Антон Челышев:

— Христос Воскресе! Отец Игорь пришел к нам сегодня не один, а с супругой, матушкой Анной. Мы тут ранее спор завели об употреблении спиртного на кладбищах и о посещении погостов в этот праздник. Можно это делать? Нельзя? Потому что такое ощущение складывается, что народ вроде бы знает, что нельзя посещать, но, тем не менее, миллионами на кладбище валит и дороги перекрывают.

Игорь Фомин:

— На самом деле, это трагедия. Вот я к вам приехал с кладбища. Сегодня утром служил на кладбище в Ракитке. Действительно все перекрыто, миллион народу. Не подойти даже к входу. Все забито. Спиртного не продают, как и обещали, все выполнено.

А.Челышев:

— Я обещал, что с собой можно принести.

И.Фомин:

— Не знаю, не заглядывал в сумки. Мне кажется, что эта традиция все-таки сложилась в советское время. А то, что сложилось в те замечательные прекрасные времена для нашего народа, как говорят, что раньше и деревья были выше, да и жемчуг крупнее, и щи кислее – все было лучше, то эта традиция укоренилась. Почему она сложилась? В советское время нельзя было посещать храм. Стояли дружины. В храм молодежь не пускали. Ну и так далее и тому подобное. И вот душа человеческая все равно требует какого-то общения с чем-то неизведанным – с потусторонним миром. Она не может смириться с тем, что близкий человек здесь прожил какое-то время и ушел в никуда, и от него осталась горстка пепла или косточки. И вот, куда он идет? Он идет на кладбище. Когда? На Пасху. На кладбище-то на Пасху не запрещали ходить. День и день. Простой день. И эта традиция осталась с прошлого века. В церкви есть свой день – Радоница. Это второй вторник после Пасхи, когда приходят все на кладбище и поминают усопших.

А.Челышев:

— То есть, получается, что если человек шел в Радоницу на кладбище, это значит, ага, он знает обряды, значит. Он верующий, значит, надо к нему попристальней приглядеться. А на Пасху все идут и вроде бы собственно и не запрещено, и нормально, и под подозрение не попадаешь?

И.Фомин:

-Нет, почему? Правила для чего созданы? Они созданы не для того, чтобы декларировать, верующий ты или неверующий. Соблюдаешь или не соблюдаешь. Правила созданы для удобства. Никто же не будет говорить, что тот, кто переходит дорогу на зеленый свет. Он самый лучший друг инспектора ГИБДД, правильно? Самый лучший друг инспектора ГИБДД, наверное…

А.Челышев:

— Купюра в пять тысяч рублей?

И.Фомин:

— Не знаю (смеется). Поэтому правила для удобства созданы, чтобы человек не отвлекался на что-то потустороннее, на что-то ненужное. Чтобы он не придумывал что-то свое. Потому что, если у нас нет каких-то рамок, то мы начинаем их создавать. Умер человек – начинаем завешивать зеркала. А зачем? Никто не может объяснить. Или ставим рюмку водки и накрываем черным хлебушком. А зачем?

Анна Фомина:

— Некоторые, наверное, боятся умерших. Есть какие-то традиции, чтобы никто не возвращался и никого не забирал. Это какой-то страх, наверное. И то, он может быть, не совсем объясним.

А.Челышев:

— Невежество проклятое. А как с алкоголем быть? Не зря же запретили продавать алкоголь у кладбищ. С собой проносить можно, это уже мы своим умом дошли. Действительно, не будут же в сумки лезть? К тому же водка не звенит, если не в металлической фляжке. И народ будет с цепи срываться. Естественно, не все. Но неприятные случаи бывают.

И.Фомин:

— Очень много неприятных случаев. Иногда бывает так, что идешь по кладбищу…

А.Челышев:

— Дерутся?

И.Фомин:

— Да какой дерутся. То ли он сам откопался, то ли просто уснул на холмике. Странно даже на это смотреть. Церковь не запрещает употребление алкоголя, но она всегда говорит о царском пути. Вот что бы ты не делал, у тебя должен быть царский путь.

Елена Чинкова:

— Давайте поговорим в праздник о вещах более светлых. Вот как семья обычного священнослужителя встречает этот день? Как-то особенно или вместе со всеми верующими? Вы так же выстаиваете со своими малолетними детьми службы? Как проходит ваш день?

И.Фомин:

— Это к матушке. Я, как священнослужитель, нахожусь далеко от семьи в этот момент. Ну как далеко — на богослужении…

А.Фомина:

— Да, батюшка служит в городе, а мы живем за городом. Конечно, семьи священнослужителей могут и вместе встречать, но в нашей семье мы только на службе вместе находимся. А все хлопоты, приготовления к празднику у нас, к сожалению, проходят в основном раздельно. То есть батюшка в храме практически всю Страстную Седмицу, последнюю неделю перед Пасхой. А мы в семье с детьми, стараемся подготовиться к Пасхе. Дом прибираем, думаем, какое угощение на стол поставить. Обязательно в субботу выходим освящать куличи. Как все.

А.Челышев:

— А когда в семье муж или жена врач, это же очень удобно – не надо в поликлинику ходить. Дома, оп, и укольчик. А если супруг священнослужитель – можно дома куличи освятить?

И.Фомин:

— На самом деле освятить можно дома и никаких вопросов нет. Но, когда приходишь в храм освящать куличи, это же не просто какое-то действие. Вот пришел…

А.Челышев:

— Как посолить…

И.Фомин:

— Да, как посолить, водичкой покропили и все замечательно. Собрался и ушел. Ты зайдешь в храм, ты приложишься к плащанице в этот момент. В субботу, раз в году такое только бывает. Ты почувствуешь настроение других людей. Это совершенно что-то такое особое и уникальное. Хоть и молчит всяка плоть, но сердце-то ликует.

Е.Чинкова:

— Раз уж мы заговорили об угощениях, у меня такой вопрос к матушке: а вы своих детей сызмальства приучаете к посту? Или когда они уже достигнут какого-то сознательного возраста, сами выбирают, будут поститься или нет?

А.Фомина:

— Пост – это, конечно, не только ограничение в еде, это ограничение в каких-то удовольствиях, без которых мы можем прожить.

Е.Чинкова:

— Телевизор там не смотреть?

А.Фомина:

— Да. Что-то лишнее, то, без чего мы можем спокойно обойтись. Конечно, маленьким детям обязательно надо полноценно питаться. Так что, если пост в еде, то это, к примеру, исключение вкусных молочных шоколадок. Такие вещи, которые дети, конечно, любят, но без которых даже полезнее было бы обойтись. Стол у нас общий. Дети видят, что мы едим. Отдельно что-то мясное только самым маленьким готовим. Те дети, которые ходят в сад или в школу, едят там все то, что дают. Конечно, молочное у нас на столе стоит обязательно. Мы считаем, что полноценное питание должно быть. И ограничения касаются в основном каких-то развлечений — компьютера поменьше и т.д. То есть человек внутренне понимает, что сейчас какое-то другое время, что-то особое происходит. Надо поработать над собой, избавиться от каких-то желаний хотя бы на время ради Бога. И, главное, что вся семья постится. Поэтому все происходит естественным образом так, что даже и не приходится особо объяснять.

И.Фомин:

— Когда нашему Пете было четыре годика, был такой случай. Показываем ему на квашеную капусту: «Петр, бери». А он говорит: «Нет, не буду, сейчас пост. Я пощусь».

Звонок от радиослушательницы Ольги:

— Добрый день, с праздником вас! Я неверующая. Я хотела спросить: а вот наш Патриарх Кирилл, он женат?

А.Челышев:

— Вопрос, конечно, интересный (смеется).

Ольга:

— Потому что вы сейчас с женой. У вашей жены такой чудный голос. А он вот все время один.

Е.Чинкова:

— Так он же монах!

Ольга:

— Я об этом ничего не знаю. Потому и хотела спросить.

И.Фомин:

— Есть разные степени священства. Есть белое духовенство, которое женато. Оно не может занимать высших иерархических ступеней, то есть, епископских должностей, управления целыми областями. Управление может занимать монашествующий, инок – то есть иной. Совсем другой от общества. У Патриарха не может быть жены, так как он монах. Он — высшее иерархическое лицо.

А.Челышев:

— Зато, если говорим мы о светском руководстве, там, наоборот, если у тебя есть жена, то это хорошо. Если супруги нет – то это подозрительно.

Звонок от радиослушательницы Натальи:

— Я в прошлом году была на схождении благодатного огня. Фотоаппараты были выключены. Пять раз всполохи, я умывалась огнем. В этом году я встала и сказала, Господи, дай мне еще раз чудо, у меня с тех пор четыре свечечки осталось. Зажгла и опять ничего не почувствовала — просто как будто меня погладили. А простой свечкой потом попробовала – волосы сразу запахли, все загорелось.

И.Фомин:

— Будьте осторожны с огнем.

А.Челышев:

— Давайте немножко пофилософствуем. Отец Игорь, вот мысль такая в голову пришла: воскресенье, это у нас собственно воскресение Христово. Почему для нас воскресение более серьезно, чем сам день самопожертвования Христова?

И.Фомин:

— Во-первых, для православных христиан Страстная пятница — это особый день. В этот день нет литургии даже. То есть такая скорбь, что нет литургии. В этот день по уставу даже не положено вкушать пищу из-за скорби. Множество вспоминается вещей, которые действительно приводят в ужас, если человек не просто их вспоминает, а сопереживает вместе с апостолами, вместе с самим Христом. Есть упоминание в Типиконе, это богослужебный устав православной церкви, что только после захода солнца можно старикам и беременным вкусить немножко хлеба с водой. Ради того, чтобы поддержать силы.

А.Челышев:

— А всем остальным когда можно?

И.Фомин:

— После причащения в субботу уже. То есть мы этот день выделяем особо в году. Почему для нас Воскресение более важно, чем какое-либо другое событие в земной жизни Христа? Даже более, чем Рождество? Если Христос не воскрес, пишет апостол Павел, то вера наша тщетна. На Воскресении Христовом зиждется вообще все человеческое бытие. Осознает это человек – не осознает это человек, Воскресение — это продолжение, это дверь в жизнь будущую. Воскресение — это освобождение человека от греха, от каких-либо других пороков, страстей. «Только через пролитие крови бывает прощение», — говорит Священное Писание. И вот после этого пролития крови происходит чудо, что плоть не истощается, а плоть восстает. Вот это чудо происходит с человеком. Человек грешный, он падший, но в воскресшем Христе он обретает силы для своего восстания из этих грехов.

Е.Чинкова:

— В очередной раз наша Пасха совпадает с католической. Когда такое происходит, лично мои друзья-католики и я рады, что у нас общий праздник, и мы можем одновременно разделить эту радость. А у самих Церквей тоже к этому какое-то особое отношение или нет?

И.Фомин:

— Когда у нас совпадают Пасхи, лично я этому радуюсь. Не потому что я так люблю католицизм, а потому что люблю людей, которые пребывают в католичестве. Мы некогда праздновали Пасху едино, вместе. Но разделение богослужебных стилей, богослужебных канонов, исчисление времени, календаря, все это привело к тому, что радость наша очень редко совпадает вместе. И это очень плохо. Мы придерживаемся того календаря, который был принят еще в четвертом веке на I Вселенском соборе. Католичество делает очень серьезную поправку при Григории XIII и переходит на новый стиль исчисления Пасхи, Это отдельный, в общем-то, момент. Но самая большая трагедия, что мы празднуем Пасху раздельно.

Звонок от радиослушателя Гочи:

— У меня один вопрос насчет духовности. Такой факт: 1986 год, если мы помним, был международным годом мира объявлен. И такой был девиз: «Беречь мир и будущее человечество». И был призыв к воюющим сторонам, чтобы хотя бы на один год сложить оружие. А как откликнулись на этот призыв, как я потом узнал из справочников, в течение только одного этого 1986 года в результате военных действий погибло пять миллионов человек. А в том же году 27 октября Папа Иоанн Второй собрал духовных лидеров, чтобы молиться о мире и благополучии. Получается, что Бог не услышал ни одной молитвы представителей мировых конфессий? А почему? Может быть, они не тому Богу молились? Не истинному?

И.Фомин:

— Вопрос замечательный. Вы, Гоча, хотите представить так, что лидеры религиозных конфессий собрались, пали в ноги к Господу, подергали его за штанины и сказали: «Господи, вынь, да положь нам это». Он говорит: «Согласен». Хорошее прошение, три раза хлопнул в ладоши. И вдруг у всех перестало стрелять оружие и тому подобное. Знаете, не будет такого. Без человеческой воли – человек свободен. Абсолютно свободен полностью. Приходит ко мне одна женщина и говорит:

— Батюшка, мне нужна молитва, чтобы похудеть.

— Замечательно, вот есть определенные посты. Давайте их начнем соблюдать.

— Нет, посты — это сложно. Это я не смогу. А вы не могли бы помолиться, и чтобы я завтра похудела? Нет? А хотя бы через год?

— И через год не получится от моей молитвы ваше похудание. Вы будете продолжать есть пирожки, а мы будем просить Господа, чтобы калории проскакивали мимо вас. Этого не будет, Гоча, понимаете? Если человек просит у Господа, и Господь совершает чудо только в том случае, если в сердце человека есть место, где он может совершать это чудо. Этот пятачок в сердце человека, это маленькое местечко в сердце человек должен подготовить сам. Я готов на великие подвиги, Господи, я готов на какие-то лишения. Дверь во взаимоотношениях людей всегда открывается только на себя. Надо свое пространство, скажем так ущемить, чтобы потом открыть большое.

А.Челышев:

— Такое ощущение, что Всевышний как бы подшутил, что называется, над миром. Ведь, смотрите, отличия никакого. Мы 8 марта поздравляем женщин, в день Радоницы мы поминаем наших предков и такое ощущение, что женщин поздравляем только 8 марта, предков поминаем, соответственно, только в день Радоницы. И, в общем, судя по всему, человечество задумало то же самое, вот в 86-м году у нас будет мир, а вот дальше – хоть трава не расти.

И.Фомин:

— Да, хоть трава не расти. Это похоже на то, что мы говорим: что же Господь такой жестокий, что до сих пор в войнах гибнут дети? Очень часто я слышу этот вопрос. Для наших радиослушателей скажу страшную вещь: в России ежегодно делается полтора миллиона абортов. То есть, мы убиваем своих детей. Ни одна война столько жизней не унесла детских. Ни одна война. Мы убиваем детей больше, чем на каких-то военных действиях. И после этого мы предъявляем Господу претензии, чего это в войнах умирает столько детей? Когда надо выбирать какую-то красивую вещь, мы здесь прикладываем много усилий. А когда надо ущемить свои какие-то желания, страсти и т.п., мы сразу же – пас. Нет, нет, это не для нас. Это для кого-то другого. Вот давайте посмотрим, как там сосед пьет, или кто-то еще чем-то занимается. О себе надо подумать.

А.Челышев:

— Отец Игорь, давайте об этом как-нибудь другой раз поспорим, потому что, я чувствую, здесь диспут будет весьма и весьма таким горячим и бурным. И может даже серой запахнуть.

Звонок от радиослушателя Андрея:

— Христос Воскресе! Спасибо вам за передачу глубокую и нравственную. Действительно, мы сами все виноваты. Я хотел батюшке задать вопрос такой, это все происходит из-за того. что все перепутали сами же люди. Но дело в том, что я слышал, что в Пасху и на Христово Воскресенье многие ездят по советским традициям на кладбище, а в это время – единственный день, по-моему, в году, когда открываются Царские Врата и все усопшие стоят перед Господом. Слышал, что нельзя в первый светлый день ездить туда?

И.Фомин:

— Действительно. Если мы зайдем в храм, и я был бы очень рад, если бы каждый радиослушатель нашел бы время в течение этой недели до субботы, зайти в храм, то он может увидеть, что Царские Врата открыты круглосуточно. И это символизирует то, что в эти дни пространство между небом и землей, как бы соединяется, открыто. Как говорил Патриарх Кирилл, наша молитва об усопших дает возможность им общаться с нами. Молитва об усопших, а тем более, молитва в храме, слышна пред Господом. А усопшие с Господом везде.

Е.Чинкова:

— У меня житейский вопрос к нашей матушке. Что посоветуете нашим слушателям из блюд на Пасху. Чем лично вы украшаете свой стол?

А.Фомина:

— Традиционные блюда — кулич, творожная Пасха, крашеные яйца. В субботу мы с детками делали, я как раз думала о том, как интересно, что все-таки у нас в России, светской стране, наличие этих блюд даже не обсуждается. Канонических рецептов, скорее всего, нет. Единственное — это дрожжевое тесто. У каждого свои рецепты. У меня мама печет куличи просто превосходные. Изюминка в том, что она белок не кладет. Те, кто кладет белок и хорошо вымешивает, у тех тесто пышное. Кто-то шоколадное делает. Рецептов много, самое главное — суть у них одна одна. Когда все сделано с любовью и своими руками.

Хочется, чтобы в этот день приезжали близкие, родные. Чтобы этот день был наполнен смыслом, был не просто выходным днем. Такие моменты греют нашу душу в течение года до следующей Пасхи. Это очень важно и в воспитательном плане для детей.

И.Фомин:

— А потом, вы знаете, мы с матушкой выросли на таких приходах, где приход был большой семьей. Выходя из храма, в трапезной где-то или на улице накрывали столы. Может быть, и что-то незамысловатое, но…

А.Фомина:

— Стол праздничный объединяет людей. Не было такого, чтобы все постояли на службе, причастились и разошлись по своим домам. Самое главное — чтобы еще после службы все могли собраться за одним столом.

А.Челышев:

— Я предлагаю нашу беседу прервать, собственно, даже если бы я не предложил, наше эфирное время к концу подходит и отправиться за праздничный стол. У нас здесь тоже небольшой праздничный стол имеется, не скроем. Но, правда, естественно, без всего того, что запретили продавать на московских кладбищах сегодня. К сожалению, только сегодня. Спасибо большое всем, кто нас слушал. Спасибо большое нашим гостям. С праздником!

ФОМИН Игорь (протоиерей) ( род. 1970)

Интервью | Статьи | АудиоПротоиерей Игорь ФОМИН (род. 1970) — настоятель храма Александра Невского при МГИМО: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.
Протоиерей Игорь Фомин родился 25 февраля 1970 г. в семье служащих. В 7 лет пошел в школу, а в 9 принял крещение и уже из храма не выходил.
В 14 лет стал алтарничать в подмосковном храме Покрова Божией Матери села Алексино, где настоятелем был ставший духовником протоиерей Василий Владышевский. После возвращения из рядов вооруженных сил, нарушив благословение духовника, пробовал поступить в медицинский институт. Естественно, провалился, и уже через год благословение было исполнено – в 1991 г. поступил в семинарию. В 1994 г. венчался со своей будущей матушкой. А в 1995 г. был рукоположен в диакона, в 1996 г. – во пресвитера. 6 декабря 1995 г., на Александра Невского, был назначен штатным диаконом Казанского собора на Красной площади. А ровно через год, 6 декабря 1996 г., рукоположен в священники Казанского собора.
С первых номеров журнала «Фома» стал членом редакционного совета издания.
Так как журнал «Фома» вышел из коридоров и аудиторий МГИМО, встал вопрос о строительстве храма при сем славном учебном заведении. Когда вопрос был решен положительно святейшим патриархом Алексием, был назначен настоятелем строящегося храма Александра Невского при МГИМО.
Имеет четверых детей.
.

.
.

.

Протоиерей Игорь ФОМИН: интервью

Протоиерей Игорь ФОМИН (род. 1970) — настоятель храма Александра Невского при МГИМО: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.
МОЛИСЬ, КАЙСЯ, ЛЮБИ
Как нам строить духовную жизнь сегодня — когда вокруг бушует XXI век? К чему стремиться, а чего остерегаться? Какими словами молиться? Нужно ли современному мирянину быть аскетом? Корреспондент портала «Православие и мир» беседует с клириком Казанского собора на Красной площади протоиереем Игорем Фоминым.
— Чем руководствоваться в духовной жизни современному человеку, ведь все серьезные книги, в том числе «Добротолюбие», написаны преимущественно для монашествующих?
— Монашествующий человек и просто православный человек на самом деле мало чем отличаются друг от друга. Ведь обеты, которые дает монах точно такие же, как и обязательства мирского человека.
Монашествующий дает обет безбрачия, но и мирскому человеку запрещается распутство.
Монах дает обет воздержания от мясной пищи, но и мирскому человеку воспрещено объедаться и необходимо соблюдать посты.
Монах дает обет постоянно молиться, но ведь апостол Павел, призывая непрестанно молиться, обращается не к монашествующим, а ко всем людям, желающим жить во Христе Иисусе.
Конечно, условия жизни монашествующих и мирских людей разные. Одни живут в тишине и спокойствии, другие в мятущемся бурном мире.
Но если у мирянина в сердце живет молитва, то он будет спасен от многих житейских катаклизмов, которые в обилии сейчас у нас появляются, например, гнев, раздражение, злоба. Эти явления не совместимы с молитвой. Если в сердце человека живет молитва, то страсти там просто не уживаются, тернию там невозможно взойти. Молитва является орудием, которым обрабатывается почва души человека, для того чтобы зерно Слова, упав в эту почву, выросло и дало плод.
Если говорить о том, что конкретно может мирянин взять из «Добротолюбия», этого сборника мудрых мыслей и молитвенного опыта людей, потрудившихся именно на поприще духовного делания, то это взаимоотношения человека и Бога. Они в обилии должны присутствовать у мирского человека, без этого человек не может обожиться, не может войти в радость Божию.
— А какие это принципы?
— Плоды духовные, о которых говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Плоды, которые проявляются во взаимоотношениях человека с Богом, человека с человеком, человека с самим собой.
— Вы сказали, что если в сердце человека будет жить молитва, то духовная жизнь будет развиваться правильно. А что значит «молитве жить в сердце»? Имеется в виду непрестанная молитва Иисусова или молитва перед каждым делом или еще что-то?
— Молитва — это общение с Богом, разговор с Богом. Причем не монолог, а все-таки всегда диалог. Вершина молитвенного делания – это молитва Иисусова: пять слов, которые мы лучше будем творить умом, чем заниматься многоглаголанием, как говорит апостол Павел. Также молитва может быть вопросительная: «Господи, благослови старушку через дорогу перевести». Это тоже молитва, потому что это живое общение с Богом. И сразу слышишь в сердце ответ: «Конечно, любимое чадо, благословляю тебя на доброе дело».

Или спрашиваешь: «Господи, благослови меня покурить», и сразу слышишь ответ: «Что-то не то ты просишь у Меня». И так во всем. Молитвенное общение с Богом – это живое общение, когда ты непрестанно ощущаешь, что Он стоит рядом, от Него зависит моя жизнь на следующее мгновение. Это и есть молитва, это и есть хождение пред Богом.
— Что собой должно представлять молитвенное правило семейного, работающего человека? Допустима ли молитва в метро и Серафимово правило?
— Если семья вся воцерковленная, то обязательно должно быть общее молитвенное правило как утром, так и вечером. Если есть еще традиция совместно читать Евангелие, то, мне кажется, это самое лучшее семейное правило. Я помню из детства, как мы всей семьей читали вечерние молитвы, утром меня будили под начало чтения утренних молитв. Я вскакивал, несмотря на то, что меня сложно было растолкать, но когда папа становился рядом и начинал читать молитвы, у меня просыпалась совесть, и я вставал.
— А у вас не было протеста: вот, мол, «изверги», мучают меня?
— Нет-нет, не было. У меня был, я не могу сказать, что страх, но благоговение перед Богом. Это было воспитано с детства и для меня это было естественно и нормально. Вообще слова «изверги» и «мучают» я узнал гораздо позже, наверное, когда сам стал «мучить» своих детей. По поводу родителей у меня никогда таких мыслей не возникало.
Однажды я был в многодетной семье, в которой и своих и приемных детей всего тринадцать, и увидел такую традицию. Во время завтрака кто-то рассказывает главу Евангелия, и все дети, от мала до велика, ее обсуждают. Взрослые, конечно, их поправляют, папа в этой семье очень хорошо знает Евангелие. Таким образом, получив правильный заряд на весь день, они идут в школу.
— Просто жизнь на Марсе.
— Да, я с этим согласен. Но эти «марсианские» традиции не сами собой у людей образовались, над ними очень много работали. Когда мы заходим в дом и видим идеальный порядок, все сверкает и блестит, везде развешаны красивые рюшечки, мы прекрасно понимаем, что за всей этой красотой стоит многочасовой труд хозяйки или всей семьи. Только там, где человек трудится, есть красота и бытовая, и духовная, и молитвенная. Надо трудиться.
Но это что касается семьи воцерковленной. Если же в семье только один человек тянется к Богу, его положение, наверное, сходно с положением монашествующего. Он должен затвориться в клети души своей и там внутри тихо стоять на молитве, чтобы своим православием не смирять всех окружающих. Как сейчас говорят: наши неверующие ближние первые войдут в Царствие Небесное, так как православные смиряют настолько, что наши родственники уже готовы быть равноангельными.
В этой ситуации, конечно, все по-другому. Здесь уместно и читать в метро Серафимово правило, здесь может быть и ночное домашнее бдение. Когда все ложатся спать, ты тихонечко встаешь на молитву. Бывает и такая практика. Если у человека есть потребность молиться, он всегда найдет способ.
Говоря о правиле, можно провести аналогию со спортивными тренировками. Как спортсмен тренирует свое тело, готовясь к состязаниям, так и православный человек должен тренировать свою душу, готовясь к Царствию Небесному.
Иногда надо себя понуждать встать утром на 15 минут раньше. Эквивалент этим 15 минутам — 1/8 любого фильма, и на те же 15 минут позже лечь спать. Это не сравнимо с тем, сколько времени мы проводим перед телевизором или за компьютером, если это, конечно, не работа.
На самом деле ничего сложного в этом нет. Начни молиться и все у тебя получится. Замечательный совет есть по этому поводу у Антония Сурожского. Он говорит, что если ты не можешь молиться длинными правилами, начни молиться по часам. Поставь иконку, рядом будильник, и помолись пять минут, не больше.
Через некоторое время ты увидишь, что молитва тебе понравится, и ты с удовольствием будешь читать и большие, длинные правила.
— Молитва в метро и Серафимово правило — реальность для работающего человека?
— Я не против молитвы в метро. Я считаю, что лучше помолиться в метро, чем совсем не молиться или чем в давке метро отвечать на толчки в спину. Мне кажется, лучше в метро почитать святых отцов или даже Евангелие, хотя, казалось бы, не место в суете читать слово Божие. Но это всяко лучше, чем смотреть и осуждать пьяные физиономии твоих попутчиков или разглядывать рекламу, которая является совершенно непристойной. Каждый, как мне кажется, должен сам для себя понять, может ли он молиться в метро, а не перед иконой.
Относительно Серафимова правила я думаю, что оно допустимо, но только не в той редакции, в какой оно сейчас принято, а именно в той редакции, в которой его дал Серафим Саровский.
— Три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево радуйся» и один раз «Верую»?
— И еще помянник о здравии и об упокоении. Если почитать житие преподобного Серафима, то мы увидим, что эта составляющая везде присутствует. Такое Серафимово правило приемлемо, а вот в современной редакции, без помянника, я считаю, недопустимо.
— Надо ли что-то менять в современном правиле и отношении к нему?
— Отношение к правилу, я считаю, ни в коем случае менять не надо. Правило и должно оставаться правилом. Господь нас не будет судить, если мы не выполним все правило. Все-таки правило существует для нас, а не мы для правила. Но, скажем так, должны присутствовать некоторые угрызения нашей совести относительно того, что я что-то не доделал, не доработал, может быть, доработаю в следующий раз, когда будет свободное время, будет другой настрой, тогда я может быть, более полно прочитаю.
Молитвы святых людей, которые есть в молитвослове, это камертон настройки нашей беседы с Богом. Мы ведь можем менять и дополнять молитву. Есть очень интересное изменение в вечернем молитвенном правиле в самой последней молитве, в которой перечисляются грехи. Многие вместо перечня этих грехов исповедуют свои грехи за день. Их можно даже записывать. Я считаю, что это очень правильное изменение. Таких вариаций достаточно много.
Некоторые вместо молитвы ангелу-хранителю читают молитву своему небесному покровителю, например благоверному князю Игорю или мученице Наталье.
Я помню, когда был маленький, лет в десять, пришел таким важным молитвенником к батюшке Алексею Зотову, который сейчас уже старенький служит на Павелецкой в храме Фрола и Лавра, и говорю: «Батюшка, как мне совершать молитвенное правило, благословите?» Он спрашивает: «А как ты молишься?» Я говорю, что читаю предначинательные молитвы, а потом каждый день по одной новой молитве еще добавляю, которые идут под номерами.
Первый день читаю первую молитву, потом «Достойно есть» и т. д. То есть такой сокращенный детский вариант. Я помню, что тогда он оценил мое усердие, а я про себя думаю: «Нет, наверное, он меня осуждает, надо наверное все-таки все читать».
Сейчас, когда я уже стал священником, я понимаю, что на самом деле он правильно оценил, скажем так, мой подвиг, и я очень рад, когда вдруг случайно вижу моих детей молящимися, не всем правилом конечно, но какие-то кратенькие молитвы в их жизни присутствуют.
— Если грехи мешают молиться, то надо все равно себя заставить встать на правило?
— Мы помним, что в молитвослове есть такое примечание: перед тем, как читать молитвы, постой немного в тишине, пусть твои чувства улягутся, и тогда рцы*: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Вообще, перед тем как начать молиться, желательно испросить прощения у всех, кого ты обидел, с кем ты поругался, на кого ты прогневался. Мысленно попросить, примириться сначала в своем сердце, а потом уже будет возможность примириться и по-настоящему. И потом уже рцы.
— А можно заменить утренние и вечерние молитвы Иисусовой молитвой из тех соображений, что такое обращение к Богу некоторым более близко, чем слова святых, которые не соответствуют их духовному уровню? Например, пятьдесят молитв произносить?
— Ну, почему пятьдесят молитв? Существует определенное количество, которое изложено в правиле. Вообще это правило для неграмотных — заменять утренние и вечерние молитвы и правило ко Святому Причащению Иисусовой молитвой. Я думаю, что такая замена возможна, если согласовать это со своим духовником. Он свободно благословит.
— А обязательно согласовывать?
— Все-таки Церковь — это союз людей верующих во Христа. Мы единым сердцем исповедуем Бога и предстоим ему. Это и замечательно, что ты не считаешь себя одиноким. Некоторые изменения, безусловно, допустимы, но совет духовника нужен для того, чтобы самому не заблудиться. Первые десять изменений ты сделаешь правильно, а на одиннадцатом, возможно, ошибешься. Лучше посоветоваться с третейским судьей, который со стороны на тебя посмотрит и скажет: «Знаешь, тебе лучше не Иисусову молитву творить, а «Богородице Дево радуйся».
— Как сегодня постятся и должны поститься православные? Отмечают, что пост — это самое острое время — все ругаются, в интернете не стихают самые страшные и сокрушительные дискуссии…
— Предваряя разговор о посте, хочу рассказать такой случай. Один преподаватель Троице-Сергиевой Лавры выходил из своей квартиры, тогда еще в Загорске, к нему подошел его сосед и спросил: «У вас неделю назад пост начался?» Тот говорит: «Да, а откуда Вы знаете, вы же, в общем-то, неверующий?» А сосед отвечает, что под ним живут две верующие бабушки, два Божиих одуванчика, но как только начинается пост, они сразу начинают ругаться. Так он время поста и определяет.
Пост нужен для того, чтобы мы научились сдерживать свои чувства — и физические, и душевные. Однако когда пост начинается, обнажаются очень негативные стороны нашей души. Я знаю людей, у которых с началом поста открывается жуткая блудная страсть, казалось бы, наоборот, должно быть, а они себя еле-еле держат в руках. Некоторые начинают ругаться, гневаться.
Мудрый человек за это должен бы ухватиться, чтобы осознать живущие в себе страсти, выяснить, что по этому вопросу говорит Священное Писание, святые отцы, как это можно излечить. Многие же зачастую просто делают вывод, что «все вокруг козлы». Мне кажется, пост — уникальное и необходимое время, когда и молитва более в душе отзывается.
— Можно ли ослабить пост?
— Я считаю, можно, но это надо делать тоже с благословения духовника. Все-таки на ослабление поста должны быть какие-то причины. Должно быть и покаянное чувство из-за того, что ты не соблюдаешь пост вместе со всей Церковью так, как положено. Но полностью себя отстранять от Церкви, которая постится, мне кажется, можно только больным и беременным. Есть люди, которые ищут причины, а есть люди, которые ищут средства. То есть одни ищут причины, чтобы «законно» нарушить пост, другие ищут средства, чтобы даже в тех моментах, когда можно сделать себе послабления, хранить пост.
— Как обуздать свою раздражительность и гневливость в начале поста, когда все страдают, в том числе сам согрешающий в первых рядах?
— Если гневливость — постоянный недуг души, то, может быть, стоит положить в карман записку: «Я гневный человек». Возможно, что такой способ будет немножечко останавливать. Но на самом деле молитва, исповедь и причащение полностью искореняют из человека эти грехи. Можно также противопоставлять подобным поступкам соответствующие добродетели. Из одного источника не может течь и горькая, и сладкая вода. Если источник заполнить сладкой водой, то, может быть, и горечи такой не будет.
— Что такое послушание, каково его место в духовной жизни?
— Под послушанием понимается выполнение требований начальника, родителей, духовника, учителя.
В Священном Писании есть интересное замечание по этому поводу, когда Господь говорит про фарисеев: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф 23:3).
Мы очень часто бываем не согласны с властями предержащими, со своим начальством. Они дают задания, которые нам кажутся тупыми, бессмысленными, глупыми, показывающими духовное развитие наших начальников. Но, вы знаете, мы подчиненные, и мы действительно должны проявить в этом послушание и выполнить свои обязательства, если, конечно, требования начальства не противоречат догматике.
Если тебе говорят убить кого-то, то, естественно, ты должен отказаться, если ты не солдат. Воин, защищающий Родину, просто обязан держать в руках оружие и им пользоваться, но и он вполне может отказаться от исполнения своего долга, если речь идет о захватнических войнах. Я считаю, что здесь человек может сложить с себя всякие обязательства, то есть уйти из армии.
— А зачем нужно послушание, ведь человек может не без основания полагать, что он умнее своих наставников?
— Человек должен иметь послушание, потому что все, к чему призывают родители или духовник, направлено на твое спасение. Например, есть такая «заповедь»: не суй два пальца в розетку. Ведь с этим все согласны, и никто не требует, что бы ему подвели под это требование научное обоснование о том, что ток по межклеточной жидкости пройдет к мозгу и т.д. Здесь все готовы быть послушными безоговорочно, просто все святые.

Но если речь идет о таком требовании как «не завидуй», то начинаются вопросы и сомнения: «А почему мне запрещено завидовать? Ну и что, помечтаю немножко, позавидую кому-нибудь». Но это точно такая же «заповедь», как и с розеткой, только она направлена на твое духовное состояние, а не физическое.
Когда ты еще являешься учеником в духовной ли жизни или за школьной партой, то ты многое еще не понимаешь, и не обязательно учителю объяснять ученику, зачем ему учить то или иное правило. Ученик должен просто выучить: «жи», «ши» пиши через «и».
Необходимость послушания Церкви, кажется, понятна. А говоря о послушании родителям, надо сказать, что любящий родитель никогда не пожелает своему ребенку плохого. Только надо эту любовь понять.
Ребенку тяжело осознать, что родитель его любит, когда заставляет учиться, чистить зубы и заправлять постель. «Кошмар — думает чадо – это не любовь, а какое-то издевательство». А потом вырастает, хватает родителей за грудки и начинает упрекать: «Почему ты меня не заставлял учиться? Почему ты меня не заставлял английский учить? Почему ты мне позволял валяться на диване и играть на гитаре? Надо было бить меня как сидорову козу, чтобы во мне ума было побольше». Сейчас многие дети предъявляют претензии своим родителям о том, что они не дали им образования. Да ты же сам не захотел его получить.
Послушание – это, наверное, акт любви друг перед другом. У монашествующих существует безоговорочное послушание, в миру такого нет. В миру есть ответственность взрослых перед детьми, супругов друг перед другом, перед родителями, и послушание должно соизмеряться с твоими обязанностями.
— Что такое вообще духовная жизнь?
— Это жизнь со Христом. Это такая жизнь, когда у тебя на лице есть отблеск Славы Божией. Это такая жизнь, когда любой человек хочет спросить именно у тебя, сколько сейчас времени, лишь бы с тобой поговорить, потому что приветливых людей сейчас становится мало.
Духовная жизнь — это ни в коем случае не длинные юбки, черные платочки и длинные бороды. Это не духовная жизнь. Духовная жизнь – это когда в твоем сердце есть любовь, как к президенту, так и к какому-нибудь бомжику, так и к «благодетелю-кассиру», который выдает тебе зарплату. Одинаковое отношение ко всем.
— Это же 30-ая ступень лествицы, которой у нас, по определению, нет и быть не может!
— Может быть, и есть. И любовь есть, и люди такие есть. Золото всегда тонет в житейском море, и его не видно. На поверхности любого моря — и житейского, и природного, известно, что плавает, вот это видно всем и всегда. А золото, оно всегда тонет, но оно есть.
— В чем главная проблема современного православного человека?
— Наверное, главная проблема в том, что каждый православный человек считает, что он самый православный человек на свете. Ощущение того, что ты делаешь все правильно, мне кажется, самая главная проблема в человеке. Теперь редко можно встретить смирение, послушание, и вообще любовь.
— Какие грехи сегодня самые трудные и распространенные?
— Мне кажется, это самооправдание и, не буду оригинальным и скажу, что это блуд. Это самые страшные грехи. Так же, я считаю, что один из самых ужасных грехов — лень.
— Если с блудом и ленью понятно, что делать, то, как искоренить самооправдание? Оно какое-то невидимое, и вычленить его в своих поступках сложно, хотя чувствуешь, что оно вроде бы есть?
— Если у человека присутствует самооправдание, у него обязательно присутствует другой грех – осуждения ближнего. Осуждение ближнего можно победить только оправданием всех. Противоположная добродетель греху самооправдания – это оправдание своих ближних.
— Какой из грехов самый труднопреодолимый?
— Те грехи, которые вошли в твою привычку, без которых ты не можешь жить, которые стали твоим сокровищем. Как говорит Господь: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).
Если мы привыкли к телевизору, и он уже является фоном нашей жизни, то тогда это самое труднопреодолимое, потому что выключить его очень трудно. Трудно ездить в машине и не слушать радио. Если ты понимаешь, что уже не можешь не слушать радио, ты зависишь от него – это плохо. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12) – говорит апостол Павел.
То же самое можно сказать про кофе и сигареты. У Клайва Стейплза Льюиса в «Расторжении брака» один из персонажей приехал в рай с ящеркой. Вот эта ящерка и символизирует греховную привычку, от которой человек боится избавиться: «Ой, мне будет больно, я чего-то лишусь в жизни» и т.д. Так что грех, который становится привычкой, самый труднопреодолимый.
— Как строить общение с другими, в том числе неверующими?
— Если не с позиции снизу вверх смотреть, то хотя бы на равных. Строить общение с другими людьми, исходя из того, что это тоже образ и подобие Божие, ничем не хуже тебя. А если мы себя еще и декларируем православными христианами, то мы вообще должны быть скромными и поставить себя в очередь в Царство Небесное самыми последними. Из этого и должно вытекать наше с вами построение общения с другими людьми.
— Но если мы здраво рассуждаем, то мы понимаем, что Богу милее не убийцы, чем убийцы, верующие, чем неверующие. А если мы это понимаем, то как же тогда нам не превозноситься над неверующими?
— Во-первых, кто первым вошел в рай?
— Может быть, благоразумный разбойник был просто первым умершим, после того как Христос открыл двери рая.
— Нет, дорогие мои. Когда мы придем в Царствие Небесное, мы начнем Господу перечислять: «Господи, я не убил, я не украл, я не прелюбодействовал, я не завидовал, и т.д. Я выполнил твои заповеди?» Господь однозначно скажет: «Нет. Потому что Моя заповедь не «Не делай», Моя заповедь «Люби»».
А чтобы не превозноситься над другим человеком, надо осознавать, что если тебя поставить в условия, в которых был этот убийца, то ты бы поступил еще хуже. И это однозначно.
— Что такое этика семейного общения? Что должно быть главное в семейной жизни?
— Я считаю, что это строгая иерархичность, когда муж берет ответственность за семью на себя. Когда жена берет ответственность за чад на себя. И когда дети находятся в послушании своим родителям.
— Самостоятельным, современным женщинам особенно тяжело поставить себя в подчиненное положение, но раз такой тип женщины исторически уже сложился, то как сейчас решить эту ситуацию?
— Нельзя выхватывать из руки молоток, который должен быть не в твоей руке. Сейчас женщины прибегают и жалуются, что муж такой-сякой ничего не делает. Начнешь разбираться и оказывается, что она сама все у него захватила, причем захватила невольно. А теперь говорит, что он такой-сякой. Так с какой же стати он будет другим? Или прибегает муж и говорит: «У меня жена загуляла». «Давай разбираться, почему она у тебя загуляла. Может быть, ты к ней относишься потребительски? Может быть, ты в ней не видишь женщину?» Как часто жены говорят: «А ты сам додумайся, почему я загуляла», намекая на то, что муж больше не замечает в ней женственности. Нельзя выхватывать инициативу у мужчин и забирать ее себе.
— Что должно быть главным в семейной жизни?
— Любовь с большой буквы и Бог.
— Разве любовь можно контролировать, ведь она сама приходит и уходит?
— Можно. Любовь — это внутреннее философское понятие, а не охи-вздохи под луной, как ее многие понимают. Любовь — это умение с радостью и благодарностью воспринять все, что происходит с тобой. Когда в семье есть радость и благодарность, эта семья счастлива. В такой семье жена может восхищаться мужем, который вовремя не принес зарплату или принес маленькую зарплату. А муж благодарен жене за то, что ужин готов, и ничего, что котлеты не прожарены. Он понимает, что жена старалась. Что важнее в данной ситуации: то, что она старалась или то, что котлеты не прожарены? Если важнее то, что котлеты не прожарены, то это самолюбие у мужа, а если то, что жена старалась, то это любовь к ней.
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР Ежедневное интернет-СМИ

Протоиерей Игорь ФОМИН: статьи

Протоиерей Игорь ФОМИН (род. 1970) — настоятель храма Александра Невского при МГИМО: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.
ОРЕЧЕНИЕ ПЕТРА – К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЛОЖЬ ВО БЛАГО?
Вечером, в Великий четверг на утрене Великой пятницы мы будем читать Страстные Евангелия. И будем вспоминать, в том числе те события, когда Господа уже забрали в преториум, когда Петр, желая быть рядом со своим Божественным Учителем, любыми способами пытается пройти во двор, туда, куда отвели Христа.
Сидя у разложенного огня, на вопрос, не он ли был с Арестованным, Петр начинает лгать: ему необходимо находиться рядом со Спасителем. Когда в третий раз Петру задается тот же вопрос, он и в третий раз говорит неправду, причем из благих намерений: желание не уйти от Христа он ставит выше, чем внутреннее состояние истины.
Но потом, вспоминая пророчество Спасителя — «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 33-34), – раскаивается и убегает со двора, горько плача.
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что каждое утро апостол Петр встречал с мокрыми глазами, потому что оплакивал то свое отречение. Которое не было предательством, а являлось просто банальной ложью, хитростью. Апостол шел на уступки со своей совестью ради, как ему казалось, благой цели. Но потом все-таки раскаялся.
В нашей семье есть история, связана она с храмом Всех Святых на Соколе. Моя двоюродная прабабушка была сестрой милосердия у Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители, другая двоюродная бабушка – монахиней в женском монастыре под Воронежем.
После революции Марфо-Мариинская обитель была закрыта и монастырь разорен. Двоюродные прабабушки вернулись в родной дом на Соколе, недалеко от храма Всех Святых, куда и начали активно ходить в двадцатые – тридцатые годы. Они помогали в храме, в том числе в алтаре и за свечным ящиком, мыли полы.
В контексте богоборческого времени встал вопрос о закрытии храма. К тому времени у нас в доме, где жили двоюродные прабабушки, собиралась московская интеллигенция: художники, писатели, композиторы: Корин, Голованов, Нежданова, Федосеев, Ланге и так далее. Большинство из них были воспитанниками туберкулезного детского приюта при Марфо-Мариинской обители, который возглавляла сестра милосердия Ольга, моя двоюродная прабабушка. На одной из таких встреч встал вопрос, как сделать так, чтобы храм на Соколе не был закрыт. Было несколько попыток именитых людей к властьимущим, от которых зависело закрыть или не закрыть храм. Но все было тщетно, храм неминуемо должен был быть закрыт.
Тогда было решено обратиться к обновлеченскому епископу Введенскому. Он был любим и почитаем советской властью. Он приехал, посмотрел храм и через какое-то время храм на Соколе отошел к обновленцам.
Но после того, как, казалось бы по-человечески, храм был спасен, многие верующие перестали в него ходить. В том числе, — и мои двоюродные прабабушки.
Они тяжело переживали за человеческую оплошность и за, как некогда им казалось, благое дело.
А храм на Соколе все равно закрыли незадолго до войны. А открылся он на Пасху 1948 года.
Но до конца своих дней сестра милосердия Марфо-Мариинской обители Ольга горько оплакивала свой поступок. Потому что именно она была его инициатором.
В своей жизни мы очень часто совершаем, казалось бы, безвинную ложь. Чтобы побывать в храме или не уронить образ Христа в глазах другого человека. Мы говорим сослуживцам, что опоздаем, так как идем утром в поликлинику или у нас кто-то заболел, а сами отправляемся в храм. Задумаемся, принесет нам такой поход в храм, даже причастие благо, если мы ради этого обманули кого-то, пусть нам кажется и невинно.
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР Ежедневное интернет-СМИ

Протоиерей Игорь Фомин


Родился 25 февраля 1970 года в семье служащих. Небесный покровитель – святой благоверный князь Игорь Черниговский, память – 18 июня (н/ст).
Крещен в возрасте девяти лет в храме Преображения Господня (Новая Деревня, Московской обл.).
С 14 лет алтарничал в подмосковном храме Покрова Божией Матери села Алексино, где настоятелем служил ставший впоследствии духовником протоиерей Василий Владышевский.
После возвращения из рядов вооруженных сил, нарушив благословение духовника, пробовал поступить в медицинский институт, провалился, и уже через год благословение было исполнено – в 1991 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1994 году.
В 1994 году венчался со своей будущей матушкой.
25 июня 1995 года был рукоположен в диакона. 6 декабря 1995 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, был назначен штатным диаконом Казанского собора на Красной площади г. Москвы. А ровно через год, 6 декабря 1996 года, рукоположен в священники Казанского собора.
С 2003 года, с момента выхода первых номеров православного журнала «Фома», стал членом редакционного совета издания. Так как руководство и коллектив журнал «Фома» вышел из коридоров и аудиторий МГИМО, встал вопрос о строительстве храма при данном учебном заведении. Вопрос был решен положительно.
9 января 2007 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II в дополнение к несомому послушанию штатного священника Казанского собора назначен настоятелем строящегося храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
17 июня 2013 года, в связи с началом регулярных богослужений в храме при МГИМО, Указом Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Игорь Фомин был освобожден от послушания в Казанском соборе на Красной площади.
С 2013 года по настоящее время является настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО.
22 декабря 2016 года на ежегодном итоговом Епархиальном собрании избран Председателем Комиссии по миссионерству и катехизации г. Москвы.
Имеет четверых детей.
Богослужебные награды:
1998 г. — набедренник;
2001 г. — камилавка;
2006 г. — наперстный крест;
2010 г. — возведен в сан протоиерея.
2015 г. — право ношения палицы.
Церковные награды:
— в 2004 году награжден медалью прп. Сергия Радонежского I степени.
— 6 марта 2016 года, во внимание к трудам по строительству храма св. блгв. кн. Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО удостоен ордена прп. Серафима Саровского III степени.

Протоиерей Игорь Фомин: «Храм – это прежде всего люди»

О том, что значит быть настоятелем строящегося храма, как «нейтрализовать» возможных противников такого строительства, почему в МГИМО церковь именно в честь святого князя, об исторической справедливости, жертвенной помощи неравнодушных людей и делах молодого прихода – беседа с протоиереем Игорем Фоминым, настоятелем церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

Протоиерей Игорь Фомин

– Отец Игорь, каково это – быть настоятелем строящегося храма? И легко ли дается строительство?

Строительство храма – дело сакральное и таинственное

– Строительство храма – дело сакральное и таинственное. Как я теперь на опыте понимаю, это не только возвести стены, сложить кирпичик к кирпичику, сделать все, чтобы было красиво и удобно. Как любит повторять староста нашего прихода – декан факультета международной журналистики МГИМО: «Храм не в бревнах, а в ребрах». Собственно, из этого исходили и это было главным, когда создавался в МГИМО приход, когда возникла идея строительства храма.

А легко ли дается строительство? Очень много было обхожено кабинетов, очень много было избито порогов, чтобы нам дали землю под храм. И, честно говоря, у нас в общем-то ничего не получалось. У Бога были, видно, другие планы и другие временные сроки, не соответствующие нашим планам и нашим срокам. И все совершилось по Божию благословению – естественным образом реализовавшись через московскую программу «200 храмов». Мы вошли в эту программу в 2011 году, и уже через год нам дали участок земли под строительство церкви – недалеко от МГИМО.

Строительство храма в честь св. кн. Александра Невского

Трудности были, наверное, как и у всех, – финансовые. Мы никак не могли найти средства для строительства основного храма. Временный храм нам помог возвести Сергей Владиленович Габестро – директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского. Благодаря его трудолюбию, его затратам храм был построен. Принимали участие в благоукрашении нашего временного храма, конечно, и другие люди, мы молимся за них и премного им благодарны. Временный храм был большой, но он очень быстро наполнился и стал тесным. Народ стоял на улице… Храм вмещал около 300 человек, а в воскресные дни приходило людей больше. Так что нам более просторный храм был необходим как воздух.

Когда началось строительство основного храма, то вновь мы столкнулись с финансовыми трудностями. Но мы не испугались, не остановились, и благодаря жертвенному труду Андрея Валерьевича Гусарова, возглавлявшего строительную компанию «Сатори», продолжили: провели нулевой цикл работ, положили фундамент. Потом стали возводить стены. Андрей Валерьевич долго ждал оплаты наших долгов, но смиренно и с пониманием относился к нашим тяготам, за что ему низкий поклон. Он также передал в дар нашему храму частицу мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, которая хранилась у него дома, и много благодеяний оказал нам. Это по-настоящему смиренный верующий человек.

Стены нам помог возвести наш прихожанин и выпускник МГИМО Алексей Николаевич Захаров.

Но некоторый долг у нас все равно оставался и очень нас тяготил. Но мы верили, что Господь в свое время всё покроет. В том, что с Божией помощью найдутся необходимые средства, никто не сомневался. Прихожане горячо молились, мы служили молебны, акафисты. Было очень большое единение наших душ и сердец. И помощь приходила. Люди жертвовали свои средства для закрытия долга: кто-то малые, а кто-то и немалые. Так, один прихожанин продал участок земли, выручил серьезные деньги и внес их в оплату нашего долга. Благодаря этой жертве мы на какое-то время утихомирили наши финансовые волнения.

Но дело пошло быстрее, когда на нас обратили внимание компания «Норникель» и ее директор Владимир Олегович Потанин. Он, его заместитель и его помощник оказали нам очень большую помощь.

Храм в честь св. кн. Александра Невского

– Сколько всего времени ушло на строительство?

– Три года: мы начали строительство в 2013 году, а 6 марта 2016-го храм был освящен.

Много чудесных вещей происходило за это время. И мы поняли самое главное: у Господа Свои планы, и очень важно не помешать Богу строить храм. В этом деле нужно стараться быть подсобными рабочими Господа, Его помощниками.

– Первая, временная церковь при МГИМО была посвящена святителю Николаю Чудотворцу, но постоянный храм получил другое посвящение – благоверному князю Александру Невскому. Почему? Этим хотели связать внешнеполитическую деятельность святого князя со специализацией – международные отношения – ведущего вуза страны?

– Временный храм был освящен во имя святителя Николая, чудотворца Мирликийского, вот по какой причине: тут до 1979 года находилась именно Никольская церковь. Конечно, не прямо вот на том месте, где стоит наш храм, а немного дальше, в глубине парка. Мы определили это место, но нам, к сожалению, не дали восстановить историческую справедливость и именно там построить храм. Поэтому – чтобы помнить о бывшей здесь некогда церкви – мы и просили Патриарха Кирилла освятить временный храм в честь святителя Николая. Чтить этого святого мы будем и впредь: Никольским будет крестильный храм. Святейший Патриарх проявил мудрость и дал нам антиминс для служения Литургии в крестильном храме при МГИМО.

Икона св. кн. Александра Невского А с посвящением храма благоверному князю Александру Невскому связана вот какая история. Еще в 2005 году к приснопамятному патриарху Алексию II пришла делегация МГИМО во главе с ректором Анатолием Васильевичем Торкуновым, чтобы испросить благословение на создание православной общины и строительство храма при МГИМО. Но они просили благословить общину в честь праздника Покрова Божией Матери. Дело в том, что МГИМО был основан именно в этот праздник в 1944 году: министр иностранных дел СССР В.М. Молотов, курировавший в то время образовательную сферу, подписал указ о создании Института международных отношений 14 октября. Так что логично было бы храм назвать в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Но Патриарх с первосвятительской мудростью решил иначе. Он сказал: «Покров – важный праздник, но храм ваш должен быть освящен в честь Александра Невского – великого дипломата, великого воина, великого семьянина. Это так важно для нашей страны». А мы все помним, в каком состоянии – можно сказать, маленькой катастрофы – были в то время эти главнейшие составляющие жизни государства. Но Промыслом Божиим, молитвами святых и трудами людей сейчас все это поменялось к лучшему.

– Нередко при строительстве нового храма происходят столкновения с местными жителями, «храмоборцами», защитниками парковой зоны. Ваш храм тоже находится в парке. Были ли у вас столкновения?

Наш храм построен полностью на пожертвования – ни одной копейки из госбюджета на него не пошло

– Нет, у нас, к счастью, не было «храмоборцев». У нас даже не было возмущений каких-то. Трижды проходили общественные слушания, посвященные строительству нашего храма, на них собирался полный зал, мы отвечали на вопросы местных жителей… Какого-то такого ярого противления не было. Был диалог, понимание тоже было. В значительной мере этому пониманию способствовали наши объяснения, что храмы строятся не за счет государства, не потому, что какой-то чиновник выделяет бюджетные деньги, что они возводятся на пожертвования. Вот наш храм построен полностью на пожертвования – ни одной копейки из госбюджета на него не пошло.

Внутреннее убранство храма в честь св. кн. Александра Невского

– Но все-таки с какими-то трудностями пришлось столкнуться в ходе строительства храма?

– Трудности возникают, когда человек или на себе зацикливается, или хочет какого-то спокойствия. А когда человек трудится, у него и получается всё то, что должно получиться… А если что и не выходит, то, в общем-то, нам и не стоит расстраиваться.

Трудности всегда и были, и есть. Но так как наша душа – христианка, мы о них и не вспоминаем.

Ну, а если покопаться в памяти, то, наверное, можешь припомнить, как переживал, когда подходило время очередного платежа, но он затягивался на энное количество дней, и тебе неудобно было перед человеком, которому ты должен был перевести средства… Были переживания и за свою семью, что дети и супруга меня видят очень редко – в основном или рано утром, когда в школу, институт их отвозишь, или поздно вечером, когда все уже в постели. Но это, наверное, проблема всего духовенства и, конечно, не есть хорошо. А для человека, который строит храм, тем более. Но милостью Господней семья моя меня поддерживает, понимает и всегда со мной. А всё остальное человек, Богу споспешествующий, думаю, может преодолеть.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей приходской жизни, о социальной деятельности прихода.

– Храм молодой, поэтому, может быть, чего-то и нет пока у нас, но что-то есть в очень хорошем, скажем так, развитии, в перспективе. Мы ведем очень большую работу с общеобразовательными школами нашего района. Тесно общаемся и сотрудничаем с учителями, ведущими и «Основы православной культуры», и курсы по мировым религиям и светской этике, и при этом не разделяем и не противопоставляем этих учителей, ведь мы являемся союзниками в деле воспитания детей. Проводим в школах интересные тематические вечера. Школьники приходят и в храм в рамках уроков по ОПК, и мы проводим занятия о внутреннем устройстве храма, богослужениях и многом другом.

Проходят также «Покровские старты» – игра для школьников. Так как наш храм стоит в парке, то мы задействуем его для этой игры: детям надо не только ответить на вопросы по курсу ОПК, но и сориентироваться на местности, дабы прийти к определенному пункту.

С воспитанниками Дмитровского детского дома

У нас также налажены контакты с Дмитровским детским домом, в котором живут и учатся ребята с врожденными физическими недостатками. Имеем связь с двумя благотворительными организациями; одна из них – «Ной» – оказывает помощь нищим. Планируем выпускать газету… Это то, о чем вспомнилось сразу.

В нашем храме есть молодежное служение, есть два библейских кружка – для молодежи и для всех желающих. Есть катехизические беседы «Мужского клуба» – мы специально пошли на такое неправославное, может быть, нехристианское ограничение, но именно для мужчин мы собираем эти беседы, они проходят вот уже два года.

– С перспективой на будущее – для поступления в семинарию?

– В основном на эти занятия собираются уже состоявшиеся люди. Все-таки в семинарию надо поступать молодым.

В воскресный день у нас поет весь храм

Также у нас есть народный хор, который поет и на всенощных, и на других службах. И самое главное: на воскресных Литургиях у нас народное пение – поет весь храм. Выходит регент с книжечкой, народ разбирает книжки с богослужебными текстами и антифонно с правым хором поет богослужебные песнопения.

– А кого и как вы берете в хор? Если есть, например, у человека желание, но нет слуха – возьмете?

– У нас отличный регент, так что поют абсолютно все. Я не знаю людей, кому было бы отказано. Народный хор и есть именно народный.

Великое освящение храма в честь св. кн. Александра Невского

– А много ли прихожан из преподавателей и студентов МГИМО?

– Да, среди наших прихожан – и студенты МГИМО, и члены профессорско-преподавательской корпорации. Причем они приходят в храм не только помолиться, но это люди, активно участвующие и в жизни прихода вообще, и в социальном служении нашего храма. Мы регулярно устраиваем встречи в самом МГИМО. Меня зовут на доверительные беседы с факультетами и курсами, особенно с первокурсниками и с иностранными студентами.

К нам в храм приезжал посол Болгарии, бывают представители других иностранных государств, мы вместе проводим мероприятия.

– А иностранные студенты заходят в храм? И были ли крещения иностранных студентов?

– Да, было крещение – студентки из Кореи. Она христианка, приходила в наш храм и через какое-то время перешла в Православие из протестантизма.

Протоиерей Игорь Фомин

– У вас есть прекрасная традиция: молодожены после венчания сажают деревья возле храма. Как она возникла?

– Эта традиция родилась и прижилась по инициативе самих венчающихся. Помню, это было одно из первых у нас венчаний. И молодые привезли с собой деревце, попросили разрешения его посадить. Всем эта идея понравилась, так появилась традиция.

Правда, сейчас возникли и некоторые проблемы. Дело в том, что под нашим участком проходит много коммуникаций, и эти места мы не имеем права засаживать деревьями, а в другие уже и сажать некуда. В парке тоже нельзя вот так взять и посадить дерево: такое своеволие запрещено. Но Бог даст, найдутся иные места, где можно будет продолжить эту традицию.

Задача прихода всегда одна и та же: соединить человека со Христом

– Батюшка, каковы планы на будущее молодого прихода?

– Храм создается для того, чтобы приводить людей к Царствию Небесному. Чтобы человек смог не только почувствовать Христа, но и подружиться с Христом, чтобы Христос наполнил Собой всего человека. Это важнейшее для нас и наиглавнейшее. Поэтому – и сегодня, и через сто лет – задача будет одна и не изменится: соединить человека со Христом.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *