в какой монастырь можно уехать прямо сегодня, чтобы быть там полезным и пожить немного

В каком монастыре провести отпуск?
26.04.2011 26.04.2011
В России сегодня более пятисот действующих монастырей, и в каждом в той или иной степени идет реконструкция и строительство, расширяются подсобные хозяйства. Помимо насельников и насельниц обителей во всех этих работах принимают участие трудники. Поскольку потрудиться во славу Божию приезжают люди в разной степени воцерковления, а то и совсем далекие от церковной жизни, монастыри ведут разъяснительную работу, создавая специальные службы и рассказывая на своих сайтах, какие условия ожидают трудника и как он должен себя вести.
Ольга Заикина, Ирина Воробьева, Юлия Жаркова, Любовь Анисимова,
Елена Строителева, Андрей Григорьев, Александр Самойлов, Ян Налимов, Татьяна Скобелева
Стучите – и вам откроют
«У нас есть, где приложить свои силы, — рассказывает наместник Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни игумен Вениамин (Королев). – православной святыни не только Курского края, но и всей России. — У монастыря свои пахотные земли, огороды, животноводческие и птицеводческие хозяйства, пекарня и многое другое, поскольку мы полностью обеспечиваем себя всем необходим. В последние годы продолжается активное восстановление монастырских строений и облагораживание территории. Постоянно идет стройка. Монастырь предоставляет людям бесплатное питание и проживание — в монастырской гостинице и кельях. У нас много трудников, выполняющих послушание не только летом, но и в течение многих лет. Некоторые потом постригаются в монахи. Но это довольно долгий и трудный путь, и осилить его дано не каждому. Милости просим, мы всегда рады желающим потрудиться на славу Божию и помолиться».
От себя добавим, что обитель находится на живописном берегу реки Тускарь. Здесь расположены более десятка святых источников, самый древний из которых – Божией Матери – датируется XIII веком. На этом месте была обретена чудотворная икона Богородицы Курская Коренная. В монастыре – одни из самых демократичных условий приема трудников, даже документы не всегда спрашивают, в обители, под покровом Божией Матери с успехом работают в том числе бывшие наркоманы и алкоголики. Вообще монастырский скит преподобного Серафима Саровского знаменит своими молебнами о недужных, эти службы привлекают людей, одержимых разными страстями, некоторые из них остаются работать в обители.
Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь, расположенный на о. Столобное озера Селигер, также принимает трудников постоянно, хотя приезжают они неравномерно. В летнее время наблюдается их наплыв, но больше всего помощники требуются, как ни странно, в зимний период, когда, по словам заведующего канцелярией Нило-Столобенской пустыни послушника Вадима ???фамилия??, много работы по расчистке территории от снега, заготовке дров и т.д.
Для трудников выделен отдельный корпус, где они живут по 6-10 человек в келье. Бывает, что одновременно монастырь размещает 60-70 трудников. Но речь идет только о мужчинах. Женщины принимаются лишь по особому благословению наместника обители, нет даже помещений для их проживания, кроме маленького домика. Здесь однако обитают не трудницы, а послушницы, готовящиеся к постригу. Они занимаются бухгалтерией, швейными работами. Что касается мужских профессий, сегодня в монастыре наиболее востребованы специалисты по строительству, поскольку идут восстановительные работы, автослесари, люди, знакомые с плотницким, слесарным делом. Всегда рады также поварам – в летний период по выходным и праздникам на трапезе бывает до 300 человек.
Желающему стать трудником надо приехать на остров Столобное и постучать в монастырские ворота. Но при этом следует иметь в виду, что при себе необходимо иметь паспорт или другой документ, подтверждающий личность. Желательно быть человеком достаточно сильным для несения послушаний, зачастую физически тяжелых, – пустынь принимает лишь тех, кто способен выполнять хотя бы какую-нибудь работу. Благочинный проводит с каждым кандидатом в трудники личное собеседование и, если оснований для отказа нет, дает благословение на проживание в монастыре. После этого новичок знакомится с правилами пребывания в монастыре и ставит свою подпись, подтверждая, что готов их соблюдать. «Устав стандартный для большинства монастырей, – говорит послушник Вадим, – за исключением того, что по завещанию нашего святителя Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Столобенского, насельникам, трудникам – словом, всем, подвизающимся на острове, не благословляется употребление спиртного».
Срок пребывания в пустыни не ограничивается, человек сам решает, сколько времени он готов здесь провести. Разумеется, при условии соблюдения устава, добросовестного труда и скромного поведения, в противном случае его могут вежливо «попросить». По словам послушника Вадима, все очень просто: «Мы рад приехавшему потрудиться во славу Божию и на благо монастыря, если он готов починяться строгим монастырским правилам, ну а если человек захотел пожить вольготно на Селигере – он ошибся адресом».
Разумеется, трудники не только работают – они должны посещать богослужения, монахи знакомят их с основами православной веры, есть воскресная школа: «чтобы они знали, во что верят», – поясняет послушник Вадим.
Душе – во спасение
Духовное воспитание, воцерковление трудников монастыри считают не менее, а часто и более важной задачей, чем выполнение физической работы. «Пребывание в монастыре должно помочь человеку найти правильный путь в жизни, проникнуться красотой церковного богослужения и укрепить веру», – говорит благочинная Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря монахиня Екатерина ????????????УЗНАЕМ??????.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь находится на юге Нижегородской области, в селе Дивеево, расположенном на берегу реки Вичкинзы. В обители ведутся строительные работы, есть хоздвор, подсобное хозяйство, огороды, зимой много снега, так что желающим потрудиться здесь рады в любое время года. На тяжелые работы (копать, разгружать, помогать на стройке) требуются мужчины. Приветствуется приезд трудников группами, в том числе из институтов. «Мы будем рады, если молодежь станет воцерковляться. Например, к нам приезжала группа студентов из Московского университета, – рассказывает монахиня Екатерина. – Мы даже нашли им работу по специальности, и они были очень довольны, для них это стало практикой».
Желательно, чтобы для работы в монастыре приезжали не на один день, а хотя бы на два-три дня, на неделю, 10 дней. И обязательно нужно предварительно (за неделю или хотя бы за два дня) позвонить в паломнический центр монастыря, согласовать свой приезд. Следует назвать ваш населенный пункт, приход или организацию, день приезда, примерное время прибытия в монастырь, день отъезда и количество людей. По прибытии необходимо предоставить список группы с указанием фамилии, имени и отчества, серии и номера паспорта каждого участника. Паспорт с печатью о прописке должны иметь и трудники, приехавшие самостоятельно.
Есть еще один немаловажный момент, о котором следует помнить людям, не очень знакомым с церковной жизнью. По словам монахини Екатерины, «бывает, что желающие поработать приезжают на два дня в воскресенье или на двунадесятые праздники – а оказывается, что как раз в эти дни работать нельзя. Или неожиданно прибывает группа 30 человек, и их негде поселить». Действительно, знаменитая обитель привлекает множество паломников, особенно в праздники и выходные, поэтому тем, кто хотел бы стать трудником, лучше выбрать для приезда будничный день, договорившись о дате своего визита заранее. Трудников поселяют в монастырской гостинице «Северная», расположенной на северной окраине села Дивеево. Проживание в ней бесплатное, но удобств особых нет (туалет на улице, кельи рассчитаны на 10-25 человек, двухъярусные кровати). Летом гостиница обычно переполнена, но в этом случае (а также если человек хочет жить в более комфортабельных условиях) можно, позвонив в паломнический центр, снять жилье в одной из платных гостиниц. «У нас есть такие трудники, которые работают в монастыре и живут, как им удобно», – говорит монахиня Екатерина.
Что касается выполнения устава, то в отличие от мужских обителей (например, Оптина пустынь, Валаамский монастырь) правила не столь жесткие. «Конечно, желательно, чтобы трудники присутствовали на богослужении, ежедневно прикладывались к мощам преподобного Серафима, ходили по святой Канавке, – поясняет монахиня Екатерина, – это включено в их распорядок дня, они должны успевать». Но, скажем, время подъема определяется индивидуально – главное успеть к началу работ в 8 часов, также нет жестких требований к участию на утреннем молебне. Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому у его святых мощей служится еще днем, поэтому можно в обеденный перерыв зайти помолиться батюшке Серафиму. Обитель заинтересована в трудниках: «мы всех устроим, накормим, дадим работу», – говорит благочинная монастыря. Главное, чтобы у человека не было вредных привычек. Например, наркоманам приходится отказывать, поскольку нет соответствующих медицинских работников. И, разумеется, тем, кто не воздерживается от вина или каких-то увеселений, предлагают немедленно покинуть стены монастыря.
Разумеется, трудникам следует самим позаботиться об одежде и обуви, в том числе для работы и посещения храма.
В упомянутом Свято-Введенском монастыре Оптина пустынь трудников, как правило, отправляют оказывать помощь в подсобном хозяйстве, где много работы, особенно летом – посадка, прополка, осенью – уборка урожая. Женщины трудятся на кухне, мужчины заняты на строительстве. Поселяют приехавших в паломнической гостинице, на подсобном хозяйстве также есть жилье. Обители нужны рабочие руки, но в трудники берут далеко не всякого. Как говорят монахи, монастырь – это семья и главное не выполнение работ, а выполнение устава. Насельники обители не советуют желающим подвизаться в качестве трудников приезжать во время мирских праздников, а также на Святки (от Рождества Христова до Богоявления), на первую седмицу Великого поста, на Страстную седмицу, Оптинские праздники в октябре. В эти периоды в монастыре большой наплыв паломников и могут возникнуть проблемы с расселением. Минимальный срок для трудничества три дня, многие приезжают поработать в свой отпуск. Вопрос о более длительном пребывании решается индивидуально.
По словам оптинских монахов, чтобы стать трудником в монастыре нужны две вещи: паспорт с пропиской и желание потрудиться во славу Божию. Но надо иметь в виду, что послушания физически тяжелые, график работ напряженный, дисциплина строгая. Подъем в монастыре – в 5 часов, посещение богослужений обязательно, словом, трудник должен иметь желание вести именно церковную жизнь: регулярно исповедоваться, причащаться. Непривыкшим к этому людям иноки помогают; по их убеждению, важнее всего, чтобы человек воцерковился, получил духовную пользу.
Выбор с рассуждением
Вообще если вам пришла мысль потрудиться во славу Божию или безвозмездно поработать в монастыре, то прежде чем отправиться в одну из обителей, надо сесть и «расчесть имение», говоря словами Евангелия. То есть проанализировать: насколько вы к этому готовы, достаточно ли душевных и физических сил для соблюдения монастырского устава и несения послушаний, чтобы не стать для братии или сестер обузой вместо того, чтобы принести пользу. Первым шагом должно стать изучение соответствующей информации – сегодня монастыри (во всяком случае крупные) имеют официальные сайты, где размещается подробное описание условий приема трудников и требования к ним. Примером может служить Положение о трудниках Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, которому многие годы приходится выдерживать наплыв неорганизованных паломников. Число мест для гостей в обители ограничено, незваных же посетителей, а среди них попадаются и беременные и старики, естественно, выпроводить не могут — монастырь находится на острове.
С подробными и несложными правилами приема трудников и графиком заездов на 2011 год, а также с Программой пребывания трудника в Валаамском монастыре можно ознакомиться на сайте обители: www. valaam.ru Здесь скажем лишь, что на Валаам можно приехать на срок не менее двух недель, но при этом необходимо заранее прислать в офис гостиничной службы монастыря по электронной почте (hotel@valaam.ru) или по факсу заполненный бланк анкеты трудника (бланки размещены на сайте монастыря)
В течение паломнического сезона (от начала ладожской навигации в первой декаде мая и до 1 ноября) трудники распределяются по группам (заездам). Высокая нагрузка на братию в паломнический сезон диктует необходимость свести к минимуму общение насельников монастыря с мирянами в период с 1 ноября по 1 мая. Трудницы в этот период не принимаются, мужчины приглашаются в ограниченном количестве. Среди главных условий пребывания в монастыре – искреннее желание соблюдать установленные правила и устав, достижение 18 лет, отсутствие физических ограничений, препятствующих исполнению монастырских послушаний, наличие гражданского паспорта и постоянной регистрации по месту жительства, полиса ОМС. Также в обители требуют справки о прохождении флюорографии (на отсутствие туберкулеза), результаты анализов крови на ВИЧ и гепатит, выписку из КВД. Трудник должен иметь благословение на поездку своего духовника или священника, у которого он преимущественно исповедуется. Также надо привезти с собой рабочую одежду и обувь для работы в помещении и на улице при любых погодных условиях (на Валааме даже летом бывает прохладно), необходимые средства гигиены, лекарства и сумму денег, достаточную для оплаты проезда до обители и обратно.
Помимо вполне понятного беспокойства монашествующих о соблюдении строгого устава, в этих требованиях присутствует и элементарная забота о мирских людях, желающих поработать в монастыре. Так, наши северные обители, расположенные на островах (Валааме или Соловках), вынуждены жестко ограничивать число трудников из-за отсутствия места для размещения, а также по соображениям безопасности. Например, известен случай, когда в одном из монастырей трудницы, посланные за ягодами, заблудились в лесу и наместнику с братией пришлось полночи их разыскивать.
Конечно, если человек ощущает внутреннюю потребность потрудиться в обители, это надо осуществить, но, повторяем, с рассуждением, выбрав для себя тот монастырь, где предлагаются условия, которые он сможет понести.
Сообщение отредактировал екатерина 2010 — Jan 2 2012, 04:50

Как правильно отдыхать христианину?

Во многие регионы нашей страны, пусть с огромным запозданием, но наконец-то пришло лето с его теплой солнечной погодой. Самое время отдохнуть. Но многие ли люди умеют отдыхать без вреда для тела и души? Как во время летнего отдыха правильно совместить приятное с полезным?

Священник Валерий Духанин:
«Во время отдыха нужно забыть про работу, но не про духовную жизнь»

— Как и ко всему в нашей жизни, к отдыху христианин должен относиться рассудительно. Без отдыха нам нельзя. Отдых нужен, чтобы прийти в себя после напряженных трудов, набраться сил и быть способными к дальнейшей работе. Вспомним, какое наставление дал преподобный Антоний Великий охотнику: если тетиву лука натягивать до предела, она может лопнуть, и лук выйдет из строя. Но, добавим от себя, если ту же тетиву слишком ослабить, если тетива будет болтаться, то лук не сможет функционировать. Отдых таит в себе опасность чрезмерного расслабления. Поэтому во время отдыха нужно забыть про работу, но не про духовную жизнь. И прежде чем приступить к тем или иным формам досуга, подумай, не приведет ли это к сбоям в твоей духовной жизни.

Грех всегда оборачивается переутомлением

По большому счету, смысл отдыха в том, чтобы избавиться от тревог, беспокойств, обрести внутренние силы и безмолвие. Но если свои выходные ты пропил, то на работу выйдешь с тяжелой головой. Какой же здесь отдых? Если в дни отдыха ты до поздней ночи смотрел сериалы или остросюжетные фильмы, то отдых растворяется, как будто его и не было. Грех всегда оборачивается переутомлением. Поэтому и выходные, и отпуск однозначно нельзя посвящать греху.

Святые отцы рассматривали отдых как лекарство, которое необходимо для восстановления душевных и телесных сил. А всякое лекарство должно употребляться в меру. Вспоминаются слова Священного Писания: Праздность научила многому худому (Сир. 33, 28). Поэтому зачастую лучшим отдыхом является смена деятельности: потрудиться на даче, предпринять паломничество к святым местам, а кому-то полезно во время отпуска пожить трудником в монастыре.

Из отпуска надо привозить хорошее настроение, здоровье, мир и покой души

Из своих собственных наблюдений могу сказать, что длительные поездки куда-нибудь на курорт несут в себе какую-то внутреннюю пустоту. Такой человек вроде бы отдыхает, но внутри все равно будет чего-то не хватать. Если тебе предписано по состоянию здоровья лежать на пляже и купаться в море, то это, конечно, надо постараться выполнить. Но лучше, чтобы это не захватывало всё время отпуска. Пусть выезд к месту отдыха будет связан с посещением святых мест, чтобы душа смогла насытиться, обогатить себя, обрести покой. Достаточно проявить небольшое внимание, и окажется, что, куда бы ты ни поехал, рядом есть какие-то святые места, есть то, что укрепит тебя духовно. Из отпуска надо привозить домой хорошее настроение, поправленное здоровье, мир и покой души, а не испорченные нервы или, не приведи Бог, грех измены и связанную с этим заразу.

Есть самые банальные истины, которые мы забываем. Отдых дается, чтобы вспомнить про близких и родных людей, провести время вместе с семьей, проявить внимание к тем, кто дорог. Вместе выехать на природу, в деревню, куда угодно, только чтобы именно вместе, и чтобы побыть в тиши, вдали от мучивших на работе забот.

О себе скажу как есть. Для меня лучший отпуск — это когда всей семьей мы едем к моим родителям в далекое село Майорское под Оренбургом, где рядом с домом — храм блаженной Матроны Московской. Там — частица ее святых мощей и точная копия ее иконы с Покровского монастыря в Москве, и многие люди обрели чудесную помощь. Еще езжу в село Городище, где жили мои деды и прадеды. Когда-то там был запущенный храм, а теперь красота невообразимая, и в храме — чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». А еще мы посещаем Святые пещеры — Свято-Никольский монастырь с подземным храмом, длинными коридорами и кельями первых подвижников. Там вторым настоятелем монастыря был игумен Геронтий, наш дальний родственник по маминой линии, расстрелянный в советское время. Когда я посещаю все эти места, душа просто купается в благодати.

Как же расцветает моя душа там! И зачем мне какие-то пляжи и поездки неизвестно куда? Лучше купаться в Божией благодати, чем в любом земном водоеме, пусть и самых изысканных курортов.

Священник Димитрий Шишкин:
«Главное правило — это молитва, благоразумие и умеренность»

— Если мы говорим о многодневном отдыхе, то главное правило, как думается, — это молитва, благоразумие и умеренность. Молитва нужна во всех обстоятельствах и условиях, она помогает нам помнить о правде Божией, о совести, о призвании и достоинстве христианском. Помогает, что называется, «блюсти себя». И отсюда как раз и рождается благоразумие, когда мы выбираем для себя те или иные возможности отдыха. Возможностей ведь много, но среди всего, согласитесь, можно выбрать полезнейшее. Например, посетить святые места в тех краях, где отдыхаешь, почитать хорошую книгу, патерик, жития святых… Смеётесь, может быть. А вот попробуйте. В тишине, никуда не спеша, вдумчиво, откладывая по временам книгу и осмысливая прочитанное… и вы увидите, как изменится сама атмосфера вашего отдыха, какую пользу приобретет душа.

Ну, и воздержание — это проста азбука духовной жизни, независимо от обстоятельств. Не знаю, насколько полезно сейчас взрослым людям начать объяснять, что упиваться спиртным — плохо, равно как объедаться и сквернословить… Что нехорошо «водку пьянствовать и безобразия нарушать»… Это, думаю, всем понятно, остаётся только исполнять…

Сколько радости способно доставить душе общение с природой

А ещё: сколько радости способно доставить душе общение с природой, и даже неважно, в каких краях. Мне, если честно, смешно и непонятно, зачем люди едут за тридевять земель в тридесятое царство, чтобы поваляться там на белом песке и поплескаться в лазурных волнах. Но это же скучно, честное слово. Ну, то есть день-два, я ещё могу понять… Но потом это должно, как мне кажется, быстро надоесть. Да и богатство нашей русской природы не уступает заграничным курортам в возможности доставить полноту отрады и отдыха душе и телу. Ни в чем не уступает. Конечно, погода этого лета волей-неволей гонит на юг, так что можно понять стремление уехать куда подальше. Но ведь так бывает не всегда. Так что прогулка в лес, рыбалка на реке или у озера, ночной костер на берегу, несколько дней сельской жизни, вдали от безумного ритма большого города, посещение святынь и мест, связанных с культурой и историей нашего Отечества — чем не достойный отдых для православного человека? Благослови, Господи!

Священник Святослав Шевченко:
«Самый лучший отдых — это отдых семьей»

— Как правильно отдыхать? Это вопрос к проблеме всеобщего тренда. Дескать, вон Сидоровы как на шашлыках здорово оттянулись. Нужно отдыхать так, чтобы действительно отдохнуть. А то некоторые так «отдыхают», что с утра не могут голову от подушки оторвать. Для этого нужно выбирать компании для совместного отдыха, состоящие из людей, с которыми вам комфортно общаться — у вас общие интересы, темы для разговоров. Желательно, чтобы это были небольшие компании. Православным было бы здорово отдыхать со своими единоверцами, с которыми не получится так покатиться по наклонной, как с нецерковными коллегами. Короче говоря, по слову псалмопевца и пророка Давида: с преподобным преподобен будеши, а со строптивым — развратишися (ср. Пс. 17, 26 — 27).

Но самый лучший отдых — это отдых семьей. Только вы и ваши близкие. В узком семейном кругу и дети, и взрослые будут чувствовать себя нужными и частью чего-то важного. Ничто так не сближает, как совместный активный отдых. Футбол, волейбол, догонялки… всё, что угодно. Отдыхом может быть и смена обстановки, круга общения, чтения, а также экскурсии, походы в кино, театры на хорошие фильмы и постановки. Но хуже всего — отдыхать на диване перед телевизором. Чувства того, что отдохнули, вы не получите.

Не знаю откуда, но у меня появилось дикое желание пожить «монастырской» жизнью. Пожить в монастыре по всем правилам. Я не читал о монастырской жизни, не смотрел каких-либо видео. Не знаю почему, быть может для большего экстрима?! Быть может «стоять» перед неизвестностью не так уж и плохо, в этом есть некий кайф. Все началось с того, что я позвонил в пресс-службу Владивостокской епархии. У меня там работает знакомый с ПТРа. Не так давно он был диктором на Приморском телевидении, ну а теперь ударился в жизнь духовную. Сергей созвонился с настоятелем Свято-Серафимовского монастыря, находящийся на о. Русский. Договорился о том, что бы я сделал фоторепортаж о самом монастыре, о монашеской жизни. Осталось только мне лично созвониться с отцом Климентом (настоятель). Сразу же и позвонил. Договорились о моем приезде. На работе взял недельный отпуск по такому случаю. Последний день в миру. Сборы вещей… В качестве рюкзака решил взять свой, еще не пользованный, LowePro ProTrekker 600 – самый крупный рюкзак из этой серии. И фототехники решился таки на Canon 5D Mark III, Canon 17-40 4L, 15 2.8, 50 1.2L и 135 2.0. Для фотосъемки звездного неба укомплектовал штатив. Все таки Русский остров не так сильно загрязнен светом. Пару блокнотов, на случай, если телефон попросят сдать. Сменное нижнее белье, футболки, рубашки, носки, запасные штаны. Верхняя одежда обязательно должна быть с длинными рукавами. Яркие цвета, надписи не в почете. Лучше что-нибудь монотонное. В общем, вещи сложил, все девайсы, зарядки сложил… Завтра рано вставать на паром… Будильник прозвенел в 6-30 утра. Паром отходит в 8-20, но зная рабочий понедельник, зная эти городские пробки, решил выехать пораньше… Да и рассвет встретить было бы не так плохо. Перед выездом решил оставить штатив дома, вместо него взять ноутбук. Все-таки может пригодится. По вечерам, после всех дел, планирую писать объемные тексты, а на телефоне это не очень удобно. Все, пора одеваться… Когда обувался, на меня неожиданно набросилось чувство некого страха перед неизвестностью. Все-таки не в пионерский лагерь еду. 5 дней неизвестности. 5 дней таинства. 5 дней невесть чего… Но, думаю все будет хорошо. Против своих правил взял плеер. Все-таки, чтобы доехать до ворот монастыря, нужна музыка. До пятницы сидеть без своей привычной музыка… Это будет тяжело. Но, думаю справлюсь. Обычно, когда собираю большие сумки, пользуюсь правилом – 50% вещей оставить. На этот раз так решил не делать. Не знаю почему… Но рюкзак оказался просто неподъемным… 7:48… Дошел до морского вокзала прибрежных сообщений. На улице очень хорошая солнечная погода. Ветра нет. На небе ни облачка. Море спокойное, солнце придает ему волшебный золотистый оттенок. В плеере играет спокойная музыка, правда, от этого мне самому спокойнее не становится. Все равно есть некое чувство тревоги. Много мыслей крутится в голове, ни одну не могу поймать и привести в порядок, винегрет какой-то. Решил в автомате купить две баночки Пепси. Выпил одну, вторую спрятал в рюкзак. Выпью в пятницу, когда сяду на паром. Люблю я газировку, вот же ж блин… 8:10… Я на пароме. Аппарель еще не поднята, еще есть последний шанс сказать себе нет, поддаться своему чувству страха и просто уйти… Поехать домой… Но вот аппарель поднимается и все… «Мосты сожжены»… Звучит грубо, но когда паром начал медленно отходить, стало чуть-чуть легче… Паром медленно рассекает водную гладь. Штиль. Город просыпается, оправляется после ночного сна. Все медленное и безмятежное, кроме флага России, который бешено развивается на шпиле рубки. Город все дальше и дальше… Остров все ближе и ближе… А Владивосток покрывается густым туманом, утренней дымкой. Различимы лишь силуэты высотных зданий и телевышки, все остальное смешалось в однообразную серую массу. Вся эта городская суета, городские пробки, очереди в супермаркетах, переполненные автобусы, кишащие людьми улицы, рестораны фаст-фуд… Все это прощается со мной… Все оно уходит, не насовсем, но уходит. Что меня ждет на Русском острове я не знаю. Тяжелый ежедневный труд?! Раннее пробуждение?! Ранний отход ко сну?! Утренние, дневные и вечерние молитвы, которых я не знаю и не понимаю?! Закрытая территория?! Жесткие правила и требования?! Где я буду ночевать?! Один или с кем-нибудь?! Ни на один этот вопрос я ответить не смогу, даже если захочу. Но ответ, думаю, не заставит меня ждать. Он будет очень скоро… Как-то промелькнула мысль о том, что стоило бы оставить всю электронику дома… Телефон, плеер, фототехника, диктофон, ноутбук… Оставить, чтобы от всего этого отдохнуть… Просто отдохнуть от цивилизации… От вещей, которые заставляют о ней думать. А без них я буду думать об этих вещах… Лучше уж с ними, да и фотографировать на что-то надо, записывать куда-то надо. Ну и конечно же нужно быть всегда на связи – мало ли что?! А ведь хватило бы простого блокнота с ручкой и маленькой мыльницы, но нет! Качество не то… Да и время не то… Люди не те… Я не тот… Проходим канал. Буквально неделю назад я проходил его с толпой вооруженных до зубов страйкболистов… А сейчас… А вот и он… Русский остров. 9:05… Апарель медленно опустилась… Я вышел на Подножье. До монастыря пешком идти минут 10, не больше… Однако почему-то я потратил на этот путь намного больше времени… Шел не спеша, да и обходной дорогой, хотя можно было и срезать… Видать, подсознание играет со мной. Вот его уже стало видно. Зеленый забор, скрывающий от посторонних глаз весь быт этого места. Здания, хозяйственные постройки… Вот он забор… А вот и ворота, калитка… Постояв под ней около минуты, вошел. Калитку закрыл… Все… Последний шаг сделан. Пути назад больше нет. Я на территории монастыря. У ворот меня встретил бородатый старичок, облаченный в черную рясу. Поинтересовался у него о местонахождении о.Климента. Сказал, что в настоящее время идет утренняя служба, нужно подождать. Сел на белую скамейку под каким-то деревом. Тепло, зелено, хорошо. Немного намокли ноги от утренней росы, но ничего… Позади меня строится какое-то здание. На всю округу слышен стук молотка и крики рабочих, они делают крышу. А еще случилось нечто страшное, правильнее даже сказать ужасающее: стоило мне переступить порог монастыря, так сразу пропал 3G на моем телефоне, спустя несколько секунд, злая буковка Е также исчезла, тем самым оповестив меня о невозможности выхода в интернет. А вот полное исчезновение сети меня вообще обескуражило… Как так?! Вот это уже самая настоящая катастрофа! Телефон теперь бесполезен, ох уж этот Ростелеком, мог бы и на Русском вышку поставить. Но вот, неожиданно для меня, появилось несколько антенн. Я мигом настрочил СМСку… Только успел отправить, как связь вновь пропала. Странно. Связь так и гуляет… Появится – исчезнет. Смог прочитать сообщения ВКонтакте, а вот ответить никак… Буковка Е не дает таких привилегий… а 3G не пашет. Начинаю жалеть о том, что не позавтракал. Желудок просит еды. С момента моего пребывания на территории монастыря сделал лишь один единственный снимок – табличка с правилами поведения во время пребывания в этом месте. Без разрешения снимать не буду. Слева от того места, где я сижу,- пасека. На ней сейчас трудятся два человека в белых костюмах. Слева от меня монах в рясе несет воду в ведре. Сзади кто-то работает с перфоратором. Сверху поют птицы, шумит листва. Все еще жду настоятеля. Отец Климент обещал позвонить мне сразу же по окончании службы. Я все гадаю, как же он мне позвонит, если у меня нет сотовой связи?! Поэтому для виду повесил на шею фотоаппарат. Сел на ближайшую к храму скамейку, быть может так заметит, узнает. Слева от меня на лавочку прилег мужчина в возрасте, на нем потертые джинсы, относительно новые кроссовки и синий в полосочку пиджак. Подложил руку под голову, завалился на бок и уснул… Неожиданно для меня появилась связь. Первым же делом написал пару СМС и сделал короткий звонок. Сообщил о проблемах с сетью. Стало немного спокойнее и приятнее. Из храма выходят монахи. Служба окончена. Настоятель окликнул меня по имени, я подошел… Пригласил пройти с ним в библиотеку. Там задал несколько вопросов о моих планах, предпочтениях, противопоказаниях… Указал на список внутренних правил поведения в монастыре, распорядок дня, правил для трудников – читай, учи, запоминай. Сам удалился за неким Владимиром, чтобы тот меня провел до моего места проживания на ближайшую неделю. Как оказалось, жить я буду с остальными трудниками в общей келье. Стало немного жутко. Кто эти люди?! Что у них на уме?! Почему они в монастыре?! Куча вопросов пронеслось у меня в голове… Забыл сказать, что во время моей беседы с настоятелем, он спрашивал о моих умениях. Умею ли обращаться с коровами, пчелами, умею ли готовить?! Мне стало стыдно. Я мог похвастаться только сваренными пельменями и Дошираком… Вот он – современный человек… Блин. В монастыре запрещено пользоваться сотовыми телефонами, мне сделали исключение, да и по ноутбуку тоже. Да и сам телефон тут бесполезен, все равно связи практически нет. Поэтому буду им пользоваться вместо блокнота. Также меня предупредили о запрете съемки на службах и вообще снимать монаха можно только при его личном согласии. Спорить и упрашивать нельзя. А я и не собирался. Думаю хоть кто-нибудь да согласится на небольшую фотосессию. Все-таки без монахов фоторепортажа не будет… Вот меня привели в келью. Она находится на чердаке храма. Вход с обратной стороны. С коридоре идет очень крутая лестница вверх, поднявшись, попал в своеобразный предбанник, оснащенный умывальником, стиральной машиной и гардеробом с верхней одеждой. Еще одна лестница, крутая, но маленькая, ведет уже в саму келью. Вход очень маленький, приходится пригибаться. Но это не беда. Пролез, осмотрелся. 9 коек, у каждой своя маленькая тумбочка, над каждой кроватью распятье и много икон. Также под иконами висит индивидуальный светильник. Кстати, читать в монастыре можно только духовную литературу, слушать только духовную музыку. Мне дали место у окна. Мне оно вполне понравилось. В углу. Не люблю, когда с двух сторон кто-то лежит. Поменял простынь, наволочку, пододеяльник… Так сказать, обжился. Выдали полотенце, хотя я взял свое. Ну да ладно… Моя кровать В 11:00 дали первое послушание (работу). Меня отвели в храм. Выдали совок, тряпку и медиатор. Нужно чистить пол от восковых капель. Этим я прозанимался целых полтора часа. А вот и на обед зовут. Это хорошо, потому что я даже не позавтракал дома. Трапезная находится в самом храме, за отдельной дверью. Один стол по середине с тремя местами, видать, для настоятеля и его помощников или замов (не знаю как их правильно величать). И еще два длинных стола для монахов, послушников и трудников. Все это образует обычную букву «П». Во время трапезы все строго. Садиться за стол только после молитвы. Монахи сидят отдельно, трудники отдельно. На столе стоят кастрюли с первым и вторым. Каждый накладывает что хочет и сколько хочет. Чай или компот на выбор. Во время приема пищи никто не говорит. Все проходит в полном молчании, лишь стоящий сзади человек по книги читает различные писания. Обед длился минут 20. Пока последний не доест, никто не уходит и не встает. Вот звучит звоночек – обед окончен. Все как по команде встают со своих мест и читают общую молитву, мол, спасибо за эту еду. Берем тарелки, кружки и относим в окошко выдачи пищи. Перед входом в сам храм на стене висят «стенды» с фотографиями реконструкции монастыря, различных праздников… Сразу после обеда мне дали интересное задание. Я должен буду заняться аквариумом. Никогда этого раньше не делал. Нужно выполнить следующее: отключить все электроприборы, обеспечивающие рыбкам комфортное проживание, слить воду, выловить и пересадить рыбок, промыть фильтр, градусник, почистить элементы декора в виде замка и растений, хорошо промыть песок и самое сложное – очистить стенки аквариума от одноклеточных водорослей. Для того, чтобы слить воду, мне дали ведро и шланг. Тут все просто: один конец шланга засовываем в аквариум, затем выкачиваем с помощью рта воду и все… процесс пошел… Вода пошла, ведро наполняется. Затем это нужно слить в яму, что находится за храмом. Я сделал около 7-8 ходок. Самое интересное было – это ловля рыбок сачком. Они мелкие и юркие, все время прятались за траву. На это у меня ушло минут 20. Затем вытащил и промыл траву, песок… Осталось самое сложное – очистить от зеленой шняги стенки аквариума. Щетка не чистит… Порыскал в шкафу. Нашел какой-то тюбик с чем-то… По описания – для чистки металла. СОЙДЕТ. Намазал немного на губку, стал тереть… И вот первая удача – но стирается… Тяжело, но лучше, чем никак. На чистку стенок у меня ушко чуть больше часа. Осталось очень хорошо промыть его водой, ну и все сделать как прежде. Во время работы в голове начало крутиться: «Хочу домой. Хочу в интернет.» Без интернета, без связи наступает чувство легкой паники. Я отрезан от мира. Вдруг мне будут звонить по очень важному делу, а я недоступен?! А вдруг мне на почту упадет очень важное письмо, а я не смогу его прочесть?! Вот это настоящий ацтой. Во время проделывания этой работы краем уха услышал, что того мужика с лавочки поселят в нашу келью, причем его кровать будет стоять рядом с моей. Чувствую голод. Я хочу есть. Хочу пить. Возиться с аквариумом начал где-то в 13:40, сейчас на часах 16:20. Т.е. на помывку всего у меня ушло довольно таки много времени. Сейчас предстоит самое сложное и ответственное, засыпать песок, расставить на свое усмотрение декор, влить воду и… И в эту воду пересадить рыбок. Мне сказали, что если температура воды будет низкой, то рыбки могут и плавники протянуть. Неожиданно за окном зазвучал колокол. Дон-Дон-Дон… Это оповещение о начале службы. На часах 16:30. О, радость!!! У меня завибрировал телефон. В сердце екнуло! Что это?! Письмо? СМСка?… Нет… Всего лишь оповещение с какой-то игры, которая установлена у меня на телефоне. Облом. Так не хватает связи с внешним миром. Пока я писал этот текст, ко мне подошли трое мужчин и спросили, зачем на бачке со святой водой стоит два краника?! Я ничего об этом не знаю, поэтому ответил кратко: «С газом и без газа». Они переглянулись и ушли. 17:02. Заканчиваю наливать воду в аквариум. Кстати вода в монастыре со скважины – чистая. Закинул и рыбок. Вроде бы плавают. Завтра с утра первым делом проверю их количество внизу аквариума и наверху. Очень сильно волнуюсь. Около четырех часов ушли у меня на помывку аквариума. Теперь у меня есть свободное время. Сколько не знаю, но заданий пока что нет. Думаю, стоит пройти по территории, пофотографировать. Зашел в сам храм, беседку со статуей, нашел клетку с кроликом. Тихо и спокойно. Снова зашел в храм, там посетители. Набирают в бутылки святой воды. В трапезной гремит посуда. Этот звук меня очень обрадовал, т.к. я снова проголодался. Позвонил на материк, снова. Время тянется очень медленно. Вообще я привык жить по-другому, в постоянной суете, беготне, а здесь даже ходить начинаешь более размеренно. Складывается такое ощущение, что это место живет само по себе, отдельно от настоящего времени. Здесь все, как в замедленной съемки. Иконная лавка. Правила поведения в храме. Из-за дверей выглянул всегда улыбчивый монах Валерий. Пригласил меня внутрь, выдал большую тетрадь. Я открыл ее, там куча имен, написанные в 2 столбца на каждой странице. Сказал читать. Сами имена записаны черным маркером. Вот страница об упокоении, за здравие… Очень много длинных и ранее неизвестных мне имен. Справился довольно таки быстро. Пошел помогать Валерию, его список был намного длиннее. У каждого трудника был такой же блокнот с именами. По храму витает дым и запах ладана. Очень тяжело дышать всем этим. Сел на табуретку у форточки, свежий воздух мне не повредит. Монах Валерий разрешил сфотографировать его во время чтения этих имен. 19:07. Служба окончена. Все строем идем на ужин. Тут уже на выбор: гороховый суп, макароны с чем-то, рис с густым молоком. Взял себе этого вкусного и сытного риса. Поужинали довольно таки быстро. После немного свободного времени. И обязательное вечернее молитвенно правило. 19:57. Закончилось это правило. Снова свободное время и отбой. Первым делом побежал в келью заряжать свой айфон. Только что к нам поселили еще одного человека. Молодой, короткостриженый с неисчезающей улыбкой на лице. Сегодня решил ни к кому со своими вопросами не лезть. Еще не время. Хорошо, что мне разрешили пользоваться ноутбуком. Не знаю, как к этому отнесутся местные… Сел на жесткую кровать, мне это нравится. Я вообще люблю на жестком спать. Еще одна новость, которая меня огорчила – мыться можно только по пятницам. Я в шоке. Я привык принимать ванну ежедневно, ну максимум раз в два дня. Но чтобы целую неделю… В келье мне рассказали, что у каждого , кто собирается жить в монастыре отбирают паспорт и сотовый. Один трудник инкогнито рубится на своем ноутбуке в какую-то стрелялку и слушает рэп. Входит монах – ноут под подушку… Детский сад – не иначе… Атмосфера вполне дружелюбная. За дверью слышен шепот: «А че за парень, на п…ра похож который?» «С серьгой в ухе что ли?» «Ну да» «Да с интернета какого-то» На дворе ХХI век, а у них «какой-то» интернет. Да, это место, этих людей время обошло стороной. Маты, смех, обсуждение Deep Purple и UDO… Отбой только через полтора часа. Быстрей бы завтра. Быстрей бы пятница. Решил достать ноут и расшифровать все, что я записал в телефон. Взял айфон в руки… Он ударил меня током… Странно… Что-то у них с электричеством не то. 22:18. Многие уже спят. Кто-то читает. Кто-то в наушниках слушает музыку. Думаю, мне тоже стоит лечь спать. Не хочу греметь на всю келью клавиатурой, да и вставать в 6 утра.

Смотрите также: • Дедушка Добри – нищий благотворитель

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *