Верховный суд Пакистана отменил приговор в отношении многодетной матери, христианки Асии Биби, которая в 2010 году была приговорена к смерти через повешение в связи с обвинением в оскорблении пророка Мухаммеда. Оправдательный вердикт спровоцировал массовые протесты в стране и за ее пределами. История Биби – капля в море по сравнению с масштабами гонений на христиан по всему миру. О которых светские СМИ почему-то предпочитают молчать.

Только факты

В отчете благотворительной организации Aid to the Church in Need за прошлый год сообщается,

преследования христиан в наше время можно назвать самыми массовыми и жестокими за всю человеческую историю.

В числе гонимых – около 200 миллионов человек по всему миру. 75% от общего числа подвергающихся насилию и дискриминации представителей религиозных течений – христиане.

В мире каждые 5 минут за веру гибнет 1 последователь Христа.

По данным исследовательского центра Pew, христиане сталкиваются с притеснениями в 102 странах мира — это больше, чем любая другая религия.

Преследование христиан в Пакистане

По географии распространения в зоне риска оказываются так называемые страны «третьего мира» Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии.

Не всегда учитываются и «легкие» гонения на христиан в «цивилизованных» странах Старого и Нового Света, где законодательная, социальная и бытовая дискриминация постепенно становятся нормой. Во Франции, например, где государство – собственник церковного имущества, демонтаж, продажа в частную собственность и переоборудование храмов под светские нужды уже никого не удивляет. А в Швеции православные храм нельзя венчать крестом и вообще как-то выделять из общей архитектуры.

История Ассии Биби

Но вернемся в Пакистан. Государство в Южной Азии является исламской республикой суннитского толка. В 2009 Асия Биби во время сбора ягод выпила воды из колодца, из которого по местным обычаям могли пить только мусульмане. У женщины завязался спор с односельчанками, которые обвинили ее в осквернении жидкости. Биби сообщила, что «христиане – такие же люди, как мусульмане», за что чуть не стала жертвой самосуда разъяренной толпы, попала в заключение и была приговорена судом провинции Пенджаб к смертной казни в ноябре 2010. К представителям пакистанской элиты обращался патриарх Кирилл, прося помиловать многодетную мать. 31 октября сего года чудо совершилось, однако, вслед за решением Верховного суда Пакистана последовала серия протестов. Двери в зал суда выломала разъяренная толпа, группы митингующих перекрыли 21 автодорогу, в том числе федеральную трассу Исламабад-Равалпинди, а в Карачи активисты жгли покрышки.

Ассия Биби

Известно, что за протестами стоят исламские радикалы, в частности, из партии «Техрик-э-Лабайк Пакистан». ТЛП – влиятельная политическая сила в стране, о чем свидетельствовали события после недолгой радости после помилования Биби. Партия заключила с правительством соглашение, согласно которому власти не станут возражать против обжалования оправдательного приговора христианки. Муж Биби просит политического убежища на Западе, а адвокаты женщины спешно вылетели в Европу, опасаясь за свою безопасность. Лидер ТЛП Хадим Ризви уже заявил, что он и его сторонники готовы отдать свои жизни, но не сдаться в борьбе за приведение в исполнение приговора Асии.

«Зачистки» христиан

В последние годы в мире произошел ряд вопиющих случаев насилия в отношении христиан. 14 апреля 2014 года группа нигерийских боевиков «Боко харам» во время атаки на деревню Чибок похитила около 300 девочек. Все они – христианки. 53 заложницы сумели бежать из плена, судьба остальных до сих пор неизвестна. В интернете появлялось фото пленниц в мусульманской одежде. По одной из версий, их держат в качестве сексуальных рабынь и заставляют принять ислам.

Мишель Обама: “Верните наших девочек”

2 апреля 2015 года боевики исламистской группировки «аль-Шабаб» совершили нападение на университет в городе Гарриса в Кении. В результате были убиты 147 человек и ранены 79. Заложников-мусульман террористы отпускали, а тех, кто называл себя христианами – казнили. «Зачистки» по религиозному принципу известны по зверствам боевиков ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация – прим.авт.), уничтожавших верующих на Ближнем Востоке.

Из самых свежих и печальных «хроник притеснения» можно отметить расстрел автобуса террористом в Египте, где жертвами оказались семеро христианских коптов. В индийском штате Джаркханд толпа радикальных язычников захватила протестантский храм, сбила крест с крыши и провела обряд «очищения». Теперь местная церковь будет использоваться последователями анимистической религии для богослужений по своему «уставу». А с севера Мьянмы правительство без объяснения причин выселяет священников, монахинь и учителей.

К слову, христиане оказываются преследуемыми и дискриминируемыми в странах, где вера во Христа считается традиционной. Так, директор школы штата Виргиния запретила упоминать имя Иисуса Христа в песнопениях рождественских псалмов. А в соседней Украине идут открытые гонения на православных христиан со стороны раскольников УПЦ КП. Приходы Московской Патриархии захватывают, священников и прихожан избивают.

Преследование христиан в Африке

Защитить христиан мира

Примерно в 10% стран мира, где растут религиозная неприязнь и ограничения, пропагандируются националистические взгляды.

«Шестнадцать процентов стран, отмеченных в отчете, организовали социальные группы, которые использовали националистическую риторику против религиозных меньшинств в стране», – отметила исследователь центра Pew Катаянг Киши.

Глава ОВЦС Митрополит Иларион (Алфеев) считает, мир стоит перед необходимостью создания глобального и эффективного механизма защиты прав христиан в мире:

«Мы убеждены, что все государства призваны обеспечить людям гарантированную возможность свободно исповедовать свою религию, воспитывать детей в христианской вере и открыто представлять и защищать свою позицию в публичной сфере, не подвергаясь гонениям».

«Будете ненавидимы всеми за имя Мое…»

Господь предупреждал Своих учеников о предстоящих гонениях еще во время земной жизни. «Вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах» (Мф. 13:9) – говорит Спаситель. Падший мир враждебен христианам и ошибочно полагать, что он постоянно будет казаться сказкой.

Гонения – это очень обширный термин, в который можно вместить как и насилие с последующим лишением жизни, истязания и заключения, так и обычные «бытовые» проявления, когда верующий человек неудобен, а его убеждения оказываются занозой в сердце безбожников.

Сирия, гонения на христиан в наши дни

Христиане – свет миру, но этот свет приятен далеко не каждому. Люди по природе своей предпочитают жить внешним, но панически боятся заглядывать внутрь себя и признавать очевидные факты собственного несовершенства. Вечные ценности любви, добра, мира гораздо проще заменить низменными характеристиками денницы. Сердца, в которых победила тьма, неизбежно будут совершать попытки навредить последователям Истины. Но в этом – спасение. Мы ведь прекрасно помним, как окончил Свой земной путь Иисус Христос: гонимый, унижаемый, замученный на кресте.

Но сердце человеческое ищет правды, а потому защита тех, кто в ней нуждается – гонимых христиан – естественное веление души, ведь в этом также реализуется жертвенность, стремящаяся помочь оказавшемуся в беде человеку. Вера в Промысел Божий, горячая молитва и реальные действия – все это может помочь миллионам наших братьев, страдающих за Христа по всему миру.

«Претерпевший же до конца спасется»

  • Первое Гонение от иудеев
  • Второе Гонение от язычников Римской империи
  • Последнее гонение от язычников
  • Святые мученики
    • Св. Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский
    • Св. Поликарп, Епископ Смирнский
    • Иустин Философ
  • Святые мученицы
    • Свв. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
    • Великомученица Екатерина и Царица Августа
    • Св. Великомученица Варвара

Первое Гонение от иудеев

Как только Церковь начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан.

Евреи никак не могли примириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство.

В 67-ом году началось восстание евреев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян, но только временно. Большая часть христиан воспользовались свободою выхода и ушли в город Пеллу. В 70-м году римляне привели новые войска, которые очень жестоко подавили восставших.

После 65 лет евреи снова восстали против римлян. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен и было приказано пройти плугом по улицам в знак того что здесь больше не город, а поле. Евреи которые остались в живых, бежали в другие страны. Позднее на развалинах Иерусалима вырос небольшой город «Элия Капитолина».

Падение иудеев и Иерусалима имеет то значение, что большие гонения на христиан со стороны евреев прекратились.

Второе Гонение от язычников Римской империи

Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Эти гонения продолжались два с половиной века.

Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по прежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ жизни:

  1. Вместо эгоизма – проповедывала любовь,
  2. На место гордости ставила смирение;
  3. Вместо роскоши, доходившей в римской империи до страшных размеров, учила воздержанию и посту,
  4. искореняла многоженство,
  5. возвысила значение рабов,
  6. призывала богатых к милосердию и благотворительности.

Историю гонений на христиан в первые три века можно разделить на три периода:
1. Правительство римское в течение всего первого века не обращает особого внимания на распространение христианства. Если христиане подвергаются гонениям, то это из-за личных побуждений со стороны императоров, а не из за законов.
2. В начале второго века воздвигаются на христиан гонения из побуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от воззрений и характера правителей.
3. С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный характер. Христианство преследуется, как враждебная империи секта, с целью совершенного ее искоренения.

1. Первый период гонений. Первый период гонений был при императоре Нероне и Домициане. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима. Годы 64-ый до 68-го были страшные для христиан: их распинали на крестах, отдавали на съеденье диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний.

2. Второй период гонений. Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия и Септимия Севера.

Император Траян (98-117) строго запретил существование тайных обществ, которые имели свои собственные законы, кроме общих государственных. В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству, то его казнили.

Император Марк Аврелий (161-180) ненавидел христиан. При нем христиан начали разыскивать; введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить от них отречение от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города.

3. Третий период гонений. В третий период гонений особенно ожесточенные гонения были от императоров Декия и Диоклитиана.

Император Декий (249-251 гг.) был грубый и жестокий и решил уничтожить христианство. К счастью это ужасное гонение продолжалось короткое время. Император Диоклитиан (284-305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство.

1 эдикт:
Богослужебные собрания христиан запрещаются;
Христианские храмы разрушаются;
Списки Священного писания отбираются и сжигаются;
Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав;
Христиане-рабы навсегда теряют возможность освобождения;
Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороны их никакие жалобы.

2 эдикт:
Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политические преступники.

3 эдикт:
От всех заключенных в темницу христиан требовать чтобы они принесли жертву идолам;
Кто принесет, тех освободить от заключения, а кто откажется, тех мучить жестокими пытками.

4 эдикт:
Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства.

Пущены были вход всевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какою жестокостью. Назначен был срок для существования христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г). На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломлены, священные книги были сожжены, драгоценности разграбленны, и весь храм разрушен до основания. После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола и возраста.

Последнее гонение от язычников

Последняя борьба язычества с христианством была во время императора Юлиана II (Отступника, 331-363). Император Юлиан был племянником Константина Великого и отличался ненавистью к христианам.

Несмотря на все меры принятые императором Константином, язычество еще было сильно в Римской империи. Император Юлиан сперва просто притеснял христиан и поощрял язычество. Потом постепенно перешел к открытому насилию. Христиане с ужасом ожидали возвращения времен Нерона, Декия и Диоклетиана. Однако Юлиан не смог восстановить язычество. Он был убит в сражении с персами и после его смерти гонения на христиан прекратились. Преемники Юлиана продолжали заботиться об утверждении христианства во всей Римской империи.

В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства.

См. также: Гонения на христиан в Римской империи

***

Святые мученики

Праведные это те святые люди которые проводили праведную, угодную Господу Богу жизнь, которые были семейными людьми и которые жили в миру.

Преподобные это те святые праведные люди которые удалились от мирской жизни в обществе и угодили Господу Богу, пребывая в девстве (не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.

Святители это те святые епископы и архиереи, которые угодили Господу Богу своею праведною Жизнью.

Исповедники это те святые христиане которые во время своей жизни перенесли мучения, но скончались мирно.

Мученики это те святые христиане, которые за свою веру приняли жестокие мучения и даже смерть. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках.

Священномученики это святители которые потерпели мучения за Христа.

Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена для себя и своих детей, прославляют дни посвященные им, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу.

Гонения на Церковь не только не уничтожили ее, а наоборот помогали ее распространению. Это происходило по нескольким причинам:
1. Так как святые мученики и мученицы с большой твердостью переносили страданья. На место пострадавших являлись новые исповедники.
2. Бежавшие христиане приносили с собой свою веру и насаждали ее в новом месте жительства.
3. Гонения держали верующих на страже веры и Церкви. Они пребывали в сильной вере, бодрости и взаимной любви. Таким образом Церковь очищалась от людей слабых и недостойных быть ее членами.

Из большого числа христианских мучеников в древней церкви, в особенности замечательны: святой Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский, святой Поликарп, Епископ Смирнский и святой Иустин Философ.

Св. Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский

Святой Игнатий был учеником святого Иоанна Богослова. Богоносцем он назван потому что Сам Иисус Христос держал его в Своих руках когда сказал знаменитые слова: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.» (Матфея 18:3). Кроме того, святой Игнатий был как сосуд, который всегда в себе носил имя Божие. Около 70 года он был рукоположен в епископа Антиохийской Церкви, которою он управлял больше 30 лет.

В 107-ом году, христиане со своим епископом, отказались принимать участие в разгуле и пьянстве которые были устроены по случаю прибытия императора Траяна. За это император послал епископа в Рим на казнь со словами «Игнатия приковать к воинам и отправить в Рим на съедение зверям для увеселения народа.» Святой Игнатий был отправлен в Рим. Антиохийские христиане сопровождали своего епископа до места мучения. По дороге многие церкви присылали своих представителей чтобы приветствовать и ободрить его и всячески ему показать свое внимание и уважение. С пути святой Игнатий написал местным церквам семь посланий. В этих посланиях епископ убеждал сохранить правую веру и повиноваться богоучрежденной иерархии.

Святой Игнатий с радостью пошел в амфитеатр, все время повторяя имя Христово. С молитвою к Господу он вышел на арену. Тогда выпустили диких зверей и они с яростию растерзали святого, оставив от него только несколько костей. Антиохийские христиане, которые сопровождали своего епископа до места мучения, собрали эти кости с благоговением, завернули их как драгоценное сокровище и отвезли в свой город.

Память святаго священномученика Игнатия Богоносца празднуется, в день его преставления, 20 декабря/2 января.

Св. Поликарп, Епископ Смирнский

Святой Поликарп, Епископ Смирнский вместе с святым Игнатием Богоносцем был учеником апостола Иоанна Богослова. Апостол его рукоположил в епископа смирнского. На этой должности он был больше сорока лет и пережил много гонений. Писал много посланий христианам соседних Церквей для укрепления их в чистой и правой вере.

Святой священномученик Поликарп дожил до старости и был замучен в гонение императора Марка Аврелия (второй период гонений, 161-187 гг.). Он был сожжен на костре 23 февраля 167 г.

Память святаго священномученика Поликарпа, Епископа Смирнскаго празднуется, в день его представления, 23 февраля/8 марта.

Иустин Философ

Святой Иустин, по происхождению грек, в молодости заинтересовался философией, слушал все известные тогда философские школы и ни в одной не нашел удовлетворение. Познакомившись с христианским учением он убедился в его божественном происхождении.

Сделавшись христианином он защищал христиан от обвинений и нападок язычников. Известные две апологии, написанные в защиту христиан, и несколько сочинений, в которых доказывается превосходство христианства над иудейством и язычеством.

Один из его противников, который не мог его преодолеть в спорах, донес на него римскому правительству, и он безбоязненно и радостно встретил мученическую кончину 1 июня 166 г.

Память святаго мученика Иустина, Философа празднуется, в день его представления, 1/14 июня.

Святые мученицы

Вместе с мучениками в Церкви Христовой есть множество женщин святых мучениц пострадавших за веру Христову. Из большого числа христианских мучениц в древней церкви, в особенности замечательны: святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София, великомученица Екатерина, царица Августа и великомученица Варвара.

Свв. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София жили в Риме, во 2-ом веке. София была вдова-христианка и воспитала своих детей в духе святой веры. Ее три дочери носили имена трех главных христианских добродетелей (1 Коринфянам 13:13). Самой старшей было всего лишь 12 лет.

На них донесли императору Адриану, который продолжал гонения на христиан. Их вызвали, и на глазах у матери обезглавили. Это было около 137 г. Мать не была казнена и она даже смогла похоронить своих детей. После трех дней, из за пережитого потрясения, святая София скончалась.

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии празднуется 17/30 сентября.

Великомученица Екатерина и Царица Августа

Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростию и красотою.

Святая Екатерина хотела выйти замуж только за равного себе. И вот один старец ей рассказал о юноше, который во всем был лучше ее. Узнав о Христе и о христианском учении, святая Екатерина приняла крещение.

В то время прибыл в Александрию Максимин представитель императора Диоклитиана (284-305 гг.) известного своими жестокими гонениями на христиан. Когда Максимин созвал всех на языческий праздник, святая Екатерина безбоязненно укоряла его за поклонение языческим богам. Максимин заключил ее в темницу за неуважение к богам. После этого он собрал ученых чтобы ее разубедить. Ученые не смогли это сделать и признали себя побежденными.

Царица Августа, жена Максимина, много слышала о красоте и мудрости Екатерины, пожелала видеть ее и после встречи сама тоже приняла христианство. После этого она начала защищать святую Екатерину. За все, это царь Максимин умертвил свою жену Августу.

Святую Екатерину сперва мучили колесом с острыми зубцами, а потом ей отрубили голову 24 ноября 310 г.

Память святой великомученицы Екатерины празднуется, в день ее преставления, 24 ноября/7 декабря.

Св. Великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Она отличалась необыкновенным умом и красотой. По желанию ее отца, она жила в специально для нее построенной башне, вдали от родных и подруг, с одной учительницей и несколькими рабынями.

Однажды смотря на прекрасный вид из башни и после долгого размышления, она пришла к мысли об едином Творце мира. Позднее когда ее отец отсутствовал, она познакомилась с христианами и приняла христианство.

Когда об этом узнал ее отец то он предал ее жестоким мучениям. Мучения никак не повлияли на Варвару и она не отказалась от своей веры. Тогда святая великомученица Варвара была присуждена к смертной казни и ей отрубили голову.

Память святой великомученицы Варвары празднуется, в день ее преставления, 4 декабря/17 декабря.

Статьи — Церковь и Общество

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН

Гонения на христиан начались с первых дней утверждения новой веры и продолжаются до сих пор. Чтобы хоть как-то проследить их масштаб и историю — не хватит всего нашего номера, поэтому мы решили выделить из них лишь самые известные и знаковые.

Гонения на христиан: проблемы и современность

Стать голосом людей, которые не имеют голоса

Иван Юркович, апостольский нунций в Российской Федерации:

Преследования людей, которые думают и верят по-другому, — к сожалению, константа человеческой истории. Мир и согласие — моменты эпизодические, и почти не было столетия, когда человечество не страдало.

И наша задача здесь – дать пример. У нас есть жития святых – это фактически сборник рассказов о том, как можно жить во время преследований.

Но та жестокость, с которой происходят преследования последних нескольких лет – неожиданна. И наша задача здесь – стать голосом людей, которые не имеют голоса, защищать их, сделать всё, чтобы им помочь.

Армянский народ хорошо знает, что произошло в их истории. Это не должно быть забыто, и папский престол активно участвует в мероприятиях, направленных на это.

Я желаю, чтобы здесь мы все нашли какой-то ключ, формулу, чтобы впустить эту плеяду в нашу жизнь, чтобы каждый выбрал элемент для личного понимания. Чтобы это не была просто академическая встреча.

Иван Юркович, апостольский нунций в Российской Федерации

«Безопасность христианских общин в разных странах – индикатор социального благополучия общества»

Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России:

Сегодня христианская память перестала быть живой. Но когда она перестаёт быть таковой, то на место памяти встаёт что-то подобное ей. А для христиан взгляд в будущее всегда был и взглядом на историю.

Сегодня в мире постоянно совершаются гонения на христиан. Особенно активно это происходит там, где христиане находятся в меньшинстве – в странах Азии, Африки, Ближнего Востока.

Существует целая география страдания, о которой, к сожалению, крайне мало говорят и ещё меньше слушают. Большая проблема здесь – недостаток внимания, происходящий от занятости либо недостатка информации. Для многих людей гонения на христиан просто слишком далеки. Но не проходить мимо – это первый шаг уважения к жертве христиан.

Положение на Ближнем Востоке постоянно приковывает внимание СМИ. Но мало кто помнит, что в 90-е годы в Ираке была цветущая община из минимум полутора миллионов христиан. Сегодня, по самым оптимистичным подсчётам, их осталось четыреста тысяч.

К гонениям на христиан добавляется разрушение христианских святынь. Ныне весь мир следит за судьбой Алеппо, который был примером мирной жизни мусульман и христиан различных конфессий. Сейчас город осаждён, а христиане стали разменной монетой в переговорах между повстанцами и правительственными войсками.

В некоторых регионах Африки быть христианином становится слишком опасно. Достаточно вспомнить массовые убийства христиан в Нигерии или убийства христиан в Ливии, убийства в Кении, Судане.

Тяжело положение христиан в Китае, в Бирме власти считают христиан диссидентами, их постоянно арестовывают и убивают. В Северной Корее около четверти христиан живут в трудовых лагерях за отказ признать национальный культ страны. В Индии христиане постоянно становятся жертвами фундаменталистских погромов.

При этом тема гонений на христиан не должна подвергаться упрощениям или использоваться в идеологических целях. Часто страдания христиан изображают как результат столкновения цивилизаций – христианского Запада и исламского Востока. Но приведённый выше перечень показывает, что проблема – гораздо шире. Тем более что первыми жертвами радикальных исламских группировок чаще оказываются не христиане, а сами мусульмане.

Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России

Очевидно одно: XXI век начался с новой волны гонений на христиан, и часто в конфликтах христиане разных конфессий страдают вместе. Принимая в 2013 году в Риме коптского патриарха Тавардоса II, папа Франциск отметил: «Общность страдания может стать действенным орудием единства. Из общности страданий могут прорасти прощение и примирение».

Своей человечностью и образом жизни гонимые христиане являют в своих странах иной образ жизни, неприемлемый для фанатизма или интересов тех, кто стремится к контролю над обществом.

Жизнь христиан – это обвинительный акт для последователей господствующей идеологии, побуждающей всех искать только собственного благополучия. Но христианин не поддаётся логике конфликта, он всегда ищет пространство для диалога и жизни вместе. Поэтому гонения на христиан нельзя поднимать на флаг борьбы против чего-либо.

Внимание к гонениям на христиан – это, прежде всего, акт гражданской солидарности и религиозной ответственности. Ведь преследование христиан – это не только конфессиональный вопрос. Свобода и безопасность христианских общин – это индикатор социального благополучия общества.

«Пять-семь тысяч наёмников в Сирии – выходцы из стран СНГ»

Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества:

Всю историю «Императорского Палестинского общества» Ближний Восток был местом, где оно поддерживало братьев по вере и защищало православные святыни. И те события, которые ныне происходят там, мы считаем своей личной трагедией.

Ближний Восток – это колыбель трёх мировых религий, но для нас это – прежде всего, колыбель христианства, место, где проходили основные библейские события.

Своей политикой архитекторы «Арабской весны» породили ту волну насилия, которая происходит в странах Ближнего Востока сейчас, и я полагаю, что у этой ситуации есть конкретные виновники.

Международное уголовное законодательство говорит о том, что боевики ИГИЛ совершают сейчас одновременно геноцид, преступления против человечности и военные преступления.

Сегодня у нас произошла очень интересная встреча. В Москву на конференцию по арабскому миру прилетел верховный муфтий Сирийской Арабской республики Бадреддин Аль-Хассун. Поскольку мы доставляем гуманитарную помощь не только христианскому, но и мусульманскому населению Сирии, причём стараемся делать это через духовных лидеров, Бадреддин Аль-Хассун – наш давний партнёр.

Сегодня верховный муфтий привёл ужасающие факты: всего сегодня против населения Сирии воюют до семидесяти тысяч наёмников. Пять-семь тысяч из них – выходцы из России и стран СНГ. И мы уже знаем, что есть случаи поездок наших молодых людей в Сирию.

Сегодня муфтий подтвердил, что едут иногда целые семьи, и одна из причин этого – очень профессиональная обработка со стороны вербовщиков. 80 спутниковых каналов вещают лишь только для того, чтобы подавить голос правительственных каналов Сирии.

Сегодня в Дамаске, где я была недавно, жизнь продолжается. Но концентрация людей там показывает: люди из всех городов бегут в столицу, где относительно спокойно. Работают кафе, жизнь течёт, но всё это происходит на фоне миномётных обстрелов.

У нас много личностных контактов на Ближнем Востоке, и многие из них подтверждают: две трети христиан уже покинули Алеппо. И все беженцы задают вопрос: неужели христиане – это мученики, а судьба Ближнего Востока всем безразлична?

Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества

С нашей точки зрения, было бы безумно важно перекрыть все источники финансирования терроризма — а это и рынок нефти, на котором ИГИЛ выступает в качестве нефтерейдеров. Есть рабский рынок, рынок артефактов, которые вывозят из Сирии. И пока мировое сообщество этого не замечает, будучи занято своими политическими амбициями, сделать что-либо будет крайне сложно.

Отдельная проблема – уничтожается целый пласт культурного наследия. «Православное палестинское общество» могло бы выступить с инициативой временного вывоза из Сирии музейных ценностей и размещения их в музеях мира. Понятно, что Пальмиру никто не вывезет, но хоть бы что-то оттуда можно было бы сохранить.

Организаторы Круглого стола напомнили, что «Община Святого Эгидия» является инициатором превращения Алеппо в открытый город, где должны быть прекращены боевые действия, и открыты гуманитарные коридоры для доставки помощи и выхода населения.

О жертвах гонений на Ближнем Востоке нужно составить молитву, подобную читаемой за литургией об Украине

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине:

Мы знаем, что тема гонений – вечная. Из Евангелия мы знаем слова Спасителя: «Меня гнали, и вас будут гнать». Но и образец отношения к гонителям Господь даёт нам: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». О том же напоминают нам слова первомученика архидиакона Стефана, который молится за своих палачей. Ту же линию продолжает апостол Павел, призывая молиться за гонителей, и понятно, что это были те языческие цари, которые устраивали гонения.

Гонения новомучеников 20-30-х годов тоже являют образец отношения к гонителям: призывов отомстить гонителям не было ни в 1918 году, ни в 1942.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине

Нынешние гонения на Ближнем Востоке тоже ставят Церковь перед вопросом. С одной стороны, мы призваны не проклинать, а благословлять. Но, с другой стороны, вспоминается пример, который приводил Антоний Сурожский.

Однажды к митрополиту Антонию пришёл молодой человек и заявил, что никогда не возьмёт в руки оружия, и, даже если хулиганы нападут на его девушку, он встанет на колени и будет молиться. «Тогда я посоветую Вашей девушке искать другого молодого человека». В любой войне, где человек защищает свою Родину, он неизбежно применяет насилие.

Здесь говорилось о молодёжи, которая едет на Ближний Восток. Я думаю, что это – характерный порыв молодых, которые ищут своё место в жизни.

Нам же остаётся молитва. Я думаю даже, что было бы хорошо попросить отца Всеволода Чаплина донести до патриарха просьбу о составлении за жертв гонений на Ближнем Востоке молитвы, подобной той, которая сейчас произносится за литургией об Украине.

«Миру пора меняться»

Священник Георг Варданян, представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви:

Сегодня люди доброй воли должны поднять голос и заявить, что человеческая жизнь выше любой политики.

Армянская община на Ближнем Востоке оказалась жертвой сразу нескольких конфликтов, развивающихся в разных странах. Из-за гражданской войны в Сирии за последние три года численность этнических армян в этой стране сократилась вдвое. Почти ничего не осталось от армянской общины в Ираке. В случае с Ираком о жертвах среди армян говорить пока не приходится, чего не скажешь, увы, о ситуации в Сирии, где разрушены также и храмы.

Обширная община в Сирии возникла после геноцида армян 1915 года, когда многие из них бежали в Сирию и осели в Алеппо и Дамаске. До начала нынешнего конфликта в Сирии проживало восемьдесят тысяч армян, сейчас их осталось тридцать.

При этом многие из армян Сирии не собираются покидать вторую родину, веря в близкое окончание конфликта.

Своя специфика есть у армян в Турции, где одной из последствий геноцида стала исламизация. В итоге геноцид армян обернулся геноцидом христиан: храмы были превращены в руины, уничтожены древнейшие рукописи. Однако последствия геноцида до сих пор не устранены, а виновные не наказаны.

В 1915 году Европа не обратила внимания на развитие пантюркизма. Именно поэтому ему на смену легко пришёл фашизм с уничтожением неугодных народов – русских, белорусов и других. Преследования заставили многих людей скрывать свою этническую принадлежность, отказаться от корней.

В истории есть понятие «коллективная память народов», и историческое сознание удалить невозможно, даже много лет спустя оно даст знать о себе. Сегодня Турция переживает кризис идентичности. О себе заявили народы, кого много лет заставляли считать себя турками – армяне, греки, ассирийцы, курды.

Несмотря на то, что официально армянская община в Турции насчитывает несколько десятков тысяч человек, на самом деле армян в Турции – до двух миллионов.

Сегодня, когда мир полыхает от злобы и ненависти, ему пора меняться: перековать, по библейскому изречению, мечи на орала.

Священник Георг Варданян, представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви

Современный радикальный ислам – это необольшевизм

Евгений Пахомов, журналист, востоковед:

Мне кажется, нужно затронуть тему того, что такое вообще радикальный исламизм.

Я дважды делал большие материалы о Пакистане, и встречался с местными христианами – католиками церкви Фатимской Божией Матери в Исламабаде и протестантами из англиканской церкви святого Фомы.

Я могу привести случаи, которые все знают, – когда совершенно невинных людей обвиняли в богохульстве, но хочу сказать о другом. Я понял, что такое быть христианином в Пакистане. Это – когда ты празднуешь Рождество, а вокруг тебя стоит охрана автоматчиков.

Государство пытается защитить христиан, понимая, что они первыми становятся жертвами радикалов. И вот это повседневное существование под охраной – гораздо страшнее случаев, которые широко попадают в газеты.

И в то же время нельзя сказать, что Пакистан – это такая страшная страна, где всех режут. Это страна с древней и богатой культурой, и элита там пытается это остановить.

И теперь главный вопрос: как возникли талибы, которые появились на севере Пакистана, и как они эволюционировали в ИГИЛ. Сразу скажу: это – не про ИГИЛ ни разу.

То, с чем мы имеем дело, это – необольшевизм. Это – попытка перехватить красное знамя, упавшее из рук борцов с религией. Например, знаменитый террорист Ильич Рамир Санчес – легендарная фигура 1970-х, который воевал на стороне Красных бригад, Красной армии Японии, а сейчас отбывает пожизненное заключение во Франции, принял ислам, и сейчас пишет работу с названием «Революционный ислам».

Речь в ней, разумеется, идёт не об исламе. Мы имеем дело с борьбой за новую утопию. То есть молодые люди, которые сейчас попадают в ИГИЛ, пытаются построить идеальное государство, основанное на том исламе, который они себе представляют.

Евгений Пахомов, журналист, востоковед

Однажды я попал в медресе, где говорил с последователями радикальной группировки. И они говорили о том, что «если будет настоящий ислам, не будет войн, все богатые будут платить налог, и не будет бедных»… В какой-то момент мне казалось, что они сейчас встанут и споют: «Гренада, Гренада моя».

Молодёжь не склонна к радикализму, она склонна к максимализму и простым рецептам – поумирать, поубивать.

При этом это движение эволюционирует. То есть раньше талибы запрещали музыку, даже суфийскую, резали шиитов и дервишей. У ИГИЛ в ходу и музыка, и телевидение, и длинные волосы мужчин…

Я, конечно, согласен, что им надо перекрывать источники денег. И нужна контрпропаганда, но именно для той детской мечты, что все проблемы решаются за три выстрела.

Христиане избегают отвечать на вопросы современности

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата:

Страдания христиан на Востоке и тех христиан на Западе, которые не могут реализовать свой потенциал в безбожных государствах, — это вызов нашей совести.

Недавно я прочёл текст Анны Ильиничны Шмаиной-Великановой, где было сказано, что война – это всегда зло, но христианские страны не делают достаточно, чтобы защитить христиан на Ближнем Востоке, не проявляют достаточной воли и жертвенности.

Наверное, сегодня нужно добиться того, чтобы христианские страны, включая Россию, проявили больше силы и больше воли. Сложно сказать, в чём это должно проявляться – территориальное вмешательство, поддержка оружием.

Мы слишком привыкли, что наш душевный и физический комфорт не должен быть нарушен. И не нужно снижать накал дискуссии – мне кажется, в ней не должно быть ни страха, ни ненужного пацифизма.

Наш второй страх – это неготовность ответить на те вопросы о несправедливости мирового устройства, которые стоят перед теми молодыми людьми, которые получают неправильные ответы на свои вопросы со стороны радикалов.

И даже девочка, которая присоединилась к ним, оказалась там именно потому, что не получила ответов на вопросы, почему общество устроено несправедливо, почему большинство людей оторваны от принятия решений о своей собственной судьбе. Почему нет справедливости, почему нет таких религиозных общин, которые помогли бы решить общественные проблемы.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Радикалы ответ дают, а мы его избегаем – в том числе потому, что пытаемся ни с кем не поссориться. И сегодня нам нужно говорить как можно более простые слова, чтобы люди не уходили в ад.

Молодым людям нужна цель в жизни, которая не может заканчиваться в жизни земной, и уж тем более – ограничиваться какими-то меркантильными интересами. Людям нужен новый прорыв, нравственный и интеллектуальный. Никто не пойдёт умирать за демократию, рынок или толерантность, и не будет жить только ради этого.

Поэтому важно сегодня в очередной раз сбросить с себя коросту приспособленчества и сказать молодым людям: «Вот путь истинной жизни – Христос».

Христиане оказываются в сложном положении не только в странах, которые известны как «зоны нестабильности». Я очень рад, что сегодня многие организации, и общественные, и Святой престол, стали говорить о христианофобии.

Очень хочется пожелать всем нам отражать те голоса, которые заявляют, что мы, христиане, не имеем права говорить об общественно значимых проблемах, сохранить одновременно мир и волю.

Фото Надежды Сокоревой

Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.

Проповедь христианской веры была очень успешной, по крайней мере, в пределах огромной Римской державы. Предпосылки: наличие единого государства, общий язык общения (древнегреческий), иудейское рассеяние, греческая философия. В то же время кризис античной религии, пора серьезных духовных исканий, увлечение восточными религиозными системами.

В самом Риме была очень большая еврейская община, поэтому и Церковь христианская, которая обычно появлялась там, где существовала еврейская община, очень рано появилась и в Риме. Но затем скоро выяснилось, что и иудеи, и язычники видят в христианстве «угрозу своим национальным традициям»

Духовный уровень Римской христианской общины в I в. был очень высоким. Вся жизнь Церкви протекала от воскресения до воскресения, от Евхаристии до Евхаристии. Отсутствие храмов, ночные собрания, таинственные обряды, общие трапезы мужчин и женщин – возбуждало подозрения и создавало благоприятную атмосферу для гонений. Укрывались в катакомбах (?). В конце 90-х св. Климент еп. Римский написал «Послания к Коринфянам». Именно из него мы знаем о мученической кончине апп. Петра и Павла в Риме и о путешествии св. Павла в Испанию. Римская Церковь в это время является крупнейшим центром церковной жизни.

При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Деспот-император сжег более половины Рима. Общественное мнение в этом пожаре обвиняло его. Чтобы отвести от себя подозрения и успокоить волновавшийся народ, Нерон обвинил в поджоге христиан. А так как о христианах сложилось уже мнение, как о человеконенавистниках, то народ без труда поверил такой клевете, и как правительство, так и народ начали преследовать христиан. В Риме правительство хватало множество христиан и обвиняло их, по отзыву Тацита, «не столько в поджигательстве, сколько в ненависти к человеческому роду».

К его времени в общественном мнении укоренилось убеждение, что на своих ночных встречах христиане занимаются кровосмесительством (ин­цестом) и каннибализмом. Мнение это скорее всего было вызвано непра­вильно истолкованными слухами о всеобщей любви, о том, что христиане называют друг друга братьями и сестрами, и о евхаристии. Именно христиане, а не кто другой, были обвинены в поджоге. И здесь христиане уже совершенно четко отличались от иудеев. Иудеев это обвинение не коснулось ни в какой степени.

Многие из христиан претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти. Их одевали в шкуры зверей и травили собаками, распинали на крестах, обливали горючими веществами и сжигали по ночам вместо факелов для освещения садов Нерона. Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г., когда этот государь самоубийством положил конец кровопролитию. В это гонение пострадали в Риме апп. Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог­раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик­том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.

Римское правительство сначала не отличало христиан от иудеев. К ним применялись одинаковые законы. В дальнейшем правительство различало религии покоренных народов: дозволенные (отечественные и древние) и недозволенные (новые). Христианство признавалось недозволенным. Его быстрое распространение считали опасным для национальной веры – язычества, потому что «в отличие от либеральных доктрин новейших времен, Рим не рассматривал религию, как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом». Непризнание императора богом, отказ в принесении ему жертв и поклонении его изображению породили подозрение христиан в измене. «Христианами становились бывшие язычники, которые еще вчера почитали богов и возносили почести государственному культу, но затем принимали веру Христову и переставали посещать языческие капища, и это рассматривалось как большая политическая опасность». Подозревалась принадлежность христиан к тайному обществу заговорщиков, которые якобы под покровом религиозных стремлений замышляют ниспровергнуть существующий порядок. Начались жестокие гонения, продолжавшиеся в течение трех веков.

Можно выделить несколько этапов гонений. Первый этап: с I до середины III века ненависть простого народа была го­раздо сильнее, чем репрессивные намерения властей. Нероново гонение было исключением, и коснулось оно одного лишь города Рима, совершенно не затронув провин­ции, а многие последующие императоры ста­рались не столько развязать репрессии, сколько, наоборот, ввести начатые по инициативе язычников, по инициативе местных возглавителей администрации гоне­ния в какие-то более узкие рамки. Второй этап: начиная с середины III века (имп. Декий) и до самого конца гонений, т. е. до начала IV века, император­ская власть берет на себя инициативу гонений и становится во главе антихристианской кам­пании.

При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог­раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик­том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.

Второеизвестное гонение произошло во время правления Домициана (81-96 гг.). Если не считать Калигулу и Нерона, императоры, как правило, успокаивали чрезмерный энтузиазм ряда своих граждан и не давали им оказывать себе божественные почести. Домициан ввел новый порядок: он провозгласил себя «владыкой и богом» и объявил всех, не принимающих участия в собственном культе, изменниками.

В царствование Траяна (98-117) была создана юридичес­кая база для гонений на христианство, которая и применялась во все по­следующие времена. При нем в первый раз был издан эдикт, надолго опре­деливший неправоспособное положение христиан в Римской империи. Он был создан в ходе переписки императора с Плинием Младшим, – имперским намест­ником (проконсулом или губернатором) провинции Вифинии в Малой Азии. Об­щий смысл его очевиден: христиан следует казнить – за само имя, т.е. за одну только принадлежность к христианству. Однако он не советовал местным властям проявлять инициативу.

В 177 г. началось страшное гонение на христиан при императоре-философе Марке Аврелии.Он ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение.

Гонения при императоре Септимии Севере (202 г.), которые затем были частично возобновлены при Каракалле.

В 235 г. имп. Максимин (235-238), начал новое гонение, краткое, но жестокое.

До второй половины III в. гонения не были длительными, последовательными и систематическими. С этого времени христианство преследуется императорской властью как враждебная империи секта. В 249-51 гг. прошло самое жестокое за всю тогдашнюю исто­рию христианства гонение Декия.В 250 г. он издал эдикт о предании всех христиан смерти, дабы умилостивить богов и отвратить бедствие от империи (императора убедили, что целостность государства неразрывно связана с сохранением язычества).

Во второй половине III в. гнали христиан императоры Валериан (253-260) и отчасти Аврелиан (270-275).

Последнее гонение началось в конце правления Диоклетиана (284-305) и продолжалось до объявления веротерпимости Константином.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ:

37 г. Обращение ап. Павла.

44 г. Гонение при Ироде.

51 г. Апостольский собор в Иерусалиме.

62 г. Гонение на христиан в Иудее.

64 г. 1-е общее гонение при Нероне.

67 г. Мученичество апп. Петра и Павла.

70 г. Разрушение Иерусалима Титом.

96 г. 2-е гонение при Домициане.

106 г. 3-е гонение при Траяне.

166 г. 4-е гонение при Марке Аврелии.

202 г. 5-е гонение при Севере.

235 г. 6-е гонение при Максимине.

250 г. 7-е гонение при Деции.

257 г. 8-е гонение при Валериане.

261 г. Первые эдикты о веротерпимости при Галлиене.

275 г. 9-е гонение при Аврелиане.

303 г. 10-е великое гонение.

313 г. Видение Константином креста на небе.

313 г. Миланский эдикт о веротерпимости.

О преследованиях христиан в мире в наши дни

В последние годы на повестку дня все чаще выходит проблема преследований и дискриминации христиан в тех регионах, где они составляют меньшинство: Ближний Восток, Северная Африка, Юго-Восточная Азия. В ряде стран этих регионов христиан убивают, насилуют, грабят, выселяют из собственных домов, разрушаются церкви, уничтожаются древнейшие христианские реликвии.

Нападение на христиан в Пакистане в Лахоре

Общие тенденции таковы, что преследования христиан только усиливаются. По данным американского исследовательского центра PEW Research Center, процент стран, где религиозные меньшинства подвергаются притеснениям, вырос с 24 в 2007 году до 47 к концу 2012 года. Христиане являются при этом самым преследуемым религиозным сообществом в мире. Следует заметить крайне скудное внимание к сложившейся ситуации в СМИ, в политической и даже, в ряде случаев, в религиозной среде. Подобное отношение к столь серьезной проблеме мирового значения явно не способствует позитивным изменениям. Митрополит Волоколамский Иларион в своем выступлении в 2012 году в МДАиС охарактеризовал плачевное положение христиан как «эпоху нового мученичества».

Известно, что христиане подвергаются преследованиям с первых лет существования христианства. Будучи наиболее мирной религией, оно всегда было, есть и будет весьма уязвимо к проявлениям нетерпимости и дискриминации. Однако, по выражению Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя Церкви». В данной статье мы попытаемся проанализировать с учетом имеющихся источников положение христианских меньшинств в мире в последние годы.

***

Последние несколько лет эпицентром гонений на христиан стал регион Ближнего Востока и Северной Африки – библейские земли, колыбель христианства. В первую очередь следует рассмотреть ситуацию в тех странах, где христиане составляют наиболее ощутимую часть населения, – это Сирия и Египет.

Сирия. В 2012–2013 годах внимание мирового сообщества было приковано к продолжающемуся уже почти три года вооруженному конфликту в Сирии. В общих чертах конфликт представляет собой борьбу между законным правительством этой страны и группировками радикально настроенных исламских террористов, спонсируемых рядом стран Запада и Ближнего Востока.

В Сирии доля христиан составляла до начала войны около 10% населения – это 2 миллиона человек. К ним относятся православные (самая крупная конфессиональная группа – более 500 тыс. человек), которые находятся в юрисдикции Антиохийского Патриархата, греко-католики (мелькиты), марониты, армяне (вторая по численности христианская община), сиро-яковиты, ассирийцы (несториане). На протяжении веков в Сирии поддерживались добрососедские отношения между христианами и мусульманским большинством населения. Однако вместе с вторжением иностранных наемников в стране начали предприниматься попытки разжечь конфликт и на религиозной почве. Несмотря на то, что от агрессии боевиков страдают многие мусульмане, христиане стали объектом особенно жестоких преследований. Наиболее агрессивными исламистскими группировками являются «Джебхат Ан-Нусра» («Фронт поддержки») и «ДААШ» (она же ISIL, ISIS – «Исламское государство Ирака и Леванта»). Следует отметить, что в Сирии сражаются исламисты из более чем 80 стран мира, в том числе из России и Европы.

Сирийские «повстанцы»

Патриарх Мелькитской католической церкви Григорий III приводит официальную статистику (по состоянию на конец 2013 года): около 1200 христиан погибли, разрушено более 60 церквей, 450 тыс. христиан различных деноминаций покинули Сирию. Реальные числа могут быть еще больше. Организация «Помощь Церкви в беде» сообщает, что, по состоянию на начало 2014 года, 600 тыс. христиан лишились крова, став либо беженцами, либо внутренне перемещенными лицами. Миграция христиан продолжает увеличиваться. В лагерях беженцев христиане зачастую сталкиваются с дискриминацией. Перемещенные внутри страны люди, как правило, концентрируются в относительно безопасных районах (контролируемые курдами северо-восточные районы Сирии, «Долина христиан» недалеко от Хомса), где братья по вере стараются оказывать им разностороннюю помощь. В Долине христиан, например, функционируют пункты оказания медицинской помощи, пекарня, швейный цех и т.п. для помощи пострадавшим от военных действий.

Монастырь св. Феклы

Христиане покидают страну, так как чувствуют свою уязвимость: боевики целенаправленно сеют террор, дабы полностью очистить регион от «кафиров» (неверных). Например, буквально 8 января 2014 года исламисты остановили недалеко от Хомса машину, в которой ехали двое христиан. Увидев на шее одного из них крест, радикалы отрезали ему голову и вонзили крест в грудь. Это далеко не единственный пример подобного рода: недавно в Алеппо за отказ принять ислам были обезглавлены несколько армянских христиан. Подобные действия носят отчетливый ритуальный характер – боевики верят, что таким образом они приносят жертву Богу. Осенью 2013 года в христианском городе Садад после его освобождения от боевиков были найдены массовые захоронения с телами 45 обезглавленных христиан. Сиро-яковитский епископ мар Силуан Бутрос Ан-Немех назвал случившееся «самой массовой резней христиан в Сирии». Сирийская монахиня Хатун Доган приводит факты о том, что кровь убитых христиан продается в Саудовскую Аравию для ритуального омовения рук – исламисты верят, что таким образом они приносят «неверных» в жертву Аллаху.

8 января 2014 года исламисты отрезали христианину голову и вонзили крест в его грудь

Широкую практику приобрели похищения христиан. Одним из вопиющих фактов стало похищение 22 апреля 2013 года двух митрополитов – православного Павла (Язиджи) и сиро-яковитского маар Григория Иоанна (Ибрагима). Несмотря на предпринимаемые усилия Антиохийской и Русской Православных Церквей, международных организаций и спецслужб нескольких государств, 30 января 2014 года в СМИ появилась информация о том, что была предпринята неудачная операция по освобождению архиереев. В результате нее выяснилось, что один из иерархов похищен другой группировкой боевиков у первоначальных похитителей. В декабре 2013 года в Маалюле было похищено 12 монахинь и 4 послушницы православного монастыря святой Феклы в Маалюле во главе с игуменьей Пелагией. По некоторым данным, боевики планируют использовать монахинь в качестве живых щитов. В январе 2014 года в Маалюле был похищен епископ Мелькитской церкви Абдо Ариш. Неизвестной остается судьба еще нескольких похищенных священников Мелькитской и Армянской церквей.

Сирийский «повстанец» фотографируется с «трофеями» — крестом и епитрахилью из оскверненного храма

Еще одним направлением антихристианского террора в Сирии стало уничтожение христианских святынь. Разграблены и разрушены десятки монастырей и храмов. Знаменитый древний христианский поселок Маалюля теперь пребывает в запустении: боевики сняли с храмов колокола и кресты, украли бронзовую статую Христа, взорвали статую Богородицы, устроили поджоги, причинили множество разрушений. Представляющие ценность христианские реликвии радикалы продают или обменивают.

Таким образом, будущее христиан Сирии видится очень скорбным: уже сейчас там начинает осуществляться иракский сценарий, при котором 90% христиан покинули страну.

Как и Сирия, Египет с 2011 года не выходит из поля зрения международного сообщества. Переворот в стране открыл представителям радикальных исламских партий («Партия свободы и справедливости», партия «Нур» и др.) дорогу к практически легитимным преследованиям христиан, которые составляют в Египте до 10% населения (8–10 млн. человек). В течение 2012–2013 годов в СМИ регулярно поступала информация об убийствах, пытках, похищениях коптских христиан, о погромах коптских церквей и кварталов. Новым руководством Египта предпринимались попытки принять дискриминационную по отношению к христианам Конституцию.

Похороны одного из погибших во время протестов коптов-христиан, 10 октября 2011. REUTERS/Amr Abdallah Dalsh

Летом 2013 года, когда в Египте состоялся очередной переворот и Мухаммад Мурси был свергнут, по всей стране прокатилась волна агрессии против христиан. Сторонниками Мурси было разрушено или повреждено около 40 храмов, 207 повреждены, совершались убийства и похищения христиан. На Северном Синае салафитские группировки совершили ряд убийств коптов. Следует констатировать, что копты не боятся открыто заявлять о своей приверженности христианству – это провоцирует радикалов на противоправные действия. Умело используя накопившееся недовольство людей, а также распуская фальшивые провокационные сведения о христианах, салафитские активисты успешно манипулируют большими массами мусульман. Их цель – изгнать христиан из страны или поставить их в положение людей второго сорта.

Ближе к концу 2013 – началу 2014 года ситуация стала нормализовываться. 5 января 2014 года коптскому патриарху нанес официальный визит ВРИО Президента Египта Адли Мансур (подобных случаев не бывало с 1970 года). На Рождество Христово христианские храмы по всей стране охранялись военными с приказом в случае опасности стрелять на поражение; благодаря этому удалось избежать терактов и нападений в этот день, которые были регулярными для крупных христианских праздников. Патриарх Феодор II так прокомментировал сложившуюся обстановку в своей рождественской проповеди: «Мы благодарим Господа за то, что этот день объединил всех нас; государство решило сделать этот день официальным выходным для всех египтян. В этом году Рождество открывает новую страницу истории нашей любимой страны». Христианские лидеры Египта были приглашены на состоявшийся 14–15 января 2014 года референдум по проекту новой Конституции. Несмотря на провокации со стороны исламистов, в том числе по отношению к христианам, проект поправок поддержали 98% голосовавших. Референдум был поддержан христианскими и исламскими лидерами Египта.

24 декабря 2013 года на Рождество в Багдаде был совершен двойной теракт, унесший жизни как минимум 37 христиан.

В Ираке до американской интервенции 2003 года проживало порядка 1,5 млн. христиан. Большинство из них – представители Ассирийской и Халдейской Церквей. 140 000 христиан находилось в юрисдикции Антиохийской Церкви, 45 000 – Сирийской ортодоксальной церкви, 20 000 – Армянской апостольской церкви. В стране насчитывалось порядка 300 храмов. С 2003 по 2010 год Ирак захлестнула волна антихристианского террора. Было убито, по разным данным, от 700 до 2000 христиан (из них 17 священников), множество христиан похищено, атакам подвергся 71 храм в Багдаде и Мосуле. Самый страшный теракт произошел в октябре 2010 года, когда несколько смертников взорвали себя в сиро-католической церкви Богородицы в Багдаде, при этом погибло 58 и было ранено 100 человек (в настоящий момент храм восстановлен, в нем совершаются богослужения). Уже упоминавшаяся группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» совершает акты террора против христиан в Ираке. К 2006 году страну покинула половина христианского населения. В 2006–2010 годах 17 иракских католических священников и 2 епископа были похищены, подвергались насилию и пыткам. Из них 1 епископ, 4 священника и 3 иподиакона были убиты. Сотни христианских семей бежали в северные курдские области Ирака или в соседние страны. В настоящее время число христиан в Ираке приближается к 150 тысячам, против них продолжают совершаться теракты. Сообщения о взрывах храмов и убийствах христиан приходят из Ирака с пугающей регулярностью. 24 декабря 2013 года на Рождество в Багдаде был совершен двойной теракт, унесший жизни как минимум 37 христиан.

За веру с автоматом Калашникова: все девять христианских храмов в Каракоше находятся под охраной вооруженных ополченцев. 98 процентов жителей этого города на севере Ирака — христиане

Нынешнее руководство Ирака принимает меры к сохранению христианского присутствия в стране. Так, Рождество было недавно объявлено государственным выходным, христианам выделено три места в Парламенте. Однако разгул радикального терроризма продолжается. Исход христиан из Ирака составляет десятки человек ежедневно.

Именно из Саудовской Аравии звучат фетвы с призывами уничтожить все церкви на Аравийском полуострове или насиловать немусульманских женщин

Саудовская Аравия занимает 6-е место в списке наиболее опасных для христиан стран по версии организации Open Doors. Эта арабская монархия известна в первую очередь тем, что финансирует упомянутые ранее радикальные исламские группировки в Сирии. Именно из Саудовской Аравии часто звучат фетвы с призывами уничтожить все церкви на Аравийском полуострове или насиловать немусульманских женщин. Христиане в Саудовской Аравии являются в основном иностранцами, приехавшими на заработки. В феврале 2013 года в г. Даммам было арестовано 53 эфиопских христианина. В мае 2013 года ливанец и саудовец были приговорены к тюремным срокам и побиению кнутом за помощь обращенной из ислама христианке. В ноябре 2013 года из страны было выдворено около 100 тыс. эфиопских работников, многие из которых являются христианами.

Опасной для христиан страной является Йемен, где, несмотря на официальную свободу вероисповедания, христиане подвергаются преследованиям со стороны радикальных элементов и вынуждены тайно исповедовать свою веру.

Пакистан входит в десятку наиболее опасных для христиан стран. Христиане составляют 1,5–2% населения Пакистана. Среди них около 1,3 млн. католиков и 700 тыс. протестантов, существует немногочисленная православная община, в Исламабаде находится приход Московского Патриархата в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В Пакистане с 1986 года действует государственный закон «О богохульстве», предусматривающий наказание за оскорбление Корана, ислама или «пророка» Мухаммада. Этим законом часто злоупотребляют как на государственном, так и на бытовом уровне. Так как для обвинения достаточно устного свидетельства мусульманина, то можно представить, как это развязывает руки радикалам. Показательным стал случай Римши Масих – умственно отсталой пакистанской девочки-христианки, которую местный имам обвинил в сожжении страниц Корана в 2012 году. В ходе длительного судебного процесса под давлением мировой общественности девочка была оправдана, а имам был уличен в том, что он сам подкинул Римше обожженные страницы. Однако впоследствии был оправдан и он.

Нападения на христиан и погромы совершаются в Пакистане регулярно. В 2013 году крупные нападения на христианские кварталы в разных городах страны совершались в марте, апреле, мае, сентябре и ноябре. Имущество уничтожалось, христиан жестоко избивали. Широкую практику приобрело похищение христианских девушек с целью их насильственного обращения в ислам и выдачи замуж за мусульманина.

22 сентября 2013 года у протестантского храма Всех Святых в г. Пешавар произошел чудовищный теракт. В конце воскресного богослужения подорвались два смертника. Взрыв унес жизни 81 человека, 145 получили ранения. Спустя день в г. Карачи толпа радикалов разгромила христианский квартал в ответ на организованные христианами демонстрации против насилия.

Терракт в Кабуле

В Афганистане христиане составляют очень малую долю населения (8–10 тыс. человек), среди них много иностранных граждан. Христианство находится вне закона, последняя церковь прекратила функционировать в 2010 году. Однако в последнее время в Афганистане наблюдается рост числа прибывающих из Индии подпольных христиан из числа обращенных, в связи с чем проявляют беспокойство мусульманские улемы. В результате ряд видных афганских парламентариев предложили официально узаконить смертную казнь для обращенных из ислама.

В Ливии

Печальная картина сложилась в Ливии. После свержения Муаммара Каддафи в 2011 году страна погрузилась в хаос и стала ареной противостояния различных группировок и племен. В стране до 2011 года проживало, по данным правозащитной организации International Christian Concern, порядка 100 000 христиан, многие из них были иностранными работниками-коптами, сейчас христиан осталось всего несколько тысяч человек. За 2012–2013 годы наблюдается резкий всплеск случаев дискриминации по отношению к христианам. Новые власти практически напрямую заявляют, что христианам в стране не место, прозелитизм строжайше запрещен. За это время был совершен ряд нападений на церкви. Представители благотворительных католических орденов были вынуждены покинуть страну из-за угроз исламистов. В феврале-марте 2013 года по подозрению в прозелитизме было арестовано в общей сложности около 50 коптов. Задержанных подвергали жестоким пыткам, один из них в результате скончался. 13 марта 2013 года Представительство Евросоюза в Ливии, в качестве реакции на арест и пытки коптов, сделало официальное заявление, в котором выразило серьезную обеспокоенность ситуацией с религиозной свободой в Ливии, призвав руководство страны к соблюдению прав заключенных. На следующий день, 14 марта, в Бенгази была подожжена коптская церковь; 15 марта 4 египетских христианина были без объяснения причин задержаны силовиками в Мисрате.

В Алжире, по официальным данным, проживает порядка 11 тыс. христиан. Фактически это число может доходить до 50 тыс. человек, так как многие исповедуют христианство тайно. С 2006 года власти страны сильно ужесточили пункты законодательства, регулирующие деятельность религиозных организаций. Как и в Ливии, строго запрещен прозелитизм. В Алжире периодически совершаются нападения на христианские церкви. Так, в ноябре 2013 года протестантская церковь на юге страны была атакована уже в третий раз. В феврале 2013 года христианин был обвинен в прозелитизме и приговорен к 1 году тюремного заключения и к денежному штрафу.

Жестко ограничена деятельность немногочисленной христианской общины в Тунисе. Многие христиане являются обращенными из ислама, поэтому вынуждены скрывать свою религиозную принадлежность. После революции 2010–2011 годов в стране активизировались салафитские ячейки, настроенные против христиан. К примеру, в 2011–2012 годах русский православный храм Воскресения Христова в столице Туниса неоднократно подвергался нападениям экстремистов, священник и его семья получали угрозы.

Собор святого Викентия де Поля, Тунис, Тунис Таким образом, мы можем констатировать, что так называемая «Арабская весна» дала мощный импульс для усиления гонений христиан даже в тех странах арабского мира, где они прежде могли спокойно существовать в мире с мусульманским большинством. Ближний Восток – эта та территория, на которой христиане живут без малого 2000 лет, они являются коренным населением региона. Вмешательство иностранных государств во внутреннюю политику ряда ближневосточных стран развязало руки террористическим исламским группировкам, которые ставят своей целью любыми методами обеспечить отсутствие христиан на подконтрольных территориях. В качестве примера можно привести массовый исход коптов из Египта в 2012–2013 годах, некоторые из них приехали даже в Россию.

Геноцид христиан в Сирии и вообще в арабском мире стал предметом особого внимания Русской Православной Церкви. Этот вопрос регулярно поднимается на различных уровнях: на международных площадках, в ходе встреч с религиозными лидерами и политиками, в средствах массовой информации. Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) находился 18–21 января 2014 года в составе российской делегации парламентариев в Сирии и Ливане. Делегация сопровождала груз гуманитарной помощи для сирийского народа. В ходе этого визита состоялись встречи с политическими и религиозными лидерами христиан и мусульман в Сирии. В ходе начавшегося 25 января 2014 года визита Блаженнейшего Патриарха Антиохии и всего Востока Иоанна X проблема тяжелого положения христиан на Ближнем Востоке стала центральной темой многих встреч и выступлений Его Блаженства. Этот вопрос обсуждался в ходе встреч Антиохийского Патриарха с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с министром иностранных дел России С.В. Лавровым, с председателем Совета Федерации России В.И. Матвиенко, на открытии 27 января 2014 года XXII Международных Рождественских образовательных чтений. По итогам визита Его Блаженства было принято совместное заявление предстоятелей Русской и Антиохийской Православных Церквей, в котором они выразили скорбь о событиях в Сирии и на Ближнем Востоке, отметив, что «только путем открытого и честного диалога можно гарантировать реальный мир в Сирии, ее независимость и территориальную целостность и обеспечить равные права и возможности ее гражданам». Предстоятели констатировали, что православные христиане являются коренным населением Ближнего Востока и составляют неотъемлемую часть общества. Прозвучал призыв необходимости эффективных действий для освобождения всех похищенных в Сирии, и в частности митрополита Павла Алеппского и Иоанна, священников, монахинь и сирот из монастыря в Маалюле. Кроме того, создана специальная комиссия по развитию взаимодействия между двумя Церквами.

За 2013 год в Нигерии было убито 1200 христиан

Что касается других стран Африки, то наиболее сильные гонения на христиан наблюдаются в Нигерии. Южные районы страны населены в основном христианами. В северных провинциях с 2000 года действуют законы шариата, а мусульмане составляют большую часть населения, поэтому христиане подвергаются там обширным преследованиям – от бытовой дискриминации до физических расправ. Кроме того, христиане страдают от действий радикальной исламской группировки «Боко Харам» (переводится как «Знания с Запада – под запретом») и кочевых мусульман племени фулани и фульбе. Исламисты совершают безжалостные массовые убийства христиан, устраивают террористические акты. Только по официальной статистике, за 2013 год в Нигерии было убито 1200 христиан, реальные цифры могут быть гораздо больше. Новости об убийствах десятков нигерийских христиан приходят каждую неделю. 20 января 2014 года стало известно, что в штате Плато кочевники фульбе убили 33 человека из числа христиан, включая женщин и детей. Двумя неделями ранее в центральной Нигерии была сожжена целая христианская деревня. Исламисты ставят своей целью полное искоренение христиан. При этом отчетливо наблюдается неспособность действующих властей оказать христианам защиту.

Судан в 2011 году разделился на исламский Северный и христианский Южный. Власти Северного Судана проводят активную антихристианскую политику, принуждая христиан покинуть страну. Христиан арестовывают, уничтожают или конфискуют их имущество, некоторые места проживания христиан подвергались даже атакам с воздуха.

В Сомали с 1991 года царит беспредел, в стране идет борьба между лидерами местных группировок. Христиане составляют около 1% населения (5 тыс. человек). В основном это обращенные из ислама прозелиты, вынужденные скрывать свою веру, так как в стране действуют законы шариата, предписывающие смертную казнь за отказ от ислама. В Сомали также действует один приход Католической церкви, в котором совершают служение три священника и четыре монахини. Приход объединяет около 100 католиков. На территории Сомали действует связанная с Аль-Каидой исламская группировка «Аш-Шабааб». Ее боевики убивают христиан, совершают нападения на христианские церкви даже за пределами страны. В конце 2013 года стало известно, что власти Сомали запретили любые формы празднования Рождества Христова.

В Центральноафриканской Республике противостояние между исламистами группировки «Селека» и государственной властью в 2012–2014 годах вылилось фактически в противостояние между христианами и мусульманами. В стране воцарилась обстановка беззакония, исламисты «Селеки» грабили христианские поселения, убивали, похищали и насиловали их жителей; христиане совершали ответные действия против мусульман. ООН заявила об опасности геноцида по религиозному признаку.

В Танзании на полуавтономном острове Занзибар действуют связанные с сомалийской «Аш-Шабааб» группировки, преследующие христиан. В 2013 году там наблюдался рост антихристианской активности: был совершен ряд нападений на христианских священнослужителей, некоторые с летальным исходом, исламисты нападали на мирян, на церкви, насиловали христианских женщин.

Африканские страны с их низким уровнем жизни, низким образовательным цензом стали для радикальных исламистов обширным полем деятельности. В условиях голода и нищеты перспектива взять в руки оружие и заниматься грабежом и убийствами, оправданными якобы высокой духовной целью, выглядит весьма заманчивой. Недееспособность правительства ряда африканских стран создает еще больше предпосылок к развитию радикальных движений. Если экспорт этого учения продолжится и перейдет на другие страны Африки, то через некоторое время весь континент станет рассадником мусульманского радикализма.

В непростых условиях живут христиане в Юго-Восточной Азии.

В Индии регулярно совершаются погромы христианских кварталов, нападения на церкви, побои и убийства христиан

В Индии довольно многочисленная христианская община сталкивается с насилием со стороны радикально настроенных индуистов. Из 25 миллионов (по данным Open Doors, фактически христиан насчитывается около 70 млн. человек) индийских христиан многие принадлежат к католической и различным протестантским церквям. Несмотря на долгую историю христианства в Индии, в последние десятилетия в стране набрали силу радикальные партии индуистов. Основная – Оппозиционная индуистская националистическая партия «The Bharatiya Janata Party» (BJP), которая фактически руководит несколькими штатами, – активно борется с христианством. Силами ее приверженцев в разных провинциях Индии регулярно совершаются погромы христианских кварталов, нападения на церкви, побои и убийства христиан. Местная власть, как правило, пассивно относится к подобным правонарушениям, а в ряде случаев даже занимает сторону экстремистов. Нередко жертвами индуистов становятся и мусульмане. Наиболее часто мотивом нападения называется якобы имевший место прозелитизм среди индуистов. По данным организации Catholic Secular Forum (CSF), насилие против христиан в Индии усилилось в 2013 году. По меньшей мере 7 христиан были убиты по причине ненависти к их религии, около 4 тыс. подверглись преследованиям. В 2014 году уже зафиксировано несколько преступлений против христиан. Например, в январе был жестоко убит протестантский пастор в индийском штате Андхра-Прадеш. В течение всего 2013 года в СМИ регулярно поступала информация о нападениях на христиан и погромах.

Преследованиям со стороны радикалов-буддистов подвергается христианское население Шри-Ланки. Буддизм исповедует 75% населения острова. Христиане составляют 6% населения, мусульмане – 8,5%, индуисты – 8%. Христианство в Шри-Ланке представлено в основном католиками и протестантами. В руках буддистов сосредоточено очень много влияния. Не желая делить его с иноверцами, радикалы из числа буддийских монахов, подстрекая толпы рядовых буддистов, совершают погромы христианских и мусульманских культовых сооружений, стремясь вытеснить религиозные меньшинства на окраины острова. В 2012–2013 годах было совершено порядка 100 нападений на христианские храмы.

Индонезия. Ситуация в Индонезии характеризуется в последние годы отчетливой тенденцией к исламизации общества. Христиане составляют около 9% населения этой страны и представлены в основном протестантскими и католическими общинами, существует небольшая православная община. Доминирующей религией является ислам суннитского толка. Правительство Индонезии ужесточает запреты и предписания, связанные с деятельностью немусульманских общин. Практически невозможно добиться разрешения на строительство христианской церкви, если же это удается, то активисты из числа исламских радикалов собирают агрессивно настроенные толпы мусульман и различными способами пытаются помешать строительству. При молчаливом попустительстве властей толпы исламистов чинят погромы и разрушения христианских храмов, нападения на христиан. В стране вводятся дискриминационные по отношению к немусульманам законы и предписания.

Христиане подвергаются дискриминации и преследованиям при попустительстве властей в таких азиатских странах с коммунистической формой правления, как Вьетнам и Лаос. От рук радикальных мусульман страдают христиане на Мальдивских и Филиппинских островах.

Регион Юго-Восточной Азии характеризуется многообразием религий и культур. Так как христиане составляют меньшинство практически во всех государствах, то они в первую очередь становятся уязвимыми от действий радикалов различных религиозных традиций. Обеспокоенность вызывает стремительный рост последователей ислама в ряде азиатских стран, так как эта религия экспортируется туда зачастую именно в радикальной форме.

При самоубийственной политике христиан радикалам не потребуется много усилий, чтобы в течение определенного времени установить законы шариата и в некогда христианских странах

Подводя итог, следует признать, что существует глобальная тенденция к усилению преследований христиан в тех странах, где они составляют меньшинство. Очевидно и то, что в мире быстрыми темпами распространяются радикальные формы религиозных идеологий, в первую очередь ислама. Это не значит, что ислам по определению является религией ненависти. Представители умеренного ислама всегда выступают против любых форм насилия. Однако универсальность исламского вероучения позволила заинтересованным в глобальной политике игрокам внедрить в него радикальную идеологию, легко распространяемую среди различных элементов общества. Радикальный фактор охватывает все большую часть общества, все больше территории. В результате в наши дни христиане под напором исламистов покидают свои родные места. При этом в западных странах христианство оказывается на окраине общественной жизни, среди европейцев рождаемость, в отличие от мусульман, падает, институт семьи и традиционных ценностей разрушается. При такой самоубийственной политике радикалам не потребуется много усилий, чтобы в течение определенного времени установить законы шариата не только там, где христиане составляют меньшинство, но и в некогда христианских странах.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *