Зачем нужна смерть?

Рассмотрев многие кармические, психофизиологические, тонкоматериальные стороны смерти, остановимся теперь на ее философском аспекте. Что представляет собой смерть с философско-эзотерической точки зрения?

Приходится признать, что человечеству известна лишь одна сторона смерти – негативная. Для подавляющего большинства людей смерть – это ужасное событие, конец, уничтожение, лишающее человека радостей земного бытия (даже если для кого-то бытие это было не слишком-то радостным) или любимого человека – если из жизни уходит наш ближний, а не мы сами. Почти никому из нас, воспитанных в духе материалистического мировоззрения, не приходит в голову, что в природе не существует такого понятия, как «конец». В природе есть лишь преобразование одной энергии или формы в другую, быть может, невидимую на физическом плане бытия, но все равно продолжающую свое существование.

В записях, данных Б.Н. Абрамову Е.И. Рерих, сказано: «В сущности говоря, вся земная жизнь есть не что иное, как подготовка к Надземному пребыванию. Когда это не понимается, то земное существование теряет свой смысл и жизнь становится лишенной цели и значения. Ведь не для того же живет на Земле человек, чтобы исчезнуть бесследно, и в мире, где не кончается ничего, но все продолжается в будущее, прекратить цепь причин и цепь следствий так, как будто бы ничего и не было. Трудно представить себе что-либо нелепее этого положения. Основная аксиома материалистической науки гласит: ничто в природе не исчезает и не рождается вновь, но переходит из одного состояния в другое». («Грани Агни Йоги», т. 5, 136.)

Даже в материалистической науке, как сказано об этом в «Гранях Агни Йоги», утверждается, что материя и энергия не возникают из ничего и не уходят в никуда. Человек, то есть его духовная сущность, сменившая много воплощений, рождается в этот мир из мира иного. И туда же, в иной мир, а не в никуда, он уходит после смерти на физическом плане. Смерть – это просто другая форма жизни, обратная сторона земного бытия, так же, как сон – обратная сторона бодрствования.

Всем известно, что человек не может жить без сна. От лишения сна люди умирают скорее, чем от отсутствия пищи. Но без смерти, то есть без другой фазы бытия, человеческое существо тоже не может развиваться. Во сне сознание человека анализирует, классифицирует, суммирует впечатления, полученные им в состоянии бодрствования. В посмертии его высшее «Я» производит то же самое с опытом всей земной жизни индивида. Смерть (если она естественна) – это не конец и не трагедия, а другая фаза бытия, предназначенная для переработки и сохранения опыта земного существования, анализа и пересмотра кармических наработок индивида.

Никому из нас, расставаясь с близким человеком перед сном, не придет в голову воспринимать это как драму. Но уход человека с земного плана бытия – это тот же сон, столь же необходимая ему фаза его существования.

Истинная сущность человека заключена не в его биологическом теле. Человек – это прежде всего разум, сознание, душа. И для эволюции этой души необходимо ее пребывание в мире высшей реальности, которое большинству из нас доступно лишь в перерывах между воплощениями на земле.

Без той фазы нашего бытия, которую мы называем смертью, наше сознание не смогло бы эволюционировать – таков вывод эзотерического знания о смысле смерти.

О том, как воздействуют на сознание человека энергии высших планов бытия, говорят впечатления людей, переживших клиническую смерть. Люди, соприкоснувшиеся на какие-то мгновения с Высшей Реальностью, в корне меняли свои представления о жизни и о смерти, о том, что представляет собой этот мир и как надо в нем жить на самом деле. И взрослые, и дети, заглянувшие за черту физического мира, становились намного духовнее, нравственнее, мудрее. Это нельзя объяснить только глубоким стрессом, испытанным ими в результате клинической смерти. Просто таково влияние на сознание обычного человека высших, духовных энергий незримого плана бытия. Один из видных американских ученых, профессор психологии Коннектикутского университета, президент МАИПС (Международная ассоциация по изучению предсмертных состояний) Кеннет Ринг даже высказал мысль о том, что предсмертное состояние – это своего рода эволюционный механизм, позволяющий человеку совершить скачок на более высокую ступень развития благодаря раскрытию его духовного потенциала, прежде бездействовавшего. А люди, пережившие это состояние и вследствие этого обратившиеся к добру и состраданию, являют собой прообраз нового и более совершенного эволюционного вида человечества, полагает ученый. Добавим, что в учениях теософии и Агни Йоги новый эволюционный вид человечества называется Новой Расой.

Возможно, точка зрения, высказанная профессором Рингом, несколько преувеличивает значение предсмертных состояний в духовной эволюции индивида, – главным образом потому, что предсмертный опыт оказывает столь явное облагораживающее воздействие все-таки не на всех, кто его пережил. Но нельзя и не отметить того факта, что большинство людей, соприкоснувшихся с иной реальностью, получили мощный духовно-нравственный импульс, вознесший их на более высокий уровень развития. И если даже краткая экскурсия в область Потустороннего, происходящая в момент клинической смерти, способна дать человеку столь мощный эволюционный толчок, можно лишь догадываться о том, сколь необходимым для его духовного развития должно быть его более продолжительное пребывание в Тонком мире в перерывах между воплощениями на земле. Об этом немало говорится на страницах Живой Этики и других эзотерических учений. «Каждый человек носит в себе тайну. Лишь редко приоткрывается завеса прошлого, когда энергия тонкая изобилует и в земном существовании. Только перейдя за грань Земли, человек просветляется в познании части своей тайны. Замечателен процесс, когда тонкая энергия открывает чашу накоплений. Память внезапно озаряется, и прошлое встает во всей справедливости. Можно изумляться, насколько человек преображается в момент, когда он покидает земную сферу. Называют это смертью, но оно есть рождение, потому жаль, когда тонкое тело пребывает долго во сне. Особенно замечателен переход при сохранении сознания, тогда ясно можно представить, как отваливается ветошь земная и встает нетленное накопление – оно может оказаться истинным сокровищем. Можно понять, почему такое тончайшее сокровище не может быть явлено среди грубых условий», – говорится в книге «Аум» из серии Живой Этики. («Аум», 153.)

Безусловно, райским блаженством и насыщенной духовной жизнью посмертное состояние бывает лишь для тех, кто его заслужил. Но это нисколько не уменьшает эволюционного значения смерти и посмертия и для людей среднего и низкого уровней духовного развития. Уроки жизни не всегда бывают приятными; при этом каждый из нас согласится, что горький опыт порой учит куда лучше, чем приятный, заставляя раз и навсегда осознать пагубность нравственных ошибок, чтобы никогда их больше не повторять.

Посмертное кармическое воздаяние, получаемое каждым человеком в полном соответствии с его заслугами и моральными качествами, представляет собой подлинный эволюционный механизм Природы , один из важнейших уроков бытия, необходимых для духовного развития человечества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мы разучились запоминать: почему тренировать память нужно всем

В 2011 году учёные Колумбийского университета провели исследование, которое назвали «Эффект Google». Они сделали вывод: люди больше не пользуются своей памятью, потому что знают, что любую информацию всегда можно найти в сети. Причём это касается не только сложных фактов, но даже правил орфографии и пунктуации.

Но хорошая память — по-прежнему необходимый инструмент в учёбе, работе и повседневной жизни. Вряд ли это изменится в ближайшие десятилетия. Вот пять причин развивать память в любом возрасте.

1. Память помогает ориентироваться в информационном шуме

Социальные сети, СМИ, реклама создают глобальный информационный поток, из которого каждый день мы вычленяем нужную информацию и отсеиваем неважное. По мнению психолога Бэтси Спэрроу, итоги эксперимента «Эффект Google» показывают, что люди не отказываются от запоминания, а заменяют навык запоминания на навык поиска: во время исследования многие испытуемые использовали трансактивную память. Это вид памяти, при котором запоминается не содержание материала, а место, где его можно найти или у кого спросить.

2. Без хорошей памяти не выучить иностранный язык и не сдать экзамены

Конечно, чтобы спросить дорогу или заказать кофе в ресторане, вы можете воспользоваться онлайн-переводчиком. Но чтобы общаться, читать, использовать иностранный язык в учёбе и работе, вам понадобится словарный запас и знание грамматики, а их придётся запоминать.

Задания российских школьных экзаменов тоже в основном требуют знания точного ответа, а не размышлений. Пока наше образование построено на зубрёжке, без хорошей памяти аттестата не получить.

3. Развитие памяти меняет структуру мозга

Нейроны мозга воспринимают, обрабатывают, хранят и передают информацию за счёт электрических и химических сигналов. Электрические импульсы между нейронами проходят благодаря зоне контакта, которая называется синапс. Когда мы учимся или что-то запоминаем, формируются новые связи между нервными клетками.

Чем дольше человек обучается, тем больше синапсов и нейронных связей, тем выше нейропластичность. Это свойство, благодаря которому мозг может меняться из-за приобретённого опыта, а также реабилитировать потерянные связи после повреждений. Таким образом, тренируя память, мы тренируем общий интеллект, развиваем мышление, воображение, концентрацию.

4. Хорошая память защищает мозг от возрастных изменений

Болезнь Альцгеймера начинается с повреждений кратковременной памяти. Позже начинает ухудшаться долговременная память, и мозг перестаёт работать почти полностью. Замедлить возрастные изменения поможет тренировка памяти. Канадские учёные утверждают, что защитить мозг можно любыми упражнениями для развития памяти. Учите стихи наизусть, пересказывайте прочитанные истории, вспоминайте события из жизни. Чем чаще мы напрягаем мозг, тем медленнее он стареет и тем меньше вероятность в будущем столкнуться с деменцией и болезнью Альцгеймера.

5. Сфотографировать — значит забыть

Учёные Калифорнийского университета провели исследование и выяснили, что люди лучше запоминали объекты, на которые просто смотрели, а не фотографировали. 50 испытуемых разбили на три группы и показали всем одинаковые картины.

Первая группа фотографировала их на телефон, вторая — фотографировала и удаляла снимки спустя какое-то время, а третья просто наблюдала. Через какое-то время всех попросили вспомнить, какие картины были показаны. С заданием справилась только последняя группа. Доверяя воспоминания смартфону, мы не сохраняем их по-настоящему.

В «Академии развития интеллекта AMAKids» преподают авторскую программу «Меморика». Благодаря этой методике ребёнок учится самостоятельно управлять всеми процессами памяти, раскладывать по полочкам в голове полученный материал и запоминать большие объёмы информации.

В один момент наших близких не станет. Какой смертью они умрут, если смерть утратила свою власть над душой? Рассуждения на Радоницу архимандрита Сильвестра (Стойчева), профессора КДАиС.

Девять дней назад была Пасха. Все еще звучит пасхальное «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»… Смерть попрана. Ад разорен. Сила диавола упразднена. Но… но люди продолжают умирать. Люди умирали до Христа и умирают сейчас… И ад… тот ад, о котором пелось в богослужебных песнопениях, что он остался пуст, тоже не исчез, он продолжает существовать.

Почему так? Почему смерть существует? Почему ад хотя попран и разорен, но существует? Почему?

Смерть продолжает существовать, но это уже не такая смерть. Она также продолжает собирать свою жатву. Она также неумолима и всеобща. Она также не естественна для нас, потому что Бог смерть не создал. Но все же она уже не та… Она властна над телом, вернее, над соединением души и тела, разлучение которых друг от друга и есть смерть, но не властна над душой, над ее состоянием. Смерть уже не есть прямой лифт в шеол, по которому в ад спускались и праведники, и грешники. Этот союз, взаимосотрудничество смерти и ада, упразднен Христом.

Смерть властна разъединить душу и тело, но она утратила свою власть над душой… Она стала только переходом в мир иной. Конечно, для грешников смерть до сих пор – спуск в ад, но для многих поколений христианских святых смерть – это переход к Богу. Святые не боялись смерти. Они шли на смерть с радостью. И верили, что за вратами смерти их ждет Христос. Поэтому святые… ожидали смерти.

Уже апостол Павел так ярко говорит об этом измененном отношении к смерти: от страха и ужаса до ожидания ее «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:22).

Смерть для христианина – это возможность быть со Христом, быть постоянно с Ним, не отвлекаясь, не отклоняясь, не рассеиваясь… но только быть с Ним.

Умереть во Христе, чтобы и воскреснуть с Ним…

Мы веруем в бессмертие души, но самое главное – мы верим в воскресение умерших.

В нашем Символе веры ничего не сказано о бессмертии души, но исповедуется «Чаю воскресения мертвых». Почему так? Думаю, что ответ следующий: в античном мире, где проповедовали апостолы, все (или почти все) верили в бессмертие души. А вот в воскресение умерших… Это именно библейское откровение.

Что необычного в том, что христиане верят в бессмертие души? В это же верили и древние греки. А вот в воскресение греки уже не верили; именно эта часть христианской проповеди вызывала у них… даже не неприятие, скорее, насмешку. Вспомним речь апостола Павла в ареопаге: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32).

Ад тоже не исчез. Попран. Разорен. Опустошен. Но продолжает существовать. Почему Христос, победитель ада, не уничтожил его полностью, не разложил до начальных пылинок, не вернул в небытие?

Как ни страшно это прозвучит, но ад продолжает существовать потому, что даже с момента, когда Христос вывел души умерших из преисподней, есть те, кто достоин ада.

Ад существует потому, что существуют те, кто достоин ада…

Вспоминаются рассуждения одного литературного персонажа, которые уместно привести для иллюстрации этого утверждения. Два героя беседуют на вечные темы: Бог, человек, душа, ад, рай. Один из них выражает сомнение в существование всего… кроме ада. На недоумение своего собеседника человек отвечает, что за свою жизнь видел столько злых, жестоких, несправедливых, алчных людей, что пришел к мысли: не может не существовать места, где все эти люди были бы собраны вместе со всем своим злом и ненавистью, поэтому ад должен бытовать.

Аргументацию эту, конечно, можно оспорить. Но суть в верном понимании того, что есть люди, которые не принимают добра, не желают сотворить его, у них другие идеалы, цели и желания: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).

Это не осуждение. Не вынесение приговора. Это только констатация факта: есть люди, которые «возлюбили тьму».

Они не хотят быть с Богом. Они не хотели этого всю свою жизнь. Для них все, что касалось пути к Господу, казалось тусклым, скучным, ненужным, надуманным.

И вот случилось то, что произойдет с каждым из нас. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

И там, за порогом смерти, их не ждут сковороды или печи. Их ожидает место, к которому они сознательно готовились всю свою жизнь. Место, где нет Бога… Я не имею в виду, что есть места, где Бога нет в Его энергиях. Ведь

Он вездеприсутвующий. Я акцентирую на том, что нет опыта присутствия Бога.

Есть опыт, когда человек не видит в своей жизни Промысла Божьего. И этот связан с унынием, отчаянием, потерей смысла жизни, в общем, с тем, что сейчас можно назвать хорошо известным феноменом – депрессией. Так вот ад – это место тотальной депрессии.

Но почему Бог не может взять и спасти этих людей? Вот так по своему всемогуществу сделать, чтобы все сразу прямиком в рай?!

Все очень просто. Или, наоборот, все очень сложно. Если всех жильцов ада переместить в рай – он станет для них адом. Да. Именно так. Потому что ад, прежде всего, – это состояние души и только потом место. Вспомним известные слова Христовы «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20–21). Так вот его антипод, ад, тоже внутри нас есть…

С адом внутри нас райские обители не будут приносить никакой радости.

Объясню свою мысль на одном примере. Вот, наверное, у каждого или почти у каждого есть в окружении тот, кто склонен к депрессии. Пытались вывести такого человека из этого состояния? Дарили цветы, прогуливались на свежем воздухе, выезжали на природу, дарили подарки, веселили? Помогло? Я имею в виду радикально, не на два-три часа…

Согласитесь, что вещи, приносящие радость большинству людей, человеку в депрессии такой радости не доставляют. Потому что наше внутреннее состояние определяет наше восприятие происходящего.

Есть то, что Бог никогда не нарушит. Свободу человека. С Творцом нельзя быть не по своей воле, вопреки своему желанию.

Отдаленность от Него тоже бывает разной. Не только праведники друг от друга отличаются (1 Кор. 15:41), но и не праведники грешат по-разному. Грехи отличаются разной степени силой. Закоренелость во грехе у людей разная. Потому и состояние их тоже разное.

Есть немало и тех, кто и в Бога верит, и к Церкви принадлежит, но живет жизнью, не всегда соответствующей Евангелию, а значит не стяжавший того состояния внутри себя, которое можно назвать святостью. Что его ждет после смерти? Апостол Петр говорит: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18). Не в рай же попадет такой человек, очевидно…

Церкви остается только молиться. И она молится о своих усопших.

За гробом невозможно покаяние. Невозможно потому, что «покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни», но жизни уже нет и исправление невозможно.

Тогда зачем молиться? Все дело в том, что за этим вопросом «зачем?» таится какое-то практическое отношение ко всему, что мы делаем. Я делаю это затем, потому что будет такой-то результат. И ко всем вещам нам свойственно относиться с точки зрения предполагаемого результата. Если его нет или он не очевиден, то мы прекращаем работу.

Но все дело в том, что этот практический принцип не всегда правильный.

Мы можем что-то делать не потому, что предвидится результат, а потому, что это правильно. Вот, скажем, кто-то хочет всегда быть честным, постоянно говорить правду. Зачем? Разве это поможет лично правдолюбцу? Как правило, бывает наоборот. Может, это изменит лжецов вокруг? Очевидна наивность такой мечты. Тогда зачем быть честным, если практического результата нет или он минимален. Или совсем не очевиден? И все же стремиться к честности нужно, потому что это правильно.

Да, Церковь говорит, что покаяние за гробом невозможно, и Она же молится об усопших.

Молиться не только правильно для Церкви и для всех ее членов, молитва является естественным деланием Церкви.

Церковь молится и о живых, и об усопших. Церковь молится о живых и мертвых потому, что это проявление Ее любви. Кого мы поминаем в своих молитвах? Наших родных и близких. По какой причине? Потому что мы их любим.

Ведь очевидно, что многие наши родные и близкие являются невоцерковленными, большинство из них вообще настроены отрицательно. Но мы молимся. Молимся годами, молимся десятилетиями. А они все не воцерковляются, все живут по стихиям мира… но мы продолжаем молиться. Продолжаем, даже несмотря на то что результата нет, что, возможно, и не будет, но мы молимся потому, что продолжаем любить наших родных и близких.

И в один момент наших близких не станет. Они умрут. Что поменяется в нашем отношении к ним? Ничего! Разве наша любовь к ним перестанет существовать после их смерти? Никак! И если мы молились о них при жизни, то почему должны перестать молиться о них после смерти? Ведь когда они были живы, наши молитвы считались проявлением нашей любви к ним, однако и после смерти любовь осталась, никуда не исчезла, и мы продолжаем молиться о наших близких, которые уже не с нами.

Конечно, можно возразить, что при жизни есть надежда на исправление, потому есть молитва, а после смерти нет надежды на исправление, потому и молитва не нужна…

Однако при этом упускается один важный момент. Мы исповедуем воскресение мертвых, то есть сейчас души и праведников, и грешников находятся в определенном состоянии предвкушения блаженства или мучений.

Человек получит полную меру только в теле. Мы все воскреснем. Потому что быть человеком – это обладать и душой, и телом. Мы созданы сразу как соединения души и тела. Не было времени, чтобы душа предсуществовала нашему телу, и не было времени, чтобы тело предсуществовало нашей душе. Человек изначально, сразу, с первых секунд зачатия – из души и плоти. И в это естественное свое состояние мы все вернемся в воскресении. И тогда наступит «суд Христов», когда «соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25:32).

Господь Иисус Христос будет судить живых и… умерших: «будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1).

Судить мертвых. Зачем судить тех, кто уже был судим, судить тех, кто уже находился в определенном состоянии.

В канонической традиции Церкви действует правило: за одно и то же два раза не судят. Нельзя наказать за одно и то же дважды. Тогда зачем суд, Страшный суд?

Позволю себе привести аналогию из светского судопроизводства, в котором возможна амнистия.

Свт. Феофан Затворник говорит, что на Страшном суде Господь не будет искать, как осудить, а наоборот – как оправдать людей.

Наш Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). И Он хочет, чтобы все люди познали Истину. Он ради этого Воплотился, умер на Кресте и Воскрес.

Да, за гробом нет покаяния, но это не означает, что для умерших не существует Божьего милосердия. Вспомним разбойника, исповедавшего Христа перед смертью. Разве он мог исправить свое житие? Разве у него была возможность начать жизнь заново? Очевидно, что нет. Но только признание себя грешником и вера во Христа были достаточными, чтобы умирающий на кресте Бог дал ему прощение.

Церковь молится об умерших в надежде, что они в день Страшного суда будут помилованы по милости Божьей и по молитвам Церкви.

Мы верим, мы знаем, что наш Бог есть любовь, и ради спасения душ умерших Он уже сходил в ад. Мы надеемся, что в день судный Бог помилует тех, о ком Церковь молилась.

И потому Церковь совершает дело любви – молится о своих усопших в надежде, что в день Всеобщего Воскресения Господь Иисус Христос совершит суд, суд милостивый.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Зачем нужно развивать память?

Итак, зачем нужно улучшать свою память? Смешной вопрос, скажете вы. Ведь каждому известно, что такое хорошая память. Однако, многие люди крайне упрощенно воспринимают свою память, и поэтому не понимают как её развитие влияет на другие способности. Их логика сводится к следующим аргументам:

Улучшится возможность в запоминании? Но я и так помню всё что мне нужно. Я уже вполне приспособился к своим способностям, номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что нужно посложнее — можно и записать. Поскольку проблемы с памятью уже как-то решились, то нет нужды еще и на неё тратить время. В конце концов главное не память, а мышление, интеллект, способность обрабатывать информацию.

Большинство людей думает, что улучшив свою память они сделают из своей головы фотоаппарат или магнитофон, и других преимуществ не видят.
Но развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Итак, чего достигает человек тренируя память?

  1. Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.
  2. Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление — ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное — использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию — забудешь зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета — попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.
  3. Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.
  4. Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто действительно так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей — памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как видим развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *