Список лекций История Русской Православной Церкви.

  1. Положение Русской земли до крещения. Этнический состав русской земли. Начало русской государственности.
  2. Этапы христианского просвещения Руси. Окончательное принятие христианства в 988 году.
  1. Служение и подвиг святого равноапостольного князя Владимира.

Преподобный Нестор Летописец назвал свою “Повесть временных лет” иначе: “Откуда земля Русская стала бысть”. Позднейшие историки задают вопрос: Почему в Русских летописях постоянно употребляется термин «русская земля» и никогда «русский народ»? Этот вопрос для историка В. О. Ключевского оказался неразрешимым. Наша сегодняшняя беседа будет посвящена предварительному периоду: от Андрея Первозванного до первых лет княжения князя Владимира (с 980 года — на престоле, крещение — в 988 году).

а) Приход Андрея Первозванного на Русскую землю.

Приход его можно назвать посещением Русской земли, но нельзя назвать проповедью христианства на Русской земле. Андрей Первозванный проповедовал в Великой Скифии (Северное Причерноморье) — там он и пострадал.

По преданию Андрей Первозванный проходил вверх по течению Днепра и на среднем течении, взирая на Киевские холмы, он произнес свое великое пророчество: “Здесь будет рассадник благочестия и много благочестивых людей будут угождать здесь Богу”. (1028 — 1055 годы — становление Киево-Печерской обители; и этих-то угодников Божиих предсказал Андрей Первозванный. Киево-Печерская обитель – 3-й удел Божией Матери).

Поднимаясь вверх по течению Днепра, Андрей Первозванный переходит водораздел, и оказывается в Новгородской земле, которая была уже населена достаточно культурным народом, с развитым языком. В частности, он увидел там впервые русскую баню и как там люди хлещутся в пару. И в этом апостол усматривает образ радостного покаяния, ибо, “что они хлещут себя и друг друга вениками — то не в печаль сие, но в радость прелагается”. Это существенный момент апостольской проповеди: Христом, Христовым милосердием утешают, особенно новоначальных. Первые шаги ко Христу на Руси были шагами радостными.

Очень поздно — в конце XV-го — в начале XVI-го веков в русское церковное сознание вошел страх перед Божьим судом. А до этого во всей истории Киевской и позднее в начале Московской Руси отмечается радостное исповедание веры. Весь первый период христианства на Руси можно назвать началом радости.

Исповедание Ольги: “Я познала Бога и радуюсь, и ты, если захочешь узнать Бога, радоваться будешь” — это ее слова сыну Святославу.

Но апостольская проповедь Андреем Первозванным на Руси не осуществляется: он — провозвестник. Чем это объяснить? Причина та же, что и причина, почему Пресвятая Богородица, получившая по апостольскому жребию страну Иверскую, была остановлена ангелом и Ей было повелено возвратиться в Иерусалим: было сказано, что страна Иверская просветится позже. Иверия – 1-й удел Божией Матери, но охраняется Ею только духовно – молитвой. Тогда еще не пришла пора Иверии. Ее просвещение было совершено в IV-м веке святой равноапостольной Ниной.

Каждая страна, каждый народ имеют неповторимую стезю ко спасению. Апостол сказал всем народам Бог “назначил предопределенные времена и пределы их обитанию” (Д.17.26). Божия Любовь связана и с Божественным Провидением, то есть пока народ не созрел – христианская проповедь не осуществляется. Апостол Андрей только благословил нашу землю.

Христиане появляются на русской земле в конце VIII-го века, благодаря прочным связям с Византией. Форпост — город Сурож; святитель Стефан Сурожский – миссионер; одно из его чудес – просвещение одного русского князя из Новгорода! Особое впечатление на Русь произвело чудо 860 года; в точности 18 июня 860 года – Покров Богородицы над Константинополем. Среди осаждавших Константинополь варваров была и Русь – когда казалось, что уже все, что город уже пал, вдруг осаждавшие увидели (почувствовали), что Божья рука не с ними: в море поднялась буря, войска осажденного города воспряли и варвары вынуждены были уходить восвояси.

О дальнейшем имеется надежное свидетельство Фотия (окружное послание 866 года): “Не только болгары, но и руссы (сют) променяли еллинское (языческое — В.М.) и нечестивое учение на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления и великой против нас дерзости, которую имели незадолго перед тем. И … приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью”.

Итак, 1-я епархия на Руси с подчинением Константинополю установлена до 866 года, но после 860 года, предположительно в 862 году.

Сохранилось свидетельство, восходящее к византийскому историку Зонару: год 886-й: “Василий Македонянин, учинив перемирие с народом Росским, способствовал и тому, чтобы он (народ русский) пришел в признание веры христианской. И когда они обещали креститься, послал им архиерея, Михаила митрополита”.

Где скончался митрополт Михаил? В самом ли Киеве? – Можно только предполагать. Могила его – соблюдалась, место захоронения было известно. Мощи его были обретены уже после 1028 года и сохранялись в Киевских (Ближних) пещерах Киево-Печерской Лавры и уже при императрице Анне Иоанновне в1730 году были перенесены в Великую Успенскую церковь. Она же была взорвана в 1941 году. Сейчас восстановлена, но о мощах, там находившихся, пока ничего не известно.

Итак, не смотря на некоторый временной разброс (в 866 году патриарх Фотий указывает на уже готовую епископию на Руси), в основном византийская хроника и русское церковное предание совпадают: первым митрополитом Киевским называют Михаила, получившего благословение святителя Фотия. И по-видимому в 886 году он был еще жив.

Правда, первая попытка христианского просвещения Руси, предпринятая Фотием еще в 60-е годы IX-го века, не совсем удалась. В 80-е годы IX-го века произошла смена власти: Олег, возглавлявший языческую партию, убил Аскольда и Дира и сам сел на Киевский княжеский стол; языческая партия временно возобладала. Но это значит только то, что христианская проповедь продолжалась в подполье – подспудно. Недаром же многие источники соединяют несоединимое: крещение Руси при князе Владимире и патриарха Фотия. Вижимо память о первом христианском просвещении земли Русской была жива.

Мирный договор Руси с Византией 944 года — при Игоре Рюриковиче, — в котором упоминается церковь святого пророка Илии на могиле Аскольда и Дира. Христиане живут и не скрывают своей веры. Гонений нет! Здесь проявилось важнейшее качество русского народа — уживчивость (толерантность). (Этнический состав русской земли весьма пёстрый: поляне, древляне, кривичи, вятичи, чудь, меря, пермь (см. Нестора-летописца в “Повести временных лет”). Этнически русскую землю населяют разные племена с разными обычаями, верованиями, бытовым укладом). Это свойство уживчивости русских племен привело к тому, что при Олеге (конец IX-го — первая половина X-го веков) Русь создает уже единое государство — русская земля объединенная, без тоталитаризма. Поэтому и договор 944 года от всей русской земли.

Объединенная русская земля — это значит, что:

  1. между территориями обитания отдельных племен нет жестких границ.
  2. единое войско, защита страны. Русская земля перед лицом внешних уже и в язычестве мыслит себя как единство. И лучшее тому подтверждение — военный договор 944 года с Византийской империей, который составлен от лица всей русской земли.
  3. путь “из варяг в греки”, которые совершают русские купцы, то есть хорошо налаженный навык общения с другими народами.

Второй этап. Крещение святой равноапостольной Ольги.

По преданию Нестора-летописца — крещение Ольги произошло в 957 году. Но, по свидетельству Ф. И. Успенского — он исследует 957 год и окрестные годы по византийскому придворному журналу: приводятся в основном подробности приема Ольги, обед, посещения и так далее; упоминания о ее крещении нет. Но в числе свиты Ольги упоминается пресвитер Григорий.

Ф. И. Успенский делает вывод, что это — второе посещение Ольгой Константинополя и уже христианкой. Первое посещение было, видимо, в 955 году и тогда же, возможно, и было крещение. (Ольге в это время около 50-ти лет и она вдова). Поскольку нет прямых подтверждающих источников, это можно расценивать как историческое предположение.

В русской летописи сказано о крещении Ольги (см. ее житие) — эпизод, где она перехитрила византийского императора, то есть заочно объявила его своим восприемником. Поэтому император не мог жениться на ней – нет такого, чтобы отец женился на дочери.

Ольга приезжает крещенной на Русь (новое имя в крещении Елена) — ее сопровождают 2 пресвитера и низший клир — без епископа. Она везет с собой священные книги, сосуды — все, что полагается только для устройства домовой церкви. Нет ни одного упоминания, чтобы Ольга предприняла христианскую проповедь среди своего народа. Это можно объяснить так: не было еще Божьего мановения на просвещение Русской земли. Еще не пришла пора для крещения Руси. Сам Господь назначает Своему народу предопределенные времена (Д.17.26).

Последние ее годы 957-969 (12 лет) можно назвать домашней христианской жизнью. Сказано, что она крестила многих и, главное, она не скрывала своей веры. Пыталась склонить к вере своего сына Святослава, который аргументировал свой отказ тем, что де засмеет дружина. Умерла Ольга в 869 году. (У Ольги было и славянское имя Прекраса, а имя Ольга она могла получить при свадьбе).

Крещение при Ольге не совершается – не пришла еще пора. Сердца должны готовиться, чтобы потом земля Русская добровольно приняла крещение. Опыт Ольги был весьма важен, так как он учитывался старейшинами, которые впоследствии говорили Владимиру, что “аще бы лих был закон греческий, то Ольга не приняла бы его”.

Христов свидетель, не почувствовав мановения, – выжидает, отступает, так как знает, что важна внутренняя собранность. “Воля Божия да будет. Аще захощет Бог помиловати народу моему и земли Русския, даст им познать Его,” — так потом говорила Ольга.

Это все — предварительные события перед крещением Руси. Далее наступает междуцарствие: Святослав погибает на чужой земле. Его сын Владимир (от Малуши, ключницы Ольгиной, — то есть рабы): его называют “рабичич”; когда Владимир предложил через сватов Рогнеде свою руку, она отвечала: “Не хочу разути рабичича” (свадебный обряд снятия сапог с мужа). Религиозная задача Владимира, когда он приходит к власти — противохристианская. Иногда историки это называют “ревностью к язычеству”. Это не совсем так. Это скорее религиозно-политическая попытка (чуть-чуть похожа на попытку Юлиана-отступника) — влить новое содержание в языческий культ. Но здесь разница кардинальная: Юлиан-отступник был воспитан как христианин, Владимир же христианином еще не был.

Владимир выводит Перуна в разряд верховного божества, причисляет еще новых божков — Даждьбога, Стрибога и так далее. Мифологии типа греческой разработать не удается. Отсюда — мученичество Феодора-варяга. Их пытались сделать жертвой этим новоявленным богам. До этого никогда человеческих жертвоприношений на Руси не было.

Само крещение Руси приведено в записках монаха Иакова Мниха (монаха).

984 год — Владимир почувствовал, что спотыкается. Его усиленная политика укрепления язычества замирает.

984-988 годы — испытание вер. Владимир посылает мудрейших (из своего ближайшего окружения, но и почитаемых в народе старейшин) исследовать веры разных народов. Они побывали у волжских булгар, ничего доброго у них не видали. Побывали у немецких латинян (еще до Великой схизмы) и сказали, что «видели у них всякую службу, но красоты не сидели никакой». В Византии (которая имеет с Русью давнишние военные, торговые и, прежде всего церковно-политические связи, здесь большая церковная политика и пророческое вдохновение святителя Фотия). Послов с Руси в Византии принимают с большим тактом. Их ставят на самое выгодное место в храме святой Софии на торжественном архиерейском богослужении. После чего они свидетельствуют: “Мы не знаем, где мы были, на небе или на земле”. Одновременно, поскольку Русь — уже большая и достаточно консолидированная, существующая как единство, страна, то к Владимиру приходят встречные предложения: от иудеев. Он спросил их: а где ваша земля? — Господь на нас прогневался и нас с нее согнали. — Что ж, вы хотите, чтобы и нас с нашей земли согнали?

Мусульмане — тоже ничего путного сказать не могли.

Наконец, греческий философ-миссионер разворачивает перед Владимиром историю человечества от Адама и завершает ее показом райских обителей и преисподней, где томятся грешники. Это на Владимира производит чрезвычайное впечатление.

Но к этому времени вступают события военные — осада Корсуни (Херсонес). Владимиром проявлено настоящее полководческое искусство, навыки правильной осады. Перекрытие водопровода — и взятие города — у той самой страны, которой предстоит христианское просвещение и церковное устроение Руси.

Из жития святого равноапостольного князя Владимира — женат 13 раз — 12 сыновей и дочь Мария (впоследствии — за польским королем Казимиром). Сын Святополк (Окаянный) от греческой монахини, Борис и Глеб от болгарыни. Взамен на военную помощь в борьбе с бунтовщиком – Вардой Фокой – требовал руки царевны Анны, был обманут: и тогда напал на Корсунь. Корсунь взята: он вновь потребовал руки сестры обоих Византийских императоров Василия и Константина — Анны. Поскольку он — победитель, то пришлось отказать германскому наследнику, будущему императору Священной Римской империи Оттону II, и отдать ее Владимиру.

После взятия Корсуни Византия вспоминает завет патриарха Фотия, который хотел покорить северные народы не путем войны, а через обращение в веру. На Русь направляются два епископа и священники Константинопольского Патриархата.

Когда прибывает со свитой и духовенством царевна Анна, то застает, что от какой-то болезни Владимир слепнет. Слепота, попущенная Господом, является образом слепоты духовной. Но тем радостнее ему было прозреть после крещения. По крещении он свидетельствует: “Днесь познал я истинного Бога”. После крестилась его дружина.

Господь хранил Русскую землю непреодолимой благодатью. Владимир сопровождался греческим духовенством. Неся главу священномученика Климента (его мощи были обретены равноапостольным Кириллом), Владимир со славою возвращается в Киев и начинается сбрасывание идолов из серебра и золота в Днепр, сожжение деревянных, разрушение капищ и закладка Десятинной церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Молитва князя Владимира перед крещением народа Киевского: “Боже, сотворивший небо и землю. Призри на новых людей сих и даруй им, Господи, уведать Тебя, истинного Бога, как уведали страны христианские. Утверди и в них веру правую и невозвратную. Мне же помоги, Господи, на сопротивного врага. Да надеяся на Тебя и Твою державу, побежду его козни” (Владимир был неграмотный — молитва вылилась из его души). По летописи – крещение народа совершалось мирно, а летопись не приукрашивает своих дел.

Мысленно представим себе, может быть, единственное в истории Руси время, напоминающее идиллию. Владимир был прозван Святым задолго до канонизации (в середине XIII-го века): за 27 лет (с 988 года по 1015 год) утешения и радости для всей земли. Ни одно злое движение не получало своего развития. Владимир, прежде всего, отменил смертную казнь; а такого не было нигде ни на Западе, ни на Востоке. И на запрос самих греческих иерархов отвечает: “Боюсь греха”. По совещании приходят к промежуточному решению — штрафа.

Бывшие язычники уходят из своих домов, никем не гонимые поселяются в своих лесах. Легенда о Соловье-разбойнике — оттуда. В житии описано: поймали разбойника Могута. Владимир вместо допроса велит отвести его на митрополичий двор. И разбойник кается. Тогда Владимир, умилившись сердцем, велел оставить его там привратником.

Организуются христианские школы (книги поступают из Болгарии).

Последнее — идиллическая деталь: Владимир, уверовавши в Бога, полюбивший Его всем сердцем, уверовал и в преизбыточную благодать Божию, даже и в отношении материальном. Посреди двора постоянно накрытые столы, безвозмездная помощь из княжеской казны. Для тех, кто не может сам ходить, для больных, слабых, сидящих по домам, целый день развозятся возы с медом, пивом, хлебом и всякой снедью. Во время пира часто сам Владимир ходил и угощал всех присутствующих, а за стол не садился. И это все по-христиански – всех привечай, но трапезничать со всеми не садись. Словом, это время, которое сразу же в глазах ближайшего поколения (2-х – 3-х) стало былинным.

Непреодолимой благодатию живут в мире сыновья самого Владимира от разных браков: Святополк (будущий Окаянный, сын от плененной греческой монахини, которую он сделал своей наложницей), Ярослав (будущий Мудрый), Владимир (от Рогнеды), Борис и Глеб (от болгарыни), Мстислав. От последней Анны — христианской жены — только дочь. В описании этого времени путаются историки, смешивая Владимира-язычника и Владимира-христианина, особенно отечественные историки, которых приходится читать критически. Эта солнечная страница русской истории продолжается 27 лет и остается в памяти как время, близкое к райскому.

Владимир удивительным предвидением в основу всей внешней политики поставил защиту границ, а не захват. Он разрабатывает принцип концентрических укреплений: 1-й круг- область Киева — по всем рекам ставятся укрепленные города. Далее 2-й круг и 3-й. Система гонцов — сквозная информация о том, что творится на окраинах. Вот в общих чертах характеристика того великого духовного наследия, которое оставил нам святой равноапостольный князь Владимир. Когда ему пришла пора отходить ко Господу, он встретил это время с упованием на Божию милость.

Его предсмертная молитва: “Господи, Боже мой, не знал я Тебя, но Ты меня помиловал и святым крещением просветил. И дал мне познать Себя, Творца всяческих, Отца Господа нашего Иисуса Христа. Слава Тебе, Владыка, с Сыном и Духом. Не помяни моей злобы, ибо если я не ведал Тебя в язычестве, то ныне ведаю. Помилуй меня, Господи. Если хочешь мучить за грехи моя, казни меня Сам, но не предавай меня в руки диавола”.

Святой Владимир был обучен всего лишь азам веры, не богословию. Но даже азы веры способны воспитать высокую духовную жизнь. За предыдущее язычество христианина не судят. Кончина святого равноапостольного князя Владимира (ему было около 70 лет) — в 1015 году.

Устроение новопросвещенной русской земли при князе Владимире.

Начинается устроение церковное Руси. Были намечены города, которые должны были стать центрами епархий: Новгород и Ростов, позже — Суздаль. Епископальным городом становится Чернигов (вятичи), также Туров, Полоцк; к западу – Владимир-Волынский. А более мелкие города (административно подчиненные более крупным): Муром и прочие — епископиями не являются, в них столько пресвитер. Греческая константинопольская Церковь дает вновь устроенной русской некоторые права автономии.

При изучении церковной деятельности равноапостольного Мефодия — сколько ему было страданий, что епископ на две страны — Моравию и Паннонию — он один. Здесь сразу же епископов несколько и право хиротонии новых прямо на русской земле — без сношения с Константинополем. Нет централизации в Киеве. Только митрополит Киевский посвящается в Константинополе; посвящается епископ и в другую епархию, если следует запрос от русской Церкви. Поставляются новые священнослужители из “боярских детей”, то есть из местных.

Впоследствии при Ярославе Мудром, начиная с 1037 года, только Киевский митрополит получает посвящение в Константинополе. Здесь — сразу же церковная политика Константинопольского патриархата в отношении Руси отмечена важнейшим качеством доверия матери-Церкви к своему новому чаду.

Греческая иерархия, прибывающая на Русь, сразу же становится советником великого князя не только в церковных, но и светских делах. Епископ действует через увещевание. Например, митрополит Никифор пишет Владимиру Мономаху: “В твой слух входит стрела”, то есть научись распознавать истину, а не только слушать своих советников – сам доходи до всего. Одной Божией благодатию преодолеваются множество проблем, которые мы видели в Византии при взаимоотношениях церковной и императорской власти.

Новая парадигма, новый образец истинного творчества во Христе – благоверный князь Руси, когда Евангельское слово проникает прямо в душу: Владимир научился быть служащим, будучи начальствующим – это сохранилось, как образец простоты для начальника, и продолжалось многие века, вплоть до Ивана III.

Косвенный – есть: западный источник (“Продолжатель Регинона”) сообщает о “Елене” (христианское имя Ольги), королеве Ругов (тогдашнее латино-германское название русов, или россов), которая при Константинопольском патриархе Романе (Лаканине, соправителе Константина VII) крестилась в Константинополе:

Тьму-тараканская кафедра, по-видимому, существовала до 988 года.

Троицкие листки № 184. Славянские апостолы

Ученье — свет, а неученье — тьма, говорит наша род­ная пословица. Но ученье без грамоты не бывает; для ученья у каждого народа есть своя грамота, своя аз­бука. Азбука — это великий дар Божий, и как счаст­ливы мы, славяне, что знаем имена тех мудрых и свя­тых мужей, которые составили и оставили нам для ученья славян­скую азбуку! Эти святые мужи были Константин (в схиме Кирилл), и Мефодий, наши славянские Апостолы — просветите­ли и первоучители. Они были родные братья и родились в городе Солуни. Отец их был благочестивый болгарин, по имени Лев, со­стоявший на службе при греческом императоре.

Старший брат, Мефодий, сначала поступил в военную службу, и десять лет был правителем одной славянской области. Но не по душе ему была мирская жизнь: он оставил службу и ушел в монастырь. Строго выполнял он здесь все уставы монашеские; за святую, подвижни­ческую жизнь его хотели сделать митрополитом в Солуни, но сми­ренный Мефодий отказался и едва могли уговорить его принять сан игумена. Младший брат, Константин, с семилетнего возраста обнаружил большие способности к учению, особенно ему полю­бились писания святителя Григория Богослова. Узнал о его даро­ваниях его родственник, опекун малолетнего тогда императора Михаила, знатный вельможа, Логофет Феоктист, и взял его к себе на воспитание. Здесь Константин обучался разным наукам вместе с юным императором и своими успехами заслужил прозвание фи­лософа. Логофет хотел было выдать за него в замужество свою крестницу, но Константин решительно отказался и вместо того принял монашество с именем Кирилла. Тогда его определили в должность библиотекаря при знаменитом храме Софии — Пре­мудрости Божией, что в Царьграде. Но недолго он был на этой должности: его душа искала уединения, и он тайно скрылся в од­ном монастыре на горе Олимпе. Только через полгода стало из­вестно его местопребывание, и его упросили принять должность учителя. Скоро молодому философу пришлось путешествовать на берега реки Евфрата к одному арабскому эмиру для защиты пред ним святой веры Христовой: и нельзя без удивления читать его мудрые ответы на все возражения арабских мудрецов против учения христианского (читай в Четьи-Минеи, одиннадцатого мая). По возвращении в столицу святой Кирилл удалился к своему брату в уединение его обители.

В 858 году казары, жив­шие в Крыму и говорившие славянским наречием, просили им­ператора прислать к ним ученого мужа, который научил бы их истинной вере. Лучше святых братьев никто не мог выполнить это поручение, и вот, они идут в Крым, вступают здесь в продол­жительные споры о вере с магометанами и евреями, обращают в святую веру православную самого кагана (князя) казарского, и возвращаются в столицу греческую, ведя с собою до двухсот че­ловек греков, которых каган освободил из плена в благодарность за просвещение его народа верою Христовою. Но едва они при­были в Царьград, как славянские князья Паннонии и Моравии, желая слышать Богослужение и учение веры на родном языке, прислали просить у императора Михаила учителей веры. Импе­ратор и патриарх Фотий опять обратились к святым братьям. С этого времени начались апостольские труды святых братьев для просвещения славянских народов.

Велики были труды равноапостольских подвижников! Они начали с того, что составили для славян особую азбуку — ту самую, которой печатаются наши церковные книги, — она так и называется Кириллицей, в память святого Кирилла, ее составителя; — это было в 862 году. Потом они перевели на славянский язык самые необходимые книги: Евангелие, Апостол, Псалтирь, служебник, требник и октоих. В последствии святой Мефодий перевел остальные книги Священ­ного Писания, патерик и номоканон (книгу церковных правил). На пути в Моравию святой Мефодий утвердил в вере Болгарс­кого князя Бориса, а святой Кирилл крестил в Болгарском горо­де Брегальнице до 4.500 человек. По прибытии в Моравию они повсюду стали устроять Богослужение на славянском языке, и обучать детей славянской грамоте. Четыре года с лишним тру­дились они тут; «и раде были славяне, говорит летописец, слышаще величия Божия своим языком». Но вовсе не рады были тому священники немецкие, потому что чрез это они лишались своих доходов. «Надпись Пилата на кресте, — говорили немцы, — была только на трех языках: еврейском, греческом и латинском; значит и теперь можно молиться только на этих трех языках». На это святые братья отвечали им: «Стало быть, вы ученики Пилата? Стыдитесь!» Но у кого на уме только деньги, тот не зна­ет стыда. Немцы послали римскому папе Николаю ложный до­нос на святых братьев. Заметим, что в то время римские папы были православными, то есть, церковь римская еще не отделя­лась от Восточной.

Папа потребовал Кирилла и Мефодия в Рим. Николая они в живых не застали; а преемник его, папа Адриан, благословил братьев трудиться по-прежнему во славу Божию. Пред кончиною святой Кирилл так говорил святому Мефодию: «Брате, супруга бехове, едину бразду тяжуще (то есть, мы были с тобою как пара волов, одну ниву возделывающих). И аз на лех (на борозде) падаю, свой день скончав. А ты любиши гору (Олимп) вельми; то не мози (не моги) горы ради оставити учения своего» (просвещения славян). С такими святыми чувствами мирно отошел ко Господу верный делатель в дому Его на 42 году своей жизни, в четырнадцатый день февраля 869 года.

Свя­той брат его продолжал трудиться для славян. По просьбе Котела князя Паннонского, он был рукоположен в архиепископа Паннонского. Теперь немцы озлобились на него еще более: они воз­будили против Мефодия и германского императора, и моравс­кого князя Святополка, и довели дело до того, что Мефодий был сослан в заточение, где и томился два года с половиною. Но за него вступился папа Иоанн Восьмой; он возвратил его из заточе­ния на Моравскую кафедру, а враждовавшим на него четырем епископам запретил вовсе священнослужение. Скоро и суд Бо­жий совершился над ними: все четверо умерли в один и тот же год.

В 874 году святой Мефодий крестил Богемского (или Чешского) князя Боривоя и супругу его Людмилу; вслед за князем крестилось много и из народа. Языческий князь на Висле оби­жал христиан. Мефодий послал сказать ему, что лучше бы ему креститься добровольно на своей земле; иначе он попадет в плен и крестится поневоле. Так и случилось. Вразумленный своим не­счастием, князь призвал учеников Мефодия, которые и насадили Православную веру в Польше. Из Моравии, чрез учеников же святого Мефодия, святая вера проникла сначала в Далматию, а потом к Хорватам и Сербам. Но немцы не могли спокойно смотреть на успехи славянского проповедника веры. Они снова оклеветали Мефодия пред папою. На этот раз папа запретил было службу на славянском языке. Мефодий вынужден был отправиться в Рим. Здесь папа признал веру его чистою и отпустил его с ми­ром, разрешив по-прежнему совершать Богослужение по-славян­ски. Тогда немцы распутили слух, будто патриарх и император гневаются на Мефодия за согласие с папою. Пришлось святите­лю отправиться в Царьград. Тут он был принят императором и патриархом с почетом и любовью. Стало ясно, что они вовсе не имеют на него никакого гнева. Но злоба немцев нашла еще сред­ство повредить святителю. Они восстановили против него морав­ского князя Святополка. Так до самого гроба пришлось святому Мефодию нести скорби за свои труды апостольские. Он блажен­но почил шестого апреля 885 года.

Тысяча лет прошло с того времени. Святая Церковь Православная чтит память святых бра­тьев одиннадцатого мая; называя их «Апостолами единонравными», она просит их умолить Господа, да «утвердит вся языки сло­венские в православии и единомыслии», — и как благопотребна сия молитва особенно теперь! Тысячу лет прожили с тех пор сла­вяне, но и теперь, как и тогда, как много у них врагов! И что осо­бенно больно для сердца славянского — в числе этих врагов не­мало своих же братьев — славян!.. О святые наши Апостолы — труженики для славянских земель! Испросите нам у Господа паче всего братское единомыслие и крепкое в вере православной сто­яние! И если уж суждено нам, славянам, терпеть скорби от чужих людей — немцев ли, турок ли или других каких, — то да не бу­дет по крайней мере изменников и предателей святой веры, вами завещанной, в нашей родной славянской семье.

Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. — ОАО «Молодая гвардия».

«Особая культурная миссия»: как «Апостол» Ивана Фёдорова повлиял на историю восточнославянских народов

Точное время и место рождения будущего книгопечатника Ивана Фёдорова неизвестно, как и то, кем были его предки. С уверенностью можно сказать лишь, что он родился между 1510 и 1530 годами, Москву называл своим отечеством, а себя — «москвитином». Во второй половине XVI столетия его имя стало широко известно не только в русских землях, но и далеко за их пределами.

Начало книгопечатания

В XVI веке процесс централизации земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы ускорился. В 1547 году великий князь московский Иван IV принял титул государя, царя и великого князя Всея Руси. Перед ним встал вопрос о распространении на территории Русского царства образования. Однако он столкнулся с серьёзной сложностью — стране остро не хватало книг.

  • М.В. Нестеров. Папские послы у Ивана Грозного. 1884
  • © Wikimedia commons

Из-за того что книги переписывались вручную, их было очень мало, стоили они дорого, а переписчики часто допускали ошибки. А это было чревато опасными последствиями. Разночтения в религиозных текстах могли привести к возникновению расколов и ересей.

В 1552 году Иван Грозный, посоветовавшись с митрополитом Макарием, пришёл к выводу, что в России необходимо развивать книгопечатание. В Москву, согласно ряду исторических источников, были приглашены несколько западных мастеров, в частности, из Дании и Польши. Однако конкретные данные об их работе не сохранились. А книги, которые сегодня связывают с их деятельностью, публиковались анонимно.

«В середине 1550-х годов в Москве были предположительно напечатаны несколько книг. Однако они не имели выходных данных и даты. Первой датированной книгой, имеющей достоверное происхождение, стал «Апостол» книгопечатника Ивана Фёдорова», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

Также по темеПервый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства 3 марта 1613 года в Московском Кремле Земский собор избрал на царство юного Михаила Романова. Сын патриарха Филарета правил более 30…

Около 1563 года в Москве за государственный счёт был основан Печатный двор. Работу типографии возглавил Иван Фёдоров. Его главным помощником был Пётр Мстиславцев. 11 марта 1564 года ими была напечатана первая точно датированная книга в отечественной истории.

«Работа над «Апостолом» велась весьма тщательно. Ранее переписчик сидел над одной книгой от полугода до года, допуская при этом описки и ошибки. Иоанну Фёдорову потребовался тоже год на выверку печатного текста и подготовку гравюры евангелиста Луки, полусотни заставок, рамок, буквиц. Теперь книга выходила тиражом около двух тысяч экземпляров, и ошибки в ней допускать было нельзя», — рассказал в беседе с RT доктор филологических наук, академик Академии российской словесности Александр Ужанков.

«Апостол» был напечатан на французской проклеенной бумаге. Книга занимала 534 страницы, на каждой из которых размещались 25 строк. В основу шрифта лёг рукописный полуустав XVI столетия.

В западнорусских землях

В 1565 году Иван Фёдоров издал в Москве свою вторую книгу — «Часовник». О последующих событиях в жизни книгопечатника существуют противоречивые свидетельства. По словам английского дипломата Джайлса Флетчера, посетившего Россию почти четверть столетия спустя и ссылавшегося на чужие рассказы, у Фёдорова произошёл конфликт с духовенством. После чего в типографии случился пожар. По мнению некоторых исследователей, противостояние могло быть обусловлено тем, что книгопечатник обесценил труд монахов-переписчиков.

В то же время в версии Флетчера можно заметить противоречие: он утверждал, что огонь уничтожил оборудование типографии, однако известно, что Фёдоров вывез его в конце 1560-х в западнорусские земли. Ставит под сомнение версию английского дипломата и тот факт, что после отъезда Фёдорова из Москвы типография продолжила работать.

«Скорее всего, Иван Грозный не просто так разрешил Ивану Фёдорову и Петру Мстиславцу выехать в западнорусские земли. Шёл процесс объединения Польши и Литвы в единое государство — Речь Посполитую, — и православие там нуждалось в поддержке. Это могло быть их особой культурной миссией», — предположил Ужанков.

Литовский гетман Григорий Ходкевич принял книгопечатников в своём имении в Заблудове. Там они в 1568—1569 годах издали «Учительное Евангелие». Но Ходкевич вскоре изменил своё решение: типографию он приказал закрыть, а Фёдорову предложил заняться сельским хозяйством.

Также по темеМастер интриг или жертва обстоятельств: какую роль Борис Годунов сыграл в истории России 420 лет назад Бориса Годунова благословили на царствование. Несмотря на то что одним из итогов этого правления стала Смута, историки…

Книгопечатнику пришлось переехать во Львов. Он рассчитывал на помощь состоятельных купцов, но те ему отказали. Вместо этого его поддержали священники и обычные горожане. Благодаря этому он переиздал в 1574 году «Апостола». Однако из-за давления местных переписчиков дела у Фёдорова шли не очень хорошо. У него образовались большие долги, и в 1579 году он был вынужден заложить типографию. Оставив сына продавать книги во Львове, сам Фёдоров по приглашению князя Константина Острожского переехал в Острог, где издал в 1581 году первый полный печатный текст Библии на церковнославянском языке — так называемую Острожскую Библию.

Последующие два года Иван Фёдоров провёл в путешествиях. Он посетил Вену, Краков и, возможно, Дрезден. Как мыслитель и просветитель он получил широкое признание. В это время Иван Фёдоров вёл переписку с саксонским курфюрстом Августом. Вскоре после возвращения во Львов, 15 декабря 1583 года, Иван Фёдоров скончался. Он был похоронен на кладбище Святоонуфриевского монастыря.

  • Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве
  • РИА Новости
  • © Наталья Селиверстова

Культурное наследие

«Книги Ивана Фёдорова сами по себе были произведениями искусства. Помимо церковных книг, он издал славянский букварь — первую печатную книгу, позволявшую учиться грамоте как в школе, так и дома, в семье», — рассказал Ужанков.

По его словам, книгопечатание вывело на новый уровень распространение знаний в русских землях.

«Роль Ивана Фёдорова в этом процессе сложно переоценить», — говорит эксперт.

В 1977 году неподалёку от предполагаемого места захоронения Ивана Фёдорова (точное место расположения могилы было утрачено в XIX веке) ему установили памятник. Незадолго до этого, в 1972—1974 годах, во Львове открыли музей Ивана Фёдорова. Однако в 1990-м здание было захвачено католическими монахами-базилианами, музей уничтожен, а уникальные книги, хранившиеся в нём, выброшены на улицу под мокрый снег, из-за чего они сильно пострадали. Памятник демонтировали и перенесли в Музей искусства старинной украинской книги.

В Москве монумент Ивану Фёдорову был открыт в 1909 году. В память о книгопечатнике сняли два художественных фильма, выпустили юбилейную монету. Его имя носят Московский государственный университет печати и Московский издательско-полиграфический колледж, а также улицы в различных городах бывшего Советского Союза.

«Иван Фёдоров сыграл огромную роль в отечественной культуре. Не зря историк Василий Татищев выделял в нашей истории два ключевых этапа. Первый — это приход христианства, а второй — начало книгоиздания. Фёдоров, вне всякого сомнения, стал одной из ключевых фигур в культуре и истории всех восточнославянских народов», — подытожил Перевезенцев.

Ежегодно, 13 декабря православная церковь отмечает праздник Андрея Первозванного.

В этот день все чтят память святого Андрея, который был братом апостола Петра. Как известно, первозванным он стал после того, как первым пошел следом за Иисусом Христом.

ПЕСНЯ:

В Евангелие от Иоанна, сказано: первые ученики пришли к Иисусу от проповедника Иоанна Крестителя. Ими были два простых рыбака Андрей и Иоанн родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера.. Послушал слова Иисуса Андрей и пошёл к своему брату Симону, тоже рыбаку. Рассказал тому о Мессии и привёл его к новому Учителю. Увидев Симона, Иисус сразу понял свойства его души и сказал:

— Ты Симон, сын Ионин: ты наречёшься Пётр, что значит «камень».

Следом за этими братьями обрёл Иисус ещё 10 учеников-апостолов. Но Андрей с той поры так и стал зваться в христианстве – «первозванный апостол».

Кем же хотел видеть Иисус своих ближайших учеников?

В евангельской притче -«чудесный лов рыбы на Галилейском озере», кроется подлинный смысл апостольского служения. Иисус увидел, что его апостолы-рыбаки ничего не сумели поймать за целую ночь рыбалки. И велел он Петру снова бросить сеть. И вытащили тут они столько рыбы, что даже лодки рыбаков стали тонуть от её тяжести.

Славянский путь Андрея ПервозванногоАпостолы были потрясены и озадачены.

И тогда Иисус сказал:

— Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков.

Словами этими он наделил учеников-апостолов великой властью над человеческими душами. Теперь они должны были сменить рыбацкие сети на сети христианского вероучения. Так тогда и было…

А когда Христос прощался с учениками, уходя к своему небесному отцу, он завещал апостолам покинуть земли Галилейские и идти проповедовать новую религию в разные земли, разным народам. И определил он каждому его путь.

Основали апостолы в этих новых землях свои «Апостольские церкви». Петр – в Риме, Марк – в Александрии, Иаков – в Иерусалиме, Иоанн – в Эфесе, Фома – в Индии…

Славянский путь Андрея Первозванного

А Андрею Первозванному была доверена самая сложная служба: он должен был сначала проповедовать христианство балканским и причерноморским народам а затем взять в апостольский удел северные славяно-скифские земли.

Своего первого и любимого ученика Господь посылал, дабы засеял он те языческие края зернами христианского учения. Ведь та земля должна была позже стать Святой Русью,.. последним оплотом Истины…

Прибыв в Константинополь, апостол Андрей посвятил Стахия в первые

епископы этого города, а затем двинулся на север тем путём, который через столетия будет назван – «Великий путь из варяг в греки».

Преодолел Андрей море Чёрное и пришёл на горы Киевские. И сказал бывшим с ним ученикам:

-«Видите ли эти горы?

Затем, согласно «Повести временных лет» монаха Нестора, следуя в верх по Днепру, добрался он до реки-Ловоти, а по ней прошёл к Ильмень-озеру. Апостол Андрей шел тогда не в дикий, неизвестный край варваров, а в древнее словено-русское царство, о котором уже тогда знали в античном мире.

И пришёл Первозванный апостол в первую столицу тогдашней Руси — Словенск Великий, чтобы проповедовать в нём слово божие. И было всё это в 60-х годах н.э…

Словенск Великий был древним городом, существовавшим, согласно легендам, ещё 2,5 тысяч лет до н.э.

Как пишут старинные летописи, в 2409 г. до н. э. Словен и Рус отлучились от рода своего и ушли от Черного моря, покинули братьев и родственников своих.

Словен, который был старшим братом, поселился возле реки Мутной, со всей своей семьей и подданными, которые изъявили желание следовать за ним, хоть на край земли. Он поставил большой город, и дал ему название Словенск Великий. Город был построен рядом с истоком реки, где было прекрасное, чистое озеро. Этот город, через многие годы, назовут Новград Великий.

Согласно местным новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу» (1560–1563), в «веси, нарицаемой Грузине», апостол Андрей второй раз жезл свой в землю «водрузил» и затем оставил его на сим месте.

И было то действо символом посева зёрен христианства на славянские земли; знаком того, что через много лет и земля Русская просветится божественным светом.

(О жезле апостола Андрея из села Грузино подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, которое было написано в Новгороде в 1537 г. боярским сыном В. М. Тучковым по поручению святителя Макария, бывшего в 1526–1542 гг. архиепископом Новгородским).

Пожил недолго Апостол в новгородских землях, дивился русскому обычаю обливаться в бане квасом и хлестать себя до полусмерти вениками, о чем позже в Риме рассказывал так:

«Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав это, удивлялись» (Памятники литературы Древней Руси. XI–начало XII века. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Лихачева).

Затем Первозванный апостол двинулся далее знакомым путём из варяг в греки.

По реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», а затем через Балтийское море и Атлантику вернулся в Средиземноморье, в Рим и Царьград (Константинополь). Таким образом, святой апостол Андрей Первозванный был, пожалуй, первым, кто полностью прошёл весь маршрут будущего торгового пути из варяг в греки, замкнув транс-европейское священное кольцо…

Вернувшись в Грецию, Андрей Первозванный был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. При этом в евангелии отмечается, что брусья его креста не были перпендикулярны друг ко другу, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали позже называть Андреевским; он стал основой первого Российского ордена и нашим военно-морским флагом..

А теперь вспомним, что русла новгородских рек Ловать, Пола и Верготь образуют перед Ильмень-озером именно такой величавый косой крест в виде буквы «Х», первой в имени Христа.

А потому вполне вероятно будет предположить, что апостол Андрей и был распят язычниками на таком косом кресте — в наказание за продвижение христианской веры на северо-восток.

Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах

Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить Андреевский крест, находившийся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню. Но один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Ковчег с Честной главой и крест апостола Андрея Первозванного в кафедральном соборе г.Патры — крупнейшем храме Греции

Честная глава и частицы креста апостола Андрея хранятся в Патрах, в соборе его имени. Другие части его мощей находятся в итальянском городе Амальфи, куда были перенесены из Константинополя, и в монастырях Афона.

Часть главы есть также и в Андреевском скиту на Афоне.IMG_4315Мощевик с лобной частью главы св. Апостола Андрея Первозванного (Афон)

Десница Андрея Первозванного с 1644 г. находилась в Успенском соборе Московского Кремля; в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве.

Его церковная память – 13 декабря по новому стилю (30 ноября по старому), а также 13 июля (30 июня по ст. ст.), в праздник Собора 12-ти апостолов. Кстати, ночь, предшествующая церковному дню памяти апостола Андрея, именуется «Андреевской ночью», в которую, по народному поверью, молодым парням и девушкам являются образы суженых.

Ростки великого похода

Славянский путь Андрея ПервозванногоЕщё до падения Византии пророки православной веры говорили о том, что сам поход апостола Андрея в северные земли предсказал, что славянский Новгород со временем должен стать преемником Царьграда.

И первым материальным знамением этой священной преемственности стал Белый клобук (головной убор патриарха), являвшийся символом чистоты православной веры. Он был некогда дарован императором Константином римскому папе Сильверсту — как символ высшей духовной власти.

Из-за неблагочестия римских пап клобук этот позже перешёл в византийский Царьград. А потом вселенскому Константинопольскому патриарху Филофею было божественное видение, что Царьград скоро падёт и клобук велено передать на Русь.

«Царя же русского возвеличит Господь над всеми народами и под власть его попадут многие из царей иноплемённых. Патриарший чин также будет передан Русской земле в своё время из этого царствующего града(Константинополя).И прозовётся страна озарённою светом Россией, ибо Бог пожелал подобным благословением прославить русскую землю, наполнив величием православие и сделать её честнейшей из всех и выше всех прежних.» («Повесть о Новгородском белом клобуке», летопись XV века).

Тогда-то все четыре православных патриарха Запада и Востока переслали его в Новгород — древнюю северную столицу потомков Иафета Именно новгородские архиепископы избраны были от Господа хранителями этой священной реликвии, вплоть до введения патриаршества в Москве, когда данный символ чистоты нашей веры был передан Патриархам Московским и всея Руси.

А до того самого времени Новгород оставался сакральным центром наших земель, местом, где сосредоточивались святыни древнего христианства: посох Апостола Андрея в селе Грузино на Волхове и клобук папы Селивестра.

Вот и выходит, согласно древнему преданию, что как православные святыни древняя Русь получила непосредственно от Византии, так и шапку Мономаха, бармы (царские надплечия) и само династическое имя князь Владимир Всеволодович получил напрямую от Цареградских Василевсов.

А затем эти царственные регалии Владимир передал по наследству своим потомкам — Великим князьям Владимирским и Московским.

Путь Святого апостола был Андрея отмечен узловыми точками – постройкой храмов Софии Премудрости Божией в нитке Византия – Киев – Полоцк – Новгород. Эту манифестацию духовного единства Руси с истоками её христианства осуществил Ярослав Мудрый. Киевская Русь изначально считала Андрея Первозванного своим покровителем.

В 1030 г.Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, а в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь.

В XIII веке на месте проповеди Андрея Первозванного и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 г. на этом месте возвели каменный храм во имя ап. Андрея по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.

В конце XI в. И в Великом Новгороде появляется первый храм во имя апостола Андрея.

Знаменитое село Грузино, на месте которого, по преданию, Андрей Первозванный ударил посохом в Новгородскую землю, в XVIII веке было подарено императором Павлом I в поместье известному временщику графу Аракчееву.

Здесь, на красивом высоком берегу против устья р. Кересть, левого притока Волхова, граф построил большой храм в честь Андрея Первозванного (сохранились лишь остатки фундамента). Аракчеев был уверен, что сделал это на месте «водружения» апостолом Андреем его жезла и что отсюда, будто бы, происходит и само название «Грузино».

(Уже в наше время местные жители, гордые славной историей своей «веси», установили на месте развалин памятный знак с изображением Андреевского креста).

Во 2-й половине XVII в. было составлено монашеское «Сказание кратко о создании пречестныя обители боголепнаго Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме…». В этой летописи говорится о посещении Андреем Первозванным и Валаамского архипелага, где сохранился «Камень апостола Андрея» на котором он молился за святую Русь.

Через тысячу лет после апостольского прихода на северные земли, из Ростовской земли, получившей благую весть из рук святых солунских братьев-просветителей, на Валаам отправляются его первые известные нам святые Сергий и Герман. Их мощи позже становятся первыми христианскими святынями нашей первой столицы: Новгорода Великого.

Таким образом, начальное киевское сказание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Волхову превратилось во всенародную веру об апостольской проповеди по всей Русской земле.

Поэтому, уже при Иване Грозном апостола стали воспринимать как «Крестителя Руси», и тема «апостольской преемственности» Русской Церкви, ставшей «апостольской кафедрой», уже звучала из царских уст, в полемике с Римско-Католической церковью.

В императорской России эта традиция не только продолжилась, но и окрепла. При Петре I Андрей Первозванный стал официальным небесным покровителем российской державы и даже патроном военно-морского флота. С тех самых пор андреевский крест украшает наши судовые флаги, получившие наименование – Андреевских.

История показывает, что нам же суждено стать и последними хранителями истинной веры!

Орден святого Андрея Первозванного

Именем Андрея Первозванного назван также учрежденный Петром I в 1698 г. Андреевский орден – первый и высший орден Российской империи.

Первое награждение состоялось 10 марта 1699 г., когда Петр возложил знаки ордена на генерал-кригсмейстера (впоследствии фельдмаршала) Ф. А. Головина.

Орденом награждались высшие военные и гражданские чиновники, не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника.

Император Павел I стал награждать светскими орденами российское духовенство, и первыми духовными лицами, причисленными к ордену Андрея Первозванного, стали:

митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров) (1775–1801)

и митрополит Московский Платон (Левшин) (1775–1812).

За всю историю ордена вручено немногим более 1000 знаков.

Девиз ордена – «За веру и верность».

Знак ордена – косой Андреевский крест синей эмали, наложенный поверх черного двухглавого орла, увенчанного тремя коронами.

На кресте изображение распятого ап. Андрея и четыре золотые латинские буквы по концам креста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae – «Святой Андрей, Покровитель России»).

Ордену принадлежал Андреевский собор в С.-Петербурге на Васильевском острове (Большой проспект, 21/23). В связи с этим над входом в собор укреплен знак ордена Андрея Первозванного.

Первыми кавалерами восстановленного в 1998 г. ордена апостола Андрея Первозванного стал академик Д. С. Лихачев, конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников, президент Казахстана Н. Назарбаев и Святейший Патриарх Алексий II.

Именем Андрея Первозванного назван и высший орден Русской Православной Церкви, учрежденный Определением Священного Синода 28 декабря 1988 г. в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год. Однако, еще за 9 столетий до этого с евангельской проповедью в земли восточных славян пришел апостол Андрей Первозванный. Ученые-скептики считают историю мифом, но православные люди верят церковному преданию. О малоизвестных фактах «русской миссии» святого и значимости его дела для России — в нашем материале.

Выход на проповедь

Апостол Андрей был первым учеником Иисуса Христа. После Вознесения Спасителя, апостол вышел на проповедь Христианства. Можно сказать, что святой обошел все Черное море: он посетил Малую Азию, Балканы, Абхазию и Северный Кавказ, а также Крым и Причерноморье. Оттуда апостол с учениками решил подняться на север по Днепру – в земли славян и русов.

Великий город Киев

Согласно преданию, однажды он заночевал с учениками на берегу Днепра. Утром, проснувшись, апостол сказал своим спутникам:
«Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».

Святой Андрей проповедовал не лесам, горам и рекам, а реальным людям часть которых принимала крещение. Христианские богословы первых веков впоследствии насчитывали в городах, обойденных апостолом с миссией, до нескольких тысяч верующих. И, возможно, установил крест как раз на тех «горах», где несколько веков спустя появится Киево-Печерская Лавра.

Андрей в I веке проповедовал учение Христа и жителям Киева. Слово «горы» по-сарматски – «киви». Во времена проповеди апостола город Киев УЖЕ существовал. Здесь апостол, как написано в житии, установил крест. Кстати, на языке древнерусских книжников выражение «установить крест» означало и совершение таинства крещения над людьми.

“Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских”, художник Николай Ломтев

Русские ученики Апостола

С кем же путешествовал Андрей Первозванный по просторам земли русов? Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул были направлены апостолом на Ближний Восток и Балканы, в Малую Азию и Британию. Святой Андрей повсеместно не просто крестил людей, но и ставил священников, епископов, образовывал епархии, строил здание Церкви там, где ступала его нога.

Спутники апостола у Киевских гор – русские. Возможно, ими были священники Инна, Пинна и Римма, жители Скифии, принявшие мученическую смерть за свои убеждения. Считается, что они были учениками апостола Андрея.

На Севере Руси

Побывал апостол и в Великом Новгороде. В житии содержатся сведения о том, что святой Андрей установил крест у села Грузино на реке Волхов. Очевидно, что и здесь проповедь апостола имела успех, а близость водоема свидетельствует о проводившемся массовом крещении. Село Грузино возникло на том месте, где Андрей Первозванный вонзил свой жезл в землю. Говорят, чудотворная трость из неизвестного для жителей Руси дерева хранилась в местной Андреевской церкви и в XVI веке. До наших дней посох не сохранился.

Андрей Первозванный,
икона прп Андрея Рублева
1408 г.

Удел Богородицы на “Андреевских горах”

Пророчество апостола Андрея сбылось: в 988 году Русь принимает крещение, а центром евангельской проповеди на языческой территории становится Киев. Христиане жили на просторах Руси и до IX века, но Православие не было государственной религией. Благодаря воле и мудрости князя Владимира был запущен процесс христианизации племен восточных славян.

Неизвестно, где именно водрузил с учениками крест апостол Андрей, но в 1051 году на высоком берегу Днепра зарождается маленькая монашеская обитель. 12 иноков во главе с преподобным Антонием выкапывают пещеры для уединенной молитвы Богу. Число жителей стихийно возникшей обители увеличивается, и вскоре монахи просят у киевского князя все плато возвышенности под строительство монастыря.

Сегодня Киево-Печерская Лавра считается одной из главных святынь православного мира, Третьим уделом Богородицы на Земле. Монастырь появился на Киевских горах, став духовным центром Святой Руси. Здесь в разные эпохи проводили жизнь и заканчивали земной путь величайшие русские святые.

Наследие Апостола

Апостола Андрея по праву можно назвать не только православным святым, но и частью отечественной государственности. В «Повести временных лет» описывается прямая связь между проповедью святого и установлением Христианства в русских землях. В петровское время Андреевский крест стал символом военно-морского флота России, а Андреевский орден – наградой высших военных чинов.

Проповедь святого Андрея в русских землях дает народу ощущение духовного суверенитета, помогает ощутить особое родство с Христом через историческое соприкосновение с Его ближайшим учеником. Апостол был живым свидетелем земной жизни Иисуса и крестил древних славян в Крыму, на Днепре и Волхове.

Наконец, главный русский монастырь, форпост России на духовной границе с Западом, зародился в особо отмеченном святым Андреем месте. Веками верующие обращались за помощью к святому апостолу и получали поддержку в неразрешимых жизненных ситуациях. Заступник земли Русской – это про Андрея Первозванного.

13 декабря Русская Православная Церковь чтит память апостола Андрея Первозванного. Вы можете заказать молебен у мощей святого:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *