«И будут оба в плоть едину». Часть 1

Мужчины и женщины… Такие противоположные друг другу и так нуждающиеся друг в друге, Богом соединенные в единое целое – в семью. О мужском и женском предназначении, о том, как найти гармонию в их взаимоотношениях, сохранить мир и лад в семье продолжает размышлять священник Павел Гумеров.

И сотворил Бог мужчину и женщину

И будут оба в плоть едину
Мф. 19: 5

Бог мужчину и женщину сотворил их.
Мк. 10: 6

Клеймо иконы преподобных Петра и Февронии

Все мы очень разные. У каждого своя генетика, характер, воспитание, образование. Поэтому нам порой бывает сложно найти общий язык, договориться. Но люди еще делятся на мужчин и женщин. Разница между ними просто огромна. Порой кажется, что это существа как бы из разных миров. Мужчина и женщина зеркально противоположны друг другу. Но живем мы на одной планете, и продолжение жизни на Земле зависит от взаимодействия мужского и женского пола. Значит, нам просто необходимо научиться понимать друг друга.

Почему Господь создал мужской пол и женский? Что ждет женщина от мужчины и мужчина от женщины? Как нам придти к взаимопониманию и любви? На эти и другие вопросы я пытаюсь найти ответ в своих статьях.

Часто бывает, что человек, подошедший к священнику с просьбой помочь ему разобраться в сложной семейной ситуации, плохо воспринимает то, что ему отвечают. Стоит, слушает, но как-то в пол-уха, как будто речь не про него. Происходит это из-за того, что люди не хотят видеть, в чем их вина и как исправить положение, начав с себя. Но когда этот же человек читает описание аналогичного случая, он с радостью восклицает: «Да это же просто про меня написано!» Печатное слово действует иногда лучше долгой беседы, так как позволяет взглянуть на себя со стороны.

Несколько слов хочется сказать и о психологии. Среди благочестивых православных христиан к психологии отношение, мягко говоря, настороженное. И это во многом справедливо. Пользуясь тем, что люди сейчас духовно дезориентированы, психоаналитики, особенно на Западе, узурпировали функции духовников. Люди имеют потребность выговориться, снять с души бремя и хотят получить совет. Но идут часто не в церковь, а к психоаналитику. Но ни один психолог не имеет власти вязать и решить грехи человеческие. Человек никогда не решит своих духовных проблем до конца, если не обратится к Богу. Хорошо, если психолог верующий и может направить человека в храм. Сегодня книжные прилавки изобилуют книгами по психоанализу и самопознанию. Но психология бывает разная. Кроме сочинений Зигмунда Фрейда, кроме пособий по астрологической и оккультной психологии, кроме книг о том, как возлюбить себя и научиться манипулировать людьми, существуют и вполне нормальные книжки. Они базируются на хорошем знании человеческого поведения, психотерапии, психиатрии. Однако и эти книги нужно читать с большим рассуждением. Хотя в психологии накопился немалый опыт, который можно использовать «в мирных целях». Даже многим батюшкам не помешали бы некоторые психологические знания. В семинарии преподают очень много дисциплин, дается большой объем знаний, но психология и педагогика изучаются очень мало.

Светские психологи совершают одну большую ошибку. Они совершенно сбрасывают со счетов понятия дух, душа, страсть, грех. Они как бы для них не существуют. Процессы, происходящие в душе человека, они объясняют только с психофизиологической точки зрения, описывают детали (иногда очень мастерски), но не видят всей картины. Они как бы блуждают по темной комнате, натыкаются на предметы, ощупывают их и говорят: «Вот это стул, здесь стол». Но всей комнаты им видеть не дано. Поэтому очень хорошо было бы соединить те ценные наработки, которые, несомненно, имеются в психологии с опытом Церкви. Ведь все уже давно сказано в Священном Писании и творениях святых отцов, как нам жить, как побеждать в себе грех и любить ближнего, как обрести счастье в семье.

***

Прежде чем начать разговор о том, как найти семейное счастье и избежать конфликтов в семье, необходимо хотя бы вкратце поговорить о том, чем мы отличаемся друг от друга. В чем особенности мужской и женской психики и каково предназначение мужчины и женщины? Мужчина и Женщина. Два совершенно разных существа. Ни для кого не секрет, что люди при внешнем сходстве – есть руки, ноги, голова – поразительным образом отличаются друг от друга по половому признаку. И дело тут даже не в строении тела, не в физиологии, а в том, что мужчины и женщины мыслят и чувствуют совершенно по-разному. На тему мужской и женской психологии написано огромное количество работ. Существуют множество теорий, пытающихся объяснить особенности поведения и мышления мужчин и женщин. Среди них немало совершенно вздорных, то говорящих о том, что половые различия были необходимы как двигатель эволюции, то сравнивающих мужчин и женщин с самцами и самками. Притом мужские измены и распущенность в них объясняются стремлением самца оплодотворить как можно большее количество самок. А женщине в этих построениях отводится незавидная роль мясомолочной фермы по производству потомства. Ну, у кого что болит, тот о том и говорит. Главная ошибка в том, что исследователи этой проблемы считают человека лишь высшим животным, пусть очень сложным и умным, но все-таки зверем. Человек же, в отличие от животного, имеет разум, бессмертную душу и совсем иное призвание.

Каково же истинное предназначение мужского и женского пола, и что мужчины и женщины хотят друг от друга?

Ответ на этот вопрос был дан давным-давно, еще до зарождения всех человеческих цивилизаций. Откроем величайшую из всех написанных когда-либо книг – Библию.

Известно, что Бог сотворил первого человека Адама, а потом Еву. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию… И сказал человек: “Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)”» (Быт. 2: 18, 21, 23). Существует много толкований этого места, по одному из которых слово «ребро» переводится как грань, сторона мужской природы; и именно из нее была сотворена женщина. Но это все не так важно, а важно то, что женщина не была сотворена как самостоятельное существо, а взята от своего мужа. Про жену сказано следующее: «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой» (Быт. 3: 16). Примем это как аксиому, ибо все, что сказано в Библии о взаимоотношениях мужчины и женщины – истина, проверенная многотысячелетней историей человечества. Какое это имеет отношение к тайне поведения мужчины и женщины? Самое прямое.

Эти слова Священного Писания помогают ответить на очень важный вопрос: «Что хочет женщина от мужчины и что мужчина, в свою очередь, хочет от женщины?» Мы уже говорили, что образ мысли и поведения существ разного пола имеют между собой очень мало общего. Думаю, всем известно выражение «женская логика». Придумали это словосочетание, конечно, мужчины, и произошло это потому, что они не смогли понять то, что мужчины и женщины в одной и той же ситуации мыслят и ведут себя совершенно по-разному. И в этом очень большая проблема. Мужчина, стремясь понять женщину, пытается встать на ее место, но у него ничего не получается, потому что он… мужчина, а не женщина. В результате он заявляет, что женское мышление иррационально, нелогично и что к нормальному мышлению женщина в принципе не способна. То же самое происходит, когда женщина пытается понять мужчин. Каждый смотрит со своей колокольни. Все это очень мешает, особенно в браке. Итак, постараемся проникнуть в эту тайну. Хочу сразу предупредить, что мы будем говорить не о конкретных представителях мужского и женского пола, ибо этот мир весьма многообразен, а об общих законах естества, которые заложены от природы в психике мужчины и женщины. Слова Бога, обращенные к Еве: «…к мужу твоему влечение твое», – выражают суть женского поведения по отношению к мужчине. В женском естестве заложены изначально, генетически любовь и тяготение к мужу и зависимость от него. Осмелюсь сказать большее: так любить, как любит женщина, мужчина не способен. И второе: призвание женщины – быть матерью. «Жена… спасается через чадородие», – говорит нам Священное Писание (1 Тим. 2: 14–15). И эти два желания: быть матерью и стремление к мужчине как существу сильному, крепкому, который может дать ей защиту, поддержку и опору, заложено в природе каждой женщины. И стремление это лежит не столько в сознании, сколько в подсознании женской души. Даже если женщина вовсе не хочет заводить детей, даже если она всю жизнь посвятила борьбе за идеалы феминизма, равенства и равноправия женщин с мужчинами, против природы, как говорится, не попрешь. Постараюсь объяснить.

Эмансипация – победа или поражение?

Абсолютно точно известно: когда женщина начинает бороться за равенство с мужчинами, это значит, что у нее неблагополучно в личной жизни. Вся эта борьба – бессильный протест против несложившейся судьбы и тайное желание простого женского счастья.

Однажды протоиерея Димитрия Смирнова известный общественный деятель Екатерина Лахова пригласила выступить в Государственной Думе перед женщинами. В зале Думы собралось полторы тысячи женщин – парламентариев, представителей власти со всей России. Вот что рассказал отец Димитрий: «По прическам, по фигурам, по внешнему виду я видел, что все они очень сильные по характеру женщины. И сама Екатерина Филипповна, по русскому выражению, бой-баба, не то что коня, слона “на скаку остановит”. Пока они выступали, я все думал, что бы им такое сказать? И тут меня осенило! Я обратился к ним с такими словами: “Дорогие женщины! Все вы здесь выступали за равноправие с мужчинами, говорили о политике, об эмансипации. Но представьте себе на секунду, что через неделю вы встретите мужчину – настоящего рыцаря, который физически, психически и по всем качествам сильнее, благороднее вас. И он скажет: «Я тебя люблю, бросай все и иди за мной». И я уверен, что любая из вас пойдет”. По залу прокатился стон. А потом пронеслось: “Да!!!” И тогда отец Димитрий сказал: “Вот видите: да! И это нормально, это правильно. Вы занялись политикой согласно вашим качествам. Но это произошло и потому, что у вас не сложилась личная жизнь. Вы либо не замужем, либо разведены, либо муж вам попался не пара. Этим все и объясняется”.

В основе, в корне эмансипации и движения феминисток лежит не борьба против мужчин вообще, а как бы подсознательный протест против мужской несостоятельности, слабости. В давние времена мужчина просто не мог позволить себе быть слабым (хотя бывали, конечно, исключения). Жизнь была такая: охота, войны, тяжелые условия жизни. Он в поте лица добывал хлеб и потом охранял его с оружием в руках. Мужчины и женщины помнили о своем предназначении. С разрушением традиционных устоев общества, с падением веры и нравственности люди стали забывать об этом. В XVIII веке произошла кровавая Французская революция. Тогда-то и зародилась женская эмансипация. Конечно, руку к этому приложили и женщины, и мужчины. Мужчины – своей слабостью и попустительством. Женщины – своей гордыней и глупостью. Но женский пол сам же и пострадал от этого больше всего. Но за что боролись, как говорится, на то и напоролись. Всеобщая эмансипация породила культ «сильной женщины», этакой «амазонки», и это привело к тому, что настоящих сильных мужчин осталось очень мало. Мужской пол измельчал. Ведь быть сильным рядом с самостоятельной и волевой женщиной весьма сложно: планка очень высока.

Эмансипация породила и другое зло – инфантилизм. Многим представителям мужского пола понравилось во всем зависеть от женщины, сначала от матери, потом от жены. Их идеалом стала «роковая женщина» – эмансипированная, сильная, доминирующая. Такой тип женщины вызывает у них уважение. Но если «инфантил» женится на подобной «эмансипе», счастья в таком браке не будет. Жену очень скоро начинает раздражать слабохарактерность мужа, она хочет от него совсем другого поведения, она разочарована, начинает раздражаться, «воевать» с мужем, а он принимает все это с точностью до наоборот: не как разочарование в его мужественности, а как проявление силы и решительности ее характера. Конечно, такое поведение недостойно мужчины и граничит с извращением, но, к сожалению, такая модель поведения не редкость в наше время. Вот что наделала женщина в своем стремлении быть «мужественной»! Эмансипация не возвышение, а унижение женщины, ибо является отрицанием ее сущности, ее прекрасного и великого предназначения быть хранительницей мира и любви в семье и тем сосудом, в котором зарождается новая жизнь.

***

У каждого пола свои функции, только ему свойственные. И Господь устроил так, чтобы не только физическая природа, но и психика, душа каждого пола отвечала, служила его предназначению. Женщина может носить мужскую одежду, выполнять мужскую работу (может быть, даже неплохо), но думать как мужчина, чувствовать, как мужчина, она никогда не сможет. Душа женщины не может стать мужской. Да, женщины всегда были зависимы от мужчин. Так было во все времена, у всех народов. Теория о том, что где-то в каком-то обществе существовал матриархат, не более чем историческая байка. Серьезных подтверждений этому нет. Но мужчина никогда не испытывает тех радостей, которые даны женщине: материнство, умение любить и чувствовать. На то он и мужчина.

Сильная женщина – слабый мужчина

Рассмотрим ситуацию, которая, думаю, многим хорошо знакома: жена, обладающая волевым характером, этакий «генерал» в юбке, командует мужем. Сама при этом развивает бурную деятельность, суетится, пытается втянуть в эту суету всех домашних. О муже она мнения весьма невысокого – как о безвольном, слабом человеке, который не может принять никакого решения. Она постоянно пилит его за это, хотя, когда она выходила замуж, такое положение вещей ее устраивало. Муж при таком раскладе обычно руководствуется принципом: «Плыви, мой челн, по воле волн». Мол, ничего уже не исправишь, и поэтому надо жить с минимальными потерями. Меняться он не хочет, а от нападок жены прячется в компании друзей, уходит с головой в работу или проводит время у TV и у компьютера. И вроде ничего другого ему не остается – не драться же со сварливой супругой. Пример, так сказать, классический. Зададимся вопросом: а устраивает ли такая ситуация жену? Внешне может показаться, что она довольна. Ее властные амбиции удовлетворены. Но чаще всего жена ругается и злится на мужа именно потому, что ее это положение (которое она, впрочем, сама выбрала) совсем не устраивает. И от этого она и выходит из себя. Быть командиром и тянуть семейный воз уже надоело, ей хочется совсем другого – поддержки, заботы, внимания со стороны мужа. Все эти желания заложены в природе любой женщины.

У каждого человека, и женщины в том числе, в психике есть как бы два слоя, два уровня: сознание и подсознание. Та роль, игра, в которую играет (может быть, всю жизнь) женщина, имеет мало общего с тем, чего ей хочется на самом деле. Так вот, в силу характера и многих других обстоятельств, ей сознательно хочется опекать и командовать мужем, быть его «мамой», а подсознательно, по женскому инстинкту, хочется самой побыть слабой и беззащитной, хочется кому-то довериться, на кого-то опереться. Женщина, какую бы роль она на себя ни брала, всегда женщина. Как говорится в одном известном фильме, «ведь я всего лишь баба, ну а потом уже Яга».

Если бы сильная женщина вышла замуж за настоящего мужчину, то есть ее жизнь протекала бы в других обстоятельствах, все могло бы быть по-другому. Чтобы не быть голословным, приведу один пример. Я знал девушку, которая обладала весьма строптивым характером. К тому же, она была большой любительницей поспорить. Я, честно говоря, думал, что если моя знакомая выйдет замуж, то у нее начнутся серьезные проблемы. Замуж она вышла тоже после долгих споров с родственниками, которые не очень-то хотели этого замужества. Слава Богу, ее муж оказался человеком сильным, самостоятельным и ответственным. Через несколько лет я просто не узнал ее: она стала любящей, послушной женой и заботливой матерью.

Дело в том, что женщины, в отличие от мужчин, гораздо более мобильные, могут привыкать и подстраиваться под изменившиеся условия жизни. То, что женщину гнет и меняет, мужчину может сломить. Это качество в ней заложено, опять-таки, от Бога.

Во все века и времена женщины зависели от мужчин, им просто необходимо было меняться и приспосабливаться к воле своих владык. К тому же, жизнь мужчин всегда была подвержена большому риску: он защищал жену, семью, часто ценой своей жизни; боролся с дикими зверями на охоте. Жены очень часто оставались вдовами. И женщине приходилось растить детей, кормить их, привыкая к новым условиям, преодолевая трудности. После Великой отечественной войны, когда с фронта вернулось меньше половины мужчин, именно женщины должны были поднимать семью и заново отстраивать разрушенную страну. Женщина не может выбирать мужа. Она говорит либо «да», либо «нет» тому, кто просит ее руки. Так было всегда. Если бы женщина была менее гибкой и выносливой, она бы просто не выжила среди мужчин. Обычная ситуация: мужчина теряет работу и запивает, впадает в депрессию. Женщина в этом случае находит новую, переучивается, работает сразу на две ставки, но редко падает духом. Женщина – это мать, она думает о детях, о семье, живет и выживает ради них, преодолевая все трудности. Поэтому женщина имеет большую способность к адаптации, она готова привыкнуть к новым условиям, а не ломать, менять их любой ценой. Поэтому изменить женщину можно только изменив условия и изменившись самому. Женщина не завоеватель, она лишь обустраивает, возделывает то, что завоевано мужчинами.

Но вернемся к нашим «генералам». Конечно, ситуация ненормальная, ведь женщина берет на себя не свойственную ей роль. Психологи утверждают, что директивность, властность женщины является признаком ее неудовлетворительности той жизнью, которую она ведет. Что бы там ни говорили такие женщины, они хотят видеть в мужчине сильного человека, который способен брать ситуацию в свои руки и даже иногда говорить ей «нет!» Однако здесь важно не переборщить, ибо главное, что нужно женщине, – это заботливое покровительство мужчины, которому можно довериться. Мой совет мужу в такой ситуации: «Будь мужчиной, она этого ждет!» Но главная беда здесь, увы! не в жене, а, как правило, в муже. Такие мужья чаще всего не хотят что-либо менять. На это бывает много причин. Первая: меняться тяжело, особенно для слабого мужчины; быть сильным для него гораздо тяжелее, чем быть «подкаблучником». Очень часто мужчины сами выбирают себе таких жен, так как его мать обладает точно таким же командирским характером. Взрослый «мальчик» словно нашел себе вторую маму. Ведь он с детства привык, что в детском саду, в школе, дома им руководили женщины, и ему не хочется ничего менять. Да, мира и спокойствия в таком браке не будет, потому что одну из сторон подобное положение не устраивает.

Справедливости ради нужно сказать, что если жена хочет изменить ситуацию, то ее поведение тоже должно измениться, но подробнее об этом мы поговорим несколько позже.

К счастью, бывают ситуации и небезнадежные, когда и мужу, и жене такое положение в их семье надоело и они наконец поняли, чего хотят друг от друга. Тогда Бог им в помощь.

Генералы и генеральши

Отец Димитрий Смирнов, много общаясь с людьми военными, заметил интересную вещь: генералы, строгие военачальники, которые на службе могут так рявкнуть, что весь строй содрогнется, дома позволяют женам командовать, руководить ими, опекать их. Мужьям это нравится. На службе они так устали раздавать указания и приказы, что в семье им хочется, чтобы кто-нибудь за них что-то решил, сделал. При этом в семье царит мир и согласие: такое положение полностью устраивает обе стороны. Генералы и так знают, что они настоящие мужчины, а жены уверены, что, когда нужно, они всегда могут положиться на своих благоверных, потому что они только в мелочах послушны, а когда надо, возьмут инициативу в свои руки, примут правильное решение. Такую же картину я наблюдал в семьях некоторых маститых протоиереев, настоятелей храмов.

Если мужчина сильный, ему не обязательно доказывать это с пеной у рта, он лучше докажет это делом.

Вообще жены военных и священников – это отдельная тема. Их можно сравнить только с женами декабристов. Ведь не всякая супруга будет мотаться с мужем по всей стране, не имея постоянного жилья, жить в гарнизонах, военных городках, на мизерную зарплату. Или помогать супругу восстанавливать разрушенный храм в глухой деревне в какой-нибудь дальней епархии.

(Продолжение следует.)

Христианство и секс: когда и почему это стало грехом?

Правообладатель иллюстрации istock

Христианство на протяжении столетий последовательно осуждало гомосексуализм, а также супружескую неверность и неразборчивость в сексуальных связях. Но всегда ли интимные отношения между людьми были запретной темой? На этот вопрос попытались ответить журналисты отдела Би-би-си iWonder, рассмотрев отношение к этой теме в западном христианстве.

«В начале было Слово»

В дошедших до нас словах Иисуса о сексе говорится крайне мало. И тем не менее вопросы сексуального поведения и морали продолжают беспокоить церковных иерархов вот уже почти две тысячи лет.

В последние годы споры о гомосексуальности, абортах, разводе, контрацепции и отношении к сексуальным надругательствам над детьми тревожат сердца и умы христиан во всем мире, вызывают горячие споры и создают массу неудобств церковным властям.

Но если сам Иисус о сексе особенно не распространялся, то откуда взялись правила сексуального поведения, за которые упорно держится церковь?

Что Библия говорит о сексе?

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Библия остается главным источником в формировании взглядов христиан

Для всех христиан Библия является главным источником вероучения, будь то Ветхий завет (древнее еврейское Священное писание) или Новый завет (в который включены четыре Евангелия и так называемые послания, приписываемые св. Павлу и другим христианским авторам I века нашей эры).

Именно Ветхий завет и послания св. Павла легли в основу христианской сексуальной морали и этики.

Однако в более поздний период различные христианские конфессии интерпретировали Священное писание совершенно по-разному.

Гомосексуализм

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Против гомосексуализма церковь возражала давно

«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость».

Книга Левит, глава 18, стих 22

«Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» — Послание к Римлянам, глава 1, стих 27

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» — Первое послание к Коринфянам, глава 6, стихи 9-10

Сам Иисус прямо о гомосексуальности в том виде, как ее понимают сегодня, ничего не говорил. Но церковь для осуждения однополой любви всегда пользовалась выдержками из Ветхого завета и Посланий св. Павла.

Католическая и православная церковь и по сей день считают гомосексуализм смертным грехом. В протестантских конфессиях мнения разделились. Некоторые церкви считают однополые отношения не большим грехом, нежели другие известные виды сексуального поведения, причем целый ряд теологов уверены, что главным в этом вопросе является призыв Иисуса ко всеобщей любви, верности и состраданию.

Воздержание

«…хорошо человеку не касаться женщины…» — Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 1

Иудаизм, в котором вырос Иисус, к полному сексуальному воздержанию относится без особого пиетета. Сдвиг в сторону прославления воздержания произошел в христианстве позднее, частично из-за ремарки св. Павла в Послании к Коринфянам.

Во II веке нашей эры призыв к целомудрию получил дополнительное распространение с возникновением монастырей и монашества.

Брак

«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек да не разлучает». — Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 5-6

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Брак стал церковным таинством только в XII веке

Св. Матфей привел слова Иисуса в похвалу моногамного брака и против развода. Несмотря на это, очень немногие христиане считали необходимым заключать церковный брак в первое тысячелетие христианства. Ситуация изменилась в XI веке, когда римский папа Григорий VII постановил, что заключение брака является исключительной прерогативой церкви.

В 1184 году брак был объявлен таинством (нерасторжимым действием, через которое снисходит божественная благодать), подобно крещению и святому причастию.

И хотя Иисус явно выступал за моногамию, но он также проповедовал и прощение превыше многих других добродетелей.

Когда его спросили, надо ли забить неверную жену камнями, он сказал: «Пусть тот из вас, кто сам без греха, первым бросит в нее камень» (Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 7).

Контрацепция

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Контрацепция была и остается очень спорным вопросом в христанской морали

«…и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» — Евангелие от Луки, глава 1, стих 42

«Он знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было перед очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» — Книга Бытия, глава 38, стих 9

В XX веке новые способы контрацепции создали для христианских церквей очередную проблему.

Для начала их осудили и католики, и протестанты, приводя в обоснование своей правоты выдержки, как из Ветхого, так и Нового заветов. Но в 30-х годах XX века англиканские церкви во всем мире смягчились и перестали считать контрацепцию грехом.

Если правила установил не Иисус, тогда кто?

После 300 лет преследования христиан Римская империя при императоре Константине круто поменяла курс и сделала христианство государственной религией.

Однако новая, Латинская церковь (Ecclesia Latina) решила не ограничиваться Библией для установления новых правил и законов, но обратиться еще и к теологам и философам, многие из которых являлись последователями греческих стоиков, ставивших дух выше плоти.

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Святой Августин связал сексуальное желание с первородным грехом

Святой Августин

Самой важной фигурой в западном католическом христианстве остается св. Августин — теолог, живший в IV веке на территории современного Алжира.

Именно он радикально изменил взгляды церкви на сексуальные отношения. Августин считал, что именно сексуальные желания, которые он называл похотью, заставили Адама согласиться с Евой и отведать запретный плод с Древа познания.

Августин первым в истории христианства установил прямую связь между сексуальными желаниями и первородным грехом, совершенным прародителями человечества.

Его взгляды привели к тому, что на протяжении многих столетий христиане Западного мира пребывали в состоянии постоянного смущения и стыда, поддаваясь зову своей «грешной плоти».

Взгляды Августина на секс довлели над умами и телами христиан на протяжении более чем тысячи лет. Но в XVI веке в Германии произошло некое событие, которое бросило вызов общепринятой связи секса и первородного греха.

Сексуальная революция

Image caption Мартин Лютер и его жена Катерина фон Бора

Мартин Лютер, инициатор Реформации, отверг учение Августина о том, что секс сам по себе является грехом.

Вместо этого он провозгласил, что интимные отношения между мужчиной и женщиной являются даром Господа, но до тех пор, пока проходят в рамках супружеской жизни.

Он осудил католическую традицию, согласно которой все священники должны были давать обет безбрачия и хранить целомудрие, сказав, что неудовлетворенные сексуальные желания могут привести к нежелательным и даже опасным последствиям.

Лютер призвал священников жениться и вдохновлять паству личным примером. Он предпринял еще один радикальный шаг, заявив, что брак не является церковным таинством.

А если он не является таинством, то не является и нерасторжимым, и, следовательно, развод, в принципе возможен, хотя и нежелателен.

Наследие Лютера

Лютер утверждал, что именно вера в бога простит грехи и принесет спасение, а вовсе не добрые дела и не раскаяние за совершенные грехи.

Это привело к тому, что в современных христианских конфессиях больший акцент делается именно на божественное милосердие и всепрощение, что, разумеется, позволило ослабить более жесткие церковные правила.

Что говорят о сексе сегодняшние христианские лидеры

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск несколько смягчил отношение католической церкви к гомосексуализму и контрацепции

В 2015 году папа Франциск заявил журналистам, что католическим семьям вовсе не обязательно «плодиться, как кроликам», и что они должны ограничивать число детей.

При этом он по-прежнему жестко высказался против «искусственной контрацепции», отметив, что есть много «естественных» методов предотвратить нежелательную беременность.

В июне Франциск стал первым папой, заявившим, что он не вправе осуждать гомосексуалистов. Понтифик проповедует более терпимое отношение к геям, однако продолжает утверждать, что гомосексуальный акт является грехом, хотя гомосексуальная ориентация сама по себе – нет.

В 2011 году в Британии был проведен опрос общественного мнения среди католиков, который показал, что 9 из 10 опрошенных поддерживают широкое распространение контрацептивных средств. Из этого был сделан вывод, что католическая церковь существенно отстает от большинства верующих.

В 2010 году папа Бенедикт XVI безоговорочно поддержал учение католической церкви о целибате. Выступая перед 10 тысячами священников, он сказал, что безбрачие является признаком веры.

А что делать протестантам?

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Архиепископ Кентерберийский призвал Англиканскую церковь выработать единую позицию по вопросам сексуальной морали

У протестантских церквей нет единого центра. Поэтому выработать общую позицию по какому бы то ни было вопросу, особенно по отношению к этике сексуального поведения, представляется чрезвычайно сложным.

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби созвал конференцию лидеров протестантских церквей, которые должны собраться в будущем году, чтобы решить, как ответить на вызовы, которые ставит перед христианством XXI век.

Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия

Дорогой читатель. Книгу «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия» Боженов Александр Вячеславович вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. В главной идее столько чувства и замысел настолько глубокий, что каждый, соприкасающийся с ним становится ребенком этого мира. Яркие пейзажи, необъятные горизонты и насыщенные цвета — все это усиливает глубину восприятия и будоражит воображение. Одну из важнейших ролей в описании окружающего мира играет цвет, он ощутимо изменяется во время смены сюжетов. «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия» Боженов Александр Вячеславович читать бесплатно онлайн, благодаря умело запутанному сюжету и динамичным событиям, будет интересно не только поклонникам данного жанра.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *