Жало в плоти Апостола Павла.

Писание не говорит, что жало в плоти у Павла было болезнью. Такое истолкование в Библии найти невозможно. Можно услышать, как люди говорят об этом, но Писание этому не учит.

Давайте откроем это место, 2 Послание к Коринфянам, главу 12. Павел заводит разговор об обилии полученных им откровений и т.д. Затем в стихе 7 и далее он говорит:

«7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 9 Но сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен”.

Я слышал два истолкования этого отрывка, согласующихся с истиной о том, что не Бог возлагает на вас болезни.

Первое истолкование: многие уважаемые мной люди говорят, что Павлово жало было болезнью, и Бог говорил Павлу: «У тебя достаточно Моей благодати”. Это не значит, что Павел должен был мириться с ним. Это значит вот что: «Павел, у тебя уже есть Моя сила. У тебя достаточно Моей благодати, у тебя есть Моя благодать, Моя сила! Сопротивляйся болезни и преодолей ее!” Но эти люди считают, что Павел, пытаясь исцелиться, потерпел неудачу: Бог дал ему благодать для преодоления, но он не воспользовался ею.

Если интерпретировать этот отрывок подобным образом, то получается, Бог предоставил силу в наше распоряжение, но мы не всегда ею пользуемся. Я согласен, это верно, что Бог дал нам способность преодолеть болезнь, но не все ее используют. И это не означает, что они — ужасные люди или неудачники. Никто из нас не понимает всего в совершенстве. Так что я могу принять такое толкование.

Однако, хочу предоставить вам другой подход. Я молился об этом и верю, что Бог сообщил мне обо всем этом следующее.

Прежде всего, в главе 12, в стихе 7 Павел говорит:

«7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня”.

Он очень ясно сказал: это был ангел сатаны. Он не сказал, что жало было от Бога; он сказал, что оно было от дьявола. И все же люди упорно твердят, что Бог дал это жало Павлу! Но Павел написал очень ясно, и его слова что-то значат! Он сказал, что это был ангел, посланник сатаны. Это был бесовский дух, падший ангел, который удручал Павла.

Причина, по которой люди считают, что Бог дал Павлу это жало, такова. В этом стихе говорится, что жало появилось в результате обилия полученных Апостолом Павлом откровений, чтобы он не превозносился, не заносился чрезмерно. Поэтому люди автоматически полагают, что жало в плоти удерживало Павла в смирении. Смирение связывают с Богом. Смирение — хорошая вещь. Поэтому они делают вывод, что всё, смирявшее Павла, должно быть от Бога.

Но, знаете ли, существует Божий тип превознесения или возвышения. Во многих местах Писания, в Ветхом и в Новом Завете, например, в 1 Послание Петра 5:6, говорится:

«6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время”.

Во многих других местах Библии говорится о том, чтобы хорошо быть (пре)вознесенным, приподнятым, (пре)возноситься и (при)подниматься3. Об это и пишет Павел. Он сказал: «Чтобы я не превозносился». Не думаю, что «превозносился” относится к гордости. Некоторые люди приписывают Павлу проблему гордости и высокомерия, поэтому якобы Бог дал ему жало в плоть, чтобы сломать его гордость и смирить его.

Прежде всего, это не Божий принцип. Библия говорит: «смиритесь”4, то есть смирите себя сами. Когда кто-то делает это с вами, то это не смирение, а унижение. Смирение нельзя навязать человеку силой. Оно должно исходить изнутри и проявляться внешне. Уверен, что здесь речь идет о том, что Павел был прославлен. Куда бы он ни ходил, он видел воскрешение мертвых, открытие глаз у слепых, он видел чудеса. Говорится:

«6 эти всесветные возмутители5 пришли и сюда».

Павел был вознесен, столько силы и помазания было на его жизни, что это привлекало людей к Господу. Люди говорили: «Я хочу быть таким, как Павел, я хочу быть способным побеждать”.

Павла и его спутников посадили в тюрьму, но случается землетрясение, и они свободны. Не раз, когда приключалась беда, Павел видел, как Бог обращал ее ему во благо. Люди видели это и говорили: «Я хочу такую же силу в моей жизни”. Сатана понимал: Павел привлекает столь многих людей к Господу, ходит в полной победе, так что дьявол захотел унизить его. Он хотел причинить ему вред, остановить его, чтобы Павел перестал быть превознесенным. Вот о чем здесь говорится: «чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений”, сатана послал ему жало в плоть. Это абсолютно ясно, что жало исходило от дьявола, а не от Бога.

Небольшое примечание. Любому, пытающемуся заявить, что он, как и Апостол Павел, имеет болезнь, являющуюся для него жалом в плоти и с которой он должен мириться, нужно помнить, что жало у Павла появилось из-за обильных, чрезвычайных откровений. Апостол Павел написал половину Нового Завета. И жало появилось у него по причине его чрезвычайных откровений. Появилось оно от сатаны, не от Бога, но все-таки появилось только потому, что у него имелись такие чрезвычайные откровения. Поэтому любой человек, у которого нет таких чрезвычайных откровений, как у Павла, не должен прятаться за жалом в плоть. Я встречал наркоманов, алкоголиков, людей, живущих в блуде, в прелюбодеянии, в разных других грехах, и когда я говорил о том, что Бог может исцелить их, они отвечали: «У меня жало в плоти, как у Апостола Павла”. У них даже нет отношений с Богом, а они заявляют о наличии у себя павлового жала в плоти! Вам надо выбраться из-под этого прикрытия. Вам надо перестать прятаться за этой ширмой, за этим жалом в плоти, разве только у вас имеется столько откровений от Бога, что вы сможете написать половину Нового Завета!

Фактически, если учесть это предварительное условие, из-за которого жало появилось в плоти у Павла, то большинство людей откажутся от данного аргумента для оправдания своих болезней и скажут: «Не знаю, что случилось с Павлом, но у меня другая проблема”.

Давайте продолжим анализ отрывка. Здесь говорится: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня». Причина, по которой люди думают, что жало является болезнью, такова. В этом отрывке дважды использовано слово «немощи”. В стихе 9 Христос сказал Павлу:

«9 Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”.

Потом в том же стихе Павел говорит:

«9 И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова”.

А в стихе 10:

«10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен”.

Слово «немощи” сегодня практически повсеместно используется по отношению к какому-либо виду болезни. Слово «немощи” почти исключительно применяется по отношению к болезням. Но во времена написания Библии слово «немощь” не ограничивалось только болезнью. Фактически, мы можем увидеть библейские примеры использования слова «немощи” по отношению не только к болезням, но и к другим вещам. В Послание к Римлянам 8:26 Писание говорит:

«26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными”.

Здесь написано, что мы находимся в немощах и объясняется, что собой представляет немощь — наше незнание, о чем и как следует молиться.

Если посмотреть значение слова «немощь” в словарях, то мы увидим, что оно также означает слабость, неадекватность6. И в таком смысле оно использовано в Римлянам 8:26: незнание того, о чем и как следует молиться. Поэтому, когда Павел говорит: «9 Но я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами», мы полагаем, что речь идет о заболевании. Но если посмотреть на контекст этого отрывка, то мы увидим, что здесь речь идет не о болезни.

Нужно иметь в виду, что люди для удобства разделили текст Писания на главы, и в этом нет ничего неправильного. Поэтому письмо Павла, называемое Вторым Посланием к Коринфянам, представляло собой неразрывный целостный текст, не разбитый на главы. И в том, что мы называем 11-й главой 2-го Послания к Коринфянам, Павел говорил о немощах. Он сказал во 2 Коринфянам 11:30:

«30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею”.

Здесь он использует то же самое слово «немощь” и объясняет, что же именно он называет или считает немощью. Послушайте его перечень немощей.

Во 2 Послании к Коринфянам 11:23 Павел говорит:

«23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более в трудах, безмерно в ранах…”

Он перечисляет то, что считает немощами, ведь всего несколькими стихами позже он подведет итог всему написанному выше:

«Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться этими немощами моими”7.

Вот что он считает немощами: «23 Я гораздо более в трудах…” Иначе говоря, тяжелая работа — это немощь; она повлекла за собой стресс, проблемы в жизни, и Павел ослабел. «23…Безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. 24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока без одного…” то есть пять раз его избивали, отвесив по 39 ударов, «25 три раза меня били палками…”. Человека били чем-то наподобие железного прута, перебивали все кости на ногах, «25 однажды камнями побивали…” В Деяниях 15 его побили камнями так, что он, по-видимому, умер (мы вернемся к этому немного погодя).

«25… Три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине ; 26 много раз в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. 28 Кроме посторонних , у меня ежедневно стечение , забота о всех церквах. 29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? 30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею”.

Все эти вещи, перечисленные Павлом, говорят об испытаниях, преследованиях и лишениях, перенесенных им ради дела Христова. Поэтому он и упомянул о невзгодах и лишениях. А после того, как он сообщил о пережитых лишениях и невзгодах, всего 8 стихов спустя он говорит:

«30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею”.

Если взять этот стих в контексте, то «немощи” в нем относятся к лишениям и невзгодам, перенесенных Павлом за Евангелие. Такое понимание согласуется с одним из значений слова «немощи”. Поэтому неправильно истолковывать «немощи” как болезни. Контекст ясно показывает, как и в Послании к Римлянам 8:26, что слово «немощи” используется по отношению к недостатку понимания о том, что нужно делать. То есть здесь говорится о «жале в плоти” Павла как ангеле сатаны. В этом стихе не уточняется, что именно это было. Причина, по которой люди поспешно относят жало к болезням, заключается в слове «немощи”. Я продемонстрировал вам, что в контексте слово «немощи” использовано в другом значении.

В стихе 10 это очень очевидно:

«10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа”.

Здесь перечисляются 5 вещей. Первая — немощи, о которых некоторые люди могут посчитать их относящимися к физическим заболеваниям. Действительно, иногда это слово используется в таком значении. Но 4 остальные слова в этом ряду — «10 обиды, нужды, гонения, притеснения за Христа». Каждое из этих слов очень ясно показывает, что речь здесь идет не о какой-то физической болезни, но о лишениях или гонениях, которым подвергся Апостол. Поэтому, если взять слово «немощи” и использовать его в контексте, относя к лишениям и гонениям, то стих 10 будет согласовываться с таким пониманием.

Следовательно, слово «немощи” относится к лишениям, трудностям и невзгодам, потому что остальные 4 слова из 5 относятся к ним: обиды — это невзгоды, нужды — это трудности, когда приходится обходиться без чего-то, гонения — это невзгоды, притеснения за Христа — тоже невзгоды. Все будет согласовано, если понимать «немощи” как невзгоды. А если «немощь” относить к болезням, то тогда такое понимание не согласуется со всем остальным, описанным Павлом в этом отрывке. Я уверен, что слово «немощи” относится к трудностям, которые он перетерпел ради Господа.

Другой аспект, свидетельствующий, что немощи не являются физическим заболеванием, это оборот «жало в плоть”. Многие из нас не знают Библию так, как следует, но Павел писал иудеям. Для иудеев было ясно, что в ранних книгах Ветхого Завета встречается то же самое выражение10. Например, в Книге Чисел 33:55 Моисей говорил:

«55 Если же вы не прогоните от себя жителей земли, то оставшиеся из них будут тернами для глаз ваших и иглами для боков ваших и будут теснить вас на земле, в которой вы будете жить”.

Он говорил о людях, которые станут преследовать, развращать и портить израильтян, если последние оставят их в живых.

В Книге Иисуса Навина, в главе 23, стихе 13 сказано:

«13 То знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш”.

За их непослушание Бог исполнил пророчество, данное им через Моисея, описанное в Числах 33:55. Речь шла о людях, которые будут «55 бичом для ребер ваших и терном для глаз ваших». Так что принимавшие весть Павла знали об этой терминологии. Иначе говоря, когда он говорил, что у него было «жало11 в плоти”, они мгновенно связывали эти слова с образами из Чисел 33:55 и Иисуса Навина 23:13, а эти образы относились к людям.

Во 2 Послании к Коринфянам 12:7 говорится, что ангел сатаны возбуждал гонения против Павла повсюду, куда он ни ходил. Павел упоминал об этом во 2 Послании к Коринфянам 4. Такое впечатление, что он и его спутники подвергались преследованиям, как никто другой. Люди, которым они служили, получали благословения, но сам Павел был гоним и преследуем. Иначе говоря, Павел упоминает о своих лишениях и невзгодах, о пережитых им гонениях. Я верю, что это было дело рук ангела сатаны, демона, который давал ему двойную дозу гонений.

Причина, стоящая за этим такова: люди видели, как Павел ходил победоносно, но у него также было больше преследований. Против него боролись, его отвергали, избивали, он перенес кораблекрушения, его побивали камнями, его заключали в тюрьмы. Сатана использовал оппозицию против Павла. И хотя в его служении проявлялась сила Божия, но Павел платил дорогую цену.

Гонения могли удерживать людей от христианства. Сатана использовал преследования, чтобы отвращать людей от Бога. Глядя на Павла, люди могли верить в истинность благой вести, но могли при этом думать: «Я не хочу так страдать, как Павел”. Поэтому Павел просил Бога трижды убрать это терние или жало в его плоти, этого сатанинского ангела, возбуждавшего гонения через посредство людей. Вот что за жало это было в соответствии с ветхозаветной терминологией.

Павел просил Христа трижды, а Господь ответил: «9 Довольно для тебя благодати Моей». Эти слова относятся вот к чему: мы искуплены от болезней, но мы не искуплены от преследований и гонений. Позднее по 2 Послании к Тимофею 3:12 Павел сказал:

«12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”.

Не думаю, что в то время, когда Павел просил об избавлении во 2 Послании к Коринфянам 12, у него уже имелось полное откровение в этой области. Речь здесь шла не о том, что Павел не смог получить от Бога предоставленное Ему им здоровье, но Павел желал воли Божьей о себе так сильно, хотел самого высшего, самой большой награды (как об этом говорится в Филиппийцам 3), что даже хотел освободиться от преследований. Он пытался остановить гонения. Наконец Господь сказал ему: «Павел, ты не искуплен от преследований, но я даю Тебе Мою благодать для того, чтобы ты смог с ними жить”.

Подумайте, если бы Бог искупил нас от преследований, если бы Он остановил все преследования и гонения на нас, то Апостола Павла никогда не было бы! Потому что сам Павел был гонителем, преследователем церкви, участвовал в побитии камнями Стефана насмерть в Деяниях Апостолов 7. Если бы Бог положил конец всем преследователями, то апостол Павел никогда не появился бы на сцене. Бог никогда не останавливает преследования, но Он показывает людям: если мы продолжаем свой путь в любви и подставляем обидчикам другую щеку, продолжаем любить Бога, несмотря на угрозы, то это выступает как свидетельство, которое использует Бог. Итак, мы не искуплены от преследований, но мы искуплены от болезней.

У Павла, на мой взгляд, не было никакой болезни (как учат некоторые люди), от которой Бог будто бы не хотел его исцелить. И отсюда они делают вывод, что нам не следует ожидать исцеления от всех недугов. Нет, это неправда. Его жалом в плоть была не болезнь.

Некоторые люди говорят: «Посмотрите на Послание к Галатам 4, где говорится, что у Павла была какая-то болезнь глаз”. И я слыхал, как кое-какие богословы теоретизируют о наличии у Павла древней арамейской болезни, признаками которой являются слезящиеся распухшие глаза, и о его постоянных проблемах с глазами.

Они пытаются подтвердить свое предположение отрывком из Послания к Галатам 4:12-15:

«12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13 знаете, что, я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались , а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. 15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне”.

Здесь в стихе 13 Павел говорит: «13 знаете, что, я в немощи плоти…”. Здесь опять-таки та же терминология — «немощи”, но он уточняет, что на этот раз это была немощь плоти. Иначе говоря, в этом случае, я считаю, «немощь” не относится ни к недостатку понимания, ни к испытаниям и невзгодам. Но здесь буквально говорится о какой-то физической проблеме, так как Павел упоминает о «немощи плоти”, он конкретно указывает на это. И в следующем стихе встречается то же самое выражение. Тогда некоторые говорят: «Видите, здесь у него была немощь!” Да, у него была проблема. Но, обратите внимание, он говорит: я «благовествовал вам в первый раз12” в этой немощи в плоти, тем самым давая понять, что это не было что-то долговременное, от чего Бог не хотел его исцелить. То есть это было что-то временное, преходящее.

Далее в стихе 15 он продолжает:

«15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне».

Некоторые люди говорят: «Видите, он говорит о том, что его беспокоили глаза, немощь плоти” и теоретизируют о болезни, при которой слезятся и краснеют глаза и от которой он страдал на протяжение всей своей жизни.

Это очень жиденькое основание для такой интерпретации. Если вы проглотите этот аргумент, то, уверяю вас, тогда вы сможете выкрутить Библию так, что она будет говорить все, что пожелаете. В Писании приводится намного более точное истолкование.

Возьмем Книгу Деяний 14, где Павел проповедовал в Листре и Дервии, когда люди поверили было, что он бог. Деяния Апостолов 14:11-12:

«11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. 12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове”.

Павел и Варнава остановили поклонение и принесение им жертв. Тогда люди разозлились на них.

«19 из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. 20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию”.

Здесь описывается, как Павла побили камнями до смерти. Он об этом говорит во 2 Послании к Коринфянам 11. Лично я считаю (это мое мнение), что он умер. Если он и не умер, то был настолько близок к смерти, что люди, которые пытались его убить, «19 почитали его умершим” (Деяния 14:19). Он был либо мертв, либо очень близок к смерти. Стих 20:

«20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию”.

Это путешествие из Листры в Дервию было длительным. Как-то я подсчитывал и определил: оно составляло многие мили, что-то порядка 15-20 миль (27-35 км), которые он прошел пешком, и на следующий день проповедовал там. Знаете, где находятся Икония, Листра и Дервия? Это города в области, называемой Галатией. И это люди, к которым Павел обращается в Послании к Галатам, в главе 4. Он им сказал: «в первый раз13 вы пожалели меня из-за немощи плоти, которая у меня имелась, так что вы были готовы отдать мне свои глаза”14.

Он говорит здесь о своей немощи, как о какой-то проблеме с глазами, вместо того, чтобы брать с потолка какую-то древнюю болезнь, проявляющуюся в распухших слезящихся глазах… Если вы честны по отношению к Писанию, то вы увидите, что это в точности тот же период времени, когда его побили камнями до смерти и оставили или при смерти, или мертвыми. Но менее чем через день после того, как он был настолько близок смерти, что пытавшиеся его убить приняли его за мертвого, он отправился проповедовать. Разве трудно догадаться, что его глаза болели, потому что его побили камнями до смерти за день до этого? Нужно было время, чтобы придти в себя и оправиться от ран. И он сказал, что так было только поначалу15.

Намного более точным будет сравнение одного библейского места с другим. Мы тогда скажем, что если даже у него и имелась проблема с глазами, то только потому, что его избили до смерти за день до этого и его тело еще не исцелилось. Также вероятно, что слова «15 если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне», Павел мог использовать фигурально таким же образом, как мы говорим: «даю руку на отсечение”. Значит ли это, что у другого человека повреждена или больна рука? Нет, это просто идиоматический оборот, выражающий идею нашей готовности пожертвовать чем угодно16. Поэтому Павел мог использовать эти слова таким образом, когда говорил:

«15 если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне”.

У него вообще могли не болеть глаза. Это могло быть просто фигуральное выражение. Если понимать эти слова буквально, и у него была проблема с глазами, то он, вероятно, указывал на то, что его глаза пострадали во время физического нападения на него за день до этого. И это повреждение было только временное. Совершенно очевидно из 13 стиха: эта немощь плоти у него имелась только сначала (”в первый раз”)…

Такие аргументы называются «отцеживание комара и проглатывание верблюда!” 17.Люди, использующие эти отрывки для приписывания Павлу глазной болезни, нарушают правила истолкования Библии. Они берут некоторые ссылки и интерпретируют их, как хотят. Если у Павла и была какая-то проблема с глазами в Послании к Галатам 4, то это потому, что за сутки до этого его избили до смерти камнями. И такое состояние было лишь временным. Я не вижу никакой связи между сообщенным Павлом галатам в главе 4 и коринфянам в 12-й главе о жале в плоти. Если вы примите мои объяснения насчет жала в плоти, то приведенные мной аргументы опровергают предположение о том, что жало относится к болезни. Павел имел в виду сатанинского ангела, инициировавшего гонения. А мы не искуплены от гонений. Все очень просто.

Я много размышлял над этим, слышал многих людей, высказывавшихся на эту тему, и приведенное выше истолкование более прямо и честно, более согласуется с Писанием, чем другие интерпретации. Думаю, люди держатся за жало в плоти Павла и хотят считать его болезнью из-за избегания. Это удобная теология для избежания ответственности. Вам тогда не надо трудиться, вы можете жить по-плотски, можно не искать Бога. Вы помолились и если человек не исцелился, то вы говорите: «Наверное, это как жало у Павла в плоти, значит, Бог хочет, чтобы вы несли эту болезнь”. Это снятие с себя ответственности.

Истина в том, что Бог хочет исцелить всякого, но ему нужны люди, которые бы действовали в вере, с силой, взяли бы эту силу и применили бы ее в жизни этих больных людей. Такой подход возлагает на нас ответственность. А мы становимся мастерами по снятию с себя ответственности.

Эндрю Уоммак

Чтоб имели представления что и откуда взялось…

Как мы видим из одной ветви христианства появилось множество других, но пожалуй основных тут только 3.

1) Протестантизм и другие деноминации

2) Католическая церковь и ответвления

3) Православие и ответвления

4) Свидетели иеговы

5) Мормоны

6) Прочее

Других не так уж и много, а если и много то ничего о них не могу сказать.

Перед тем как начать — скажу такую вещь, Иеговисты — не протестанты, в дальнейшем когда речь будет идти о протестантах — будете знать что среди них нет иеговистов. Ну и да — частично буду тырить инфу с других сайтов, по 2 причинам, во первых — не о всех конфессиях знаю с личного опыта, во вторых — так проще найти инфу, и заполнить пробелы в памяти.

1) Баптисты

Как проходят богослужения?

— Богослужения («собрания») проходят в храмах которые называют «домами молитвы» согласно Ис. 56:7, Мф. 21:13, Мк. 11:17, Лк. 19:46), за отсутствием таковых — в арендованных помещениях. Основное богослужение проходит в воскресенье; в течение остальной недели, как правило, также имеют место различные собрания

— Главной частью богослужений является проповедь. В ходе воскресного собрания произносится от одной до четырёх проповедей длительностью от 10 минут до 1 часа. Воскресные богослужения включают также пение псалмов, в том числе общее пение всех присутствующих; декламацию духовных стихов; а также выступления со «свидетельствами», то есть церковными новостями или рассказами о действиях Бога в жизни верующих; молитвы (в том числе общие молитвы всех присутствующих).

— Вечеря Господня, как правило, проводится один раз в месяц (в первое воскресение месяца), дополнительно — при особых обстоятельствах: съезды, конференции, братские встречи и т. д., а также при посещении больных.

Устав такой:

1) Священное Писание — книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.

2) Церковь должна состоять исключительно из возрождённых людей.

То бишь только взрослые люди могут занимать какие либо должности в церкви и они должны покаяться (перед богом в своих грехах)

3) Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрождённым людям.

Только те кто покаялся в своих грехах может принять крещение

4) Свобода совести для всех.

5) Равноправие всех членов поместной церкви.

6) Отделение церкви от государства.

7) Независимость каждой отдельной поместной церкви.

Это означает то что церковь не должна участвовать в делах государства, и не может диктовать свои правила и продвигать свои интересы, а держаться особняком.

Что же они нарушают? есть ли минусы?

Скажу честно — я долго искал, да и по моим личным наблюдениям — минусов и нестыковок я не нашел, за исключением одного момента

1) Баптисты отмечают те же праздники что и православные, кроме тех которые в библии не фигурируют и не имеют к ней отношения, а именно праздники о Марии, святых и прочее что не вяжется с библией.

Минусы закончились…

2) Адвентисты седьмого дня

Кто это такие? и чего им надо?

Адвентисты седьмого дня провозглашают основой вероучения Священное Писание. Церковь адвентистов седьмого дня также признает в качестве вероучительного авторитета труды одной из основательниц своей конфессии Эллен Уайт, которую почитают как Божьего пророка («вестницу Божию»). Вероучение адвентистов седьмого дня («Основание Веры») в доктрине № 18 утверждает следующее:

» Дар пророчества. Пророчество — один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявился в служении Елены Г. Уайт, вестницы Господа. Её труды остаются авторитетным свидетельством истины, служа к утешению, руководству, наставлению и исправлению. Эти труды со всей определенностью утверждают, что Библия есть единственное мерило, которым следует проверять каждое учение и каждый опыт.»

Таким образом, адвентисты верят, что письменные труды Елены Уайт являются авторитетным источником истины. Они также подчеркивают, что эти труды, по их убеждению, ведут к Библии и возвеличивают Библию.

Сама Эллен Уайт писала о своем служении и своих трудах так:

«Моё служение предполагает нечто значительно большее, чем деятельность пророка. Я считаю себя вестницей, которой Господь доверил передавать вести для Его народа»

Очевидно что это направление является сектой, поскольку в библии есть указание:

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
(Св. Евангелие от Матфея 24:24)

Подобно тому, как крестился Иисус Христос, адвентисты седьмого дня совершают крещение полным погружением в воду людей сознательного возраста. Обряду предшествует изучение Библии с наставником, подписание, а затем и публичное исповедание веры. Прежде всего, адвентисты седьмого дня знакомят человека со смыслом веры; он обращается к Иисусу Христу, который производит перемену в его жизни. Наконец, человек избирает Его своим Господом, засвидетельствовав о том актом крещения.

В обряд причастия, который называется «вечеря Господня» и совершается пресным хлебом и «пресным вином» (виноградным соком), включено также и предварительное омовение ног. Причастие в общинах АСД является открытым для участия в нём всех верующих христиан. Служение Святой Вечери совершается один раз в квартал.

Минусы и нестыковки с библией, где они?

1) Отрицание вечных мучений в аду для неверующих

В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Авраама, а рядом с ним Лазаря.
(Св. Евангелие от Луки 16:23)

2) Создание себе кумира-лжепророка в лице Эллен Уайт

7. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
8. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9. не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…
(Книга Второзаконие 5:7-9)

3) Пятидесятники

Данная конфессия практически идентичная баптистам, но имеет некоторые отличия. Кроме определений обозначенных у баптистов, пятидесятники имеют ряд своих дополнений.

Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку тот день назван днём Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники».

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках (ср. Деяния Ап. 2:4, 10:44-46, 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что есть дар говорения на иных языках, который проявляется в непроизвольном говорении на иностранных языках во время евангелизаций, также как и дар пророчествования, но имеется также и молитва Святым Духом, которая есть говорение на языках «ангельских» (ср. Римл. 8:26, Еф. 6:18).

Среди пятидесятников особое место имеют таинства — водное крещение и Вечеря Господня (причастие, или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

На протяжении всего времени своего существования важную сторону пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», призывающее последователей к праведной жизни на основании Священного Писания: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, к нравственности в вопросах семьи и брака, трудолюбию.

Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу» и не берут в руки оружие ни при каких условиях (как они считают, подобно Христу и апостолам, которые умерли мученической смертью, не применяя каких-либо силовых методов защиты).

От себя добавлю то что пожалуй все что написано — чистая правда, сам ходил туда, и «фактов с потолка» нет.

По поводу праздников — их немного меньше чем у баптистов.

И еще кое что — так же у пятидесятников есть и такое:

Распространены так называемые «домашние группы» — общение, совместное изучение Библии, молитвы и песнопения живущих в одном районе христиан в доме одного из верующих.

Как правило, богослужения состоят из одной или нескольких проповедей; пения псалмов и молитв между песнопениями (так называемое Служение Прославления); призыва к покаянию для тех, кто ещё не стал христианином; личных свидетельств; декламации духовных стихов.

Это относится и к баптистам тоже, потому как баптисты, пятидесятники и ряд других деноминаций имеют общее название — Христиане веры евангельской (ХВЕ).

Минусы данной конфессии? Чего они нарушают?

Как ни странно но и тут явных минусов не нашел, нет я не защищаю их… но если поискать то…есть кое какой минус а именно — «говорить на иных языках»
И да, я посещал данную церковь и имею представление о чем говорю.

1) Святой дух… вроде и плюс и вроде минус..

То есть утверждается что могут говорить на иных языках, но вот проблема в том что нарушают

А именно:

1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
3. а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
6. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
(Первое послание к Коринфянам 14:1-6)То есть идет речь о том что тот кто говорит на иных языках — то назидает себя только.
Ну и то что лучше получить дар пророчества нежели говорить на иных языках.

Ну и Павел имеет в виду что говорить на иных языках хуже чем пророчествовать или толковать слово божье и так далее.

9. Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.
17. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
(Первое послание к Коринфянам 14:9-17)То бишь Павел имеет в виду что говорить на иных языках перед другими нет смысла, особенно перед теми кто только пришел в церковь.

Это бессмысленно, и напрасно, а надо чтобы можно было дар использовать в назидание.

И на самом деле да, у пятидесятников я это наблюдал, когда молятся на иных языках а другие люди во время молитвы смотрели и недоумевали мол «чо они говорят».

Это косяк, и жесткий.

27. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
(Первое послание к Коринфянам 14:27,28)

Ну и тут обьясняется то что если нет среди вас в церкви истолкователя этих слов — тогда лучше не молится перед людьми, а только молится «про себя» , то бишь наедине с собой и… богом.

Минусуем и.. поехали далее.

4) Иеговисты (Свидетели Иеговы)

Об этой секте знают многие, поскольку именно они приходят к людям домой и спрашивают «верите ли вы в бога» и выдают всем свои буклеты с названием «Сторожевая башня».

Чем они занимаются?

Свидетели Иеговы верят в то, что поклоняться можно только Иегове. Отвергается почитание Троицы, икон, креста как явное противоречие Библии( и это странно). При этом крест отвергается как небиблейский символ.

Свидетели Иеговы отвергают такие праздники как Рождество или Пасху. Однако они практикуют Вечерю воспоминания смерти Иисуса Христа, аналогичную чистому четвергу( ну… тут плюсы есть некоторые).

Во время Вечери вкушать опресноки (маца) и сухое красное вино могут только те, кто считает себя причастным к 144 тысячам повторно крещённых небесным крещением и прошедших миропомазание (а вот это бред уже).

Вечеря воспоминания привязывается к 14 числу месяца нисана (март-апрель), дату которого в каждом году определяет руководящий совет свидетелей Иеговы по своему календарю, отличного от современного еврейского календаря.

Свидетели Иеговы практикуют массовое крещение в открытых бассейнах как обряд приобщения к числу верующих.

Обращённый обязан участвовать в проповеднической деятельности как возвещатель. Выбрав напарника, свидетель Иеговы планомерно обходит все жилые дома и квартиры в районе, где проживает. Также некоторые из них по собственному желанию выезжают в отдалённую территорию для проповедования. В своём служении они пользуются Библией, а также журналами «Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы», «Пробудитесь!» и другими публикациями.

Свои храмы (места собраний) они называют Залами Царства (не многовато ли пафоса?). На собраниях произносится 30-минутная публичная речь, после чего следует изучение статьи из журнала «Сторожевая Башня».

Не поощряется установление тесных дружеских и личных взаимоотношений с людьми других вероисповеданий. Длительные и частые разговоры на религиозные темы свидетелей Иеговы с людьми других убеждений допускаются и поощряются только при наличии перспективы убедить последних в истинности учения и обратить в веру свидетелей Иеговы. Если такая перспектива отсутствует, подобного рода длительное и частое общение не одобряется (а вот это не поощряется библией).

Кроме того запрещено общаться с теми кто «отлучен от церкви». Ах да, кроме того у них запрещено переливание крови, да да… если тебе нет 18 а твои родители Иеговисты, то если нужна тебе будет кровь — увы, ты должен будешь отказаться отбросить коньки, потому что так надо.

Какие минусы у них? что нарушают?

Минусов у них ОЧЕНЬ много, не уверен что перечислить получится…

1) Запрет на переливание крови.

Запрета в библии нет и быть не может, поскольку в библейские времена переливания крови не существовало, так же нет запрета на лечение.

Сами же Иеговисты ссылаются на цитаты из библии —

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
(Деяния св. Апостолов 15:20)

ну и еще:

воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.

(Деяния св. Апостолов 15:29)

Но суть в том что это говорится не в контексте переливания крови а в контексте поклонений, ритуалов ну и в плане еды и так далее, а в первом стихе который я написал — имеется в виду то чтоб «не делать другим того, чего бы не хотел чтоб делали тебе» а чтобы не хотеть делать переливание крови другим либо себе — это явно бред, поскольку вреда в этом нет если это необходимо в медицинских целях.

2) Лжеучение и писульки не по библии

Пожалуй этот тот же грех что и у православия, Иеговисты страдают тем же… у них есть свои книжки (журналы) которые выходят довольно часто и если разбор «божьего слова» у баптистов и пятидесятников идут из библии то у Иеговистов куда проще — разбирают «божие слово» по своим журналам а не по библии. Я имел несчастье читать их журналы и для моего неокрепшего ума (тогда было мне 14-15 лет) их писульки казались тяжелее и сложнее чем то что есть в библии.

Каждый журнал состоит из псевдохристианской тематики, приводят одну цитату и обсуждают… но не то что есть, а добавляют сюда кучу своих мыслей и свои же мысли потом и обсуждают. Одним словом — лучше не читать.

3) Псевдо-христианство и вероучение

Утверждают, что вечная жизнь является вознаграждением за исполнение воли Божьей и выполнение своего посвящения

Верят, что 144 000 человек будут пребывать в небесной славе с Христом, другие же будут наслаждаться блаженством на земле.

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
(Откровение 7:4)

Конечно в библии этот момент есть, но в продолжении видно что идет перечисление с каждого «колена» то есть поколения, например от Иосифа и так далее по 12 тысяч…

Если это так то возникает вопрос а кто с какого поколения? если в наше время все от Иосифа верующие а остальные нет.. кто будет в их числе?

На земле уже миллиарды людей, а выбраны будут только 144000? да ну.. истиной это не может являться, учитывая что в библии указано о том что все кто покается — будет с богом.

4) Отношение к окружающим.

Они не общаются с теми кто исключен из церкви, а это не соответствует правилам библии, если человек ушел из церкви — это не повод вести себя по свински, нигде в библии нет такого места где было бы сказано «тех кто покинул церковь — на кол, не общаться с такими» , наоборот надо доносить до людей истину, и проповедовать.. спасать души людей от адских мук. Они не общаются с представителями других конфессий (общение нежелательно) И тут мы вспоминаем притчу:

10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
(Св. Евангелие от Луки 18:10-13)

Очевидно же что Иеговисты считают себя «избранными» не такими как остальные, а это плохо, это не то чему учит библия. На своем опыте имел несчастье видеть их отношение к людям, и их поведение.. высокомерные, гордые, странноватые.. глядя на них осознаешь что это секта, кстати их пытаются запрещать в некоторых странах. Кстати говоря, в нашем городе мальчик попал в аварию и его отвезли за границу на лечение, потратили денег достаточно, и ему понадобилось переливание крови, родители отказались и… мальчик умер, вот такая вот ситуация.

5) Отрицание ада, и мучений неверующих после судного дня

Пожалуй это показывает их природу «сектантства»

В библии написано:

В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Авраама, а рядом с ним Лазаря.
(Св. Евангелие от Луки 16:23)

На это Иеговисты говорят что верующие воскреснут а неверующие кхм… просто не воскреснут.

Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
(Послание к Римлянам 10:2)

То есть имеется в виду что они очень сильно верят в бога, но по рассуждению (знанию) они от него далеко.

Можно еще долго обсуждать Иеговистов, грехов у них достаточно много, но я перечислил пожалуй самые жесткие.

Ну и тот факт что они не являются протестантами, как и мормоны — говорит за себя.

Это первая часть разбора конфессий, далее будет финальная часть (либо предфинальная) зависит от количества материала, конфессий то хватает.

Глава XII

Восхищение Апостола Павла до третьего неба и удручающий его ангел сатаны (1–10). Заключительные замечания апостола к своему самовосхвалению (11–21).

2Кор.12:1–10. Так как Коринфянам, конечно, хотелось иметь другие удостоверения в истинности апостольского достоинства Павла, помимо тех, о которых он говорил в предыдущей главе, т. е. хотелось каких-нибудь чудесных знамений от него, то Апостол теперь говорит о том необычайно чудесном обстоятельстве, какое имело место в его жизни четырнадцать лет тому назад. Он имел необычайное видение – восхищен был в рай и там видел то, что и пересказать нет возможности. И вообще он имел очень много откровений, так что Бог послал ему какую то болезнь, для того чтобы Апостол не слишком превозносился в своих собственных глазах.

2Кор.12:1. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

Ап. сознает, что самовосхваление ему не принесет пользы. Почему? Да потому, что он должен при этом, принимая во внимание желание Коринфян, говорить о чрезвычайных, бывших ему откровениях и видениях. Между тем среди читателей его послания всегда могут найтись такие люди, которые посмотрят подозрительно на этот рассказ Апостола и сочтут его человеком, склонным к простой экзальтации, способным принимать собственные фантазии за божественные откровения. Да, Апостолу хвалиться невыгодно! Но тем не менее он должен это сделать, так как в противном случае те же читатели могут сказать, что он гораздо ниже других проповедников, которые хвалились тем, что видели и слышали Самого Христа. Между «видениями» и «откровениями» есть некоторое различие. Первые предполагают собою откровение в символических образах и картинах, вторые – откровения в словесной форме.

2Кор.12:2. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба.

Апостол говорит здесь о себе (ср. ст. 6 и 7), но говорит о как постороннем человеке по своей скромности, а отчасти и как исторический повествователь о совершившемся с ним событии. Это было четырнадцать лет до написания 2-го послания к Коринфянам, т. е. примерно в 44-м году, когда он собирался выступить на свое великое миссионерское служение (ср. Деян 11:26). Что это было за событие – этого не может ясно определить и сам Апостол: несомненно, что он находился в то время в состоянии пророческого экстаза и потому не отдавал себе отчета, участвовало ли его тело в вознесении его в рай или же он возносим был туда только в духе своем. Но все-таки это событие имело место! Что касается выражения «третье небо», то, очевидно, читателям оно было понятно – иначе Апостол дал бы при этом соответственное объяснение. Действительно, в иудейском предании говорилось о существовании трех небесных пространств: 1) облачного, 2) звездного или того, которое находится на высоте солнца, и 3) высшего, где находится престол Божий. Об этом делении неба несомненно говорил своим читателям ранее и Апостол Павел. Было еще у иудеев представление о семи небесах, но такого представления здесь несомненно не имел в виду Апостол, потому что в таком случае его вознесение до третьего неба – только, – еще не свидетельствовало бы о его чрезвычайном возвышении.

2Кор.12:3. И знаю о таком человеке ,

2Кор.12:4. что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

Повторив, что он не знает о своем состоянии, в каком он находился во время этого восхищения или перенесения на третье небо, Ап. все-таки с уверенностью говорит, что он, достигнув третьего неба, очутился в раю, т. е. в месте непосредственного присутствия Бога. В таком смысле слово «рай» (ό παράδεισος) употребляется иногда и в Ветхом Завете (Иез 28:13, 31и сл.) и в Новом (Откр 2:7), а также очень часто в талмудической литературе. – «Неизреченные слова» – правильнее: «которых нельзя сказать человеку или человеческим языком». Апостол, очевидно, имеет здесь на виду те хвалы, какие в раю возносятся Богу устами ангелов и святых. Такой хвалы не может произнести своими устами смертный («пересказать» – выражение не совсем точное).

2Кор.12:5. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

«Таким человеком», т. е. самим собою, поскольку он удостоен прославления от Бога, он, Апостол, хочет или может похвалиться. Но в себе самом, как именно известной личности, он видит только одни немощи. В самом деле, в тех видениях и откровениях, какими он был прославлен, он не участвовал своими силами: как и пророки, он в это время был только воспринимателем откровения.

2Кор.12:6. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

Ап., однако, считает нужным заметить, что у него есть другие основания хвалить себя – только он не хочет всего говорить из боязни (Ап. говорит очевидно с иронией), чтобы Коринфяне не поставили его в своем мнении слишком уже высоко! Пусть они составляют о нем мнение только на основаниях того, что знают о его деятельности в их городе и окрестных областях.

2Кор.12:7. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился.

Откровения, полученные Павлом, были так необычайны, что могли заставить его возгордиться. И вот, для спасения его от гордости, Бог послал ему болезнь, которая часто напоминала ему о том, что он – слабый, немощной человек. Болезнь эту Апостол называет «жалом в плоть», «ангелом сатаны». Первое выражение (σκόλοψ τη σαρκί) означает собственно острую терновую колючку, которая проникла глубоко в самое мясо, а не зашла только чуть-чуть под кожу (ср. Иез 28:24), и, след., служат обозначением очень болезненного состояния Апостола. Второе выражение (άγγελος σατάν) указывает на особого служителя сатаны, который был послан Апостолу, с соизволения Божия, как спутник постоянно его сопровождавший. Этот «ангел сатаны» должен был «удручать» Апостола – точнее: ударять его прямо в лицо кулаками (κολαφίζειν) и тем мучить. Он постоянно находился при Апостоле, как показывает то обстоятельство, что Ап. просил Бога «удалить» его (ст. 8). По-видимому, это была болезнь, но что это была за болезнь – Ап. этого не объясняет, так как очевидно читателям послания она была известна. Несомненно, что это не было внутренним состоянием Апостола, а чем-то внешним, что Коринфяне могли наблюдать – иначе, Апостол не употребил бы такого выражения как «ударять кулаками в лицо». След. здесь нельзя видеть каких либо искушений плотского характера (мнение блаж. Иеронима) или преследования со стороны противников (мнение И. Злат.), или мучительных воспоминаний о прежней жизни (Мосгейм). Остается еще мнение (св. Амвросия), что здесь разумеются гонения и даже телесные повреждения, каким подвергался иногда Ап. Павел от преследователей своих. Но об этих гонениях Ап. уже сказал в 11-й главе, а здесь, очевидно, он хочет указать на что-то новое. Поэтому всего правильнее видеть здесь обозначение постоянно мучившей Апостола болезни.

Что касается того, какая это болезнь, об этом существуют разные мнения. Одни говорят, что это была эпилепсия, другие видят здесь гнойное воспаление глаз, которое часто возобновлялось у Апостола, третьи смотрят на эту болезнь как на обострявшуюся по временам неврастению. Что касается первого мнения, то его нельзя принять потому, что припадки эпилепсии не оставляют после себя даже воспоминания у страдающих этою болезнью, а Павел говорит о своей болезни как о мучительной занозе, как о такой, удары которой он больно чувствовал. Болезнь глаз (на которую некоторые находят намек еще в Гал.4:15, также нельзя здесь разуметь, потому что Ап. представляет болезнь свою как нечто сразу его поражающее (удары кулаком). Вероятнее всего, поэтому, предположение, что здесь разумел Апостол острые приступы неврастении, которая неожиданно делала его бессильным и безвольным и именно тогда, когда ему приходилось публично выступать как проповеднику Евангелия. Болезнь эта была послана Апостолу в известное определенное время (εδόθη – аорист, указывающий на такой определенный момент в прошедшем) и по всей вероятности тогда, когда он стал удостаиваться чрезвычайных откровений от Бога. Ап. называет эту болезнь «ангелом сатаны» или в общем смысле, как нечто стоявшее ему преградою на его дороге (в таком смысле слово «сатана» Христос употребил об Ап. Петре см. Мф 16:23) или же имея в виду деятельность диавола, который старается причинять телесные мучения людям (Мф 12и сл.; ср. Иов 1и сл.).

2Кор.12:8. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

2Кор.12:9. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Когда эта болезнь обнаружилась в Апостоле как хроническая, Апостол стал просить Господа об избавлении от нее. Он обращался к Господу с молитвой три раза – во время наиболее сильных ее приступов: более он не посмел докучать Господу, потому что, после третьего молитвенного обращения Павла, Господь объяснил ему в откровении, что благодать, данная Павлу, поможет ему достигать своих целей, не смотря на преграды, какие ставит ему в его деятельности неотвязчивая болезнь. Под Господом здесь Ап. разумеет Христа, как видно из последних слов рассматриваемого 9-го стиха: «чтобы обитала во мне сила Христова». – «Сила Моя совершается в немощи». Христос не нуждается в особо сильных духом и телом людях для того, чтобы Евангелие Свое распространить по всей вселенной: Его сила действует в Им посланных на проповедь Евангелия людях. Поэтому теперь и Апостол хочет хвалиться своими слабостями, потому что ему, значит, больше можно ожидать благодатной помощи от Христа.

2Кор.12:10. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен.

Возвращаясь мыслью к другим своим страданиям, Апостол говорит, что он не отказывается от них также потому, что тогда, когда он терпит их, Христос подает ему Свою благодатную помощь. А получать такую помощь так приятно! «Где скорбь, там и утешение. Где утешение, там и благодать. Когда он ввергнут был в темницу, тогда сотворил чудеса. Когда потерпел кораблекрушение и занесен был в варварскую страну, тогда особенно прославился. Когда связанный взошел в судилище, тогда победил самого судью. Так бывало и в Ветхом Завете: среди искушений процветали праведники» (Злат.). Поэтому то Апостол и говорит, что свою силу, данную ему от Христа, он чувствует именно в минуты испытаний: тогда он силен.

2Кор.12:11–21. Апостол повторяет сказанное им в 11-й главе о своем бескорыстии, какое он проявил в Коринфе, и говорит, что и впредь он не будет ничего брать с Коринфян. Он не брал с них ничего и чрез своих посланных. Затем Ап. заявляет, что все, что им сказано выше в защиту своего апостольского достоинства, вовсе не имеет значения какого то оправдания Апостола, – в каком Апостол и не нуждается, – а сказано им для назидания Коринфян. Им это нужно знать, для того чтобы исправиться к приходу Апостола – иначе он поступит с ними по всей строгости.

2Кор.12:11. Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.

2Кор.12:12. Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.

Апостол в своем самовосхвалении дошел до неразумия. В самом деле, он стал хвалиться своими немощами – кто же этим хвалится? Читатели могли бы предостеречь, охранить Апостола от такого неразумия, если бы вступились за него против тех, которые себе приписывали черезчур много значения («высшие Апостолы» – см. 2Кор.11:5). А Коринфяне имели основание к этому, так как Апостол обнаружил, находясь в Коринфе, все признаки истинного Апостола. Он постоянно и неустанно (такой смысл имеет выражение εν πάση υπομονή, по-русски не точно переданное: «всяким терпением») творил в Коринфе знамения и чудеса и давал доказательства своей необычной духовной силы. Таким образом, по представлению Павла, Апостол творит чудеса и проявляет данные ему в изобилии чрезвычайные полномочия.

2Кор.12:13. Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.

2Кор.12:14. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.

2Кор.12:15. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, не смотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.

Ср. 2Кор.11и сл. Апостол с горькой иронией просит простить ему бескорыстие, какое он обнаружил в Коринфе. И теперь он в третий уже раз собирается в Коринф – и снова он не намерен что-либо брать с Коринфян в качестве вознаграждения за свои апостольские труды. Напротив, он будет тратить на них и то, что сам имеет, хотя они не могут назваться любящими его, своего духовного отца, чадами.

2Кор.12:16. Положим, что сам я не обременял вас, но будучи хитр, лукавством брал с вас.

2Кор.12:17. Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?

2Кор.12:18. Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?

Апостол отклоняет от себя другой упрек. По-видимому, на Апостола взводили обвинение, что он брал с коринфян не лично, а чрез своих посланных, и Апостол в виду этого говорит, что его посланные ничего не брали с Коринфян. «Один из братьев», т. е. из христиан, вероятно, ничем особенным не был известен, и потому Ап. не называет его по имени. О каком путешествии Тита здесь говорится? О том, о котором упомянуто и в VIII-й главе ст. 17 и сл. Там в 22-м стихе речь идет и об этом втором малоизвестном «брате».

2Кор.12:19. Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.

2Кор.12:20. Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,

2Кор.12:21. чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

Пусть Коринфяне не думают, что Апостол чувствует какую-нибудь нужду в самооправдании пред ними как бы его судьями. Если он говорит о себе, то говорит пред Богом, своим Высшим Судией, и говорит во Христе как Апостол Христов. Он из любви, к какой призывает всех своих последователей Христос, а Апостолов по преимуществу, хочет только дать Коринфянам опору в составлении правильного взгляда на Апостола, без чего иначе они не могут с выгодою для себя воспользоваться его будущим пребыванием в Коринфе. Они должны знать, что Апостол ни в чем неповинен пред Богом. А зачем им знать это? Они должны исправиться – для этого то Апостол и защищает пред ними свое достоинство как их духовный отец, веря в которого они и могут исправиться. А теперь у них есть еще немало непорядков разного рода. Он боится, что, по приходе в Коринф, он опять почувствует стыд пред Богом за основанную им здесь церковь (такой смысл имеет первая половина 21-го стиха). Очень может быть, что апостолу придется, по своем прибытии в Коринф, оплакивать тех христиан, которые и в новую жизнь принесли с собою из язычества прежние свои пороки, и которые не покаялись как должно, т. е. не прекратили прелюбодейства, в каком пребывали до своего крещения.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *