Заповеди Божии

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.

Сотворение Евы

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

  • атеизм (отрицание Бога);
  • маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
  • язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
  • ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
  • отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью… и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22–23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Статуя богини Афины в Ватикане

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание… есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Преподобный Иоанн молчальник

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Художник Л. Баранов

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Восьмая заповедь

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Суд над священномучениками

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.

Кумир – это рок-музыкант или чемпион мира по боям без правил? Кто считал православные иконы идолами? И зачем израильтяне выковали золотого тельца? Ответим на эти вопросы и поговорим о второй Синайской заповеди.

Золотой телец

Моисей со скрижалями

На Синайской горе Господь вручил Моисею каменные скрижали с 10 заповедью. Вернувшись в стан израильтян, пророк, только что получивший от Бога «правила жизни», с ужасом обнаружил, как его народ бодро нарушает первую и вторую заповедь. Не надеясь уже на возвращение Моисея, евреи попросили его старшего брата Аарона, так же участвовавшего в выводе иудеев из Египта, сделать… им нового бога.

«И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:2-4)

Моисей, конечно же, пришел в гнев. Его можно понять. Он чувствовал свою ответственность за будущее своего народ и, быть может, всего человечества. Вдобавок, еще на Синае, узнав от Бога без подробностей, что происходит внизу, Моисей упросил Создателя помиловать иудеев от Божьего гнева. Но спустившись, пророк своими глазами увидел, в чем дело. Пророку не удавалось сопоставить в уме только что состоявшийся акт договора Самого Бога с людьми и беспечную, безумную мольбу с плясками перед золотым идолом. В ярости Моисей разбил скрижали завета, уничтожил тельца, отчитал Аарона, а верным Богу израильтянам приказал устроить зачистку народа от идолопоклонников.

Прививка от язычества

«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»

(Исх. 20:4-6)

Первая половина заповеди ясна, особенно в исторической ретроспективе: Бог предостерегает людей от языческого идолопоклонства и язычества, а также попыток обожествлять материальные формы или стихии. А что со второй частью?

Никола Пуссен “Поклонение Золотому тельцу”

Мы видим предупреждение о том, что за прегрешения родителей могут пострадать дети, внуки и даже правнуки. Грех, как привычка, может передаваться по наследству, будучи посеян в одном поколении, а взойдя – гораздо позже. Блаженный Иероним Стридонский так пишет об этом:

«Наши помыслы и решения… Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и коснении в греховном».

Сколько народов в истории человечества свернули со спасительного пути поклонения Истинному Богу? Стали язычниками или заблудились в религиозном поиске, уверенно предпочтя собственное понимание Творца богоданной вере? Господь предупреждал об этом еще на Синае.

Икона или идол?

Иконоборцы (картина Доменико Морелли, XIX век)

Христианство во все времена вело борьбу с идолопоклонством. Из житий мучеников первых веков в Римской империи мы в изобилии черпаем информацию о том, насколько жители самого крупного государства своего времени были заражены служением каменным изваяниям. Перед «божествами» приносились жертва, совершались ритуалы, попытки принуждения христиан к участию в идолопоклонстве.

Нередко соприкосновение христианских святых с языческими «культовыми объектами» наглядно демонстрировало их природу. Например, когда великомученицу Татьяну привели в храм Аполлона с целью заставить девушку принести истукану жертву, кровля здания вместе с изваянием рухнули, а из идола с громким воплем вырвалось нечто. Понятно, что свято место пусто не бывает: там, где нет Бога, обязательно появятся темные силы. Потому, что человек сознательно сделал выбор в их пользу.

Вот заговорив об идолах, мы невольно можем задаться вопросом: а как же быть, например, с православными иконами? Вопрос хороший, но он был снят в IX веке на Константинопольском соборе. Патриарх Мефодий при поддержке царицы Феодоры защитили православные иконы от возможных гонений. За 100 лет до этого события императора Лев III решил, что икона – это идол, а ее присутствие в храмах и домах прямо нарушает вторую Синайскую заповедь. Тысячи икон, фресок и мозаик было уничтожено в период иконоборчества. Кто же был прав?

VII Вселенским собором было объяснено просто:

«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Синайская икона Христа Пантократора

Отметим, что на иконах изображаются люди и события. Иисус Христос – был и Человеком. Тем более – его святые. Ангелы и бесплотные силы также имели видимую глазу форму, когда являлись перед людьми. Православная икона изображает как бы невидимый мир, несет в себе глубокий символизм в образах, формирует нужный настрой на молитву и несет в себе напоминание о Боге.

Поклоняясь иконам, православные христиане поклоняются Богу и Его подобию, просиявшему в тех или иных святых.

Не сотвори себе кумира

В нашем языке нашего времени слово «кумир» приобрело примерно следующее определение: как правило, это эстрадный исполнитель или актер большого кино, деятель другой сферы искусства или выдающийся спортсмен. Реже политик, ученый, профессионал своего дела. Кумиром становится обычный человек, в выдающихся способностях которого убеждены его обожатели. Они видят в нем своего рода мессию, несущего свет, мотивирующего, дающего надежду.

Обычного человека, пусть и одаренного, сами люди преувеличенно наделяют сверхкачествами и даже ставят в центр своей жизни. Он становится богом для отдельных людей. После смерти Курта Кобейна из «Нирваны» по всем странам мира прокатилась волна самоубийств. Для людей Курт был всем, человеком, на которого равнялись. Очевидно, что самоубийство – это шаг, который верные фаны повторили за своим кумиром.

Еще жестче «почитание» своих гуру в сектах и даже приближающимся к ним православным общинам. Если светские кумиры, как правило, не претендуют на роль воплотившейся истины (скорее, сами люди наделяют талантливых любимцев образами божественности), то лидеры религиозных групп с большей уверенность встают на место Бога. Последствия – печальны для всех. А ведь мы забываем, что каждый из нас, какими бы выдающимися способностями он не обладал, да будь хоть святым при жизни – всего лишь человек, без Бога ни на что по-настоящему значимое неспособен.

Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это значит:

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Это означает:

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Это значит:

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Это значит:

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Это значит:

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

А это значит:

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А это значит:

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.

О Десяти Заповедях на «Правмире»:

  • Заповеди Божьи
  • Об одной заповеди Христа
  • Беззаконная правота. Нарушая заповедь, не рассчитывайте на срок давности
  • Нужно ли почитать плохих родителей? (+ ВИДЕО)
  • Заповеди блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста
  • Для чего нужны трудновыполнимые заповеди?
  • О заповеди и лучших чувствах
  • Восьмая заповедь
  • Митрополит Антоний Сурожский — Об Успении и заповеди Пресвятой Богородицы
  • Правила благочестивой жизни
  • Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

Заповеди Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа

Заповеди и постановления и повеления Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Читая Евангелие и Святых отцов, постоянно сталкиваешься с мыслью, что каждому христианину необходимо исполнять заповеди. Это основа жизни христианской. Но речь идёт прежде всего об исполнении Новозаветных заповедей. И если с Ветхозаветными заповедями вопросов не возникает, так как они все собраны воедино, то Новозаветные как бы разбросаны по всему Евангелию. Вот вы сейчас, прежде чем читать дальше, постарайтесь вспомнить несколько заповедей. Это наверно будут две-три самые известные, в которых Господь объединил всё Ветхозаветное учение. Более всего заповеди сконцентрированы в нагорной проповеди, это как костяк. И так называемые заповеди блаженства(счастья), собраны в одно целое, но всё таки это ещё не всё учение нашего Господа. И про некоторые Господь конкретно говорил: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга.» А некоторые следуют как бы из повествования.
Конечно, у меня есть страх ошибиться, да и не мне заниматься столь духовными делами, но сам ощущаю потребность видеть наглядно, что заповедал нам Господь, что Он ждёт от нас и чего желает видеть в нашей с вами жизни, что нам предписано исполнять. Да и кроме того, у меня нет столь глубоко духовного ведения, чтобы различить где заповедь, а где постановление, а где повеление. Как мне видится: заповедь-это то, что обязательно к исполнению, без рассуждения и каких бы то ни было компромиссов, то, что очень важно делать; постановление, то, что необходимо стремиться исполнить; повеление, то, что весьма желательно исполнять и придерживаться, как в духовной, так и в мирской жизни, но все же за неисполнение повелений мы не понесём столь серьёзной ответственности, как за нарушение заповедей и постановлений. Впрочем, в деле спасения нашей души нет мелочей и всё важно, так как грехи начинаются с малого, с вожделения, и заканчиваются падением, после их совершения. Всё же не решаюсь сделать такого конкретного разделения, и выбрал то, что похоже на главное, смотрите сами. Итак, да простит Господь моё неразумие.
-Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим.
— Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
— Не делай другим то, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. В этом весь закон и пророки.
— Да любите друг друга.
— Заповедь Его есть жизнь вечная.
— Веруйте в Бога и в Меня веруйте.
— Не возводите хулы на Духа Святого.
— Когда входишь в чей-либо дом говорить: «мир дому сему».
— Не гневайся.
— Не смотри на женщину с вожделением.
— Не разводись с женой.(кроме вины любодеяния)
— Не клянись.
— Не противься злому.
— Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
— Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
— Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
— Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
( Да будете сынами ОТЦА вашего НЕБЕСНОГО)
— Не творите милостыни напоказ.
— Не молитесь напоказ.
— Не поститесь напоказ.
(в общем скрывать своё духовное делание)
— Прощайте, и будете прощены.
— Не думайте о земных богатствах. (не мечтайте и не желайте разбогатеть)
— Пусть око твоё будет чисто. (око души,чистые мысли и пожелания)
— Не заботьтесь о завтрашнем дне. (не переживайте)
— Ищите Царствие Божие.
— Не осуждайте других.
— Не давайте святыни на поругание.
— Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отварят вам.
— Будьте справедливы.
— Не делайте ничего во славу свою, но во Славу Божию. ( Всё Христа ради. Прославлять Господа, а не себя)
— Не скрывайте своей веры.(Свидетельствовать по возможности. И лучше делами, а не только словами.)
— Господа поставить на первое место и во главу угла. (во главу жизни)
— Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (и кайтесь постоянно, как согрешите)
— Берегитесь лжеучений, лжепророков, лжеверующих.
— Бодрствуйте и молитесь.(дабы не впасть в искушение)
— Приготовляйте себе сокровища на небесах. (добродетели, дела веры)
— Будьте верными. (и храните верность Богу всегда и везде)
— Делать добро тем, кто не может воздать.
— Не гордитесь тем, что сделали. («мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»)
— Не превозноситесь, но смиряйтесь.
— Не будьте лицемерами.
— Отдай ближнему то, что тебе важно и нужно.
— Что говорят вам (власть имущие) делайте, но по делам их не поступайте.
— Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
— Причастие. (причащайтесь)
— Ждите обещанного от Господа Духа Святого, доколе не облечётесь силою свыше.
— Поклоняйтесь Богу в духе и истине.
— Раздавайте, что получаете (и духовное, и материальное) и раздавайте даром.
— Кто жаждет, иди ко Мне и пей.(духовно жаждет)
— Придите ко Мне все. Пребудьте во Мне. (в духе, в слове, в делании, в заповедях) Исполняйте волю Отца Небесного.
— Соблюдите заповеди Мои.
Аминь. Аминь. Аллилуйя.
Заповеди блаженства.
— Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
— Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
— Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
— Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
— Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
— Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
— Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
— Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
— Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Кроме сих ещё:
— Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Евангелие от Луки 11гл.23стих.
— Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
— Блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. (т.е. если делаешь добро бескорыстно, и тем, кто не может отблагодарить)
— Блаженны невидевшие и уверовавшие.
Впрочем, как написано в Евангелие от Иоанна 21гл.25стих: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.»
Размышления
Заповеди блаженства, в них, как видится, показано, что нужно делать, как жить и каким быть, чтобы стать по-настоящему счастливым человеком, человеком Божиим, и даже более того, сыном Божиим. Приобрести истинное счастье, счастье в Господе, в Божьей радости, награду, Которую уже никто ( мир и в его лице сатана) не смогут отнять.
Заповеди нам должно исполнять не с тем, чтобы ими мы возмогли войти в Царство Небесное (так было с Ветхим заветом), а чтобы увидеть свою греховность, немощь и нашу абсолютную беспомощность в делании добра. И обратиться к Богу за помощью, в истинном покаянии воззвать к Господу.
Заповеди, безусловно необходимо исполнять, ибо это повеление Господа, и нам полезно. Так как всё, что нам предписано, для нас же самих и нам во благо, как и сказано, чтобы нам было хорошо жить на земле, но самое главное обрести спасение душе своей для полной радости в вечной жизни. Также важно знать и помнить, что заповеди мы не сможем и не можем исполнить чисто, без примеси греховной. А Господу нужна «чистая жертва», «нечистых жертв» Он не принимает и отвергает. Святость, праведность, совершенство, только этим возможно послужить и угодить Господу. Но кто из нас таков?
Только один Господь Иисус Христос исполнил Ветхий Завет целиком и всесовершенно. А в Нём исполняют и верующие. И только Господь может через нас исполнить Новый Завет, новые заповеди и постановления. Ибо новыми заповедями, огласив их, Господь «поставил» человека просто в «безвыходное положение». Если прежние заповеди возможно было исполнить(хотя опять же частично), то теперь, когда уже намерение или даже помысел вменяются в грех, то просто нет шансов. И человек рано или поздно заходит в некий тупик, он не видит и не понимает, что дальше делать, как жить, куда идти, к чему стремиться. И осознаёт, где то с ужасом, что вся прежняя жизнь похожа была на иллюзию. Человек считал и полагал, что он живёт христианской жизнью и соответственно является христианином, но всё это были лишь призрачные мечты. И вот, человек задаёт себе вопрос: «А как же спастись?». И не может найти ответ. Помните, как ученики Господа говорили. «Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.» Евангелие от Марка 10гл.26-27стихи. Это можно сказать критический момент, каждый через это должен пройти. Переломный этап жизни. И вот как человек справится с этим весьма тягостным состоянием, которое может продолжаться долго, и зависит достигнет ли он высот духовных, либо сдастся. Ибо в это время и противник пускает вход все свои силы, этого его последний шанс удержать нас в своей власти. Искушения, скорби внутренние и внешние обрушиваются с неимоверной силой, и даже может показаться, что совсем нет помощи от Господа, что человек как бы оставлен один на один с врагом. Но это конечно не так, Господь рядом, всегда готов помочь, но нам необходимо пройти сию духовную брань самим. В этом и состоит наш духовный подвиг, за это и ожидает нас награда. Впрочем не без падений… И знаете враг всегда бьёт по нашим самым слабым и болезненным местам. Зачастую, что называется исподтишка. Это низко, но часто срабатывает.
И вот когда человек пройдёт сию брань, то наконец ему откроется путь. И человек тогда обращается к Господу, и просит, чтобы Он исполнил через него всё необходимое Сам, вселившись в него Духом Своим. А к Господу обращаются через молитву-молитву покаяния.(сейчас остановитесь, задумайтесь и помолитесь ко Господу) И необходимо пребывать в постоянном молитвенном общение. В молитве у нас происходит соединение с духовным миром. И наш дух принимает особое состояние, освобождаясь и возносясь к Богу.
«Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.» Евангелие от Иоанна 13гл.17стих.
Да поможет всем нам Господь.
«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; приходи, последуй за Мною, взяв крест.» Евангелие от Марка 10гл.21стих.
Нам необходимо освободиться от прежних знаний и вытекающих из них умствований и умозаключений. Ведь происходят ужасающие вещи. Каждый, даже ребенок, мнит себя разумным и даже мудрецом. А если он мудрец, то другие глупцы. Дело в том, что мы имеем мирской ум, т.е. сатанинский!!! И принимаем на себя образ сатаны, а не Бога. Возможно, это у вас вызвало некое недоумение или даже противление и отрицание. Но так и должно быть. А проверить это просто. Понаблюдайте за собой в течении дня, о чём мыслите, мечтаете, говорите. О Богоугодном ли? О том ли, как исполнить заповеди, как послужить ближнему, чем пожертвовать, чем угодить Богу, как сохранить себя в чистоте… Или о противоположном, греховном? Чем заняты ваши мысли? Исканием выгоды, желанием плотских удовольствий, переживаниями о материальном или о себе…? А противное Господу есть зло, а где зло там и дух злобы, дух сатаны и им то мы и наполняемся, потому что отдаём свой внутренний мир во власть тьмы. А потом сами и страдаем, от болезней, скорбей, неустройств. Посмотрите, ведь Господь только помогал, исцелял, освобождал от власти злых духов бесовских. Он ведь никого не сделал больным или одержимым! Причинять зло и боль дело нашего врага, впрочем и сие не без дозволения, и всё нам на пользу, ради нашего же спасения(горькие лекарства).
Итак, освободившись от прошлых, мирских стереотипов (так мы были с детства научены), уже с чистым сознанием (чистый сосуд, освящённый) приходить и наполняться от Господа Иисуса Христа, духовным ведением и духовными дарованиями!!! Аминь. Аминь. Аллилуйя!

Проповедник
Бог един, а Иисус — лишь его проповедник.
Остальное — разврат, учинённый жидами.
Та глобальная ложь, что он Бога наследник,
Вбивалась в сознанье людское — веками.
Иисус, никогда не был Богом.
Он святым проповедником был.
Людей исцелял божьим слогом.
За благочестье на крест угодил.
Христос, неугодный евреям,
Не давал им дурачить людей.
Да так «насолил», «иудеям»,
Что жиды, не жалея гвоздей,
Распяли борца, без разбора,
Чтоб истину Мир не познал.
А после, предвидя раздоры,
Воздвигли, над ним, ареал.
Окрестили святым и хорошим,
Забравшим грехи всех людей.
Затем нарекли сыном божьим.
Позже и вовсе — Бога главней.
Подняв плащаницу, как знамя,
Дурача сознание глупых людей,
Доят тупую толпу, словно вымя,
Во имя того, чтоб жирел иудей.
Сегодня евреи хапают гроши,
За помин православных идей.
Заправляют гешефтом святоши.
Израиль — сплошной Колизей.
Преступно на вере делать гешефт.
Паскудство, святынями торговать.
Вера в Господа Бога, не нефть.
Не стоит её с лотка продавать.
Вторая Заповедь
I. ФОРМУЛИРОВКА ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ
1. Вторая заповедь сформулирована в Исходе и во Второзаконии:
Исход 20:4-6 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Второзаконие 5:8-10 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
2. Два аспекта Второй Заповеди:
А. Не делай себе кумира: Исход 20:4-6 «Не делай себе кумира».
Еврейское слово, переведённое в русской Библии как «кумир», – «pesel» – идол или изваяние. Это слово произошло от другого еврейского слова – «pesal», которое означает «вырезать или вырубать» или «ваять» из дерева или камня.
Таким образом, Закон Божий запрещает человеку создавать изваяний, будь то резные идолы или литые кумиры.
Б. Не делай себе никаких изображений и не поклоняйся им.
Исход 20:4-5а «Не делай себе… никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им».
Еврейское слово, переведённое в русской Библии как «изображение», – «temuna» – подобие, форма или образ, воплощение или олицетворение чего-либо, икона.
Таким образом, Закон Божий запрещает человеку создавать какое бы то ни было подобие, изображение или образ божества: будь то рукотворное воплощение самого Господа Бога (например, икона) или Божьего творения, которому поклоняется человек.
Об этом же свидетельствует и другой отрывок из Второзакония:
Второзаконие 4:15-19 «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом».
Данный отрывок является напоминанием о том, чтобы люди не делали ни изваяний, ни изображений Господа Бога и Его творений, и чтобы люди не поклонялись этим изваяниям и изображениям. Обратите внимание, как Господь об этом говорит, перечисляя:
– изваяния и изображения мужчин или женщин,
– изображения животных,
– изображения птиц,
– изображения пресмыкающихся,
– изображения водоплавающих,
– изображения небесных светил…
Господь предупреждает, что ни одно из этих изображений не является и никогда не будет воплощением или олицетворением Творца Неба и Земли. Вот что о Себе говорит Господь Бог: Исаия 42:8 «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам».
По этой же причине Господь заповедал израильскому народу истреблять места поклонения язычников и их истуканов: Второзаконие 12:1-3 «Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле. Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того».
II. БИБЛИЯ О ПОКЛОНЕНИИ ИДОЛАМ
1. Библейские примеры нарушения второй заповеди:
А. Нарушение второй заповеди народом Израильским
– Сотворение литого тельца евреями, вышедшими из Египта: Исход 32.
– Царь Иеровоам ввёл Израиль в грех идолопоклонства: 3 Царств 12:25-33.
– Идолопоклонство сынов Израилевых и последствия этого: 4 Царств 17:7-23.
Б. Нарушение второй заповеди языческими народами:
– Царь Навуходоносор делает золотого истукана для поклонения: Даниил 3:1-7
– Переселенцы в Самарии поклонялись и Богу и своим идолам: 4 Царств 17:24-41.
Обратите внимание на стих 41 «Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их».
2. Библия называет идолопоклонство развращением:
Исход 32:7-8 «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»
Второзаконие 4:16 «…дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину…»
Второзаконие 4:25 «Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его».
3. Библейский сарказм в отношении идолов:
А. Слово Божье высмеивает идолов:
Псалтирь 134:15-18 «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них».
Псалтирь 113:10-16 «Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»? Бог наш на небесах; творит всё, что хочет. А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них».
Исаия 46:5-7 «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, — он не отвечает, не спасает от беды».
Аввакум 2:18-19 «Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нём нет».
Иеремия 10:2-5 «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах».
Б. Слово Божье высмеивает людей, делающих и поклоняющихся идолам:
Исаия 44:9-20 «Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?»».
III. О СЕРЬЁЗНОСТИ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ
1. О серьёзности этой заповеди говорит то, сколько раз Господь повторяет эту заповедь на протяжении Ветхого и Нового Заветов:
А. Ветхий Завет: Исход 34:17 «Не делай себе богов литых».
Левит 19:4 «Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш». Левит 26:1 «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш».
Б. Новый Завет: 1 Иоанна 5:21 «Дети! храните себя от идолов. Аминь».
Деяния 17:29 «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». 1 Коринфянам 10:14 «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения».
2. О серьёзности второй заповеди свидетельствуют предупреждения Господа о наказании за нарушение этой заповеди:
А. Господь предупреждает Свой народ, что за нарушение второй заповеди, Он рассеет их по всем народам: Второзаконие 4:23-28 «Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой; ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель. Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете; и рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь; и будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют».
Б. Господь налагает проклятие на тех, кто делает идолов, и на тех, кто им поклоняется: Второзаконие 27:15 «…проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!»
В. Господь наказывает нарушителей второй заповеди до третьего и четвёртого поколения: Исход 20:4-6 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Г. Нарушителя второй заповеди Господь оставляет дополнять меру своих грехов: Римлянам 1:18-26 «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям…»
3. О серьёзности этой заповеди свидетельствует серьёзность наказания за нарушение этой заповеди:
В самом конце света антихрист заставит всех людей земли поклоняться изображению зверя: Откровения 13:14-18 «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Какие последствия ожидают послушавшихся антихриста и нарушивших вторую заповедь:
А. При жизни: Откровение 16:1-2 «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».
Б. После смерти: Откровение 14:9-12 «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».
О том, что идолопоклонники (идолослужители) не наследуют Царства Божия, говорится в следующих отрывках: 1 Коринфянам 6:9-10 «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». Галатам 5:19-21 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». Откровение 21:8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая».
Господь Бог неслучайно запретил человеку создавать образы и изображения Бога. Только Бог – наш Творец – имеет право создавать свой собственный образ. И Он это сделал, придя в наш мир в образе человека. Иисус Христос является образом невидимого Бога. Об этом свидетельствует Новый Завет:
2 Коринфянам 4:3-4 «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». Филиппийцам 2:6 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Также Евреям 1:3 и Колоссянам 1:15.
Однако следует понять, что Иисус Христос был не телесным образом Бога Отца. Будучи образом невидимого Бога, Иисус показал миру сущность и характер Небесного Отца – Творца всего видимого и невидимого. Таким образом, люди делающие изображения Иисуса Христа, например, иконы, и поклоняющиеся им, являются нарушителями Второй Заповеди наравне с теми, кто поклоняется каким-либо другим идолам.
IV. БОЛЕЕ ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «ИДОЛ»
Многие ошибочно полагают, что идолослужение ограничивается поклонением фигуркам и изображением богов. Однако, понятие «идолопоклонство» намного шире и глубже, нежели в прямом смысле поклонение истуканам. Идолом для человека может стать его работа, увлечение спортом или азартными играми, для кого-то идолом является его возлюбленная, жена, семья, эстрадный певец или актёр, политический деятель, идеология, деньги, машина, телевизор, компьютер… Да что угодно! Идол это то, что занимает первое и наиважнейшее место в жизни человека, которое по праву принадлежит одному лишь Господу Богу. То, что занимает в человеческом сердце место Бога, является идолом, независимо от того, осознаёт это сам человек или нет.
Вот что об этом сказано в Библейском словаре В.П. Вихлянцева: «Настоящее время отличается самым совершенным идолопоклонством. Люди боготворят науку, медицину, политические учения (идеологии), принося им в жертву свои таланты, устремления, самих себя. В современном идолопоклонстве есть все черты древнего, но оно пошло дальше него. Человек в своем безумии теперь боготворит самого себя, считая себя обязанным всеми своими успехами только себе, «своему» гению, ставя себя, таким образом, выше Бога».
Слово Божье раскрывает для нас, что понятие «идолопоклонство» намного шире, чем поклонение истуканам. Так, например, Библия учит, что…
1. Любостяжание есть идолослужение:
Ефесянам 5:5 «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». Колоссянам 3:5-8 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними». Почему? Потому что идол – это предмет обожания. Любящий богатство (любостяжатель) обожает то есть обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой. Но Господь предупреждает, что нельзя служить двум Господам: Матфея 6:24 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
2. Противление Богу есть идолопоклонство:
1 Царств 15:23 «…ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство». Почему? Потому что, противясь Богу, человек поступает по удостоверению своего собственного ума, то есть он сам – его эго становится для него кумиром (идолом).
3. Поклонение идолам есть поклонение бесам:
1 Коринфянам 10:14-21 «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской».
Иными словами, за всеми идолами стоят демонические силы, которые и принимают поклонение людей, верящих в этих идолов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему люди создают себе кумиров?
1. Из-за так называемого «религиозного инстинкта»
Господь создал человека с потребностью в Боге. Лишённый здорового общения со своим Творцом, грешный человек находит выход своего «религиозного инстинкта» в поклонении идолам (будь то вещи, люди, идеи и прочее).
2. Из-за желания манипулировать Богом
Каждый старается найти себе такого бога, который бы был «удобен в обращении»:
ради которого не нужно отказываться от своих грехов и вредных привычек,
который будет всегда под рукой,
который будет исполнять все твои просьбы и желания,
который не будет тебя осуждать или обличать ни при каких обстоятельствах,
который во всём будет с тобой согласен и во всём тебе потакает,
который будет льстить твоему самолюбию,
который будет средством достижения твоих целей.
и так далее…
3. Из-за желания видеть и осязать Бога
Плотской человек не в состоянии поклоняться Богу, который есть Дух. Намного проще поклоняться божеству, которого можно увидеть и потрогать. Этим и объясняется такое большое количество статуэток и изображений Бога.
Вторая заповедь предупреждает каждого из нас, чтобы мы не создавали бога по своему образу и подобию, будь то сотворение в буквальном смысле – руками, или сотворение бога в своём воображении.
Присмотритесь к своему богу. Является ли он Господом Богом, открывшим Себя в Своём Слове?
Если ваш бог молчит и не осуждает вас, когда вы лжёте, если он закрывает глаза на ваши поступки, или вообще исчезает при определённых обстоятельствах ради того, чтобы угодить вам, то это не Бог, а идол.
Если ваш бог имеет зримую форму или образ, который можно рассмотреть или потрогать, то он – идол.
Если ваш Бог не обладает всеми качествами характера, присущими Господу Богу, описанному Священным Писанием, то вы поклоняетесь идолу, созданному по вашему образу и подобию.
А это значит, что вы нарушаете вторую заповедь Закона Божия: «Не создавай себе
кумира».
Вся информация взята из инета.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *