Введение

Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь часто. В соответствии с принципами создания человеческого характера в средневековье персонаж мог быть показан либо с положительной, либо только с отрицательной стороны. Героини древней книжности не стали исключением. С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ «злой жены» — сварливой и некрасивой (как у Даниила Заточника в XIII веке) или блудницы и любодеицы (как у митрополита Даниила в XVI веке). С другой стороны, русскими книжниками созданы высокие идеальные характеры женщин: это мудрая княгиня Ольга, поэтичная Ярославна, святая Феврония. В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят Ульяния Лазаревская и сестры Марфы и Мария, которые стали героинями произведений, написанных в первой половине XVII века.

В рамках данной работы рассмотрены следующие вопросы:

развитие различных жанров в древнерусской книжности, чтобы понять механизм формирования легендарно-агиографической повести;

обзор доступной исследовательской литературы о произведениях и сделать выводы о степени изученности женских образов в них;

черты, определяющие святость и праведность героинь.

Этот аспект обращения к персонажу древнерусской литературы вообще представляется актуальным на современном этапе развития национальной духовности, когда стало возможным изучение православных основ отечественной культуры и литературы.

Женские образы в эпической древнерусской литературе

Женские образы в древнерусской литературе, как известно, немногочисленны, но при этом чаще всего они оказываются достаточно яркими и очень запоминающимися, чему во многом способствует оригинальное художественное воплощение женской темы (хотя у некоторых исследователей можно найти мнение, что древнерусская литература — это литература, написанная о мужчинах, мужчинами и для мужчин).

В ранних текстах древнерусской литературы авторы при трактовке женской темы обращаются к фольклорным традициям. Очень многие женщины в ранней древнерусской литературе напоминают такие традиционные сказочные типы, как мудрая дева и разборчивая невеста в волшебной сказке. Былевой эпос дал замечательные образы не только героев,, защищающих Русь, воплотивших в себе идеал мужества и красоты, не только тех, кто не был удовлетворен существующей жизнью и нарушал ее законы и правила, не только одаренных в разных областях людей, покоряющих даже силы природы, но и замечательные женские образы. Среди этих образов — особенно выделяются образы матери богатыря и его верной жены.

Мудрая мать, наставница сына, окружающая его заботой и всегда ожидающая его, — такова мать богатыря. Но нельзя сказать, что эпическая мать, наделенная этими чертами, не имеет своеобразных черт, различающих ее в разных былинах. Мать Дюка, мать Добрыни, мать Василия Буслаева — каждая имеет свои особые черты.

В былине о Дюке Степановиче образ 4матери в то же время образ градоправительницы. Она — хозяйка города, глава его. Как и других матерей русских богатырей, ее нередко зовут Мамелфа (вариант Амелфа и т. д.) Тимофеевна; с первого же появления чувствуется ее властность и независимость, противостояние киевскому двору Владимира. Она не хочет отпустить сына в Киев, говоря, что там живут хитрые люди, они изведут молодого Дюка, воспользовавшись его неопытностью; и только когда Дюк собирается ехать в Киев против воли матери, она дает ему напутствие — благословение. Когда Дюк поспорил с Чурилой, кто кого перещеголяет, и послал коня Бурушку с запиской в «Галич-то красную, Галич богатую», мать Дюка помогает сыну в его споре, послав ему дивные наряды. Полностью же образ матери Дюка — властной градоправительницы — обрисовывается в конце спора Дюка с киевлянами, когда послы князя Владимира приезжают в Галич описывать Дюково имущество.

«Самая встреча с матушкой Дюка послов Владимира, принимающих за мать богатыря сначала портомойницу, затем каравайницу, затем ияшошку, выразительно обрисовывает величественный образ градоправительницы. Введение сатирических элементов в рассказ о поведении послов в Галиче, которые оказались не в состоянии описать имущество Дюка, оттеняет — основные черты Мамелфы Тимофеевны: чувство собственного достоинства, сознание своей независимости; уменье держать себя, как полагается властной и богатой хозяйке, большой ум и такт в обращении с людьми.

Сочетание любовного, заботливого отношения к сыну со свободным, равноправным отношением к городскому люду характерно для матери Васьки Буслаева и в какой-то мере сближает ее образ с образом матери Дюка. Самое начало былины, говорящее о смерти Буслая и о том, что на руках матери осталось буйное неразумное чадо, молодой Василыошко Буслаевич, которого она удерживает от бесчинств, ставит ее в особые отношения с горожанами и выделяет ее положение, как главы семьи. Не забитой, зависимой от горожан, а равноправной с ними обрисована новгородка — мать Василия. Многими вариантами это подчеркивается особенно ясно в эпизоде попытки матери примирить новгородцев с Васькой. Богатые дары несет мать новгородцам, лишь бы они не бились кулачным боем с Васькой; когда же новгородцы, посмеявшись, отказываются от этих даров, рассчитывая завладеть всем Васькиным имуществом, мать Василия гневно возвращается домой и так ударяет ногой тынину, что та улетает с места, а дверь распахивается, едва не сорвавшись с петель. В образ матери Василия привносятся черты богатырки, которые роднят ее с сыном. Она успокаивает разошедшегося во время кулачного боя Василия и уносит его на руках с моста через Волхов-реку, спасая мужиков новгородских от поголовного истребления. К ней же — хозяйке дома, властной новгородской женщине — возвращается Васькина дружина после его гибели, и мать Василия рассчитывается с дружинниками и отпускает всех по домам.

Несколько иной характер имеет образ матери в богатырских былинах: мать богатыря рисуется менее самостоятельной в отношениях с киевлянами, сфера ее действий более ограничена семейными отношениями и она более зависима от князя. Такова мать Добрыни Никитича. Она многое предвидит, многое знает; она предостерегает богатыря от неразумных поступков и спасает его в опасных случаях жизни (например, дает ему чудесный платок, восстанавливающий силы, плеть, придающую силы коню, — варианты былины «Добрыня и Змей»; она заставляет Маринку, обернувшую Добрыню туром, возвратить ему человеческий облик и сама превращает колдунью в сороку — «Добрыня и Маринка»). Но мать Добрыни безропотно подчиняется решениям князя даже в тех случаях, когда он творит насилие над богатырем и его семьей («Добрыня и Алеша»). Глубока, сильна любовь матери; нередко эта любовь охраняет богатыря от несчастья. И куда бы ни уехал богатырь, как долго бы он ни отсутствовал, мать его ждет, смотрит в поле через окошко косивчатое.

Русские былины создали не только прекрасный образ матери, но и образ верной, любящей жены. В былине о Добрыне и Алеше рядом с матерью богатыря встает образ верной жены Настасьи Микуличны. Она ждет любимого мужа* уехавшего в долгую поездку богатырскую, гонит от себя сватающегося к ней Алешу, и только когда князь Владимир насильно заставляет ее, она идет замуж.

Тема любви и верности — основная в показе отношений богатыря и его жены. Эта тема определяет развитие действия многих былин, говорящих о судьбах жены и мужа. Она раскрывается в сюжете возвращения мужа на свадебный пир жены, так своеобразно разработанном былиной «Добрыня и Алеша». Она трагически окрашена в «Даниле Ловчанине» и имеет несколько приключенческий характер в «Ставре Годиновиче». И несмотря на различную трактовку этой темы, несмотря на различие в обрисовке самого образа верной жены, все эти былины (и другие, примыкающие к ним) говорят о стойкости женщины в любви и верности.

Былина «Данила Ловчанин» рисует деспотический образ князя Владимира. Князю полюбилась Василиса, жена Данилы, и он приказал Данилу убить, чтобы взять Василису себе в жены. Тема женитьбы на чужой жене получает, таким образом, трагедийную разработку. Обличительные слова Ильи Муромца не останавливают Владимира. Но смерть Данилы не приводит к исполнению желания князя. Василиса убивает себя над телом мужа. Так исполнились слова Ильи: «Изведешь ты ясна сокола, не увидишь белой лебеди». Образ Василисы, любившей мужа и принявшей смерть, лишь бы не стать женой князя, более глубок, чем образ Настасьи, которая помнила мужнин наказ и все ж «не по его наказу сделала», побоялась князя Владимира и «его грозы великия».

Иные черты идеального женского характера раскрываются в былине о Ставре, в которой жена, тоже Василиса переодевшись в мужское платье и приехав под видом иноземного богатыря (иногда жениха княжеской племянницы), обманывает князя Владимира и выручает мужа, посаженного в тюрьму. По образному выражению былины, проведенный Василисой князь Владимир «наделал много смеху-хохоту по всему по Киеву, по Киеву, по Чернигову».

Все эти женские образы былин отражают народные представления о том, какой должна быть женщина. Противореча утверждению церковников о том, что женщина — «сосуд дьявольский», и бытовым правилам Московской Руси, ограничивавшим сферу действий женщины домом и двором, народный эпос создавал идеальный образ женщины — всеми уважаемой матери, мудрой, способной возглавить семью и управлять городом; жены, преданной мужу, любящей и тихой, способной в годину испытаний сохранить верность и выручить из беды мужа. Большие чувства, глубокие переживания характеризуют эпический образ женщины — идеальный характер, живший в сознании народа.

Таким образом, в целом ряде случаев мы имеем дело с явным влиянием фольклорной традиции, которая используется литературой. Обращаю внимание, что такая ситуация достаточно характерна для древнерусской литературы, по большей части на раннем периоде, но такие тенденции сохраняются вплоть до конца древнерусского периода.

ЖЕНЩИНЫ ПРАВИТЕЛЬНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Тысячу лет назад, на заре русской истории, когда поклонялись языческим идолам и видели судьбу во снах, когда легенды были неотличимы от истины, на свет появилась девочка, происхождение которой до сих пор остается загадкой. Имя этой женщины, как и ее происхождение, окружено тайнами и легендами. Ее месть не знала границ, и враги прозвали ее «кровавой волчицей». Чтобы вновь обрести погибшего мужа она отреклась от веры отцов, она принесла на Русь Христианство, но отдала княжескую власть сыну язычнику.

Княгиня Ольга вошла в историю, как женщина, стершая с лица земли целый народ и ставшая одной из первых святых древней Руси, вся ее жизнь от замужества до самой смерти была исполнена любви, ради нее неистовая княгиня была готова пойти на любые жертвы.

Древние летописи сообщают, что княгиня родилась на берегах Псковы в небольшой деревушке, отца девочки никто не знал, но округе поговаривали, что он человек благородных кровей, в последствии некоторый летописцы сообщают, что отцом Ольги был князь вещий Олег, правящий в ту пору Киевской Русью. Олег рано овдовел и долгие годы провел в дальних походах по чужеземным странам, встретив молодую хрестьянку, он поверил наконец, что обрел новую любовь, но счастье было недолгим, мать Ольги умерла при родах, девочку отдали на воспитание, в семью к тете. С ранних лет, Олег регулярно навещал свою тайную дочь, именно он дал девочке имя, похожее на его собственное – Ольга, в переводе с одного из северных языков, оно означает «колдунья», отец надеялся, что дочери передадутся магические способности и дар видеть грядущее.

Псков-один из древнейших русских городов. Впервые в летописи он упоминается под 903 годом в связи с женитьбой Киевского князя Игоря, на Псковской девушке Ольге.

Брак Ольги и Игоря был одним из тех, что заключаются на небесах. Когда они впервые встретились Ольге было всего 14 лет, но уже тогда Игорь понял – это его будущая жена. Той весной молодой князь охотился на низовьях рек, день был солнечный, князь охотник шел, высматривая добычу, прислушиваясь к каждому лесному шороху, услышав чьи-то легкие шаги, Игорь не сомневался, что зверь прячется именно там. Игорь опешил, увидев вместо зверя – красивую девушку. Так произошло знакомство будущих супругов.

Интересно, что во время встречи в лесу Игорь отдал Ольге древнее фамильное кольцо, доставшееся ему от отца, объяснив, что камень, оправленный в благородное серебро, обладает удивительным свойством – он меняет окраску, в зависимости от состояния души, носящего его и предупреждает владельца об опасности.

Шел 945 год от рождества Христова. Киевский князь Игорь проводил в походах большую часть жизни. Горожане привыкли к этой картине «Княгиня стоит у терема и смотрит в даль» Обычно ее лицо не покидала улыбка, но на этот раз Ольга была явно встревожена и мрачна, она чувствовала, что любимый муж не вернется живым.

Отец Ольги – Олег, умирает от укуса змеи, поселившейся в черепе его давно павшего коня. Умирая, князь успел отправить гонца с письмом Ольге и Игорю. В своем последнем послании, Вещий Олег завещал Ольге всегда доверять своему дару, умению читать вещие сны и видеть в них будущее.

На 4 ночь, после трагического известия, Ольга увидела во сне отца, она почему-то твердо знала, что все сказанное ей в этом сне сбудется. Слова Олега были полны тревоги, ее мужу – Игорю, грозит опасность, он может не вернуться с очередного похода за данью. Олег сказал: «Уж если едет, пусть не берет больше обычного».

Княгиня проснулась с тяжелым сердцем, она заметила, что подарок мужа, перстень с самоцветом, который она вот уже много лет не снимала с руки, неожиданно поменял цвет. Обычно светло-голубой камень, стал кроваво-красным. Но Ольге хотелось быть не прорицательницей, а просто любящей женой, которая до последнего момента не теряет надежду на то, что супруг вернется домой целым и невредимым.

Провожая Игоря в поход, Ольга взяла с мужа обещание, что он не будет требовать с древлян больше положенного.

Князь слово сдержал, нагрузив телеги, киевская дружина двинулась в обратную дорогу, однако на пол пути к дому, князь вдруг приказал, большей части дружины возвращаться в Киев, а сам с небольшим отрядом вернулся к древлянам и потребовал новой дани. Возмущенный князь древлян велел схватить Игоря. Он говорил: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его, так и этот, если не убьем его, то всех нас погубит». С этими словами царь древлян Мал, отдал приказ казнить князя киевского, тем самым обрекая на смерть себя самого и свой народ.

Двое ратников с двум носиками поднялись на крыльцо, сомнений не оставалось – это Игорь, ее муж. Последняя надежда рухнула, горе захлестнуло княгиню темной липкой волной. Исполняя древний обряд, один из ратников передал ей меч Игоря, с которым тот никогда не расставался в походах. С этой минуты, Ольга не могла думать ни о чем кроме мести.

Ее мужа, Игоря постигла страшная участь, взбунтовавшиеся древляне захватили его в плен и подвергли изощренной, нечеловеческой казни, они привязали князя за ноги к пригнутым верхушкам двух деревьев, разорванное на двое тело Игоря, вождь приказал доставить его вдове.

Ольга не была жестокой, но боль от потери любимого, не оставила места другим чувствам.

Маленький Святослав рос серьезным и молчаливым, не похожий характером не на жизнерадостного отца, не на властную мать. Однако, он был бодр, умен, здоров и не слишком огорчал своих родителей.

Святославу было 3 года, когда пришло известие о смерти отца.

Согласно „Повести временных лет“, Ольга официально не всходила на княжеский престол — после смерти ее мужа Игоря Игорь — сын Рюрика. Был жестоко убит древлянами за свою жадность. княжить начал их сын Святослав. Однако то, что делала Ольга на протяжении по крайней мере десяти лет, могла позволить себе лишь правительница, обладавшая всей полнотой власти».

Ольга, потеряв мужа, нашла способ жестоко отмстить древлянам. В этом были не только ее личные мотивы, связанный с потерей, но и политические. Нужно было пресечь разгоравшийся мятеж племени на корню, чтобы усилить свою власть. Используя свою хитрость, смекалку и мудрость, княгиня смогла этого добиться, пусть даже и жестоким способом.

После убийства Игоря, древляне составили дерзкий замысел, слыша о красоте и мудрости его супруги Ольги, они хотели взять ее в жены своему князю, а ее наследника Святослава тайно умертвить. Таким образом древляне думали увеличить власть своего князя. Они немедленно отправили на ладьях к Ольге 20 мужей, чтобы именно они просили Ольгу, сделаться женой их князя, а в случае отказа с ее стороны, им было велено угрозами побуждать ее, пусть хоть и насильно, но станет женой господина. Скрыв всю свою печаль и скорбь по мужу, Ольга согласилась выйти замуж за князя. С радостью древляне, удалились в ладьи, ждав следующего дня. Ольга приказала той же ночью выкопать яму во дворе, в котором находилась прекрасная палата, приготовленная для пира. На утро княгиня позвала сватов на пир, посадив их по одному в маленькие лодочки, киевляне понесли их в ямы. Ольга приказала засыпать древлян заживо.

Сделав это, княгиня послала своего гонца к древлянам с требованием прислать посольство более многочисленное и более знатное, чем первое. Древляне с великой радостью и поспешностью послали к Ольге 50 знатнейших мужей. Когда они пришли в Киев, Ольга приказала приготовить для них баню, пусть после утомительного пути вымоются в бане, отдохнут, а потом уже придут. Когда древляне начали мыться, то слуги крепко заложили затворенные двери, обложили баню соломой с хворостом и подожгли. Так вместе с баней сгорели древлянские старейшины, вместе со своими слугами.

Ольга снова отправила к древлянам гонца, сообщая о скором своем прибытие на бракосочетание с их князем, и приказывая приготовить меда, много питья и пищи, на место где был убит ее муж, чтобы совершить поминальный пир. Древляне на радости все приготовили в изобилии, княгиня же Ольга, по обещанию своему, отправилась к древлянам с войском, словно приготовилась к войне, а не бракосочетанию. Когда Ольга приблизилась к городу древлян, ей выступили на встречу в праздничных одеждах и приняли ее с ликованием и радостью. Ольга прежде всего пошла на могилу своего мужа. Совершив по языческим традициям поминальную тризму, она повелела древлянам есть, пить и веселиться, а своим людям приказала, чтобы они прислуживали им, но не упивались. Когда древляне напились княгиня велела своим людям мечами, ножами и копьями избивать их. Пало до 5 тысяч убитых. Так Ольга, смешав веселье древлян с кровью и отомстив за убийство мужа, возвратилась в Киев.

Сердце овдовевшей княгини не могло успокоится, пока был жив царь Мал, казнивший Игоря.

На другой год, собрав войско, княгиня пошла на древлян, которые вышли на встречу с немалой воинской силой, сойдясь вместе обе стороны ожесточенно бились, пока киевляне не одолели древлян. Но на сей раз, мне кажется, она не только хочет отмстить за убиенного Игоря и дерзкое предложение о женитьбе на Мале, но и показать, кто в доме хозяин. Маленький Святослав первый бросает копье во врага, а его дядька, варяг Асмуд кричит: «Князь уже начал! Последуем за князем, дружина!». Древляне затворились в городе, и Ольга целый год неотступно осаждала его. Видя же, что город трудно взять приступом, мудрая княгиня придумала очередную хитрость, она отправила к ним посла со словами: «Я уже не однократно мстила и теперь желаю не мести, но требую от вас дани и покорности, дайте мне хотя бы по 3 голубя и 3 воробья от каждого дома». Древлянам эта дань показалась настолько ничтожной, что они даже насмехались над женским разумом. Ольга раздала птиц, своим войнам с приказанием: «Поздним вечером, каждому голубя и каждому воробью привязать лоскут сена, зажечь, и отпустить всех птиц». Войны исполнили это приказание и птицы полетели в город из которого были взяты. Каждый голубь влетал в свое гнездо и каждый воробей в свое место, тотчас город загорелся, а Ольга отдала своему войску приказ, окружить город со всех сторон и начать приступ. Население города, спасаясь от огня, выбегало из-за стен и попадало в руки неприятелям, так были взяты древляне. Многие погибли от меча, другие с женами и детьми сгорели в огне, а иные утонули в реке, протекавшей под городом. В это же время погиб и древлянский царь. Из оставшихся в живых, многие были отведены в плен.

Камень на ее кольце, наконец-то посветлел, а это значит, что душа Игоря наконец успокоилась.

Произошли ли все эти карательные акты или нет, мы точно не узнаем никогда, но факт, что Ольга ответила злом на зло. Но почему женщина оказалась столь жестокой? Ответ прост: она — язычница, более того, Ольге необходимо было доказать свою мощь, так как ей нужно было самой удержаться на престоле, а главное, сохранить его для своего сына Святослава.

Так Ольга заняла княжеский престол, ее правление было твердым и последовательным. Ее слушались, любили и чтили. При княгине Ольге ослабла варяжское господство на русских землях и упрочилась их независимость.

Прослышав о красоте и мудрости правительницы Руси, к ней сватались многие князья, и даже иноземные монархи, но княгиня неизменно отвергала их предложения. Ольга твердо решила, что в ее жизни будет только один мужчина, ее погибший муж. Он покинул этот мир, но любовь Ольги не ослабла.

«И пошла Ольга с сыном своим и дружиною по Древлянской земле, устанавливая порядок даней и налогов».

Ольга понимает, что покойный Игорь слишком много пользовался положением, за что и поплатился, поэтому, чтобы такой инцидент не случился впредь, княжескому грабежу княгиня придает форму закона. Куда бы ни пришла Ольга со своею дружиною, она начинает устанавливать размеры («уроки») и места («погосты») сбора дани, причем мудрая княгиня назначает размер дани согласно возможностям древлян. Проходит немного времени, и места сбора дани превращаются в города. С того времени во главе древлян всегда были наместники: родственники киевских князей.

Таким образом, Ольга проводит первую на Руси финансовую и налоговую реформы.

Когда и кто склонил язычницу Ольгу к христианству? Это так же до сих пор остается для нас загадкой. Но произошло это после рождения ребенка, однако двигала ею не только вера, но и мудрость.

Княгиня верила, что их встреча в будущей жизни возможна. Воссоединиться с мужем она могла, только приняв новую веру, ту, в которой влюбленные расставшись на земле, вновь обретали друг друга на небесах. Ольга больше не желала быть «княгиней волчицей», насладившись сполна местью, она решила отречься от кровавого языческого прошлого.

Так же, было ясно, что чтобы по-настоящему войти в семью европейских держав, можно только в ранге хрестьянской державы. Теперь Ольга должна стать той, кто понесет новую веру русским людям. Она должна стать апостолом Христа, но как ей это удалось? Как убедить язычников отказаться от привычного образа жизни, от веры в Волхов и деревянных идолов?

Иностранцы, они по-прежнему видят в ней правительницу варварской страны, и Ольга решает, она демонстративно примет Крещение в Византии, ведь Византия в то время – самая могущественное и богатое государство. Символ силы и веры.

Никаких достойных. политических, культурных контактах между Русью и Византией не было. Да, были торговые контакты, были военные столкновения, однако именно вровень Русь с Византией не общалась. Поэтому крещение Ольги – важный внешнеполитический шаг.

Осенью 955 года в морскую гавань Константинополя вошла русская ладья, с киевской княгиней на борту. Но Ольга почему-то не сходит на берег, она отправляет к императору Константину посольство, с просьбой личной аудиенции. Ольга хочет, чтобы он сам стал ее крестным отцом. Император отказывает. Ведь что для него правительница варварской страны?

В храме Святой Софии княгиня приняла крещение. Ольга уже не сомневалась, что ее ждет новая жизнь. «Княгиня волчица» стала смиренной и кроткой христианкой. Отныне ее глаза были обращены к небу, туда, где ее ждал любимый муж.

По легенде император Константин, предложил княгине выйти за него замуж, разбитые князем Игорем византийцы, платили дань русским князьям, и установление родственных связей было бы удачным политическим ходом для Константинополя. Но приняв святое крещение, княгиня Ольга сказала императору: «Вы теперь, вроде как, мой крестный отец, как же я, за отца то замуж выйду? Не хорошо». Константин оценил мудрость Ольги, он лестно отзывается о ней в своем произведении «О церемониях Византийского двора» — ценном литературном памятнике.

Она стала первой российской правительницей христианкой. Это подняло Русь на новый этап международных отношений.

Вернувшись в Киев, она привезла на Русь первые иконы и служебные книги. По ее указу в городах уничтожаются языческие идолы и возводятся первые каменные храмы, но она не притесняла язычников, и не насаждала свою веру насильно, она уповала на волю Божью и не торопила принятие христианства на Руси.

Принятие христианства, приблизило Ольгу к погибшему мужу, но любимый сын наотрез отказывался присоединиться к матери. Княгиня не смогла вырастить из сына христьянина, Святослав был убежденным язычником. Он не собирался оставлять языческие обычаи, почитать идолов, приносить им кровавые жертвы, иметь нескольких жен. Ольга готова была терпеть от сына любые страдания, став христианкой, она принимала их со смирением.

Взяв за основу уклад Византийского государства, Ольга произвела, небывалые по тем временам, государственные реформы. Установила четкие размеры податей, периодичность их уплаты. Таким образом она ушла от политики внезапных набегов, которые практиковал князь Игорь. Ольга ездила с дипломатическими миссиями в Византию, избегая боевых действий. На пересечении торговых путей, Ольга создала центры торговли и обмена, назвав их погостами. Это был период расцвета Киевской Руси. Только Византия могла соперничать с ней по уровню развития.

Тем временем, разногласия между матерью и сыном, сеяли смуту. Святослав сжигал храмы, преследовал и убивал христиан, с киевской земли изгонялись миссионеры, приехавшие на Русь по приглашению Ольги. Однако княгиня, несмотря ни на что продолжала молиться за сына и надеяться на лучшее.

Так долго продолжаться не могло, по приказу Святослава, был убит племянник Ольги, князь Глеб, то что в слепой ненависти ко всему христианству, ее собственный сын, не пожалел даже двоюродного брата, стало для нее страшным потрясением.

Бремя власти уже тяготило немолодую княгиню, и Ольга передала власть сыну Святославу.

Он был храбрым воином и умелым полководцем. Всеми силами пытался сделать свою родину сильной и могущественной. Ольге оставалось лишь благословить сына и помогать ему молитвой.

Часто оставляя Киев, Святослав занимался набегами и расширением своих набегов. Ольга просила его не уезжать, не оставлять ее и Киев. Она говорила: «Видишь, я больна. Куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь.» Но Святослав был своевольным, как и отец – князь Игорь. Стареющей княгине, пришлось руководить защитой Киева от страшного набега печенегов в 968 году, в отсутствии князя Святослава.

Ольга просила сына лишь об одном, похоронить ее по-христиански. Услышав, что мать готовится к смерти, Святослав не смог сдержать слез, он упал на колени и был согласен на любую просьбу. Лишь новую веру он принять так и не смог. Святослав так и не взял крест, из слабеющих рук матери. Зато князя очень заинтересовало красивое кольцо с самоцветом, он помнил, что мать с ним никогда не расставалась. Теперь перстень стал принадлежать ему. Но от чего же камень полыхает красным?

В теле Ольги медленно догорала душа, княгиня впала в предсмертное забытье.

Предположительно в 969 году, Ольги не стало, она умирала беспокойно, в страхе за сына, ведь ему предстояло погибнуть нераскаявшимся язычником. Во время смерти при ней находился христианский священник, хоронили ее по христианскому обряду.

Список литературы:

Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины»

В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов очень чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.

Героини Некрасова – это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.

Княгиня Трубецкая – это ярчайший женский образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь. Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем – это сборище «Иуд». Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.

Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.

Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.

Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга – быть рядом с мужем – она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется. В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить. Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее – «выше и святей». Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях – это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу». Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую. Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.

Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.

См. также:

  • Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
  • «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Русские женщины» — сочинение по поэме Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

По произведению: «Русские женщины»

По писателю: Некрасов Николай

Материалы к уроку литературы в 7 классе на тему: «Подготовка к сочинению на тему: «Нравственный облик человека в древнерусской литературе».

Материалы

к уроку литературы в 7 классе на тему:

«Подготовка к сочинению по теме: «Нравственный облик человека в древнерусской литературе».

п / п

План сочинения

Примерное содержание сочинения

а)

б)

а)

б)

в)

г)

д)

а)

б)

в)

г)

д)

Вступление. Проблематика произведений древнерусской литературы.

Основная часть. Нравственное содержание произведений древнерусской литературы.

Появление «Повести временных лет» — признак интереса народа к своей истории:

Значение «Повести временных лет» для изучения истории, воспитания патриотизма.

Отношение к мудрости, книгам в русских летописях.

«Поучение» Владимира Мономаха – нравственный завет потомкам:

прославление трудолюбия, предостережение от лени, лжи и пьянства;

восхваление добросердечия и милосердия;

призыв держать данное слово, быть скромным и не стремиться к власти;

предложение уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым;

приглашение постоянно учиться.

«Повесть о Петре и Февронии – гимн любви и верности. Утверждение жизненных ценностей:

доблести;

мудрости;

веры и благочестия;

гостеприимства, щедрости и милосердия;

верности.

Заключение.

«Прошлое должно служить современности» (Д.С. Лихачёв).

Произведения древнерусской литературы дают яркое представление о нравственном облике наших предков. Литература того времени руководствовалась религиозными представлениями о мире, поэтому ее отличает высокая духовность. Внутренний мир человека, воспитание и совершенствование его нравственности были главными проблемами древнерусской литературы.

Важнейшим памятником литературы Древней Руси стала «Повесть временных лет». Это собрание летописей, в которых повествуется о значительных событиях в жизни страны, свершениях князей, военачальников, особенностях быта и культуры народа.

«Повесть временных лет» до сих пор используется для изучения истории нашей Родины и воспитания патриотизма.

Большую роль в культурной жизни наших предков играли книги как источник знаний и мудрости. О книгах в летописях говорится так: «От слов книжных обретаем мудрость и воздержание…Это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина».

Одной из таких книг стало «Поучение» Владимира Мономаха. Оно представляет собой наставление, как должен вести себя человек.

Оно прославляет трудолюбие и предостерегает от лени, лжи и пьянства: «Не ленитесь, но усердно трудитесь,…лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело».

Автор учит добросердечию и милосердию: «Убогих не забывайте и подайте сироте».

«Поучение» содержит призыв держать данное слово, быть скромным и не стремиться к власти: «Соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою…Гордости не имейте в сердце и в уме. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почёт».

Владимир Мономах считает необходимым уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым.

Человек, по мнению автора, должен постоянно учиться, работать над собой: «Чего не умеете, того научитесь».

Основные жизненные ценности, касающиеся семейной жизни, утверждаются в «Повести о Петре и Февронии».

Муж должен быть отважным, доблестным защитником, как Пётр. Он взял Агриков меч и смело расправился с лукавым змием, который досаждал семье его брата Павла.

Жена должна быть добросердечная, кроткая и мудрая, как Феврония. Неистовые бояре захотели избавиться от неё, но оставить князем Петра. Феврония согласилась уйти и взяла с бояр обещание отдать ей с собой то, что она попросит. Бояре не ожидали, что попросит она Петра. Так мудрая Феврония сохранила свою семью.

В повести показано, как вера и благочестие помогают в беде. Оказавшись в изгнании, Феврония утешала Петра: «Милостивый Бог не оставит нас в нужде». Так и вышло: бояре образумились и сами позвали Петра с женой на княжение.

Пётр и Феврония, вернувшись в Муром, показали пример милосердия, щедрости и гостеприимства: «Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих».

До самой смерти они были верны друг другу. А когда умерли, все попытки похоронить их в разных гробах оказались тщетны: наутро оба тела оказывались в одном гробу. В честь этих святых учреждён праздник 8 июля – День семьи, любви и верности.

Д.С. Лихачёв писал: «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших дальних предков – предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, их заботам о благе Родины. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси».

Проблемы, которые начали разрабатываться в произведениях древнерусской литературы, получили дальнейшее развитие у авторов 18, 19 веков, в современной литературе.

Древнерусские писатели заставили нас задуматься о вечных вопросах: любви к Родине, добре и зле, жестокости и милосердии, лени и трудолюбии, об уважительном отношении к старшим и братьям, любви и верности. Лучшие черты составили нравственный облик героев древнерусской литературы.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *