митрополит Антоний (Храповицкий)

Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей

В миру Храповицкий Алексей Павлович, родился 17 марта 1863 г. в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877-1878 гг.1).

Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В ранней молодости находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же.

В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 году был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества.

Академическая карьера

В 1885 году по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1886 год.

В 1886 году назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.

В 1887 году был избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета. В «Церк. Вестнике» за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре «Введение в круг богословских наук» той же Академии до 1890 года.

В 1888 году получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». В том же году утвержден в звании доцента Академии.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии.

В 1890 году получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую духовную академию.

При нем был основан, 8 ноября 1891 года, академический журнал «Богословский Вестник».

По воспоминаниям прот. Сергия Четверикова, учившегося в МДА в то время, «владыка Антоний был сердцем нашего академического мира… Двери его покоев во всякое время были открыты для студентов. Сам он часто приходил на нашу вечернюю молитву в академическую церковь и после молитвы о чем-нибудь беседовал. Он умел подойти к каждому из нас, и из наших отношений с ним был устранен дух формализма и официальности. Мы жили согретые его любовью и лаской. И вместе с тем эти отношения были чужды всякой фамильярности. Мы чувствовали его неизмеримое превосходство… Он впервые, может быть, многим из нас раскрывал смысл православного пастырства как любовного и самоотверженного приятия в свою душу своей паствы, переживания вместе с нею всех горестей и радостей, всех испытаний, искушений и падений своих духовных чад и возрождения и восстания силою сострадательной любви и молитвы»2).

В 1895 году назначен ректором Казанской духовной академии. Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским), настаивавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет.

Викарий Казанской епархии

7 сентября 1897 года был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).

1 марта 1899 года назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.

Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние «пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи». Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой «внушения».

На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов – проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской.

Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония (Вадковского). Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

За период ректорства в духовных академиях епископ Антоний постриг более 60-ти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями. Уже в позднейшие годы в своих поучениях он много и убедительно говорил о том, какие тяжелые жизненные последствия постигают тех, которые предполагая вступить на путь монашества, как бы услышав зов Божий, по каким либо житейским соображениям уклонились от этого пути.

Епископ Уфимский и Мензелинский

14 июля 1900 года переведен на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру.

По предложению и.д. ректора, инспектора Казанской академии от 17 августа 1900 г., Преосв. Антония, епископа Уфимского и Мензелинского постановили: избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии ввиду высокопреосвященной и плодотворной деятельности, ввиду его солидных литературных и научно-богословских трудов, ввиду выдающегося церковно-ораторского таланта и неутомимого проповедования слова Божия и, наконец, ввиду его щедрой благотворительности и материального вспоможения нуждающимся студентам Академии.

На Волынской кафедре

27 апреля 1902 года назначен епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры.

В 1906 году возведен в сан архиепископа.

В 1908 году управляя Волынской епархией, он первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу «Русский Инок». Антоний с юных лет был большим приверженцем патриаршества. На учебнике русской истории Илловайского его рукой нанесены заметки, восхваляющие патриарха Никона и порицающие царя Алексея.

В 1911 году был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1912 году был назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.

На Харьковской кафедре

14 мая 1914 года был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

1 мая 1917 года был уволен на покой, согласно прошению, с назначением ему местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии.

16 августа 1917 года вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Арсением Новгородским. В то время народная молва оценила его как «самого умного» из архиереев Русской Церкви – в отличии от «самого строгого» Арсения и «самого доброго» Тихона. Блестяще образованный и талантливый церковный писатель, вид­ный церковный деятель двух последних десятилетий синодальной эпохи, давний поборник патриаршества, владыка Антоний пользовался самой широкой поддержкой соборян из трёх кандидатов как бесстрашный и опытный церковный вождь. При голосовании он набрал наибольшее число голосов, но Господь отвёл от него этот жребий.

28 ноября 1917 года был возведен в сан митрополита.

Митрополит Киевский

19 мая 1918 года был председателем Киевского епархиального собрания и на нем был избран митрополитом Киевским и Галицким. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом.

Эмиграция

В конце 1919 года эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор (21 ноября – 2 декабря 1921 г.). Стал основателем и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. В последние годы своей жизни митрополит Антоний ослеп.

Скончался 10 августа 1936 г. и погребен в Белграде в склепе храма Иверского. Над склепом возвышается мраморное надгробие.

Труды

В 1900 году в Казани было издано полное собрание сочинений митр. Антония в трех томах. Эти три тома позволяют составить о нем, как о писателе довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из «данности» его в нашем сознании и самосознании.

Следующей ученой работой митр. Антония, выросшей из его профессорских занятий, является «Толкование на книгу св. пророка Михея» (СПБ, 1891), оно же вошло в собрание его сочинений. Отдав дань науке Антоний в остальных своих трудах выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой местами резкой развязанности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижной ум п проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши подолгу просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. «Это университет», восклицает один из них; «это – древне-греческая академия: здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию». Нередко как и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка.

Богословские воззрения Антония не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающие его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами.

Он подчеркнул общественную миссию Церкви, и применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества.

Прямота митрополита, граничащая с резкостью на многих, особенно на инакомыслящих, производила впечатление отрицательное. Один из товарищей его брата в молодости его спросил его: «Неужели Вы, умный, образованный человек верите, что Христос вознесся на небо, и что просфора и вино превращаются в Его Плоть и Кровь?» – «Я не могу сомневаться, отвечал Антоний, – если бы я усумнился, то мне не оставалось бы ничего другого, как броситься с Литейного моста вниз головой».

Когда обер-прокурор предлагал Синоду возвести в сан епископа малограмотного монаха Варнаву, кто-то из членов Синода стал возражать. Тогда дано было понять, что этого желает императрица и Распутин. Митр. Антоний сказал (очевидно саркастически): «Ну, что-же! Мы готовы и черного борова сделать епископом, раз они этого желают».

За свои ученые богословские труды, которые первоначально были изданы в Казани, а затем переизданы книгоиздателем И.Л. Тузовым, митр. Антоний получил звание доктора богословия.

В вышеуказанных журналах архим. Антоний помещал много проповедей и статей, которые не вошли в наш список его трудов.

Список сочинений

Отзывы

цит. по: Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. Спб., Изд. Олега Абышко, 2006. С.122

Пугающие пророчества Старца Антония о будущем человечества (2 фото)

О старце сложилось негативное мнение не только у христиан, но и у большинства населения планеты, кому известно его имя. Старец Антоний был таинственным человеком и странной личностью, именно поэтому не все воспринимали всерьез его слова.

Однако были и такие люди, для которых слова старца были действительно значимыми, те, кто считали его пророком и благочестивым праведником. Такие люди до сих пор молятся и преклоняются Антонию за его праведные и чистые мысли и благие дела.

Неизвестный старец

О жизни старика и его благодеяниях в данное время известно немного, хотя жил он не древней эпохе, а относительно недавно.

Известно то, что образование он получал в 19 веке. По словам людей, которые застали его при жизни, он был очень добросердечным человеком, который делал благие дела, помогал нуждающимся.

Внешне был высоким – около 2-х метров роста, носил всегда длинные волосы и бороду, которые уже имели цвет благородной седины. Он был достаточно крепок на первый взгляд, однако в душе был простым и добрым человеком, имел доброе сердце и чистые помыслы, был душевным и отзывчивым, имел крепкое здоровье и благодаря этому дожил практически до 100 лет.

Жизнь старца Антония и его праведные мысли сохранились в единственной книге «Духовные беседы и наставления старца Антония», в которой изложены главные постулаты Антония и описана его жизнь.

В книге читатель не найдет ни настоящего имени Антония, ни место его постоянного проживания. Лишь читатель, который знаком с личностью старца, увидит его облик в главном персонаже. Книга основана на реальных событиях, просто автор описал все в более доступной для читателя форме.

Несмотря на то, что Антоний был персоной нон-грата для христиан, его уважали и посещали многие паломники. И спустя какое-то время он добился уважения некоторых священников, а вскоре и монахов.

В его единственной книге, которая содержала мысли о будущем человечества, была описана весьма печальная картина.

Антоний предрек страшные катастрофы

Антоний утверждал, что созданная человеческими руками реальность является неправильной, и вскоре система бытия сама начнет уничтожать человечество, а вся деятельность человека будет приводить лишь к катаклизмам и бедам.

Уже в свои годы жизни Антоний предрекал экологическую катастрофу, которая приведет к постепенному уничтожению цивилизации.

Старец о конце Содома и Гоморры

В своих будущих пророчествах старец отмечал, что наибольшее наказание получит Америка. Пророк утверждал, что вскоре Лос-Анджелес будет стерт с лица земли.

Современные жители могут заметить, что уже сейчас этот город претерпевает негативную трансформацию, ведь там повсеместно развиваются преступность, а среди населения распространены вредные привычки.

Старец Антоний о падении нравов

По словам Антония, мир в дальнейшем погрязнет в разврате и преступности, ведь главная цель сатаны – это падение нравственности людей.

Однако неизвестно, что думал Антоний о финале данной ситуации. Думал ли он о всеобщем Апокалипсисе, либо давал надежду на восстановление человечества из пепла — остается загадкой на сегодняшний день.

Преподобный Антоний Радонежский

Память — 25 мая, 16 октября, 19 июня (в Соборе Радонежских святых)

Преподобный Антоний Радонежский (в миру — Андрей Гаврилович Медведев) родился 6 октября 1792 года в семье вольноотпущенного крестьянина графини Е. И. Головиной, служившего поваром у князя Е. А. Грузинского. Отец умер, когда ему было 4 года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове. Впоследствии князь Грузинский поручил ему заведование больницей. В 1812 года, из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению, А. Г. Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику.

По окончанию похода, молодой врач продолжил занятие медициной в Лысковской больнице. Однажды он совершал паломническую поездку в Муром и Владимир, во время которой впервые посетил Арзамас, где в Алексеевской общине познакомился с подвижницей обители блаженной Еленой Афанасьевной Дертьевой. Блаженная стала насмехаться над его модной прической, фраком и всем костюмом и сказала, что ему очень к лицу были бы длинные волосы и широкое черное платье. Спустя много лет, когда он принял постриг, отрастил длинные волосы и надел черные монашеские ризы, объяснились загадочные пророческие слова блаженной.

Окончательное решение об уходе из мира Андрей Медведев принял под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игуменьи Олимпиады (Стригалёвой). По указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского, его небесного покровителя, 27 июля 1818 года он стал послушником в Сарове. Здесь Андрей приучался к монашеской жизни, пел на клиросе и был чтецом. В Сарове он пробыл полтора года, но не мог пользоваться наставлениями преподобного Серафима Саровского, который был тогда в затворе, и чтобы иметь возможность чаще общаться со своей духовной наставницей игуменьей Олимпиадой, вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пустынь. 27 июня 1822 году принял монашество с наречением в честь преподобного Антония Киево-Печерского. 20 июля епископом Нижегородским Моисеем был рукоположен во иеродиакона, а 22 июля того же года — во иеромонаха. Игуменья Олимпиада оставалась духовной наставницей Антония до своей кончины в 1828 году.

9 июля 1826 года епископом Нижегородским Мефодием Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь вскоре стала процветающей. При вступлении Антония в должность строителя пустыни в ней было 20 человек братии, при переходе его в Троице-Сергиеву Лавру — 90.

Личность настоятеля, его служение и дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, которые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом.

Будучи строителем Высокогорской пустыни, Антоний во всех важных делах обращался за советами к преподобному Серафиму Саровскому, посещая его несколько раз в год. Около 1830 года Антония начали смущать помыслы о скором приближении смерти. Он хотел оставить настоятельство, чтобы провести остаток дней в заботе о своей душе, но предварительно поехал в Саров посоветоваться со старцем Серафимом. Преподобный Серафим Саровский рассеял мысли о скорой смерти, а потом предсказал ему новую большую деятельность: «Тебе Господь вверяет Лавру обширную…» 23 феврале 1831 года скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий (Фёдоров), а 26 февраля митрополит Московский святитель Филарет предложил Антонию принять это служение.

10 марта 1831 года Антоний прибыл в Москву, 15 марта был возведен в сан архимандрита в церкви преподобного Сергия Радонежского на Троицком Сухаревском подворье в Москве и 19 марта приехал в Троице-Сергиеву Лавру.

При Антонии в Лавре был основан Гефсиманский мужской скит, из «холодных» храмов стали отапливаемыми Троицкий собор, Никоновская, Духовская, Смоленская церкви, была построена Варваринская церковь и капитально отремонтирована крепостная стена. В 1832 году из братских келий в Донском (Варваринском) корпусе была организована странноприимная мужская больница, за стенами Лавры — женская больница и богадельня. В 1838 году на месте сгоревшей гостиницы был создан дом призрения, где разместились богадельня, больница и домовая церковь. В Угловой (Пятницкой) башне организовано училище и приют для сирот на 100 человек, которые жили и учились на полном содержании монастыря, еще 100 учеников приходили учиться и обедать. В 1861 году училище и приют были переведены в дом призрения, мальчики-сироты обучались ремеслам, из способных к пению был организован хор. Архимандрит Антоний устроил в Лавре иконописную мастерскую, школу иконописания, литографическую мастерскую.

Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. В 1871-1873 годах по проекту архитектора И. А. Малышева, штатного служителя Лавры, было построено новое тюремное здание, более половины суммы на строительство пожертвовали духовные дети Антония. На средства Лавры в тюрьме была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», богослужения в которой совершали лаврские монахи. Лавра помогала в обеспечении заключенных продовольствием.

Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из средств, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся. Архимандрит проявлял большую заботу о духовной жизни иноков. Помня заповедь Серафима Саровского: «Будь не отцом, а матерью братии», — следовал наставлению преподобного: не бранить за порок, но исправлять его. Антоний был духовником многих мирян. Торжественностью совершаемых им богослужений и даром слова он снискал любовь и уважение богомольцев.

Антоний собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского, помогал оптинским монахам в издании книг, с большим вниманием относился к лаврским старцам. Своими трудами на благо Лавры и духовной мудростью Антоний расположил к себе святителя митрополита Филарета, который избрал его духовным отцом и нередко посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. Святитель ценил его мнение по самым различным вопросам – от административных, научных, до сугубо личных, о чем свидетельствует их обширная переписка, опубликованная в 1877 – 1884 годах с одобрения митрополита. В них Антоний описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного.

После кончины преподобного Серафима Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине. Благодаря совместным трудам Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано составленное архимандритом Сергием первое «Житие преподобного Серафима».

В 1872 году Антоний просил у митрополита Московского святителя Иннокентия увольнения от должности по старости, но тот отклонил просьбу. В 1873 у отца Антония был легкий инсульт, после которого он сильно ослабел и оставался прикованным к постели. Святитель Иннокентий благословил устроить домовую церковь при кельях архимандрита, где он изредка совершал литургию. Управление Лаврой было передано духовному собору. К Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах.

Архимандрит Антоний скончался 12 мая 1877 года, и, согласно последней воле, был погребен в притворе церкви св. Филарета Милостивого рядом со святителем Филаретом (Дроздовым). Мощи преподобного Антония, святителей Филарета и Иннокентия Московских были обретены в 1994 году.

Преподобный Антоний был прославлен как местночтимый святой 16 октября 1998 года по благословению патриарха Алексия II, который сам возглавил торжество прославления. Мощи преподобного Антония Радонежского ныне находятся в Свято — Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *