Протоиерей Роман Барановский

11 Сентябрь 2011

Протоиерей Роман Барановский родился 5 мая 1963 г. в г. Черновцы. В 1980 г. закончил Черновицкую среднюю школу № 9.
В 1981–1983 гг. проходил срочную службу в рядах Советской Армии. С 1983 г. до 1985 г. учился в музыкальном училище по классу вокала. В 1987 г. организовал клуб авторской песни в Черновцах, кроме этого, пел в Архиерейском хоре Кафедрального Свято-Николаевского собора. В 1990 г. стал лауреатом первой премии в жанре авторской песни фестиваля «Червона Рута» в Черновцах. В 1992 г. занял первое место среди лауреатов Международного фестиваля «Доля» в жанре авторской песни.
В июне 1995 г. организовал общину Святителя Михаила, первого Митрополита Киевского при Центральной клинической городской больнице г. Киева. 4 декабря 1995 г. рукоположен Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским, в сан иерея. В 1997 г. организовал при больничном храме свт. Михаила сестринство милосердия в честь Святой преподобномученицы Елисаветы.
В 1999 г. назначен благочинным больничных храмов г. Киева.
В 2004 г. при его содействии был основан женский монастырь в честь Афонской иконы Божьей Матери, где приняли монашеский постриг 40 сестер милосердия храма свт. Михаила.

В апреле 2004 г. Блаженнейшим Митрополитом Владимиром за заслуги в церковном служении награжден орденом Князя Владимира ІІІ степени.

Согласно Распоряжению по Киевской епархии УПЦ № 1761 от 25 сентября 2013 назначен Благочинным Первого больничного благочиния города Киева.

← Протоиерей Геннадий Батенко

Святая гора Афон. Одно только это словосочетание в сердце православного христианина вызывает трепетные и благоговейные чувства. Попасть на Святую гору, приобщиться к ее благодатным святыням – заветная мечта сотен тысяч православных людей. Ведь именно Афон является сердцем как Вселенского, так и Русского Православия. Именно отсюда тысячу лет назад на Русь было принесено православное монашество. Отсюда веками изливался на Русь поток святоотеческого книжного просвещения, подвижничества и аскетизма, преобразивший некогда варварский край в величественную Святую Русь.
Но еще более важно для православного христианина, что именно Афонскую гору избрала своим уделом Сама Божия Матерь. Поэтому Афон во всем христианском мире издревле считается Уделом Божией Матери.
Побывать в этом единственном в мире монашеском государстве, главой и игуменией которого считается Сама Богородица, поклониться многочисленным чудотворным афонским святыням, помолиться и исполнить подвиг послушания, получить рецепты духовного исцеления от афонских старцев – все это, как и тысячу лет назад, было и остается чаемым стремлением православной души.
Вот только осуществить благочестивое паломничество на Святую гору возможно не каждому. По воле Божией Матери вход на Афон разрешен только мужчинам… Но и не каждый из мужчин, при всем желании, может побывать в этом благодатном и неповторимом святом месте. Лишь милость и благословение самой Богородицы – Игумении Горы Афонской дает возможность нам приобщиться к Ее великим святыням. Поэтому, прежде чем отправляться в паломничество на Святую Гору, старцы настоятельно рекомендуют подготовиться духовно, молитвенно испросить благословения у Божией Матери.
Я лет 20 мечтал побывать на Афоне…
…Как и тысячи моих соотечественников. Однако каждый раз что-то мешало, не позволяло мне осуществить эту мечту.
Сейчас с этим вроде как намного проще – всевозможные турагентства наперебой предлагают свои услуги. Однако их качество и цена меня всегда смущали. Ведь паломничество – это не туризм, не получение «эстетического удовольствия» от знакомства с древностями. Паломничество издревле являлось особым духовным подвигом, который требует и особого внутреннего приготовления, и благоговейного поведения как при путешествии, так и при непосредственном приобщении к святыням. В противном случае «паломничество» может оказаться и во вред, доставить серьезные духовные проблемы…
Поэтому для совершения поездки на Афон из всего изобилия туристических агентств я решил выбрать услуги, предлагаемые паломнической службой Киевского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, что действует в центре Киева при Михайловском храме на территории Александровской (бывш. «Октябрьской») больницы. И не прогадал.
На Афон — с Афонского подворья в Киеве
На Подворье в первую очередь поинтересовались не моими финансовыми возможностями, а внутренними причинами и целями осуществления паломничества. При этом сразу же пояснили, что Подворье не занимается организацией туризма. Их задача – помочь паломнику правильно воспринять свое путешествие как духовный подвиг и от этого путешествия извлечь максимальную духовную выгоду. Для этого при Подворье действует «Афонское Братство», благодаря которому у его членов есть уникальная возможность поехать на послушание в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь сроком до 3-х месяцев.
Совершить паломничество можно и помимо Братства, через Паломническую службу Подворья. И что меня приятно удивило, так это то, что, оформляя через нее паломническую поездку на Святую гору, паломник не несет лишних затрат, которые обычно приходится потратить при оформлении поездки через туристические агентства и фирмы.
Как оказалось, Паломническая служба Афонского подворья в Киеве, стремясь максимально помочь благочестивым паломникам, старается часть расходов брать на себя, не только ничего не зарабатывая на паломниках, но и бесплатно помогая им оформить необходимые документы, авиабилеты и т.д.
Благодаря такому подходу паломникам удается существенно сэкономить свои средства, потратив на поездку минимально – от 385 евро.
В эту сумму входит полное обеспечение паломника: шенгенской визой, авиабилетами в обе стороны, трансфер, проживание в гостиницах, питание, оформление димантириона (пропуска на Афон). На сегодняшний день это самые минимальные расходы, которые паломник может понести, поскольку в любом туристическом агентстве такой пакет услуг обойдется от 500-600 евро и более.
Но главное, при организации поездки через Афонское подворье ты едешь, по сути, с единомышленниками, стремящимися получить духовную пользу от приобщения к святыням.
Очень удачный и комфортный авиаперелет из Киева в Салоники, встреча нас в аэропорту, трансферная перевозка в Уранополис, поселение на ночевку в гостиницу, ужин… Все это входит в минимальный пакет услуг Паломнической службы. Рано утром мы всей группой садимся на парум… и через некоторое время перед нами открываются красоты благословенного Афона.
Вот она – Святая Гора, Удел Божией Матери!
Сердце наполняется невероятно теплыми, радостными и благодатными ощущениями, как будто ты впервые за много-много лет возвращаешься к чему-то очень родному, близкому…
Любуясь с палубы парома красотами святогорской природы, мчащимися вслед стаями чаек, морскими волнами и сиянием солнца, не замечаешь, как стремительно проносится время… и вот уже паром причаливает у пристани Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
Неповторимая краса и величие «Русика» завораживают с первых же минут. Воистину это затерянный уголок былой Святой Руси вдали от Родины, на многие десятилетия отрекшейся от своих духовных первоистоков и наследия.
Я впервые ступаю во владения Божией Матери. Нет слов, чтобы передать эти первые ощущения от прикосновения к святой земле. Вслед за другими паломниками падаю на колени и целую землю, где каждый клочок пропитан святостью, тайными подвигами богообщения и благодатью. «Спасибо Тебе, Матушка Богородица! Наконец-то сподобился посетить Твой Святой Удел!», — сама собой звучит в моем сердце благодарственная молитва, а на глазах накатывают радостные слезы… И чем дальше мы идем, тем сильнее меня озаряет ощущение, что наконец-то я дома.
Уже одно это ощущение стоит того, чтобы побывать на Святом Афоне…
Быт монастыря: паломники наравне с монахами
Далее нас отвели в Архондарик – так на Святой Горе называют монастырские гостиницы. Здесь нас гостеприимно встретил архондаричный, угостил чаем и греческими сладостями, расселил по келиям и ознакомил с внутренним распорядком. Оказывается, на Афоне монахи живут не только по «старому» (юлианскому) календарю, но и по византийскому времени, на пять часов разнящемся с гражданским.
Устав в Свято-Пантелеимоновом монастыре строгий, афонский. С большинством отечественных монастырей даже не сравнить. Когда перед поездкой мне говорили, что в обители Св. Пантелиомона все молятся, я не поверил, подумав про себя: «Знаю я, как они там молятся…» Сказался мой, не всегда удачный опыт посещения отечественных монастырей. Однако здесь, на Афоне, все оказалось совсем по-иному. Здесь монахи действительно должны непрестанно молиться и молиться, а еще нести послушание и тяжело трудиться. Точно так же, как было в древних обителях. Поэтому не все из братии здесь выдерживают… Каждый год кто-то из новоприбывших иноков возвращается обратно на Родину, в более привычные и комфортные условия в отечественных монастырях.
Паломники здесь тоже должны молиться, а еще быть готовыми понести послушание в монастыре. Ведь паломничество – это не прогулка, а духовный подвиг, сопряженный с молитвой, постом и трудом, через которые только и возможно духовное обновление и совершенствование человеческого естества.
Поэтому паломники наравне с монахами должны в обители участвовать во всех богослужениях, которые здесь с небольшими перерывами совершаются круглосуточно.
Богослужение: Вечерня, исповедь
В соответствии с Уставом, по древней традиции, богослужения здесь продолжаются всю ночь. И совершаются они с особенной торжественностью, благоговением и византийским великолепием.
Побывав позже еще и в греческих святогорских монастырях, я особенно ярко прочувствовал, насколько важной, неоценимой и родной святыней для всех нас является Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Древнерусские монашеские обычаи здесь гармонично сочетаются с греческими, а богослужение на понятном церковно-славянском языке позволяют во всей полноте погрузиться в афонское благочестие и традиции.
Поужинав в монастырской трапезной, братия и паломники последовали в рядом расположенный храм св. Пантелеимона, где началось вечернее богослужение. Закончилась служба около 19.00 по греческому времени. Под конец, для всеобщего поклонения, духовник монастыря отец Макарий вынес чудотворную главу святого великомученика и целителя Пантелеимона, пред которой каждый из нас смог помолиться. Когда честную главу св. Пантелеимона привозили с Афона в Киев, то нужно было выстаивать многочасовые очереди, чтобы приложиться к святыне. А здесь свободно, без толкотни и многотысячных очередей можно стоять и молиться у чудотворных мощей Целителя.
Когда все приложились к святыне, началась исповедь, которую принимал духовник обители отец Макарий. Из всех впечатлений об Афоне, это, пожалуй, самое яркое. Не буду раскрывать всех подробностей, отмечу лишь, что исповедь у батюшки, его наставления и советы настолько оказались глубоки и проникновенны, что забыть их не могу до сих пор. За более чем 20 лет церковной жизни я побывал на исповеди у разных священников. Но запомнились мне лишь две – та, самая первая, еще в советские годы, и эта, у о. Макария.
После исповеди все разошлись по келлиям. Монахи продолжили исполнять свои уставные молитвенные правила, и паломники смоли немного отдохнуть, поспать.
Литургия. Рассвет
Уже в час ночи подъем. Святогрский послушник звоном колокольчика пробуждает всех к молитве. И невыспавшиеся паломники в ночном полумраке медленно начинают из архондарика вереницами стекаться к главному монастырскому храму…
Все молитвы русскими святогорцами произносятся неспешно, внятно и с особым благоговением. Поскольку в храме категорически запрещено использование электрического света, параэклесиарх не торопясь возжигает свечи, и храм постепенно наполняется светом.
Особенно впечатляющим выглядит во время Литургии медленное раскачивание и раскручивание монахами по кругу, по старинной афонской традиции, паникадила и хорса с зажженными на них восковыми свечами. Этот святогорский обычай призван символизировать ликование и торжество всех небесных светил и всей вселенной от радости Воскресения и победы над смертью!
Надо сказать, что совершаемое действо создает удивительную игру света, которая придает неимоверной торжественности богослужению, особенно в ночном полумраке. Еще раз замечу, что на Афоне в храмах категорически запрещено использование электричества, и освещение, как и тысячу лет назад, совершается при помощи зажженных лампад и свечей из чистого святогорского воска (парафиновые свечи здесь тоже запрещены).
Длинные ночные богослужения в Русском Афонском монастыре оставляют на сердце неизгладимые впечатления… Потом мне удалось побывать на службах еще и в греческих афонских обителях – Ватопедской, Дохиарской, Иверской и других, но эти, родные, на церковнославянском, почему-то запомнились особенно. Оно и не удивительно, ведь наш Свято-Пантелеимонов монастырь – это воистину форпост былой Святой Руси, сохранившийся вдали от Родины. Потому-то так дорог и близок он русскому православному сердцу, как драгоценная жемчужина среди множества ярких и разноцветных морских камней.
Характерное русское радушие
Хотелось бы еще с благодарностью отметить то характерное русское гостеприимство и радушие, с которыми нам удалось столкнуться в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Говорят, раньше с этим были сложности. Паломников принимали с аскетической сдержанностью и строгостью, им мало уделяли внимания. Не знаю, насколько это действительно было так в прошлом. Но сейчас все совсем иначе.
Во всяком случае, ни я, ни мои спутники не ощутили ни предвзятости, ни равнодушия. Наоборот, от поселения в недавно отреставрированных келлиях архондарика до трапезы и экскурсий по обители чувствовались проникновение и любовь братии. Ни с чем подобным нам не довелось больше столкнуться ни в одном из греческих монастырей, где без знания эллинского языка ты действительно никому не нужен…
Отъезд: как-будто покидаешь родной дом…
Можно было бы рассказать еще много чего интересного и необычайного. Это и многочисленные чудотворные святыни Свято-Пантелеимонова монастыря, и духоносные старцы обители, и многое-многое другое. Но обо всем не расскажешь. Да и стоит ли? Лучше самому побывать и приобщиться воочию.
Как ни грустно было расставаться с Уделом Божией Матери, но всему приходит свой конец. Завершилось и наше паломничество на Святую гору. Посетив с десяток греческих монастырей Афона, мы вновь возвратились в Свято-Пантелеимонову обитель, где оставались наши вещи. А наутро паром уже уносил нас по морю от Святой горы.
В Уранополисе нас дожидался заказанный Паломнической службой Киевского подворья автобус, на котором мы возвратились в Салоники. Здесь мы остановились в гостинице, успели посетить местные святыни и достопримечательности, а утром из аэропорта отбыли на родную украинскую землю.
И хоть телесно мы покинули Афон, но на душе до сих пор ощущение близкого его присутствия. Не покидает ощущение пребывания в самом родном, дорогом месте – дома. Ведь Афон и есть тот отеческий очаг, от благодатного тепла которого тысячу лет назад зародилась Святая Русь. И это не может оставить равнодушным ни одно православное сердце. Поэтому хотелось бы в преддверии приближения юбилея 1000-летия русского монашества на Святой горе каждому православному человеку посоветовать хоть немного прикоснуться к святости «Русского Афона», посетив духовную твердыню в Уделе Божией Матери, на Святой Афонской горе.
Сергей Андреев, «Православіє в Україні»

Подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита . Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Часовня Андрея — Архив

Скиту на горе Афон в Греции положил основание в середине XVII в. Вселенский Патриарх св. Афанасий, выстроивший там для себя келью. Эту «келью-сарай» в 1841 приобрели русские иноки, и через восемь лет благодаря известному паломнику и духовному писателю А. Н. Муравьеву она была обращена в скит, в котором в начале XX века насчитывалось уже десять храмов и жило около 500 монахов.
В 1861 для сбора средств на постройку в скиту огромного мраморного собора в Россию был привезен чудотворный образ Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» — двустворчатый складень в дорогой оправе, принадлежавший основателю обители. Тогда же монахи задумали устроить в столице и подворье с часовней, но этому воспротивился Синод.
В 1875 купчиха А. У. Джамусова подарила на Песках для подворья участок с каменным домом и 10 тыс. руб., но в дело снова вмешался Синод. В 1883 монахи предложили возвести здесь часовню прп. Ксении в честь рождения вел. кн. Ксении Александровны, но их снова постигла неудача. Только в мае 1889 на этом месте началась постройка двухэтажного подворского храма в память о спасении в Борках. Церковь, как и находившийся рядом флигель для монахов возводил в ярославском стиле XVII века епархиальный зодчий Н. Н. Никонов.

Митрополит Исидор 8 сентября 1889 заложил, а митрополит Палладий 22 декабря 1892 освятил этот трехпридельный храм на 1500 человек. Еще раньше, 19 января 1892, епископом Выборгским Антонием в нем был освящен правый придел ап. Андрея Первозванного и мц. Феклы. Нижний храм имел главный придел во имя чтимой иконы.
Иконостасы из дуба были выполнены в древнерусском стиле по эскизу Никонова, образа написали афонские монахи. Главной святыней в храме была упомянутая чудотворная икона, перед которой ежегодно 19 ноября, в день свершения от нее первого чуда в России, служился торжественный молебен. Во время Первой мировой войны молебны и панихиды совершались здесь день и ночь. Жизнь подворья направлялась игуменом афонского скита.
В праздник ап. Андрея литургия сопровождалась пением на афонский манер. С Афона к Вербному воскресенью, доставлялись освященные лавровые ветки, раздаваемые молящимся. Оттуда же были привезены частицы св. мощей двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня. После закрытия подворья мощевик был перенесен в .
В подворье в 1914 насчитывалось четырнадцать монахов и десять послушников во главе с иеромонахом Макарием (Реутовым), ставшим позже схиепископом. В 1923 храм стал приходским, но в 1929 монахи были изгнаны, а через три года арестованы.
Храм закрыт 31 марта 1933 и после перестройки занят Центральным архивом научно-технической документации. Чтимая икона исчезла.
С конца 1990-х русский Пантелеимоновский монастырь на Афоне (Андреевский скит ныне в руках греков) предпринимает напрасные попытки вернуть подворье. В 2003 г. в соседнем доме на освящена домовая церковь св. Дмитрия Ростовского при подворьи Свято-Успенского Тихвинского мужского монастыря.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *