Как молиться, чтобы Бог не только услышал, но и помог?

Каждый человек в определенные моменты своей жизни обращается к Богу за помощью или советом. Поэтому необходимо каждому знать, как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал ваши слова. На сегодняшний день, пожалуй, подавляющее большинство людей неуверены в том, что они правильно молятся, а ведь порой так хочется услышать ответ, на поставленный вопрос. Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?
  • Когда именно можно читать молитвы?
  • Читаем молитву дома: простые советы
  • В чем отличие церковной и домашней молитвы?
  • Молитва по соглашению — что это такое?

Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?

За каждым жизненным поворотом судьбы нас могут подстерегать непреодолимые трудности или опасности:

  • страшные заболевания;
  • отсутствие денег;
  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • страх за близких и родных людей.

Редко кому удается избегать таких поворотов. Все, что нам остается, так это помолиться Богу, рассказать ему о своих невзгодах и попросить помощи. Если вы хотите услышать ответ и почувствовать руку помощи, то необходимо, чтобы просьба была искренней и исходила из глубина вашего сердца.

К сожалению, в современности к молитве прибегают лишь в самых крайних обстоятельствах, отчаянно нуждаясь в поддержке, защите или помощи. Но стоит помнить, что молитва — это непросто набор, связанных между собой слов, а разговор с Богом, поэтому монолог должен исходить от души. Молитва является единственным способом общения с Творцом, именно поэтому каждый человек должен знать о том, как правильно молиться.

Для того, чтобы быть услышанным вовсе не обязательно покорять горные вершины, ездить по святым местам или ходить по пещерам, достаточно сильно и искренне верить. Если Бог видит все, то зачем нам куда-то ходить для того, чтобы обратиться к нему?

Но как правильно читать молитвы, чтобы быть услышанным? Что можно просить у Творца? Обращаться с просьбами к Всевышнему можно обо всем. Исключениями являются просьбы, которые влекут за собой горести, печаль и слезы других людей.

Божественный Молитвослов на сегодняшний день хранит в себе просто невероятное множество молитв, которые охватывают различные жизненные ситуации верующего человека. Это молитвы:

  • Помогают против врагов;
  • Ограждают от невзгод, опасностей и неудач;
  • Помогают в лечении и исцелении заболеваний;
  • Защищают от разных заболеваний;
  • Оберегают от нечистых и темных сил.

Как мы сказали ранее, этим молитвам просто нет числа. Нет числа словам, с которыми можно обратиться к нашему Спасителю, моля о помощи. Помните лишь о том, что Господь снисходителен по отношению к вам, понимайте всю серьезной вашего обращения, оценивая свою недостойность.

Даже если вы не знаете слов молитвы, но подошли к обращению со всей искренностью и серьезностью, то Господь вас не оставит и обязательно направит на правильный путь.

Хочется также добавить что обращение к Всевышнему не является панацеей от всех заболеваний и не относится к числу магических ритуалов. Поэтому относитесь к обращению соответственно. Помните о том, что Бог сам знает, кто чего в этой жизни достоин. Не стоит просить его навредить кому-то или наказать, это грешно! Никогда не просите его о свершении несправедливости.

Когда именно можно читать молитвы?

У современного человека нет возможности весь день читать молитвы, поэтому следует выделять для этого определенное время. Просыпаясь утром, даже самый занятой в жизни человек, может стать перед иконами на несколько минут и попросить у Бога благословения на предстоящий день. В течение всего дня человек может про себя повторять молитвы к своему Ангелу-Хранителю, Господу или Богородице. Обращаться к ним можно про себя, чтобы этого не заметили окружающие вас люди.

Стоит отметить, что особое время — это время перед сном. Именно в это час можно поразмышлять о том насколько этот день был духовным, в чем вы согрешили. Обращение к Господу перед сном успокаивает, позволяет забыть суеты прошедшего дня, настраиваясь на спокойный и тихий сон. Не стоит забывать благодарить Господа за все, что произошло с вами в течение дня, и что он прожил его вместе с вами.

Читаем молитву дома: простые советы

Просить у Господа помощи можно по-разному, невзирая на то, где вы находитесь — дома или в храме. Икона всегда окажет положительное действие.

Как правильно просить о помощи перед иконой? Какому образу лучше отдать предпочтение? Если ты не имеешь представления как правильно читать молитву и перед какой иконой, то лучше всего помолиться перед образами Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Эти молитвы можно назвать «универсальными», поскольку помогают в любом деле и просьбе.

Главными составляющими домашних молитвослов является начало и завершение. Обращаться к Святым и просить о помощи необходимо правильно, следуя нижеперечисленным простым советам:

  1. Ты должен подойти к образу и сконцентрировать все свое внимание на своем обращении.
  2. Ты должен настроиться так, что все жизненные трудности и заботы отойдут на задний план.
  3. Ты должен духовно настояться и убедить себя в том, что Господь тебя слышит.
  4. Ты должен сделать так, что молитвослова, произнесенные тобой, будут направлены образы, перед которым вы стали.
  5. Перед тем как обратиться к Святому и просить у него помощи — очиститесь. Подойдите к образу, поклонитесь ему и перекреститесь три раза.
  6. Если вы не помните слова молитвы, то читайте ее. Однако, мы настоятельно вам советуем ее выучить, это пойдет лишь на пользу.
  7. Читайте так молитву, чтобы ощущалась вокруг искренняя вера в божественные силы и помощь.
  8. Прежде чем что-то просить, необходимо искренне предстать перед Господом, посвящая его во все тайны. Во время обращения рекомендуется стоять на коленях или сидеть за столом около Святых образов.
  9. Во время «беседы» с Богом вас не должны отвлекать посторонние дела.
  10. Перед тем как что-то просить следует сделать следующие действия: успокоиться, надеть нательный крестик, если его нет и женщинам повязать на голову платок.
  11. Прежде всего необходимо трижды прочитать молитву «Отче Наш» и трижды перекреститься. После этого надо выпить небольшое количество святой воды.
  12. Далее, надо прочитать молитву «Псалом-90» — этот молитвослов является самым почитаемым в православной церкви. Сила ее очень велика, поэтому Святые будут вам помогать!
  13. Как мы уже говорили ранее, молитва должна быть прочитана горячо, с глубокой верой, в противном случае вы не получите то, что желаете.
  14. Дождаться отклика на православную молитву — это испытание через которое должен пройти каждый верующий человек.
  15. Находясь дома, не читайте молитвы неохотно, через силу и обязательно помните, что во всем должна быть мера.
  16. Помните о том, что Бог не слышит тех, кто просит о богатстве, славе и прочих развлечениях.
  17. Идеальным местом для обращения к Богу все же является церковь.
  18. После обращения к Господу необходимо потушить церковные свечи и поблагодарить его за все.
  19. Молитвы необходимо читать каждый день, поскольку вы становитесь ближе к Богу и очищаетесь.

Молитва будет услышана Господом, если соблюдать следующие правила:

  1. Мы уже говорили ранее, что молитвы должны быть прочитаны с чувствами и искренне.
  2. Молящийся человек должен быть сконцентрирован исключительно на обращении, никакие посторонние дела не должны его отвлекать.
  3. Во время молитвы вся голова должна вмещать мысли только о Боге.
  4. Если вы желаете, чтобы ваша молитва была услышана как можно скорее, то ее необходимо произносить вслух, а не про себя.
  5. Перед тем как обратиться с просьбами, вы должны очиститься и покаяться во всех совершенных грехах.
  6. Молитвы должны повторяться множество раз, порой на это уходят целые годы.

В чем отличие церковной и домашней молитвы?

Православный христианин призван постоянно молиться, делая это где угодно. На сегодняшний день у многих возникает вполне обоснованный вопрос, а зачем иди в церковь, чтобы помолиться? Существуют определенные различия между домашним и церковным молением. Давайте их рассмотрим.

Церковь была основана нашим Иисусом Христом, поэтому еще тысячелетия назад православные христиане собирались в общины, чтобы прославлять Господа. Церковная молитва обладает невероятной силой и существует множество подтверждений верующих о благодатной помощи после церковной службы.

Церковное общение предусматривает и обязательное участие в богослужениях. Как молиться, чтобы Господь услышал? Прежде всего необходимо посетить церковь и вникнуть в суть богослужения. В самом начале все покажется невероятно трудным, практически непостижимым, но, спустя время, в ваших головах все прояснится. Стоит также отметить, что в помощь каждому начинающему христианину издается специальная литература, которая проясняет все происходящее в церкви. Приобрести их можно в любой иконной лавке.

Молитва по соглашению — что это такое?

Помимо домашних и церковных молитв, в практике православной церкви есть молитвы по соглашению. Их суть заключается в том, что в одно и то же время люди читают одно и то же обращение к Господу или Святому. Однако, стоит отметить, что этим людям вовсе не обязательно находиться рядом, они могут быть в разных частях света, это не имеет никакого значения.

В большинстве случаев подобные деяния совершаются с целью помочь близким в крайне сложных жизненных ситуациях. Например, при тяжелом недуге у человека его родные собираются и молят Господа, чтобы тот исцелил страждущего. Сила этого воззвания очень велика, поскольку, по словам самого Бога «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я среди них».

Но не стоит рассматривать это обращение, как некий ритуал, который исполнит все ваши желания. Мы уже говорили ранее о том, что Господь знает все наши нужды, поэтому, обращаясь к нему за помощью, мы должны делать это, уповая на Его святую волю. Порой бывает так, что молитвы не приносят желаемого плода, но это не значит, что вас не слышат, причина очень проста — вы просите то, что станет крайне неполезным для состояния вашей души.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что главное — не просто молиться, а быть по-настоящему искренним и верующим человеком с чистыми помыслами и сердцем. Мы настоятельно вам рекомендуем молиться каждый день, чтобы вы скорее были услышанным Богом. Если вы решили начать праведную жизнь, то вам прежде необходимо очиститься от всех грехов, причастившись и исповедовавшись. Перед началом молитв рекомендуется ровно девять дней вести не только духовный, но и физический пост, отказавшись от мяса.

Чтобы Бог услышал нас

В Греции увидел свет шестой том «Слов» старца Паисия Святогорца «О молитве». Agionoros.ru предлагает Вашему вниманию третью главу этого издания.

Страсти — помехи в общении с Богом

— Батюшка, если во мне есть страстность, может ли моё сердце поработать в молитве?

— Как сердце станет работать в молитве, когда в тебе есть страсти? Возьми-ка ржавый провод и присоедини к телефону. Можно будет по нему говорить? Связь будет то и дело прерываться, и в трубке услышишь только треск. Так и человек, когда у него внутри ржавчина, страсти, то в его духовной жизни случаются замыкания, по его же собственной вине. Нужно беречь себя от гордости, эгоизма, своеволия, наглости. Потому что когда человеком обладают страсти, его не может посетить благодать Божия и он не в силах помолиться. Ему нужно очистить свои «провода» от ржавчины, чтобы они хорошо проводили ток, и он мог бы общаться с Богом. А чем больше человек будет очищаться от страстей, тем больше будет преуспевать в молитве.

Страсти — это помехи, мешающие нашему общению с Богом. Если помехи не исчезнут, то как общаться с Богом? На фронте радист, когда слышал помехи, говорил тому, кто его вызывал: «Не слышу вас, слышимость “ноль”» или «Слышимость “единица”, проверьте связь и повторите попытку». Из-за помех человека не было слышно. Слышимость должна была быть выше «трёх». Слышимость «пять» считалась очень хорошей. Иначе радист кричал, а его не было слышно из-за помех. Сначала он должен был настроить передатчик и приемник своей рации, а потом настроиться на одну частоту с центром.

Так и для того, чтобы настроиться на одну частоту с Богом, необходимо свой передатчик настроить на частоту любви, а приёмник на частоту смирения; чтобы Бог слышал нас и чтобы мы Его слышали, ведь Его частота — это любовь-смирение. Человек должен трудиться, сколько может, чтобы поймать эту частоту. Тогда он войдёт в общение с Богом, и его ум будет постоянно пребывать в Боге. Желаю вам войти в это общение. Аминь.

Корысть препятствует общению с Богом

— Батюшка, Вы сказали, что мне нужно зарядить мою батарею духовным содержимым. Как это сделать?

— Старайся приобрести духовное благородство, любочестие, чтобы ушла корысть. Корысть препятствует молитве, потому что разлучает человека с Богом, поставляет непроницаемую стену. Знаешь, что значит непроницаемая стена? Словно Бог тебе говорит: «Чадо, я тебя не понимаю!».

— Батюшка, может ли монах быть последовательным в исполнении своих монашеских правил, но при этом страдать отсутствием жертвенности и любви к братиям?

— Конечно, может. Если он думает только о себе, то может молиться, подвизаться и т. д., но при этом иметь большое о себе мнение и быть равнодушным к другим. Но тогда он всегда будет оставаться нищим. Ведь пока человек занят собой, не в смысле заботы об искоренении своих страстей, а в том, чтобы делать, что ему нравится, что удобно, он не может преуспевать.

— Значит, батюшка, и в послушании, во всём, всегда и везде нужно быть хорошим.

— Во всём! Чтобы иметь общение со Христом, нужно быть во всём угодным Христу. А Христу угодно, чтобы мы угождали нашему ближнему, в хорошем смысле. Поэтому я обращаю особое внимание на духовное благородство, на жертвенность. Ведь если монах исполняет правило, а на другое — жертвенность и т. д. — не обращает внимания, то и правила его становятся бесполезны.

Когда я пришел в монастырь1, меня как новоначального поставили помогать трапезарю. Тогда один престарелый монах восьмидесяти лет, совсем дряхлый, попросил, чтобы я ему в келью носил суп. Я заканчивал послушание и носил ему суп. Как-то раз это увидел один брат и сказал мне: «Не приучай его особо, а то потом станет просить то одно, то другое и совсем не даст тебе покоя, не сможешь даже правила своего исполнять. Со мной знаешь, что произошло? Помог я ему как-то раз, когда он болел, так он меня потом вообще в покое не оставлял, то и дело стучал в стену: “Окажи любовь, сделай чай” или “Окажи любовь, помоги повернуться”. Потом через несколько минут опять, тук-тук: “Окажи любовь, положи мне горячий кирпич2”. Кирпич — чай, кирпич — чай, какие уж тут правила, так что под конец я стал уже выходить из себя!». Ты только послушай! Кошмар! Старый человек страдает, стонет, просит его о помощи, а ему неохота идти, чтобы не прерывать правила! Бред какой-то. Для Бога гораздо важнее «кирпич — чай», чем все его поклоны и чётки, сотворённые… со всяческим прилежанием! С одной стороны говорил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», а с другой: «Оставь меня в покое»!

— Батюшка, как может человек получить благословение Божие?

— Когда человек имеет родство с Богом, тогда Бог подаёт Своё благословение. А иначе зачем давать? Чтобы Его благословение попиралось? Я это по своему опыту знаю. Когда я ездил на Синай3, была сильная засуха. За несколько лет не упало ни капли дождя, так что приходилось тяжело и монастырю, и бедуинам, которые жили рядом. Монахи молились о даровании дождя, но безрезультатно. Когда пришла пора обрезать оливы4, я тоже пошёл помогать. После того как бедуины обрезали деревья, монахи толстые ветки оставили для монастыря, а тонкие отложили в сторону. Бедуины просили им отдать эти ветки, чтобы ими топить, варить на огне еду, согреваться по ночам, когда очень холодно; но монахи не разрешили и бедуины ушли расстроенные. На следующий день, когда бедуины снова пришли просить, я связал все тонкие ветки в охапки и их им отдал. Тогда один старый бедуин сказал: «Ты хороший человек; будет дождь». На самом деле, не успел я вернуться в монастырь, как пошёл дождь и шёл долго. Молитва бедуина открыла небеса. Тогда я никому об этом не сказал.

Бог не слушает молитву гордого

— Батюшка, после одного некрасивого с моей стороны поступка у меня есть помысел, что моя молитва неугодна Богу.

— Если этот помысел происходит от настоящего смирения и ты говоришь: «Я прогневляю Бога своим некрасивым поведением», тогда чувствуешь божественное утешение. Если же огорчаешься из-за эгоизма и говоришь: «Как я могла до этого дойти?», то не получаешь утешения, потому что «Бог гордым противится» (1 Петр. 5, 5). Бог не слышит молитвы гордого, потому что гордость это преграда.

Чтобы молитва наша была услышана, она должна исходить из «сердца сокрушенна и смиренна»5. Стоит нам со смирением сказать: «Господи, такого, как я, как можно слушать?», и тут же Благой Бог нас слышит.

— Батюшка, почему иногда, когда меня постигает какое-нибудь искушение, я не могу молиться?

— Когда находит искушение и не можешь молиться, знай, что в тебе есть эгоизм и тщеславие. Искушение остаётся, пока человек не начнет себя презирать. Как только он осознает свое непотребство, приходит помощь от Господа и искушение проходит.

— Батюшка, я прошу Бога, чтобы Он помог мне освободиться от дерзости, но не вижу никакого результата.

— Когда человек старается и молится, а результата нет, то это значит, что либо в нем живут эгоизм и гордость, либо есть предрасположенность к гордости, и это препятствует благодати Божией действовать через молитву. Если мы чего-то просим в молитве, то Благой Бог подаёт это, если в нас есть смирение и осознание собственной греховности.

— Батюшка, когда я горячо прошу Бога, чтобы Он избавил меня от одной моей слабости и со своей стороны борюсь с ней, но из-за гордости не получаю просимого, то что мне делать?

— Прежде попроси прощения у Бога. Скажи: «Боже мой, во мне есть гордость, из-за которой ко мне не приходит от Тебя помощь, но, прошу Тебя, просвети меня, чтобы я поняла, что нужно делать, чтобы преодолеть свою слабость». Как только ты признаешь, что в тебе есть гордость и поэтому тебя не оставляет определённая слабость, Бог известит тебя, в чем её причина и как её искоренить.

— Батюшка, как я должна себя чувствовать во время молитвы?

— Чувствуй смиренно, чтобы Бог тебе помогал. У смиренного человека нет собственной воли; он послушен воле Божией и творит Его заповеди, потому Бог и слышит его молитву и подаёт небесное благословение. Насколько человек слушает Бога, настолько и его слушает Благой Бог.

В молитве нужна настойчивость и терпение

— Батюшка, иногда, когда я прошу Бога о чём-то и не получаю, то задаю себе вопрос: «А слышит ли Бог мою молитву?».

— «Ли» означает, что ты сомневаешься в любви Божией и таким образом сама аннулируешь свое прошение в самый момент его подачи, а значит и теряешь право на внеочередное обслуживание.

— Когда, батюшка, я прошу Бога о чём-то и не получаю этого сразу, нужно ли настаивать?

— Да, нужно. Смотри, когда мы идём в какое-нибудь учреждение и обращаемся к ответственному лицу с просьбой, то иногда приходится проявлять настойчивость, чтобы добиться желаемого. «Прошу, помогите, а иначе я не уйду отсюда». Так и в молитве требуется настойчивость; с настойчивостью просила и хананеянка Христа6, и вдова неправедного судию7.

— Но чем больше проходит времени, батюшка, и моя просьба остаётся без ответа, тем больше я расстраиваюсь.

— Когда мы просим чего-либо в молитве, то должны ждать с терпением. Однажды у меня опух глаз и сильно болел. Я трижды ходил к иконе Божией Матери и просил её об исцелении, чтобы я мог по ночам читать Псалтирь. Взял и масло от лампады перед иконой, помазал им глаз, но он не проходил. Через несколько дней стало ещё хуже; глаз болел сильнее и опухал всё больше. Прошло пятнадцать дней. Тогда я опять со смирением пошёл к иконе Богородицы и сказал: «Матерь Божия, прости меня; ещё раз Тебя побеспокою». Опять взял масло из лампадки и только помазал им глаз, как он тут же выздоровел. Неужели Богородица не могла и в первый раз исцелить мне глаз? Но для моей пользы Она оставила меня пострадать. И ты проси со смирением и терпеливо жди. Молитва, которая творится с верой, болезнованием, настойчивостью и терпением, если просимое будет нам во благо, бывает услышана.

Перевод Издательского Дома «Святая Гора».

Как молиться, чтобы Господь услышал?

Этот вопрос, пришедший в нашу редакцию, определил тему новой беседы с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, мы с Вами уже говорили: молитва — это наше общение с Богом, для христианина она должна быть необходимой как дыхание. Но мы знаем и из собственного опыта, и из опыта наших читателей, у которых много вопросов на эту тему, что научиться молиться и любить молитву очень трудно. Даже святые говорили: молиться — значит кровь проливать; молитва требует труда до последнего дня человека… Владыка, почему молиться бывает так трудно?

— Действительно, молитва —это труд, об этом говорили многие святые. А русский народ сложил очень точную поговорку: самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить.

Почему же молиться трудно, хотя многие святые имели навык постоянной непрестанной молитвы? Надо напомнить себе, что такое молитва. Это предстояние Богу, можно сказать, разговор с Богом, общение с Ним. А что нужно для того, чтобы в нашей обычной жизни постоянно хотеть общаться с человеком?

— Любить его…

— Совершенно верно. Например, вот жених и невеста —они все время хотят общаться друг с другом, 24 часа в сутки. Потому что есть любовь, влечение друг к другу. Так и с Богом: должно быть стремление к Нему для того, чтобы молитва не была нудной обязанностью. Знаете, как иногда говорят: «вычитал правило»? Как будто яму копал… Конечно, молиться постоянно, живя в миру, сложно, но, по крайне мере, можно обращаться к Богу часто и с любовью.

Я вспоминаю свою юность, когда я просто бежал в храм. Знаю и других своих ровесников, тех, кто приходил в Церковь еще в советское время. Для нас это было самым главным, что может быть на земле, и заслоняло абсолютно всё: и учебу, и работу, и какие-то семейные связи. Мы буквально «утреневали» ко храму (как сказано в молитве: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»), то есть с самого раннего утра постоянно хотелось быть в храме, видеть, слышать то, что там происходит. Я помню это чувство, до сегодняшнего дня память о нем в моем сердце.

Такое живое чувство к Богу должно быть у человека для того, чтобы ему хотелось молиться. Но, конечно же, оно есть не всегда. Человек —существо крайне непостоянное, и даже когда он достигает в своей жизни каких-то вершин, потом у него бывают периоды охлаждения и падения. Но память о том, что было — о прежних вершинах, будь то отношения с Богом или людьми — должна согревать человеческое сердце, когда пик чувств постепенно проходит. Тогда вместо охлаждения будет ровное горение, и потом оно будет разгораться все ярче. Есть ведь такие случаи, когда супруги, прожив друг с другом многие десятилетия, в конце своей жизни любят друг друга ничуть не меньше, а наоборот, даже сильнее, глубже, чем это было в юности.

Примерно такие же отношения могут быть у человека с Богом. Возможно, кому-то этот пример покажется не совсем корректным, но он понятен. Не надо забывать, что общение человека и Бога — это общение двух личностей, и оно требует того, чтобы человек постоянно возгревал, подпитывал свои чувства памятью о тех моментах, когда Господь Сам являлся человеческому сердцу. Вообще, каждый человек, который ходит в храм,— я в этом глубоко убежден — хотя бы однажды увидел Бога, почувствовал Его близость и еще здесь, на земле, испытал то чувство, о котором говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Память об этом дает человеку силы, когда приходит охлаждение.

Когда одна из духовных чад жаловалась в письме святителю Феофану Затворнику на свою холодность, на то, что она никак не может молиться, хотя еще вчера радовалась всему и Бога благодарила, он ответил так: посмотрите за окно — вчера солнышко светило, а сегодня дождик пошел. Это не зависит от нас с вами. Так же, говорит, и в человеческом сердце — то одно состояние, то другое. Но нужно научиться претерпевать периоды охлаждения, уныния, забвения о Боге и вновь к Нему возвращаться.

— Владыка, мы хотели бы задать Вам вопросы о молитве, которые есть у многих прихожан наших храмов. «У меня сложная жизненная ситуация. Молюсь, но она не разрешается, а становится все хуже. Что делать, как молиться, чтобы Господь услышал?» — спрашивает Сергей.

— Молиться надо неотступно. Но кроме того, нужно обязательно разбираться в ситуации, пытаться понять, почему она так складывается. Ведь иногда Господь хочет он нас, чтобы мы в чем-то изменились, чтобы мы потрудились сами. Допустим, мы просим Бога о чем-то, и Он ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы можем волю Божию исполнить, сделав что-то своими собственными руками. Господь очень редко действует в человеческой жизни напрямую, с помощью какого-то явного чуда. Обычно люди исправляются людьми же.

Поэтому, я думаю, Сергею и тем, кого волнуют похожие вопросы, надо прежде всего очень внимательно разобрать эту сложную ситуацию, может быть, посоветоваться с кем-то из духовно опытных людей, чтобы понять: в чем именно моя вина в случившемся? Что я могу изменить не в окружающих людях, а в самом себе? И если мы что-то в себе изменим, то и ситуация после этого начнет меняться.

— Еще вопрос, скажем так, о действенности молитвы: «Хотел бы выяснить важные для меня вопросы. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило: мысленно или вслух? Если вслух, то шепотом или громко? К какой интонации при этом стремиться: церковной или своей собственной? Игорь»

— Вообще, подходить к молитве с точки зрения «эффективности» неправильно. А исполнять правило нужно так, чтобы это было наиболее полезно для нас. Все мы люди очень разные: у нас разные навыки, привычки, характеры. Кому-то удобнее читать про себя, кому-то вслух. Главное,чтобы тексты молитвословий, которые мы читаем, проходили через наше сердце, наше сознание. А темп молитвы, способ ее произнесения зависят от того, как человеку легче ее воспринимать. Лично у меня есть одна проблема с юности: в свое время я прочитал множество книг и читаю очень быстро. Скажем, молитвенное правило (три канона с акафистом) я могу прочитать про себя минут за пятнадцать, причем вполне осознанно. Поэтому, когда я служу, я всегда произношу молитвы вслух для того, чтобы это было чуть медленнее. Другой человек, может быть, наоборот, вслух читает по слогам, и ему удобнее читать про себя.

Что касается интонации, которую Игорь называет церковной (это чтение на одной ноте, спокойное, без эмоциональных всплесков),—я думаю, она предпочтительнее, потому что так человек лучше привыкает и к чтению в храме, ему потом легче в нем разбираться. Такое чтение в церкви на самом деле является более правильным, потому что в словах молитвословий должна звучать сама молитва, а не наши личные эмоции. Хотя относительно домашнего правила повторю — все это очень индивидуально и не имеет большого значения, лишь бы молитва была понятна человеку и проходила через его сердце.

— «Около десяти лет я молюсь и обращаюсь со своими нуждами к святой Матронушке. Просила, конечно, о земном: здоровья, замужества, чтобы дочь на бюджетное отделение поступила и т.д. Потому что еще перед смертью она сказала: “Все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях”. Я слово “скорби” понимаю как земные трудности, проблемы, печали, неудачи. Но в лекциях богослова профессора А.И Осипова говорится, что мы неправильно молимся, прося земные блага. Мы должны молиться, просить помощи в избавлении от грехов. А когда избавимся от греха, то Господь, видя наши нужды, Сам даст необходимое. Я теперь в сомнениях: и Матронушке верю, и профессору А.И. Осипову тоже верю. Поясните, как правильно молиться? Надо ли исповедоваться в том, что просила о земных благах? Ангелина»

— Нет, каяться в этом не надо. Профессор Осипов говорит о высоких вещах. Но мы пока живем в этом мире, и поэтому нас беспокоят, в том числе, и вещи житейские, о которых Вы пишете. Я всегда в таких случаях вспоминаю эпизод из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского. Однажды к нему пришла крестьянка из соседнего села и пожаловалась, что у нее мрут индюшата. И старец слушал, сочувствовал, объяснял ей, что и как делать. Крестьянка ушла утешенная. Было ли такое отношение правильным? У каждого есть какие-то нужды и скорби, и я думаю, что это нормально, когда человек обращается с ними к Богу.

Другое дело —и здесь я согласен с профессором Осиповым, сам часто об этом говорю,—чтонаши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву. «Сыне, даждь ми твое сердце»,— говорит Господь. Он ждет от нас нашего сердца, думаю, что это важнее всего.

Поэтому при видимой противоречивости позиций, которые приводятся в письме, правы обе стороны. Просить у Бога земных благ можно, и в этом нет ничего ни преступного, ни плохого. Но ограничиваться только этим нельзя, потому что наша земная жизнь — это подготовка к вечности. Самое главное —спасение нашей души. Именно этого надо просить у Бога и самим делать все, что от нас зависит.

— Еще один вопрос из числа тех, что часто можно услышать: «Говорят, чтобы понять волю Божию, надо помолиться. А как правильно молиться и как понять, что ответ действительно от Бога?»

— Есть такое правило: следовать тем обстоятельствам, в которые Господь тебя поставляет. Особенно если человек от сердца помолится и попросит Бога о помощи. А вообще надо во всех жизненных ситуациях руководствоваться Евангелием, и тогда ты исполнишь волю Божию, потому что в Евангелии воля Божия о нас совершенно четко определена.

— Следующие несколько вопросов, Владыка, опять об охлаждении в молитве. Это очень распространенный недуг… «Если сердце на молитву не отзывается уже продолжительное время, с этим надо смириться и принять? Например, молятся в храме, а я хочу, но не могу, а потом молитвы даже начинают раздражать: “Сколько же можно одно и то же?..” Ирина».

— Нет, смиряться с этим не надо, а нужно, как сказано у святителя Феофана Затворника, которого я только что цитировал, это состояние как-то переждать. В древнем Патерике есть интересный эпизод. Один новоначальный монах спрашивает более опытного: что делать, если нет желания молиться, наоборот, расслабление, уныние пришло? Старец советует: вставай, пересиливай себя, пытайся разогреть свое сердце. Монах жалуется, что не получается. Тогда, говорит старец, возьми свою мантию, завернись в нее и спи.

Этот совет, хоть он и выглядит шутливым, на самом деле очень мудрый. Потому что иногда бывает так, что человеку нужно просто прийти в себя, взять паузу. Но ни в коем случае не соглашаться с таким состоянием, а, отдохнув, постепенно возвращаться к молитве. И здесь, как я уже сказал, очень важное значение имеет память о том периоде, когда человек молился и был услышан Богом, когда ощущал единение с Ним, Его близость.

— «Уже много лет читаю вечерние и утренние молитвы, но встаю на правило с огромным трудом. Чем бы ни заниматься — лишь бы не молиться… Как изменить свое отношение к молитве, как полюбить ее? Татьяна»

— Бывает, что человек просто, что называется, осуетился, то есть обычные дневные заботы и хлопоты заняли слишком большое место в его жизни. Но при этом остался такой рудимент: надо встать на молитву утром и вечером. Конечно, когда живого отношения к Богу нет, через какое-то время этот рудимент начинает раздражать: ну зачем, спрашивается, тратить время на то, чтобы одни и те же слова повторять, когда сердце молчит? Нужно опять же остановиться и разобраться в себе. Причина всегда в самом человеке.

Еще бывает, что человек перестает молиться, держать пост, ходить в церковь, когда его образ жизни становится далеким от христианского. Мы ведь какие? Согрешили в одном, в другом, в третьем — но нам ведь тяжело, и времена такие, все так живут… Все мы знаем этот набор самооправданий. И постепенно, когда накапливаются какие-то недостатки, грехи, может быть, даже пороки, молиться становится невозможно. Попытки молиться вызывают только отторжение.

Причиной может быть все что угодно. Поэтому Татьяне и всем, у кого похожее состояние, надо подумать, разобраться в себе, в своей жизни и постараться внести коррективы. Тогда человек снова сможет молиться внимательно.

— Вы как-то говорили, Владыка, об опыте непрестанной молитвы. Но эти дела, хлопоты, о которых пишет наша читательница, они же не всем мешают молиться, по слову преподобного Серафима Саровского, который говорил, что молитва делу не помеха?

— Непрестанная молитва — это все-таки делание монашествующих, да и то не всегда в наше время это встретишь. В миру к этому стремиться не надо, но молиться часто можно и нужно. Знаете, есть непрестанная молитва, а есть ее противоположность —непрестанная суета… Вот эту непрестанную суету надо все-таки отодвинуть в сторону. Кроме того, молитва — это память о Боге. И хорошо приобрести такой навык: вот я хожу, разговариваю, что-то делаю —и все время помню, что есть Бог, Он над всеми моими делами. А обычно мы живем так, как будто Его нет, и вспоминаем о Нем редко. На самом деле, надо о Нем помнить всегда.

— «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступать, если во время молитвы в голову лезет все что угодно, кроме самой молитвы… Читала два совершенно полярных мнения: перестать молиться, так как Бог все равно такую молитву не слышит,— или понуждать себя, молиться через силу. Инна»

— Останавливаться ни в коем случае не надо, следует понуждать себя. Чтобы восстановить внимание на молитве, можно время от времени делать такое упражнение: когда вы читаете правило и вдруг понимаете, что внимание «улетело», надо вернуться назад и читать уже со вниманием. Это сложно, и не нужно это делать постоянно, но пробовать надо, чтобы наладить в себе навык внимательного чтения.

Еще у того же святителя Феофана есть замечательный ответ на похожий вопрос. Одна из его духовных чад спросила: «Иногда я понимаю, что постояла на молитве и ничего в моем сердце не шевельнулось. Что делать?». Он ответил: «Тогда встаньте перед иконами, перекреститесь, вздохните, и скажите: “Господи, я не смогла Тебе сегодня принести мое сердце, прими от меня хотя бы ноги”». Он много говорит в своих письмах, что надо приучаться держать себя в порядке, быть собранным. Например: вот ты лежишь на диване, вспомни, что это неправильно, и вместо этого сядь, как полагается, выпрямись. Такие вроде бы мелкие внешние вещи помогают человеку держать себя в необходимых рамках, потому что, когда мы эти рамки упраздняем, мы растекаемся, теряем свою собранность. А без этого многое невозможно, не только Богу молиться — например, учиться. Посмотрите, многое из того, что мы говорим о молитве, можно сказать студенту, который не умеет учиться, потому что там точно то же самое: нет внимания. Поэтому многое в жизни человека изменится, многое станет делать легче, человек будет достигать больших успехов, если он настроит себя на правильную внимательную молитву.

Хочу посоветовать авторам этих вопросов и всем нашим читателям обязательно прочитать книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это ответы на подобные вопросы в форме писем. А тем, кто любит читать и не боится толстых книг, я рекомендовал бы собрание писем святителя Феофана, в которых содержатся исключительно глубокие, очень ценные, вполне современные материалы. Святитель отвечает на вопросы своих духовных чад, которые не так уж отличаются от тех, которые задаются сегодня. В свое время мне самому эти книги очень помогли.

Фото Алексея Лузгана и Андрея Гутынина

Молитва – это великое благословение, и нам обещано, что Небесный Отец всегда слушает нас, но часто нам нужно потрудиться, чтобы понять Его ответы1.

Задумайтесь вот о чем: Бог либо слышит вас, либо нет. Если Он не слышит вас, то, безусловно, нет смысла молиться. Но если Он слышит (а Он действительно слышит!), нам нужно выяснить, как по-настоящему общаться с Ним в молитве, понять Его ответы и преданно продвигаться вперед.

Если мы чувствуем, будто Он не слышит нас, возможно, нам нужно искать личного роста. Можно задать себе несколько вопросов: Чист ли я? Достойны ли мотивы моих поступков? Готов ли я делать то, чего Он просит2? Если вы положительно ответили на все эти вопросы, можете быть уверены, что «Господь Бог твой… даст тебе ответ на молитвы твои» (У. и З. 112:10). Помните: иногда ответы приходят неуловимым или неожиданным образом.

Если вы ответили отрицательно на один из этих вопросов, никогда не бывает слишком поздно! Внесите необходимые изменения в свою жизнь, чтобы Дух мог пребывать с вами. Будьте готовы действовать в соответствии с полученными побуждениями Духа.

И не забывайте, что все люди получают ответы по-разному. Молитесь, чтобы Святой Дух научил вас, как вы можете получить ответы. Возможно, сначала вам будет нелегко узнать их, но, подобно любому другому навыку, он совершенствуется при постоянной практике. Проявляйте веру и уповайте на то, что Небесный Отец всегда слушает вас.

Учитесь слушать Святого Духа. Люди слышат Святого Духа по-разному. Возможно, вы ожидаете услышать тихий, мягкий голос, а ответ приходит через чувства. Я знаю, что Святой Дух скажет вам все, что вам нужно знать – вам просто нужно слушать.

Элиза Дж., 13 лет, провинция Альберта, Канада

Однажды я очень сильно сомневалась, стоит ли идти на свидание с человеком, не принадлежащим к Церкви. Однажды в воскресенье на причастном собрании выступила сестра, которая словно обращалась прямо ко мне. В тот момент я получила подтверждение того, что Господь ответил на мою молитву. Раньше я сомневалась, не зная, как поступить, но после этого я получила утешение от Святого Духа, наполнившего мое сердце радостью и мужеством. Бог отвечает нам через чувства, мысли, Священные Писания и даже выступающих в церкви!

Кэрен В., 19 лет, Минас-Жерайс, Бразилия

Однажды я стал сомневаться, что Бог слышит мои молитвы, и затем я ощутил ответ в своем сердце. Я услышал, как кто-то поделился свидетельством о молитве, и ощутил влияние Святого Духа. Мой второй совет – обратиться к родителям, епископу или другому члену прихода. Вы даже можете молиться о помощи в этом вопросе.

Джошуа С., 13 лет, штат Орегон, США

Я знаю, что Бог слышит нас, поскольку молитва приносит в мое сердце чувство покоя, облегчения и любви. Я вижу, что Он изо дня в день бережет меня от опасности и защищает мою семью; я чувствую, что Он меня любит. Перед тем, как идти на занятия, я всегда повторяю девиз Общества молодых женщин; это помогает мне помнить, что я – дочь Небесного Отца, Который любит меня.

Николь М., 19 лет, Лима, Перу

Я знаю, что Небесный Отец слышит мои молитвы, благодаря этим словам из песенки Первоначального общества «Детская молитва» (Сборник песен для детей, стр. 12): «Отче Небесный, Ты со мной иль нет? Дашь ли на детскую молитву Свой ответ? Может, далёк дом Небесный Твой, но если молюсь я, рядом Ты со мной». Вспоминая эту песенку, я знаю, что Он слушает нас, поскольку чувствую влияние Духа и Его бесконечную любовь ко мне. Вспоминая о том, что Он любит меня, я чувствую утешение и знаю, что Он слышит мои молитвы.

Элейн Б., 16 лет, штат Северная Каролина, США

Небесный Отец всегда слушает наши молитвы, но иногда возникает чувство, что Он не отвечает нам так, как мы хотим, и тогда, когда нам удобно. Нам нужно быть готовыми подчинить свою волю Его воле и верить, что Он знает, что будет лучше для нас. Небесный Отец любит нас и всегда будет стараться помогать нам учиться и расти, когда Он отвечает на наши молитвы.

Мосия М., 17 лет, штат Юта, США

После молитвы можно прислушаться к чувствам и намерениям, которые приходят в ваше сердце. Одно из них может оказаться ответом на вашу молитву. Если мы молимся с истинным намерением и искренним сердцем, наш Небесный Отец ответит нам согласно нашей вере в Него. Он не станет отвечать, просто чтобы удовлетворить наше любопытство.

Джин-Клауди Н., 16 лет, Центральное Касаи, Демократическая республика Конго

Священные Писания учат нас, что Бог всегда будет слушать наши молитвы и ответит на них, если мы обращаемся к Нему с верой и истинным намерением. В своем сердце мы ощущаем подтверждение того, что Он действительно слышит нас, а также испытываем чувства покоя и умиротворения. Кроме того, мы можем чувствовать, что все будет хорошо, если мы следуем воле Отца. Если мы сомневаемся, что Он слышит нас, необходимо искать руководства в Священных Писаниях и спрашивать, истинно ли то, что мы прочитали.

Констанца Л., 20 лет, Био-Био, Чили

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *