Мемуары с Вячеславом Тихоновым

С. КАПКОВ: Среди многочисленных актерских имен есть такие, с которыми связана целая эпоха, с которыми связаны лучшие страницы в истории не только нашего искусства, но и отдельно каждого зрителя. Я уверен, что нет человека, который не знал бы Вячеслава Тихонова. И смею надеяться, что нет зрителя, который бы Тихонова не любил. Во всяком случае, таких я не встречал.
Вячеслав Васильевич прошел удивительный путь в отечественном киноискусстве, и продолжает активную творческую жизнь. Он снимался в лучших фильмах у лучших режиссеров, он создал ряд удивительных характеров, от обаятельного тракториста Матвея Морозова до не менее обаятельного разведчика Исаева-Штирлица. Ни один из героев Тихонова не остался в стороне от зрительского внимания.
Помимо всеобщей любви актер имеет почетные звания и награды, звезду Героя труда и пост президента Международного детского кинофестиваля в Артеке. Там-то в уютном кипарисовом парке Вячеслав Васильевич и рассказал историю своего прихода в кино.
В.ТИХОНОВ: Видимо, я ж, все-таки, предвоенного и военного поколения. И надо вспомнить, что перед войной и во время войны шли замечательные фильмы с нашими великими актерами, с такими как Петр Алейников, Борис Бабочкин, Черкасов, Чирков, Крючков, Марк Бернес. Вот, целый ряд, эта плеяда. Фильмы, которые мы тогда смотрели. Тогда не было телевидения, и единственным окошечком в мир прекрасного – это был кинематограф. И в тот городочек, откуда я родом, иногда приходили картины, и мы с упоением, мальчишки смотрели эти картины по несколько раз, настолько они нас притягивали.
Там не было заигрывания с нами, там не было лжи, там была правда жизни. И эти удивительные актеры создавали образы, которые, в общем-то, и позвали меня со временем в этот мир. Мне было очень интересно, как это? где это? что это такое?
Но сказать об этом в открытую я никому не мог, поэтому это во мне все зрело. Затем началась война, она застала меня в 13-летнем возрасте. Во время войны пришлось пойти в ремесленное училище, встать к станку, был токарем по металлу. Через некоторое время я потерял зрение – я не мог видеть, и когда меня мама привела к врачу, он посмотрел и сказал: «О-о. Он слишком честно выполнял свою работу, точил – он запорошил глаза металлической стружкой». И он возвратил мне зрение тоненьким остреньким предметом. Он вытаскивал оттуда, видимо, намагниченным, он вытаскивал каждую пылинку, каждую соринку металлическую из глаз и тем, в общем-то, снова вернул мне зрение.
После этого, когда уже отогнали от Москвы немцев, нас вернули в школу, и в 1945 году, когда год окончания Отечественной войны, Великой Победы, встал вопрос кем быть? Многие мальчишки ушли на производство, потому что отцы были на фронте, надо было помогать семьям. И поэтому из нас в нашем классе, из мальчишек было всего 4 человека, остальные девочки. Ну и украдкой, когда мы ездили в Москву из Павловского Посада – это под Москвой, 80 километров от Москвы – сдавать кто куда, то я на свой страх и риск поехал и сдал свои документы во ВГИК, Всесоюзный государственный институт кинематографии на актерский факультет.
Прямо скажу, сразу меня не приняли, потому что я не был подготовлен. Я до этого не участвовал ни в какой самодеятельности, нигде. Ну, только огромное желание. Не приняли. Но там случился такой… Значит, когда набрали курс, то оказалось мало ребят, то есть не развести отрывки, спектакли, акты – не развести – одни девочки и очень мало мальчиков, потому что, опять же, повторяю, многие были призваны на фронт, кто-то был на производстве. И меня взяли на один испытательный семестр, вот, только потому, что я могу помочь в разводке в будущем каких-то спектаклей.
Так я закрепился. Испытательный семестр прошел, я получил четверку по мастерству и стал уже законным студентом Института кинематографии.
С. КАПКОВ: Вячеслав Васильевич, вы впервые снялись у Герасимова, а учились, ведь, у Бориса Бибикова. Вам не казалось, что Герасимов ближе, больше ваш педагог? Или, все-таки, Бибиков – вот тот великий преподаватель, именно благодаря ему вы стали актером?
В.ТИХОНОВ: Нет, все-таки, я вам скажу. Моими учителями я считаю Бориса Владимировича Бибикова и Ольгу Ивановну Пыжову. Они были мужем и женой, они учились у Станиславского и Немировича-Данченко в какой-то там, 3-й студии или 2-й, я не помню точно. И вели курсы и в ГИТИСе, и у нас во ВГИКе. Театральная школа, очень строгая школа – она была нам на пользу. Мне лично была на пользу, поэтому они – мои учителя.
Что касается Сергея Аполлинариевича Герасимова, он только на 2-м – 3-м курсе, когда мы были, он взял несколько человек с нашего курса, значит, кого? Нонну Мордюкову, он взял Сережу Гурзо, Володю Иванова, который играл Олега Кошевого, Тамару Носову и, в общем, вот меня, 5 человек с нашего курса. А, в основном, в «Молодой гвардии» – это был дипломный спектакль вначале, на сцене, а потом фильм курса Герасимова – там были Бондарчук, Инна Макарова, Клара Лучко, такой Глеб Романов, Женя Моргунов, Муза Крепкогорская, Ляля Шагалова. Господи, не забыть бы моих первых. Так что мы, молодогвардейцы и в кинематографе, до сих пор себя считаем. С этой картиной мы вошли в большой самостоятельный кинематограф.
С. КАПКОВ: Вы в спектакле не играли в этом?
В.ТИХОНОВ: Играл, играл. Обязательно на сцене играл эту маленькую роль Володи Осьмухина. Приходил к нам на спектакль Фадеев, смотрел, делал какие-то свои замечания. Во всяком случае, ему очень понравилось, потому что мы были ровесниками в то время тех, о ком мы рассказывали, кого мы играли. Мы были ровесниками. И мы также, видимо, поступили бы в то время, как поступили молодогвардейцы, заплатив, в общем, собственными жизнями.
Позже, когда мы приехали уже снимать фильм в Краснодон, мы все жили в семьях своих героев. Я жил в доме, в скромном домике Володи Осьмухина. У него сестра осталась Люся, которые, вот, мама Володи Осьмухина и Люся мне рассказывали. Показывали очень скромненькую комнатку Володи Осьмухина, его недостроенный приемник на больших лампах, детекторный какой-то приемник – он его не успел достроить, сам копался в этом. Ну, и потом, вот, Володя Осьмухин погиб, вместе с ними брошенный в этот шурф и засыпанный потом породой. И долго потом рассказывали местные жители о том, что долго потом оттуда слышались стоны молодогвардейцев, которые медленно и мучительно умирали после огромных пыток.
Когда оттуда после освобождения извлекли трупы с тем, чтобы их похоронить, предать земле, то обнаружили следы пыток. В частности, у Ульяны Громовой были косы, и в косы была вплетена проволока, на которую ее подвешивали. Что они хотели от этих юных молодогвардейцев узнать? Чего они хотели еще узнать? И так было ясно. В общем, с ними зверски расправились. Вот, это была такая очень такая… Вот, может быть, тема военная, патриотическая тема – может быть, она предопределила и всю мою дальнейшую работу в кино, потому что, если проследить что мне удалось, посчастливилось сыграть, очень много военной темы. Даже тот же Андрей Болконский – он прежде всего военный человек, он полковник.
Илья Мельников в «Доживем до понедельника» — он, опять же, упоминается о том, что они на фронте были. Иван Иванович в «Белом Биме» — он просто осколок от войны, так сказать, является причиной гибели, может быть, Бима, поскольку они расстались. Вот видите, как? Вот так вот… Как цепочка, одно за другое цеплялось, цеплялось, цеплялось и, вот, к сегодняшнему дню вы меня поймали здесь в Артеке.
С. КАПКОВ: Вячеслав Васильевич, вы часто встречаетесь с ветеранами? Эта тема – я понимаю, что она вам близка, и вы, наверное, очень много и узнавали, и читали, и слушали о военных людях. Вот, с военными людьми вы часто общаетесь?
В.ТИХОНОВ: Да, в общем-то, да. Да. Часто. Во всяком случае, тогда подвиги людей – и молодогвардейцев, и Зои Космодемьянской – мы все об этом знали. И Александр Матросов. Мы об этом знали. Позже уже мы встречались и с людьми, нашими героями, летчиками, трижды, четырежды героями. Кожедубом, Покрышкиным. Естественно, каждая встреча – она всегда что-то тебе давала. Давала ощущение реальности вот этих людей. Я просто наблюдал, что же кроется за тем, что вы герои? Вот, вы прошли войну, вы рисковали своей молодой жизнью, а какой вы сейчас? что у вас внутри? что вами двигало? И это потом – я не задавал, конечно, вопросы – но я сам пытался это раскусить, вот это вот, распознать. И потом, это все в моих военных картинах, мне это все пригодилось.
Я пытался также, в общем, выглядеть просто, без патетики на экране. Она не очень хорошо действует на зрителя. Надо быть естественным, надо быть просто человеком, мирным человеком. Но в силу сложившихся обстоятельств он вынужден одеть военную форму и уйти туда, что у нас, мальчишек считалось на фронт, куда ушли наши отцы и откуда приходили треугольные весточки от них. Многие не вернулись. И друзья мои по ремесленному училищу, которые были на 2 года старше меня, мы вместе работали в одной бригаде – их взяли на фронт уже к концу войны, и где-то они, многие полегли сразу на Курской дуге. Они в танковых войсках были, и так они оттуда не вернулись. Молодые, прекрасные, добрые, талантливые ребята, рабочий класс зарождающийся. Вот так это… С этим я и живу, вот это вот мой багаж на все роли, которые я играл, и на те, которые, может быть, мне придется сыграть.
С. КАПКОВ: Продолжение беседы с Вячеславом Тихоновым слушайте через неделю.

С. КАПКОВ: Вячеслав Тихонов дебютировал в кино ролью Володи Осьмухина в «Молодой гвардии». В то время он был скромным студентом ВГИКа, на которого не возлагались какие-то чересчур большие надежды. Далеко впереди были «Дело было в Пенькове» и «Оптимистическая трагедия», «Война и мир» и «Доживем до понедельника», «Белый Бим, черное ухо» и «Семнадцать мгновений весны». Тихонова пока прочили на роли героев голубых кровей, благородных офицеров и обаятельных интеллигентов. Но, вот, в Театре киноактера Эраст Гарин ставит «Обыкновенное чудо» Шварца, и на роль Медведя приглашает Вячеслава Тихонова. Говорят, отсюда он и пошел как блистательный характерный актер.
В.ТИХОНОВ: Ну, вы знаете, со стороны виднее. Мне трудно разобраться, и я только могу сказать одно – что мы получали все огромное удовольствие от общения с этим замечательным, удивительным человеком, каким был Эраст Павлович Гарин. Дело в том, что, ведь, он – ученик Мейерхольда. А нам в нашей школе студенческой, нам очень не хватало школы Мейерхольда, у нас, в основном, направление было Станиславского и Немировича-Данченко. Это очень важно. Весь мир актерский учится по этой системе, но не хватало Мейерхольда. И поэтому, вот, что-то характерное, что было заложено в этом чудесном, добром, смешном человеке, в Эрасте Павловиче Гарине…
Кстати, он в этом спектакле и сам был и режиссером, и он играл короля, очень смешно, очень трогательно. И мы, не занятые в сцене, мы все равно, когда выходил на сцену Эраст Павлович, король, мы все равно бежали на сцену и из-за кулис наблюдали, как он будет играть. Всегда по-разному, и всегда великолепно, всегда заразительно. И зрительный зал ждал, когда он будет. И мы включались в эти сцены, когда наш был выход, и пытались не опустить сцену, не провалить сцену, а поддержать то, что поднял Эраст Павлович Гарин.
Откуда я пошел как характерный актер? Ну, я думаю, может быть, это был да, толчок. Может быть, да. Он меня раскрепостил. А, в общем-то, я общался среди ребят разных характеров, они во мне – вот, ребята из рабочей среды, среди которых я рос – много я взял и от них. Во всяком случае, в картине «Дело было в Пенькове» — там просто мои друзья многие, вот то, что я от них взял. Плюс я сам, мой характер. Тут, ведь, выбор актера на главную роль – это решение фильма. Разложите, вот, несколько фотографий одинаковых, замечательных актеров. И выбор одного из них – это решение будущего фильма. Вот, в данном случае, может быть, может быть, и правы те, кто вот так утверждает.
С. КАПКОВ: Но «Дело было в Пенькове», говорят и пишут наши великие кинокритики, что этот фильм открыл нового героя, открыл новую тему в кинематографе. Вы когда приступаете к съемкам, вы чувствуете то, что этот фильм что-то новое даст? Что этот фильм какой-то толчок или какой-то поворот в истории кинематографа? Или у вас каждый раз надежда на то, что это, вот, может произойти?
В.ТИХОНОВ: Да нет, я об этом никогда не думал, о результате. Я пытался понять, что фильм вообще должен принести зрителю, в целом. И потом, его немножечко, эти роли разбросать и найти свое место в этом фильме, что потребуется от меня. А что в будущем получится, не знаю. Там тоже было не все в порядке, потому что поначалу меня не утвердили на эту роль деревенского парня, сказав о том, что это нетипично для деревенского парня, поскольку я городской был. И, может быть, внешне как-то я их напугал. И был утвержден другой актер. Был утвержден Сережа Гурзо на эту роль. Он 2 недели снимался. Со мной простились, в общем, и сказали «Извини, но в будущей картине, может быть, мы опять встретимся». И начались съемки. И через 2 недели – я не знаю, что там произошло – было грустно, конечно, расставаться со своей мечтой об этом парне, я его очень хорошо знал. Но мне позвонили и вдруг неожиданно сказали «Вы вызываетесь завтра на съемку», и тогда я начал сниматься.
Те же люди, которые меня не утвердили из художественного совета, после фильма говорили «Да, смотрите, Тихонов, смотрите, как неожиданно и, в общем, это типично, да, это, вот, новое что-то в нашей советской действительности». Ну, вот тут ничего не сделаешь. Вот так иногда приходится через какой-то порог переходить, преодолевать препятствие какое-то для того, чтобы получить роль. Так было и в этой картине, и в «Мичмане Панине», это было и в «ЧП», когда очень долго присматривались.
Потом уже я был так напуган этим всем, что от всех предлагаемых мне ролей я первый отказывался. Мне было страшно, трусость, видимо, малодушие – я отказывался играть эти роли. Но, вот, к моему счастью, режиссеры, которые это делали, им удавалось меня убедить в том, что должен играть я и что у меня получится. То есть я чувствовал веру в себя. И это касается Станислава Иосифовича Ростоцкого, это касается Татьяны Михайловны Лиозновой в «Мгновениях», это касается Самсонова в картине «Оптимистическая трагедия», где надо было играть совершенно другого человека. Ну и потом уже «Война и мир». Они были, так сказать, одна за одной эти картины, хотя характеры совершенно разные.
Если один открыт, Алексей в «Оптимистической трагедии», открыт, готов идти в бой, у него никакого камня за спиной нет – что думает, то и говорит. То есть революционная тема. И тут же рядом человек-комильфо Андрей Болконский, удивительный, странный, в общем, для меня человек был, совершенно, видимо, не свойственный мне, потому что это другой век, другая «золотая молодежь» начала XIX века. И чтобы как-то сблизиться – материала в романе мало, а образ вымышленный, как и Пьер, и Андрей – то мне пришлось в «Войне и мире», прежде чем прийти на съемочную площадку, мне пришлось засесть за материалы в Ленинской библиотеки и попросить, чтобы дали мне журналы начала XIX века. Мне хотелось узнать, чем же они жили, эта молодежь, что они читали, что тогда для них было интересно и что ими руководило, когда они выбирали свой путь служить вместе с солдатами, как сделал это Андрей Болконский во время Бородинского сражения. Хотя, вначале он мечтал быть маленьким Наполеоном, славу искал. А уже при Бородино никакой славы он не искал.
Поразительно, что Толстой дал ему отряд. Он был в арьергарде, и они не убили ни одного человека. Андрей Болконский в войне не убил ни одного француза. И пал смертью храбрых там, при Бородино, не отступив от того места, куда их поставили, ни на один шаг, не дрогнули. Так там он и погиб.
Вот, ведь, какая судьба интересная у человека, какая метаморфоза произошла в характере этого сложного, умного, мудрого человека, каким был Андрей Болконский – от поисков личной славы до того, чтобы встать в ряд с солдатами и исполнять свой долг перед родиной, свой главный долг. Интересно, интересно.
С. КАПКОВ: Вячеслав Васильевич, вы очень много работали со Станиславом Ростоцким. Это, по сути, вы стали его актером, а он, можно сказать, что он стал вашим режиссером? И насколько нужен актеру свой режиссер?
В.ТИХОНОВ: Да. Это, ведь, не только наш пример. Мой, Станислава Иосифовича Ростоцкого. Есть масса примеров, как у режиссеров есть свои актеры. В данном случае, если бы не Ростоцкий, если бы не его вера в меня… Он что-то во мне видел то, что я в себе не обнаруживал. Он что-то видел, и поэтому уговаривал меня сыграть, вот, кстати, Мельникова в «Доживем до понедельника». Я отказывался, я говорил о том, что это не я, мне он не очень понятен. Он говорит: «Ничего подобного! Вот ты сейчас разбираешься в своей жизни, вот, ты пытаешься понять, как ты живешь. И правильно ли ты живешь. Вот этим и занят и Мельников в этой картине, так что мне ты такой, какой ты сейчас, ты мне такой там и нужен». То есть он умел меня убедить. Я считаю его своим режиссером. Я думаю, что и он меня считает своим актером. К сожалению, не так много он снимал – и правильно, может быть, делал, потому что он делал фильмы только те, которые его волновали, которые он считал, что необходимо рассказать в этом фильме, что-то очень важное для зрителей. И неспроста, что эти фильмы до сих пор живут в памяти людей, и нередко я вижу их по Центральному телевидению, фильмы прежних лет.

Странно смотреть себя на экране в те года, как будто бы это не я. А иногда думаешь «Да как же я играл?» Я бы сейчас уже так бы не сыграл никогда. Видимо, смелость, молодость помогала в то время. Сейчас я стал более опытным, так сказать, и мудрость наступает уже с годами, и все. А уходит что-то очень важное и главное с этим – то, что нам дорого в молодости. Так что всему свое время, и да, наша дружба с Ростоцким и мои картины с ним – они потом, влияние этой работы, они были и на ролях и у других режиссеров.
С. КАПКОВ: Вячеслав Васильевич, вы сказали, всему свое время. Как вы считаете, сейчас какая бы могла быть ваша роль в кино? Вот, что могло бы сейчас подойти вам?
В.ТИХОНОВ: Ну, сейчас у нас бурно протекает наша жизнь. И социальная, и политическая, всякая. То есть найти себе роль или человека, с которого бы ты хотел сделать характер. Есть, есть. Вот, допустим, академик Сахаров. Я на него не похож. Но возраст – да, подходит. Я бы сделал по мотивам характера и жизни этого великого ученого, который в какой-то степени, в общем, своим трудом и тем, что он делал, своей продукцией, он предотвратил гибель, может быть, России. И, вот, сыграть такого человека сейчас хотелось бы. Но нет драматургии, нет таких ролей, не написано, никто не написал – еще рано. Они будут написаны обязательно, я в это верю, и их будут играть уже другие актеры. Но, вот, их пока нет.
С. КАПКОВ: Окончание беседы с Вячеславом Тихоновым слушайте через неделю.

Любимый всеми “Штирлиц” – актер Вячеслав Тихонов прожил длинную и насыщенную жизнь, в которой были взлеты и забвение. Он всегда был эталоном мужчины и символом истинной русской интеллигентности. Умер Вячеслав Тихонов в 2009 году. По мнению лечащего врача причиной ухода любимого актера стали ”одиночество и отсутсвие должного уходы”.Родился Слава Тихонов 8 февраля 1929 года в Павловском посаде, что под Москвой. В двухэтажном деревянном доме жили три поколения Тихоновых – его родители и бабушка с дедушкой. Отец работал на ткацкой фабрике, мама – воспитательницей в детском саду. Когда мальчишке исполнилось 13 лет началась война и вся жизнь была подчинена законам военного времени – в школе расположился госпиталь, а Слава поступил в ремесленное училище учиться на токаря. Сразу после его окончания стал у станка и начал помогать старшим выполнять военные заказы. “Все для фронта! Все для победы!” – тогда весь народ жил и работал в едином порыве выстоять и победить.

Как мечта о кино стала реальностью

Но в душе паренька с рабочей профессией жила мечта – его всегда восхищали экранные киногерои Николая Черкасова и Бориса Бабочкина. Первое время прагматизм брал свое – в 1944 году Тихонов поступает на подготовительный курс Автомеханического института. А 1945 году судьба делает стремительный поворот – Слава Тихонов был принят на курс преподавателя ВГИКа Бориса Бибикова. Через три года он уже дебютировал в “Молодой гвардии” Сергея Герасимова, сыграв Володю Осьмухина. В 1950 году Тихонов получил диплом и вместе с ним предложение от режиссера Владимира Брауна сняться в его картине “Мирные дни”.

А вот с театром у Вячеслава Владимировича не заладилось – он отдал подмосткам 7 лет и окончательно ушел в кино. В конце 60-х годов выходит лирический фильм Ростоцкого “Доживем до понедельника” и образ истинного русского интеллигента становится визиткой карточкой актера Тихонова. Также ему давались роли аристократов – все помнят его Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука “Война и мир”. На эту роль его сама благословила Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры СССР. Но за четыре года съемок эта работала выхолостила душу – Тихонов с трудом вживался в образ человека, непонятной ему душевной организации. А вот свою роль еще в одном фильме Ростоцкого “Белый Бим, Черное Ухо” актер любил и сделал образ пронзительным и одухотворенным в своем восприятии мира.

Самая яркая роль в кино

Но культовым в его кинокарьере стал сериал Татьяны Лиозновой “Семнадцать мгновений весны” по роману Юлиана Семенова, в котором он сыграл главную роль советского разведчика Максима Исаева-Штирлица. Картина вышла на телеэкраны в 1973 году и стала триумфом его актерской деятельности. За эту роль Вячеслав Владимирович получил 5500 рублей После были фильмы “Они сражались за Родину”, “Карусель”, “Размазня”.

Вячеславу Тихонову удавалось оставаться убедительным в разных образам – сдержанным офицером, князем, учителем, писателем – огромный диапазон созданных им героев стали золотым фондом российского кинематографа. Но часто ему не предлагали роли из-за “нерусской” внешности или излишнего “аристократизма” – так действовала идеологическая машина СССР. По ее вине мы лишились множества ролей, которые смог сыграть этот неподражаемый актер и блестящий профессионал.

Не вписался в эпоху

Были в его творческой биографии менее заметные роли в фильмах «По улицам комод водили» и «Любовь с привилегиями». Затем пришли новые времена, новые нравы, которые актер так и не принял. Он еще появлялся на экранах в драме Михалкова «Утомленные солнцем», в сериале «Зал ожидания», в фильме «Берлинский экспресс». Но это было уже не то и профессия перестала приносить былое удовольствие. А вот роль в фильме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню победы» он сыграл с мэтрами советского кинематографа Олегом Ефремовым и Михаилом Ульяновым ветеранов-фронтовиков. Одной из его последних ролей стал Бог в прощальном фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

Личная жизнь: два брака, сын, дочь, внуки

Вячеслав Тихонов не делал из своей личной жизни достояние общественности – ее он держал подальше от посторонних глаз и отказывался комментировать отношения с женщинами. А их в его жизни были четыре главные. Первой любовью стала Юлия Российская, с которой Вячеслав познакомился еще в школе. Есть предположение, что три года между молодыми людьми были близкие отношения и потом дружеские всю оставшуюся жизнь. Первый раз Тихонов женился на коллеге по актерскому цеху Нонне Мордюковой, с которой прожил 13 лет. В браке родился их единственный сын Владимир, также ставший актером. Сын Вячеслава Тихонова скончался в 40 лет от алкогольной и наркотической зависимости.

Поговаривали, что пара распалась из-за влюбленностей каждого – Мордюкова изменяла, Тихонов влюбился в прибалтийскую актрису-красавицу Дзидру Ритенбергс, которая после их четырехлетнего романа вышла замуж за Женю Урбанского. Второй раз Тихонов женился на Тамаре Ивановой, которая была переводчицей и работала над озвучкой фильма “Мужчина и женщина”. В этом браке родилась дочь Анна, окончившая ВГИК и ставшая продюсером и актрисой. Она подарила отцу двух внуков-двойняшек Георгия и Вячеслава. Точно неизвестно, что произошло в семье, но актер уехал жить на подмосковную дачу и там оставался в одиночестве. Кто-то говорит о сумасшествии жены Тамары, кто-то – о ее пьянстве, скандальном характере и постоянных истязаниях Тихонова своими подозрениями в изменах. Но факт остается фактом – любимый всеми “Штирлиц” оказался к старости одиноким и заброшенным.

Болезни, одиночество и смерть

Умер Вячеслав Тихонов в возрасте 81 года. Причина – проблемы с сердцем. В 2002 году у него случился инфаркт миокарда, в 2007 актера госпитализирован в больницу с сердечными болями. В конце ноября 2009 года Тихонов попал Центральную клиническую больницу. Здесь ему сделали операцию на сердечных сосудах. Все прошло хорошо и актер шел на поправку. Но тут неожиданно отказали почки, потребовалась искусственная вентиляция легких. А уже 4 декабря 2009 года Вячеслав Васильевич Тихонов скончался. Лечащий врач вынес вердикт – «свою роль сыграли и одиночество актера, и отсутствие должного ухода». Если бы рядом с ним были заботливые жена и дочь, этот уход можно было бы отсрочить. Но, увы – они продолжали жить каждая своей жизнью…

Похоронили Вячеслава Тихонова 8 декабря 2009 года после отпевания в храме Христа Спасителя. Есть сведения, что актер завещал похоронить его возле сына Владимира. Но так бы оказалось, что рядом будет еще и могила Мордюковой. И семья решила по своему – Тихонова похоронили на Новодевичьем кладбище. В мае 2013 года на могиле Вячеслава Владимировича установили памятник (скульптор Алексей Благовестнов).

Вячеслав Тихонов появился на свет 8 февраля 1928 года в городе Павловском Посаде Московской области. Отец — Василий Романович Тихонов, а мама — Валентина Вячеславовна Тихонова. Семья жила в большом двухэтажном деревянном доме вместе с дедом и бабушкой. Мальчик рос среди рабочей молодежи и делал все, что делали мальчишки тех лет, большую часть времени проводя на улице.

Началась война. Отец определил сына в ремесленное училище, работа токарем по металлу на военном заводе была не в тягость. Он с детства помогал по дому, любил мастерить. После работы Вячеслав Тихонов с друзьями бегал в местный кинотеатр, где жадно смотрел героические картины с любимыми героями. Всеобщие кумиры – Михаил Жаров и Петр Алейников, Борис Бабочкин и Николай Черкасов, заворожили и потащили Вячеслава Тихонова в искусство.

Артистом Вячеслав Тихонов стал вопреки воле родителей. Родители: отец — механик по ткацким станкам, мама – воспитательница в детском саду, от актёрства были явно далеки. Они видели своего сына студентом сельхозакадемии. Окончательную точку в этом разногласии поставила бабушка — глава дома, добрая и очень мудрая женщина. «Валя, не запрещайте Славику идти туда, куда он хочет. Если вы ему сегодня запретите, он всю жизнь будет считать, что вы ему помешали…», — тихо, но веско произнесла она исторические слова. Молчаливое родительское согласие было получено.

Во ВГИК будущая знаменитость не поступила. Абитуриент Вячеслав Тихонов провалился на экзамене по актёрскому мастерству. 17-летний юноша стоял, уткнувшись носом в стенку коридора, и горько плакал, плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. И вот — его величество – случай! Его увидел руководитель курса Борис Бибиков, случайно проходивший мимо. Вгиковский профессор Б.Б.Бибиков зачислил Вячеслава Тихонова к себе на курс после завершения вступительных экзаменов.

В отличие от большинства актёров – «молодогвардейцев», Вячеслав Тихонов почти десть лет не получал интересных ролей. Режиссёры использовали главным образом внешние данные актёра, не выявляя сам актёрский потенциал. Вячеслав Тихонов не стал звездой, хотя для этого имелись все предпосылки. Но сам Вячеслав Тихонов не считал эти годы потерянными. С 1950 года он работал в Театре-студии киноактёра, где в полный голос заявил о своем даровании, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Павловичем Гариным.

В первые послевоенные годы на экраны выходит фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия».

Съемки этого фильма были исключительным явлением для советского кино: разработка характеров, «врастание» актеров в свои персонажи, доскональное воссоздание среды.

Вячеслав Тихонов, будучи студентом, сыграл в фильме роль Володи Осьмухина. Дебют довольно удачный. Фильм «Молодая гвардия» можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения молодых талантливых актёров: Инны Макаровой, Сергея Гурзо, Ноны Мордюковой, Виктора Хохрякова, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Евгения Моргунова, Виктора Авдюшко. Вячеслав Тихонов за роль в картине получил Сталинскую премию.

Многим ранним работам Тихонова был присущ романтически-героический пафос. Среди них:

Виктор Райский в героико-приключенческом фильме «ЧП — Чрезвычайное происшествие» (1958),

Олег Безбородько в героической драме «Жажда» (1959),

Панин в историко-революционной ленте «Мичман Панин» (1960),

Алексей в драме «Оптимистическая трагедия» (1963) и другие.

Однако первую популярность актёру принесли вовсе не героические роли, а простой деревенский парень

Матвей Морозов из фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1958), где актёр прибегнул к лирико-комедийным краскам, выводя своего героя за пределы положительного или отрицательного персонажа.

Облик актёра Вячеслава Тихонова определенно не вязался с ролью тракториста, однако зритель принял Матвея Морозова. Зритель почувствовал, что истинная драма героя заключалась не в несчастливой любви, а во внутреннем несоответствии с обстоятельствами жизни.

Роль тракториста Матвея Морозова принесла актёру зрительское признание, а главное – обнаружила его востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: неприметным, тихим романтизмом в обыденной, бесконечной повседневности. Не удивительно, что именно эту роль Вячеслав Тихонов считает своей лучшей работой в кино.

С конца 60-х актер отходит от героических ролей, все чаще создавая на экране образы настоящих русских интеллигентов. Одним из первых таких персонажей стал его

учитель истории Илья Семёнович Мельников в лирической повести «Доживем до понедельника» (вместе с Тихоновым в этой замечательной, доброй картине снялись знаменитые Ольга Жизнева, Нина Меньшикова и начинающие Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ирина Печерникова).

Илья Семёнович стал идеальным героем (в лучшем смысле этого слова), и даже – образцом для подражания.

Этот ряд продолжили Андрей Болконский («Война и мир»), Штирлиц («Семнадцать мгновений весны»), писатель, хозяин Бима («Белый Бим, Черное Ухо») — на первый взгляд такие абсолютно разные персонажи…

Князем Болконским в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука Тихонов стал с лёгкой руки тогдашнего министра культуры Людмилы Фурцевой, хорошо относившейся к актёру.

Съёмки длились четыре года, и по словам самого актёра, они буквально опустошили его. Вячеслав был из породы самоедов, всё время в себе сомневался, ему нужна была поддержка режиссёра.

«Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо ещё хватило ума наколоть только своё имя «Слава». Никак потом не мог это дело вытравить.». А Бондарчук подсказал: «Будешь играть в перчатках». А во время одной из батальных сцен он чуть было не получил ранение из-за разорвавшегося рядом снаряда…

С выходом на экраны картины «Война и мир» многие критики отрицательно приняли работу Вячеслава Тихонова. Да он и сам был недоволен собой, что даже в какой то момент решил уйти из кино. Но это была лишь минутная слабость…
Но. Этот фильм получил много наград, в том числе премию «Оскар» (1968). Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову, и Вячеслав Тихонов, исполнивший роль Андрея Болконского, по опросу журнала «Советский экран» были признаны лучшими актёрами 1967 года.

Самую «звёздную» свою роль – Исаева – Штирлица,

Вячеслав Тихонов сыграл в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Режиссёр Татьяна Лиознова на эту роль первоначально пробовала совсем других актёров. В числе кандидатов были Иннокентий Смоктуновский, Арчил Гомиашвили и другие. Но по разным причинам все они не подошли Лиозновой, в итоге выбор режиссёра пал на Тихонова.

Актёр вспоминал: «Для меня это была обычная актёрская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…»

Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер, его Штирлиц приковывал к себе зрительское внимание каждую минуту своего существования на экране. Актёру удалось показать насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм, игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, умение «держать» крупные планы, глубокое понимание специфики актёрской работы в кино. Талант актёра получил в этой роли законченное воплощение, ибо герой Тихонова проявлял свою «двойственность», потаённые качества характера постоянно. В результате Штирлиц стал поистине народным героем.

Над ролью Штирлица актер работал в столичном аэропорту «Внуково»: в ночном зале ожидания ему лучше думалось. Именно там артисту пришла в голову мысль вставить в фильм эпизод встречи Штирлица с женой, которого в сценарии изначально не было.

Премьера фильма-сериала состоялась в конце лета 1973 года. Успех фильма был невероятным! С 11 по 24 августа буквально вся страна прильнула к экранам своих телевизоров. Говорят, что в стране в это время даже снизилась преступность. А уж последние серии, где интрига фильма была закручена до предела, зрители и вовсе смотрели, затаив дыхание.

Актёрская удача! Невиданная популярность! Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых! Настоящий триумф! Герои сериала «ушли» в народ, став персонажами бесконечных анекдотов «про Штирлица», литературных и музыкальных произведений, карикатур, а через много лет и компьютерных программ, что лишний раз подтверждает гениальность картины.

Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили не только миллионы зрителей, но и сам Леонид Ильич Брежнев. Посмотрев «Мгновения», он даже отдал распоряжение разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Генсеку объяснили, что Исаев — это всего лишь роль, блестяще исполниная артистом. «Жаль», — покачал головой Брежнев…

А ведь фильм мог и не появиться на экранах: просмотрев «Семнадцать мгновений весны», член Политбюро ЦК КПСС М.А.Суслов высказался за запрет показа. «Не показан подвиг советского народа в войне», — прозвучали аргументы не в пользу фильма. Его поддержали советские военачальники, заявившие, что согласно фильму, складывается ощущение, что войну выиграли одни разведчики.

За фильм вступился председатель КГБ СССР Ю.В.Андропов: «Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга». (Много лет позже, когда Андропов станет Геренальным секретарем ЦК КПСС, он наградит Тихонова звездой Героя Социалистического труда). Тем не менее, в тот момент Лиозновой пришлось пойти на попятный и включить в картину несколько сот метров документальной хроники. После чего фильм зажил, и живет уже не одно десятилетие…

70-е годы — пора расцвета таланта Вячеслава Тихонова. С каждым фильмов к его актерской палитре добавлялись неожиданные краски, как, к примеру, самоирония в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие», вышедшей на экраны еще до «Мгновений».

В 1977 году Вячеслав Тихонов снялся в очень пронзительной картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо».

При работе над фильмом актёру пришлось проявить большую находчивость. Вот что рассказывал сам Вячеслав Тихонов: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причём не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака — моя. Задача непростая! Пёс очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пёс стал ждать меня. А когда начались сами съёмки — он по всей студии искал меня и всегда находил.

В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол — и он помчится за мной». Вся внутренняя творческая сущность Вячеслава Тихонова проявилась в этой роли. Роль писателя Ивана Ивановича, сыгранная актёром в фильме «Белый Бим Чёрное ухо», принесла ему новую волну популярности. В 1978 году фильм был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Удачные, запоминающиеся образы Вячеславом Тихоновым были созданы в военных картинах. Актер сыграл

Млынского в кинотрилогии «Фронт без флангов»-«Фронт за линией фронта»-«Фронт в тылу врага»,

Николая Стрельцова в военной драме «Они сражались за Родину». А в фильме «Битва за Москву» режиссеру Юрию Озерову понадобился неповторимый голос Тихонова (там он читает закадровый текст).

С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже снимался в кино. Одна из последних его работ –

слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Сценарий фильма писался специально под Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова и Михаила Ульянова (любимых актёров Урсуляка), которым к тому времени исполнилось по 70 лет.

После этой картины Тихонов в кино почти не снимался. Как объяснял сам актёр, он хотел бы вновь появиться на экране: «Я же всю жизнь отдал кинематографу. Как же это желание может уйти! Но – смотря, что играть…» Достойных ролей ему не предлагали, а играть различных криминальных авторитетов он не хотел. Правда в 2005 году дочь Вячеслава Васильевича Анна Тихонова уговорила его сняться в триллере Николая Вороновского «Глазами волков», но картина вышла крайне слабой…

А вот Эльдару Рязанову Вячеслав Васильевич отказать не мог. Да и как иначе!

У Рязанова легендарный актёр сыграл в картине «Андерсен. Жизнь без любви». Роль фактически эпизодическая, но крайне важная в фильме. Тихонов появлялся в начале картины в образе «человека в добрым лицом и нимбом на голове», предваряя жизнь Андерсена, а затем к онце — как бы подводя ей итог…

С 2000 года Вячеслав Тихонов вел замкнутый образ жизни, потому что дружить ему было уже не с кем. Его лучший друг и любимый режиссёр Станислав Ростоцкий, близкие товарищи-коллеги Юрий Никулин и Николай Крючков умерли. А новых друзей в пожилом возрасте найти трудно. Когда были живы друзья, Тихонов часто и с удовольствием выбирался с ними на рыбалку, куда его сопровождала собачка Степка, которую подбросили Тихонову еще щенком.

Последней работой в кино для Вячеслава Васильевича стала роль Всеволода Константиновича в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» (2010 год). Выхода на экраны фильма актёр уже не дождался… В ноябре 2009 года он был госпитализирован в реанимацию Центральной клинической больницы с повторным инфарктом миокарда. 28 ноября ему была срочно проведена операция, так как появились осложнения. Актер находился под постоянным наблюдением врачей, но состояние его оставалось тяжелым. 4 декабря 2009 года он скончался…

Личная жизнь Вячеслава Тихонова, как и судьба в кино, складывалась с переменным успехом.

В.В.Тихонов с мамой Валентиной Вячеславовной

Первый брак

Со своей первой женой Вячеслав Тихонов познакомился на съёмках фильма «Молодая гвардия». Он долго не обращал внимания на Нонну Мордюкову. Ей стоило больших усилий вскружить голову стройному молчаливому красавцу…

К тому времени, как картина вышла на большой экран, у пары родился сын Владимир. Через тринадцать лет совместной жизни супруги развелись, разошлись мирно, без скандалов. Как настоящий мужчина, Вячеслав Тихонов о первой жене не любил распространяться…
А Нонна Мордюкова после развода с Тихоновым официально ни с одним мужчиной в брак так и не вступила. Судьба их сына Владимира оказалась трагической. У него не сложилась ни личная жизнь, ни актёрская карьера, он прожил около сорока лет, перенес два инсульта, и умер от острой сердечной недостаточности, вызванной многолетним злоупотреблением алкоголя и наркотиков. Потеря любимого сына стала самой большой трагедией в жизни родителей. Владимир с детства хотел быть актёром, успешно окончил театральное училище, в кино выглядел сильным и красивым молодым человеком и играл только положительных героев. Но в жизни все было иначе…
Впоследствии Вячеслав Тихонов до своей смерти скорбел о погибшем сыне и винил себя в его трагической гибели.

Второй брак.

Второй женой популярного артиста стала работница «Совэкспортфильма» Тамара Ивановна. Во втором браке у Вячеслава Тихонова родилась дочь Анна, тоже актриса. Тамара была под стать Тихонову – такая же сдержанная и молчаливая. Однако именно такой неприметной женщине удавалось много лет держать мужа под жёстким контролем. Мало кто знает, что герой на экране, красавец-мужчина, самодостаточный и самостоятельный Тихонов в обычной жизни был очень мягким и беспомощным человеком. С женой Тихонов согласовывал все свои роли и отчитывался о каждой сцене с любовным намеком, так как Тамара Тихонова была буквально одержима ревностью. Возможно, из-за непростых отношений с женой с возрастом Вячеслав Васильевич стал меньше сниматься, а потом перестал участвовать в съемках совсем. Когда Вячеслав Тихонов почувствовал, что брак стал трещать по швам, он собрал свои вещи и переехал жить в загородный дом, построенный им в Николиной Горе, оставив квартиру в Москве жене и дочери. Впоследствии Анна Тихонова организовала небольшую студию «Актер кино», художественным руководителем которой стал ее знаменитый отец.

Вячеслав Тихонов был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, поклонником команды «Спартак». Увлекался зимней рыбалкой. Его любимым произведением был роман Л.Н.Толстого «Война и мир», а любимым кинофильмом – «Большая жизнь» с Петром Алейниковым.

Почти все фильмы, с участием Вячеслава Тихонова, были суперпопулярными, а значит и суперприбыльными, но особых богатств актер не нажил. Основным богатством народного артиста СССР были: президентская премия, да скромная недвижимость: квартира в районе станции метро «Кропоткинская» и дача. Хотя нет! Основным его богатством была поистине всенародная любовь.

И еще один факт. В свое время был проведен эксперимент: аудитории — сто человек — показывали фотографии частей мужского лица: отдельно фото глаз, отдельно фото подбородков и т.д., и просили выбрать наиболее понравившиеся фотографии, наиболее мужественные и привлекательные. И по итогам эксперимента, большая часть выбрала черты лица Штирлица.

из открытых источников…

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *