Русская Православная Церковь

Болгарская Православная Церковь

Описание:

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 г., при святом князе Борисе I (†907).

В 919 г. на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 г. Константинополь признал эти решения.

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (†869) и Мефодий (†885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (†916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хиландарского монастыря преподобный Паисий (†1798) и святой Софроний, епископ Врачанский (†1813), прославленные в 1964 г. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (†946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Каноническая территория — Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.

В 1992 г. в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 г. бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.

В 1998 г. в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.

Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.

В 2003 г. каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 г. раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.

***

Епархии Болгарской Церкви

Софийская митрополия

  • кафедра и резиденция Патриарха: София
  • Патрирший кафедральный собор: храм св. Александра Невского

Варненская и Преславская митрополия

  • кафедра: Варна

Велико-Тырновская митрополия

  • кафедра: Велико Тырново

Видинская митрополия

  • кафедра: Видин

Врачанская митрополия

  • кафедра: Враца

Доростольская митрополия

  • кафедра: Силистра

Ловчанская митрополия

  • кафедра: Ловеч

Неврокопская митрополия

  • кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп)

Пловдивская митрополия

  • кафедра: Пловдив

Русенская митрополия

  • кафедра: Русе

Сливенская митрополия

  • кафедра: Сливен

Стара-Загорская митрополия

  • кафедра: Стара Загора

Американо-Австралийская митрополия

  • кафедра: Нью-Йорк

Западно-Европейская митрополия

  • кафедра: Берлин

Страна: Болгария Город: София Адрес: 7 Tsar Kaloyan St., 1000 Sofia Телефон: 882 340, 872 683, 872 681,872 682 (Secretary), 876 127 (Chef de Cabinet) Web-сайт: www.bg-patriarshia.bg Дочерняя организация: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве (подворье Болгарской Православной Церкви) Предстоятель: Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский (Димитров Симеон Николаев)

Особо чтимые святые Болгарской Православной Церкви

Святые Кирилл и Мефодий Святой князь Борис (+2 мая 907) — креститель болгар и первый болгарский подвижник. В 889 г. он отказался от престола и ушел в монастырь, где и скончался. Князь Борис отличался ревностью в храмостроительстве. На его средства был воздвигнут на южном берегу Охридского озера монастырь святого Наума.

Святые братья Кирилл (+869) и Мефодий (+885), создатели славянской письменности, переводчики на славянский язык богослужебных и священных книг. “И вспыхнул во мраке свет! Была создана новая литература! Вспыхнули лучи новой культуры! В истории Европы появилась новая сила!” —говорится о великом деле святых братьев в послании Священного Синода Болгарского Патриархата по случаю 1100-й годовщины блаженной кончины святого Кирилла.

Равноапостольные братья явились первыми распространителями философской терминологии на славянском языке, включающей такие понятия, как естество, природа, свойство, сущность, существо, идея, вещь, вселенная и др. Святому Кириллу принадлежит как одному из ранних философов в истории Христианской Церкви и первому в славянской литературе определение понятия “философия”. Отвечая на вопрос “Что такое философия?” —он говорил: “Знание Божественных и человеческих вещей, приближение, насколько возможно, человека к Богу и приучение его посредством добродетелей к тому, чтобы быть таким, как Тот, Кто создал его по своему образу и подобию”.

Ежегодно 24 мая в Болгарии торжественно празднуется память святых славянских первоучителей. “Большая заслуженная слава двух великих наших братьев, жителей Салоник, в нашем народе, — читаем в упоминавшемся Послании, — является стихийным признанием народной души, что Кирилло-Мефодиеву делу мы, болгары, обязаны своим христианским просвещением, духовным возвышением и национальным сохранением. Что стало бы с болгарским народом без гениального дела св. Кирилла, который дал нам славянскую азбуку, этот ключ к знаниям, вере и науке? То, что мы сегодня читаем и пишем на своем родном языке, то, что мы радуемся самобытной и богатой литературе, то, что мы наслаждаемся изящной болгарской поэзией, гордимся замечательными болгарами-литераторами, духовниками, учеными, беллетристами, то, что молимся Богу на своем понятном языке, то, что у нас есть возможность читать слово Божие в болгарском переводе, то, что мы можем воспевать Творца своей звучной родной речью, — всем этим мы обязаны святому Кириллу и его брату святому Мефодию!”

Святитель Климент, епископ Охридский (+916) — один из способнейших учеников святых Кирилла и Мефодия. После кончины св. Мефодия, когда ученики его были изгнаны из Моравии, святитель Климент вместе с Наумом и Ангеларием были приняты святым князем Борисом, который вскоре назначил святителя Климента учителем и проповедником в области Кутмичевица, расположенной в нынешней Западной Македонии и Южной Албании. В это время он подолгу пребывал в Охриде и Главенице. Около 3500 учеников святителя стали чтецами, иподиаконами, диаконами, священниками и епископами.

Значительный интерес вызывают оставленные святителем Климентом догматические творения, как-то: “Похвальное слово о Святой Троице, о сотворении мира и о Cтрашном суде”, “Слово о Рождестве Христовом”, посвященное раскрытию явления на Земле ради нас и нашего спасения Бога во плоти, и “Похвальное слово о святых Архангелах Михаиле и Гаврииле”, говорящее о небесных воинствах. Особо догматично и исполнено глубоких мыслей “Похвальное слово о Святой Троице…” Святая Троица—это, по рассуждению святителя Климента, три Ипостаси единой субстанции, “Бог един в трех Ипостасях”. Бог не имеет ни начала, ни конца. Он непреходящ, независим от времени, неизменен в бытии; Он существует вечно. “Нет ничего ни видимого, ни невидимого, которое могло бы Его охватить и вместить Его в Себя”. Он есть Творец мира невидимого и мира видимого “с его четырьмя составными частями: небом, землей, водой и воздухом, вместе со всем, что есть в них”. Учение западных богословов о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, святитель Климент считает попыткой разложить единую субстанцию на два первоначала. “Святой Дух, — говорит он, — не происходит от двух начал: Он—един и из одного Начала. Отец есть Начало, и Он стоит над всяким предвечным Началом”. Святитель Климент отличает “исхождение” Святого Духа от “раздавания”. “Первое, — по его мысли, — объясняет способ существования Духа, потому что как Сын происходит от Отца по рождению, так и Дух исходит от Него по происхождению. Давание не объясняет способа существования, а показывает обогащение и раздавание”.

Следует отметить также в учении святителя то, что он ставит труд в тесную связь с добродетелью. “Безделие, —говорит он, — есть учитель всякого зла”. Будучи сам образцом соединения слов с делами, святитель Климент учил сему и других. “Как благочестивая жизнь без здорового учения является в сущности мертвой и смердящей, — наставлял он, —так и безжизненное учение не ведет к вечной жизни”.
Скончался святитель Климент в Охриде, здесь же, в монастыре св. Пантелеймона, и был похоронен.

Святитель Наум (+910) — друг святителя Климента, организатор Преславской литературной школы, занимавшейся переводами святоотеческих творений (свв. Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и др.) и создававшей оригинальные произведения (напр., беседы на евангельские темы — “Учительное Евангелие” —преемника святого Наума по руководству школой Константина, епископа Преславского).

Болгарская Православная Церковь наименовала Седьмочисленниками святых Кирилла и Мефодия, Климента, Наума, Горазда, Савву и Ангелария.

Преподобный Иоанн Рыльский — родился во второй половине IX в. в с. Скрино (Софийская обл.). В детстве был пастухом. Монашество принял в ближайшем монастыре. Вскоре ушел в Рыльскую местность (123 км от Софии), где основал монастырь, ставший всенародной святыней во все последующие века болгарской истории. Скончался преподобный в 946 г.

Весьма поучительно сохранившееся до наших дней предсмертное пастырское наставление преподобного Иоанна. “Внимайте себе, братья, — учил преподобный, — всех молю: вы прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную. К сим (подобает) и страннолюбие, смирение с покорением, пост и молитву, пищу и питие немятежно имети; наипаче же смирением украситися, супротивословия удалятися и ничтоже вменяти; жития сего честь же и славу не искати, вместо бо сих же от Бога мзды богатыя ожидати и вечных благ наслаждения улучити”.

Святой Иоанн Рыльский почитается как покровитель Болгарии.

Святой Феодосии Тырновский — родом из Тырнова, подвижник первой половины XIV в. (+ок. 1363г.), учитель святого Евфимия, впоследствии известного Тырновского Патриарха. Святой Феодосии в своем подвиге следовал идеям исихазма и старался эти идеи распространить и утвердить в Болгарии. В истории духовного просвещения болгар святой Феодосии известен также в качестве примерного переводчика святоотеческих творений с греческого языка на болгарский.

Ему принадлежит, в частности, перевод отдельных творений своего учителя святого Григория Синаита (под заглавием “Главы, зело полезные”) и его жития.

Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский. Все служение святителя Евфимия было направлено на духовное возрастание Церкви, на укрепление страны, улучшение состояния народа, усиление его единства, необходимого для сохранения болгар как нации перед опасностью османских завоеваний.

Особо почитаются болгарами святые Паисий, игумен Хилендарского монастыря, и Софроний, епископ Врачанский. Два этих святых были канонизированы Святейшим Синодом Болгарской Церкви на торжественном заседании 26 июня и 31 декабря 1964 г., а определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1965 г. имена их внесены и в месяцеслов нашей Церкви.

Религия в Болгарии

Сегодня религии в Болгарии примерно представленны так: Болгарская православная церковь — 85%, ислам — 13%, католицизм, протестантизм, иудаизм.

Территория сегодняшней Болгарии географически расположена на границе между бывшими западными и восточными частями Римской империи в IV и V веках. Это и предопределило религиозную ориентацию страны.

В 342 году в Сердике (теперешней Софии ) был проведен религиозный собор епископов для укрепления согласия между западными и восточными церквями.

Мало земель в мире было подвергнуто такому количеству нашествий и переселений с древности до средних веков. В этом водовороте христианские общности уцелели только в некоторых изолированных местах.

Среди новых завоевателей в VI веке преобладающая часть была славянской; в следующем веке проболгары во главе с ханом Аспарухом пересекли Дунай и создали государство — Болгария. Славяне объединились в борьбе против византийцев. При этих обстоятельствах не могло быть и речи о крещении: запад был в полном упадке, латинские миссионеры были полностью заняты приобщением к христианству германских народов и прибывшие из Византии миссионеры были враждебно встречены из-за постоянных войн между империей и болгарами.

Это положение полностью изменилось в середине IX века. Именно тогда сочетаются социальные, экономические и политические факторы, способные облегчить распространение христианства. Осторожный и благоразумный предводитель болгар — царь Борис I дал себе отчёт в том, что не должно остаться ни одного язычника, что крещение (принятие христианской религии) укрепит его авторитет, что его будут считать не обыкновенным предводителем, а «божьим избранником» и это даст ему возможность быть первым среди военной аристократии. В 1865 году царя крестил греческий миссионер и его примеру следуют широкие массы вопреки недовольства аристократии.

Восточно-православная религия воспринимается народом, проникает в его жизнь и культуру. Первый ее социально — политический результат выражается в процессе слияния проболгар и славян.

Преобладающей религией в Болгарии является православная. Сохраняя свойственную ей ортодоксальную структуру, болгарская церковь, принявшая те же догмы и дисциплины, что и остальные православные церкви, является автокефальной церковью, т.е. управляет своей внутренней жизнью совершенно независимым образом.

Болгарская церковь возглавляется Патриархом. Патриарх совместно с Синодом митрополитов осуществляют верховную религиозную власть. Митрополиты в соответствии с религиозными канонами несменяемы, т.е. после избрания верующие не могут быть перемещены из одной епархии в другую. Исключение возможно лишь при повышении в сан патриарха.

Каждая епархия Болгарской церкви разделена на определенно число енорий. Каждая енория оглавляется руководителем, который по православным правилам в большинстве случаев — женатый священник. Вопросы материального обеспечения решаются светским (мирским) советом. Духовенство Болгарии пользуется также и установленной системой социального обеспечения.

Кроме упомянутой восточно-православной болгарской церкви, которая объединяет часть христианства в Болгарии, остальные христианские вероисповедания составляют малую часть: католики, протестанты. Существует определенное количество последователей различных сект: методисты, баптисты, конгреционалисты, адвентисты и другие.

В начале Второй мировой войны в Болгарии было приблизительно 60000 евреев. Благодаря вмешательству властей и всего народа Болгарии они избежали своего фатального конца, который постиг многих их собратьев по религии в других странах, оккупированных нацистами. После создания государства Израиль, 90% болгарских евреев эммигрировали. Еврейская община в Болгарии имеет синагоги в Софии, Пловдиве, Русе, но прихожан немного.

Ислам в Болгарии — естественное последствие османского ига. Мусульмане в Болгарии представляют наиболее многочисленную прослойку после православных. По этническому признаку они делятся на три группы: — турки, живущие компактными массами в областях Шумена, Разграда, Кырджали, Хасково, — цыгане, разбросанные малыми группами по всей стране, — помаци, имеющие христианские корни, принявшие насильно ислам во время турецкой оккупации в середине XVII века, чаще всего встречаются в Родопах.

Все эти религиозные общины Болгарии существуют легально и живут в мире и согласии.

Дыновизм

Одна из наиболее распространенных в Болгарии нетрадиционных религий — дыновизм. Ее основатель Петр Дынов I (1864-1944 гг.) родился в семье православного священника, получил богословское образование, но от православия отошел, создав к 1918 г. новое религиозно-мистическое учение о перерождении души и одушевлении предметов, объединившее теософию, труды Блаватской и Рерихов, а также собственные откровения Дынова, назвавшегося «учителем Беинса Дуно».

Члены общества дыновистов живут во многих болгарских городах. Ежегодно с 22 марта по 22 сентября они исполняют так называемый ритуал паневритмии (всеобщего космического ритма) — встречают восход солнца с песнями, музыкой и гимнастическими упражнениями в определенных местах — на горе Витоша или в районе Рильских озер в горах Рила.

В России последователи дыновизма известны как «Белое братство».

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *