Великий Подвиг Михаила Тверского и Анны Кашинской

Сплетенный из множества цветов венец всевозможными украшениями и различными цветами доставляет великую радость тем, кто видит его <своими> очами. Ибо каждый <цветок> образом своим и видом влечет к себе: один белизной светится, другой красный или багряный лик имеет; а когда все они вместе соединяются, смешивая многие ароматы, <то> чудесное благоухание испускают, изымая злосмрадие из сердец верных…

Отрывок из жития Святого Благоверного Князя Михаила Тверского.

Славится земля русская великими Людьми: и писателями, и поэтами, и художниками, и изобретателями… Но святой она по праву считается благодаря ее Великим заступникам, святым, верно служившим отечеству и людям; посвятившим свою жизнь Богу. Среди них и заступники земли Тверской – Благоверный князь Михаил и жена его Анна Кашинская.

Но не только в Твери почитали этих святых. Известно, что в царской семье весьма почитали тверскую княжескую пару. Великий князь Михаил Александрович, также принявший мученическую кончину, чтил Михаила Тверского как своего небесного покровителя.

Как известно, по его инициативе в Тифлисе был построен один из первых храмов, посвященных Михаилу. Хорошо известно и особое отношение его старшего брата императора Николая к Анне Кашинской, повторное прославление которой стало возможным благодаря прямо выраженной монаршей воле.

Общенародное празднование этого события служило сплочению православного народа в пору начавшегося революционного брожения.

Жили святые в нелегкое время для Руси. Русь страдала под Ордынским игом.

Князья, управлявшие Русью, часто ссорились между собой. Не было в стране единства. Мало кто решался спорить с татарами.

Но, Михаил Ярославич, князь Тверской, совершил ратный и доблестный подвиг — первое в истории сокрушение ордынской конницы на Бортеневском поле.

А затем и второй, сделавший его святым – принял мученическую кончинуради спасения родной Твери.

Cупруга Михаила Тверского, Анна Дмитриевна, также совершила духовный подвиг: стойко и мужественно перенеся неминуемое расставание, она отпустила мужа на смерть в Орду.

По мнению русской Православной церкви и многих жителей Тверской области, вся её жизнь стала одним из самых славных деяний, совершенных русской женщиной за всю историю Руси .

Еще в детстве князь Михаил был благонравным ребенком и воспитывался в духовных традициях. При малолетнем князе, благодаря стараниям матери Михаила Ксении и первого тверского епископа Симеона, был построен первый каменный Собор – Великий Спас (Спасо-Преображенский Собор).

Таких каменных соборов было всего несколько в святой Руси, большинство построек было деревянными. Поэтому его называли Великим.

В тысячелетней истории Русской Церкви не так уж много храмов, само возникновение которых становилось немаловажным историческим событием.

В этом же ряду, вне всякого сомнения, стоял и тверской Спасо-Преображенский собор, поднявшийся в ту пору, когда каменное строительство в Северо-Восточной Руси, разоренной монголо-татарским нашествием, прервалось, как могло тогда показаться, навсегда. Вспомним о том, что в соседней Москве первый каменный собор был заложен лишь через 36 лет после завершения тверского Спаса.

Русь поднималась с колен, и Тверь, воздвигая величественный белокаменный собор, в глазах русских людей становилась символом несгибаемости православной веры и самой Руси. И победа тверского войска в Бортеневском сражении, когда впервые сокрушена была казавшаяся русичам неодолимой ордынская конница, в немалой степени воспринималась как свидетельство покровительства Великого Спаса.

В прошлом веке это важное историческое сооружение было разрушено. Но сейчас наш Спасо-Преображенский Собор, Великий Спас, будет восстанавливаться и отстраиваться заново.

Великим был подвиг Тверских святых. Поэтому и до сей поры люди воспевают их дела и прославляют Тверского князя и его супругу. Например, заслуженный художник России Людмила Юга сделала серию иллюстраций (картин) к житиям Михаила Тверского и Анны Кашинской.

Петербургская поэтесса Марина Кротова написала о них в стихах, недавно вышедших в альманахе «Михаил Тверской. Путь домой»:

Опять над Русью ворон мрачный кружит,

Опять беда копьем звенит везде…

Княгиня ждет, печалится о муже,

И плач княгини слышится в Орде:

«Мой князь, родной, прекрасный и желанный,

Моя рука твое тепло хранит,

Моя слеза твои омоет раны,

И снимет жар, и жажду утолит…

Пусть говорят, что путь твой безрассуден,

Пусть говорят, что льешь напрасно кровь,

Но этот путь – лишь Господу подсуден,

И с Ним пребудет Вера и Любовь».

Их двое на кресте, а значит – вдвое

Умножатся и счастье, и печаль…

Вдвоем воскреснут светлою весною

И улетят в неведомую даль.

Сквозь трепетные волжские туманы

Пред нами предстает святая рать:

Над древней Тверью – Михаил и Анна,

И с нами Бог и Божья благодать.

Среди известных людей, посвятивших свое творчество святой чете есть и наш земляк — Георгий Пономарев.

Он — председатель Общества Михаила Тверского. Георгий Пономарев поставил на Малой сцене в Театре Драмы спектакль: «Михаил Тверской». Он — автор книги «Отечестволюбец Михаил Тверской: Последние дни первого великого князя всея Руси».

Таков был Подвиг святых Тверской Земли Михаила Тверского и Анны Кашинской, прославленный на века.

Список использованной литературы:

6. Никитина О. Святое семейство Михаила Тверского и Анны Кашинской // http://klobukov.ru/about/svyatie/mihail-tverskoy/

Выпускной в центре обучения сестер в городе Твери

В завершение курса «Христианское воспитание детей» изучались темы: «Взыскательная любовь и взыскание», «Своевольный подросток», «Как научить ребенка ходить перед Богом и противостоять давлению мира» и «Освобождение от родительской опеки». Эти важные темы подготовили и преподали студентки, показав при этом хорошее знание предмета и владение методиками преподавания.

В субботу, 2 декабря, состоялся выпускной центра. Учебу успешно завершили 12 студенток. В торжественный церемонии приняли участие Павел Дмитриевич Стуков, пресвитер церкви города Кимры, многолетний старший пресвитер церквей евангельских христиан-баптистов Тверской области, с супругой Надеждой, которая была в числе выпускниц; преподаватели: Елена Борецкая и Елена Звягина, сестры, которые прошли обучение как вольные слушательницы; гости, пришедшие разделить радость со своими родными и друзьями.

Павел Дмитриевич Стуков, который стоял у истоков этого обучения и поддерживал сестер все эти годы, открыл молитвой торжественное собрание и обратился к выпускницам со словом наставления. Затем брат поздравил сестер с успешным завершением пятилетнего обучения, вручил им дипломы о получении Библейского образования и совершил молитву благословения сестер на дальнейшее служение.

Преподаватели Елена Борецкая и Елена Звягина также поздравили выпускниц и пожелали им хранить верность призванию, передавать полученные знания сестрам в поместных церквах и благовествовать людям о любви Христа.

Во время состоявшегося общения сестры благодарили Бога за нелегкий, но чудесный путь, которым Он вел их эти пять лет, и вспоминали о Его милостях и благословениях, которым нет числа. Сестры делились тем, что дало для их христианской жизни это обучения, что запомнилось из откровений Слова Божия, нашло применение в их жизни и повлияло на их семьи, детей и окружение. Звучали гимны, прославляющие Господа, и благодарственные молитвы.

Ниже приведено свидетельство сестры Галины Смирновой (1946 г.р.), члена церкви г. Ржевска, Тверской области

«Мне всегда очень хотелось учиться, чтобы возрастать духовно и понимать Слово, которое Бог оставил нам.

Когда-то давно я закончила Библейскую школу, затем прошла курсы Эммаус, стала инструктором. Приглашала детей и взрослых изучать Библию, раздавала курсовые работы, которые нам присылали из Санкт-Петербурга. И до сих пор занимаюсь этим служением.

Осенью 2012 года я приехала из г. Зубцова от Ржевской поместной церкви на сестринское собрание в церковь «Надежда», г. Тверь.

Во время общения Елена Борецкая рассказывать сестрам об открытии цента обучения женщин по программе Библейского института заочного образования (BEE|/Etrust) в Твери. Не раздумывая, я одна из первых записалась и получила анкету, которую позже подписал мой муж. Так на пять лет я стала студенткой.

Замечательный институт! Очень хорошая программа и четко выстроенный учебный процесс, интересные и полезные занятия. Удивительная атмосфера. Господь всегда пребывал с нами и объединял нас, и мы теперь стали неразлучны. Когда собирались на очередную сессию, все сестры радостно встречали друг друга; если возникали проблемы в обучении, то они очень быстро разрешались. Наша группа была небольшой – все знают друг друга, мы общаемся и дружим. Наши учителя всех нас знают по именам. Мы — Божьи дети, сестры по вере!

Основное преимущество нашей программы обучения для женщин – это глубокое изучение Библии.

Хочется сказать много теплых слов о наших преподавателях – Елене Борецкой, Ирине Уткиной, Леночке Звягиной. Сестры-преподаватели вкладывали в это дело душу, тепло и любовь своих сердец, поэтому мы понимали их. Господь открывал нам одну истину за другой.

Примером может служить Ирина Уткина (сестра уже с Господом). Практикой индуктивного метода изучения Библии она занималась со мной дополнительно по переписке, чтобы я смогла овладеть этим методом и применять его для духовного роста и служения и в дальнейшем находить ответы в Слове Божием.

С любовью все мы относимся к Елене Борецкой. Она для нас пример служения. Сестра всю себя отдаёт служению Господу. Ее любовь всегда согревала нас. Мы ее очень любим, она на своем месте.

Леночка Звягина, добрая, отзывчивая сестра, в каждом ее слове видна любовь Христова к нам. Материал она объясняла доходчиво, у нее было много примеров из собственной жизни. Её слова перекликались с нашей болью и нашими проблемами. И всегда мы находили выход в Господе Иисусе. Молились, славили Господа, и Он отвечал на наши молитвы.

Нужно отметить еще двух замечательных сестер: Светлану Багрецову и Маргариту Малышеву, также участвовавших в преподавании курсов программы.

Нам были созданы все условия для занятий в церкви «Надежда», представлена удобная система заочного обучения.

За прошедшие пять лет я ни разу не пожалела, что выбрала этот институт. Отучилась пять лет, прекрасно закончила всю программу и очень довольна! Хочу сказать сестрам: «Поступайте в Библейский институт заочного обучения по программе женского служения! Главное, настойчиво учитесь, и всё у вас получится!»

Мой девиз:

Будь хорошей ученицей Христа!

Передавай полученные знания другим сестрам!»

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Татьяна Шустова

23 декабря теперь уже прошлого 2008 года исполнилось 50 лет со дня со дня ухода в мир иной преподобноисноведницы Анны Срезневской (в миру Анисии Гурьевны Столяровой). Она была одной из хранительниц чудотворной иконы Богородицы «Споручница грешных» Казанского храма села Срезнево Шиловского района и пострадала в годы лихолетья.


Икона преподобноисповедницы
Анны Срезневской

Тот, кто хотя бы однажды побывал в срезневском храме и приложился к чудотворной иконе, возвращается вновь и вновь в это особое, благодатное место. Для меня оно открылось 30 октября 2003 года, в день поднятия честных мощей на месте погребения святой Анны.

Сама Богородица в годы гонений на Церковь указала преподобномученику Филарету (в миру Ивану Трофимовичу Пряхину) место, куда нужно было отнести Ее чудотворный образ. Анастасия Бодорина (в монашестве тоже Анна) во сне увидела эту икону в часовне срезневского кладбища, которая была построена на месте алтаря деревянного Покровского храма. Часовня сохранилась до настоящего времени. Рядом с ней находится могила всемирно известного ученого-слависта, духовного академика Измаила Ивановича Срезневского (1.06.1812 – 8.02.1880). Там же покоятся и его предки. В течение 180 лет передавали приход Покровского храма от отца сыну представители этого достойного священнического рода. От названия села получили фамилию Срезневских с ударением на второе «е». В 1861 году приход перешел к Василию Григорьевичу Катинскому (племяннику Измаила Ивановича по женской линии), который стал еще и законоучителем, и учителем первой срезневской школы.

Трое новомучеников и исповедников Рязанских, хранителей чудотворного образа, пострадали за Христа и были прославлены в лике святых. Это преподобномученики Филарет и Сергий (в миру Николай Иванович Сорокин), преподобноисповедница Анна Срезневская (ударение на первое «е»). Из троих срезневских святых только преподобноисповеднице Анне после лагерей суждено было вернуться к чудотворному образу Богородицы.

Еще в ссылке, когда она смертельно заболела, пришедший для исповеди из соседнего барака священник, прозорливо предсказал ей, что она еще послужит Царице Небесной, а умирать будет на руках девицы Марии. Так и случилось. Встретила преподобноисповедница девицу Марию (ныне покойную схимонахиню Мариамну) и еще 8 лет прожила после освобождения из заключения.

Умерла схимонахиня Анна 23 декабря 1958 года. Со скорбью проводили ее в последний путь…. А 30 октября 2003 года мы присутствовали при обретении честных останков на месте ее погребения.


Матушка Мариамна встречает владыку Павла
архиепископа Рязанского и Касимовского. 2 ноября 2003 г.

Этого значимого не только для Рязанской области, но и для всей России события дождалась и матушка Мариамна, срезневская молитвенница, которая много лет тоже была хранительницей чудотворного образа. Приезжали из Москвы две родные племянницы преподобноисповедницы Анны и племянницы матушки Мариамны, пришли люди, которые любили схимонахиню Анну. «Добрая, обходительная, желанная, рукодельная, на клиросе пела хорошо» – такие слова находили для срезневской святой те, кто знал её при жизни. Рассказали, что преподобноисповедница очень много сделала для украшения храма. Она очень хорошо вышивала, в том числе и бисером, шила облачения для священников и все вручную. Многое из убранства храма, к чему прикасались руки матушки Анны, сохранилось.

Поделилась воспоминаниями и Надежда – племянница матушки Мариамны. Она знала преподобноисповедницу Анну как Агнию, когда сама была еще ребенком. Схима с именем Анна была принята перед самой смертью. Надежда называла ее ласково Агницей.

Вот ее рассказ. «Ребенок есть ребенок. Кто приветливый, к тому он и бегает. Куда она, туда и я. По-особому матушка любила Богородицу. Богородичное правило выполняла неукоснительно. Ежедневно она ходила вокруг храма, взяв меня за ручку, и 150 раз пела «Богородице Дево, радуйся…» Она научила меня первой молитве. Была она очень подвижной, живой и участливой. Была человеком ангельской жизни. Притягательной силой обладала необыкновенной. Матушка делала все. Она вышивала, она шила, одеяла стегала, со мной в куклы играла. К нашему с сестрой приезду собирала ленточки, тряпочки. Душа у нее была ангельская и лик ангельский. Икона, которую написали, просто поразительная. Как только смог художник так угадать глаза?.. Тут не обошлось без провидения Божьего. Матушка была заботливой обо всех. Когда мы уезжали, она собирала нам варежки, носочки, обязательно сладенькое.


Чудотворная икона «Споручница грешных»
Я хорошо помню, как она прощалась. Матушка привела меня в храм и спросила, чего я хочу. «Платье хочу красивое, как у Богородицы», – был мой ответ.
– Платья красивые у тебя будут, а вот, как у Богородицы, не будет. А ещё, что хочешь?
– Хочу часы на руку, хочу сережки.

Подвела она меня к иконе и спрашивает: «Посмотри, есть ли у Богородицы часы и сережки? Часов нет, серёжек нет, и тебе они не нужны». До меня только потом дошло, почему у меня часы не держатся. Они теряются, ломаются, с руки падают. Я их в кармане ношу.

Просто удивительно, столько лет тюрем, а казалось, что она всю жизнь прожила в благополучии. За все была благодарна. Я прямо разговариваю с ней: «Матушка, ты любила меня, когда была жива, и сейчас меня не оставляй. Возьми меня опять за ручку»».

Рассказала Надежда и о жёлтой розе, находящейся теперь в раке со святыми мощами. «К 21 сентября появились на розе, которая росла на могилке, три бутона, а тут и первый мороз ударил. Поникли два бутона, третий же из них не только выстоял, но и расцвёл. Роза не увядала до 29 октября, до тех пор, пока не стали готовить могилку к поднятию честных мощей»». Надежда поведала, что они смотрели, а понять ничего не могли, что это такое. Вянуть роза стала только после того, как её срезали. Матушка Мариамна им подсказала: «Вы розу-то сохраните. Это ведь не простая роза».

Не мог не побывать в этот день в Казанском храме и Владыка Павел, архиепископ Рязанский и Касимовский. Вместе с Владыкой Иосифом, епископом Шацким, викарием Рязанской епархии, они приехали в Срезнево, когда уже стемнело. При небольшом количестве народа Владыка Павел возглавил краткий молебен преподобноисповеднице Анне.

2-го ноября 2003 года при большом стечении народа прошло торжественное празднование в честь обретения святых мощей. В зимнее время в Срезнево проживает всего 20 человек, но все они в этот день были в храме и помогали настоятелю отцу Михаилу Карпенко тепло, по-домашнему, встречать гостей.

Провожая племянниц в Москву, матушка Мариамна у раки со святыми мощами учила их молиться: «Святая преподобноисповедница Анна, моли Бога о нас. Святая преподобноисповедница Анна, моли Бога о нас. Святая преподобноисповедница Анна, моли Бога о нас».

Святая Анна Кашинская: Горькая мера – мера Христова

25 июня — Перенесение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской.

3 августа — Обретение мощей благоверной княгини.

Святая Анна Кашинская

В сонме русских святых благоверная княгиня Анна Кашинская занимает особое место. Каждому святому присуща в большей степени та или иная христианская добродетель. Княгиня Анна воплощает в себе добродетель терпения. Это душевное свойство в христианстве имеет настолько высокое значение, что без него невозможно обретение иных, более возвышенных, добродетелей – смирения и кротости. Оно отворяет дверь ко спасению, полагает основание духовному подвигу. Не случайно апостол и евангелист Лука выделяет его как средоточие христианских добродетелей: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.: 21, 19). В Евангелии на этот счет есть и прямое обетование самого Спасителя: «…претерпевший до конца спасен будет» (Мф.: 10, 22). Значение этих слов раскрывается благодаря связанному с ними пророчеству: «И от умножения беззаконий во многих оскудеет любовь» (Мф.: 24, 12) – то есть способность терпеть оказывается мерой любви в человеческом сердце, мерой зрелости христианского характера.

На долю святой праведной Анны выпало множество скорбей. Она была приуготовлена к монашеству – высшей ступени христианского духовного делания – всей своей предыдущей жизнью. Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, она проходила земной путь в обстоятельствах, требовавших от христиан предельно строгого хождения в вере – до готовности в любой момент стать исповедником и мучеником за Христа: Русь в ту пору находилась под игом Орды.

С юности княгине пришлось постичь непрочность земного счастья и скоротечность мирских благ. Удары следовали один за другим. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел ее супруг – молодой князь Михаил Тверской. Едва миновала опасность, как во младенчестве умерла Феодора – первенец великокняжеской четы. А в 1318 г . княгиню постигло новое горе: за отказ поклониться идолам в Орде был замучен ее муж – князь Михаил. Для православных людей самым прискорбным обстоятельством было то, что этот эпизод был спровоцирован соперничеством единоверного московского князя Юрия. В истории Церкви нередки случаи, когда подвиг одного из супругов, принявших мученический венец, освящает обоих, поскольку для другого бескровным мученичеством становится сама жизнь. Такова история святых мучеников Адриана и Наталии, сохранившей вдовство после исповеднического подвига мужа. Такова история и св. благоверной княгини Анны Кашинской.

Ожесточенный, воинствующий мир отнимал у нее ближних одного за другим: в 1325 г . старший сын ее, Димитрий-Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского, виновника смерти отца, поразил его и был казнен ханом. В 1339 г . в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам. Это была месть Орды за восстание Твери против татар во главе с двоюродным братом хана Узбека.

Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество – сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 г ., удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму. Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи. 21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году.

Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 г . почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г . в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания.

В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

Имя Анна

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

Значение имени Анна:

Имя Анна —древнееврейское имя.
Переводится как «милость»,
«благоволение».

Дата:

25 июня — обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (1280–1368)

Княгиня Анна была женой тверского князя Михаила, убитого в Орде по доносу московского князя Юрия. Ее старший сын, наследник Михаила, князь Дмитрий Грозные Очи, зарубил Юрия Московского в Орде и был убит. Другой ее сын, Александр, и внук Федор также погибли в Орде, защищая тверичей от гнева хана после того, как в Твери был убит ханский посланник.

Михаил Тверской отправляется в Орду

Анна долгое время помогала сыновьям в делах управления княжеством. Под конец жизни приняла монашеский постриг, а перед самой кончиной — схиму. Последний год жизни провела в городе Кашине, в устроенном специально для нее Успенском монастыре.

В 1549 году был причислен к лику святых муж Анны, тверской князь Михаил. А через 100 лет, по рассмотрении чудес и освидетельствовании мощей, собор, устроенный патриархом Никоном, причислил Анну Кашинскую к лику святых.

В 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была вычеркнута из святцев, поскольку старообрядцы указывали на благословляющий жест, в котором были сложены руки святой, как на подтверждение большей древности двоеперстия. Но почитание Анны Кашинской не прекратилось. Продолжали вестись записи исцелений от ее гроба, совершались крестные ходы до реки Нерль, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. И в 1818 году, спустя некоторое время после учреждения единоверия, Святейший Синод вернул имя Анны в святцы.

Повторная канонизация состоялась в 1909 году. Решающую роль в ней сыграл император Николай II. В Санкт-Петербурге в честь святой княгини была освящена первая церковь — храм подворья Введено-Оятского монастыря. Сегодня в этом храме каждый может приложиться к мощам святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской:

15 октября — в день кончины.

3 августа — второе обретение мощей.

25 июня — обретение мощей (1650)

и второе прославление (1909).

Еще о святой Анне Кашинской .

Другие известные святые с именем Анна:

Анна Пророчица —
мать пророка Самуила

Анна долгое время была бесплодна, так что ее муж даже взял себе другую жену. Однажды Анна молилась, упав перед скинией и безмолвно шевеля губами. Первосвященник Илий принял ее за пьяную, но, когда она рассказала ему о своём горе, произнес: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое». Тогда Анна зачала и родила Самуила (букв. «испрошенный у Бога»). Когда мальчик подрос, Анна отвела его к Илию и посвятила Богу.

Благодарственная песнь святой пророчицы Анны (1 Цар 2:1–10) предваряет как мессианские пророчества Исайи, так и песнь Богородицы (Лк 1:46–55).

Анна Пророчица —
благочестивая вдова

Анна Пророчица, благочестивая вдова. Рембрандт

Вместе с Симеоном Богоприимцем встречала Спасителя в Иерусалимском храме, куда на 40-й день после рождения его принесли Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник (Лк 2:36–38).

Святая Анна —
мать Пресвятой Богородицы

Ни одно Евангелие не упоминает имени матери Девы Марии. Оно известно из апокрифических «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия псевдо-
Матфея».

Анна была женой Иоакима. 50 лет супруги прожили в браке и не имели детей. Однажды первосвященник отказал Иоакиму в праве принести жертву: только великий грешник может быть бездетным. Иоаким удалился в пустыню. Там во время молитвы ему явился ангел с вестью о том, что у них с Анной вскоре родится дочь. Пророчество сбылось, родившуюся нарекли Марией.

Иоаким и Анна пообещали посвятить младенца Богу, что и исполнили по достижении Марией трех лет. Святая Анна скончалась в возрасте 79 лет, проведя последние годы жизни при Иерусалимском храме, рядом с дочерью.

Святая Анна Новгородская —
святая благоверная княгиня

Жена Киевского князя Ярослава Мудрого.

Святая Анна Новгородская. История в картинках

Интересные факты:

На Русь имя Анна пришло с принятием христианства — от греков. Византийская принцесса Анна (963—1011/1012), родная сестра византийского императора Василия II, стала женой киевского князя Владимира, будущего крестителя Руси. Породнившись с императором Византии, Владимир по договору освободил занятую им Корсунь и принял крещение.

Известное выражение «Анна на шее» происходит от названи ордена Святой Анны, учрежденного в честь Анны, матери Пресвятой Богородицы. В 1797 году его ввел в России император Павел I. Девиз ордена: «Любящим правду, благочестие и верность».

Популярность имени Анна в России в начале xx века была так велика, что даже пущенный в 1911 году по бульварному кольцу в Москве электрический трамвай с буквенным обозначением «А» москвичи прозвали «Аннушкой».

Пик популярности имени Анна в России пришелся на 1920 год. Каждую тринадцатую новорожденную девочку в тот год родители назвали Анной. Сегодня имя Анна входит в десятку самых популярных имен в России.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *