«Мужицкий» Брейгель и две его работы.

Кадр из фильма «Мельница и крест»
Речь пойдет сразу о двух картинах Питера Брейгеля Старшего — «Путь на Голгофу» и «Фламандские пословицы». О первой скажу вскользь и всего лишь в связи… с покупкой мною «всеядного» мультимедиа-проигрывателя. Обнаружилось, что новой мудреной технике все под силу, включая «блю-рей» диски. Это показалось мне неоспоримым преимуществом, однако вот незадача! — таковых дисков в моем хозяйстве не обнаружилось. Решила на пробу приобрести один, выложив за удовольствие целых… впрочем, не важно, много выложив.

Питер Брейгель Старший «Путь на Голгофу»
Выбор пал на фильм, постеры которого мне уже давно попадались в Сети — «Мельница и крест». Привлек он мое внимание, в первую очередь, потому, что на обложке красовался постаревший, но все еще прекрасный Рутгар Хауэр. Я люблю этого мужчину, и ни поколения, ни расстояния не помеха этому чистому и мощному чувству! Кем же еще любоваться в чёртов День святого Валентина?! — только собой, любимой, в зеркале, и Рутгаром на экране. Второй решающий для покупки фактор — фильм о фламандском художнике и его знаменитой работе, а ведь именно нидерландская живопись меня увлекла в последнее время. Правда, больше меня сейчас интересуют «малые голландцы», а они, как известно, проживали именно в Голландии, то есть в бывших Северных провинциях, и творили в 17 веке, а Брейгель был южанином, фламандцем, и жил в 16 веке, но это не суть важно.
Фильм меня немного разочаровал. В качестве эксперимента, для апробации «блю-рей» проигрывателя лучшего выбора, как оказалось, быть и не могло, а вот в качестве хорошего кино — не особенно. Несомненно, киноман получит огромное эстетическое удовольствие от картинки, от визуального впечатления, но вот режиссура слабовата; польский режиссер Лех Маевский до шедевра явно не дотянул. По видимому, он намеренно сдерживал яркие проявления эмоций в мимике и жестах актеров, стилизуя кадр под средневековую картинку, но именно этим он значительно «переврал» самого Брейгеля — мало кому их художников удавалось ТАК передавать эмоции — на грани гротеска, на грани карикатуры.

Питер Брейгель Старший «Фламандские пословицы»
Даже жалко Шарлоту Реминг, такую нервную, почти истеричную в других фильмах: у Маевского, в роли Богоматери, она взирает на казнь сына почти с равнодушием. Жалко Хауэра — его лицо, обычно дьявольски подвижное, в «Мельнице» почти застыло. Он, по сути, играет главную роль — самого Брейгеля, но ему отведена роль скучная и незавидная; по замыслу режиссера он просто «зачитывает вслух» свои мысли и планы. Такая «картонность» и «ходульность», скорее всего, часть режиссерского замысла, но мне этот замысел не понравился. И музыки в фильме мне показалось маловато, особенно, если учесть, что фильм почти без слов.
Тем не менее, фильм посмотреть советую. В конце концов, я высказала лишь свое мнение, а оно может сильно отличаться от мнения других. Кроме того, повторюсь, картинка на самом деле шедевральна! Временами у вас создается полная иллюзия, что вы попали прямо «внутрь» полотна Брейгеля.

Это, в общем-то все, что я хотела сказать о «Пути на Голгофу», так как мне, признаться, всегда больше нравилась другая картина Брейгеля: «Фламандские пословицы». Я давно собиралась с ней разобраться, так как полотно, переполненное символами, населенное странными героями, совершающими нелепые и непонятные действия, всегда привлекало мое внимание своей загадочностью. Фильм «Мельница и крест», «разобранный на части» его авторами, подсказал мне, что давно пора и мне сделать что-то подобное с «Пословицами». Оказалось, что в Сети полно расшифровок всех сюжетных групп героев, мне остается только донести до вас свою интерпретацию. Само собой, пост предназначен для тех, кто, как и я, ранее не знал, что же значит все это веселое безобразие, которое происходит на картине.
Начнем разбирать сложную мозаику слева-направо, с нижней части картины постепенно поднимаясь наверх.

«Она и черта привяжет к подушке!».
Так говорили о женщине, способной на все. Некрасов сказал не менее образно: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!».

«Биться головой о стену»
Тут все понятно — пытаться добиться невозможного.

«Один стрижет овцу, другой — свинью».
Так говорили о людях с разным достатком и удачливостью.

Еще одна пословица: «Шерсть стриги, но шкуру не снимай!»
Таким образом советовали не переходить границ.

«Закопали колодец, как теленок утонул»
Это о предосторожностях, предпринятых с опозданием. Как у нас: «Гром не грянет — мужик не перекрестится!»
«Чтоб достичь чего-то в этом мире, нужно как следует поклониться!»
Все время думала — и что это за пузырь? А это, оказывается, земной шар.
«Весь мир крутится вокруг его пальца»
Это о законченном эгоисте, думающем только о себе, или о весьма могущественном человеке.
«Пытается тянуть за длинный конец»
Это о человеке, который хочет обстряпать выгодное дельце, «Поймать удачу за хвост»
«Опрокинутую кашу не всегда можно собрать!»
У нас есть наподобие: «Разбитую чашку не склеишь!»
«Не дотягивается ни до одного из хлебов»
«Едва сводить концы с концами» или что-то вроде этого. Думаю, мог бы быть еще один вариант: «Пытаться сесть одним задом на два стула»
«Мотыга без ручки»
Так говорили о бесполезном предмете
«Искать топорик»,
или ищет лазейку, увертку, отговорку
«Грызет столб»
Так говорили о религиозных фанатиках, ханжах, святошах
«В одной руке огонь, в другой — вода»
О лицемерном, двуличном человеке
«Свинья вытаскивает затычку из бочки»
О безалаберном хозяине, к которого в доме беспорядок
«Вешать бубенчик на кота»
Две версии — либо поднимать скандал на ровном месте, либо разбалтывать секрет
«Вооружен до самых зубов», у нас тоже такое есть образное выражение
«Вешать на мужа синий плащ»
Обманывать его, изменять. Здесь аллегория очевидна — молодая крепкая жена укутывает старика-мужа до самых глаз. Так как группа расположена в центре картины,у полотна было второе название: «Синий плащ»
«Прясть с чужого веретена»
Разносить непроверенные сплетни
«У свиньи вспорот бок»
Дело сделано, и самым решительным образом
«Осыпать свиней маргаритками»
То же, что и метать перед ними же бисер

«И господу привяжет накладную бороду»
Лицемерить, постоянно обманывать и все перевирать
«Не ищи другого в печке, если сам там был»
Человек, подозревающий другого, наверняка сам грешен
«Зевать в печку»
Прилагать бесполезные усилия, переоценивать себя
«Жарить селедку, чтобы поесть икры»
О неразумной расточительности
«Сидеть в золе между двух стульев»
Быть нерешительным
«На этом доме ножницы на вывеске»
Считалось, что все портные, на домах которых обычно вывешивали ножницы, так и норовят обжулить, надуть клиента. Поэтому пословица означала: «Здесь вас обманут»
«Всегда грызет одну кость»
Человек, помешанный на чем-то, постоянно говорящий об одном и том же
«Говорить двумя ртами»
Лицемерить
«Щупать куриц»
Значит, пытаться нащупать и пересчитать еще не появившиеся яйца — забегать вперед, «делить шкуру не убитого медведя»
«Носить свет корзинами»
Заниматься напрасным делом
«Жечь свечи перед чёртом»
Льстить неправедному человеку
«Исповедоваться чёрту»
Довериться негодяю, врагу
«Лиса и журавль»
Два обманщика, которые пытаются обмануть друг друга, оба могут остаться обманутыми
«Ложка для снятия пенок»
Прихлебатель, тунеядец
«Мочиться на костер»
Придавать слишком большое значение суевериям и ритуалам (?)
«Ловить рыбу без невода»
О хитреце, который пытается получить выгоду от чужой работы.
«Две собаки всегда из-за кости подерутся»
О невозможность примирения между людьми с пересекающимися интересами
«Сидеть на горящих углях»
Торопиться. быть нетерпеливым
«Взять куриное яйцо, оставив гусиное»
О неправильном выборе
«Провалиться сквозь корзину»
Потерпеть неудачу («сесть в калошу»)
«Селедку подвешивают за ее же жабры»
Ответственность за свои дела
«Больше, чем в выпотрошенной селедке
Содержание, скрытое за видимым, «не все так просто», «в этом что-то есть»
«Мир вверх тормашками»
Все перепуталось
«Как карты лягут»
Все зависит от случая, от удачи
«Оставлять в гнезде последнее яйцо»
Быть предусмотрительным, оставлять про запас
«Там висит горшок»
Все наоборот
«Мочиться на луну»
Тратить время на бесполезные потуги
«Ловить рыбу позади невода»
Упустить возможность, отставать от тех, кому улыбнулась удача
«Большая рыба ест малую»
Кто сильнее, тот и «съел» слабого, пока не съели его самого
Вот такие пословицы. Но ведь вы поняли, что это только половина! Позднее будут остальные.
Приятного вечера!

LiveInternetLiveInternet

«Мельница и крест» Леха Маевского — фильм любопытный, конечно, не для тех кто любит бодрый экшен. Сама идея «оживить» картину интересна. Картины Брейгеля вызывают желание уйти в них и гулять по нарисованному пейзажу, смотреть на то, как жили тогда люди. Режиссер именно это и сделал. Может быть идея пришла всё-таки после «Соляриса» Андрея Тарковского, там герои «уходят» в картину Брейгеля и мы слышим звуки, словно доносящиеся из того времени.

Брейгель в исполнении Рутгера Хауэра находится внутри картины и занят её созданием.

Картина «Путь на Голгофу», написанная в 1564 году, находится в Вене.

То, что история Христовых страстей происходит в пейзаже современном живописцу — не исключительно его видение. Многие художники изображали библейских персонажей в одежде своих современников и в соответствующем антураже. Времена для Фландрии были тогда тяжелые, испанская инквизиция боролась с протестантами и повсюду был террор.

Христа распинают испанские солдаты.

Мельница, стоящая на верху горы в фильме становится символом времени, его неспешного круговорота, который перемелет всё.

Самого Христа в фильме нет, есть Мария, в исполнении Шарлотты Ремплинг.

Работа польской художницы по костюмам Дороты Рокепло впечатляет. Конечно, она изучила живопись того времени и не только самого Брейгеля. Сочетание живописного фона с живыми людьми дало удивительный визуальный эффект. Прекрасно подобрана цветовая гамма костюмов, гармонично соединившаяся с колоритом картины и пейзажем. Каждый кадр можно остановить и рассматривать. Художник, видя красоту мира, восклицает:»Остановись, мгновенье, ты прекрасно !» Режиссер заставляет прекрасную картину двигаться.

Фильм снимался в Чехии и Польше.

Интересно почитать интервью с режиссером , Лех Маевский расказывает журналисту Олегу Сулькину о том, как родилась идея снять фильм:
«Писатель Майкл Гибсон увидел в парижском кинотеатре мой фильм «Ангелюс». Он написал очень хорошую рецензию. В ней было сказано, что у меня «брейгелевское сознание». Гибсон прислал мне свою книгу «Мельница и крест». Будучи художником, я много читаю литературы по истории искусства. Часто это очень скучные, наукообразные книжки. Работа Гибсона, напротив, увлекательнейшее эссе, триста страниц, которые проглатываешь залпом. Мне это очень помогло дешифровать скрытые смыслы и символику картины Брейгеля «Несение креста». У меня в голове стали роиться образы, навеянные картиной. Я давно люблю Брейгеля, я погружаюсь в его картины и живу в них.
О.С.: Чем вас привлекает Брейгель?
Л.М.: Коротко не скажешь. Мне, например, очень важно, что он изображает своих героев поверженными, терпящими неудачу, как, например, Икара. В «Несении креста» Иисус почти незаметен; толпы людей, населяющие полотно, не смотрят на него, а занимаются своими делами. В этом тотальном невнимании заложен какой-то глубинный смысл.
О.С.: Таким образом, ваше увлечение Брейгелем счастливо совпало со знакомством с книгой Гибсона…
Л.М.: Никаких совпадений не бывает. Все происходит в соответствии с законами бытия, которые не всегда нами познаваемы и объяснимы.
О.С.: Так вы фаталист?
Л.М.: Нет, необязательно. Просто есть синхронность определенных событий, проявляющаяся в жизни каждого конкретного человека. Мы не всегда отдаем себе в этом отчет. Но это вовсе не фатализм.
О.С.: Ваш фильм было бы невозможно сделать даже всего десять лет назад. Насколько активно вы использовали компьютерные технологии?
Л.М.: Три года были наполнены напряженным трудом. Каждая задумка давалась с мукой. Мы долго искали компьютерные решения для каждой сцены. В принципе нужно было создать наново электронную вселенную, населенную персонажами Брейгеля. Вначале мне казалось, что Брейгель следует законам ренессансной перспективы. Однако оказалось, что в картине «Несение креста» использованы семь различных перспектив. Получив превосходную репродукцию из музея Вены, где она хранится, я нарисовал пейзаж поверх персонажей картины, используя фрагменты ландшафта, написанные Брейгелем и домысливая все остальное. И оказалось, что каждый тематический узел с людьми имеет свою, отдельную перспективу. Такой фантастический театр Брейгеля с пятьюстами актерами!
О.С.: Почему Брейгель изображает путь на Голгофу как современную ему сцену?
Л.М.: Это очень сложный вопрос, которому посвящены тома научных исследований. Вслед за Брейгелем мы показываем Христа как простого молодого фламандца, а его мучителей в образе испанцев, которые тогда владели Фландрией. Если очень коротко, то путь Христа повторен многажды за историю человечества. Отдельные люди продолжают идти на Голгофу за свои убеждения.
О.С.: Мало кто представляет себе образ жизни Фландрии XVI века, который вы воссоздаете в фильме. Где вы черпали историческую и этнографическую информацию?
Л.М.: Что бы я ни ставил, оперу ли, театральную пьесу, фильм, я долго готовлюсь, изучая все имеющиеся в наличии материалы. Мои помощники раздобыли нужные научные книги и исследования, в которых описывается образ жизни людей в ту эпоху. Я узнал много интересного, что пригодилось для съемок. Например, обычай, когда юные девушки прикладывают каравай хлеба к голому животу. В этот обычай вкладывался глубокий смысл – ожидание беременности как желанного состояния для женщины. Хлеб является также одним из символов тела Христова, и прикосновение его означало божественное благословение.
О.С.: В одном из эпизодов женщины моют порог дома. Это тоже старинный обычай?
Л.М.: Да. В Нидерландах того времени надлежало вход в дом держать безукоризненно чистым. Внутри может быть сколько угодно грязно, а вот порог должен сверкать чистотой. В старинных голландских домах деревянный порог обычно сильно изношен, и я теперь знаю почему.
О.С.: Любопытны крестьянские танцы. Какие-то неловкие движения вприпрыжку…
Л.М.: Хореограф руководствовался движениями танцоров, запечатленными в жанровой живописи того времени.»

«Путь на Голгофу», Якопо Бассано — описание картины

Путь на Голгофу — Якопо Бассано. 1545-1550. Холст, масло. 145 х 133 см.
На картине изображен легендарный момент из библейского предания, когда Иисус Христос нес крест на своей спине по крестному пути на место казни – на Голгофу. В тот момент, когда он буквально падал без сознания от изнеможения, добросердечная женщина, названная в Библии Вероникой, подала ему плат или убрус – кусок чистой льняной ткани. После того, как Христос отер свое лицо от пота, на плате остался отпечаток его божественного лика. Плат Вероники считается одной из самых больших реликвий католической церкви и хранится в Ватикане.
В этой картине Бассано показал себя превосходным живописцем и колористом, мастером деталей и светотени. Хотя пейзаж занимает минимальную часть полотна, он тоже написан с огромной старательностью и аккуратностью. Несмотря на мрачный и трагический сюжет, картина выполнена в характерных для художника ярких и жизнерадостных цветах. На Иисусе красивый нежно-сиреневый хитон, а Вероника одета по моде эпохи Ренессанса в пышные, многослойные наряды сочных оттенков. Столь же красочно убраны и остальные персонажи полотна.
Отдельно нужно упомянуть о сложной композиции картины. Это характерная для Бассано черта, но в этой работе она еще и сумела придать статичному изображению необыкновенную динамику. Диагональное расположение фигур, протянутые руки, падающий крест, вытянутые бегущие фигуры – все это придает картине необыкновенную экспрессию.
В сочетании с великолепным выбором красок и тщательнейшей проработкой всех деталей сложная композиция оказывается очень выигрышным решением. Полотно можно рассматривать очень долго, всматриваясь в лица людей, на которых отражаются самые разные чувства – скорбь, жалость, сострадание, любопытство, равнодушие. Особенно поражает одухотворенное лицо Христа. Несмотря на страдание, оно светлое, а не искаженное муками, словно он уже находится в Царстве Небесном.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *