Как-то при обсуждении церкви в селе Каракша я обещала поискать информацию об архитектурных формах православных церквей. Делюсь тем, что нашла.
В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.
СИМВОЛИКА ХРАМА
Форма храма

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.
  • Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.
  • Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

  • Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.
Количество куполов
Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
  • Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
  • Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  • Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
  • Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
  • Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл.
Шлемовидная форма символизирует духовную брань(борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.
Форма луковицы символизирует пламя свечи.
Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.
Цвет купола

  • Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам
  • Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.

УСТРОЙСТВО ХРАМА
Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.
Абсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами
Глава — купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Куб — основной объем храма.
Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
Шатер — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко — шар на завершении купола под крестом.
Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
Колокольни, звонницы, колокола
Колокольня — башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания. Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке, когда шатровые колокольни являлись почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль.
Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.
До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).
Звонница — это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные — в виде стены с проемами; столпообразные — башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе; палатного типа — прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.
Информация взята с сайта Художественная культура Католичества и Православия

Церковное зодчество

Уроки для детей среднего школьного возраста

Верующие идут в церковь ради общения с Господом, и проводимые в храме службы – главное. Но не надо забывать о составляющих, которые направляют чувства человека к молитве. Архитектура дает человеку первый эмоциональный толчок. Человек еще не вошел в храм, но он уже издалека видит его. Храм уже по своему внешнему облику отличен от окружающих домов. В прошлом, когда городская застройка была малоэтажной, русский город представлял собой сказочное зрелище – над ним поднимался целый лес колоколен и глав, увенчанных крестами.

Вид православного храма не только вызывает чувство восторга, но и наводит на глубокие раздумья о жизни, о Боге, о вечности, прекрасно вписывается в окружающую природу, что нашло отражение в картинах И. Левитана «Вечерний звон» или «Над вечным покоем».

Но вот человек входит в храм. Служба еще не началась. В храме тихо, сумеречно. Потихоньку сходятся верующие. Покупают свечи, обходят храм – прикладываются к иконам, святыням. В эти минуты архитектура уже начинает оказывать на присутствующих свое влияние, настраивает на то Великое, что в скором времени здесь произойдет. В древних храмах величественно вверх к сводам поднимаются столпы. На них изображены святые – столпы Церкви. Со стен в мерцающем сумеречном освещении на верующих глядят лики Спасителя, Богоматери, святых. Пробивающийся сквозь верхние и боковые окна свет выхватывает из этой череды то один лик, то другой. Иное ощущение возникает в поздних бесстолпных храмах. Открытое пространство позволяет обеспечить равномерное освещение храма через оконные проемы. Как правило, верхнее освещение в таких храмах отсутствует. В солнечные дни все пространство наполняется светом, и это вызывает чувство радости.

Но вот начинается служба. Зажигаются огни, и пространство храма преображается. И уже не существуют порознь архитектура, икона, освещение, пишет отец Павел Флоренский. Теперь «все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столпы купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь».

Устройство храма

А какой силы достигает колокольный звон в шатровых храмах! Проникая внутрь храма, он целиком заполняет пространство его огромного шатра, и человек, молящийся в храме, погружается в эти звуки всем своим существом.

Структура православного храма

Храм Божий, или молитвенный дом, православные люди именуют церковью. Храм может иметь сложную композицию и помимо основного церковного объема включать в свой состав придельные храмы, трапезную, паперть, колокольню.

Освободимся мысленно от всех пристроек и обратимся к основному церковному объему. Рассмотрим его строение и характерные особенности, знание которых впоследствии позволит детям разобраться в ансамбле православного храма.

Церковный объем может иметь в плане форму прямоугольную, крестообразную и форму круга. Он обязательно увенчан одной или несколькими главами либо шатрами, которые в свою очередь венчают кресты. Количество глав определяется рядом условий, на которых мы в настоящем разделе останавливаться не будем. Крест является обязательным элементом церкви. Он может быть 4-, 6- или 8-конечным либо иметь внизу над яблоком серповидную чашу.

Кресты обращены плоскостью с запада на восток. С восточной стороны к церковному объему пристраиваются алтарные выступы – апсиды. В древних каменных храмах апсиды имели полукруглую в плане форму. Позже появились многогранные и прямоугольные апсиды. Число апсид – от одной и более. В храмах, имеющих в плане форму круга, нередко специальные выступы не устраиваются, а с восточной стороны церковного пространства вычленяется объем, где и устраивается алтарь. В крестообразных в плане храмах алтарь размещают в восточном выступе. В деревянном зодчестве, как правило, апсиды имеют прямоугольную либо многогранную форму.

С западной, южной и северной сторон церковного объема устраиваются входы, главным из которых является западный. Над ним часто помещают храмовую икону. С восточной стороны, где находится алтарь, дверей не устраивают. В поздней архитектуре, образ которой строится на принципах симметрии, нередко с восточной стороны можно увидеть ложный портал, по виду аналогичный реальным церковным порталам…

Структура храма

Войдем в храм.

Православный храм – это модель мироздания. Человек, вошедший в храм, оказывается в центре вселенной, он пронизан невидимыми лучами бытия – и земного, и посмертного. Он предстоит пред алтарем собственной совести, Творца. По примеру скинии Моисеевой и храма Соломонова православная церковь делится на три части. Эти части суть следующие: алтарь, средняя часть и притвор. Алтарь, как и в ветхозаветном храме Святое Святых, означает Царство Небесное. Средняя часть, соответствующая ветхозаветному святилищу, открылась всем верующим – членам Церкви земной и Небесной. Поэтому среднюю часть нередко называют собственно церковью. Притвор соответствует двору Иерусалимского храма, где во времена Ветхого Завета находился народ. В православном храме в первые годы христианизации в притворе стояли оглашенные, которые готовились к принятию христианства, но еще не сподобились таинства Крещения. В древних храмах пространство притвора нередко отделялось от средней части стенкой. Позже, когда Православие окрепло и прочно вошло в жизнь общества, притвор как место пребывания оглашенных перестал играть существенную роль. Теперь иногда там стоят тяжело согрешившие.

Среднюю часть храма от алтаря отделяет алтарная преграда.
Алтарь – главная часть храма, важнейшее место в котором занимает престол. К северу от алтаря ставится жертвенник, к югу – диаконник. Алтарь, диаконник и жервенник могут размещаться как в одном объеме, так и в отдельных. Соответственно с внешней стороны храма мы видим либо одну апсиду, ограничивающую единое алтарное пространство, либо три апсиды, ограничивающие пространство, где размещаются алтарь (центральная апсида), жертвенник (северная апсида) и диаконник (южная апсида). В первом случае говорят, что храм одноапсидный, во втором – храм трехапсидный. Чтобы иметь возможность служить в один день две литургии, нередко в диаконнике стали устраивать второй престол. В этом случае диаконник переносили в северное полукружие, то есть в помещение жертвенника. Первый престол стали называть главным, а устроенный в диаконнике – приделанной церковью, или параекклисией. Иногда над апсидой, в которой устроена придельная церковь, устанавливают главу. Тогда о наличии придельной церкви можно судить, находясь вне храма.

Со временем складываются различные варианты размещения придельных церквей за алтарной преградой, что приводит к появлению храмов с числом апсид 1, 2, 3, 5. В двухапсидных храмах одна апсида, как правило более крупная, относится к главному престолу, другая, меньшая, – к приделанной церкви. В пятиапсидных храмах три центральные апсиды могут быть местом размещения алтаря, жертвенника и диаконника главного престола, тогда две крайние будут относиться к двум приделанным церквам.

Дополнительные престолы могут быть устроены и в других помещениях. Например, на хорах, в трапезных, в колокольнях или в отдельных объемах. Последние называют придельными храмами.

Придельные храмы пристраиваются к основному церковному объему чаще с северной или южной стороны, увенчаны главой, завершены с восточной стороны апсидой, то есть имеют все разобранные выше элементы, характерные для церковного объема.

Трапезная – это дополнительный церковный объем, располагающийся на месте притвора, к западу от средней части. Название этого объема происходит от слова «трапеза», в связи с чем некоторые связывают его происхождение с монастырскими трапезными, которые издавна возводились в комплексе с церковью, располагавшейся с восточной стороны трапезной. К трапезным не предъявляют особых требований, связанных с символикой храма, таким образом, они более просты по исполнению, чем церковный объем, что позволяет сделать их обширными. Поэтому трапезные стали пристраивать к церковному объему с целью увеличения церковных площадей. В трапезной обычно располагаются свечные ящики, где принимаются поминальные записки, продаются свечи, церковные книги. В трапезной совершаются литии и читаются церковные молитвословия. Нередко в трапезных размещают дополнительные престолы. В последнем случае иногда над трапезной устанавливают главу. Размещаются трапезные, как правило, в отдельном объеме, пространство которого в интерьере плавно перетекает в церковное пространство, но иногда и в одном объеме с церковью, то есть с ее средней частью. Извне последний случай всегда можно обнаружить по смещенным к востоку главам, поскольку главы устанавливаются только над церковным объемом.

Адтарь православного храма

Важной составной частью храма является колокольня, которая может быть как отдельно стоящей, так и входящей в единый блок с церковным объемом. Колокольни представляют собой особый раздел церковной архитектуры. В разные времена были свои излюбленные композиции. Так, в первой половине XVII века, когда предпочтение отдавалось красочным живописным композициям, колокольни стали примыкать к северо-западному углу церковного объема. Были и другие варианты. Во второй половине XVII века изменилась эстетика, появилась тяга к изысканной архитектуре, что сказалось и на компоновке объемов. Популярной становится компоновка объемов «кораблем»: церковный объем на востоке, колокольня на западе и между ними трапезная. Эта компоновка становится традиционной для последующего церковного зодчества.

Паперть, по определению, – внешний притвор, площадка вне храма перед внутренним притвором. Как в древности, так и теперь на паперти стоят нищие, живущие подаянием.

Паперть представляет собой внешнее крыльцо, или сени, и могут располагаться не только перед западным входом, ведущим в помещение внутреннего притвора, в трапезную либо в колокольню, но и устраиваться перед южными и северными входами в церковь.

Все объемы могут объединяться между собой галереей, играющей роль паперти.

Храмы нередко возводятся на подклетных этажах. Подклеты предохраняют помещения храма от сырости, вместе с тем зачастую несут некоторую функциональную нагрузку. В подклетных этажах могут размещаться: церкви, часто теплые, некрополь, подсобные помещения, в монастырях – кладовые, хлебодарни и другие хозяйственные службы, в церквах на купеческих дворах в подклетах нередко устраивались помещения для хранения товаров.

Галина Александрова

Курс «Основы храмостроительства» .

Введение в учебный курс. Храмовая архитектура. Термины. Канон и традиция в храмовой архитектуре. Символика архитектурных форм. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.

Введение в учебный курс. Курс «Основы храмостроительства» предназначен для представителей благочиний и приходов, ведающих вопросами храмостроительной деятельности.

Сегодня в условиях, когда в ведении Церкви находится огромное количество храмов, есть возможность строить новые храмы и ей передают все новые храмовые постройки, часто нуждающиеся в реставрации, на уровне епархий и приходов необходимо иметь специалистов, которые могли бы грамотно решать вопросы, как сохранения достояния Церкви, так и кураторства нового строительства.

В предлагаемом курсе, рассчитанном на 12 публикаций, будет рассмотрен основной круг вопросов, с которыми приходится сталкиваться в данном виде деятельности.

Помимо общих вопросов храмовой архитектуры и церковного искусства, публикации будут посвящены трем основным вопросам: новое строительство храма; восстановление и реставрация возвращенного храма; сохранение храма и другого церковного имущества.

Эти знания необходимы церковным работникам для того, чтобы:

— иметь возможность грамотно сформулировать задание и проконтролировать действия проектировщиков и строителей;

— избежать ошибок в использовании храмов, являющихся памятниками культурного наследия;

— осуществлять эксплуатацию храма так, чтобы сберечь здание и другое церковное имущество.

Более углубленное рассмотрение этих вопросов возможно при ознакомлении с выпущенными методическими пособиями*.

Архитектура — это метод создания пространства с заданными свойствами, опирающийся на использование эстетического критерия для согласования множества функциональных, конструктивных и других аспектов.

В отличие от конструирования и строительной техники, архитектура как искусство поднимается до уровня художественного обобщения и выражения представлений человека о пространстве и времени, строении Вселенной. Поэтому архитектура как художественное творчество в строительных (конструктивных) формах принципиально символично. Как литературу не следует отождествлять с письменностью, так и архитектуру нельзя путать со строительством.

Архитектура как метод художественного творчества возникает от того, что человеческий разум имеет врожденную от Бога потребность, познавая мир, выражать себя, свои чувства, мысли, представления о Бесконечности, слагающиеся из конечных форм. Поэтому строительная конструкция — функциональный тип структуры, а архитектурная композиция — художественно-образная целостность.

Художественный образ пространства составляет смысл искусства архитектуры. Пространство, таким образом, выступает в качестве художественного содержания, а массы, объемы, плоскости, линии, его ограничивающие, — в качестве формы.

Канон и традиция в храмовой архитектуре

Важно различать закон и канон. Ветхозаветный закон действительно требовал точного исполнения, а вот канон (в переводе  «правило») тем и хорош, что говорит лишь о том, что в Церкви считается правильным, то есть о том, что близко к закону. Закон тоже говорит о том, что правильно, а что неправильно, но в каноне эта «правильность» оставляет место для каких­то исключений. Канон и традиция стремятся к устойчивости, но имеют тенденцию к изменению в зависимости от внешних обстоятельств.

Святые отцы не говорят, какого вида должен быть храм, не указывают, где помещать тот или иной сюжет росписи, каким должен быть церковный образ и т.д. Всё это вытекает из общего смысла храма, а потому и подчиняется определённому канону, определённым рамкам, аналогичным рамкам литургического творчества. Это общее правило передаётся из поколения в поколение в живом Предании Церкви, Предании, которое восходит не только к апостолам, но ещё и к ветхозаветному закону.

Используемые в канонической традиции храмоздательства образцы необходимы архитекторам, чтобы представить, что и как нужно делать, но они имеют только педагогическое значение  учить и напоминать. Поэтому мы имеем такое богатство и разнообразие архитектурных решений, исходящее из духа и смысла традиции. Где Дух Господень, сказано в Писании, там и свобода. И эти дух и смысл должны находить своё выражение в том, что считается правильным и лучшим на данный момент. Понятно, что в разных культурах и в разные эпохи эти понятия будут различаться. Канон даёт возможность выразить «правильность по смыслу», так же, как предание, традиция  «правильность по духу», но совершенно не формально.

Символика храмовой архитектуры

Церковь создаёт искусство, которое в образах и формах видимого материального мира передаёт откро¬вение мира невидимого, божественного, делает этот мир первообразов доступным созерцанию и пониманию.

Единство Творца предполагает и единство обеих областей бытия: небесного и земного. Земное при всей своей относительной самостоятель¬ности и отличности от небесного должно являться отображением, образом небесного. Церковь тщательно отбирала те формы, образы, линии, краски, мелодии, движения, которые могли бы адекватно отображать небесное в земном, невидимое в видимом. Так создалась совокупность образов (символов) Церкви, образный слой церковной жизни, которым проникнуто всё, что мы видим, слышим, с чем соприкасаемся в Церкви. В земных, вещественных знаках и образах церковная символика являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении.

Изучать символику храма отдельно от богослужения невозможно; она развивалась вместе с богослужением, вместе с ним раскрывалась и толковалась святыми отцами. Вне богослужения она теряет свой смысл, превращается в серию отвлечённых понятий. Поэтому человеку необходимо иметь представление о том особом мире, который представляет собою храм, и обо всём том, что в нём происходит.

Символика храмовой архитектуры формировалась одновременно со сложением чина литургии в Византии в период VІІХ вв. Тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и дававший архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашалось словом и священнодействиями богослужения. Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православной Церкви Русь в IX в. восприняла от Византии и символическое толкование храма.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала бу¬дущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, поль¬зуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декора¬ции для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Православный храм представляет собой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архи¬тектурно-строительное решение, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Храм как целостный символ способен выразить главные догматические основы православной веры, что является основанием для неизменности его архитектуры:

– образ Бога Троицы, в том числе: Христа Спасителя мира в Его божественном и человеческом естестве, в образах Света, Востока и Солнца правды; Святого Духа с благодатью и Дарами;

– образ мира, вселенной как творения Божия и Царства Божия, в т.ч. области небесного бытия Божия, Горнего, духовного, невидимого мира и видимого мира в его современном греховном состоянии и как частицы будущего, оправданного мира (новое небо и земля);

– образ человека в его трёхсоставности, степени духовного состояния и благочестия;

– образ Церкви в земном и небесном составе (Христос, Богоматерь, апостолы, святые), характеризующейся как единая, святая, соборная, апостольская, невеста Христова, спасительное прибежище, путеводная звезда, неотмирная, неодолимая «вратами ада»;

– образы, отражающие такие элементы учения Церкви, как: райская жизнь будущего века и спасение в Царстве Небесном через Крест, предстательство Небесной Церкви через узкий путь, духовное горение и духовный рост, приоритет духовного над материальным;

– образы, отражающие события Священной истории, в т.ч.: домостроительство Божие, топография и события земной жизни Христа Спасителя, подобие скинии Моисеевой.

В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного, «Святого Иерусалима», которые символизирует православный храм, передан в следующих определениях:

– «он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот…. с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот»;

– «город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны»;

– «стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу»;

– «престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы его будут служить Ему».

В земных образах храмов эти характеристики могут выражаться следующим образом:

– квадратная форма плана и кубическая форма объёма;

– трёхчастные членения с каждой стороны;

– центричность планировочной структуры, иерархия её элементов с престолом посредине;

– драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.

Следует отметить, что святоотеческие символические толкования были связаны с богослужением и относились в основном к внутренним формам храма. Наружные формы храма получили толкования лишь в XVIII в., как, например, символика количества глав.

Словарь архитектурных терминов

АПСИДА – ориентированная на восток часть алтаря полукруглой или многогранной формы, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом /конхой/. В трёхчастном алтаре может предназначаться собственно для алтаря, для ризницы и для жертвенника.

БАРАБАН – венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. В большинстве случаев имеет оконные проёмы. Глухой барабан без оконных проёмов называется шеей.

ГЛАВА – наружная часть купольного перекрытия барабана, как правило, в форме шлема или луковицы.

ГУЛЬБИЩЕ – открытый или крытый обход, окружающий здание храма.

ЖУРАВЕЦ – элемент каркаса главы, крепящийся к центральному столбу, несущему крест, в виде деревянного шаблона с абрисом поверхности вращения главы.

ЗАКОМАРА – полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода.

КОКОШНИКИ – декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заострённым верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проёмов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.

КОНХА /греч. – раковина/ – перекрытие апсиды в форме полукупола или сомкнутого полусвода.

КОРАБЛЬ /неф/ – вытянутая в длину часть храма, отделённая в продольном направлении колоннадами, аркадами или столбами. Различаются средний и боковые нефы.

КРЕСТОВО­КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ – имеет четыре столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие свод на световом барабане, переходом к которому служат паруса. В плане крестово-купольный храм образует пространственный крест. К центральному квадрату примыкают прямоугольные в плане концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, перекрытые сводами. Крестово­купольный храм имеет трёхнефный или пятинефный вариант.

КУПОЛ – полусферическое покрытие здания (или его части) круглой, квадратной или многоугольной формы. Куполами называют также многочастные сомкнутые своды. Слово «купол» относят и к наружным покрытиям храмов.

ЛУКОВИЦА – см. ГЛАВА.

НЕФ – см. КОРАБЛЬ.

ПАРУС – конструкция в виде вогнутого сферического треугольника, являющаяся переходной от прямоугольного основания к круглому в плане купольному покрытию или барабану.

ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ – кровля, уложенная непосредственно по сводам /кома-рам/.

ПРЯСЛО – часть стены храма, заключённая между двумя пилястрами или лопатками.

СВОД – каменная, кирпичная или бетонная конструкция покрытия с криволинейными очертаниями.

СЛУХИ – открытые проёмы в шатровом покрытии колоколен, обрамлённые наподобие оконных проёмов наличниками.

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА – основное помещение, предназначенное для молящихся, символизирующее обновленный, безгрешный мир, нижняя часть которой означает земную, а верхняя часть – небесную область бытия.

СТОЛП – массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.

ТРИБУН – квадратное основание барабана главы храма.

ЧЕТВЕРИК – нижняя часть храма, имеющая квадратную форму в плане.

ШАТЕР – покрытие в форме высокой четырёхгранной или восьмигранной пирамиды.

ЯБЛОКО – основание для креста, который устанавливается на главе храма.

* Свод Правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», выпущен ГУП ЦПП и утвержден в 2000 г. Госстроем России.

В развитие Свода Правил ФГУП ЦПП было выпущено пособие по проектированию и строительству «Православные храмы» МДС 31-9.2003, состоящее из трех томов.

В первом томе «Православные храмы. Идея и образ» собраны мысли о храме, высказанные наиболее известными авторами, начиная со святоотеческого периода и кончая современными исследователями. Данный материал служит основой для церковного подхода к решению проблем современного храмостроительства в русле канонической традиции.

Второй том «Православные храмы и комплексы» является пособием по проектированию и строительству храмов (к СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»). Он посвящен как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства.

В третьем томе «Православные храмы. Примеры архитектурно-строительных решений» представлен дополнительный иллюстративный материал, включающий значительное число проектов православных храмов на рубеже Х1Х-ХХ вв., а также современных храмовых комплексов, храмов и часовен.

В дополнение иллюстративного материала о современном отечественном храмостроительстве ФГУП ЦПП в 2004 г. выпущен сборник каталожных листов «Храмы, часовни, звонницы, причтовые дома», включающий около 40 проектов, разработанных в период 1990-2003 гг.

В 2010 г. в ОАО «ЦПП» вышло учебное пособие: «Храмостроительство. Духовные основы, традиции, современная практика». Пособие посвящено основным принципам формирования архитектуры православных храмов и комплексов. Оно рассматривает духовные основы архитектуры православных храмов, традиции православного храмостроительства, а также градостроительные, функциональные, планировочные, конструктивные, инженерные, композиционные вопросы и нормативные требования к проектированию православных храмов и комплексов.

К пособию прилагается DVD диск с уникальной подборкой более 20000 иллюстраций ко всем разделам. Для архитектора-храмостроителя особый интерес представляет иллюстративный материал по современной архитектуре храмов России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь собраны иллюстрации, отражающие типологические группы сооружений: соборы, малые храмы, колокольни, звонницы, часовни, а также иллюстрации по различным видам внутреннего и наружного убранства храмов.

Журналом «Приход» в 2012 г. выпущен CD-диск, в котором собраны материалы, посвященные вопросам обустройства, сохранения, восстановления и строительства новых храмов. Материалы предназначены для членов приходов, в круг обязанностей входят эти вопросы.

Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти там примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часов

Архитектор Кеслер М.Ю.

Храмовое искусство древней Руси

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Цель: составить сборник заданий ЕГЭ по Храмовому искусству древней Руси для системизации знаний по данному вопросу.

Задача 1: Собрать материал (исследовать)

Задача 2: Познакомиться со структурой заданий ЕГЭ

Задача 3: Разработать задания для сборника

Задача 4: Взять отзывы

Храмовая архитектура Киева

Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет. «вся честь и слава и величество и глава всем землям русским — Киев» — так с гордостью начертал неизвестный летописец.

Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь… Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построен Софийский собор, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: «Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Золотые врата; заложи же и церковь святая Софья, метрополью, и по семь церковь на Златых вратах камену святая Богородица благовещенье; по семь святого Георгия монастырь и святая Орины».

Софийский собор (XI век). Софийский собор, заложен Великим князем Киевским Ярославом Владимировичем в XI веке, прототип Константинопольской Софии. В современном виде на нее не похож в связи с тем, что неоднократно перестраивался в XVII-XVIII веках. Красивейшая внутренняя отделка храма сохранилась в достаточно неплохом состоянии и поражает воображение. Более того, сохранилась гробница Ярослава Мудрого. Софийский собор уникален еще тем, что это единственное место на постсоветском пространстве, где сохранилась мозаика, в остальных местах только фрески. Собор не действующий, в нем находится музей.

Напротив Софии находится Михайловский Златоверхий собор (XII-XX век). Стены нежно-голубого цвета с цветными росписями и золотые купола делают его творением небесной красоты. Собор был построен в память победы русских над половцами.

Андреевская церковь возвышается над Андреевским спуском с XVIII века. Андреевская церковь (находится в самом начале спуска или в конце подъема). Ее называют «лебединой песней Растрелли» в честь известного скульптора, который ее создал. Нежно бирюзовые стены, золотые купола в «воротничках» и удачное расположение на горе делают эту церковь архитектурным шедевром.

Золотые Ворота (XI-XXI век), которые в свое время были частью фортификационных сооружений, были почти полностью разрушены в XIII веке и позднее реконструированы.

Владимирский собор (XVIII век) без преувеличения самый «богатый» и яркий собор Киева с синими куполами. Он был построен в честь 900-летия Крещения Руси. Собор расписывали в свое время великие русские мастера-живописцы Васнецов, Врубель и другие. Он по праву считается одним из красивейших православных храмов. Если честно он понравился больше всех, может быть именно из-за своего внутреннего убранства.

Храмы Новгорода и Пскова

храмовый архитектура декор зодчество

Особенности новгородской архитектуры — это особенности структуры и декора древнерусского храма: кубовидность, пятиглавие и одноглавие, луковичная и шлемовидная главы, трехлопастное завершение фасадов, украшение барабанов рядами арочек, треугольничков.

Новгородские церкви раннего, домонгольского периода зодчества относятся к XI — XII векам. В XII веке в городе не было выстроено ни одного каменного здания. Очевидно, это связано с ведущейся в это время борьбой с немецкими захватчиками. Более поздний период зодчества начинается с XIV века.

В Старой Ладоге (Георгиевский собор) вырабатываются принципы, которые воспримет Новгород. Это компактные сооружения с тремя пряслами, восемью окнами в барабане, постоянным набором декоративных элементов, изломом на углу.

К XI веку относятся первые каменные постройки Новгорода. Среди них Софийский собор, сооруженный в 1045 — 1050 годах теми же мастерами, что строили Софию Киевскую. Но Новгородская София проще и лаконичнее по своим формам. Это 5-купольный 5-нефный храм с широкой галереей и лишь одной лестничной башней; кладка используется византийская. От Софии Киевской новгородский храм отличается строгостью не только в экстерьере, но и во внутреннем убранстве, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо плинфы используется местный известняк, кирпич применен лишь в сводах и арках.

При сооружении церквей в Новгороде, как и в других городах, использовался белый строительный камень и плинчатый кирпич. В центре города вырос каменный кремль, включавший Софийский собор и ряд других каменных зданий. Около кремля находился торг, Ярославово дворище, вечевая площадь и дома иноземных и богатых новгородских купцов. Город окружали с севера и юга монастыри-крепости -Антониев и Юрьев.

Северо-Запад России в силу своего географического положения на окраине русских земель испытывал разнообразные художественные влияния. Начиная с XII века, лицо Новгорода стал определять торгово-ремесленная среда. Княжеские вкусы проявляются в первых постройках начала XII века, возведенных мастером Петром: Благовещенском, Николо-Дворищенском и Георгиевском соборах Юрьева монастыря. Эпическая мощь, величие и простота конструктивного решения, монументальность форм, высота и неприступность стен.

Но типичным храмом феодальной поры становится небольшая кубической формы одноглавая церковь с одной или тремя апсидами, из которых две боковые бывают понижены, — например, как церковь Спаса на Нередице 1198 года, постороенная князем Ярославом Владимировичем на городище.

Ранненовгородские храмы грандиозны, торжественны и довольно сложны по своей конструкции. К домонгольскому периоду относятся остатки раскопанного административного и политического центра Новгорода — Ярославова дворища, где до XII века жили новгородские князья, а после того как им было запрещено жить в пределах города, стало собираться вече. В его ансамбль входят Николо-Дворищенский собор (1113), церковь Св. Жен-мироносиц (1508), церковь Св. Прокопия (1529), церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

Около 1156 года за городской чертой возведен Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — с сильно подчеркнутой крестово-купольной схемой плана, с массивным, несоразмерно тяжелым куполом на столь же широком барабане. Резко пониженные боковые апсиды, подчеркивающие центральное пространство, свидетельствуют об определенном греческом влиянии. На его связь с новгородскими традициями указывает строительный материал — плинфа, слои которой чередуются с кладкой из местного известняка. Первоначально храм имел в верхней части крестовообразную форму и позакомарное покрытие основного объема, пониженные западные углы имели плоские двускатные крыши. Но вскоре углы были надстроены, фасады выровнены по высоте. Разновысокие арочные деления на северном и южном фасадах соответствуют внутренним формам собора. Вершиной храма служит алтарная апсида — объемная, мощная, достигающая высоты основной стены. Опорных столбов храм не имеет, крупный барабан держится на стенах, опираясь северной стороной непосредственно на стену, а южной — на систему арок. Над узкими окнами у карниза купола выложен выступающий арочный пояс, глава — луковичной формы, несколько сплюснута.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *