Через страдания к победе

10/23 ноября Грузинская Православная Церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца, вспоминая его колесование. Отношение к святому Георгию в Грузии особое. О том, почему именно этого святого Грузия избрала своим Небесным покровителем, как хранят здесь память его, как почитание святого Георгия повлияло на менталитет и мировоззрение грузинского народа, мы беседуем с архимандритом Рафаилом (Карелиным).

Великомученик Георгий

– По-английски Грузия называется Georgia. Почему именно святой Георгий стал покровителем этой страны?

– Согласно древнему преданию, святой великомученик Георгий был двоюродным братом святой равноапостольной Нины, и она первой учредила почитание своего брата в новопросвещенной стране (начало IV столетия). Знаменательно, что гробница святой Нины находится в приделе храма святого Георгия – одного из старинных храмов, построенных при ее жизни, который сохранился до сих пор в первозданном виде. Эти два имени – Нина и Георгий – в сознании грузинского народа нераздельно связаны друг с другом.

Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию

Святой Георгий издавна считается Небесным покровителем Грузии. Его имя – самое распространенное и любимое среди народа. Вряд ли в Грузии существуют семьи, в родословии которых не было бы мужчин по имени Георгий. Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию. Даже руины этих храмов бережно хранит память народа, и в день святого Георгия к ним идут вереницы паломников. Характерно, что некоторые храмы святого Георгия носят особые названия: Белый Георгий, Георгий-лев и т.д., в которых отразились благодарность и любовь народа к своему покровителю. Он почитается во всех областях Грузии, особенно у горцев. После храмов, построенных в честь Пресвятой Богородицы, наибольшее число церквей и часовен посвящено святому Георгию Победоносцу.

Монастырский комплекс в Гелати. На переднем плане — храм св. Георгия Победоносца, XIII в. По плану и форме церковь повторяет главный храм — Рождества Пресвятой Богородицы

На гербе Багратиони – царской династии Грузии – наряду с изображением Хитона Господня, псалтериона и пращи царя Давида Псалмопевца – предка грузинских царей – находится икона святого Георгия, поражающего дракона. Здесь как бы воплотились слова тропаря святого «царей поборниче»: Георгий не только помощник, но невидимый участник и предводитель в борьбе с врагами и завоевателями, которые в течение 17 веков упорно, но безуспешно старались искоренить Православие в Грузии.

Двенадцать царей из династии Багратиони носили имя святого Георгия. Из них следует особо отметить Георгия III – отца царицы Тамар, избравшего при жизни свою юную дочь соправительницей страны и наследницей трона, при которой Грузия достигла вершины своего величия и славы (XII–XIII вв.). Если Грузию во время царицы Тамар можно сравнить с цветником, то царь Георгий III воздвиг его ограду.

Георгий V, названный Блистательным (XIII–XIV вв.), объединил разделенную на части страну и сверг вековое монгольское иго. Царь Георгий XII – последний царь Грузии – отличался благочестием. Будучи тяжелобольным, он сумел за короткое время своего царствования (1798–1800) восстановить и возродить жизнь страны и отстроить столицу Тбилиси, разграбленную и сожженную при нашествии персидского правителя Ага-Магомет-хана (1795).

После революции 1917 года на новом гербе Демократической Республики Грузия (1918–1921) был изображен святой Георгий, только в секуляризированном виде: юноша на коне, окруженный небесными светилами. Современный герб Грузии, принятый с 2004 года, представляет собой уменьшенный герб Багратиони, только с изображением святого Георгия. А главную площадь Тбилиси украшает 44-метровый столб со скульптурой великомученика Георгия, поражающего дракона.

– Не только в Грузии, но и по другую сторону Главного Кавказского хребта нет, наверное, ни одного храма, где не было бы иконы святой равноапостольной Нины и святого Георгия: они стали покровителями всего Кавказа. Как это произошло, в связи с чем?

– Равноапостольный царь Мириан, при котором произошло крещение Грузии (IV в.), умирая, заповедовал своему сыну Бакару окончить то, что не успела совершить святая Нина, – проповедовать христианство среди горцев-язычников Кавказа. Это завещание царь Бакар исполнял на протяжении всей своей жизни и просветил светом Евангелия многие племена Кавказа.

Этот поход царя Вахтанга напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма

В V веке святой царь Вахтанг Горгасал в ответ на вторжение в Грузию горцев и пленение его сестры предпринял военный поход на север Кавказа, который завершился блистательной победой. Это была необычная война, в которой победитель не облагал побежденных данью и пленных не обращал в рабство. Царь Вахтанг своей доблестью и великодушием умел превращать прежних врагов в своих друзей. Он взял с собой в поход зодчих, которые строили христианские храмы и часовни на пути, и священников, проповедовавших Евангелие и крестивших горцев, обращенных в христианство. Этот поход напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма.

Святой благоверный царь Давид Строитель (XI–XII вв.) крестил несколько тысяч половцев, которые служили в его войске, а затем вернулись на Кавказ.

Царица Тамар. Фреска из монастыря Вардзиа. Широкое просветительство на севере Кавказа также происходило во время царствования царицы Тамар (XII–XIII вв.), которая строила храмы и часовни и воздвигала каменные кресты на вершинах и скалах Кавказа. В некоторых древних храмах Северного Кавказа сохранялись надписи на грузинском языке.

Знаменательно, что самый высокий купольный храм Грузии, построенный в XI веке в южных предгорьях Кавказа, носит имя Георгия Победоносца. Этот собор пользовался глубоким почитанием не только христиан, но даже иноверцев-горцев, которые посещали его в праздник святого Георгия и приносили жертвы по своему обычаю.

В начале XVIII века великим просветителем кавказских племен и народов, особенно дагестанцев, ингушей и осетин, стал святитель и чудотворец Иоанн, митрополит Манглисский, который взял на себя апостольский подвиг, чтобы восстановить христианство на севере Кавказа. Он построил храмы в Дербенте, Астрахани и Кизляре, а также основал миссионерскую школу, где подготавливались будущие проповедники Евангелия для этого региона. В те времена на севере Кавказа проживало немало грузин, а в Астрахани находился царь Вахтанг VI со свитой. Естественно, что свое особое почитание и любовь к святым равноапостольной Нине и великомученику Георгию они передали горцам-христианам Кавказа.

Надо отметить, что Константинопольская Церковь также принимала участие в христианизации горских народов Кавказа. С VI по XIV века приблизительно в районе Туапсе существовала епархия Константинопольской Церкви, называемая Зихийской. При святом византийском императоре Юстиниане (VI в.) и его преемниках там происходило широкое храмостроительство. После завоевания Византии турками епархия прекратила свое существование.

– Как почитание святого Георгия повлияло на характер и менталитет грузинского народа?

Войны, которые вела Грузия, были религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино

– В течение многих веков Грузия оставалась единственным христианским государством не только Кавказа, но и Ближнего Востока. Православие приходилось защищать крестом и мечом. Характерно, что мусульмане называли Грузию Гюрджистаном – «страной воинов». В те времена Грузия подвергалась постоянным нападениям со стороны мусульман; она в среднем вела четыре больших войны в год. Образ святого Георгия Победоносца – бесстрашного витязя, заступника бедных и беззащитных, помощника в боях – стал любимым и близким сердцу грузинского народа. Грузинская Церковь издавна учредила особый праздник в память пыток святого Георгия. Этот праздник был как бы девизом: «Победа через страдания». Следует помнить, что войны, которые вела Грузия, были в значительной степени религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино.

Колесование вмч. Георгия

Надо отметить, что, в отличие от Европы, в Грузии никогда не было института рыцарства, с особой инициацией (посвящением), сословным этикетом и традиционными состязаниями-турнирами, где друзья становились соперниками, а брат мог убить своего брата. Эти зрелища, подобные боям гладиаторов, нередко проводились на Западе под эгидой святого Георгия. Виктор Гюго в стихотворении «Турнир короля Иоанна» писал:

Началось… гудит земля…
Бьет набат… Рубя, коля,
Стал громить один другого –
В честь Георгия Святого
И во имя короля.

Как мы сказали, в Грузии не было рыцарства как элитарного сословия. Здесь для воинов образом витязя-христианина был святой Георгий, поражающий в образе дракона демонические силы и врагов Креста. На грузинской земле турниры заменялись реальными боями с врагами, по численности намного превосходящими грузинское войско; посвящение в рыцари – ранами и кровью, полученными в боях, где смерть за веру и отечество считалось высшей наградой.

– Что позволило Грузии во времена жесточайших нашествий – и персидских, и арабских, и вторжений Тамерлана – сохранить Православие, в то время как, увы, на территориях Северного Кавказа оно было сокрушено?

Грузинские воины накануне боя, перед лицом смерти пели песни, будто их созвали на праздник

– Огромная заслуга в сохранении Православия и самого грузинского этноса принадлежит Грузинской Церкви. Византийский историк Прокопий (VI в.) в книге «История готских войн» пишет о грузинах (колхах), что они самые религиозные из всех народов, которых он знал, и еще отмечает жизнерадостность грузин, которые во время тяжелых военных походов, накануне боя, перед лицом смерти, пели песни, будто их созвали на праздник. Глубокая вера народа, соединенная с надеждой, жизнерадостность, спасающая от уныния, давала возможность Грузии в недолгие периоды мира залечивать свои раны и восставать из руин и пепла, как бы воскресать снова. Грузию можно сравнить со сказочной птицей Фениксом, которая не сгорает, а обновляется в огне.

Храм Святого Георгия (Кашуэти), Тбилиси

Что касается участи Православия на севере Кавказа, то надо сказать, что там исламизация происходила от VIII века вплоть до XIX столетия, встречая сопротивление местных христиан. Только при Шамиле были изгнаны и уничтожены последние фамилии, которые еще сохраняли христианство.

– Святого Георгия как своего собственного святого почитают многие народы – и грузины, и арабы, и англичане, и испанцы, и русские: он покровитель Москвы и нашего воинства. Почему мы все ищем заступничества именно у святого Георгия?

Любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений

– Вопрос об особом почитании некоторых святых относится к области православной мистики, это не может быть понято и объяснено на основе рационалистической аналитики. Даже исследования агиографической литературы не дают решения этого вопроса. Надо учесть, что святые, пребывая в вечности, сохраняют в преображенном виде свою индивидуальность, которой они отличались в земной жизни. Молитва к святому – это особый вид духовного познания через общение, это не рассуждение, а созерцание, называемое видением. Тайна почитания святых и духовного общения с ними приоткрывается в молитвенном переживании, и тогда вопрос «почему» исчезает, сменяясь благоговейным изумлением о том, как дивен Бог во святых Своих и как дивны святые в Боге.

Особое почитание и любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений. И этот молитвенный опыт, выкристаллизованный веками, становится одним из видов церковного предания.

День Святого Георгия Победоносца: Как празднуют Гиоргоба в Грузии

День Святого Георгия или «Гиоргоба», так называют торжество в Грузии — один из самых почитаемых религиозных праздников в стране.

Победоносцем Святого Георгия назвали за мужество и духовную победу над палачами и за чудодейственную помощь людям в опасности.

В Грузии День Святого Георгия или Гиоргоба отмечают дважды: 23 ноября — он имеет статус государственного праздника и объявлен выходным днем, и 6 мая.

Крестный путь

Родился будущий Святой в Каппадокии (область в Малой Азии) в христианской семье. Отец Георгия принял мученическую смерть за веру, когда он был еще ребенком. Мать с сыном переселилась на свою родину – в Палестину, где воспитала его в строгом благочестии.

Георгий, став взрослым, поступил на службу в римское войско. Благодаря своей храбрости, уму, силе и воинской стати, будущий Победоносец дослужился до чина тысяченачальника и завоевал расположение самого императора Диоклетиана (284-305).

© photo: Sputnik / Vladimir Vdovin Икона «Святой Георгий»

Узнав об эдикте императора, который повелевал преследовать христиан, разрушать церкви и сжигать священные книги, Георгий отпустил рабов на волю, раздал свое имущество нищим и объявил себя христианином.

Этим он заявил правителю о его страшной жестокости и пошел с ним на прямой конфликт. Изощренными пытками и мучениями император пытался заставить Георгия отречься от Христа и принести жертву языческим богам.

Когда все попытки заставить Георгия отречься оказались тщетными — Диоклетиан повелел его колесовать. Колесование Святого произошло 23 ноября по новому стилю.

Господь не оставлял Георгия, который все страдания переносил мужественно — всякий раз он являлся на допрос, исцеленный после жестоких пыток, благодаря и славя Бога.

© Sputnik / Alexander Imedashvili Храм Святого Георгия в городе Сигнахи

Георгий Победоносец так и не отрекся от веры — Святого обезглавили в 303-м 6 мая по новому стилю.

Мощи Святого находятся в городе Лод (Израиль), где был воздвигнут храм Георгия Победоносца, а глава и меч хранятся в Риме.

Почему Победоносец

Из многих подвигов и чудес, совершенных Святым, наиболее известен следующий. По легенде, на родине Георгия, в озере у города Бейрут, жил огромный змей. Время от времени чудовище выходило на сушу, пожирало людей и опустошало окрестности.

По совету жрецов, местные жители, по жребию, приносили чудовищу в жертву своих детей, пытаясь тем самым умилостивить змея. Не избежала этой участи и единственная дочь царя – когда настала ее очередь, ее в слезах отвели к озеру.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili Православная церковь Кашвети (церковь Святого Георгия) на проспекте Шота Руставели в центре Тбилиси

Внезапно появился Святой Георгий, верхом на белом коне и с копьем в руке. Осенив себя крестом, он устремился на змея и поразил его копьем в пасть.

Святой Георгий велел девушке своим поясом связать змея и вести его в город, где он и убил чудовище. Затем жители его сожгли.

За великую победу над чудовищем и за мужественно перенесенные страдании Святого Георгия стали называть Победоносцем.

Как празднуют Гиоргоба

Во всех действующих церквях Грузии проходят праздничные службы, посвященные Гиоргоба. День Святого Георгия Победоносца особо отмечают и в грузинских монастырях.

Всадник, поражающий змия, воплощен на государственном гербе Грузии – он стал составной частью православной веры и грузинского сознания.

© Sputnik / Alexander Imedashvili Церковь Святого Георгия (IX век) на территории Бодбийского монастыря. Трехнефная базилика была возведена над могилой Святой Нино

Гиоргоба, по преданию, основала Святая Нино — просветительница Грузии. Святая Нино – родственница Георгия Победоносца, почитала его особо и стране, которую обратила в христианство, завещала его любить.

Первый храм в честь Святого Георгия в Грузии построил царь Мириан еще в 335-м.

В средние века во имя Святого Георгия по всей Грузии было возведено 365 часовен, по числу дней в году. Святого Георгия особо почитают в стране по сей день.

В честь Святого Георгия храмы и часовни возведены не только в городах и селах Грузии, но и на горных вершинах.

© photo: Sputnik / Eduard Pesov Икона с изображением святого Георгия

Кстати, имя Георгий в Грузии самое популярное и распространенное.

О чем просят

Георгию Победоносцу, который защищает всех слабых и невинных, молятся за победу в любой борьбе. Святой покровительствует воинам, путешественникам, земледельцам и скотоводам.

Люди просят Георгия Победоносца о хорошем урожае, об исцелении, о хорошем приплоде скота, о защите от любого зла и нечистой силы и так далее.

Молитва

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

По стране святого Георгия. Тбилиси (фото)

Грузия. Благословенный край, удел Пресвятой Богородицы и страна святого Георгия. Страна с древними христианскими корнями и благочестивыми традициями, где живет народ с искренней и горячей верой.

Попав в Грузию, поражаешься обилию храмов, монастырей и святых мест. Они повсюду – в городах, селениях, в горах, лесах, на берегах рек, везде, где только можно себе представить. Показать все, даже наиболее значимые, очень сложно, так же как и рассказать о многогранной культуре грузинского народа. Поэтому буду рассказывать о Грузии в целом, о ее народе, культуре и, конечно же, о вере православной, которая издревле укрепилась в этом благодатном уголке земли.

Поездку в Грузию в этом году мы планировали заранее, продумывали маршруты, бронировали гостиницы, хотелось посмотреть как можно больше. А планировали ни много ни мало – проехать через всю страну с востока на запад, от Кахетии до Аджарии, до самого Черного моря. Правда, на всё это получалось выделить всего 12 дней.

У подобного рода путешествий в режиме «галопом по Европам» есть как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные – огромная масса впечатлений, новые знакомства, максимально возможное количество посещенных интересных мест.

Отрицательным можно назвать как раз то самое небольшое количество времени, которое получается уделить на осмотр той или иной достопримечательности. Несмотря на это, путешествие выдалось очень интересным и насыщенным.

Начну свой рассказ, конечно же, со столицы – Тбилиси. Добирались мы туда на поезде, благо ехать из Баку недолго – всего одну ночь. В Грузии я не впервые, бывал уже и в Тбилиси, и в других городах. Но Тбилиси как столичный град со своим колоритом и неповторимой атмосферой, конечно, привлекает особо. Правда, основательно изучить его как-то не приходилось, бывал всё время проездом. В этот раз на Тбилиси было выделено несколько дней, которых, как оказалось, хватило только на осмотр основных достопримечательностей.

В Тбилиси, как и в других грузинских городах, очень много храмов. Храмовой архитектурной доминантой столицы можно по праву назвать главный кафедральный храм Грузинской Православной Церкви – собор Святой Троицы – Цминда Самеба. Собор, конечно, красавец, является самым большим и высоким храмом Грузии.

Собор поражает величием и снаружи и внутри.

Колокольня собора стоит отдельно, и территория вокруг храма довольно обширна. Я был неожиданно удивлен наличием на территории храма небольшого открытого бассейна, в котором совершенно свободно плескалась ребятня, спасаясь от жары.

Строительство собора продолжалось 9 лет, с 1995 по 2004 год. Заложили и освятили храм в один и тот же день – 23 ноября – на память великомученика Георгия.

Про благоговейное почитание святого Георгия в Грузии стоит сказать отдельно. Грузины считают его, вместе с Пресвятой Богородицей, покровителем своей страны, о чем даже говорит ее название – Georgia – страна святого Георгия.

Почитание этого святого напрямую связано с равноапостольной Ниной, просветительницей древней Иверии, как раньше называлась Грузия. Святой Георгий приходился ей родственником, и, по преданию, сама Нина его очень почитала и завещала любить и чтить его той стране, которую обратила ко Христу. Что, собственно, грузины и делают с великим усердием.

Самый первый храм в честь святого был сооружен царем Мирианом в 335 году, на месте погребения равноапостольной Нины. А в средние века по всей стране было построено 365 храмов в честь великомученика Георгия, на каждый день года. Таким образом, почитание святого совершалось в разных концах Грузии каждый день.

День памяти великомученика Георгия имеет в Грузии свое название – Гиоргоба, празднуется на государственном уровне и является нерабочим днем. Святой изображен на государственном гербе страны, а георгиевский крест – на флаге Грузинской Православной Церкви.

Но вернемся к Цминда Самеба, а заодно продолжим экскурсию по Тбилиси. Собор находится на левом берегу Куры, на холме святого Ильи, в районе старого города, и виден со многих точек города. Довольно интересной с точки зрения фотосъемки мне показалась смотровая площадка возле старой городской крепости Нарыкала, куда можно подняться по канатной дороге.

От крепости открывается замечательный вид на Тбилиси. И, конечно, на Троицкий собор в городском контексте.

В нижнем левом углу последней фотографии еще одна святыня Грузинской Церкви – Сиони или Сионский собор. Сионским собор назван в честь Успенского собора на горе Сион в Иерусалиме, и также освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме много святынь, одной из главных является крест святой Нино.

В современном Тбилиси есть и новомодные достопримечательности, которые находятся как раз рядом с Сиони. Это мост Мира и здание строящегося театра в виде двух труб.

Сами тбилисцы по-разному отзываются об этих новых достопримечательностях. Кому-то нравится, кому-то не очень. И мост, и театр, и новое здание парламента построены в районе старого города, а грузины очень трепетно относятся к истории и традициям. А тут такой новодел появился в самом сердце столицы.

Хорошо получилось или плохо, не могу сказать, я давно уже привык к подобным контрастам в родном Баку, где старое и новое пересекается на каждом шагу.

Попадая в Тбилиси, рано или поздно неминуемо оказываешься на берегу Куры рядом с памятником основателю города царю Вахтангу I Горгосали.

Есть в Тбилиси еще одна интересная достопримечательность, о которой стоит рассказать. При подъеме на фуникулере на гору Мтацминда (в переводе – Святая гора) ровно на полпути стоит церковь святого Давида (Мамадавити), а вокруг нее расположен пантеон писателей и общественных деятелей Грузии, где похоронены многие известные в Грузии и за ее пределами люди. Среди них – Александр Сергеевич Грибоедов.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *