Приветствуем ВАС на сайте ГАЛАКТИКА

МИРЫ.

Земной глобус.

В нашем глобусе есть три группы миров (Рис.4). Эти миры на рисунке изображены последовательно, а в действительности находятся параллельно друг другу. Здесь, рядом с нами, наряду с видимым Плотным миром существуют и все тонкоматериальные миры, включая и мир Духовный, который в христианской религии именуется Богом-Отцом.
Тонкоматериальные миры по уровню плотности присущей им энергии соответствуют 12 плотностям. Наиболее рязряжённая энергия — это 11 и 12 плотности.

1). Духовный мир является основой, каркасом других миров. Духовный мир сложен тончайшей энергией и материей — духом. Этот мир имеет две сферы соответствующие 11 и 12 плотностям энергий. Духовный мир в целом именуется Богом. Мир 11 плотности — это место пребывания Бога Отца Земли. Мир 12 плотности — это место пребывания Бога Абсолюта всего Мироздания.

2). Высшие миры. Они сложены очень тонкими энергиями. В них выделяются сферы 10,9 и 8 плотности энергий. В этих мирах живет богочеловек — высшие Сущности, архангелы, ангелы, вознесённые мастера.

3). Нижние миры. В них живут люди, ещё не получившие права жить в Высших мирах. Нижние миры разнообразны. Есть миры, сложенные тонкой материей, — микрочастицами и лучами энергий, например, Тонкий мир. Есть те, что сложены только лучевой материей — Огненный мир.

В Нижних мирах выделяются сферы с 7 до 1 плотности энергий.

В Нижних мирах есть мир, сложенный преимущественно веществом 1 плотности. Здесь обитают души, достигшие полной деградации. В мире 2 плотности живут люди весьма низкого сознания, но пытавшиеся улучшится.

В мире 3 плотности обитает наиболее распространённый, сейчас, тип людей.

Мир 4 плотности принимает людей переходящих от неосознанного к осознанному существованию.

Мир 5 плотности — стартовая площадка для душ начавших осознанное существование.

Мир 6 плотности это рай.

В мир 7 плотности попадают самые высокие души с Земли.

Дух и материя.

Во Вселенной нет ничего невещественного. Есть только материи разной природы:

1/ плотная, видимая, сложенная атомами и молекулами,

2/ тонкая, невидимая, сложенная микрочастицами и лучами энергий, и

3/ тончайшая, именуемая духом.

Состав материи духа неизвестен. Первичен дух, и появился он из Вакуума, Абсолютной пустоты, которая окружает Вселенную. Всё остальное — известное и ещё неизвестное в природе образуется из духа. Он — Первичная материя. Дух в высшей степени сознателен и разумен, поэтому именуется Богом. Будучи от духа и материя тоже разумна.

Вот человек порезал руку, но через некоторое время рана затягивается, и если она не глубока, то от неё не остаётся и следа.

Материя закономерна, потому что живёт по одним и тем же законам. Рана человека при одинаковых условиях всегда будет затягиваться одинаково.

Материя имеет четыре состояния. Это — твёрдое, жидкое, газообразное и лучистое.

Каждый вид материи семеричен, то есть имеет семь ступеней утончения.
Пространство и время.

На Земле трёхмерное пространство, а время бежит одним потоком из прошлого через миг настоящего в будущее.

В обозримом будущем, в результате Квантового Перехода, на планете установится 5-и мерное пространство. В Надземных мирах пространства становятся всё более многомерными.

В высоких мирах все ныне и здесь.

Там у человека всё в настоящем, а любая точка пространства мгновенно достижима. Это связано с вездесущностью духа, когда человек легко проникает в прошлое и будущее, делая их настоящим, и в любую известную ему точку пространства, делая её рядом.

Жизнь прошлым или будущим это иллюзия, мираж. Уделяя должное внимание прошлому и будущему, надо жить настоящим. Вот настал новый день, он — ваш, возьмите в нём то светлое, что он может вам предложить.
Духовный мир.

Этот мир распространён повсеместно. Состав мира следующий:

1.Искры духа.

2. Духовная энергия, исходящая от искр духа.

Искры духа в Духовном мире имеют разный размер и разный потенциал. Наиболее крупная- Центральная Искра Духа, её размер — 7 см., и Она руководит всей Духовной Вселенной, а, значит, и самой Вселенной.
Высшие миры.

Это группа миров всё более и более совершенных, сложеных лучистой материей. Каждый мир состоит из семи сфер, отличающихся разным составом своей материальности.

Высшие миры — истинный рай.

Человек вступает в Высшие миры через мир Огненный (Рис.4) — наиболее совершенный в Нижних мирах и уже близкий по составу мирам Высшим. Достижение Высших миров — конечная цель развития людей. Далее уже следует жизнь богочеловека. Он в Высших мирах тоже развивается. Достигнув высших сфер Высших миров, богочеловек решает вопрос: оставаться ли в Высшем мире и, тем самым иметь возможность свободной деятельности во всех Нижних и Высших мирах. Или же войти в Духовный мир, то есть слиться с Богом, ибо Духовный мир и есть Бог, и остаться там уже надолго, пребывая там не просто в блаженстве, а в блаженстве космическом.
Нижние миры.

Это группа миров (Рис.4), в которых развивается человек. Это миры Плотный / собственно Земля/, Астральный Нижний, Астральный Средний, Астральный Верхний, Ментальный, Огненный. Нижние миры — плотно сжатая копия, отражение Высших миров.
Плотный мир (Земля).

Земля сложена кристаллизованными и, на глубине, расплавленными минеральными массами. В своём тонком теле человек легко проникает в Подземный мир, который для него является продолжением Нижнего Астрального мира.

Ад и чистилище религии помещают в недрах Земли, в Преисподней. И действительно они там были до самого недавнего времени. Но вот изгнан Князь мира. Теперь все грешники, и малые и большие, поднимаются, посмертно вверх, в Астральный мир, а Преисподняя закрыта.

Имеющиеся свидетельства наблюдения Преисподней (Иван — Зинаиде и другие), есть плод религиозного воображения людей.

Роль Земли в Солнечной системе велика. Связано это с трудными условиями жизни на Земле, в которых и образуются сильные духовно-нравственные качества землян.

Земля является полигоном для воспитания развитых и стойких , закалённых людей. Жизнь человеческая (биологическая) на поверхности Плотного мира, похоже, есть только на Земле.

На других планетах Солнечной системы, в силу неподходящих физико-химических условий, поверхность Плотных миров людьми не обитаема.

Некоторые планеты Солнечной системы слишком горячие, другие — слишком холодные, третьи — газообразные. Жизнь начинается там с Тонкого мира. Есть сведения о наличии человеческой жизни в коре планеты Марс.
Уплотнённый Астральный мир (Малдена).

В результате идущих изменений ныне плотная Земля преобразится в уплотнённый, но уже тонкоматериальный, Астральный мир. Пространство на Новой Земле (Малдене ) четырёхмерное, магнитное поле — трёхполюсное, частота вибрации его выше чем нынешнего магнитного поля. Эта Новая Земля уже создана (она по-немногу замещает старую Землю) и принимает первых переселенцев .

Преображение Земли в Малдену, и переход людей с Земли на Малдену именуется Квантовым Переходом.
Нижний Астральный мир.

Астральный Нижний мир, на поверхности, является тонкоматериальным выражением земного мира.

Кремль земной стоит как Кремль астральный, Енисей земной течёт как Енисей астральный, Байкал земной плещется как Байкал небесный. Отражение земного мира пополняется местными творениям. Население мира значительно, здесь сосредотачиваются заблудшие, в духовно-нравственном отношении, бывшие земляне. Курильщики, алкоголики и наркоманы остаются в плену своих страстей. Старый курильщик сидит на завалинке своего дома и курит тонкоматериальные сигареты. Пьяницы в пивной пьют пиво, наркоман сидит в наркопритоне. Азартный игрок и там спешит в игорный дом. Одним из ведущих пороков является чувство собственности. Оставив всю земную собственность и даже земное тело на Земле, собственник не сделал вывода о призрачности собственничества. Он начинает воссоздавать свою собственность в Астральном мире. Конечно, как и на Земле, там есть и светлые места — прекрасная природа, неплохие люди, дома культуры…

Нижний Астральный мир распространяется и на тело Земли — земную кору, её мантию и ядро.

Здесь, в недрах Земли, в её Нижнем Астральном мире существует человеческая жизнь. Есть области населённые тёмными людьми и — нелюдями (тонкоматериальные ящеры, драконы). Есть области населённые светлыми людьми, превосходящими по уровню сознания землян с поверхности планеты. В частности, в горе Шаста, что в Калифорнии, есть колония прекрасных людей, бывших лемурийцев. Их лидер — Адама часто выступает в Интернете с Учением о жизни.

Тонкий мир.

/Средний, Верхний Астральные и Ментальный миры/.

Эти миры, имеют между собой различия — чем выше, тем миры и сферы совершеннее. Но имеют и сходство, и для простоты рассматриваются вместе, именуясь Тонким миром.

В отличие от Нижнего Астрального мира (который тоже часть Тонкого мира), большая — средняя и верхняя часть Тонкого мира отличается светлым, положительным настроением.

Сферы Тонкого мира ярки, красочны, прекрасны.

Природа напоминает земную — есть воздух, вода, почва, есть звёзды и Солнце необычных для Земли расцветок. Растительность и цветы много красочнее земных. Захватывают воображение долины, леса, водопады и горы. Эфирность, разряжённость не делает очертания форм природы расплывчатыми, они конкретны и чётки, как и соответствующий им, по веществу своего тела, человек. Животные не упоминаются, они сосредотачиваются в нижней сфере Нижнего Астрального мира. Землянин, попав в Тонкий мир, бывает ошеломлён его красотами.

Вот описание одной из сфер Тонкого мира, как запомнил её Даниил Андреев / Роза Мира. М. 1992 /: «Я помню как белые башнеобразные облака необыкновенно мощных и торжественных форм стояли почти неподвижно над горизонтом, вздымаясь до середины неба: сменялись ночи и дни, а гигантские, лучезарные башни все стояли над Землей, едва меняя очертания.

Но самое небо было, не синим и не голубым, но глубоко зеленым. И Солнце там было прекраснее, чем у нас: оно играло разными цветами, медлительно и плавно их сменяя, и теперь я не могу объяснить, почему эта окраска источника света не определяла окраски того, что им освещалось: ландшафт оставался почти одинаков, и преобладали в нём цвета зелёный, белый и золотой».

Надо в душе подготовиться к встрече с этим миром, отбросив ощущение его таинственности, сказочности. Тонкий мир это та же природа, он создан для человека, и землянин вступает в него с полным правом и достоинством, как в собственный дом.

Там все необходимое есть, или можно сделать силою мысли. Поэтому у людей много свободного времени, которое используется для творчества, полезного отдыха. Люди так же занимаются своим здоровьем, своей внешностью, помогают другим в вопросах развития, увлекаются наукой, искусством, путешествуют, сотрудничают с Иерархией, людьми из более высоких миров и сфер. Многие недостатки характера в свете красот мира и его неограниченных возможностей естественным образом отпадают, поникают недружественные качества личности. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной становятся чище и светлее, прекрасная любовь цветёт в этом мире. Исчерпав жизнь в Тонком мире, человек возвращается на Землю, на новую вахту, чтобы набраться новых сил и мыслей для продолжения жизни в Надземных мирах. Или же двигается выше — в мир Огненный.

Огненный мир.

Он имеет какое — то сходство, по своим формам, с земным миром, но в нём уже много совершенно необычного, неописуемого. Мир сложен материями и энергиями в лучевой форме, поэтому там повсеместный свет, везде слышны торжественные и возвышенные звучания этих материй, от которых исходят изумительные ароматы.

Особенно поражают свидетелей цветы, которых много, они, как живые, движутся, колышутся, издавая несказуемые мелодии и запахи.

Вот описание одного из сада цветов, что наблюдал, возможно, в Огненном мире, Даниил Андреев / Роза Мира. М. 1992 /: «Огромные цветы:, составляющие целые леса, склоняются и выпрямляются, качаются и колышутся, звуча в непредставимых ритмах, и это их колыхание подобно тишайшей музыке, никогда не утомляющей и мирной, как шум земных лесов, но полной неисчерпаемого смысла, тёплой любви и участия к каждому из там живущих. С лёгкостью и спокойствием, недостижимыми ни для какого существа / на Земле /, мы двигались, как бы плывя в любом из четырёх направлений пространства между этими напевающими цветами, или медлили, беседуя с ними, потому что их язык стал нам понятен, а они понимали наш».

Материальность Огненного мира высокодуховна, то есть, насыщена духом, а излучаемая духом энергия это и есть энергия любви. Поэтому Огненный мир дышит любовью, она во всём, исходит ото всюду, она всех лучших оттенков, известных и неизвестных на Земле. Это атмосфера любви, мира и спокойствия снимает с сознания последние царапины. В этом мире человек ходит без одежды, его тело прикрывает исходящее от него постоянное свечение. Жизнь в Огненном мире отличается высокой степенью сотрудничества. Там — всеобщее Братство в самом высоком смысле слова.

Там благо каждого забота всех, и общее Благо — забота каждого.

Там заботятся о нижележащих мирах и о Земле, прежде всего. Огненный мир последний в системе Нижних миров. Достигнув его, человек переходит в миры Высшие, которые, также, огненные.

Человек, миры и вселенные.

Земля входит в состав Солнечной системы, та — в состав Млечного пути, а тот есть часть Вселенной. Строение галактик и Вселенной аналогично таковому человека и земного глобуса /Таблица.1/.

То есть имеется Плотная вселенная, это та, что мы наблюдаем в телескопы. Но есть и невидимые вселенные: Астральные, Ментальная, Огненная, Высшие и Духовная вселенная. Мироздание много больше того, о чём имеет представление землянин. И все оно, в принципе, доступно ему. Потому, что в нём имеются тела, сложенные той же материей, что и разные вселенные.
Положение человека во Вселенной определяется уровнем его развития. Чем более он развит духовно, тем в более совершенных мирах / вселенных/ он пребывает. И продвижение его по мирам не случайно.

Конечной целью эволюции человека является

Духовная вселенная.

Нынешний человек в ходе своего продвижения проходит последовательно все миры, всё множество сфер в этих мирах, пока не достигнет этой конечной цели. На это ему потребуются многие миллионы лет вполне удовлетворительной жизни.

ИЕРАРХИИ.

Бог.

Из Евангелия известно, что Бог есть Дух, что Он вездесущ. Как эта вездесущность происходит, что Он и здесь, и там, и во всех других местах необъятной Вселенной?

Согласно Первоисточникам можно представить себе это следующим образом.

Схема строения Бога.

Точки – искры Духа. Жёлтое – излучаемая ими энергия.

Понятие Бог.

В области сердца, в середине груди располагается искра /ядро/ духа. Также, каждый минерал, растение, животное, каждые атом, молекула, клетка обладают искоркой духа, благодаря которой они и существуют.

Бог — это вся неисчислимая совокупность

искр духа во Вселенной.

Так определяет Себя Сам Бог устами Афины Паллады: «В любом творении Бога есть искра малая Его, а всё в совокупности и Есмь Бог» Иными словами, Бог есть Духовная вселенная — все искры духа и излучаемая ими энергия.

Хотя Богу и даются характеристики, определяющие Его как центр, например — Сердце, Солнце и другие, пространственно Бог не находится в каком-то одном месте. Он присутствует, в виде искр духа, везде. Бог, это не благой старец с белой бородой, где-то находящийся. Бог, это и не Солнце — отдельное от освещаемой Им Вселенной. Бог, это самая совершенная материя, распространённая, в виде искр духа, повсеместно.

Говорит Бог: «Видишь, Я всюду с тобой. Ты можешь разглядеть Меня и в любой былинке, в любом цветке. Можно поискать Меня и на горделиво высящихся скалах, услышать Мой голос в лесной тиши. В великом и малом, высоком и низком, в неоперившемся птенце и в человеческом сердце — всюду Я, Жизнь во всей своей полноте, совершенная, трепетная! И, видя Меня во всем, ты понимаешь, что кроме Меня нет ничего» / Эва Уорбер. Тихие беседы с Учителем. М. Изд. Сфера 2001/.

Множество искр Духа находится во Вселенной как взаимосвязанное и органичное целое.

Бог — это консолидированное множество всех искр Духа Вселенной и излучаемая ими энергия.

Поэтому о Боге можно говорить в единственном числе. Бог всегда был, есть и всегда будет — Он вечен. Бог беспределен и безграничен в своём распространении. И, если граница рисуется (см. рис.), то лишь в связи с невозможностью отображения идеи в 2-х мерном пространстве.

Бог до конца непознаваем, никогда люди не будут знать кто такой Бог в Его полном объёме.

Сердце Бога.

В Боге, как повсеместно развитой Духовной вселенной, есть Центр. У человека есть сердце и у Бога есть оно — Центральное Солнце Мироздания. Центральное Солнце — самое крупное и самое могучее. Это сердце Бога, Его руководящий орган, и руководящий орган всего Мироздания.

Каждая искра Духа Вселенной действует самостоятельно, в соответствии со своими планами, или, по команде Центрального Солнца, в единстве со всем множеством других искр.

Свойства Бога.

Бог – Абсолют.

Эта характеристика означает полное и законченное всесовершенство всех Его качеств, никем и ничем не обусловленное Его бытие. Это: вездесущность, всезнание, всевидение, всеслышание, всемогущество и прочее подобное.

» Я — Абсолют! Увидеть Меня как Абсолют в жизни каждого человека, в твоей собственной жизни, в жизни всех созданий, будь то растение, минерал или животное — это, значит, прийти к высшей форме осознания.

Тогда ты будешь знать, что каждая клетка не только в твоём теле, но и во всей Вселенной — это живая, трепещущая частица Меня. Я — всё Сущее. » / Эва Уэрбер. Тихие беседы с Учителем. М.2001г /.
Бог – Первоисточник всего.

Всё в Мироздании создано Богом. Во всех объектах присутствует либо искра Его Духа, либо Его энергия (духовная энергия). Там, где Бога нет, там не может быть ничего, даже – атома, молекулы или минерала. Это положение иллюстрирует изречение:

”Весь мир – тело Господне”.
Свет и Тьма.

С позиций человека в мире есть Свет, и есть Тьма. Если все от Бога, значит, Он является Первоисточником не только Света, но и Тьмы.

Бог есть Свет, но содержит в потенциале и Тьму.

Иначе ей не откуда взяться.
Начало мужское и женское.

Бог в целом биполярен, то есть содержат в себе мужское и женское Начала.

Поэтому Бога нередко называют Отец-Мать. В сердце современного землянина искра духа однополярная — либо мужская, либо женская. Но в высоких мирах, родственные, то есть родившиеся от одной искры Духа (об этом далее), половинки (мужчина и женщина) находят друг друга и сливаются в единое существо – андрогин. В Духовной вселенной (в Боге) люди пребывают как андрогины.

Причина деятельности Бога.

Для чего Бог создал неисчислимые галактики, звёзды и планеты, людей, множество всяких животных и растений, и прочее? Он мог бы обходиться без всего этого, ведь по свидетельству очевидцев нет более изумительного мира, чем мир Бога — Духовный мир. В христианской религии на этот вопрос отвечают просто — Богу скучно без людей и другой живности. Но причина глубже.

Воспроизводство – одно из фундаментальных свойств Творца. Он не может не производить потомства, не воссоздавать Себя. Как жизнь молодой семьи будет неполной, если в ней нет детей, хозяйства, так и жизнь Бога была бы неполной без Мироздания. Бог создает Мироздание для полноценной и изобильной жизни — Своей и всех её обитателей.

Иерархия позитивных, созидательных сил (светлые)

Трое Великих Владык иЕ.П.Блаватская
Фото конца 19 века. Измузея Рерихов

Первой властью на Земле является Иерархия — высокоразвитые люди, полубоги и боги.

В основании земной Иерархии находится Братство — сообщество лучших землян. Братством руководят высокоразвитые люди — Владыки, а на вершине земной Иерархии — Владычица, Мать мира. Земная Иерархия руководит землянами в основном невидимо и неощутимо, дабы не нарушить их свободной воли. Она, в свою очередь, находиться под управлением иерархов Солнечной системы во главе с Руководителем Солнца. Солнечная Иерархия находится под руководством Иерархии Млечного Пути. И так — до самой Вершины, то есть — Бога. Иерарх это звено в иерархической цепи. Иерархи это люди, боги, и, возможно, ещё какие-то иные существа.

Иерархия — основа жизни, у землян есть лишь

одна твёрдая опора — Иерархия.

Мощь, даже самых меньших иерархов, трудно представить. Все чудеса известные из великих сказок в их власти, как на Земле, так и в Надземном мире. Космические иерархи создают человечества, планеты, звёзды и галактики, и управляют их развитием.

Картина А.Иванова

Высший Владыка. Ответственность за Солнечную систему, за Землю и все человечество несёт Высший Владыка. Высший Владыка есть Христос. Он — Создатель и Руководитель Солнца и всей Солнечной системы, их Бог. Бог Солнца известен с древних времен. В Древнем Египте Он именовался Серапис, в Древней Греции — Гелиос, у древних славян — Даждьбог. Мощь Христа имеет космические масштабы. И воплощаться в теле людей Он может лишь от луча энергии Своего духа или искорки его. Христос воплощался в образе Иисуса, Будды, Кришны и, может быть, ранее, и в других телах.
Вместе с лучами Солнца человек получает нечто гораздо большее, чем простой свет и тепло. Он получает тончайшие энергии Христа, которыми Высший Владыка облучает всю Солнечную систему. Конечно, эти божественные энергии доходят до людей в любую погоду, сквозь облачность и стены, их лучше воспринимают те, кто осознанно идёт навстречу им, то есть желает их, думает о них.

Картина Н.К.Рериха

Мать Мира. Во главе Руководителей Земли находится Ассургина — Великая Владычица, именуемая Матерью Мира. Мать Мира миллиарды лет назад создала Землю. Для того, чтобы непосредственно управлять землянами Она призвала восьмерых гениев с Венеры, один из которых стал Князем мира : «В тесном контакте со Мною семеро посланных волю Мою исполняют » / Грани, 1958 г., 9 /. Желая помочь землянам, она многократно воплощалась среди них. Энергетическая мощь Матери Мира грандиозна. Поэтому воплощаться в теле человека Она может лишь отдельной искоркой своего могучего духа. Под разными именами, у многих народов были женские божества, которыми и были воплощения Матери Мира. У древних славян она носила имя Слава, Она была земной матерью Христа и матерью Будды.То есть Богоматерь есть воплощение Матери Мира. На Востоке Она воплощалась в образе Гуань Инь.
Мать Мира — духовная суть Земли и сама Земля. В землянине семь тел – плотное, энергетическое, эфирное, астральное, ментальное, огненное и духовное. Духовное, огненное и часть ментального тела составляют её вечную духовную суть – индивидуальность. Также и Земля состоит из семи аналогичных миров. Её духовная суть это Духовный, Огненный и часть Ментального мира. Остальные миры это Её оболочки, являющиеся, тем не менее, её органической частью, также как плотное тело землянина – органическая часть всего человека. То есть мы топчемся по телу Матери Мира, ковыряем его своими экскаваторами и внедряемся в него своими буровыми агрегатами. С пониманием Земли как божества и связано требование о бережном, почтительном к ней отношении.

Если бы Мать Мира ( её духовная суть ) оставила планету, то плотная Земля бы рассыпалась. Но человечество Земли на духовном подъёме и Мать Мира не оставит Землю. В образе Богоматери Мать Мира не раз являлась христианам. Её видели многие, иногда тысячи одновременно, как в португальской деревне Фатима. Лицо Ее столь прекрасно, а сердце так чутко, что Она, опасаясь ошеломить людей своей красотой, всегда прикрывает его. Ношение мусульманками и монахинями платка, прикрывающего лицо — обычай, восходящий на небеса, разумеется, не обязательный для подражания.

Мать Мира — надежда землян.

Землянин обращается к Матери Мира, исчерпав все возможности, и помощь нередко приходит. Когда во главе землян находится богиня, которая есть красота, любовь, и сострадание, которая к тому же полна неодолимой силы, тогда пропадают сомнения в великом будущем землян.
Cемеро Вознесённых Владык.

Владыка, это владеющий собой и всеми материями и энергиями. Великий Владыка владеет ими в совершенстве. Вознесённый Владыка — достигший Духовного мира ( Бога). Семеро Владык прибыли на Землю с наиболее развитой планеты Солнечной системы — Венеры. Венерианцы опережают в развитии землян на многие миллионы лет. Для нас, землян, Вознесенные Владыки — истинные боги.

Вознесённых Владык семеро, но они тесно объединены между собой и с Высшим Владыкой, и действуют как один, их коллективная мощь непостижима.

Главным среди Владык является Мория, или — Архангел Михаил. Сокровенные имена Владык не известны. Их христианские и земные последние имена приведены ниже. Владыки в каждом воплощении имели разные имена. По этой и другим причинам нет полной ясности, кто есть кто. Но нет и особой необходимости прояснять этот вопрос. Ведь все Владыки, сохраняя индивидуальность, объединены сознанием между собой и со своими Учителями: » Не разделяйте Нас на Земле — Мы все равно едины», просят людей Владыки.

Семеро Вознесённых Владык

Христианские имена

Земные имена

Михаил

Эль Мория

Гавриил

Маха Чокан

Рафаил

Сен Жермен

Салафаил

Санат Кумара

Уриил

Кутхуми

Иегудеил

Сергаис Бей

Варахаил

Илларион

Некоторые сведения о Вознесённых Владыках смотрите здесь, в словаре (по земным именам)

Картина Н.К.Рериха

Братство. Для повседневного руководства людьми имеется организация, именуемая Братством. Братство — союз лучших людей планеты. Его главная особенность в том, что в нём объединены единомышленники, тончайшие энергии которых имеют одно качество, они гармоничны между собой. Поэтому в Братстве всегда полное согласие и великое взаимопонимание. Братство немногочисленно, всего 102 человека / в середине ХХ века/, из них 25 женщин и 77 мужчин. Братство создавалось в течение многих тысячелетий и в нём сосредоточены лучшие представители всех времён и народов. Это крупные учёные, выдающиеся священнослужители, руководители и герои, выходцы из Египта, Греции, Индии, Израиля, России и других стран. Из русских известны: Сергий Радонежский, С.В. Ковалевская, Е.П. Блаватская, Е.И. Рерих, Н.К. Рерих и, возможно, другие. По численности своего населения Россия представлена в Братстве достойно. Члены Братства во главе с Владыками являются Учителями людей. Среди их выдающихся учеников можно назвать Д. Андреева, Б.Н.Абрамова, Т.Ю.Платонову, Е.Березикова, Т.Н.Микушину и других. Россия богата духовными подвижниками. Каждый землянин имеет своего небесного Учителя или — Ангела-Хранителя.

Обитель Братства на Земле расположена на Гималаях и именуется Шамбалой. Обитель — это несколько башен с подземельями, в ней созданы все условия для плодотворной работы братьев и сестёр. Обитель защищена духовным щитом, и никакими самыми современными средствами её не обнаружить и к ней не проникнуть. Так как деятельность Братства распространяется и на Надземные миры, то и там имеются свои Твердыни. Братья и, особенно, сёстры легко перемещаются, в своих тонких телах, по Надземным мирам.

Цель Братства — счастье людей.

Братство не может это счастье подарить, оно должно вырасти в самом человечестве.

Великое присутствие.

Когда всё — и большое и малое будет делаться мысленно вместе с любимым Иерархом тогда все дела, сколь бы просты они не были, получат высокую духовную окраску, и будут более успешными. Эта практика тысячелетиями существует в религиях. Православный носит крестик на груди, в его доме иконы с высокими ликами, а в городе — купола храмов. Все это призвано напомнить о великом присутствии. Но эти материальные свидетельства великого присутствия не всегда имеются.

Надо создавать присутствие Вышних в духе, то есть в сознании, в своих мыслях и чувствах. Осознание присутствия искры Духа, то есть Бога в сердце — вершина практики великого присутствия .

Сила Души

Это энергетическая субстанция, сопровождающая каждого, с момента его рождения и до глубокой старости.
С семилетнего возраста, когда человек уже обязан отвечать за свои деяния, включается механизм кармы. Вот тут-то главенствующую роль берет на себя Душа, от ее силы и чистоты зависит и результат получаемый в процессе развития ситуации.
Сила Души достигается духовностью человеческого сознания. Разные люди в аналогичных ситуациях поступают по разному, Это выражается мерой ответственности за свои действия перед Богом и людьми. Такие качества как любовь, сострадание, доброта, мудрость, воля — это составные качества человеческой Души.
Дух человека, его бессмертная сущность осуществляет связь с человеческим сознанием через Душу. Все что случается с нами, все наши переживания, мысли, слова, действия передаются Духу через Душу. Дух не может напрямую воздействовать на человека, да ему это и не нужно, ибо главное для него это опыт, т. е. возможность двигаться дальше по дороге эволюции.
Душа это такое проявление, которое постоянно напоминает нам о себе. Болезнь Души — это не аллегория, это такая же реальность как наша Земля, как Солнце, как Звезды. Такие качества человека как честь и совесть составляют основу его отношений с другими людьми. От силы Души от ее связи с человеком зависит и построение всей его жизни.
Человек может сознательно отказаться от Души, про таких говорят, что он продал свою Душу Дьяволу. Заглушая своим низшим я голос Души, вы становитесь на скользкий путь, путь измены и предательства, который приведет вас в лапы темных сил. А чем закончится такой путь, это ясно даже ребенку.
Если человек в процессе своей жизни будет хотя бы прислушиваться к своему Божественному Я, поступать так, как ему подсказывает совесть, то и жизнь его будет полна радости смысла существования. Его будут окружать люди с такой же светлой Душой. Но чтобы прийти к этому человеку, приходится проходить множество испытаний, где проявляется сила его Души.

Целью данной статьи является анализ некоторых аспектов учения о душе такого крупнейшего «персонального центра» античной философии, как Плотин. Автор попытается показать огромную роль и значение этой ипостаси для всей философской системы Плотина и, в частности, его онтологии и антропологии.

Тексты «Эннеад» свидетельствуют, что Плотин всегда стремился утвердить божественный статус души и подчеркнуть, что именно душа – самое драгоценное в нас, то, что связывает нас со сверхчувственным миром. Ю.А. Шичалин заметил, что «в трактатах Плотина мы сталкиваемся с несколькими преимущественно развитыми у него интуициями. Первая – твёрдая уверенность в бессмертии человеческой души, её абсолютной драгоценности».

Но поскольку человеческие души – лишь эманации Мировой Души, то сама Мировая Душа играет ещё более грандиозную роль в иерархии мирового бытия, выстраиваемой Плотином. Вот изумительные строки из самого Плотина, где он раскрывает роль Души в мироздании: «Вот что, прежде всего, да будет известно всякой душе: мировая, универсальная Душа произвела, вдохнув в них жизнь, все живые существа – и тех животных, которых кормит земля, и тех, которые живут в воздухе или в море, она же произвела божественные звёзды и солнце, да и всю красоту форм необъятного неба, она же установила и поддерживает во всём закономерный порядок. Но сама она совсем иной, несравненно высшей природы, чем всё то, что она производит, благоустраивает, чему сообщает движение и жизнь, поскольку, между тем как всё это то нарождается, то умирает, в зависимости от того, даёт ли она жизнь или отнимает, сама она существует вечно, не умаляясь в своей жизни» (V, 1, 2, 1-9).

Более того, философ квалифицирует Душу как некую светоносную субстанцию, которая откуда-то извне пронизывает, наполняет собой, повсюду распространяется по мертвенной и неподвижной до этого Вселенной, освещает эту безжизненную массу подобно тому, как лучи солнца просвечивают тёмное облако, золотя его края. «Итак, Душа, нисходя в эту громадную инертную массу, сообщает ей движение и жизнь и превращает её в мир, который, вечно движимый её разумной силой, стал живым вседовлеющим существом. Как бы поселившись в мире, наполнив его своими животворными силами, Душа придала ему смысл, ценность и красоту, между тем как без неё всё это было бы мертво, земля да вода, или даже нечто ещё худшее – тёмная бездна – нечто такое, чего, как сказал поэт, ужасаются даже боги» (V, 1, 2, 21-27).

Плотин абсолютно уверен, что как ни громадна Вселенная и сколь ни велико в ней разнообразие, но именно всеобъемлющей силой Души она содержится в единстве, и весь этот мир, и всё что в нём, благодаря Душе, есть нечто божественное.

Итак, в своём учении о Душе Плотин исходит из строжайшей диалектики трёх субстанций = ипостасей и их воплощении в материально-чувственном Космосе. Это – одна из главных интенций неоплатонизма. Душа здесь присутствует в качестве третьей субстанции = ипостаси. Правда, следует иметь в виду, что ряд исследователей указывает, что, вообще говоря, Единое = Благо находится «выше сущности», «сверхсуществует» и в этом смысле оно – «сверхбытийно», «сверхсубстанционально», «сверхипостасийно». Ипостасями тогда следует считать Ум, Душу и Природу. И здесь получится, что Душа – это уже вторая субстанция. Но автор данной статьи будет всё же придерживаться традиционного подхода, в котором Единое – это первая субстанция, и тогда Душа будет третьей в этом ряду.

Далее, следует ещё заметить, что у Плотина чётко различаются: 1)Душа – именно как субстанция = ипостась; 2)Мировая Душа; 3)частные, индивидуальные, партикулярные души. Причём второй и третий из перечисленных уровней есть эманация, истечение от первого уровня.

Своё учение о душе, которое органично и пластично встроено в его онтологию и антропологию, Плотин выстраивает, базируясь на некоторых основополагающих идеях и принципах:

— иерархическая структура бытия. Мир у Плотина сплошь ранжирован, субординирован, принципиально неоднороден и анизотропен, а с этим связана и идея творения высшим бытием низшего, признание за высшим родом бытия творческого начала, дающего импульс развитию всех остальных его ступеней. Мир у Плотина являет собой сплошную лестницу разных уровней, формообразований, состояний и т.д. Да и сама душа иерархична, ибо, как уже отмечалось, есть «высшая Душа», Душа как чистая ипостась, остающаяся в союзе с Нусом (т.е. Духом, Умом); есть «Душа всего», т.е. креативная сила, коей обязаны космос, физический универсум; и, наконец, есть партикулярные души, что нисходят, одушевляя тела, звёзды и живые существа;

— принцип динамизма и энергетизма, творчески-текучего состояния мира; у Плотина идеальность активна, мир пронизан текучестью, движением, насыщен энергией;

— эманация, или апоройа, – очень важное понятие у Плотина – можно перевести как изливание, истечение, выхождение, шествие вперёд. В этом процессе происхождение существующего, начинаясь от первого, идёт всё ниже и ниже, причём каждое звено в этом процессе занимает место, сообразное с его природой. Каждое вновь произведённое бытие, с одной стороны, менее совершенно в сравнении с тем бытием, от которого оно произошло, а с другой – сохраняет подобие его в той степени, в которой сохраняет связь с ним и подчиняется ему. Таким образом, мир истинно-сущего представляет собой как бы длинную цепь жизни, в которой каждая предыдущая форма производит последующую, каждая последующая производится предыдущей, но так, что предыдущая не истощается в последующем и её не поглощает, так, что все они друг от друга отличны и в то же время составляют одно непрерывное целое. А. Ф. Лосев определяет плотиновскую эманацию как «художественно-смысловое излияние одной области бытия в другую и одной категории в другую категорию, когда рассматриваемая нами область или категория предстала перед нами во всей своей полноте, и тем самым (ввиду её переполнения) в необходимости для неё излияния на всё иное, и тем самым перехода к созданию этого иного»;

— с принципом эманации связан принцип единства бытия, своеобразно понятого идеального единства мира, в соответствии с которым высшая ступень бытия имеет исключительный характер; она не подвластна мышлению, логике; её нельзя категориально определить, но вместе с тем именно в ней сконцентрировано всё сущее и всё потенциально возможное бытие; из неё всё истекает и ею всё порождается; она как бы «держит» на себе весь мир: все вещи в целом и каждая в отдельности пронизана ею;

— мистический опыт Плотина в постижении бытия – у него был бесценный опыт интроспекции, напряжённой духовной жизни, всматривания в глубины своего Я, поисков Абсолюта (если верить его биографам, то он четыре раза достигал мистического экстаза, слияния с Первоединым); и в этом опыте – хотя его и трудно было вербализировать – ему открылось, что «наша личная идентичность предполагает некий невыразимый абсолют, являясь одновременно его эманацией и выражением».

Учение Плотина о душе во многом базировалось на этих ключевых методологических принципах неоплатонизма, хотя, конечно, и не только на них. Плотиновская психология концентрировалась вокруг нескольких важных вопросов и тем.

Одна из таких центральных тем – тема Мировой Души как посредника, связующего звена между сверхчувственным (= умопостигаемым миром) и чувственно воспринимаемым миром.

Посредник (= Мировая Душа) не терпит при этом никакого ущерба и не меняется. Мировая Душа – это периферия, нижняя граница умного созерцания. Она, с одной стороны, созерцает Ум, но с другой, для того, чтобы разглядеть, в каком виде Ум отразился в ней, душа нуждается в специальных инструментах: органах чувств. Эти органы чувств – уже телесны, и тем самым чувственный мир появляется ровно постольку, поскольку душа входит в составленное из формы и материи тело, делает его одушевлённым, входит в его заботы, следит за тем, как оно возникает и развивается, реализуя тот план, который заложен в находящемся в ней логосе – понятии. Причем когда речь идёт о Мировой Душе, то, согласно Плотину, она управляет телом Космоса без непосредственного телесного, материального контакта, воздействуя на него чисто идеально, через поток особых энергий. А вот партикулярные души вынуждены вступать в контакты с материальными телами. При этом они, конечно, остаются частью Мировой Души, и у них всегда есть возможность вернуться обратно, но часто души настолько утопают в делах и заботах тела, настолько вязнут в них, что забывают о своей изначальной природе и изначальном предназначении. И это грозит окончательной деградацией, «потерей крыльев», как любил повторять Плотин. Об этом двойственном положении души Плотин помнил всегда.

Душа – это трон, царственное место «внутреннего человека», но «внешний человек» часто забывает это. И тогда это место превращается в конюшню. Плотин подчеркивает: «Чтобы стать безупречной, наша душа должна стать сопричастной целостной Душе, дабы вместе с нею «проходить величественным путём, повелевая мирозданием». В такие моменты душа и не отделена от тела, и одновременно не находится в нём или в ином каком рабстве, лучшей своей частью вместе с Мировой Душой покоясь как бы на лоне Единого. Ведь для того, чтобы придать телу энергии, необходимые для его существования, душе нет нужды отдаваться ему целиком, поскольку для оказания помощи низшим планам бытия далеко не всегда душе требуется отторгать себя от планов высших» (IV, 8, 2, 19-26).

Итак, сложное положение индивидуальной души заключается в том, что, нисходя в материальные тела, она рискует быть окутанной «липким клеем греха и похоти», как любил позднее выражаться блаженный Августин. Поэтому положение души, наполненной желаниями, страстями и страхами, очень сложное и неустойчивое. Но, как не раз подчёркивает Плотин, никакая из бед «не может случиться с той душой, которая своею лучшей частью не нисходит в тело, которая – не раб, но повелитель, вполне подчинившая себе тело и руководящая им так, чтобы самой при этом ни в чём не терпеть нужды, а потому и не подверженной ни страхам, ни страстям» (IV, 8, 2, 47-50).

Вот подлинная цель мудреца, философа, да и просто добродетельного человека – взращивать в себе именно такую душу, очистить этот слиток золота от налипшей на него грязи, дабы через такое очищение суметь приблизиться к Первоединому, лицезреть его, а если удастся, то и слиться с Ним.

Далее, следует отметить, что Плотин проводит тезис о двухчастной структуре души (как индивидуальной, так и Мировой), продолжая тем самым линию Платона и Аристотеля. Высшая часть души, в которой сконцентрировано все самое ценное и позитивное, устремлена к созерцанию Ума, а через него – и Единого. А низшая часть души вынуждена соприкасаться с материальными формами, упорядочивать, оживлять их.

Для Плотина очень важно показать, что когда высшая часть Мировой Души обращается к Уму (= Духу), то она обретает собственную ипостась, видя в Уме Единое и входя в контакт с самим Благом. Это сцепление Души с Единым = Благом образует одну из несущих конструкций системы Плотина, фундамент, поддерживающий не только творческую активность Души, но и возможность возвращения к Единому.

Плотин красной нитью проводит мысль о том, что Душа заимствует свой Свет от Блага, воспаряет, стремится к нему. Благо тела – в Душе. Благо Души – в Уме. Душа – материя для Ума, так же как Ум – материя для Единого.

Плотин рассуждает о свободе и указывает, что свобода Души – в том, что она стремится к Благу = Единому, она желает именно этого Блага, но беда в том, что тело стесняет, ограничивает свободу Души, ибо наступает момент, когда Мировая Душа расщепляется на множество частных душ, для которых контакт с телами неизбежен.

Плотин при этом указывает, что степень свободы сущих определяется степенью их причастности, уподобленности, близости к Благу. И это в полной мере касается и Мировой Души, и её эманаций – частных душ. Плотин выстраивает вертикаль бытия, в которой чем ближе к Единому = Благу, тем больше концентрация единства и свободы. Поэтому у него на самом верху царит Единое, ниже – Ум – едино-многое, ниже – Душа – многое и единое, ещё ниже – материя – многое (предикат единства на этой стадии почти обнуляется).

И. В. Берестов, оценивая систему Плотина, подчёркивает, что «имеется возможность интерпретации онтологии Плотина как иерархии «сущих» от первоначала до материи, обладающих всё более ограниченной свободой. Именно свобода оказывается связующим принципом системы Плотина на всех её уровнях. Всё в той или иной степени сущее в системе Плотина оказывается либо свободно действующим в некоторых отношениях, либо результатом свободного действия (свободного избрания). Вообще в системе Плотина нечто является существующим в той степени, в которой оно свободно».

Всё сказанное целиком и полностью относится и к Душе (= частным душам). Даже самая грешная, самая падшая, погрязшая в «липком клее похоти» душа имеет минимум свободы для того, чтобы измениться, обзавестись крыльями, вырваться из греховной паутины, воспарить ввысь к своей истинной Родине, узреть присутствие Единого. Многие потрясающие и пронзительные страницы «Эннеад» посвящены раскрытию именно этой идеи.

Но здесь возникает очень серьёзный вопрос и серьёзная проблема: если единство так прекрасно и упоительно и если нет ничего выше единства, то почему же каждая из сущих (в том числе – Душа) нарушает это единство в самом себе и производит на свет более низшую ступень бытия, так сказать, расщепляет себя на некую множественность?!

Один возможный ответ на этот вопрос уже давался выше, ибо уже подчёркивалось, что, согласно Плотину, каждая ступень в иерархии бытия переполняется своей собственной энергией, творческой активностью и как бы выплёскивает, изливает её вовне. Всё более совершенное должно неизбежно порождать нечто менее совершенное, всё более совершенное не может не творить. Это – непреложный мировой закон.

Но у Плотина есть ещё очень важное методологическое указание на этот счёт, объясняющее механизм творения более высшим пластом бытия более низшего бытийного уровня.

Оказывается, каждая из субстанций = ипостасей (Единое, Ум, Душа) обладает двумя разными энергиями, разными видами активности. Плотин постулирует, что есть энергия сущности, а есть энергия, исходящая от сущности. Это принципиально важный момент.

Благодаря энергии сущности каждая из субстанций остаётся тем, что она есть по своей природе, имманентно обеспечивает своё единство. Единое остаётся Единым, Ум остаётся Умом, Душа – Душой. Но неизбежно начинает распространяться и энергия, исходящая от сущности. Она инициирует эманацию и благодаря ей Единое рождает Ум, Ум творит Душу, а Душа распадается на частные души и творит природу.

Все партикулярные души, благодаря энергии, исходящей от сущности, происходят от одной – Мировой Души, – находясь с ней в отношении «единое-и-многое», «раздельное-неотъемлемое», «отличное, но не отпавшее».

Сам Плотин, описывая вышеозначенную ситуацию, нашёл: «Но каким образом первый ноумен производит эту новую энергию, сам пребывая в себе? Тут нужно отличать энергию сущности от энергии, которая истекает из сущности. Энергия сущности не отличается от той сущности, которой она принадлежит, она есть всегда сама эта сущность. Но энергия, истекающая из сущности, отличается от неё, как от своей причины. Каждая вещь обладает и той, и другой энергией. Так, например, в огне – одно представляет собой та теплота, которая составляет его сущность, и совсем иное – та, которая распространяется от него во все стороны; эту вторую энергию рождает первая именно потому, что она составляет саму субстанцию огня и что в ней-то собственно огонь и сохраняет свою природу, то есть пребывает как огонь» (V, 4, 2, 32-41).

То же самое происходит и с Душой. Из энергии, составляющей её сущность, рождается другая энергия, излучающаяся из этой сущности. Благодаря этой второй энергии, обеспечивающей процесс эманации, рождаются частные души и мир природных форм.

Итак, в плотиновском Универсуме всё пронизано потоками энергий, но степень концентрации, напряжённости этих энергий в разных пластах бытия разная. Поэтому одни энергии обеспечивают удержание единства данного сущего, а другие, рождающиеся из них, обеспечивают возможность порождения множества самых разных индивидуальных форм. При этом потом поток вторых энергий всегда подчинён первым энергиям сущности, и множество самых разнообразных форм бытия (= частных душ в том числе) всегда имеет возможность вновь обрести некогда утраченное единство.

Для того, чтобы прояснить соотношение Мировой Души и частных, партикулярных душ, Плотин помимо прочего прибегает к понятиям актуальности и потенциальности. Философ указывает, что «когда душа отделяется от тела, то это значит, что она теряет свою индивидуальность и обособленность; напротив, когда душа выделяется из универсальной Души, сосредоточив свою энергию в определённом теле, то становится индивидуальной; однако же, перестав таким образом быть универсальной, она всё же остаётся универсальной потенциально, ибо когда покинет тело, то станет универсальной актуально, а индивидуальность её тогда станет лишь потенциальной» (VI, 4, 16, 41-47).

То есть, если продумать всё это до конца, то получается, что в Мировой Душе в потенции, так сказать, имплицитно, свёрнуто содержатся все возможные частные, индивидуальные души, ждущие своего срока для выделения из этого всеобъемлющего бытия и вселения в конкретные тела.

Но и напротив, каждая партикулярная душа в потенции, имплицитно, свёрнуто есть Мировая Душа, несёт в себе её характеристики, даже если и не знает об этом, несёт на себе печать умопостигаемого мира и всецелости бытия. Это – потрясающая диалектика соотношения конечного и бесконечного, части и целого, растворения (= слияния) конечного в бесконечном и бесконечного в конечном. Читая эти строки Плотина, вспоминаешь и Н. Кузанского, и монадологию Г.В. Лейбница, и Дж. Бруно с его учением о Мировой Душе как генераторе всех частных, индивидуальных форм.

Наконец, в прямой связи с учением о Душе у Плотина стоит учение о времени. Вообще Шеллинг где-то в своих записных книжках однажды заметил, что подлинная философия начинается с рассмотрения проблемы времени.

Плотин тоже занимается этой проблемой. И он приходит к выводу, что время появляется вместе с Душой. Единое и Ум вне времени, они – в вечности. А время – «это жизнь Души, которая в процессе движения переходит от одного проявления жизни к другому» (III, 7, 11, 41-42). «Время есть продукт созерцания, неразрывно связанный с Душой, как и вечность неразрывно связана с умопостигаемым миром» (III, 7, 11, 61-62).

Плотин полагал, что «Душа, создавая этот мир в подражание миру сверхчувственному, мир, находящийся в движении, похожем на движение ноуменального мира, как копия на оригинал, сначала сама сделалась временем, которое заменило вечность. Затем она отдала во власть времени возникший видимый мир, поместив его целиком во время со всеми его изменениями. Тогда мир, двигаясь в Мировой Душе (в нашей вселенной нет другого места для движения мира), двигался во времени, этой Душе присущем» (III, 7, 11, 26-32).

Все эти рассуждения Плотина о вечности и времени, оригинале и копии, о подражании копии оригиналу явно навеяны платоновским «Тимеем». Плотин для обоснования своей позиции часто прямо или косвенно ссылается на те или иные диалоги Платона, подразумевает их. Так А.Ф. Лосев подсчитал, что наибольшее количество ссылок у Плотина относится именно к платоновскому «Тимею» — их 105.

Мировая душа у Плотина часто отождествляется и с Зевсом, и с Афродитой. Душа – это всегда жизнь. порыв, непрерывное изменение. Неслучайно, видимо, Плотин так повлиял уже в ХХ веке на философию жизни А. Бергсона.

Лишь в душе возможно созерцание истинной красоты. И именно душа – виновница безобразного, когда она не вполне овладевает материей. Отсюда проистекают разные негативные акциденции.

И, наконец, самое главное: душа – место встречи одинокого с Одиноким, человека с Богом = Единым. Только в душе возможно такое слияние, если она, конечно, сама готова к этому. Ведь как глаз, долго блуждавший в темноте, может не выдержать внезапно обрушившегося на него потока абсолютно чистого света, так и душа, заблудившаяся в потёмках, может не вынести встречи с Единым, который может ослепить её своим царственным сиянием. Кстати, метафора света, сияния очень любима Плотином. Но что же делать? Как узреть Его?

Совет Плотина: «Сбрось с себя всё». Здесь ещё одна метафора Плотина – раздевание, сбрасывание с себя одежд. Смысл здесь в том, что душа должна очиститься, сбросить с себя всё налипшее, наносное, нечистое, дабы вновь обрести крылья и воспарить к Нему. Это непросто, но зато награда безмерна – встреча с Ним, слияние с Ним. Послушаем самого философа: «Душа остаётся без света, когда лишена присутствия Божия, когда же Бог озаряет её, она достигает того, чего ищет. Истинная цель существования нашей души в том и состоит, чтобы быть в общении с этим светом, созерцать этот свет через него самого, а не через какой-нибудь посторонний свет; подобно тому, как солнце мы видим посредством его собственного света, так и Божество душа может и должна созерцать только посредством того света, которым оно её озаряет. Но как этого достигнуть? Отложи всё» (V, 3,17, 41-47).

Зато когда душа удостаивается лицезреть Его, то просто невозможно описать и передать то состояние, при котором душа растворяется в этом светоносном, струящемся эфире абсолютного блаженства. Правда, Плотин пытается донести это чувство до читателей своих «Эннеад». Вот в каких выражениях он вербализирует то, что сам четырежды испытал, видя Его: «… в самый момент такого соприкосновения душа, внезапно озарённая светом, верует, что узрела его, что этот свет исходит от него и что в этом свете Он сам ей блеснул» (V, 3, 17, 34-36). Или: «Кто удостаивается такого единения, тот зрит Бога, зрит в нём самого себя – просветлённого, в сиянии горнего света, даже более – видит себя, как сам свет – чистый, тонкий, лёгкий. Ему кажется тогда, что он сам как бы обратился в божество, что он весь пламенеет, как горящий огонь; когда же минует это состояние, он опять становится тяжёлым и ничтожным» (VI, 9, 9, 66-70).

В такой момент «лицезрения Бога исчезает всякое двойство, так как созерцающий тут отождествляется до такой степени с созерцаемым, что, собственно говоря, не созерцает его, а сливается с ним воедино» (VI, 9, 11, 5-7). Здесь он «сам весь как бы исчезает, ибо восхищённый и исступлённый, очутившись в полном уединении от всего и в совершенной тишине, погрузившись всецело в глубину собственного существа, не обращая внимания ни на что другое, даже на самого себя, он словно столбенеет, весь обращается в полный, чистый покой» (VI, 9, 11, 14-18).

Своим учением о душе Плотин звал своих читателей к соединению с Божеством = Единым, которое внутри нас, надо только уметь найти дорогу к нему. Именно об этом были его последние слова, обращённые за несколько мгновений до смерти к его другу Евстохию, бывшему у его смертного одра.

В заключение хотелось бы отметить, что Ю.А. Шичалин назвал манеру, в которой писал Плотин, «отчётом созерцателя». И, действительно, многие свои рассуждения он начинал словами: «Впрочем, тот, кто видел, знает, о чём я говорю…»

Ведь, описывая процессы мучительного, напряжённого, концентрированного вглядывания, всматривания в жизнь своей души, а через неё – и в глубины Абсолюта, Плотин, очевидно, рассчитывал на определённую степень конгениальности своих читателей. Он, вероятно, полагал, что читателями его «Эннеад» будут не первые попавшиеся, случайные люди, а родственные ему по духу, настроенные с ним на одну духовную волну. Поэтому, видимо рассчитывая на такое понимание и сопереживание, он и подчёркивал, что такие состояния экстаза, слияния с Первоединым до конца невыразимы, неописуемы и невербализируемы. В самом деле «очень трудно передать такого рода созерцание, ибо, как в самом деле созерцатель изобразит созерцаемого отличным от себя, когда во время созерцания между тем и другим, вместо обособления, бывает слияние их воедино?!» (VI, 9, 10, 22-25). Так как божественное «невыразимо, неописуемо, то и запрещается толковать о божественном с теми, кто не удостоился ещё созерцать его» (VI, 9, 11, 2-4). Ну а для тех, кто удостоился блаженства видеть Его, особо много слов и ненужно было, им было достаточно тех штрихов, которые набросал Плотин. Ибо ведь высказано: «Тот, кто видел, знает…».

Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000., с.268.

Здесь и далее автор следует традиционному порядку ссылок на «Эннеады» Плотина, где римская цифра означает номер «Эннеады», следующая цифра – номер трактата в ней, далее – номер главы в трактате, а в конце – номер строк в цитируемом фрагменте.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 2000, с.477

Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991, с.31

Берестов И.В. Свобода в философии Плотина. С.П.,2007, с. 366

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *