Религия в Египте

С древности Египет был центром религиозной мысли. Хотя этот факт давно уже перешел в летопись истории, все же религия фараонов отчаянно защищалась против внешнего влияния. В христианскую эпоху епископы Александрии постоянно выступали против ереси, а институт монашества во многом обязан вкладу Египетской цивилизации. Но именно арабы принесли с собой ислам и арабский язык в VII веке, превратив Египет в «арабскую» страну.
Господствующая в стране религия — ислам суннитского толка. Конституция 1971 года объявляет ислам государственной религией страны. Примерно 90% населения — мусульмане.Наряду с этим провозглашена свобода совести и вероисповедания. 8-10% населения- христиане, а коптская православная церковь является самой большой христианской религиозной группой. Большинство христиан принадлежат к коптской православной церкви, которая являлась доминирующей религией в Египте до Ислама. Другие вероисповедания представлены Армянскими, Греческими и Сирийскими православными и католиками и различными евангельскими протестантскими конфессиями. Еврейская община чрезвычайно мала. В Каире осталось только несколько сотен евреев. Большая часть еврейского населения Египта эмигрировала за последние 50 лет в Израиль или Соединенные Штаты.
Поскольку большинство людей, живущих в Египте, являются мусульманами, по всей стране расположены мечети, от очень больших, таких как мечеть Ибн Тулун до небольших мечетей в городских кварталах. Мусульмане должны молиться пять раз каждый день. Они собираются в мечеть для полуденной молитвы в пятницу, которая является святым днем в Исламе. Соответственно,все государственные учреждения, банки, школы и офисы не работают в пятницу. Этот день является официальным выходным с последующим за ним днем — субботой.
У каждой религии есть свои праздники, которые отмечаются местным населением. Главными исламскими праздниками являются месяц Рамадан и сопровождающий его праздник Аид аль-Фитр, а также праздник по завершению большого паломничества в Мекку- праздник жертвоприношения- Аид аль-Адха. Христианское население также соблюдает различные христианские праздники.
Религиозные праздники отмечаются в соответствии с исламским календарем, лунным календарем, который короче солнечного календаря на одиннадцать дней, поэтому даты не установлены. Исламский календарь также называется календарем хиджры и иногда сокращается. В исламском календаре насчитывается двенадцать месяцев: Мухаррам, Сафар, Раби аль-Аввал, Раби аль-Тани, Джумада аль-Аувал, Джумада аль-Тани, Раджаб, Шабаан, Рамадан, Шауваль, ЗулЬ-Када и ЗулЬ-Хиджа. Первый из месяцев -Мухаррам — исламский Новый год.
Девятый месяц года — Рамадан, который является святым месяцем для мусульман. Во время Рамадана соблюдающие мусульмане не должны есть от восхода до заката. Мусульмане считают, что в течение месяца Рамадан Бог послал первые откровения Корана пророку Мухаммаду. Этот пост должен напоминать людям, что они благодарны за имеющиеся у них блага, и напомнить им о участи тех, кто беден, не имея даже тарелки еды и помочь им. Семья садится за стол на закате на трапезу под названием «Ифтар». Затем люди отправляются в мечеть для особых молитв, называемых таравих, которые проводятся только во время Рамадана. Ночь проводится в визитах к родным и друзьям. Каир освещен во время Рамадана лампочками и фонариками, на зданиях светятся гирлянды. Многие мусульмане с нетерпением ждут Рамадана, не смотря на его долгий пост.

Первый день месяца Шавалль — праздник Аид аль-Фитр. Он начинается после заката в последний день поста в Рамадане. Празднования обычно продолжаются три дня, в течение которых люди собираются в мечети и посещают друг друга для семейных трапез и общения. Дни праздника также являются традиционным временем для покупки и ношения новой одежды, а дети получают подарки в виде денег или игрушек. Это время, когда многие мусульмане выполняют свои религиозные обязательства по выплате милостыни (закят аль-фитр) в своей мечети.
Десятый день месяца ЗулЬ-Хиджа — это время праздника Аид аль-Адха, что означает «День жертвоприношения». Этот день свидетельствует о готовности пророка Авраама пожертвовать своим сыном по приказу Бога. Месяц Зуль-Хиджа — это месяц, когда мусульмане совершают паломничество или хадж в Мекку. В этот день мусульманские семьи приносят в жертву ягненка, козла, барана, корову. Основная цель состоит в том, чтобы разделить мясо на три равные части: одна треть для себя, одна треть — родственникам, а одна треть — бедным. Некоторые богатые семьи жертвуют второе животное и все отдают бедным. Люди обычно дают подарки детям в виде денег или игрушек. Праздник длится 4 дня. В народе его также называют «Аид кибир» (большой праздник).
Оба праздника являются официальными. Соответственно, все государственные учреждения, банки, школы и офисы не работают. В отличие от частных магазинов, которые могут быть открыты уже на второй день праздников.
День рождения Пророка Мухаммада (Маулид аль-Наби) не является официальным религиозным праздником, хотя многие египтяне празднуют его в любом случае. Он выпадает на 12-е место Раби аль-Аувала.
Коптская церковь следует православному христианскому календарю, а это означает, что даты крупных праздников несколько отличаются от западных христианских церквей. Самый важный праздник на коптском календаре — Пасха, или Ид аль-Фисих. Пасха может попасть на любое воскресенье с 22 марта по 25 апреля. Период сорока дней до Пасхи включает в себя период, называемый Великий пост. Копты постятся бывают несколько раз в течение года. Великий пост продолжается до Вербного воскресенья. В это время запрещено есть мясо, рыбу, яйца, вино или кофе. Но нет полного временного отказа от еды и питья. Христиане-копты постятся также после праздника Вознесения, а также во время Успения Богородицы в августе, и в период до Рождества.
Понедельник после Пасхи называется Шам аль-Нессим, и это праздник, который празднуют все египтяне, устраивая пикники и празднуюя приход весны.
Рождество (Аид маулид аль-Мисих) приходится на 7 января каждого года. Как Рождество на Западе, это время празднования, и копты посещают церковь в ночь на 6-е января (Сочельник), собираясь семьей и друзьями, обмениваются подарками и проводят большие общие семейные трапезы. В Египте были переняты западные традиции наряжения рождественской елки и развешивание ярких огней, хотя они традиционно не являются частью религии коптских христиан.
Для Египта характерен высокий уровень веротерпимости. Поскольку Ислам прибыл в Египет в VII веке , Египет с того момента стал домом многих известных ученых, таких как имам Шафи, чьи юридические решения по-прежнему используются по сей день. Египет также является родиной Университета Аль-Азхар, одного из старейших и самых уважаемых учреждений исламского образования во всем мире.

Православие в Египте

Православие в Египте имеет очень древнюю историю. По преданию церковь в Александрии основал Апостол Марк.

Александрийская православная церковь

Сейчас оно представлено в основном приходами Александрийского Патриархата, возглавляемой Папой Патриархом Александрийским и всей Африки, с 2004 г. им является Феодор II (Хорефтакис). На территории Египта Александрийский Патриархат имеет Александрийскую архиепископию, возглавляемую Патриархом (резиденции в Александрии и Каире), и следующие 5 митрополий:

  • Мемфисская (Гелиополь-Каир),
  • Леонтопольская (Исмаилия),
  • Пелусийская (Порт-Саид),
  • Гермопольская (Танта)
  • Птолемаидская (Миния).

Численность постоянно проживающих в стране православных незначительна — около 10 тыс. человек.

На территории Египта действует 30 приходов и 3 монастыря: св. Саввы Освященного в Александрии, свт. Николая в Каире и вмч. Георгия в Старом Каире.

Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии — главный храм православной Церкви в Александрии. В настоящее время здесь расположена также резиденция Александрийского Патриарха.

Синайская архиепископия

Синайская архиепископия имеет автономный статус в составе Иерусалимской Православной Церкви. Состоит из монастыря вмц. Екатерины, расположенного у подножия горы Синай, и 17 подворий (3 в Египте и 14 в других странах: в Греции, на Кипре, в Ливане и в Турции).

Русская православная церковь

Русская православная церковь имеет на территории Египта представительство при Патриархе Александрийском в Каире. Русская диаспора в Египте окормляется в посольском храме во имя вмч. Димитрия Солунского в Каире и в храме во имя блгв. Александра Невского в Александрии.

Подворье Русской Православной Церкви в Каире расположено в храме вмч. Димитрия Солунского на окраине египетской столицы. Церковь построена в 1925 году в жилом квартале, где раньше проживало много греков. После заселения этого района мусульманами, храм остался без прихожан, богослужение в нем совершалось лишь несколько раз в год. При передаче храма Русской Православной Церкви благодаря усилиям патриарха Алексия II он находился в полуразрушенном состоянии, но был отремонтирован. Торжественное открытие подворья и освящение храма состоялось 10 ноября 2000 года.

См. также

  • Православие в Африке
  • Синайская православная церковь
  • Список русских православных храмов в Египте

Примечания

  • Сусленков В. Е. Египет // Православная энциклопедия. М., .
  • Хосроев А. Л. Александрийское христианство. М., 1991.

Ссылки

Страны Африки: Православие в Африке

Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • Египет¹ • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Демократическая Республика Конго • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • Центральноафриканская Республика • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан

Зависимые территории

Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории

Непризнанные и частично признанные государства

Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд

¹ Частично в Азии

Истинные наследники фараонов: Почему только христиан-коптов считают «коренными египтянами»


Почему только христиан-коптов считают «коренными египтянами»

Цивилизация Древнего Египта оставила нам богатое наследие, которым в Европе принято восхищаться ещё со времён Наполеона Бонапарта: пирамиды и Большой Сфинкс, богатая история эпохи фараонов и красивое иероглифическое письмо. Только вот распоряжается этим наследием совсем другая страна. Даже официальное название современного Египта – Арабская Республика Египет – подчёркивает очень условную преемственность египтян по отношению к тем старым, древним египтянам.

Наследники фараонов

«Копт» – это искажённое и упрощённое греческое слово «айгюптос», то есть «египтянин». Так что можно сказать, что и сегодня коптов называют египтянами. После походов Александра Македонского египтяне стали фактически порабощённым народом в своей собственной стране – Египет был завоёван греками, отсюда и распространение греческого наименования местного населения.


Древняя Александрия – столица греческого Египта

Спустя три века после греков пришли римляне, для которых Египет и вовсе стал колонией на периферии империи. Из страны выкачивалось зерно, а местное население облагали налогами, в том числе в виде натуральных продуктов. Народные восстания подавлялись. Постепенно в Египет стало проникать христианство, но это лишь добавило римским властям повода для проведения репрессий. Христиан из местного населения могли арестовывать, превращать в рабов или вовсе казнить.
Когда же римский император Константин сам стал христианином, то положение египетских христиан резко изменилось. Постепенно большинство населения приняло новую веру, и копты стали восприниматься именно как представители местной христианской общины, а не как наследники Древнего Египта.

Коптский алфавит

От древних египтян у них остался, например, язык. Единственным наследником египетского языка считается современный коптский язык. В нём, конечно, используются уже не иероглифы, а видоизменённый с греческого алфавит. Поскольку и русская азбука была создана на основе греческого алфавита, то коптские буквы отдалённо напоминают нашу кириллицу. В лексике же у коптов греческие слова перемешались с египетскими.

Христиане

Своим первым патриархом копты считают евангелиста Марка. Во время своих миссионерских путешествий после смерти Христа Марк приехал в Александрию и заложил там основы будущей христианской общины. Но сама церковь появилась гораздо позже, в середине 5 века.


Коптские монахи, фото рубежа 19–20 веков

В то время христианский мир сотрясали споры об основных религиозных догматах. Одним из важных вопросов было понимание человеческой природы Иисуса Христа. Копты наряду с некоторыми другими церквами считали, что у Христа была только одна, божественная сущность, и отрицали его человеческую сторону. Подобные церкви принято называть «монофизитскими» (от греческого сочетания слова «одна природа»), однако сами копты называют себя православными.

Действительно, несмотря на много различий, некоторые особенности церковных обрядов будут нам знакомы по русским традициям. По крайней мере, сходств между русской и коптской церквами гораздо больше, чем между нами и католиками. В этом можно убедиться при взгляде на фотографии современного богослужения в Каире:







Церковь коптов – наследников древних египтян – переняла некоторые явления из древнеегипетской культуры. Например, долгое время практиковалось женское обрезание, о котором писали ещё древние греки. А символ египетского иероглифа «анкх», означавшего «жизнь», из-за сходства с крестом стал называться «коптским крестом» и широко применяется вместо привычного изображения креста.

Слева – египетский иероглиф, справа – коптский крест

Всегда угнетённые

В 7 веке на территорию Египта вторглись арабы. Очередная смена властителей после греков и римлян поначалу не была принципиально заметной: коптский язык продолжал использоваться как официальный язык страны, а притеснения христиан арабы не устраивали. Но постепенно, в течение двух–трёх веков их положение ухудшается, они выводятся с ответственных должностей, выходят специальные законы, превращающие коптов в население второго сорта.
После перехода власти к туркам-османам в 16 веке Египет стал частью Османской империи. Гонения только усилились, и коптский язык стал постепенно вытесняться арабским. Сегодня он перестал быть привычным разговорным языком. Лишь в 20 веке в независимом Египте прямая политика ущемления религиозного меньшинства стала сходить на нет, хотя отдельные эпизоды притеснений встречаются и по сей день.


Президент Египта Гамаль Абдер Насер встречается с коптскими священниками. Фото 1965 года

Хотя копты и живут часто обособленно от арабского населения Египта – целыми кварталами и районами, в быту они говорят по-арабски. Коптский язык используется в богослужении, но относятся к нему всё больше, как мы к церковнославянскому или католики к латинскому. Речи священников нуждаются в пояснениях и переводе.
Вообще христианская вера – во многом последнее прибежище для идентификации коптов как отдельного народа. В политике им места нет, а численность населения не превышает десятой части страны. Часть коптов и вовсе исламизировано и уже не связывает себя с христианством. Впрочем, копты всё равно остаются самой большой христианской общиной на Ближнем Востоке и исчезать, как когда-то древнеегипетская цивилизация, пока не планируют.
И в продолжение темы 10 интригующих научных версий о том, как выглядели древние египтяне .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Копты — потомки фараонов в современном мире

Христос и Осирис

Термин «копт», по мнению исследователей, восходит к слову «кубт» — это арабская транскрипция греческого «египтянин». Так мусульмане, вторгшиеся в Египет в 614 году нашей эры, называли все местное население, большую часть которого на тот момент составляли христиане.

«Христианство к III веку нашей эры становится довольно внушительной силой. Некоторые историки связывают быстрое распространение христианства в Египте с тем, что культ Христа был близок к египетскому культу умирающего и воскресающего Осириса. Другие, напротив, полагают, что к III веку древнеегипетские культы полностью выродились и были заменены греческими. Египтяне же охотно принимали христианство лишь потому, что оно противостояло религии поработивших Египет иноземцев, выражая тем самым протест против римского владычества», — пишет в своей книге «Копты. Египет без фараонов» российский египтолог, кандидат исторических наук Елена Толмачева.

Логично, что Рим увидел в христианстве серьезное препятствие своему владычеству: первые систематические гонения на христиан начались уже около 250 года. От христиан требовали демонстрации приверженности языческому культу. Отказавшихся заключали в темницу, жестоко казнили, иногда используя для этого разъяренных животных.

В 311 году императора Галерея поразил тяжелый недуг и все мольбы, возносимые им языческому богу, не получали отклика. Тогда он ухватился, что называется, за соломинку и указом разрешил всем христианам молиться Господу, но с условием, что те будут просить высшие силы о выздоровлении правителя. Молитвы не возымели действия, император скончался, но указ «дал зеленый свет» христианству в Египте, и к середине IV века оно приобрело статус законной религии.

Истребление «неверных»

За официальным признанием, как водится, последовал раскол — церковь начала борьбу с разного рода еретическими ответвлениями. Конец богословским разногласиям положил полководец Халифата Амр ибн аль-Ас, в 641 году завоевавший Египет. Для арабов-мусульман все без исключения христиане были «неверными».

Первый период правления мусульман не слишком сказался на коптской церкви: христианам было разрешено исповедовать свою религию, зажиточная их часть по-прежнему занимала в обществе высокое положение, хотя и вынуждена была платить новой власти немалые налоги. Ситуация ухудшилась в 706 году, когда коптский язык был запрещен. Отныне вся официальная документация велась только на арабском. Чем дальше — тем хуже: монастыри обложили разорительными налогами, христианам больше не разрешалось публично носить крест, зато их обязали надевать желтый тюрбан и колокольчик, чтобы отличаться от «правоверных»; почитаемым чиновником мог отныне стать только мусульманин, что выдавило коптов из общественно-политической жизни нового государства.

Позднее многие копты, опасаясь за жизнь своих семей, приняли мусульманство. Мужчины были обязаны носить на шее тяжелый деревянный крест, а с патриаршего собора в Каире слышны были мусульманские молитвы.

В 1250 году власть в Египте захватили турки-мамлюки. Это был странный период для коптов: времена, когда к ним относились терпимо, чередовались с, фактически, истреблением. Египтолог Елена Толмачева приводит такой показательный пример: священнослужители из коптской церкви Богородицы в Старом Каире находились в приятельских отношениях с мусульманами из расположенной неподалеку мечети, даже позаимствовали у тех светильники для проведения богослужения. Вместе с тем всего через несколько лет началось массовое истребление коптов, которых обвинили во всех мыслимых и немыслимых грехах. Даже в стихийных бедствиях, обрушившихся на Египет. Итогом стало то, что к XIV-XV векам копты составляли лишь двенадцатую часть населения страны.

Потомки фараонов

Начавшийся в 1801 году колониальный период Египта (в это время Наполеон уступил Египет англичанам) положил начало новой эпохе коптской церкви. Ее возрождения приходится на середину XIX века.

В XIX веке копты приняли заметное участие в формировании административного аппарата страны. Во времена монархии коптская буржуазия держала в руках половину национальных богатств. Копты играли главную роль в торговле, промышленности и землевладении. Сегодня коптов можно найти как среди буржуазии, так и среди беднейшего крестьянства, проживающего преимущественно в Верхнем Египте.

«В настоящее время, несмотря на свою малочисленность, копты занимают довольно значительное положение в экономической жизни Египта. Они входят в правительство, в их руках большинство компаний, связанных с химической промышленностью, фармакологией, транспортом. О политическом значении коптов говорит хотя бы тот факт, что бывший секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали является представителем одной из древнейших и уважаемых коптских семей», — говорит египтолог Елена Толмачева.

Несмотря на то, что современные христиане в Египте обладают теми же правами, что и мусульмане, сами копты говорят о трудностях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: например, им сложнее пробиться на руководящую должность, невозможно попасть в высшие эшелоны вооруженных сил.

При кажущемся благополучии, случаи гонений на коптов в Египте фиксируются даже сегодня. Желающие избежать преследования христиане уезжают, как правило, в Канаду и Австралию: в этих странах как нигде в другом месте сильны коптские общины (около 2 процентов от общей численности египетских христиан).

Современный язык коптов используется для расшифровки древнеегипетских папирусов, поскольку он сохранил элементы греческого и древнеегипетского языков. Еще с начала нашей эпохи иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое, а язык стали именовать коптским. И хотя в качестве разговорного он не употребляется уже лет триста, священные книги коптов печатаются не только на арабском, да и на коптском языке.

Отголоски древних времен

Святая земля Египетская на протяжении столетий привлекала всех интересующихся истоками православия, ставшего одним из стержней русской культуры.

В статье филолога-русиста и исследователя культуры христианства Востока Никиты Мещерского «Египетские имена в славяно-русских месяцесловах» приводятся примеры египетского происхождения православных русских имен. Так, ушедшее из обихода, но сохранившееся в русской фамилии, имя Онуфрий с древнеегипетского переводится как «Постоянно находящийся в состоянии благости» — один из эпитетов бога Осириса. Имя Пафнутий в коптском языке имеет значение «Тот, кто принадлежит богу». Девушки с прекрасным именем Сусанна и не подозревают, что в переводе с древнеегипетского и коптского оно означает «цветок лилии». Таисия переводится с коптского как «принадлежащая Исиде».

Общность культур видна и в иконописных изображениях святых. Яркий тому пример — икона XVI века из Чудова монастыря: на ней изображен святой Христофор, как водится, в доспехах и с копьем, но — с песьей головой. В Византийском музее Афин хранится практически идентичное изображение Псеглавца.

В культуре коптов вообще довольно часто античные формы сочетаются с христианской символикой. По данным ученых, на одной из стел Коптского музея в Каире изображена небольшая лодка — отголосок древнейших представлений о странствии умершего по небесному Нилу в ладье солнечного бога Ра.

Верность традициям

Копты — верующая нация. По воскресеньям они ходят в церковь всей семьей, не пропускают и христианские праздники. Добрачная жизнь у коптов запрещена. Жених и невеста обязательно венчаются в церкви. При этом развод вероятен лишь в случае доказательства супружеской измены. Хотя, признание брака недействительным возможно при обращении одного из супругов в другую религию.

Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка.

«Непривычным для нас может показаться обычай снимать обувь при входе в храм; пол застелен коврами. Любопытно, но женщинам позволено находиться в храме без головного убора и в брюках. Вероятно, этот обычай появился как обратная реакция на мусульманские установления, категорически запрещающие женщине появляться с непокрытой головой в общественном месте. Все остальное мало чем отличается от убранства православного храма», — рассказывает об убранстве коптских храмов ученый.

Коптские церкви убраны довольно просто. Например, в патриаршем соборе Святого Марка в Каире — беленые стены без фресок. Основная часть иконостаса — резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд — собственно иконы. Кстати, коптская иконопись особая: фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются. В целом изображения немного напоминают наивные детские рисунки.

В настоящее время большинство богослужений совершается на арабском языке, но известные молитвы читаются на коптском. Священные книги, как правило, печатаются на двух языках параллельными текстами.

Общавшиеся с коптами россияне отмечают одну любопытную деталь: у многих египетских христиан на руке есть татуировка в виде небольшого креста. По словам самих коптов, они делают ее для того, чтобы в случае гибели — например, в ДТП — их тела были погребены в соответствии с христианской традицией, а не с мусульманской.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *