Государство и Церковь: врозь или вместе?

Сегодня часто говорят о том, что Церковь вмешивается в дела государства, что Церковь и государство срослись. Так ли это на самом деле? Какое правовое наполнение имеет положение об отделении Церкви от государства? Нарушает ли принцип светскости сотрудничество государства и Церкви в определенных областях? Каков опыт иных стран в выстраивании отношений между церквями и государством? Об этом рассуждает профессор Сретенской духовной семинарии Михаил Олегович Шахов.

Порознь, но в соработничестве

С точки зрения права, утверждение о том, что сегодня мы наблюдаем сращивание Церкви и государства, абсолютно неверно. Русскую Православную Церковь нельзя считать государственной. В тех странах, где Церковь государственная, правовые отношения между этими двумя институциями иные, чем те, которые установились в Российской Федерации сегодня. Примером того, что такое государственная Церковь, отчасти может служить Синодальный период в истории Русской Церкви (1700–1917), когда структура, управляющая Церковью – Святейший Правительствующий Синод, – была частью государственного бюрократического аппарата («ведомством православного исповедания»), а во главе Церкви стоял государственный чиновник – обер-прокурор.

Нетрудно заметить, что сегодня церковно-государственные отношения совершенно иные. Они определяются Конституцией РФ и действующим законом о свободе совести.

Статья 14 Конституции РФ декларирует отделение религиозных объединений от государства. Это значит, что вопросы вероучения, богослужения, внутреннего управления в Церкви, в частности рукоположения священников и архиереев, перемещение с прихода на приход, с кафедры на кафедру, лежат вне компетенции государства. Государство их регулированием не занимается, в дела Церкви не вмешивается – и не имеет права вмешиваться.

Очень важный момент: в Российской Федерации нет обязательного религиозного воспитания в системе государственного образования. При этом напомню, что школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», на который в полемическом запале иногда указывают, – это курс, включающий шесть модулей, из которых, во-первых, только четыре дают сведения о конкретной религии, а во-вторых, за родителями закреплено право выбрать для преподавания своим детям один из модулей, в том числе и модуль «Основы светской этики». Учитывая такой формат этого школьного предмета, очень большой натяжкой видится толкование его как формы обязательного государственного религиозного воспитания. Такового в нашей стране нет.

Как нет и других составляющих системы государственной церковности:

– государственного бюджетного финансирования деятельности Церкви, в том числе выплаты заработной платы священнослужителям из бюджетных средств;

– прямого представительства Церкви в Федеральном Собрании. В странах, где произошло или сохраняется сращивание государства и Церкви, в той или иной форме есть прямое, закрепленное, как правило, законом, право Церкви делегировать своих представителей в законодательные органы власти, в иные государственные органы власти и управления.

Церковь в России не является частью государственного механизма и не наделена какими-либо властными функциями

Да, при обсуждении каких-либо законодательных инноваций, при принятии важных решений государственные органы прислушиваются к мнению Церкви, учитывают его; на стадии обсуждения какого-либо закона к Церкви могут обратиться за консультациями. Но Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-то властными функциями.

Те, кто говорит о нарушении принципа отделения Церкви от государства, о сращивании Церкви и государства, указывают на определенные явления, которые, тем не менее, лежат в конституционных рамках и не противоречат принципу независимого существования Церкви и государства. Есть государственная материальная поддержка Церкви в сфере сохранения культурного наследия (реставрация храмов и монастырей, которые признаны объектами культурного наследия). Есть государственная поддержка социально значимой деятельности Церкви в области образования, просветительства, социального служения. Но эта форма сотрудничества и соработничества государства с Церковью признана во всем мире, в том числе и в тех странах, в которых, как и в нашем государстве, осуществлен принцип отделения Церкви от государства, разграничения их властных полномочий и сферы компетенции.

Патриарх Кирилл освящает надвратную икону на Спасской башне Московского Кремля 28 августа 2010 г.

В вероисповедной политике нашего государства есть определенные приоритеты: учитывается, что роль Православия в истории нашей страны, в развитии ее культуры огромна, она несоизмерима с той ролью, которую играли иные вероисповедания; что православных среди населения нашей страны большинство. И конечно, формат диалога государства с Православной Церковью не может быть абсолютно таким же, как формат диалога между государством и какими-то религиозными новообразованиями, имеющими законное право на существование – но вовсе не на такое приоритетное внимание и заботу государства, как те религии, которые составляют основную часть исторического и культурного наследия народов нашей страны.

В Европе только два государства в Конституции определяют себя как светские: Франция и Турция

Хотелось бы несколько слов сказать по поводу термина «светское государство», используемого в статье 14 Конституции РФ. Этим термином любят манипулировать те, кто недружественно относится к соработничеству Церкви и государства, упирая на то, что вышеупомянутая статья гласит: «Российская Федерация – светское государство». Термин этот, кстати, в нашей Конституции 1993 года появился впервые в истории России. Никогда раньше, даже при советской власти, не декларировалось, что у нас светское государство. Более того, в Европе еще только два государства в Конституции определяют себя как светские: Турция и Франция.

Размытость понятия “светское государство” приводит к манипулированию им

Проблема в том, что светский характер государства конституционно закреплен, но не разъяснен. Что и позволяет представителям антиклерикальных кругов тут и там усматривать нарушения принципа светскости государства, потому что очень легко обвинять в нарушении того, что не имеет конкретных границ.

Я вообще сомневаюсь в абсолютной необходимости декларировать конституционно принцип светскости. Мною была опубликована статья, где я предлагал поразмыслить об этом.

Напротив, принцип отделения Церкви от государства, по моему мнению, должен быть сохранен в российской Конституции. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, Церковь должна оставаться внутренне свободной. И в этом смысле принцип отделения – это скорее благо, чем зло для Церкви. Хотя в России принцип отделения неизбежно вызывает ассоциации с Лениным, с его декретом об отделении Церкви от государства и с последующим антирелигиозным погромом. Но в современных условиях этот принцип имеет совершенно иное содержание, он соблюдается, и нет оснований говорить о его нарушении, о каком-то антиконституционном сращивании Церкви и государства.

А как в других странах?

Сравнение – лучший способ понимания каких-либо дефиниций. И потому, чтобы разобраться, что же такое государственная Церковь и что такое светское государство, обратимся к примеру других стран.

Выше я упомянул, что во Франции, как и в России, конституционно закреплен светский характер государства. При этом сегодня во Франции всё больше говорят о светскости «понимающей» или «дружественной» по отношению к религиям, а не о светскости антиклерикальной.

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери), южный фасад

Замечу, что Франция – страна с очень противоречивым наследием в области государственно-конфессиональных отношений. С одной стороны, на протяжении многих веков эта страна традиционно католическая. Во времена средневековья она даже именовалась старшей дочерью Католической церкви, будучи одним из оплотов католицизма. Но с другой стороны, Франция – это свободомыслие, Просвещение, масонство, антиклерикализм, революция с ее антикатолическим погромом, атеизм и т.д.

Во Франции католические соборы, храмы, часовни – собственность местных властей (коммун) или государства

Положение о светском характере Французской республики в конституцию этой страны было внесено после Второй мировой войны. Но ранее, в 1905 году, был принят закон об отделении церквей от государства (кстати, он послужил примером нашим большевикам 13 лет спустя; правда, антиклерикальные идеи этого французского закона они углубили и развили). Закон 1905 года привел к конфликту с Католической церковью. В результате его последующего урегулирования получилось так, что примерно 40 тысяч католических соборов, храмов, часовен, построенных до 1905 года, оказались в собственности местных властей (коммун) или государства. При этом нельзя считать, как полагают некоторые, что эти храмы были национализированы. Национализация свершилась еще во время революции. Но до отделения католические приходы и епархии были на положении государственных религиозных организаций (с учетом условий заключенного Наполеоном I Конкордата с Папой), а после принятия Закона 1905 года Католическая церковь отказалась создать негосударственные религиозные объединения и принять в их собственность церковные здания. Они оказались на попечении государства, но юридический статус их иной, чем тот, какой возникает при национализации. Местные власти несут на себе бремя расходов по охране, ремонту, реставрации, содержанию этих 40 тысяч объектов, начиная от Нотр-Дам-де-Пари и кончая какими-нибудь небольшими часовнями в провинции. Католическая церковь, кстати, этой ситуацией весьма удовлетворена и отнюдь не горит желанием изменить положение.

Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии

Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии, обеспечивая тем самым свободу вероисповедания для военнослужащих. В государственных школах не преподают Закон Божий, но там есть курс основ знаний о религии. При этом не надо забывать, что во Франции существует очень мощная система негосударственных католических школ. Они дают образование очень высокого уровня и потому весьма популярны. Так что далеко не все французские дети получают светское религиозно нейтральное воспитание.

Совершенно другая система в Великобритании, где есть государственная церковь. Но особенность Великобритании в том, что это страна, состоящая из нескольких частей: собственно Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, и Англиканская церковь – государственная в этой стране только в Англии в узком смысле слова. Она имеет государственный статус, англиканские епископы занимают по должности места в Палате лордов. У Англиканской церкви есть право регистрации браков, которая имеет юридическую силу. Церковное право церкви Англии входит в государственную правовую систему. Но в то же время мало кто знает, что государственная церковь Англии не является бюджетно финансируемой, то есть, несмотря на свой государственный статус, она содержится в основном на пожертвования своих прихожан, своих верующих, а не на средства бюджета.

Лорды-епископы в палате лордов

В других частях Соединенного Королевства Англиканская церковь не является государственной. В Шотландии формальный статус государственной имеет Пресвитерианская церковь, но фактически она обладает большой автономией и мало зависима от государства.

Что касается образования, то для Великобритании характерна сильная доля негосударственного образования, в том числе религиозных школ, по преимуществу англиканских, хотя и католических немало. Так что в этой стране значительная часть детей получает образование и воспитание именно в негосударственном секторе, сопряженное с добровольным религиозным образованием.

Несколько слов о Федеративной Республике Германии. В соответствии с конституционными положениями этой страны, здесь нет государственной церкви. Наиболее крупными являются две «Большие церкви» – Евангелическо-лютеранская и Римско-католическая. Германская система отличается тем, что церкви, которые «по своему устройству и числу членов дают гарантию длительного существования», могут претендовать на получение статуса так называемых публично-правовых корпораций. Этот статус не имеет прямого аналога в российском законодательстве. Чтобы понять, что это такое, поясню на следующем примере: публично-правовой корпорацией является Коллегия адвокатов, она дает разрешения заниматься адвокатской практикой тем, кто является ее членом, и, соответственно, лишает этого права тех, кого исключает из своих рядов; при этом решения Коллегии имеют юридическое значение не только для ее участников, но и принимаются во внимание органами государственной власти. Для церквей в Германии статус публично-правовой корпорации означает возможность собирать церковный налог. В Германии граждане, которые являются членами церквей, имеющих статус публично-правовой корпорации, помимо подоходного налога, через государственную систему уплачивают церковный налог. Правда, в связи с этим уже многие годы имеется следующая устойчивая тенденция: немцы, не желающие платить церковный налог, подают заявление о выходе из Лютеранской или Католической церкви.

В Германии сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях

Германскую систему иногда называют кооперационной, так как сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях. Церкви, имеющие статус публично-правовых корпораций, активно занимаются социальным служением. Тут и церковные больницы, медицина, работа с престарелыми, бездомными, сиротами и так далее. И в значительной мере эта социальная деятельность церквей получает сильную государственную поддержку и финансирование.

Статусом публично-правовых корпораций в разных землях Германии обладают более 100 различных конфессий и религиозных организаций

Добавлю еще одну важную подробность. Авторы различных проектов по введению в России статуса традиционных религий или привилегированного положения наиболее укорененных религий часто ссылаются, например, на Германию, говоря, что в этой стране статус публично-правовых корпораций дан только традиционным для населения страны Лютеранской и Католической церквям. Но на самом деле в Германии статусом публично-правовых корпораций в разных землях обладают более 100 различных религиозных организаций самых разных конфессий, включая те, которые у нас были бы названы нетрадиционными. Германский опыт не столь однозначен, чтобы быть скопированным и перенесенным на российскую почву. Такие религиозные объединения, как мормоны или «Свидетели Иеговы», иногда небезуспешно добиваются в отдельных землях ФРГ получения статуса публично-правовых корпораций. Повторюсь еще раз: свыше 100 различных религиозных организаций разных конфессий имеют такой статус.

Что касается образования, то школа в Германии в основном государственная, и там преподается изучение религии без какого-либо конфессионального воспитания.

В Италии имеет место определенная иерархия в правовом положении церквей

Иной опыт в Италии, где имеет место определенная иерархия в правовом положении церквей. В этой стране в рамках конкордата в наиболее привилегированном положении находится Католическая церковь. За ней следует 11 конфессий, которые подписали договор с государством и в силу этого обладают некоторыми расширенными полномочиями, в том числе правом на получение доли от подоходного налога. (Итальянские налогоплательщики вправе выбрать, направляют ли они небольшую (0,8%) долю подоходного налога на церковные нужды или же государству на социальные программы.) Далее идут зарегистрированные в качестве религиозных организации, не подписавшие договор с государством. И еще ниже те, кто действует на правах некоммерческих объединений, без признания их религиозными. То есть в Италии есть некая пирамида конфессий, и, в зависимости от положения на той или иной ступени этой пирамиды, конфессии имеют более или менее привилегированное положение.

Можно ли учесть этот опыт нам? Давайте посмотрим, к чему такая система привела. В группу 11 конфессий, заключивших договор с итальянским государством и стоящих по правовому положению близко к положению Католической церкви, входят вальденсы, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, иудеи, баптисты, лютеране, далее следует Итальянская митрополия Константинопольского Патриархата, мормоны, Новоапостольская церковь, буддисты и индуисты. Как видим, в статус привилегированных в Италии попадают и те, кого мы обычно именуем «новыми религиозными движениями».

Сходную картину можно наблюдать и в Испании, где тоже есть иерархия конфессий. На первом месте стоит Католическая церковь, которая, однако, не является государственной. Ее статус определен условиями Конкордата. Далее следуют три конфессии, признанные укорененными в Испании и заключившие договоры с государством о своем правовом положении: Федерация евангелических общин, Федерация иудейских общин и Исламская комиссия. Кроме трех конфессий, уже заключивших договоры с государством, получившими «явное укоренение» признаны: мормоны (2003), «Свидетели Иеговы» (2006), буддисты (2007), православные (2010).

Флаги Элладской Православной Церкви и Греции

Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше

Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше. Такими пока остаются Дания, Греция, в Конституции которой сказано, что господствующей религией в этой стране является Восточно-Православная Церковь Христова. Близкий к государственному статус имеют Лютеранская церковь и Православная Церковь в Финляндии.

Можно ли усмотреть какую-либо тенденцию в том, как в европейских странах сегодня изменяются отношения между церквями и государством? Да, прослеживается определенная линия. В тех странах, где ранее существовало привилегированное положение либо Римско-католической церкви, либо одной из протестантских церквей, происходит постепенный отказ от статуса государственной церкви и всё больше и больше нивелируются права доминирующей церкви – церкви большинства населения – и церквей религиозных меньшинств. Характерный пример – Швеция, где Церковь Швеции в 2000 году была лишена статуса государственной. Те государственные функции, которые ранее на нее возлагались, в том числе в части ведения регистрации актов гражданского состояния и соответствующих архивов, были переадресованы государству.

Эту тенденцию можно увидеть и в том, как изменялись в XX веке церковно-государственные отношения в Италии, современную систему которой я характеризовал выше. По конкордату 1929 года католицизм признавался единственной религией итальянского государства. В новом конкордате 1984 года от этого положения отказались, равно как и в таких католических странах, как Испания и Португалия, где предшествующие конкордаты закрепляли уникальное, особое положение Католической церкви.

Так что общая тенденция такова: отказ от особого статуса государственной церкви и от наделения ее какими-то особыми полномочиями, которые существенно отличали бы ее положение от положения других конфессий, религиозных меньшинств.

Борьба за власть в партии между Троцким и Сталиным

После смерти Ленина 21 января 1924 году в СССР началась борьба за власть в партии между Троцким и Сталиным. Ситуация осложнялась тем, что у Ленина было несколько ближайших соратников, претендовавших на власть. Кроме Троцкого и Сталина это были Каменев, Бухарин и Зиновьев. Ленин же никого не назвал своим приемником. Реальная борьба развернулась только между Троцким и Сталиным.

Для того чтобы понять, что готовили стране возможные ее руководители, рассмотрим основные пункты их программ.

Троцкий Л.Д. был сторонником активных действий. Он выступал за то, чтобы разжечь огонь революции по всему миру. Он говорил о том, что строительство социализма в одной стране невозможно. Сначала необходимо добиться мировой революции и только потом браться за строительство социализма.

Сталин И.В. говорил об обратном. Он утверждал, что победа социализма даже в одной стране – явление уникальное и нужно сделать все возможное, чтобы построить социализм в СССР. При этом он полностью отвергал идею мировой революции.

Иными словами, Троцкий говорил о том, что СССР развивать не следует. По его идеологии стране не были нужны ни школы, ни музеи, ни больницы, ни университеты. Вообще ничего не было нужно, кроме армии и всего того, что армию обеспечивает. Советская армия должна была воевать со всем миром, чтобы разжечь призрачный очаг мировой революции. Сталин же говорил о том, что нужно создавать блага внутри страны. СССР обладало всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы построить социализм. Борьба за власть в партии между Троцким и Сталиным по сути своей означала борьбу между благополучием и крахом страны. Победа в этой борьбе Сталина позволила повысить в СССР качество жизни.

Первый ход в борьбе сделал Сталин. Он, реализуя программу Ленина по привлечению в партию простых людей, с февраля по август 1924 года пополнил число партии большевиков на 203 тысячи человек, чем существенно повысил свой авторитет.

В ответ на это Троцкий публикует статью, которую приурочивает к седьмой годовщине октября. В этой статье он подробно описывает свою роль в революции, упоминает множество фамилий, кроме одной – Сталин. Январский съезд партии РКП(б) 1925 года вынес вопрос недоверия к Троцкому, поскольку тот очернял историю революции. За день до этого Троцкий написал заявление с просьбой освободить его от всех занимаемых должностей. В конце 1925 года РКП(б) была переименована в ВКП(б), Всесоюзная Коммунистическая Партия.

В 1927 году Троцкий, при поддержке Каменева и Зиновьева, попытался организовать собственную демонстрацию, приуроченную к десятилетию октябрьской революции. Эта демонстрация должна была пройти исключительно под лозунгами Троцкого. В результате Сталин, и люди его поддержавшие, исключили из состава партии Троцкого, Зиновьева и Каменева. В 1928 году Троцкий со своими сподвижниками был сослан в Алма-Ату. В 1929 году Троцкий был выслан из страны. Таким образом, борьба за власть в партии между Троцким и Сталиным завершилась победой Сталина.

Борьба за власть в партии между Троцким и Сталиным оказалась судьбоносной для страны и на долгие годы определила вектор ее развития.

ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ

Смотреть что такое «ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ» в других словарях:

  • Власть понятие — Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать известному существу или: 1) на основании его абсолютного превосходства перед всеми другими такова власть Божия; или 2) на основании… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Власть, понятие — Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать известному существу или: 1) на основании его абсолютного превосходства перед всеми другими такова власть Божия; или 2) на основании… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Власть дисциплинарная — так называется право определять взыскание за нарушение порядка, установленного в известной сфере деятельности, с целью понуждения подчиненных этой власти лиц к исполнению обязанностей, на них лежащих. Установить точную границу между властями… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Власть церковная — – власть вообще есть полномочие действовать собственными силами или направлять силы других к известной цели (Понятие). Власть по своему характеру подразделяется на Божественную и человеческую, семейную и общественную. Под именем церковной… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • власть — (2) 1. Господство повелителя, могущество: А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. 26 27. Тогда глагола … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • ВЛАСТЬ — , Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что то и на кого то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются… … Православная энциклопедия

  • власть правителя — При всем разнообразии существующих подходов к определению природы В.и, в ней представляется правомерным видеть прежде всего комплекс разнообразных межчеловеческих отношений, приводящих к наделению отдельных личностей, групп людей,… … Словарь средневековой культуры

  • Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора

  • Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — Запрос «Мормоны» перенаправляется сюда. См. также Мормонизм Храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Солт‑Лейк‑Сити (США, штат Юта) Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (англ. The Church of Jesus Christ of Latter day Saints более… … Википедия

  • ВЛАСТЬ — авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями др. людей. Христианство признает один источник власти Бога, свидетельствующего о Себе: «У Меня отмщение и воздаяние… Я и нет Бога, кроме Меня: Я… … Русская история

Как бороться с властью

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество». Из этой реплики Николая Карамзина несложно вывести следствие. Забывший историю рискует своё Отечество потерять.
Конечно, в современном мире это не так важно. Если у тебя паспорт гражданина Израиля, если ты половину жизни проводишь на Гоа или ещё на каких-нибудь дауншифтерских курортах, если ты в любой момент можешь уехать из России, не оглядываясь назад… что же? Почему бы тогда Отечество и не потерять?
Мне сложнее. Я здесь родился, я провёл здесь всю свою жизнь. Я давно уже опытным путём установил, что за пределами России я ощущаю себя гостем, и что я быстро начинаю считать дни до возвращения домой. Поэтому рисковать своей страной я категорически не готов: Россия однозначно входит в список самых важных для меня в жизни вещей.
Когда я вглядываюсь в красивые, одухотворённые лица режимоборцев — мёрзнущих на митингах честных людей, мечтающих сделать мою жизнь лучше — я понимаю, что это уже было. Было совсем недавно: каких-то двадцать лет назад, когда самые смелые, самые совестливые советские граждане вышли на улицы, чтобы бороться за перемены. Никто из них не хотел развала страны. Наоборот – люди хотели страну улучшить. Но ветер перемен раскроил ее до основания.
Девяностые годы стали временем лихим и безжалостным. До слепоты наивные во многих вопросах советские люди были, фактически, брошены государством на произвол судьбы:

Что забавно, больнее всего весёлые девяностые проехались именно по интеллигенции — по тем людям, которые сильнее всего ненавидели советскую власть и больше всего сделали для умерщвления СССР. Оказалось, что в эпоху бандитов и проституток люди с высшим образованием никому не нужны.
И тогда, и сейчас мотивы благородных режимоборцев были интуитивно понятны и просты. По сути, лозунги с тех времён не изменились: «так жить больше нельзя», «власть должна уйти», «мы хотим жить по-другому».
К сожалению, как тогда, так и сейчас люди не задумывались, что же значит «по-другому». Протестующие конца 80-х не думали, что страна может пересмотреть социальную политику в сторону отказа от бесплатного выделения жилья и обязательного обеспечения работой каждого гражданина. И совсем уж жёстким сюрпризом стал кровавый переход к рынку, когда за один только 1992-й год инфляция составила 2’600 процентов, а зарплату начали задерживать на месяцы.
В нулевые годы вместо полноценного развития Россия была вынуждена поспешно наверстывать упущенное. Хотя многие трудности сегодня и удалось преодолеть, нерешённых проблем всё ещё осталось выше крыши. Митингующие же, как и в конце 80-х, полагают, будто при свержении власти всё хорошее останется при нас, а всё плохое начнёт стремительно исправляться. Мало кто из них задумывается о том, что попытка улучшить страну может обернуться ее развалом. И это, увы, столь же наивно, как и надежды советских интеллигентов на ласковую и добрую руку дикого рынка.
В первую очередь по той банальной причине, что смена конкретного политика на другого в рамках существующей системы не вызовет кардинальных перемен. Финансовые элиты останутся теми же самыми. Крупные игроки рынка продолжат контролировать свои денежные потоки. Да и в лифтах — будем таки честными — гадить меньше тоже не станут. Собственно, как наглядно показал опыт девяностых, гадить в лифтах будут даже больше…
Сейчас бандерблоги ненавидят Путина за то, что он якобы сидит у некой абстрактной кормушки. Однако история позволяет заявить нам со всей определённостью: в этом плане новый президент если и будет от него отличаться, то только в худшую сторону. При этом гипотетическому новому президенту придётся потратить весь свой первый президентский срок только на то, чтобы войти в дела страны и попытаться расставить на ключевые посты свои кадры.
А дальше вновь наступят выборы, количество недовольных властью вырастет в разы, и уж тут наши атлантические друзья наверняка попытаются сыграть роль великодушных варягов и предложить России перейти под их мудрый протекторат.

Есть и другой вариант — до дрожи в пальцах реалистичный. Беспокоясь о народе, новая власть объявляет пересмотр итогов приватизации. Бизнесмены, а дураков в бизнесе мало, моментально выводят из страны свои деньги, свои семьи и самих себя. Современное же городское население, которое получает свои зарплаты исключительно благодаря какому-никакому российскому бизнесу, переживает ностальгическое возвращение в девяностые.
При этом, кстати, надо ещё учесть, что крупный бизнес умеет кусаться. Вспомните того же самого Березовского. Если опальных олигархов станет хотя бы сто, их политической воли вполне хватит на то, чтобы раскачать лодку так, как ни одному Госдепу не снилось. Про времена семибанкирщины напоминать, надеюсь, никому не надо.
Хорошо, спросите вы. Как же тогда жить? Ведь уже хватит это терпеть, ага?
Единственный правильный вариант — влиять на власть путём диалога. Именно по этой причине протестовать нужно. И выходить на митинги нужно. И проводить парады просто необходимо.
Однако это должны быть акции не против власти, а против конкретных проблем. Только таким образом работает гражданское общество. Только так страна может и будет развиваться.
Что же касается удовольствия погреться у костра революции… да, это весело и романтично. Но надо понимать, что за удовольствие ощутить революционный подъём в груди надо будет заплатить. При этом реальную стоимость наших шалостей нам озвучат только тогда, когда исправить будет уже ничего нельзя. И мы можем быть уверены только в одном: цена эта будет для нас совершенно неприемлемой.

В политической жизни начала XX века лидирующую позицию занимала российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Количество ее участников составляло более 100 тысяч человек.

В 1903 году за границей состоялся II съезд социал-демократов. Из-за принципиальных разногласий в политической программе партии произошел раскол на две фракции – большевиков и меньшевиков. В таком режиме деятельность революционеров-марксистов проходила до 1917 года, после чего образовались две отдельные политические партии.

Кто такие большевики и меньшевики простыми словами?

  • Разделение социал-демократов на меньшевиков и большевиков возникло в результате противоположных точек зрения на алгоритм оформления членства в РСДРП. Двумя идейными лидерами Лениным и Мартыновым были выдвинуты различные условия для участия в революционной деятельности.
  • Мартынов предлагал сотрудничать с разными политическими силами. По его мнению, для членства в партии достаточно было оказывать материальную участие, поддерживать политическую стратегию и оказывать содействие в организационных вопросах.
  • По мнению Ленина, члены партии должны оказывать финансовую поддержку, следовать политической программе и быть активными революционерами в единоличной борьбе.

Большевики и меньшевики: таблица

  • Позицию Мартынова поддержало большое количество социал-демократов. По отношению к общей численности однопартийцев число сторонников Мартынова было в меньшинстве, что и сформировало название фракции меньшевики.
  • Большая часть революционеров осталась под управлением Ленина, получила преимущество в голосовании II съезда РСДРП и закрепилась под названием большевики. В дальнейшим к большевикам присоединялись профессиональные революционеры, а среди меньшевиков большинство участников выступало за легитимное реформирование самодержавия.

Кто возглавлял партию большевиков и меньшевиков?

  • Основоположником меньшевизма выступал Ю. О. Мартов. К главным идейным лидерам меньшевиков относились А. С. Мартынов, Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, П. П. Маслов, Н. Н. Жордания и др. Внутри партии не было явного лидера. Фракция разделялась на несколько групп с различными взглядами.

Участники

  • Позиция некоторых лидеров со временем пересматривалась. Часть переходила на сторону Ленина. Идейные лидеры свободно покидали партию и вступали в отдельные организации. Основной процент одно партийцев составляла рабочая интеллигенция.
  • В 1907 году численность меньшевиков находилась в пределах 40-50 тыс. человек. К 1917 году политическая сила разрослась до нескольких сотен тысяч человек. Их общая политическая деятельность была направлена на объедение пролетариата с буржуазией. Представители партии не рассматривали крестьянство как революционную силу.
  • С началом Первой мировой войны меньшевики заняли сторону правительства и активно пропагандировали гражданский мир. В период Гражданской войны всячески препятствовали агрессивным большевистским движениям, оказывали сопротивление формированию диктатуры пролетариата.
  • Централизованную партию большевиков возглавил В. И. Ленин. Среди активных лидеров стоит отметить деятельность А. Г. Шляпникова, Л. Б. Каменева, И. В. Сталина, Г. Е. Зиновьева. Ленину удавалось убеждать большинство однопартийцев в целесообразности революционного курса и сохранять преимущественное влияние.

Лидер

  • Активная работа представителей большевизма стремительно сформировала сплоченную революционную силу. В период революции ими было организовано множество вооруженных восстаний. Одной из ключевых стратегий было воздействие на народные массы с помощью радикальных лозунгов, печатных брошюр и листовок.
  • Межпартийная борьба большевиков была направлена не только на устранение самодержавия, а и борьбу с крупными политическими силами, выступающими помехой для единоличного захвата революционной власти.

В 1917 году большевикам удалось занять выигрышную позицию в Октябрьской революции и поставить у власти Совет народных комиссаров во главе с Лениным, власть большевиков сохранилась до 1991 года. Понятие большевизм сменилось коммунизмом.

Большевики и меньшевики — в чем между ними разница, какое они представляли движение: краткое сообщение

Разноплановые стремления лидеров большевиков и меньшевиков привели социал-демократическую рабочую партию к окончательному разделению. Их политическое противостояние сформировало противоположные идейные стремления. Разница между большевиками и меньшевиками заключалась в разных средствах достижения одной общей цели.

Политическая программа меньшевиков:

  • приглушение революционной деятельности;
  • законная борьба за улучшение качества жизни простых рабочих;
  • развитие экономической деятельности путем стремления к самозанятости;
  • сохранения царской формы правления с последующими реформами;
  • сотрудничество с либеральной буржуазией;
  • сохранение земельного права собственности за государством.

Политическая деятельность меньшевиков сыграла важную роль в исторических событиях между Февральской революцией и Гражданской войной. Но им так и не удалось воплотить свою программу в жизнь и стать частью новой государственной власти.

Минимум

В период переворота 1917 года большинство идейных лидеров меньшевиков присоединились к большевикам. После стабилизации новой власти оставшимся меньшевикам ничего не оставалось, как присоединиться к новой власти. В противном случае их ожидал расстрел.

Разность во взглядах

Политическая программа большевиков:

  • стремление к революции;
  • разрастание вооруженного конфликта;
  • свержение царской формы правления;
  • превосходство рабочего класса;
  • искоренение буржуазии и диктатура пролетариата;
  • конфискация помещичьих земель.

До начала Февральской революции большевики вели как подпольную пропаганду, так и официальную политическую деятельность. В их власти находилось легальное издание политической газеты “Правда”.

Максимум

  • Представители большевиков были допущены к участию в российской государственной думе.
  • События Первой мировой войны значительно ослабили позиции большевиков. Множество действующих организаций было расформировано.
  • Деятельность большевизма разрослась в период гражданской войны. Им удалось свергнуть политическую власть и взять управление в свои руки. Благодаря большевикам была сформирована коммунистическая система государственной власти.

Ленин — большевик или меньшевик?

  • Основоположник большевизма Ленин отождествлял «большевизм» как «бессмысленное». Внутрипартийные отношения меньшевиков и большевиков сохранялись в тесном контакте и переплетении общих интересов. Отношения между Мартовым и Лениным больше походили на дружбу, а не вражду.

Ленин стремился к строгой и жесткой политике, в его понимании жизнь большевика должна быть полностью посвящена деятельности в партийной организации. Только человек, увлеченный своим делом, мог приблизить государственный переворот.

  • Ленин умел переубеждать и навязать свою программу действий. Его соратники заражались “ленинским” духом и готовы были беспрекословно выполнять приказы, идя в разрез с собственной совестью. Чтобы восполнить материальные растраты партии, большевики могли спокойно ограбить банк, принимая это за норму. Поведение большевистского вождя было очень жестким и властным. Но вместо страха люди испытывали к нему восхищение и симпатию.
  • Ленин всячески стремился к социалистической революции. Счастье Ленина заключалось в создании социалистического государства. Пропагандируя среди простых граждан лучшую жизнь в будущем, он получал поддержку в лице нескольких сотен тысяч людей.

Большевик

У современного человека с большевиками ассоциируется пролетарская символика серпа и молота. Их можно причислить как к героям, так и аферистам того времени. Тысячи идейных людей готовы были идти на смерть ради наступления коммунизма. Новый государственный аппарат заработал благодаря высоким организаторским способностям большевистского вождя Ленина.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *