ее.

В завершение еще раз вернемся к теме похорон. Как уже было сказано, наиболее разумным, экологичным для психики ребенка вариантом будет все же взять его с собой. Грустные моменты – это часть жизни, и не стоит постоянно ограждать его от них, ведь тогда ему будет все сложнее справляться со своими негативными эмоциями. Но, возможно, каким-то причинам вы вообще, категорически, катастрофически не хотите вести его на похороны, и эти причины пересиливают приведенные выше доводы.

В таком случае лучше оставить ребенка на время проведения церемонии у людей, которым он доверяет, с которыми ему спокойно и комфортно. Не поленитесь объяснить, почему вы не берете его с собой, а также сказать, что в принципе будет происходить. И обязательно спустя некоторое (желательно непродолжительное) время сходите на могилу вместе с ним, чтобы он хоть так мог попрощаться с усопшим и отпустить его. Словом, заботьтесь о чувствах и состоянии своего ребенка, но никогда не думайте, что скрывая от него все негативно окрашенное, вы делаете ему лучше.

Мне нравится 1 Похожие посты

Трудная тема для очень многих родителей. И потому что она сталкивает нас с одним из базовых страхов – страхом смерти, и от того, что страх, как базовое чувство, дано человеку для самосохранения. Когда вокруг происходит что-то, что представляет угрозу жизни, организм немедленно реагирует выбросом адреналина в кровь. На физическом уровне мы ощущаем учащенное сердцебиение, потливость, учащенное дыхание или его задержка. Все это необходимо для того, чтобы человек был готов или бежать или нападать, защищаться.

Почему мы боимся говорить о смерти

Страх смерти – особый страх. Это страх, который говорит о трудности принять то, что жизнь конечна.

Иногда это проявление других страхов – тяжелой болезни, одиночества, потери смыслов и многих других. При этом именно этот страх, если он не уходит в фобию является фактором, который дает силы жить.

Причины, по которым трудно говорить с детьми о смерти:

  1. Наличие страха смерти.
  2. Непрожитые собственные чувства, связанные со смертью близкого человека. Вам может быть еще очень больно, и первый очевидный выход для вас – это спрятаться и не сталкиваться с этим.

Но говорить нужно! Обязательно! И отвечать на неудобные, пугающие детские вопросы очень-очень нужно. И именно тогда, когда нам взрослым кажется, что еще рано.

Почему дети спрашивают о смерти

Обычно вопросы, связанные со смертью, дети начинают задавать, когда им всего четыре-пять лет. Причем интерес к этой теме у них острый, и настойчивый. Почему так происходит? Созревают определенные структуры мозга, и маленький человек начинает замечать то, что не видел раньше, чему раньше не придавал значение. Ребенку интересна эта тема. И это важно понимать.

Важно! Она его не пугает до тех пор, пока он не сталкивается с вашим страхом.

Что делать, чтобы не научить ребенка через свои реакции, свои чувства, боятся смерти? Прожить, отгоревать и принять факт смерти, как обязательной части жизни. Если трудно самостоятельно, то с помощью психолога. Проработав свои травмы, вы не будете травмировать собственного ребенка.

Вопрос «Мама, а ты не умрешь», в детском возрасте не про страх, а про интерес. Это про жизнь и ее течение. Ребенка интересует то, что мама долго еще будет с ним, и, что даже если это случиться, то очень не скоро. Ему важно знать, что это не случиться сегодня и завтра. Такие вопросы могут обостряться в периоды вашей болезни или болезни близких и значимых для ребенка взрослых. И это будет опять про жизнь и те процессы, которые происходят сейчас. Про то, что не всякая болезнь приводит к смерти, но и такое бывает.

Как говорить о смерти

Ошибка, которую допускают многие родители, отвечая на этот вопрос: «Нет, не умру». Это настолько откровенная ложь, что ребенок это чувствует. Не осознает, не понимает, а именно чувствует. Причем врете вы как ему, так и себе в этот момент. Потому как страшно, и больно, и не понятно что с этим делать. Самым оптимальным будет ответ: «Да, умру. Но не скоро». Часто этого бывает достаточно, чтобы удовлетворить детское любопытство. Но может привести и к более подробным расспросам, которые стоит выдержать. Отвечая на вопросы, нужно быть честным, но не углубляться больше, чем это интересно ребенку. Т.е. внимательно слушайте, что спрашивает ребенок, и давайте сначала самый простой ответ. Например, на вопрос: «А я тоже умру», очевиден ответ: «Да, когда придет время» или «Да, когда станешь очень старым». Конечно, никто не знает, когда он умрет, и так тоже можно ответить ребенку, но обычно это случается в старости. Скорее всего, этого ему будет достаточно.

Особое внимание стоит уделить ситуациям, когда в семье есть кто-то, кто имеет заболевание, которое может в ближайшее время привести к смерти. Или если кто-то в семье умер.

И здесь часто возникает вопросы: «Говорить ли ребенку, что … умер?», «Брать ли на похороны?». Ответ один – Да. Да, говорить, честно, но аккуратно, не нагружая собственными чувствами и без излишней трагичности. Лучше, если это сделает тот, кто наиболее эмоционально устойчив в этой ситуации. Да, брать на похороны, если есть человек, который сможет быть с ребенком, уделяя ему достаточно много внимания. Нужно будет иметь силы в самые трудные моменты отключиться от происходящего и ответить на вопросы ребенка, пояснить ему, что происходит, почему именно так, когда закончиться. Если ребенок будет плакать, до дать ему время на слезы, но вовремя его вывести из этого состояния. Если он устанет, отойти с ним в сторону, побыть с ним в тишине, почитать, накормить. Если нет такого человека, и вы понимаете, что ребенок будет предоставлен сам себе, то лучше оставить его дома с кем-то, кто присмотрит за ним там. Но потом обязательно съездить с ним на место захоронения и дать возможность попрощаться, дать возможность погоревать вместе с вами. Дайте ребенку возможность рисовать все, что связано со смертью, проигрывать это в своих играх. Не пугайтесь – это не фиксация на негативном событии, это способ проживания. Но все это необходимо только в ситуации, если умер значимый для ребенка человек.

Сказки о смерти

Что нужно еще делать обязательно в этом возрасте? Читать сказки! Любые, которые начинаются с того, что жили были «Аленушка» и «Иванушка», родители у них умерли. Или уехали далеко, а им наказывали… Или умерла мама – это наиболее частое начало. Все эти зачины сказок напрямую указывают нам на то, что их необходимо читать в возрасте 5-7 лет. Важно! Не пропускать начало, каким бы страшным и жестоким оно бы вам не казалось. Есть авторские и народные сказки, где в процессе умирает кто-то очень дорогой главному герою. Это тоже важно для прочтения.

Чему учат такие сказки? На подсознательном, глубоком уровне, они закладывают самую важную мысль – если кто-то умер, твоя жизнь на этом не заканчивается, и ты еще можешь жить долго и счастливо.

Именно эта мысль начнет работать на подсознании, когда в реальной жизни, уже будучи намного старше, ваш ребенок столкнется со смертью близких. Он сможет с этим жить долго и, что самое важное, счастливо.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *