Древняя Иверия

Первый удел Богородицы на Земле

Древняя Иверия, нынешняя Грузия, — первый удел Божией Матери на Земле. После Вознесения Господа Иисуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице, где было установлено таинство Причащения, и бросали жребий: в какую страну каждый из них пойдет. Пресвятая Богородица пожелала принять участие в Евангельской проповеди, Ее жребием стала Иверия…

Однако Господь, пообещав, что не отвергнет жребия Ее и не оставит народа Ее без участия в Небесном благе, повелел Своей Матери отправить туда Ее нерукотворный образ, а на проповедь благословить святаго апостола Андрея Первозванного. По преданию, апостол Андрей трижды проповедовал в Иверии, просветив многие ее города и селения, он основал тут епископскую кафедру, рукоположил епископа, иереев и диаконов.

Распространение Христианства в Иверии

В городе Ацкури, близ современного города Ахалцихе, апостол воскресил умершего накануне его прихода сына вдовы. Став свидетелями этого чуда, жители той местности приняли Крещение. Именно здесь апостол Андрей оставил нерукотворную икону Пресвятой Богородицы, которую по названию этих мест с тех пор именуют Ацкурской, ее память и ныне совершается 28 августа по н. ст.

Известно, что в Иверии благовествовали и святые апостолы Матфий, который погребен здесь в Апсаре — ныне Гонио близ Батуми, и Симон Кананит, упокоенный в Никопсии. Также древнейшие источники упоминают о проповеди в Восточной Грузии святых апостолов Варфоломея и Фаддея. Но о Воплотившемся Мессии на этой благословенной земле узнали даже раньше апостольской проповеди. Первоглашатаями благой вести в Иверии были мцхетские иудеи, пришедшие сюда еще в ветхозаветные времена после взятия Навуходоносором II Иерусалима (597 г. до Р. Х.) и поселившиеся в Мцхете, где они уже в начале новой эры говорили о Рождестве Бого­младенца.

Первая грузинская святая

Мцхетского раввина Элиоза, тот самый первосвященник Анна, в 30-м г. I в. упрашивал в письме прибыть в Иерусалим для участия в суде над Иисусом Христом. Мать Элиоза, происходившая из рода первосвященника Илии, умоляла сына не принимать участия «в крови Христа». Согласно преданию, эта верующая иудейка услышала стук молотка, когда забивали гвозди в руки Спасителя мира, и в тот самый миг умерла со словами: «Прощай отныне, царство еврейское, убившее пришедшего во плоти Спасителя и сделавшееся врагом Бога-Создателя».

По просьбе своей сестры также, как и мать верующей во Спаса, Сидонии Элиоз выкупил Хитон Господень у воина, которому по брошенному у Креста жребию он достался (см. пророчество Пс. 21:19), и привез в Мцхету. Услышав рассказ о смерти Христовой, и взяв святыню, Сидония прижала ее к себе и предала Господу душу. Хитон так и не смогли забрать из рук этой первой грузинской святой, и она была погребена вместе с ним. На месте упокоения святой Сидонии вырос чудотворный кедр. До времени прихода в Иверию главной проповедницы святой равноапостольной Нины это место оставалось тайным…

Мученики грузинской земли

О том, что в Древней Иверии еще в I–III веках после Рождества Христова существовали христианские общины, свидетельствуют данные археологии и топонимики. Уже во II веке н.э. в летописях среди христианских народов упоминаются иверы — грузины. Хотя в это время христиане здесь подвергались гонениям: в начале II века мученическую кончину принял святой Сухий и 16 его воинов-сподвижников из знатных грузинских семей. Их память празднуется 28 апреля. Все они в свое время были вельможами, но узнав о Христе и приняв Крещение, оставили полную услаждений жизнь при дворе и, уединившись для молитвы в горах, стали аскетами. А царь-язычник не потерпел такого посрамления своего образа жизни, и все подвижники были зверски убиты.

Мученичество вообще красной нитью проходит через всю грузинскую историю. Причем для иверов исповедание Христа испокон веков отождествлялось с борьбой за самобытность народа, а позже и за его государственность.

Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами. Их память совершается 13 ноября.

В 1386 году Тамерлан, захватив Квабтахевский монастырь, желая надругаться и унизить невест Христовых, заставлял их петь и плясать. За отказ мученицы вместе с другими жителями разорённой завоевателем Грузии были заживо сожжены в соборном храме Пресвятой Богородицы. Память квабтахевских мучеников отмечается 23 апреля.

В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. Их память, как и квабтахевских мучеников, празднуется 23 апреля. Двое из них поначалу спрятались, но увидев, какой благодатью Господь покрывает мученический подвиг, сами выскочили из своих укрытий навстречу торжеству мученической кончины за Христа. Разве не говорили они друг другу и палачам перед отшествием ко Господу: Христос Воскресе!

Считается, что русскому народу, не знавшему на протяжении всей своей христианской истории сильных гонений, была попущена Голгофа в XX век. Оттого-то в Грузии репрессии в советские годы хоть и были, но не столь лютые. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, возглавляющий Грузинскую православную церковь с 1977 г., даже назвал как-то тбилисский храм святаго благоверного князя Александра Невского «филиалом Глинской пустыни» — именно здесь подвизались после неоднократного закрытия в богоборческие годы этой прославленной обители ее старцы.

В Тбилиси многие из них и упокоены — это и прославленные ныне в лике преподобных: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), а также тот, чьего прославления ждет весь православный народ, — схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Горячо любим русским, как и грузинским, народом и собственно грузинский юродивый архимандрит наших времен — преподобный Гавриил (Ургебадзе).

Паломничество в места подвигов и на могилы этих любимейших православными святых наших дней — особое благословение тем, кто сам хотел бы унаследовать хоть частичку их подвижнического духа, также, как они унаследовали его у своих предшественников. Эта облагодатствованная обетованиями Божиими и покровительством Самой Пресвятой Девы Марии страна и не могла в своей ответной любви к Богу явить меньшие плоды подвига и самоотречения: на протяжении веков и вплоть до наших дней.

Святая Нина — покровительница Иверии

Повсеместным христианство в Иверии становится с IV века, когда сюда прибыла юная уроженка Каппадокии Нина. Ее родители полностью посвятили себя служению Церкви, а девочка воспитывалась благочестивой старицей Ниофорой. Еще с детства наслышав о Хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, маленькая хриcтианка горела желанием поклониться святыне. Прежде чем она здесь оказалась, во сне ей явилась Божия Матерь и, вручив крест из виноградной лозы, благословила на проповедь в Своем уделе — в Иверии. Проснувшись, Нина перевязала крест прядью своих волос, что символизировало согласие и посвящение своей жизни на вверенное служение. «Крест святой Нино», отличающийся несколько опущенными вниз сторонами перекладины, стал символом Грузинской православной церкви. Божия Матерь хранила девушку-апостола. По пути в Иверию Нина избежала множества опасностей. Ее спутницы были жестоко замучены слугами римского императора-изверга Диоклетиана.

Прибыв в Грузию, Нина поселилась у северной границы города Мцхеты, устроив себе в ежевичнике шалашик. Сейчас здесь расположен женский монастырь Самтавро, а рядом с, до сих пор растущим ежевичным кустом, выстроена маленькая церковь святой Нины. Здесь она исцеляла и проповедовала.

Однажды к ней пришла сама царица Нана, и равноапостольная ее исцелила от тяжелого недуга. Та обо всем рассказала мужу, а царь поначалу даже вознамерился было убить целительницу, посмевшую обращать его народ к другой вере, но тут же ослеп, стал тщетно молиться своим языческим божкам, а потом воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент прозрел. Это прославленный в лике святых, как и его уверовавшая супруга, царь Мириан. Он в присутствии святой Нины исповедал Христа и отправил письмо о желании принять Крещение святой царице Елене и ее сыну святому императору Константину Великому.

Так, в Иверию были делегированы епископ Иоанн, священник Иаков и диакон, чье имя история не сохранила. Сначала были крещены царь и его двор, а затем у слияния рек Арагви и Кура был окрещен весь народ. Произошло это в 326 г. Доныне 1 октября Грузинская православная церковь отмечает Светицховлоба — ежегодно в этот день Святейший и Блаженнейший Илия II совершает в водах Арагви и Куры массовое Крещение.

Память равноапостольной Нины празднуется в Иверии дважды в год 27 января и 1 июня — эти дни почитаются как великие праздники. По ее благословению на горах, где раньше стояли языческие идолы, были воздвигнуты кресты: в Мцхете, где позже на этом месте был выстроен храм Джвари, а также на горе Тхоти, это место обращения царя Мириана, и в городе Уджарма.

Полюбили грузины и двоюродного брата равноапостольной Нины — святаго Георгия Победоносца. На всех европейских языках Грузия именуется Георгией. Предание говорит, что раньше на всех холмах Иверии стояла ему церковь или часовенька. А сколько в Грузии этих освященных возвышенностей, с которых открываются захватывающие дух и преисполняющие сердце славословием Творца виды, Вы узнаете уже на месте, посетив эту святую страну… Паломнический центр «Древняя Иверия» с радостью поможет в организации вашего путешествия!

Православные поездки по святым местам Грузии

В стане с ярким колоритом религия заняла значительную ячейку в сердце грузинского народа. Подобные паломнические туры в Грузию дают вероятность ознакомиться с духовными постановлениями жителей страны, познать исторические факты мощного духом народа, умеющего веками хранить свои верования и преданные повиновения Высшим силам.

Отличительные особенности

Останавливаясь на том или ином варианте православного тура, стоит обратить внимание на то, что основная миссия тура – изучение исторических и архитектурных соборов и монастырей, посещения мест с мощной аурой, приятной энергетикой. Основной целью приезда посетителей есть воздаяние молитв, своеобразное общение с Богом в предвкушении Божьей благодати. Приезжие не располагают большим количеством времени для ежедневных вещей потому, что стараются в полной мере окунуться в текущий духовный мир человечества не отвлекаясь на обычный ритм жизненной позиции.

Основные святые места

  • На первом месте — крест Св. Нино, ведь она стала первооткрывателем христианства в Грузии.

  • Религиозная ценность имеет расположение в Сионской церкви в городе Тбилиси. Она очень известна имеющимися святынями и Мцхета.
  • Также в список архитектурных ценных построек есть Собор Светицховели, построенный в 16 в. нашей эры.
  • Путешествия в Джвари даст возможность ознакомится с огромным количеством святых мест. Так же очарует таинственным деревом, считающегося исполнителем пожеланий всех паломников.
  • Шиомгвимская церковь – это необычное строение, популярно своим подземным размещением храма.

Паломническая поездка в Грузию

Особенности расписаний.

Расписание паломнических экскурсий в Грузию в большинстве случаев имеют разнообразный набор, и могут включать в себя разные храмы и монастыри, занимая в среднем 3 -10 суток. Обычная программа тура из Москвы в Грузию включает в себя пребывание в течение 8 дней и протекает через такие православные места, как Тбилиси, Мцхета, Кахетия, Кутаиси, и возвращение в Тбилиси. 2 — х разовое питание обычно включено в гостинице, и обходиться от 25 тысяч руб.

Гостиницу стоит подбирать так, чтобы отвечала всем современным требованиям в сфере обслуживания.

6 святых мест, входящих в тур, неся православие в страну.

Христианская экскурсия верующих паломников проходит в течение 8 дней. За этот промежуток бытия паломники ходят в такие места:

  • Главой в составе стоит обитель святой Нины в Сигнахи, там же размещены ее остатки.
  • В старинной Мцхете святыми местами считаются собор Джвари и храм Светицховели.
  • В Тбилиси ведется экскурсия в православном святилище – Самеба, и в храме Метехи.
  • В Сагареджо паломники посещают храм святого Додо.
  • Далее туристам оказывают показ монастырского комплекса Давид Гареджи.
  • Тур заключается пребыванием в Тбилиси Анчисхати, древнейшей церкви Тбилиси, старинный внешний облик которой получилось сохранить до наших дней.

Тем самым православные поездки в Грузию очень активны и могут потребовать профессиональной организованности.

Стоимость православных туров имеет зависимость от большей части пунктов и подбирается для всех групп сугубо индивидуально для всех паломников. Коэффициент средней стоимости на семь суток включительно тура может составлять от 48 тысяч рублей на одного человека.

Расписание туров из Москвы в Грузию

11.05 – 18.05 – По следам св. Царицы Тамары (имеется ввиду Паломническая Служба Ковчег) -48 900 руб., предоставляется отель 2 -3 звезды на восемь суток.

21.05 – 28.05 – Православная Грузия. По следам 13 ассирийских отцов. Стоимость не изменена.

29.05 – 04.06 – По следам Святой Нины. 48 900 рублей (с перелетом 8 дней).

График на летнее паломничество очень плотно составлен в связи с множеством святых праздников и многих других факторов. Он дает возможность составлять долгосрочные планы на отдых и дальнейшее возвращение в рабочую форму.Тур в подобном стиле имеет лучшие свойства повысить свой духовный рост, ознакомиться с Грузинским народом и их почестями. Тем самым дать организму отдохнуть от ежедневных серых будней, наполнится новыми силами, чистой духовной энергетикой, ощутить Божественную благодать в полном смысле этого слова.

Грузинская Православная Церковь является продуктом раскола и пренебрежения тысячелетними церковным канонами из национальных соображений. С 1917 по 1943 год Грузинская Церковь оставалась раскольнической и не признанной Московским Патриархатом. История вопроса вкратце такова:
Вхождение в состав России безусловно благотворно сказалось на Православии на грузинских территориальных образованиях. К этому моменту никакой единой Грузинской Церкви, как и Грузии, не существовало: было два католикосата, вполне независимых друг от друга. В 1811 году звание Католикоса Грузии было упразднено, поскольку и Патриаршего звания в России со времен Петра Первого уже не существовало. Образованный Грузинский Экзархат, сняв сливки с колоссальных вложений России в развитие Грузии, постепенно стал радикальной националистической организацией. Как только Россия ослабла, естественным для грузин образом возник союз церковных и политических сепаратистов.
Больше не нужны были ни русские священники, ни русская администрация, а убийство русского священника подвело под всеми этими процессами определенную черту. Все как в 1990-х, и частичное прозрение в России было как всегда запоздалым: «Грузины дошли до Геркулесовых столбов в преступных безобразиях против нас. Мы истратили уйму денег, уложили видимо-невидимо своих единокровных, не получив никаких моральных, ни материальных выгод».
Территориальные требования грузинских «автокефалистов» для своей Церкви поражают воображение не меньше, чем аналогичные претензии Грузии к Южной Осетии и Абхазии с 1989 по 2008 годы. В 1906 году они вместе со своим лидером епископом Кирионом ( которого сильно подозревали в инспирировании убийства архиепископа Никона два года спустя ) прибыли на заседание в Предсоборное Присутствие Синода, где и озвучили свои пожелания. Находившееся там и принимавшее участие в обсуждении вопроса негрузинское духовенство попросту опешило от картвельских аппетитов и их неадекватности.
По сути грузинские иерахи вели речь не о восстановлении Католикосата, а о создании поместной церкви никогда не существовавшей в канонических территориях, на которые оно сейчас почему-то претендовало. Основным оппонентом грузин в развернувшемся диспуте был протоиерей Иоанн Восторгов. Его полемика с грузинами просто обязательна к прочтению. У меня сложилось впечатление, что человек, слушая аргументы грузинских священников, чувствовал себя в королевстве кривых зеркал.
Кирион и его единомышленники требовали под свое управление практически весь христианский Кавказ, включая не только Восточную и Западную Грузию, но и Владикавказскую епархию вместе с Арменией. Восторгов отвечал: «В 1801 г. вся Грузия равнялась нашей Московской губернии и имела население в 160.000 человек, из которых половина была армяне. Вот все, что «присоединилось» к России. Всё прочее Россия отняла у Турции и Персии силою оружия».
В Грузии было большое количество церквей, построенных русскими, и все они, по плану Кириона сотоварищи, должны были перейти под начало грузинских священников. Возникала ситуация, парадоксальность которой была понятна любому адекватному человеку. Грузины ссылались на древность и величие своей Церкви ( на что им резонно говорили, что страх перед персами и персидское же золото становились достаточными поводами для перехода грузин в магометанство, поэтому сильно идеализировать свое прошлое не стоило ) и строили свои доводы на национальной основе.
Говоря проще, грузинские церкви не должны были быть в подчинении у российского Синода, потому что у грузин была своя традиция, и вообще они и русские — разные народы. Но когда речь шла о претензиях на осетинские, абхазские и другие инонациональные приходы, то эта самая логика у грузинских священников отключалась напрочь. Ее место занимал старый добрый шовинизм, непробиваемый и неистребимый. Восторгов спрашивал: «Карс, Сухум, Батум, Эривань, Баку всё завоевано и присоединено Россией. В этих пределах живут негрузинские православные племена. Почему же и они войдут в автокефальную Грузинскую Церковь?»
Ответ Кириона состоял в том, что все эти приходы, включая и русские, должны быть переданы грузинам обязательно. Довод? «Грузия просветила их христианством и имеет право на управление ими». Занавес)
В 1917 году, воспользовавшись создавшейся в стране ситуацией, грузины в одностороннем порядке отделились от Русской Православной Церкви, грубо нарушив все существующие канонические нормы. В своем послании епископам Грузинского Экзархата святой Патриарх Тихон, перечисляя все совершенное грузинским священством, писал:

«Ибо все эти деяния надлежит признать противоканоническими и весьма опасными для церковного благочиния и порядка. И вы, Преосвященные Епископы, не можете в глубине своего сознания найти оправдание вашим неканоническим деяниям. Прежде всего все вы получили хиротонию по избранию Святейшего Синода и от русских иерархов, все вы были архипастырями Русской Церкви и дали при хиротонии клятвенное обещание подчиняться и повиноваться ее Власти. Как же вы исполнили данное вами торжественное обещание? – Вы изменили своей присяге, нарушили обязанность церковного послушания и создали разделение в Церкви…Таким образом, вы, созвав Собор без ведома и согласия Святейшего Синода и вашего кириарха и вторгнувшись в пределы не подчиненной вам церковной области, подвергли себя осуждению церковных канонов. Ваше заблуждение состоит и в том, что вы провозгласили церковную автокефалию по способу, который совершенно уклоняется от канонического порядка, установившегося во Вселенской церкви в делах подобного рода».
Московский Патриархат признал автокефалию ГПЦ только в 1943 году, в разгар «безбожного времени». Как следует из послания Патриарха Тихона, причин это делать не было никаких, но и в государстве всеобщего равноправия был народ равнее других.

Грузинская религия

В 2011 году в Грузии приняты дополнения к гражданскому кодексу устанавливающие единые права на вероисповедание все религиозные конфессии. Это решение было принято, потому что Грузия – это мультикультурная страна с богатой культурной и религиозной историей. На протяжении многих веков народ этой страны является одним из самых толерантных к представителям всех религиозных общин.

Грузия (Georgia) – европейская страна, расположенная в западном Закавказье на Черном море (Восточное побережье).

Христианское вероисповедание в Грузии

Принятие христианства в истории Грузии датировано 337 г. Исторические источники говорят о том, что христианское вероисповедание в эту страну принес странник Андрей Первозанный. Он проповедовал во многих крупных городах, неся с собой нерукотворный образ Богородицы. Эти события положили начало формированию понятия о том, какая вера преобладает в Грузии в настоящий момент.

Христианская вера устояла и укрепила свои права среди грузин даже в периоды агрессивной завоевательной деятельности со стороны арабов, турков, персов, насаждающих свою религию православной стране. За весь период с IV по XIX (до момента присоединения к Российской Империи) не только отстаивала свои права на православную веру, но и вела в рамках этого активную просветительскую деятельность. Строились монастыри и церкви, что в тот период истории выступало в роли образовательных центров, ведущих богословскую, научную деятельность. По окончанию революции 1917 года Грузинская Церковь была признана независимой.

История грузинского православного христианства

В истории грузинского православного христианства есть место трагической истории массового самопожертвования во имя веры. В 1226 году Хорезмшах Джалалетдин вторгся на территорию Грузии. Подавляя веру местных жителей, склоняя их к исламу, — он приказал выложить все иконы на мосту, после чего верующие в православие должны были осквернить их. 100 тысяч человек были казнены на том мосту за отказ в выполнении приказа. Среди них были женщины, не было пощады ни старикам, ни детям. Поступок этих людей почитается в Грузии до сих пор, их память чтят 31 октября и все они причислены к лику святых.

Еще одно массовое убийство христиан на почве веры в 1386г. было совершено войсками Тамерлана. Были полностью истреблены монахини в Квабтахевском монастыре. Та же учесть, но уже по вине Аббаса, ожидала 6000 монахов, убитых в Давид-Гареджийском монастыре в 1616 году.

Грузинское христианство в современном государстве

Грузинская Апостольская Автокефальная православная церковь – представитель общины. Эту организацию возглавляет патриарх – католикос. История этой религии неразрывно связана с культурой страны, а именно: создание и развитие письменности (мргвловани).

В 2001г. правительство и церковь подписали соглашение, в нем были указаны преимущества православной церкви, как официальной, перед другими конфессиями. Но дополнение к Конституции в 2011-го прировняло все религии страны.

Армянская церковь в Грузии

На территории Грузии широко представлена армянская церковь, как одна из крупнейших конфессий. Армянская Апостольная церковь считается православной, но не в общепринятом смысле этого понятия. Верующие исповедуют монофизитство, что противоречит традиционному делению православной церкви на Восточную и Византийско-славянскую. По последним исследованиям более 250 тысяч армян, проживающих в Грузии, исповедуют монофизитство.

Конфессия Армении и Армяской церкви представлены 650 религиозными сооружениями на территории Грузии.

Католицизм в Грузии

Одной из распространенных религий в Грузии является католицизм, который исповедуют католики. К этой группе относятся верующие Армянской Католической церкви и Римско-Католической. Чаще всего представители конфессии населяют крупные города и составляют приблизительно два процента от общего количества жителей.

Ислам в Грузии

Мусульманская появилась в ряду конфессий в том числе и из-за большого количества вторжений на территорию исламских государств и арабов и арабских войск (в основном в XV-XVIII века). К последствиям вторжений относится рост числа населения исповедующих мусульманство. Мусульмане составляют примерно 10% от всех жителей. Ислам представлен многим национальностями: азербайджанцы, аджарцы, лезгины и многие другие. Всего на территории страны 130 зарегистрированных мечетей. В Квемо Картли находится большая их часть – 50. Мусульманская община делится на две части – шииты и сунниты.

В Тбилиси со времен СССР сохранилась уникальная мечеть, в которой шииты и сунниты молятся вместе.

В этой стране не имеет значения к какой вере вы себя относите. Множество религий мирно уживаются по соседству друг с другом из-за влияния исторических и культурных факторов. Исповеданияверы – признание словом и делом своих религиозных принципов характерно для местного народа. Действующие на территории Грузии конфессии делают таким особенным колорит этой страны, украшая величественными сооружениями ее города – мечети, церкви, католические храмы. Толерантность в вопросах вероисповедания в этой стране позволяет развиваться религиозным культурам всех мировых религий. Действующие религиозные памятники и святыни привлекают сотни тысяч туристов и паломников каждый год.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *