К ней обращаются с молитвами о помощи, просьбами об исцелении или заступничестве. Говорят спасибо за оказанную помощь, в тяжелых жизненных ситуациях. Ее считают символом наивысшей доброты, кротости, целомудрия и мудрости. Она – Божья Матерь, иконы которой есть в каждом православном храме, а все образы трудно перечислить и обозреть. Также она присутствует и в домах людей, которые верят в Бога, соблюдают его заповеди.

Различные варианты икон

Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.

Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:

  • Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
  • Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
  • Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
  • Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.

Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:

  • Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
  • Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
  • Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
  • Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.

Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону

Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.

Общие детали образа

На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.

Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.

Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.

Рекомендуем прочитать: В чем помогает Андрониковская икона Божией Матери?

Молитвы Пресвятой Богородице

На самом деле молитв огромное количество, также как икон. Разные образы могут прославляться в разные дни церковного календаря.

Молитва 1

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Молитва 3

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Богородица Умиление: значение иконы для православных христиан

Икона «Умиление» изображает Деву Марию до рождения младенца Иисуса, но после Благовещения. У Пресвятой Богородицы на этом изображении восторженное, светлое, радостное выражение лица. Оно отражает то состояние умиления, которое испытывала Дева Мария, узнав о том, что ей предстоит стать Божьей Матерью.

У Пресвятой Девы на этой иконе полуопущенные глаза, немного наклоненная голова, скрещенные в молитве руки. Данный образ символизирует смирение перед Божией волей, целомудрие, кротость. Икона Умиление изображает тот момент, когда Архангел Гавриил сообщил Богородице о миссии, которая на нее возложена. День этого святого образа отмечается 1 и 10 августа.

История Святого Образа

Изначально лик Умиления был выполнен на холсте, прикреплённом к доске из кипариса. Автор иконы и история ее написания неизвестны, однако специалисты предполагают, что чудодейственный образ появился в конце XVIII века. Широкую известность лик приобрел благодаря Серафиму Саровскому.

Преподобный был способен видеть души людей и молиться об их исцелении. Он просил у Пресвятой Богородицы заступничества для страждущих. Рядом с иконой располагалась лампадка, масло из которой обладало целебными свойствами. Преподобный Серафим Саровский смазывал тела больных этим маслом, после чего люди исцелялись.

Преподобный называл икону Богоматери «Радостью всех радостей». Серафим Саровский умер, стоя на коленях прямо перед этим образом. Спустя некоторое время Николай II презентовал чудодейственному образу праздничный венец из жемчужин и драгоценных камней, а также роскошную ризу.

В 1991 году икона была передана Московскому патриарху Алексию II, а он переместил ее в патриаршую церковь. Ежегодно икона переносится в Богоявленский Собор для поклонения. Со временем было изготовлено множество копий этой иконы, и некоторые из них обладают чудодейственной силой, сопоставимой с силой оригинала.

Женская помощница

Чудодейственный лик по праву считается женским. Представительницы прекрасного пола обращаются к Пресвятой Деве в период бед и болезней. Но не только в этом способна помогать Богородица Умиление. Через этот образ родители обращаются к Первообразу с просьбой сохранить чистоту, целомудренность и добрый нрав дочери.

К Деве Марии люди обращаются за заступничеством, когда нуждаются:

  1. В избавлении от различных недугов, как физического, так и душевного характера.
  2. В скорейшем наступлении беременности и ее благополучном протекании, а также в максимальном облегчении процесса родов.
  3. В избавлении от злобы и безнравственных мыслей, в обретении гармонии, умиротворения.
  4. В преодолении сложностей переходного возраста, избавлении юношей и девушек от тех душевных тягостей, с которыми сталкиваются подростки.
  5. В поиске достойных спутников жизни для девушек, в обретении семейного счастья и гармонии.

Считается, что если попросить поддержки у Девы Марии, то она обязательно поможет, но при условии искренней веры в ее помощь. И чем сильнее вера, тем скорее молящийся получит то, о чём просит заступницу.

Значением иконы определяются те чудеса, которые были сотворены Богом при посредничестве Богородицы Умиления. Так, зафиксированы случаи, когда благодаря лику люди избавлялись от тяжёлых онкологических заболеваний. Например, одна женщина долго молилась перед образом Девы Марии незадолго до предстоящего хирургического вмешательства по поводу злокачественной опухоли. В результате операцию отменили, поскольку на очередном обследовании новообразование просто не обнаружили. Оно исчезло, не оставив следа.

Нужно помнить, что все иконы Божьей Матери помогают в тяжёлые моменты жизни как отдельного человека, так и всего Православного Мира. Пресвятая Дева является первой молитвенницей и защитницей христиан перед Божьим Престолом, поэтому к ней можно обращаться в любых душевных терзаниях, болезнях и нуждах. Она всегда услышит искренние молитвы и поможет просящим.

Общаться с Девой Марией можно как своими словами (но обязательно идущими от сердца!) так и при помощи специальных молитв.

Икона Древо Жизни — значение, история, в чем помогает

В православии существует целый ряд редких, необычных по композиции образов. Икона «Древо Жизни» — представляет как раз такой уникальный случай. Он отсылает верующих одновременно к нескольким местам Священного Писания. И далеко не сразу образ раскрывает свое значение.


Райское дерево?

При словосочетании «Дерево жизни» многие христиане могут представить себе то самое дерево, которое Господь посадил среди райского сада. От него люди могли вкушать плоды, которые и дарили им бессмертие. После изгнания из рая Адаму и Еве это стало недоступно. По мнению некоторых толкователей, под деревом подразумевается Христос. Но икона «Древо жизни» рассказывает не о райских временах.

На самом деле образ даже называется по-другому — Спас Лоза Истинная. Название это отражает евангельские строки, которые встречаются у Иоанна (15 гл. ст. 1, ст. 5). Икона имеет греческое происхождение, встречается с 15 в. Имеется несколько вариантов композиции.

  • Христос изображается посреди виноградной лозы. От нее отходят ветви, где размещаются Богородица, апостол Иоанн (любимый ученик Христа и человек, познавший всю глубину Божьего Откровения), другие ученики Иисуса. То есть икона дословно иллюстрирует слова Евангелия.
  • Поздняя версия является более аллергической, не такой буквальной. Она открывает смысл фразы в богословском контексте, поскольку указывает на Евхаристию. В руках Спасителя вырастает лоза, которую Он отжимает в Чашу для Причастия. Греки подписывали свои иконы «Αμπελος» (виноградная лоза).

Церковь сравнивается с Деревом и в других местах Священного Писания. Значение иконы «Древо Жизни» глубоко назидательно. Церковь, как единство верующих людей, не является чем-то раз и навсегда определенным. Это живой организм, который развивается. Да, начало ему положили апостолы, но задача каждого христианина — вносить свой вклад, не быть сухим листом, потому что бесплодные ветви будут срублены и сожжены в огне.

Дерево Жизни не просто питает человека Кровью Спасителя, верхушка его касается райских небес, и тот, кто является листом или ветвью этого дерева, обязательно сам «прорастет» в райские обители.

История святого образа

Впервые икона появилась в 15 в. в одной из греческих монашеских обителей. Считается, что автором стал один из братьев. Варианты изображений со временем могли меняться, но значение иконы «Древо жизни» оставалось прежним. Она помогает внимательному верующему в полной мере осмыслить все главные христианские догматы.

Каждый человек имеет родословное древо, но Христос является объединяющим звеном для всех людей на Земле — независимо от цвета кожи, расы, возраста, места и времени проживания. Любой, принявший крещение, становится членом огромной небесной семьи во главе с Господом. Недаром христиане обращаются друг к другу — «брат», «сестра». Как все люди имеют общего предка — Адама, так Христос стал общечеловеческой плотью и кровью после Голгофской жертвы.

Образ Древа нередко встречается в Библии. Он означает мудрость, которая является самым ценным сокровищем праведника. Немногословный и основательный человек, чьи корни глубоко в Заповедях Божиих — вот кто вкусит Плод Жизни. В древней Палестине Древо указывало на присутствие Господа. Поскольку иудеи очень часто впадали в грех язычества, был период, когда они поклонялись Астарте, который изображается в виде дерева. Встречалось такое изображение и в других языческих культах, в том числе у славян.

Но только Христос придал совершенный смысл изображению Древа Жизни, вместо обычных соков в нем течет Кровь Господа, Его плоть — ветви, а христиане — листья. Перед этой иконой можно читать любые молитвы Христу, Святому Духу, Троице.

Богородичное древо

Существует в Православии и другое «древо» — Богородичное. Оно включает целых 16 образов Царицы Небесной:

  • Скоропослушница;
  • Тихвинская;
  • Неупиваемая чаша;
  • Знамение;
  • Донская;
  • Казанская;
  • Владимирская и др.

В центре композиции — сцена Рождества. Крестообразно сложив руки на груди, Богородица смотрит на спеленатого Младенца. Расположение клейм схоже с «Древом Жизни» Спасителя. Что означает эта икона? Центральный сюжет показывает, что основа всему — Рождение Христа. Именно это событие сделало Марию Богородицей, и навсегда изменило ход человеческой истории. Теперь от грешной земли, через Божию Матерь и Христа человек, как по ветвям дерева, может достигнуть райских обителей. И только так.

Указывается и на связь всех икон Царицы Небесной. Каждая из них имеет собственную историю, но общее у них — одно. Разумеется это весть о чудесном событии, произошедшем в Вифлееме. Без него не было бы христианства, не прозвучала бы радостное «Слава в вышних Богу!»

Только этим значение иконы «Древо жизни» не ограничивается. Богородица помогает верующим достичь Горнего Иерусалима, который в легкой дымке изображен внизу иконы. После Страшного Суда будет уничтожена земля, и создана новая, в новом Иерусалиме будут жить со Христом верные — те, кто сумел при жизни сохранить Его заповеди.

Также древо украшено алыми розами, которые символически указывают на кровь, пролитую Христом. На самом верху композиции, в отдельном клейме, располагается Святая Троица — так называемый «новозаветный» вариант в виде трех Ангелов за трапезой (как на иконе Рублева). Указывает на то, что вершиной всего является Бог, и к нему должна быть направлена жизнь человека.

  • Образ является новейшим, первые сведения о нем появились в нынешнем веке. Автор пока остается неизвестен, как и происхождение. Соответственно, официального признания икона не получила, церковного празднования не имеет. Но духовенство разрешает иметь этот образ дома, возносить молитвы перед ним, возжигать свечи. Икона прекрасно выражает почитание Царицы Небесной, которое выказывает ей российский народ на протяжении многих веков.

Поскольку здесь много разных икон, обращаться можно к любой из них — ведь адресатом будут либо Христос, либо Божия Матерь. Читать можно любые молитвы, написанные какой-то конкретной иконе, Спасителю. Ограничений на просьбы нет — молитвы составлены не для того, чтобы как-то отсеивать просьбы верующих, а чтобы научить их выстраивать свою речь, составлять собственные прошения. Конечно, молитвы, в которых человек требует причинить кому-то неприятности, будут отвергнуты.

Молитвы ко Господу Иисусу Христу

Молитва первая

Господи Иисусе Христе, Боже мой, покрый мя и раб твоих (имена) от злобы супостата нашего, зане сила его крепка, естество же наше страстно и сила наша немощна. Ты убо, о Благий, сохрани мя от смущения помыслов и потопа страстей. Господи, Пресладкий мой Иисусе, помилуй и спаси мя и рабов Твоих (имена).

Молитва вторая

О, Господи, Иисусе Христе! Не отврати лица Твоего от нас, рабов твоих (имена) и уклонися гневом от рабов Твоих: помошник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

Молитва третья

Помилуй мя, Господи, и не даждь мне погибнуть! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь! посрами, Господи, борющаго мя беса. Упование мое, осени над главою моею в день брани бесовския! борющаго мя врага побори, Господи, и обуревающия мя помыслы укроти тишиною Твоею, Слове Божий!

Молитва четвертая

Господи! Се сосуд Твой семь: наполни мя дарованиями Духа Твоего Святого, без Тебя я пуст всякого блага, или паче полн всякого греха. Господи! Се корабль Твой семь: исполни мя грузом добрых дел. Господи! Се ковчег Твой: исполни его не прелестью сребролюбия и сластей, а любовию к Тебе и к одушевленному образу Твоему — человеку.

Молитва пятая

Тебе, Господи Боже мой, главу мою преклоняю, и во исповедании сердечном вопию: согреших, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин просити от Тебе прощения; но Ты якоже блуднаго сына, помилуй мя, раба Твоего (имя), яко мытаря оправдай мя, и яко разбойника Царствия Твоего сподоби. Господи! Даждь мне зрети мои прегрешения, чтобы я не презирал грешников, мне подобных, и не питал к ним зла в сердце за грехи их, и сам бы себя презирал по достоинству, как грешника первого, сам к себе — к своему плотскому человеку — всегда питал непримиримую злобу.

Отличная статья 0
Читайте далее:

Свое наименование этот образ Богоматери получил по поводу явления Небесной Владычицы св. Иоанну Кукузелю, жившему в XII веке. Иоанн, происходивший из Царьграда, в молодых летах готовился в придворные певчие. За свой прекрасный голос он был любимцем патриарха и царя, и все предвещало ему в будущем хорошее положение, но душа его жаждала духовных подвигов. И вот юный Иоанн тайно покидает Константинополь и избирает местом своих подвигов Афонскую гору, слава о подвижниках которой далеко была известна. Придя на Афон, Иоанн направился в лавру св. Афанасия. Встретивший юношу привратник спросил его, кто он и что ему нужно. — Я пастух и хочу быть иноком, — отвечал Иоанн. Привратник доложил о пришельце настоятелю, и так как монастырю нужен был пастух, то Иоанн принят был с радостью. С великой благодарностью принял Иоанн от игумена иночество и стал пасти стада коз. Между тем, опечаленный уходом Кукузеля царь послал гонцов во все страны искать своего любимца. Некоторые из посланных были и на Афонской горе, но не нашли его здесь, так как и сами лаврские иноки не знали, кто у них скрывается под званием пастуха. Но один случай открыл тайну Кукузеля. Однажды, удалившись со стадом от обители, Иоанн запел одну церковную песнь. Даровитый певец, надеявшийся, что никого нет вблизи, с великим воодушевлением и искусством славил Господа. Но около того места подвизался один старец. Услышав чудное пение, он вышел из пещеры, и глазам его представилась дивная картина. Пастух пел свой гимн, а неразумные животные стояли вокруг певца и смотрели на него. Старец поведал обо всем игумену. Настоятель призвал к себе пастуха и спросил у него, не он ли тот Кукузель, которого ищет царь. Иоанн пал к ногам игумена и со слезами просил у него прощения, говоря: — Я грешный и недостойный раб твоей святыни; но молю тебя, оставь меня при этом послушании, которое дал ты мне сначала, и не допусти, чтобы царь взял меня отсюда силой. Игумен, видя искреннее и горячее желание инока посвятить себя на служение одному Богу, внял просьбе Кукузеля. Он нарочно отправился в Царьград и умолял царя оставить Иоанна в обители. Когда царь выслушал дивную повесть игумена об Иоанне, он прослезился и воскликнул: — Жаль мне единственного певца! Жаль мне моего Иоанна. Но если он уже постригся, то пусть остается в иночестве: спасение души дороже всего; пусть молится о моем спасении и о царстве моем. Кукузель остался в лавре, но уже не в звании пастуха; он назначен был певцом на клиросе. Жаждавшая уединения душа Иоанна стремилась к безмолвию и совершенному отшельничеству. Он упросил игумена позволить ему уйти в затвор. Получив настоятельское благословение, Кукузель удалился на юг от лавры, построил себе особую келью с церковью и здесь в уединении предался подвигу совершенного безмолвия. Только в воскресный день братия видели Иоанна в обители на клиросе, шесть же других дней седмицы Кукузель безвыходно подвизался в своем затворе. Скоро после своего удаления из обители Иоанн сподобился чудесного видения Небесной Владычицы. Однажды утомленный Иоанн задремал в храме против образа Богоматери, перед которым обычно совершался акафист. Во сне перед ним предстала Пречистая Дева, окруженная сиянием неземного света и держащая в руке золотую монету. Обращаясь к Кукузелю, Богоматерь сказала: — Радуйся, чадо мое Иоанне! Продолжай петь Мне, и Я за это не оставлю тебя. При этих словах Она передала Иоанну золотую монету. Пробудившийся инок с удивлением обрел у себя в руке златницу. Со слезами умиления и благодарности упал Кукузель перед образом Богородицы. Монету он отдал в церковь, и много чудес совершилось через нее. Исполняя веление Богоматери, Иоанн никогда с того времени не оставлял клироса и не переставал воспевать песнопения в честь Матери Божией. От долгих стояний у Кукузеля заболела нога. Болезнь все усиливалась, и вскоре из ноги начал течь смрадный гной. Тогда явилась больному Богоматерь и сказала: — Будь отныне здрав! И тотчас Иоанн стал совершенно здоровым, и до самой смерти нога его уже не болела. Исполняя послушание певца, Иоанн все остальное время посвящал подвигам поста, молитвы и глубокого смирения. О своей кончине Кукузель извещен был заранее в чудесном откровении. По завещанию преподобного, прах его был погребен в построенном им храме свв. Архангелов. По имени этого подвижника и икона Богоматери, перед которой Иоанну было видение, называется «Кукузелисса». Богоматерь на ней изображена с Предвечным Младенцем, держащим в правой руке свиток, а в левой — державу. Перед пречистым образом Богородицы горят три неугасимые лампады.

Представление о «строгановских письмах» связано с искусством, выросшим на почве северо-восточных провинций, искусством с несколько архаизирующей тенденцией, стремлением к стереотипности художественных приемов. Возможно, в этом сказалось новгородское происхождение Строгановых. Понятие «строгановские письма» (Строгановская школа) удерживается в искусстве, как дань традиции, принятой в среде иконописцев, а также ввиду бесспорной роли Строгановых как меценатов. О неопределенности принятой классификации стилей можно судить по тому, что одно и те же мастера – Прокопий Чирин, Никифор и Назарий Савины – работали для Годуновых, Строгановых и Романовых.

  • Икона Богоматери Казанская. Россия. Прокопий Чирин. 1606 г. Дерево, левкас, темпера. Размер 31 x 24 см.
  • Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Трехстворчатый складень. XVII в. ГРМ.

Имя Прокопия Чирина приобрело чрезвычайную известность для последующего поколения. Переводы рисунков П. Чирина бережно хранились, собирались. Талант художника проявился более всего в миниатюре, в искусстве станковой, камерной живописи. В собрании ГТГ имеется несколько икон «Никита Воин», «Казанская Богоматерь», трехстворчатый складень «Владимирская Богоматерь» с праздниками и ликами святых и др.

Икона «Никита Воин» предназначалась для Благовещенского собора в Сольвычегодске и является центральной частью трёхстворчатого складня, на створках которого другой художник написал житие святого. В надписи на обратной стороне образа указано, что 15 (25) сентября 1598 года «он был «обложен <…> серебром чеканным и позолочен и украшен камением и жемчуги <…> строением Никиты Григорьева сына Строганова».

  • «Никита Воин» 1593 г. 29 х 22 см, ГТГ

На иконе «Никита Воин» тонкая, хрупкая фигура святого помещена слева, как бы прижатая к краю иконы. Слегка подогнув колени и склонив голову, он обращается с молитвой к Богоматери, изображенной сверху в правом углу иконы. Фигура Никиты, очерченная замысловатым, изломанным контуром, выступает на темном, почти черном фоне. На нём лазоревый плащ с серебристым отблеском, золотая, тонко прочерченная кольчуга и золотые сапожки, белая рубаха с голубовато-серебристым отливом, нарукавники и меч; на коричневато-золотистом лице ярким пурпурным пятнышком выделяются губы. Образ Никиты по-своему выразителен. Хрупкий, слабый, с подгибающимися коленями, затерянный в пустоте тёмного фона, он очень далёк от героических персонажей русского искусства XIV-XV веков. Дарование П.Чирина наложило свою печать на последующее искусство царских иконописцев. После смерти Чирина его штатное место до 1650 г. не было занято другими иконописцами.

Искусство «строгановцев» – элитарное, иконы создавались для домашних божниц, для обихода царского двора. Строгановские иконы всегда небольшого размера, с очень мелкими, тщательно прорисованными деталями, с преобладанием чисто графических приемов письма, так что изображения становятся похожими на роскошную гравюру.

Список использованной литературы:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *