Ризничий

Ри́зничий – должностное лицо монастыря, в послушание которого входит заведование всей церковной утварью.

«РИЗНИЧИЙ. На обязанности Ризничего лежит заведование и охранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая Настоятелем. Опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей с указанием их счета, века, и цены следует хранить всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения Настоятеля описи никому не давать, самому же Ризничему иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в описи предметов. Ключ от ризницы Ризничий должен всегда иметь у себя и без себя никого в ризницу не впускать, кроме помощника ризничего и то под личную ответственность самого Ризничего. Ключи от церквей Ризничий должен держать ночью только у себя, отбирая их у очередного пономаря. Бывшие в употреблении при священнослужении драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность Настоятеля. Ризничий выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, а о необходимости приобретать новые предметы докладывает Настоятелю; пришедшее в негодность уничтожает по рассмотрении Настоятелем или Казначеем. Ризничий следит за освещением алтарей и храмов. Ризничий наблюдает за всеми действиями подчиняющихся ему: экклесиарха, пономарей и звонаря. Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или двух помощников ризничего». Из Устава Крестовоздвиженского мужского монастыря

См. МОНАСТЫРЬ, МОНАШЕСТВО

#СвоимиГлазами: как освящают православный храм

Этого момента я ожидал уже очень много лет. Проходя мимо величественного здания храма, возводимого в начале улицы Александра Невского, я наблюдал как храм, подобно могучему дереву, медленно, но верно растёт в вышину, с каждым днём приближаясь к историческому моменту своего освящения. Великое освящение храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского состоялось в субботу 6 декабря и провёл его сам Святейший Патриарх Кирилл.
Сегодня я не только покажу вам как глава Русской Православной Церкви освящал новый храм, но также попытаюсь объяснить важнейшие моменты православного богослужения и расскажу о характерных чертах любой архиерейской службы.
К восьми часам утра я был у входа в храм. На улице — тьма, под ногами — гололёд, но, несмотря на это, к церкви со всех сторон стекались пожелавшие принять участие в историческом богослужении горожане. Внутри храма пока что малолюдно, однако хор, пономари и иподиаконы уже на месте и готовятся к встрече Патриарха.
Чин освящения храма, которое началось ещё до приезда Патриарха, торжественен и исполнен символизма — как и любое другое богослужение Православной Церкви. Большая часть священнодействий проходит внутри алтаря за закрытыми царскими вратами. Однако некоторые из них совершаются на виду у мирян. И если большая часть принадлежностей для освящения скрыта от глаз прихожан, то святые мощи, которые вы видите на следующем снимке, помещаются на солее храма пред образом Спасителя, на виду у всех участников Богослужения.
Как рассказывается на сайте «Православие.Ru», великое освящение храма состоит из четырёх этапов. Первые три, проходящие в алтаре — это устройство престола, его омовение, помазание и облачение. Престол — это ни что иное как стол, на котором совершается литургия.
Одетый в специальный защитный передник, называемый запон, епископ Солнечногорский Сергий окропляет престол святой водой и поливает его углы специальной смесью из воска, мастики и других ингридиентов — воскомастихом. С его помощью, а также посредством гвоздей, которые священники забивают плоскими камнями (по храму святого Александра Невского в этот момент разносится грохот) закрепляется или утверждается доска престола. После этого царские врата открываются, и епископ встаёт на колени для того, чтобы вместе с остальными участниками богослужения попросить Бога освятить храм и жертвенник.
После омывания престола вином и розовой водой и помазания святым миром, святая трапеза облачается в особые одеяния и опоясывается верёвкой.
Вместе с епископом Выборгским и Приозёрским Игнатием взяв в руки кадило, владыка выходит из алтаря в храм, для того, чтобы освятить остальную часть Александро-Невского храма. В руках у епископа Игнатий — длинная палка с кисточкой на конце. С её помощью владыка помазывает стены храма святым миром. Сопровождающий двух епископов настоятель храма иерей Александр Соколов окропляет стены церкви святой водой.
Последний этап великого освящения храма — это перенесение и положение святых мощей под престол. Совершать его будет сам Патриарх, который прибудет с минуты на минуту. В ожидание правящего архиерея (став Патриархом, Кирилл оставил за собой управление Калининградской епархией) в храме выстраиваются представители местного духовенства.
Больше всего забот сейчас у иподиаконов — специальных церковнослужителей, чья задача — прислуживать Патриарху и архиереям. Один из них приготовил патриарший жезл;дикирий и трикирий — специальные подсвечники, которыми Святейший будет благословлять молящихся, крепко держат двое диаконов.
Под колокольный звон в храм входит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Иподиаконы надевают на Патриарха зелёную мантию; с посохом в руках Святейший направляется в к алтарю.
Сегодняшний день не случайно выбран для освящения Александро-Невского храма. 6 декабря по новому стилю церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Прежде чем войти на солею, Патриарх молится перед иконой великого русского святого.
Наступает черёд облачения Патриарха, вернувшегося в середину храма. Это очень красивый обычай: священники один за другим выносят на блюдах части облачения, надевать которые Святейшему помогают иподиаконы.
Подобно священникам, Патриарх сначала надевает на себя подризник (на первом снимке), епитрахиль и поручи (следующий снимок), также пояс.
Из всех православных архиереев только Патриарх во время службы носит на груди две Панагии (так называется медальон с изображением Богоматери) и крест. Подобно другим архиереям Предстоятель Церкви одет в саккос, шею и плечи Патриарха огибает широкая лента — омофор. Завершает облачение особый головной убор — патриаршая митра.
Взгляните на следующую фотографию (помимо епископа Игнатия и епископа Сергия в кадр попал также сослуживший Патриарху викарий Калининградской епархии епископ Серафим) и убедитесь, что одеяние Патриарха очень похоже на облачения присутствующих на богослужении архиереев.
После совершения крестного хода Патриарх торжественно вносит в алтарь святые мощи, которые, как я уже писал, до этого находились возле иконы Спасителя. Взяв в руки блюдо на подножии (дискос) со святым мощами Патриарх Кирилл поднимается в алтарь для того, чтобы помазав миром, положить мощи в специальный ковчежец. Отныне мощи будут находиться в основании престола.
Затем Патриарх, а с ним и все молящиеся, встают на колени. Предстоятель читает вслух молитву о создателях храма.
Патриаршая служба продолжается. После освящения храма начинается литургия. Омовение рук — характерная особенность этого архиерейского богослужения.
Важным моментом богослужения является малый вход, который был ознаменован возведением настоятеля храма отца Александра Соколова в сан протоиерея. В «прошлой жизни», до священства, отец Александр, к слову, был успешным лёгкоатлетом. Прошли годы, и бывший спортсмен возвёл храм во имя своего святого покровителя и был удостоен за это высокой церковной награды.
«Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать, — из глубины веков призывает святой апостол Пётр участников богослужения. Апостольское послание велегласно читает протодиакон Андрей Пасхин.
Одно из центральных мест в православном богослужении занимает Евангелие, отрывок из которого зачитывается с особенной торжественностью. Во время архиерейской службы с обеих сторон от Евангелия встают двое пономарей с металлическими опахалами, изображающими серафимов — рипидами.
После поминовения живых и усопших наступает время великого входа, призванного напомнить верующим о добровольном исшествии Иисуса Христа на страдания и смерть. После великого входа Патриарх Кирилл должен совершить хиротонию московского диакона Димитрия Смирнова во священника.
Во время великого входа святые дары под пение Херувимской песни с особой торжественностью переносятся с жертвенника на престол. Возглавляет вход диакон, который уже через несколько минут станет священником. На голове отец Димитрий несёт прямоугольник из ткани, так называемый воздỳх, который он прямо сейчас отдаст одному из диаконов в знак прекращения своего диаконского служения.
Уже не диакон но ещё не священник стоит напротив царских врат, ожидая окончания Херувимской песни.
После благословения народа Патриархам сопровождаемый диаконом и протодиаконом рукопологаемый возвращается в алтарь. Здесь ему предстоит обойти вокруг престола, а затем преклонить колена, для того, чтобы получить благословение читающего особые молитвы Предстоятеля Русской Церкви.
— Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священнодействовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения, — молится Патриарх.
Священник Димитрий поднимается с колен, и, ведомый Святейшим, выходит на солею, где Патриарх Кирилл торжественно надевает на него священническое облачение и вручает служебник — книгу, по которой священник отныне будет молиться на богослужении.
Проходит совсем немного времени, и вот уже наступает пора общей молитвы.
Под руководством одного из диаконов молящиеся поют Символ веры — специальный текст, в котором перечисляются основные догматы христианской церкви.
С дикирием и трикирием в руках на амвон выходит Святейший Патриарх. Через мгновение он вернётся в алтарь. Наступает пора самой важной части православного богослужения — евхаристического канона.
С величайшим вниманием и торжественностью Патриарх молится об освящении и преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Молитва Господня «Отче наш» известна даже неверующим людям. Это — главная молитва христиан, и потому, точно также как и Символ веры, её принято петь всем присутствующим на богослужении. На солею выходит диакон Даниил Пиганов, вслед за которым «Отче наш» подхватывает большая часть людей присутствующих на службе.
И вот уже царские врата закрыты, священнослужители причащаются в алтаре. На солее — молодой священник Игорь Дюкарев. Его проповедь — это, в какой-то степени обличение всех нас, привыкших требовать у Бога всё, но не готовых чем-либо пожертвовать в ответ.
Если евхаристический канон — это важнейшая часть литургии, то её апофеоз — это, без сомнения, причащение Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина.
Святейший Патриарх сам причащает детей, а затем его сменяет епископ Сергий.
После завершения причастия отец Александр обратился к Патриарху со словами благодарности.
— С сердечной благодарностью и низким поклоном, Ваше Святейшество, от всего сердца благодарим Вас с сыновью любовью за то что Вы посетили свой храм и сегодня совершили это великое освящение, — говорит священник своему правящему архиерею.
Настала пора для Первосвятительского слова, которое Патриарх Кирилл посвятил подвигу святого Александра Невского.
— Сегодня некоторые историки склонны скептически воспринимать героические страницы нашей истории, утверждая, что не такие большие это были битвы, — заметил Патриарх. Однако, подчеркнул Святейший, в те времена, вообще-то не было масштабных сражений, и небольшие битвы были решающими с точки зрения определения исторического пути Руси.
Патриарх Кирилл отметил, что церковь, однако, чтит святого Александра не только за воинские подвиги и успехи на государственном поприще. Распяв свою гордость, отправляясь на поклон в Орду, без чего Русь не могла бы выжить, благоверный князь принял на себя поношение, и, возможно, даже и смерть (многие учёные считают, что Александр Невский был отравлен в ханской ставке).
Поблагодарив главу Калининграда Александра Ярошука за помощь при строительстве храма, Святейший подарил приходу икону святого Спиридона Тримифунтского.
— Шесть лет тому назад, день в день, я был избран Местоблюстителем Патриаршего Московского престола. Этому предшествовало посещение мною Корфу, молитвы перед нетленными мощами святителя Спиридона. И я имел возможность почувствовать, что святитель Спиридон был со мной в то трудное время. И поэтому мне хотелось в храме Александра Невского, которого я считаю своим небесным покровителем, оставить икону святителя Спиридона Тримифунтского, духовную поддержку которого я чувствую как Патриарх. Его молитвами да хранит Господь всех вас, — закончил своё обращение Патриарх Кирилл.
После этого священники раздали всем желающим иконки с патриаршим благословением; люди также прикладывались к иконе с частицой мощей святого Александра Невского — этот момент вы и видите на следующем снимке.
Вернувшись домой, я связался с руководителем информационного отдела Калининградской епархии иереем Михаилом Селезнёвым, очень помогшему мне при подготовке этого репортажа.
— Отец Михаил, как вы оцениваете сегодняшнее событие? — спросил я у священника.
— Великое освящение храма св. Александра Невского в г. Калининграде, — это окончательная точка в открытии нового прихода в центре города, рядом с БФУ им. Канта. Событие очень радостное и важное, — ответил отец Михаил, и добавил:
— Храм получился очень красивый, под ним находятся различные помещения для духовно-просветительской работы. Как показывает практика, со временем новый храм всегда приобретает новых прихожан. Лично я надеюсь, что со временем среди прихожан, точнее, — не просто прихожан, а активных сотрудников, будет множество студентов из расположенного рядом университета.
Ну что же, пожелания отца Михаила наверняка будут осуществлены, ведь святой великий князь Александр Невский обязательно в этом поможет.
UPD:
По просьбам читателей выкладываю фотографию общего вида храма святого Александра Невского.
Храм святого благоверного великого князя Александра Невского, г. Калининград. Фото: Patriarchia.ru

— Осенний субботник в старинной кирхе
— Иконостас, объединивший Калининград и Стокгольм
— Русский мир Скандинавии: священник Александр Рубец

Осквернение

  • Осквернение Библейский словарь
  • Осквернение Сокровищница духовной мудрости
  • Ночное осквернение свт. Феофан Затворник
  • Нечистота родовой жизни С.В. Троицкий
  • Об особенностях женской природы иерей Вадим Коржевский

Оскверне́ние — 1) внешнее действие, направленное на поругание над святыней или святым; 2) нарушение религиозной или нравственной чистоты; 3) умаление собственного достоинства нарушением Заповедей Божьих; 4) нарушение особых ритуальных требований и норм, связанных с положениями о ритуальной чистоте, прописанных в законе Моисея.

Закон Моисеев выделял 4 вида осквернения грехом:
— кровосмешение (разные виды блуда);
— убийство;
— идолопоклонство (здесь же волшебство и сознательное осквернение святынь Господних);
— осквернение от соприкосновения со смертью, болезнью, нечистотой.

Спаситель обличал фарисеев, противопоставляя чистоплотности внешней, чистоплотность внутреннюю, нравственную. Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека. (Мф.15:18-20).

Святитель Афанасий Великий:
«Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

«Апостольские постановления»:
«…Если ты, жена, думаешь, что в продолжение семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой всеконечно присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в Евхаристии, и в пришествии Святого Духа, как ни мало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность».

***

Согласно церковным канонам, осквернением признается истечение семени мужчины во сне, которое имело греховные причины (блудные и плотские помыслы, осуждение, высокоумие и гордость, чревоугодие) (1-е правило святителя Афанасия Великого).
О возможности Причащения после ночного осквернения повествует 28-я глава («К») «Алфавитной синтагмы» Матфея Властаря. Если причины истечения были греховные, то следует прочитать молитву святителя Василия Великого от осквернения или «Правило от осквернения», а затем исповедать этот грех в Таинстве Покаяния.

***

Почему если человек оскверняется от общения с дурными людьми, то Бог не оскверняется даже и через общение с диаволом?

Несмотря на слова псалмопевца, предостерегающие человека от общения с нечестивцами (Пс.1:1), общение с грешником не осуждается Богом априори. Многое зависит от того, какова цель подобного общения и что человек может вынести из него.

Сам Господь Иисус Христос общался и с фарисеями (Мф.9:11-12), и с блудницами (Ин.8:10), и с мытарями (Лк.19:5), и с разбойником (Лк.23:43). Апостолы, имея перед глазами пример Искупителя и руководствуясь Его распоряжением, вступали в общение с грешниками, даже с закоренелыми злодеями (Мф.28:19). Дело в том, что благодаря такому общению Христос и апостолы стремились привить людям веру, приобщить их к Божественной жизни. То есть это общение осуществлялось из соображений нравственной пользы.

Но бывает ведь и другое общение, вредное для участников диалога (пира, дружбы, сожительства и пр.). Далеко не всякий человек, общаясь с нечестивцами, способен устоять против тех их влияний, тех соблазнов, которые, в результате, приведут его к печальному концу. И именно в этом контексте следует понимать слова псалмопевца. Так, общаясь с еретиками, а особенно если это подкованные, изворотливые еретики, легко соскользнуть в заблуждение и самому сделаться еретиком (См. Что такое лжестарчество?). Общаясь с безнравственными людьми, легко увлечься их образом поведения и сделаться безнравственным. В этом и состоит опасность такого общения, опасность осквернения.

Но когда Бог обращается к беззаконнику, даже и к диаволу, это никак не влияет на внутреннее состояние Бога, неизменяемого, всемогущего, всеблагого, премудрого, всесовершенного. Более того, любое общение Бога и грешника может благотворно сказаться и на самом грешнике, даже если он не готов тут же встать и идти исполнять Божественное повеление. Даже и уничтожение грешников водами потопа сказалось на них не иначе как благотворно, ведь это остановило усиливавшееся в них злое расположение духа; в противном случае мера их личной ответственности, личной вины перед Богом была бы значительно выше, что непременно сказалось бы на Страшном Суде.

Можно ли осквернить святыню? Может ли человек осквернить святые Дары, причастившись не натощак? Оскверняет ли человека пища?

Святыня есть место или предмет, освященный особой причастностью Богу, особым Божественным действием. Как местность или предмет, доступный обладанию человеком, святыня, по попущению Божьему, и действительно может претерпеть поругание.

Так, при Антиохе Епифане был осквернен Иерусалимский храм. Во времена земной жизни Христа Иродиада глумилась над отрубленной головой Иоанна Крестителя, прокалывая иглой обличавший было её язык. В первые времена распространения Церкви язычники оскверняли особо почитавшиеся верующими места служения Господа Иисуса Христа; иногда на этих местах возводились языческие алтари.

Между тем, как об этом свидетельствует Библейская и Церковная история, многие великие святыни даже и после их осквернения грешниками в сердцах верующих продолжали считаться великими. К числу таких святынь принадлежали и места, освящённые стопами Христа, и отсеченная голова Иоанна Крестителя.

Почему? Потому что внешнее надругательство над святыней со стороны беззаконников не перечеркивало автоматически внутренней сути этих святынь как святынь. А разве надругательства язычников над телами христианских мучеников лишало останки и мощи святых последующего благоговейного почитания?

Что касается вопроса «оскверняются ли Святые Дары, в случае, если потребивший их христианин не соблюдал предварительного поста?», на него уместно ответить следующим образом.

В первые времена христианства Церковь вовсе не знала такого всеобщего правила, как правило обязательного поста перед причащением. На Тайной вечери, например, апостолы причастились Тела и Крови Христовых во время трапезы (Мф.26:20-28).

Аналогичным образом причащались и первые христиане. Правда, обращаясь через послание к коринфянам, апостол Павел упрекал их в легкомысленном отношении к Таинству Евхаристии, совершавшемуся в соединении с общей трапезой. Однако, это было вызвано не игнорированием ими поста, а неподобающим объедением и злоупотреблением алкоголем: «вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1Кор.11:20-21).

Правило трехдневного поста перед причастием было установлено впоследствии, в связи с тем, что многие христиане не только не испытывали должного благоговения перед Святыми Дарами, но и причащались крайне редко, например, один раз в течении года. В подобной ситуации обязательный пост, опять же, при надлежащем к нему отношении, мог способствовать формированию правильного религиозного настроя.

Но это не значит, что правило предварительного трехдневного поста должно применяться безотносительно к обстоятельствам. Если бы оно подразумевало безусловное исполнение, регулярно причащающиеся христиане вынуждены были бы поститься изо дня в день всю свою жизнь (см.: Пост евхаристический). Но этого не требовали даже и строгие монастырские Уставы.

Относительно вопроса «оскверняет ли человека пища?» нужно заметить, что пища, как таковая, является необходимым средством для поддержания жизненных сил.

Стало быть вкушение пищи (как таковое) не может априори причисляться ни к оскверняющим, ни к освящающим действиям. Другое дело, что та или иная практика потребления пищи может идти вразрез с Божественными заповедями или дисциплинарными церковными правилами.

Так, во времена Ветхого Завета иудеям запрещалось вкушать определенные виды продуктов. Во времена Нового Завета Церковь установила посты, правила соблюдения которых тоже содержат ограничения.

Безосновательно преступая церковные предписания относительно правил питания, человек и действительно может себя осквернить (например, грехом чревоугодия). Но, как правило, причину подобного осквернения следует видеть не столько в самой пище, сколько неисполнении послушания Богу и Его Церкви.

Правда ли, что мясо в день перед Причащением Святых Христовых Таинств оскверняет человека?

Как известно, изначально мясо животных не было предназначено в пищу не только для человека (Быт.1:29), но даже и для зверей (Быт.1:30). Все они могли питаться пищей исключительно растительного происхождения.

Мясо вошло в пищевой рацион человека лишь после грехопадения. Исходя из этого факта некоторые современные мыслители оценивают традицию потребления мясной пищи как нечто непристойное.

Собственно, подобного рода воззрения формировались уже во времена раннего христианства. Развенчивая эти воззрения, Церковь, в лице своих архипастырей, осуждала как тех, кто гнушается мясной пищей, так и тех, кто заражает подобного рода соблазнами прочих христиан.

В богословском отношении эта позиция отцов Церкви имеет достаточно простое объяснение. Дело в том, что традиция потребления пищи животного происхождения благословлена Богом (Быт.9:3).

Следовательно, тот, кто гнушается мясом, считая, что использование его в пищу оскверняет человека, бросает упрёк (осознанно или неосознанно) не только в адрес мясоедов, но и в адрес Того, Кто их на это благословил, то есть в адрес Создателя.

Другое дело, когда отказ от использования мясного рациона происходит не по причине пренебрежения мясной пищей как априори чем-то непристойным, а в целях богоугодного воздержания, например, в дни установленных Вселенскою Церковью священных постов.

Не противоречит церковным законам и самоличный отказ человека от мяса. Собственно, смысл вопроса заключается не в правомочности или неправомочности такого отказа, а в недопустимости считать оскверняющим человека то, что разрешено Богом, ведь в противном случае пришлось бы признать, что Господь благословил осквернение.

В настоящее время среди верующих встречается и более умеренный взгляд на потребление мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потребление мяса не следует считать чем-то непристойным, однако его нельзя потреблять в день перед причащением Святых Христовых Тайн. На чём основано это мнение? Если не на предосудительном отношении к мясной пище как таковой, то на убеждении, что перед Евхаристией необходим хотя бы однодневный пост (в некоторых молитвословах указывается на необходимость трехдневного поста).
Но это утверждение (причём, не безусловно) распространяется, главным образом, на тех людей, кто или причащаются редко, или давно не участвовали в Евхаристии.
Между тем, многие христиане, следуя практике древней Церкви, причащаются не от случая к случаю, а регулярно. На них правило об обязательном предварительном трехдневном (и даже однодневном) посте не распространяется, ведь иначе им пришлось бы всю жизнь проводить в непрестанном посте, включая периоды особых церковных торжеств, подразумевающих соответствующую этим торжествам особую праздничную трапезу.
Церковные каноны не обязывают христианина отказывать себе в радости Праздников, наложением непонятно кем требуемого поста. Более того, убежденность, что вкушение мяса перед Причастием непременно ведёт к осквернению, способствуют формированию надменного, пренебрежительного отношения к ближним.

Оскверняет ли супругов интимное супружеское общение в пост?

Освящение храма: значение и чинопоследование

Как при крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром, так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство – приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного куполом, или главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Священные обряды на посвящение созданного храма Богу существуют в Церкви с глубокой древности. Освящение скинии (храма) и жертвенника (прообраза современного престола) совершались еще в ветхозаветное время. Так, патриарх Иаков воздвигал каменные алтари и освящал их во имя Господа возлиянием на них елея (Быт. 28, 18; 35, 14). По воле Божией Моисей соорудил скинию при горе Синайской и торжественно посвятил ее Богу посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение Своего присутствия и благоволения, покрыв скинию облаком, в котором явилась Его слава (Исх. 40, 9, 16, 34, 35).

Позже царь Соломон вместо скинии построил в Иерусалиме храм и освятил его с большим великолепием, и праздник освящения длился 7 дней в присутствии всего народа (2 Пар. 7, 8–9). В ветхозаветной Церкви освящение совершалось через внесение в скинию или храм Кивота Завета , пение псалмов и песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь, помазание елеем (освященным маслом), молитву и народное празднество.

И сам древний обычай освящать храмы, и многие его обряды унаследованы новозаветной Церковью. Собственно христианские храмы освящаются по слову самого Господа Иисуса Христа, повелевшего ученикам приготовить в Иерусалиме «горницу большую, устланную, готовую» для совершения тайной вечери (Мк. 14, 15).

Во времена гонений христиане, конечно, не могли освящать храмы так открыто и торжественно, как в древности, но строились они обычно над гробами мучеников, чем уже освящались. Этот обычай полагать под престолом останки святых мучеников навсегда утвержден 7-м Вселенским собором: хотя гонения и прекратились, христиане не хотели забывать, что Церковь утвердилась кровью мучеников ха Христа и продолжали строить храмы над их гробами; но поскольку число храмов быстро росло, и не везде были гробницы мучеников, то со временем стали привозить частицы мощей и закладывать их под престолом. Храмы должны были строиться с благословения епископа. Так постепенно утвердился обычай освящать место совместной молитвы христиан положением в церквах мощей и епископским благословением.

С увеличением количества церквей епископы уже не имели возможности освящать все храмы, и освящали только престол, или его верхнюю доску, а освящение здания предоставляли пресвитерам (священникам). Это послужило началом для устройства переносных престолов, какие уже были в войсках имп. Константина Великого, и антиминсов (греч. antimísion – «вместо престола») – четырехугольных платов из льняной или шелковой материи с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения 4-х евангелистов, а на верхней части вшивается частица мощей. Антиминсы появились, по-видимому, во времена гонений христиан, когда из-за постоянных преследований невозможно было иметь во всех молитвенных собраниях твердые престолы, освященные епископами, а освящать их священникам согласно Апостольскому преданию нельзя. Антиминс, освящаемый только епископом, заменял освящение престола и имел то преимущество, что его легче было предохранить от поругания и осквернения неверных .

С IV в., когда прекратились гонения на христиан, началось торжественное и открытое освящение храмов. Император Константин Великий основал в Иерусалиме, на горе Голгофе великолепный храм Воскресения Христова, на освящение которого он пригласил в 335 году присутствовавших на Тирском соборе епископов, священников и диаконов. Богослужение в этот день началось с захода солнца и длилось всю ночь, а само торжество освящения продолжалось 7 дней.

С IV в. обычай торжественного освящения храмов распространился по всему христианскому миру. Его важнейшими элементами были водружение креста на месте устроения престола, помазание стен священным елеем и кропление их святой водой, чтение молитв и пение псалмов. Все они сохранились и до наших дней; сохранилась от IV в. и молитва свт. Амвросия Медиоланского на освящение храма, сходная с нынешней молитвой, произносимой при освящении после устроения престола.

Полный чин освящения храма сложился не позднее IX в., отдельные же священнодействия и молитвословия, входящие в его состав, зародились еще в глубокой древности. Он заключает в себе:

  • устройство престола (по ц.слав. трапе́зы) в алтаре, когда на приготовленное основание прибивается четырьмя гвоздями и прикрепляется воскомастихом (составом из воска, мастики и благовонных веществ) верхняя доска, что знаменует пригвождение Спасителя ко кресту и помазание Его снятого с Креста тела благовонными ароматами;
  • омовение престола водой, в знак благодатного освящения его силой и действием Св. Духа, и смесью розовой воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно образует все освящающую кровь Господа, истекшую из Его ребра вместе с водой на Кресте; после престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований;
  • облачение престола и жертвенника (места, где приготовляется жертва перед перенесением на престол) в специальные одежды; поскольку престол имеет двоякое значение – гроба и престола славы Божией – на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную небесную славу;
  • освящение стен храма каждением, окроплением их святой водой и помазанием миром; каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию;
  • перенесение крестным ходоми положение под престолом и в антиминс мощей; мощи, по обычаю, переносятся из ближайшего храма, что означает, что благодать освящения переходит и подается новопостроенным храмам от первых храмов; внесение мощей в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего;
  • заключительные молитвы, лития (краткое заупокойное богослужение) и отпу́ст.

После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия. И после в новоосвященном храме литургия должна служится семь дней подряд, ради даров Св. Духа, отныне всегда пребывающего в храме.

Освящение храма может быть «великим» и «малым». Великое освящение, как мы уже выше отметили, может совершаться епископом (архиерейским чином) или священником (иерейским чином) и не только над новопостроенным храмом, но и в тех случаях, когда по какой-либо причине оказывается поврежденным или передвинутым престол. Так, возвращенные после долгих лет советской власти храмы, в которых были клубы, склады, цеха и т.п., подлежат Великому освящению.

Отличие иерейского чина в том, что поскольку священник сам не может освящать антиминс и освящает храм через положение на его престоле антиминса, уже освященного и присланного архиереем, то из полного, архиерейского чина исключены все священнодействия и молитвы, связанные с освящением антиминса (мощи также не переносятся и не полагаются под престол и в антиминс), и в общем сам чин менее торжественен и значительно короче архиерейского.

Если престол храма не был сдвинут со своего места или поврежден, но каким-то образом были нарушены неприкосновенность и святость престола, то, по благословению епископа, бывает особенное обновление храма молитвой и окроплением святой водой, которое называется Малым освящением храма.

Нарушается неприкосновенность и святость престола, когда неосвященный человек коснется престола, его священной утвари и одежд (напр., при угрозе пожара); после осквернения храма от еретиков и язычников, когда они совершают в нем свое служение.

Агафья Логофетова
По материалам молодежного интернет-журнала МГУ «Татьянин день»

Миро – особенный состав из благовонных веществ и елея, или оливкового масла, для священного помазания.

Скиния (еврейск. «шалаш», греч. skeno – «шатер») – собственно подвижной шатер, переносная палатка; походная церковь израильтян, до иерусалимского храма.

Кивот Завета – в древнееврейском храме кедровый с золотом поставец, в котором хранились скрижали Завета.

Согласно канонам, можно совершать Божественную литургию вне храма, на антиминсе; но в неосвященном храме совершать литургию нельзя.

Престол облачается в две одежды: нижнюю, срачи́цу (ц.-слав. вариант «сорочки») белого цвета в виде чехла и верхнюю, инди́тию – парчовый или шелковый плат, блестящий и украшенный.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *