Одним из интересных и необычных христианских феноменов является экуменизм. Что это такое, грех и ересь или новое церковной движение, способное покрыть все разногласия и создать одну религию?

Что такое экуменизм

Данное понятие пришло из греческого языка и буквальный его перевод означает обитаемый мир или вселенная. Этимология слова подразумевает такое значение слова — единая вселенная, где правит Иисус Христос.

В современном мире термин трактуют тремя разными путями:

  1. Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.
  2. Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.
  3. Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.

    Экуменизм означает межконфессиональное христианское общение, тенденцию к сближению

Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью (далее ПЦ), то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается ПЦ полностью еретическим. Таким образом, в рамках ПЦ возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий.

Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.

История экуменизма

Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и лютеранами, и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.

Читайте о других конфессиях:

  • Католицизм
  • Иудаизм
  • Ислам

Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году.

В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы. Это привело к единому движению протестантов, а позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими религиями).

Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ — Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. РПЦ является частью данного совета с 1959 года и поддерживает экуменическое движение в целом, в отличие от католической церкви.

Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:

  • межцерковные службы;
  • общие молитвы и дискуссии;
  • общие собрания и фестивали;
  • богословские консультации;
  • общие диалоги и помощь в социальных вопросах.

Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.

Преследования других религий и христианства

Мировая история и история христианства содержит множество историй нетерпимости (и многие из них нелицеприятные), когда были преследуемы христиане различных ветвей. Одной из наиболее страшных страниц в христианстве стала Варфоломеева ночь, когда католики вырезали множество гугенотов и воды Сены в Париже стали красными от их крови.

Нетерпимость в христианском мире понятие распространенное и чаще всего обусловленное богословскими и историческими отличиями.

Гонения на христиан первых веков

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.

Позже, с признанием христианства как официальной религии в Римской империи началось преследование и уничтожение проявлений иных религий — уничтожались храмы и идолы, сжигались библиотеки. Это наблюдалось на протяжении всей истории христианства. Даже крещение Руси князем Владимиром — это насилие над людьми и проявление нетерпимости.

Сегодня нет такой явной агрессии к представителям другой веры, по крайней мере, открытых столкновений и актов вандализма. Однако пренебрежительное и агрессивное отношение все же присутствует, как и много веков тому назад. Это происходит из множества различных конфессий, каждая из которых убеждена — ее вера в Христа наиболее верная и она является носителем Христовой благодати, а также спасения.

Важно! Переход в иную церковь считается отпадением от истинного учения, поэтому как такового реального экуменизма в мире сегодня нет.

Что такое экуменизм с точки зрения православия

Православная Церковь сегодня — это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример — отказ перехода на иной календарь). Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать. Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.

Экуменизм выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций, совместных молитв и богослужений

Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.

Читайте о Православной Церкви:

  • Можно ли православным ходить в церкви других религий
  • Поп, священник и батюшка — в чем разница
  • О рукоположении во священники

Отношение церковных деятелей

Мнения православных деятелей касательно данного вопроса разнятся, например, диакон Андрей Кураев утверждает, что экуменизм не есть ересь. И хотя с ним не соглашается большинство православных деятелей, он утверждает, что данное движение является всего лишь межконфессиональным диалогом и обменом богословским опытом. Поэтому Кураев рассматривает его как положительное явление и необходимое.

Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру). Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения. Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.

Экуменизм и другие религии

Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов. В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные. Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.

Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.

Важно! Идеал экуменизма — это реальное равенство и взаимоотношения всех религий.

Однако этот идеал недостижим. Причиной тому является наличие серьезных и многочисленных противоречий. Но для успешной евангелизации всего мира (что является единой целью всех религий) просто необходим межконфессиональный диалог. Он необходимо не только для уменьшения противоречий, но и для совместного влияния христианского мира на развращенное мировое сообщество.

Что такое экуменизм?

Что такое экуменизм и экуменическое движение в православии

Более двух миллиардов человек на земле — христиане. Каждый верит в одного Бога, но во многих случаях христиане по-разному трактуют Библию. Вот почему существуют различные церкви и конфессии. Но некоторым христианам не нравится, что они разделены, они хотят изменить это и иметь единую церковь. Такое стремление к объединению называется экуменизмом.

Оглавление:

  • Что такое экуменизм?
  • Разделение церквей
  • Экуменическое движение
  • Цель движения
  • Экуменизм в православии
  • Экуменизм патриарха Кирилла
  • Экуменическое жюри
  • Экуменический символ

Что такое экуменизм?

Греческое слово «экуменизм» буквально означает «во всём населённом мире», поэтому «экуменический» просто означает «во всем мире». По самой своей природе Церковь Иисуса Христа является экуменической, то есть во всём мире она не ограничивается одним или несколькими конкретными народами. Согласно слову Иисуса, его учение является транснациональным, международным, внутри и между всеми народами.

Экуменизм относится к усилиям христиан различных традиций для развития более тесных отношений и лучшего понимания друг друга. Этот термин также часто используется для обозначения усилий, по достижению видимого и органического единства различных христианских конфессий в той или иной форме.

Прилагательное «экуменический» также может быть применено к любой межконфессиональной инициативе, которая поощряет более активное сотрудничество между христианами.

В христианстве экуменизм используется в таких терминах, как Вселенский собор и Вселенский патриарх в смысле, относящемся к совокупности Католической или Православной Церкви, а не ограничиваясь одной из своих местных конфессий или епархий. Используемый в этом оригинальном смысле этот термин не имеет никакого отношения к реорганизации исторически разделённых христианских конфессий, но предполагает единство местных общин в мировом сообществе.

Из следующей статьи Вы узнаете, что значит слово «аллилуйя» в различных религиях.

Исторически это слово использовалось в контексте крупных экуменических советов, которые были организованы под эгидой римских императоров для разъяснения вопросов христианского богословия и доктрины. Эти «Вселенские соборы» объединили епископов со всего мира. Всего было проведено семь Вселенских соборов, принятых как восточным православием, так и римским католицизмом. Таким образом, современный смысл всемирного экуменизма вытекает из предсовременного чувства христианского единства и побуждения снова воссоздать это единство.

Разделение церквей

Большинство современных делений является результатом исторического раскола — разрыва в полном общении между ранее объединёнными Церквями, епископами или общинами. Некоторые исторические расколы оказались временными и в итоге были излечены, другие застыли в сегодняшних деноминациях. Однако учитываются индивидуальные наименования, нужно выделить следующие крупные «семьи» церквей:

  • Католическая.
  • Евангелические и пятидесятнические.
  • Церкви протестантов, старо — католиков и англиканских церквей.
  • Восточная Православная Церковь, Восточные Православные Церкви и Ассирийская церковь Востока.
  • Независимые или незначительные христианские группы и секты (Мормоны, Свидетели Иеговы и т. д. ).

В Соединённых Штатах исторические расовые / этнические конфессии иногда считаются отдельной семьёй, хотя в любом случае они могут вписаться в любую из предыдущих категорий.

Некоторые из этих семей сами по себе представляют собой единое общение, такое как католическая церковь. Другие семьи — это очень общее движение, не имеющее универсальной руководящей власти. Например, основной протестантизм включает в себя такие разнообразные группы, как адвентисты, анабаптисты, баптисты, конгрегационалисты, евангелисты, лютеране, методисты, пресвитериане, реформаты. Многие из них в результате экуменического диалога установили полные или частичные соглашения об объединении.

Экуменическое движение

До XX века отношения различных конфессий друг к другу характеризовались скорее сосуществованием или оппозицией. На первой всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге в 1918 году представленные там церкви согласились сблизиться.

Экуменической идее помогло созданию «Всемирного совета» (ВСЦ) в 1948 году. В 1961 году к Совету присоединились различные православные церкви, придав важный импульс этому движению. Римско-католическая церковь не является членом ВСЦ, но участвует в Конференции веры и ордена.

В Римско-католической церкви Второй собор (1962−65) стал важным стимулом для экуменизма. В «Указе об экуменизме» отцы Совета необратимо объявили себя общиной. В настоящее время в совете насчитывается 349 церквей из более чем 120 стран.

Сегодня Всемирный совет видит свою роль как «наследие одного экуменического движения и ответственность за его поддержание» и действует «как попечитель за внутреннюю согласованность движения».

Экуменическое движение приняло много вещей как должное, что было немыслимо в середине XX века. К ним относятся:

  • межцерковные службы;
  • молитвенные и дискуссионные группы;
  • собрания и церковные фестивали;
  • церковные богословские консультации;
  • общие разъяснения по социальным вопросам.

В дополнение к «институциональному» экуменизму существует много экуменических низовых групп, которые работают в церковных общинах или городах, чтобы содействовать общей ответственности за мир, справедливость и целостность.

Существуют и другие экуменические собрания. Например, Сообщество протестантских церквей в Европе (CPCE) представляет собой ассоциацию, основанную на Лёенбергском соглашении со взаимным кафедрой и евхаристическим общением. Основой согласия является понимание того, что конфессиональная разница необязательно означает.

Кроме того, экуменическое движение также поддерживается многочисленными инициативами на низовом уровне. Например, крупнейшее в мире экуменическое движение на низовом уровне — Всемирный день молитвы женщин.

Формулирование цели экуменического движения само по себе является частью процесса. Это предполагает общую концепцию. Обычно модель представляет собой организационное воссоединение христиан, взаимное признание их правильного учения и общее празднование Вечери Господней.

Но это спорная цель. Снова и снова в экуменическом движении появляются голоса, призывающие к экуменизму консенсуса и призывающие к экуменизму взаимной оппозиции, поскольку каждая церковь должна обязательно иметь право защищать собственные позиции.

Экуменизм в православии

В усилиях по единству христиан, которые очень важны для Православия, необходимо провести различие между отношениями католиков, реформаторов и православием. На первый взгляд, есть много общего: православные и римские католики разделяют одни и те же апостольские верования, таинства и те же посвящённые служения, но культурные и богословские различия между Восточной и Западной Церковью существовали практически с самого начала.

С середины первого тысячелетия всепоглощающий теологический и культурный обмен привёл к отдельному развитию. Церковные доктрины, введённые в католическом богословии со времён Средневековья начиная с папского первенства, рассматривались Православием как односторонние нововведения, которые привели к обрыву общения.

В частности, догматы девятнадцатого и двадцатого веков — Непорочное зачатие, телесное принятие Марии на небо и непогрешимость Папы Римского по Ватикану I — ещё больше расширили этот разрыв.

Папа Иоанн Павел I. I. часто выступал за католический православный экуменизм и прилагал большие усилия для улучшения отношений, но всегда защищал католические догмы

4 мая 2001 года Иоанн Павел I. I. сказал греческим православным христианам: «Для прошлых и настоящих случаев, когда сыновья и дочери католической церкви согрешили от действий или упущений против своих православных братьев и сестёр, пусть Господь простит нас». В 2004 году, в связи с 800-летием завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году, Папа Иоанн Павел I. I. возобновил это признание. Но остаётся неясным, как можно преодолеть различия философских объяснений богословских вопросов, отвергаемые православием.

Сближение между Православием, Англиканским Причастием и Старокатолическими Церквями продвигалось, но в последние десятилетия на него негативно повлияло рукоположение женщин в католицизме и других протестантских тенденциях, в то время как православные придерживались традиции рукоположения только мужчин.

Православные церкви, за редким исключением, принадлежат Всемирному совету церквей (ВСЦ). На этапах холодной войны это рассматривалось как возможность более тесного контакта между Востоком и Западом на негосударственном уровне, поэтому социалистические государства поддержали это членство.

Хотя православные церкви являются единственными хранителями полного апостольского учения, они признают, что единство всемирной христианской церкви охватывает многообразие независимых общин. Тем не менее православные церкви занимают особое положение в ВСЦ.

Экуменизм патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл считает, что хотя сейчас в экуменическом движении кризис, есть только один путь — диалог с католической и протестантскими церквями. И невзирая на растущий межконфессиональный конфликт (которому сопутствует межнациональный конфликт) нет другой дороги, необходимо продолжать диалог.

В некоторых сектах экуменизм считается ересью. Причину всей этой деятельности, так называемых ревнителей веры вокруг экуменизма, следует искать в стремлении враждебных Церкви сил расколоть Русскую Церковь.

Экуменическое жюри

Премия экуменическое жюри признаёт выдающиеся фильмы, которые затрагивают важные социальные и межрелигиозные темы. Вселенские присяжные присутствуют на более чем 30 фестивалях, они занимают конфессиональный паритет.

Вселенское жюри было впервые создано в 1973 году на Международном кинофестивале в Локарно по предложению Морица де Хэдельна, который хотел привлечь христианские церкви к участию на кинофестивалях. Затем последовало второе жюри в Каннах в 1974 году. Предназначенное в качестве эксперимента экуменическое сотрудничество вскоре стало неотъемлемой частью киноискусства церкви.

С 1989 года работает Вселенское жюри с участием Православной Церкви на Международном кинофестивале в Москве.

Вселенские жюри участвуют в работе международных фестивалей:

  • Канн.
  • Карловы Вары.
  • Локарно и Мангейм — Гейдельберг.
  • «Золотой абрикос» Ереван.
  • Всемирный кинофестиваль в Монреале или Дни скандинавских фильмов Любек.

Жюри награждают кинематографистов, которые в своих фильмах выражают человеческое поведение или свидетельство, согласуемое с евангелием. Члены жюри и их делегирующие учреждения стремятся публиковать и рекламировать удостоенные наград фильмы в своих странах.

Экуменический символ

Экуменический символ предваряет Всемирный совет (ВСЦ), образованный в 1948 году, он включён в официальный логотип ВСЦ и многих других экуменических организаций.

Церковь на символе изображается как лодка, плывущая по морю мира с мачтой в виде креста. Эти раннехристианские символы воплощают веру и единство и несут послание экуменизма. Символ лодки берёт своё начало в евангельской истории о призвании учеников Иисусом и успокоении бури на озере Галилея.

Современное общество нередко сталкивается с явлениями, которые вызывают противоречивые оценки. Споры о том, что означает экуменизм в православной церкви, не прекращаются на протяжении длительного времени. Чтобы сложить собственное мнение, следует углубиться в историю возникновения и основные положения данного течения.

Происхождение и значение слова

Движение получило свое название от греческого слова «экумена», которое переводится как «мир», «вселенная». Если говорить простыми словами, то экуменизм – это идеологическое учение о всехристианском единстве. Впервые понятие было введено теологами в 1937 году. Оно подразумевало поощрение более активного сотрудничества между христианами.

Экуменизм означает идеологическое учение о всехристианском единстве

Популярное, но очень противоречивое, течение появилось на свет в XX веке, когда началось обсуждение сближения конфессий на различных заседаниях. Несмотря на то что течение собрало множество последователей, оно все равно встретило сильное сопротивление со стороны различных религиозных общин.

Общие положения

Экуменизм подразумевает глубокое общение христианских конфессий и общин с той целью, чтобы они смогли разглядеть друг в друге истинное воплощение «единой, Соборной и Апостольской церкви». Такая позиция является основополагающей для проведения совместных миссий, праздников, а также объединения для участия в различных мероприятиях. Кроме того, рассматривается возможность совместного проведения церковных таинств.

Возникновение теории экуменизма имеет две основные причины:

  • молитва из Евангелия от Иоанна: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»;
  • желание нивелировать межконфессиональные розни.

Экуменист преследует цель освобождения всех христианских конфессий от обмана и греха. В этом учении не превалирует идея об объединении под одним знаменем всех церковных учреждений. Экуменизм пытается привнести в жизнь правоверного человека концепции, которые непосредственно закреплены в Священном Писании без дополнительных трактовок.

Основные положения экуменизма

Всемирный совет церквей (ВСЦ) включает около 350 храмов, которые представляют более 120 стран мира. Главенствует в совете Ассамблея, которая собирается каждые семь лет и выбирает президиум, определяет дальнейшую политику, а также подводит итоги по реализованным ранее программам. В состав совета также входит несколько православных церквей и около 20 протестантских конфессий.

Главная особенность Ассамблеи заключается в том, что она не может требовать от своих членов в принудительном порядке соглашаться с принятыми догмами. Ее задача – установка живого диалога между людьми с различным мировоззрением и разрешение конфликтных ситуаций между ними.

Видео «Что такое экуменизм?»

В этом видеосюжете рассказывается об идеологическом учении.

Экуменизм царит в различных вероисповеданиях на протяжении целых поколений. В современном обществе, где принято относиться с пониманием к чужому мнение, находится все больше сторонников идеи объединения различных христианских конфессий.

В ходе Всеправославного совещания православные священники негативно отнеслись к экуменическому движению. На тот момент их позиция получила активную поддержку со стороны зарубежных церковников. В настоящий момент в православии наблюдается преобладание консервативных взглядов, поэтому нововведение считается чем-то абсолютно неприемлемым. ПЦ призывает другие конфессии покаяться и возвратиться в лоно истинной религии.

Между тем в РПЦ выразили свою готовность пойти на переговоры, поскольку радикальный консерватизм загоняет экуменическую теорию в тупик. Это приведет к обрыву последнего моста, который помогает поддерживать открытый диалог. Активное противодействие может привести к войне среди верующих, которые относятся к различным конфессиям.

Экуменизм выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций

Римско-католическая церковь никогда не была членом Совета, однако не отказывается от возможности заявить о себе на некоторых мероприятиях. При этом она всегда на первое место ставит свои пожелания, активно продвигает папскую власть и завлекает все больше последователей в свои ряды.

Экуменический диалог активно поддерживается католиками, которые проявляют толерантность к остальным. Однако в большинстве случаев все переговоры сводятся к тому, что представители церкви стараются поставить себя выше своего оппонента.

В протестантизме признают различия между конфессиями и предлагают объединиться только в главных вопросах вероучения. В процессе развития в протестантизме сформировалась теория ветвей и теория догматов. В первом случае деятели предположили, что все конфессии являются ветвями единого древа. Согласно второй теории, ценными считаются только основополагающие каноны. А вот со второстепенными вопросами человек волен определяться самостоятельно.

В процессе формирования общего течения в его канонах заинтересовались не только крупные конфессии, но также небольшие религиозные группы и секты. Многие общины расценили теорию как платформу для установления дружеских взаимоотношений.

Однако существуют ярые противники такого соединения, к которым относятся «Соборяне». Они считают любые действия, направленные на объединение, недопустимыми. Интересная нформация

Положительно отзывается о течении дьякон Андрей Кураев, который не считает экуменизм ересью. По его мнению, конструктивный диалог приведет к обмену положительным опытом. Патриархом Александрийским Николаем VI был категорически отвергнут тезис об объединении. Он признал эту идею опасной для всего православного мира.

Высказывание Патриарха РПЦ Алексия II

Экуменизм широко известен не только в христианских конфессиях, но и в других религиозных группах. Мнения об этом явлении имеют диаметрально противоположный характер. Однако проблема взаимопонимания между различными церквями действительно волнует многих прихожан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Русская Православная Церковь и экуменическое движение

Протоиерей Максим Козлов

Прежде чем говорить об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении, следует сделать некоторые уточнения. В собственном смысле слова под экуменическим движением понимают движение многочисленных, главным образом протестантских, деноминаций, декларирующих своей целью достижение возможно полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Первой конференцией различных христианских исповеданий стала Всемирная миссионерская конференция в июне 1910 года в городе Эдинбурге, одна из комиссий которой называлась «Сотрудничество в области достижения единства». Конференция прошла без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 года, на ежегодной конференции Американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (Соединенные Штаты Америки) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Отсюда эту дату, 19 октября 1910 года, можно с определенной долей условности считать началом экуменического движения в современном смысле этого слова. Это решение привело впоследствии к созданию так называемого Всемирного Совета Церквей.

Решение о создании Всемирного Совета Церквей (ныне широко употребляемая аббревиатура ВСЦ) было принято в мае 1938 года на консультативной конференции в городе Утрехте (Нидерланды). А первая ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 году в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления экуменического движения. Таким образом, применительно к истории Русской Православной Церкви до 1917 года представляется вообще затруднительным использование термина «экуменическое движение». В этом смысле название таких книг как «Православие и экуменизм» с привлечением материала XVIII–XIX веков чисто исторически не вполне корректно. Целесообразно говорить лишь о межконфессиональных контактах Русской Церкви. В этот период истории Русской Церкви с точки зрения рассматриваемой нами темы нас могут интересовать, во-первых, высказывания авторитетных иерархов, богословов, подвижников благочестия Российской Церкви, многие из которых ныне канонизированы, по вопросам, касающимся отношения Православной Церкви к инославию и вопросам церковного единства и церковного общения, а также, естественно, официальные суждения священноначалия, Святейшего Синода по данным проблемам. Во-вторых, нас также должны интересовать непосредственные контакты Российской Церкви с инославным миром, как на личном уровне (известная переписка А.С.Хомякова с архидиаконом Англиканской Церкви Уильямом Пальмером), так и на официальном уровне, контакты, имевшие своей целью вероисповедное единство и установление полного церковного общения.

Прежде всего, следует отметить, что суждения русских богословов по данным вопросам характеризуются крайне незначительным разбросом мнений. Практически все русские богословы определяют инославных (римо-католики, англикане, лютеране и другие) как еретиков и прямо называют их этим словом. Это справедливо даже к таким дипломатичным и осторожным в выражениях авторам, как, например, святитель Филарет Московский. Составить целостное представление о позиции святителя Филарета в данном вопросе, скажем, на основании мыслей, высказанных в раннем его творении «Разговорах между испытующим и уверенным» не представляется возможным, так как эта книга, написанная в 1815 году в определенных условиях и с определенными целями, отражает еще формирующиеся взгляды великого иерарха и святителя нашей Церкви. Впоследствии святитель высказывался об инославных, в том числе и о католиках, значительно более резко: «Терпимость значит не признание ереси, а только отсутствие гонения, допущение иноверцам пребывать в своей природной религии, коснеть в заблуждениях, доколе не озарит их свет благодати. Квакер ли это или еврей, гернгутер или мусульманин, папежник или язычник». Какая пара — папежник или язычник — на одном уровне! ( М.К,) (Собрание мнений и отзывов. Т. 4. С. 557).

Небезынтересно также рассмотреть, как решался русскими богословами вопрос о действительности таинств, совершаемых в инославных сообществах. В этом вопросе можно выделить 2 основных подхода. Одни авторы полностью исключают возможность совершения таинств в неправославной Церкви и соответственно рассматривают все таинства инославных, за исключением разве что крещения, как безблагодатные. Такого мнения придерживались святитель Игнатий (Брянчанинов), А.С.Хомяков, архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Елевферий (Богоявленский), митрополит Антоний (Храповицкий). Близкую к этой позицию занимал архиепископ Серафим (Соболев), который, признавая действительность таких таинств как миропомазание или священство, тем не менее отказывался признавать их действенность, а следовательно, и спасительность.

Об официальной позиции Русской Православной Церкви по этому вопросу можно судить, например, по ответному посланию Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 25 февраля 1903 года на Окружное послание Константинопольского патриарха Иоакима III, где утверждается, что Русская Церковь признает крещение западных христиан и чтит апостольское преемство латинской иерархии. Такой умеренной позиции придерживалось тогда большинство русских богословов. Более обстоятельно вопрос об отношении Русской Церкви к инославию и о действительности таинств в отделившихся от православной Церкви сообществах был разработан в трудах Святейшего патриарха Сергия (Страгородского). Сущность взглядов патриарха Сергия кратко выражена в словах этого выдающегося, не во всем до конца оцененного богослова Русской Церкви: «Хотя и действительно некоторые таинства у инославных, хотя они и имеют право на имя христиан с вытекающими последствиями, хотя и остаются в ограде церковной и даже на паперти, все же в церковной Евхаристии они не участвуют. Двух не сообщающихся между собой Евхаристий, одинаково Христовых и одинаково истинных быть не может, как не может быть двух Христов и двух Церквей». Не претендуя на какие-либо обобщения, мы тем не менее можем отметить, насколько мы занимались этой темой, не удалось обнаружить ни официальных документов Русской Церкви, ни высказываний наших авторитетных богословов XIX— начала ХХ века, в которых сколько-нибудь определенно утверждалось, что те или иные инославные конфессии обладают истинной Евхаристией. Позиция по данному вопросу Святейшего патриарха Сергия и Русской Церкви считалась общепринятой, по крайней мере до 60-х годов. Так, еще в 1959 году профессор Ленинградской духовной академии Николай Успенский на страницах ЖМП (№ 7 за 1959 год) характеризует работы патриарха Сергия как последнее слово русской богословской науки по вопросу об отношении Православной Церкви к инославию. Таким образом, русская богословская мысль начала века не делала принципиального различия между современными западными христианами и еретиками древности.

Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1915 году писал, что «…Православная Церковь не полагает никакой качественной разницы между так называемыми на светском языке инославными христианами Европы и древними еретиками, ибо, когда первые изъявляют свое желание присоединиться к Церкви, то римо-католиков принимают в общение тем же самым чином, как ариан, несториан, монофизитов и тому подобное, а протестантов, как еще более далеких от Церкви, чем названные еретики, через миропомазание». Следствием такого взгляда на инославный мир явилось безусловное признание истинной Церковью только Церкви Православной. В ответном послании Святейшего Синода от 25 февраля 1903 года говорится, что задача Православной Церкви в отношении инославных состоит в раскрытии им православной веры и той истины, что только наша Восточная Православная Церковь, неповрежденно сохранившая всецелый залог Христов, есть в настоящее время Церковь Вселенская. Естественно, что и восстановление церковного единства мыслилось только как воссоединение инославных со всей полнотой Православной Церкви. При этом в качестве непременного условия для основания такого воссоединения рассматривалось достижение полного единства в вопросах вероучения.

В послании митрополита Санкт-Петербургского Исидора, которое в 1870 году было от имени Святейшего Синода отправлено в Американскую епископальную Церковь, отмечалось, что «прежде взаимного общения в таинствах необходимо полное согласие в вере, так как первое может основываться только на последнем». Однако следует отметить, что такая принципиальная и последовательная позиция Русской Церкви в вопросах достижения межхристианского единства сочеталась с терпимостью, доброжелательностью к инославным, открытостью к диалогу с ними на всех уровнях и с искренним стремлением к единству. Не было иной раз так свойственной околоцерковной публицистике тенденции подчеркнуть теневые стороны, удовлетвориться состоянием разделения и собственной правильности, при этом позволительно предположить, что многочисленные браки представителей дома Романовых с представительницами протестантских династий в свое время имели смягчающее влияние на позицию постановлений Святейшего Синода, а с другой стороны, самая возможность этих браков находилась в контексте богословского подхода к инославию Российской Православной Церкви.

Что касается официальных межконфессиональных контактов, имевших непосредственное отношение к вопросу о восстановлении общения с инославными, то в рассматриваемый период у Русской Православной Церкви многочисленными они не были. Следует прежде всего отметить контакты с англиканами, которые имели место еще в 1716–1720 годах. До того можно вспомнить только своеобразный диалог между царем Иоанном Грозным и лютеранским пастором. Предание гласит, что после краткой дискуссии о сравнительном сотериологическом значении веры и добрых дел пастор имел неосторожность сравнить Лютера с апостолом Павлом, после чего царь прекратил дискуссию вполне небогословскими аргументами, ударив его хлыстом, со словами: «Ступай ты (далее нецитируемое публично выражение) со своим Лютером». На этом общение с лютеранами прекратилось.

В начале XVIII века с вопросом воссоединения с Русской Православной Церковью обратилась группа англиканских епископов, так называемых «неприсягающих», отделившихся от Англиканской Церкви в 1690 году, после того как они отказались присягать на верность королю Вильгельму III. Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 60-х годах XIXвека вследствие соприкосновения обеих Церквей на северо-западном побережье Америки. Начавшияся дискуссии о воссоединении велись до 1870 года, но не привели к конкретным результатам по той причине, что стороны рассматривали сущность единения неодинаково. Англикане стремились прежде к практическому единению на основе общения в таинствах, не придавая значения догматическим различиям, православные не допускали единения без согласия в вере. Контакты с англиканами возобновились в конце XIX века. Переговоры о возможности сближения имели место в 1895–1897 годах. В начале ХХ века возобновились переговоры с Епископальной Церковью в США при участии святителя Тихона, будущего патриарха Московского и всея Руси, тогда епископа Русской Православной Церкви Северной Америки. Следует сказать, что лично святитель Тихон к представителям Епископальной Церкви относился весьма благожелательно. Известны два таких весьма характерных факта. Сей ревнитель православия и отеческих преданий однажды находился на рукоположении англиканского епископа Графтона в городе Фон-дю-лак в штате Милуоки, находился в епископской мантии, стоял в апсиде алтарной части англиканского храма и молился во время этого богослужения (эта фотография святителя Тихона очень известная, она опубликована в 1-м томе «Православной энциклопедии» в статье про Англиканскую Церковь) и равно известно, что, когда в Калифорнии произошло страшное землетрясение, то святитель Тихон послал одному из приходов, с которым до того имел непосредственное общение, в качестве дара евхаристические сосуды, чем наглядно засвидетельствовал свое отношение к тогдашней Епископальной Церкви в Америке, Но подчеркнем, именно в тогдашней, а не той, во что она превратилась ныне, в начале ХХIвека, введя не только женский епископат, но и совершив недавно рукоположение открытого «епископа»-извращенца, после которого наша Церковь была вынуждена уйти с всех диалогов с Епископальной Церковью Соединенных Штатов Америки.

В 1894–1914 годах Русская Православная Церковь вела богословский диалог также и со старокатоликами, который осуществлялся в рамках так называемой Петербург-Роттердамской комиссии. Однако и эти попытки не увенчались успехом. Конечная цель — восстановление церковного единства — не была достигнута. Говоря о межконфессиональных контактах, имеющих прямое отношение к восстановлению церковного общения, приходится признать, что в Русской Православной Церкви до 1917 года они, в основном, носили случайный характер. С другой стороны, сама инициатива их чаще исходила от инославной стороны. Говорить об участии Русской Церкви в этот период в каком-то движении, направленном на достижение межхристианского единства, исторически не представляется возможным. Кроме того, следует признать и отсутствие в это время у Русской Церкви сколько-нибудь разработанной концепции такого участия. Впрочем, потребность такой концепции в начале ХХ столетия несомненно ощущалась, что нашло отражение в решениях Поместного Собора 1917–1918 годов, в рамках которого действовал Отдел единства христианских Церквей. На последнем заседании Собора 7–20 ноября 1918 года было решено продолжить диалог о единстве с англиканами и старокатоликами, основываясь на доктрине и традициях древней неразделенной Церкви. Соборным определением предписывалось создать постоянную комиссию с отделениями в России и за рубежом для изучения разногласий на пути объединения с англиканами и старокатоликами. Комиссии поручалось обеспечить скорейшее достижение поставленной цели для церковного единства. Однако понятно, что последующие события послереволюционных лет конечно же помешали этим решениям осуществиться.

В период 1917–1945 годов международные контакты Русской Православной Церкви были сведены к минимуму. Русская церковная эмиграция по вопросу участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении не имела единого мнения. Синод Русской Зарубежной Церкви занял непримиримую позицию по вопросу отношения к экуменизму во всех его формах. В то же время часть Русской Церкви в Западной Европе, находившаяся под омофором митрополита Евлогия (Георгиевского), достаточно активно участвовала в экуменическом движении. Однако часть эта, во-первых, была полностью изолирована от Русской Церкви в СССР, а во-вторых, слишком малочисленна, для того чтобы иметь возможность адекватно выражать позицию всей Русской Церкви. Кроме того, с 1930 года эта часть фактически находилась в расколе и, следовательно, вообще не имела право выступать на экуменических мероприятиях от лица Русской Церкви, на что справедливо было указано на совещании глав и представителей Автокефальных Поместных Церквей в Москве в 1948 году. Непосредственное взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в собственном смысле слова начинается по мере возобновления международных контактов Московской Патриархии после окончания Великой Отечественной войны. В лице экуменического движения, особенно — стремительно набиравшего силу в ВСЦ, наша Церковь столкнулась с качественно совершенно новым явлением, не имеющим аналогов в истории межконфессиональных контактов Русской Церкви до 1917 года, что поставило перед Русской Церковью ряд серьезных проблем как богословского, так и практического характера. Экуменическое движение середины ХХ века отличалось от практики межхристианских контактов начала ХХ века и по форме, и по духу, и по целям, и по средствам достижения этих целей.

Межконфессиональные контакты XIX— начала ХХ века представляли собой двусторонние диалоги. Участвовавшие в них стороны были совершенно свободны, независимы одна от другой. В середине ХХ века экуменизм — всемирно направленное движение с определенной структурой, ядром которого уже являлся Всемирный Совет Церквей. Интеграция в это движение автоматически делала ту или иную Церковь частью огромного целого и неизбежно налагала на нее определенные обязательства, принятие которых могло входить в противоречие с ее традицией. Так, для Русской Церкви особую остроту приобрел тогда вопрос о допустимости для православных участвовать в совместных экуменических молитвах с инославными, поскольку к этому времени эти молитвы сделались неотъемлемой частью экуменических мероприятий. Структурное оформление экуменического движения заставляло относиться к вопросу о вступлении в него с максимальной осторожностью, ибо уже было очевидно, что вступить в него будет значительно легче, чем выйти обратно. Не мог не смущать православных и самый дух этого движения. Когда говорят о вступлении Русской Православной Церкви в экуменическое движение, то в качестве исторического прецедента указывают на опыт участия Русской Церкви в межхристианских контактах в начале ХХ века, в частности на упоминавшуюся нами деятельность святителя Тихона, однако при этом упускают из виду, что это были не совсем те же самые инославные. Англикане и старокатолики, с которыми вела переговоры Русская Церковь в начале века были тогда наиболее близкими нам инославными, к тому же искренне интересовавшимися православием и размышлявшими о воссоединении с ним. Например, глава Епископальной Церкви в Америке епископ Графтон в статье «Соединение Восточной и Англиканской Церквей» призывал всех англиканских епископов ни много, ни мало принять во всей полноте православное вероучение. Ну что ж было не общаться с таким человеком? Можно ли хотя бы предположить, чтобы с подобным обращением выступил бы кто-нибудь из современных протестантских представителей, лидеров Всемирного Совета Церквей? В середине века тон в экуменическом движении задавало протестантское большинство, которое было внутренне чуждо православию, да и не проявляло к нему серьезного интереса.

Единственной целью диалогов Русской Церкви с инославными в XIX — начале ХХ века было восстановление полного церковного общения, достижение которого мыслилось возможным только на основании полного единства в вере. В экуменическом движении середины столетия достижение единства в вере являлось лишь одной из целей движения, притом не всегда доминирующей. Как мы уже видели, русская богословская мысль начала века понимала восстановление церковного единства только как воссоединение инославных со всей полнотой православной Церкви. Естественно, что такой подход был совершенно чужд протестантскому большинству в экуменическом движении середины века, которые в вопросе о церковном единстве вдохновлялось идеями интерконфессионализма или так называемой теории ветвей, поэтому для православных было весьма затруднительно принять сам термин «экуменический», по крайней мере в том смысле, какой вкладывается в него экуменистами.

Определение понятия «экуменический» было дано на Второй Всемирной конференции движения «Жизнь и деятельность» («Lifeand order») в июне 1937 года в Оксфорде. Цитирую это определение: «Термин «экуменический» относится к выражению в истории единства Церкви. Сознание и деяния Церкви экуменичны, поскольку они направлены на осуществление единой святой Церкви, братство христиан, признающих единого Господа». Как будто этой Церкви нет на земле! Аналогичным образом разъяснял смысл этого термина тогдашний Генеральный секретарь ВСЦ доктор Виссер’т Хуфт: «Следующие причины как будто объясняют широкое принятие этого термина. Оно могло определить природу современного движения сотрудничества и единения, которое стремится выявить (!) основное единство и вселенскость Церкви Христовой». Опять же классическая протестантская идея — выявить единство, как будто оно не явлено в исторически пребывающей на земле Вселенской Церкви Христовой. Таким образом, несомненный для каждого православного факт реального бытия единой святой соборной апостольской Церкви, веру в которую мы исповедуем в девятом члене Символа веры, в данном случае полагается как цель, которая должна еще быть выявлена и осуществлена.

В силу вышеуказанных обстоятельств в Русской Православной Церкви не мог не быть поднят вопрос о том, насколько возможно и оправдано православное свидетельство в таких условиях. Может ли оно дать положительные результаты, не нанесет ли вреда самой Русской Церкви? О том, насколько эти опасения были обоснованы, свидетельствует признание протопресвитера Александра Шмемана, имевшего огромный личный опыт в экуменическом движении, скорее поддерживавшего его, но тем не менее ближе к концу жизни сделавшего следующее заявление: «Характерная особенность участия православных в экуменическом движении заключается в том, что православным не оставили выбора, в том, что им с самого начала назначили вполне определенное место, роль и функцию в рамках экуменического движения. Это назначение основывалось на западных богословских и экклезиологических предпосылках и категориях и выдавало чисто западное происхождение самой экуменической идеи» (опубликовано в статье «Экуменическая боль» в сборнике «Церковь, мир, миссия» М, 1996, с 235). И еще две небольшие цитаты из того же Шмемана: «Всякий, кто всерьез изучал экуменическое движение, мог убедиться, что православные свидетельства (выраженные большей частью, если не исключительно в форме отдельных заявлений православных делегаций, приложенных к протоколам главных экуменических конференций) никогда не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на ориентацию и богословское развитие движения как такового» (с.237-238). «Вопросы, которые Запад предложил православным, были сформулированы (цити­ру­ем еще одно высказывание Шмемана) в западных терминах и отражали специфический западный опыт и путь развития. Ответы же православных строились по западным образцам, подгонялись к категориям, понятным Западу, но едва ли адекватным православию» (с.247). Вот это в значительной мере определяло внутреннюю характеристику экуменического движения. Сомнительна внутренняя адекватность православию тех ответов, которые вынужденно давались в этих экуменических диалогах.

(Окончание следует)

Экуменист

Экуменист

Христианство
Портал:Христианство

· ‎

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства

Ветви христианства
Католицизм · Православие
Протестантизм
Антитринитарии

Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир), экумени́ческое движение — движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий.

Экуменизм возник в начале ХХ века с целью:

  1. усиления влияния христианства;
  2. сопротивления секуляризации;
  3. выработки общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами.
  4. упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту — общему для всех христианскому учению

На данный момент экуменизм понимается как либеральное религиозно-философское течение с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви. Считается, что это будет исполнением слов Христа «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». (Ин.17:22-23)

  • 1 Экуменизм и православная Церковь
  • 2 Экуменизм и католическая Церковь
  • 3 Экуменизм и англиканская Церковь
  • 4 Критика и отрицание экуменизма
  • 5 Экуменистические организации
  • 7 Литература

Экуменизм и православная Церковь

Одними из первых экуменических собраний были: конференция 1920 года в Женеве (Швейцария), Лозанская конференция 1927 года (Швейцария), а формирование экуменического движения в современном виде было довершено конференцией 1945 года в Стокгольме (Швеция).

В январе 1920 года местоблюститель патриаршего престола Константинополя, митрополит Дорофей выпускает энциклику под названием «К Христовым Церквам всего мира», в которой заявляет, что считает возможным взаимное сближение и общение различных, так называемых «христианских церквей», несмотря на догматические различия между ними. Эти Церкви названы в энциклике Константинопольского патриархата «сонаследниками, составляющими одно тело». Митрополит Дорофей предлагает основать «Общество Церквей» и, в качестве первого шага для сближения, принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников».

Через полгода после издания данной энциклики, Константинопольский патриархат принимает участие в экуменической конференции в Женеве (август 1920), которая занималась разработкой принципов экуменического движения.

Следующим заметным этапом в экуменической деятельности Константинопольского патриархата стал «Всеправославный конгресс» 1923 года в Константинополе. В нем приняли участие представители только пяти поместных православных Церквей: Константинопольской, Кипрской, Сербской, Элладской и Румынской.

Конгресс устанавливает изменение церковного календаря, допускает второбрачие для духовных лиц и принимает другие постановления.

Новый стиль вводится в Константинопольской патриархии и в Элладской Церкви в марте 1924, 1 октября 1924 года — в Румынской Церкви. В течение последующих лет на новый стиль перешли Александрийская и Антиохийская церкви.

На московском всеправославном Совещании 1948 года, Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Греческая, Албанская, Польская и Русская Православные Поместные Церкви высказались против экуменизма. В резолюции «Экуменическое движение и Православная Церковь» это представительное совещание категорически отвергло возможность участия в экуменическом движении (см. ЖМП, специальный номер, 1948 г.).

Но ровно десять лет спустя митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (председатель ОВЦС), выступая в Московской духовной академии (см. ЖМП № 6/1958, с.67-73) фактически отменил решения московского Всеправославного Совещания и декларировал изменение позиции РПЦ по отношению к участию в экуменическом движении.

Основным предлогом для отступления от решений Совещания послужило (как и ныне) мнение о необходимости проповеди Православия среди инославных. Более того, митрополит Николай утверждал, что «благодаря участию одних Православных Церквей» произошла «эволюция экуменического движения»… «соприкасаясь с нашей церковной жизнью, многие деятели экуменического движения совершенно изменили свое представление о православии». А поэтому, продолжает митрополит Николай, надо «усилить наше внимание к его развитию».

В 1960 году на должность председателя ОВЦС был назначен митрополит Никодим (Ротов), до сих пор памятный своей экуменической деятельностью. С этого момента РПЦ становится непосредственным и активным участником экуменического движения.

11 апреля 1961 года Патриарх Алексий I выступает с заявлением о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей, в котором подтверждает согласие РПЦ с Конституцией ВСЦ и соответствие РПЦ требованиям ВСЦ к вновь вступающим членам. «РПЦ не только всегда молилась и молится о благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, но и полна решимости нести свой вклад в великое дело христианского единства по линии бывших движений «Веры и Устройства», «Жизни и Деятельности» и «Международной Дружбы посредством Церквей» («Церковная жизнь», № 5-7/1961, с. 95-96).

Архиерейский Собор (июль 1961 г.) в своем определении по докладу митрополита Никодима одобрил вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей и, таким образом, закрепил пересмотр решений московского Всеправославного Совещания 1948 года.

Эпоха в жизни РПЦ с 1960 по 1978 годы, когда ОВЦС находился под руководством митрополита Никодима известна среди противников экуменизма под названием «никодимовщины». Она характеризуется усилением контактов РПЦ с Ватиканом.

Этот период закончился смертью Никодима (Ротова) в 1978 году. Однако экуменический курс остался официальной позицией РПЦ, до настоящего времени являющейся (как и другие православные церкви ) членом Всемирного Совета Церквей и активно участвующей в его работе.

В заявлении Священного Синода от 20 марта 1980 года говорится следующее:

«Труды в экуменической сфере, их развитие и углубление также должны оставаться в центре внимания нашей Церкви. И, в частности, богословские диалоги с неправославными Церквами имеют целью стремление к достижению единства… Мы полагаем необходимым продолжать углублять эти диалоги… Мы считаем необходимым дальнейшее углубление участия Православной Церкви в текущей деятельности ВСЦ, а также Конференции Европейских Церквей» (ЖМП, 1980, № 5, с. 3-6).

На Архиерейском Соборе РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году были приняты «Основные принципы отношения к инославию», в которых сказано, что «Православная церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем „христианским миром“, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров» (II. 4), «совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая «теория ветвей», утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных «ветвей» (II. 5), «Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены» (II. 7).

Однако засвидетельствовав таким образом несогласие с протестантской «теорией ветвей», «Основные принципы» одозначно осудили антиэкуменические настроения: «Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия.» (II. 1), «Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».(II. 2)

Участию РПЦ в экуменическом движении посвящено отдельное приложение, где говорится, что «важнейшая цель православного участия в экуменическом движении всегда состояла и должна состоять в будущем в том, чтобы нести свидетельство о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь истину о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей». Членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей, говорится далее, не означает признания его церковной реальностью самого по себе: «Духовная ценность и значимость ВСЦ обуславливается готовностью и стремлением членов ВСЦ слышать и отвечать на свидетельство кафолической Истины».

Экуменизм и католическая Церковь

После Второго Ватиканского Собора Католическая Церковь частично встала на позиции экуменизма. В частности, это отражено в энциклике папы Иоанна Павла II «Ut Unum Sint», декрете Unitatis Redintegratio, декларации Dominus Iesus и других официальных документах Католической Церкви.

В то же время католический экуменизм не предполагает «упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту — общему для всех христианскому учению». Такая трактовка экуменизма с точки зрения католичества неприемлема, так как католический экуменизм исходит из утверждения о том, что «вся полнота истины пребывает в Католической Церкви». Следовательно, что-то менять в своей догматике КЦ не может Декларация Dominus Iesus.

Декларация Конгрегации вероучения Католической Церкви Dominus Iesus, разъясняющая позицию католиков по данному вопросу, гласит: «Католики призваны исповедовать, что существует историческая непрерывность — укорененная в апостольской преемственности — Церкви, основанной Христом и Католической Церковью: «Это и есть единственная Церковь Христова <…>, которую Спаситель наш по Воскресении Своем поручил пасти Петру (ср. Ин 21,17) и ему же, как и другим апостолам, вверил ее распространение и управление (ср. Мф 28,18) и навсегда воздвиг ее как «столп и утверждение истины» (1 Тим 3,15). Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как сообщество, пребывает («subsistit in») в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним». Словосочетанием «subsistit in» («пребывает в») II Ватиканский Собор стремился уравновесить два вероучительных высказывания: с одной стороны, что Церковь Христова, несмотря на разделения, существующие между христианами, пребывает в полноте лишь в Католической Церкви; с другой стороны — то, что «вне ее ограды также можно встретить множество крупиц святости и истины» (т. е. в Церквах и церковных общинах, не состоящих в совершенном общении с Католической Церковью). Однако, принимая это во внимание, необходимо утверждать, что «сила их исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви».

Суть католического экуменизма состоит не в отказе от части своей догматики ради создания приемлемого для всех конфессий компромиссного вероучения, а в уважении ко всему тому в других конфессиях, что не противоречит уже имеющейся католической вере: «необходимо, чтобы католики с радостью признавали и ценили подлинно христианские блага, восходящие к общему наследию, которыми обладают отделённые от нас братья. Справедливо и спасительно признавать богатства Христовы и действия Его сил в жизни других, свидетельствующих о Христе, иногда даже до пролития собственной крови, ибо Бог всегда дивен, и надлежит восхищаться Им в Его делах» Unitatis Redintegratio.

«Христианам… нельзя полагать, что Церковь Христа — просто собрание — разделенное, но, тем не менее, в чем-то единое — Церквей и церковных Общин; также нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она — цель, к которой должны стремиться все Церкви и церковные Общины. В действительности, «элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической Церкви и, без этой полноты, в других общинах». «Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они обличены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви» Декларация Dominus Iesus.

Недостаток единства христиан, безусловно, ранит Церковь; не в том смысле, что она оказывается лишенной единства, но в том, что разделение препятствует совершенной реализации ее вселенскости в истории.

Декрет об экуменизме Unitatis Redintegratio подчеркивает особую близость к католичеству православных церквей, которые признаются истинными поместными Церквями с действительными Таинствами и священством. Поэтому Католическая Церковь разрешает своей пастве прибегать к Таинствам в православных церквях, если у них нет возможности сделать это в католической общине. Также и православные, при отсутствии возможности прибегнуть к Таинствах в православных общинах, допускаются к ним в католических церквях.

Более отдаленными от католичества признаются протестантские деноминации. Протестантам, при определенных условиях, также разрешается прибегать к Таинствам в католических общинах, если они исповедуют правильное с точки зрения католицизма их понимание.

Католическая Церковь не является участником Всемирного Совета Церквей и ее представители состоят при нем лишь в качестве наблюдателя.

Экуменизм и англиканская Церковь

Англиканская Церковь стоит на последовательно экуменических позициях. Ряд приходов ввели систему open communion, согласно которой в таинствах может принимать участие любой крещеный христианин, признающий догмат Троицы. На своих службах англикане молятся не только за лидеров англиканской Церкви, но и за папу Римского, православных патриархов и других христианских лидеров.

Критика и отрицание экуменизма

  • Святитель Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании (1948 г.) сказал: «…памятуя сущность и цели экуменизма, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь отступление от православной веры, предательство и измена Христу. Экуменизм ещё не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы!»
  • Старообрядчество отрицает экуменизм
  • Известный богослов и профессор С.Троицкий назвал его «самым печальным событием в жизни Православной Церкви в XX веке», а епископ Фотий Триадидский — «роковым шагом по пути к отступлению». Он указывает на то, что, хотя решения Константинопольского всеправославного конгресса были первоначально отвергнуты всеми поместными православными Церквами, но, в конце концов, именно благодаря этим решениям удалось разрушить литургическое и календарное единство православной Церкви. Новоюлианский календарь был введён в большинстве поместных православных Церквей, что стало поводом для расколов внутри некоторых из них и привело к календарной разнице с Церквами, сохранившими старый стиль.
  • Группы, именующие себя Истинно-Православной церковью (кроме исторически связанной с ними Апостольской православной церкви), равно как и старостильники, традиционно стоят на непримиримой антиэкуменической позиции, являющейся одним из основных пунктов осуждения ими канонического Православия.
  • Участие РПЦ в экуменическом движении стало одним из основных поводов разрыва с ней бывшего епископа Диомида.
  • Экуменизм полностью отрицается обществом католиков-традиционалистов Св. Пия X и седевакантистами, не признающими законность власти некоторых римских пап, в т. ч. Бенедикта XVI
  • Протестантский фундаментализм занимает строго антиэкуменическую позицию, хотя и допускает сотрудничество между своими единомышленниками разных деноминаций.

Экуменистические организации

  • Тэзе, община
  • Всемирный совет церквей
  • Европейская конференция церквей

Ссылки

  1. Кроме Болгарской и Грузинской, вышедших из ВСЦ в 1997-98 гг.
  • Всемирный совет церквей
  • Международные экуменистические новости (англ. яз.)
  • Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1902-1948гг.
  • Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1949-1965гг.
  • Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1966-1970гг.
  • Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1971-1980гг.
  • Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1981-1992гг.
  • Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1993-1997гг.
  • Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1998-2002гг.
  • Московский Патриархат: Участие в международных христианских организациях
  • 11 христианских церквей Германии (католическая, протестантские, англиканская, православные и нехалкидонские) подписали декларацию о взаимном признании таинства крещения rusk.ru
  • Экуменизм Научно-образовательный проект «Культурно-конфессиональная структура христианской цивилизации: православие, католицизм, протестантизм — социо-культурный аспект влияния»
  • Прот.М.Козлов Экуменизм. Аудиолекция
  • Экуменическое сообщество святого Франциска Братство, объединяющее как католиков, так и последователей св.Франциска за пределами католической церкви (православных, лютеран, англикан, свободных протестантов).
  • Братство святого Албана и Сергия Радонежского, экуменическая организация англикан и православных христиан, англ. яз.
  • Русскоязычная страница экуменической общины Тэзе (Франция)
  • Интерфакс-Религия, статья «Пропитанная ложью позиция бывшего епископа Диомида приравнивает его к еретикам»

Литература

  • Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902-1998 г. Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата, 1999 (2-е изд.)
  • Архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев). Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. — Санкт-Петербург, 1992. — 304 с.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *