МОСКОВСКИЙ ХРАМ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ

Московский храм Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле

Московский храм во имя Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле с придельным домовым храмом апостола Филиппа Московской епархии

Храм расположен на Соборной площади Кремля, к северу от Успенского собора. Со своей восточной стороны храм галереей соединен с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. Проезд — до станции м. «Александровский сад», «Боровицкая».

В 1566-1568 годах на митрополичьем дворе на этом месте была построена церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Она также имела придел апостола Филиппа и, как считают, была построена митрополитом Филиппом, прежде Соловецким игуменом.

В середине XVII века царь Алексей Михайлович подарил патриарху Никону пустовавший Царе-Борисов двор, примыкавший к Патриаршему двору. Территория Патриаршего двора таким образом увеличилась, и взамен храма Соловецких чудотворцев в период с 1652 по 1656 год был построен нынешний внушительный храм, первоначально освящённый во имя апостола Филиппа. Строительные работы производились русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым. Место разобранной церкви заняли паперть нового храма и вновь образованные сени, ведущие в каменные кельи Никона, пристроенные с севера. Проезд на Передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

В 1681 году храм был переосвящён во имя Двенадцати апостолов, а на третьем этаже патриаршего дома при кельях патриарха был устроен домовый храм во имя апостола Филиппа.

С 1721 года храм был в ведении Синодальной конторы и много раз перестраивался. В 1722 году архитектор И. П. Зарудный под главами собора устроил ризницу и установил новый иконостас. Со второй половины XVIII века в Крестовой палате Патриаршего двора находилась мироварня, а само миро хранилось в алтаре церкви Двенадцати апостолов.

В 1917 году собор Двенадцати апостолов и храм апостола Филиппа сильно пострадали во время артиллерийского обстрела Кремля сторонниками большевиков — было разбито большое Святое Распятие, патриаршая ризница превращена в груду мусора, пострадало Евангелие 1115 года. В 1918 году храмы были закрыты и включены в состав Музеев Московского Кремля. Второй этаж Патриаршего дома, включая собор, Трапезную, Крестовую и другие палаты заняла экспозиция кремлевского Музея прикладного искусства и быта России XVII века. Начиная с 1920-х годов проводилась реставрация.

От большого комплекса Патриаршего двора до нашего времени уцелели церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью апостола Филиппа и Мироваренная палата. Смежная с ней столовая палата сильно перестроена. Патриаршая ризница частично разорена, распылена по другим музеям. Находящийся в храме резной деревянный иконостас конца XVII века был перенесен в 1929 году из разрушенного собора Вознесенского монастыря. Ныне весь второй этаж Патриаршего дома, включая храм, трапезную, Крестовую и другие палаты занимает экспозиция музея прикладного искусства и быта России XVII в. Храм апостола Филиппа разорен: остался лишь алтарь, находящийся с южной стороны палат.

В начале 1990-х годов храм Двенадцати апостолов был передан Русской Православной Церкви, после чего раз в год, на престольный праздник, там стала совершаться Божественная литургия. Доступ в храм ныне — по приглашениям. В остальное время церковь действует как музей. Церковь апостола Филиппа ныне числится её приделом.

Архитектура

Храм представляет собой четырехстолпное крестово-купольное здание на высоком подклете, прорезанном двумя аркадами для проезда с Соборной площади на внутренний Патриарший двор. Построен по образцам владимиро-суздальских храмов. В оформление барабанов стройного пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса служат обрамлениями оконных проёмов и объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами, а также и с Успенским собором. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировке которого применены изразцы. Сохранились фрагменты настенных росписей конца XVII века.

Зал Крестовой (Мироваренной) палаты (14 x 20 м) Патриаршего двора перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что было выдающимся техническим новшеством для своего времени.

Духовенство

Настоятели

Священики

  • Арсений (упом. 1914) иером.
  • Варсонофий (упом. 1914) иером.
  • Савва (упом. 1914) иером.

Диаконы

  • Евстратий (упом. 1914) иерод.
  • Антоний (упом. 1914) иерод.

Святыни

В 1917 году в описании святынь храма упоминаются:

  • образ апп. Петра и Павла — писан в Греции в XII-XIII вв., прислан папой Римским в дар Петру I
  • образ свт. Николая Чудотворца — «особой древности»
  • Черниговская икона Божией Матери — икона 1658 года

Использованные материалы

  • Страница портала Православие.Ru:
  • Профиль на сайте Русское Православие:
  • «Москва. Церковь Двенадцати Апостолов в Патриаршем доме в Кремле», народный каталог православной архитектуры Соборы.Ру:
  • Православное духовенство Москвы на 1914 год, генеалогический сайт А. А. Бовкало:
  • Одинцов Григорий Васильевич «Церковь Двенадцати Апостолов при Синодальном (бывшем Патриаршем) доме», проект Храмы России, учётная карточка от 1 апреля 2008 (обновлена 5 мая 2016):

Русская Православная Церковь

Московский Кремль: храм Двенадцати апостолов

Описание:

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле сооружен на месте церкви прп. Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1566-68 гг. Церковь имела придел ап. Филиппа и находилась на территории митрополичьего (с 1589 г. — Патриаршего) двора.

В 1652 г. на Патриарший престол был возведен митрополит Новгородский Никон, и в Московском Кремле начинается обустройство нового Патриаршего двора, территория которого значительно увеличилась. Старые постройки двора, в том числе церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, разбирают и на их месте по заказу Патриарха Никона русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым возводятся новые трехэтажные каменные палаты и домовая церковь, которую в 1656 г. освятили в честь ап. Филиппа. На месте разобранной церкви были построены паперть нового храма и сени, ведущие в Патриаршие палаты. Проезд на передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

Новый храм представлял собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами и служат обрамлениями оконных проемов. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировании которого были применены изразцы. С северной стороны храм соединялся галереей с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. В Крестовой палате Патриаршего двора со второй половины XVIII в. находилась мироварня. Зал Крестовой палаты (переименованной впоследствии в Мироваренную) был перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что в то время было выдающимся техническим новшеством.

Впоследствии храм ап. Филиппа и Патриаршие палаты неоднократно перестраивались.

В 1680-81 гг., при Патриархе Иоакиме, храм был переосвящен в честь Двенадцати апостолов; на третьем этаже Патриарших палат был устроен домовый храм ап. Филиппа.

В синодальный период, после упразднения Патриаршества в 1721 г., палаты и храм перешли в ведение Московской Синодальной конторы. Под руководством архитектора Ивана Зарудного церковь Двенадцати апостолов была разделена на два этажа, в ней установили новый иконостас, на верхнем этаже разместили Патриаршую библиотеку, под главами собора также была устроена ризница.

В 1917 г. храм Двенадцати апостолов и церковь ап. Филиппа сильно пострадали во время артиллерийского обстрела Кремля. В 1918 г. храмы были закрыты. Начиная с 20-х годов ХХ в. проводилась реставрация зданий.

В 1961 г. Патриаршие палаты с храмом впервые открываются в качестве музея, первая постоянная экспозиция открылась в 1967 г., современная экспозиция действует с мая 1987 г.

От комплекса Патриаршего двора до нашего времени сохранились церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью ап. Филиппа и Мироваренная палата. Находящийся в храме резной деревянный иконостас конца XVII в. был перенесен в 1929 г. из разрушенного собора Вознесенского монастыря. От верхнего храма ап. Филиппа (числится приделом церкви Двенадцати апостолов) остался только алтарь.

В настоящее время храм Двенадцати апостолов входит в состав музеев Московского Кремля, здесь размещена выставка икон.

В начале 1990-х годов храм был передан Русской Православной Церкви.

Богослужения совершаются раз в год на престольный праздник. В остальное время храм действует как музей.

Престолы

Главный престол освящен в честь Собора Двенадцати апостолов, придел — в честь ап. Филиппа.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Web-сайт: www.apostolmos.moseparh.ru

Danchik-1 ›
Блог ›
Патриарший дворец и церковь Двенадцати Апостолов.Кремль.Москва. 3 часть.

Всем привет!
Продолжаем гулять по Кремлёвским красотам и узнавать новое, просвещаясь и находя интересные витки нашей истории.И с этим я хочу поделиться с Вами.Часть фотографий, для наглядности с соц.сетей, остальные мои, для полноты картины.Пошли, расскажу-покажу.

В России Православная церковь всегда сотрудничала со светской властью и подчинилась ей. Но был в истории страны Церкви один патриарх, который соперничал с царём во власти. Он хотел подчеркнуть, что власть Патриарха от Бога и что она выше царской власти. Звали его Никон.Для того чтобы показать своё величие и утвердить первенство на власть, он приказал построить в Кремле роскошную Патриаршую резиденцию. В наше время она называется Патриаршие палаты. Патриарший дворец и Церковь Двенадцати апостолов ― памятник культуры мирового значения.

Полный размер

Патриаршие палаты — уникальный объект культурного наследия.

Патриаршие палаты – один из памятников истории и архитектуры, построенных на Соборной площади. Белое каменное строение с пятью куполами расположено рядом с Царь-пушкой и включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.
Патриаршие палаты — редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653—1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Руководили работами подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов.

Патриаршие палаты и Церковь Двенадцать апостолов — это комплекс зданий, расположенных на территории Московского Кремля. Комплекс размещается к северу от колокольни Ивана Великого и Успенского собора. Его предназначение — служить резиденцией Московских патриархов.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади. Патриарший дворец и Собор признаны памятниками культуры мирового значения.
Весь комплекс зданий признан памятником архитектуры второй половины 17 века. Главное его здание — Патриарший Дворец. Это официальная резиденция иерархов Русской православной церкви. Кроме того, в его состав входит домовой храм патриархов — и церковь Двенадцати апостолов. Архитектурный комплекс с северной стороны завершает Соборную площадь.
Комплекс Патриарших палат наряду с тремя главными кремлёвскими соборами — Успенским, Архангельским и Благовещенским, составляет единый историко-архитектурный ансамбль.ЮНЕСКО признало церковь 12 апостолов памятником всемирного наследия Через арки церкви Двенадцати апостолов посетители обычно проходят на Соборную площадь Московского Кремля. В его составе палаты и собор признаны памятником всемирного культурного наследия. Этот статус им присвоен ЮНЕСКО. Полный размерВид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади. Патриаршие палаты идеально вписываются в ансамбль Московского Кремля, так как повторяют детали архитектуры соседних зданий.
Патриарший дворец находится в Москве, на территории Московского Кремля. Это территория Соборной площади. На неё выходит парадный фасад архитектурного комплекса. Северный фасад выходит на бывший двор палат. По своему оформлению он более скромный, чем парадный.
Для проезда на Соборную площадь под храмом Двенадцати апостолов выполнено две проездных арки. Каждая проездная арка раньше закрывалась массивными воротами. Арки позволяют пройти с Соборной площади на внутренний двор Патриарха.Аспиды церкви выходят на восточную сторону. Внешнее убранство дворцового комплекса в архитектурных деталях повторяет убранство соседних зданий. Среди них можно назвать Грановитую палату, Архангельский и Успенский соборы, Колокольню Ивана Великого и другие.
Полный размерВид собора Двенадцати Апостолов в Кремле-домовой церкви московских патриархов.
Храм 12 апостолов и Патриаршие палаты построили русские зодчие Антип Константинов и Бажен Огурцов в 1653 — 1656 годах по заказу Патриарха Никона. Патриарх в то время соперничал с царём, пытаясь утвердить патриаршую власть выше царской.Именно с этой целью взамен старой Патриаршей резиденции он повелел построить новую, на месте части двора Бориса Годунова и старого домового храма. Рядом со своей Резиденцией Никон повелел выстроить пятиглавый собор Двенадцати Апостолов.Позже роскошнейшее здание Патриаршего дома строил зодчий Дывыд Охлебинин. Его авторству также принадлежит знаменитая Крестовая палата. Она получила такое название, потому, что помещения в ней выстроены в форме креста. Полный размерКрестовая палата Патриарших палат. Её автор — русский зодчий Давыд Охлебинин.

О зодчих, руководивших постройкой Палат и Собора, сохранилось мало сведений. О Бажене Огурцове их вовсе нет, а жизнь Антипа Константинова описана в общих чертах. Он родился в 1610-х годах в Москве, а умер в конце 1650 года в Нижнем Новгороде.Его отец — потомственный каменщик Константин. Он рано умер, и Антипа усыновил подмастерье каменщика Лаврентием Семёновичем Возулиным. Возможно, что он был другом Константина. Именно поэтому он известен ещё и под фамилией Возулин. Как признанный мастер каменного шатрового зодчества Константинов участвовал в строительство многих известный в России зданий.

Иона Московский. Икона. Митрополит Киевский и Всея Руси. Жил в Москве, где по его приказанию построили первую патриаршую Резиденцию.
Территория, расположенная к северу от Успенского собора, издавна принадлежала Московским митрополитам, а позже патриархам. Первым здесь поселился в начале XIV века Митрополит Пётр. Резиденция неоднократно перестраивалась и отстраивалась вновь.
Первую каменную палату на месте будущей Патриаршей Резиденции заложили в 1450 году по указу митрополита Ионы. Здесь же в это же время воздвигнута церковь Ризоположения, которая стала домовым храмом московских митрополитов.В 1589 году был учреждён Московский патриархат и поэтому двор стал Патриаршим. Его разорили в Смутное время, кроме того, двор сгорел во время московского пожара, который случился в 1626 году.
Митрополичий двор стал Патриаршим в 1589 году.
В этом же году Патриарх Филарет его восстановил. Во времена патриарха Иосифа выполнили капитальный ремонт палат. За ним наблюдал Антип Константинов, который ранее построил Тюремный дворец. Непосредственно же строительство осуществлял Давыд Охлебинин и Тарас Тимофеев. Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Картина из собрания Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Автор неизвестен. 1660–1665 годы. По приказу Патриарха Никона построены Патриаршие Палаты в их нынешнем виде.
В нынешнем виде Патриаршие Палаты построены по повелению Патриарха Никона. По его указу старые постройки снесли. На их месте возвели новые палаты в три этажа. Кроме того, на территории Резиденции была построена домовая церковь. В 1656 году при Патриархе Никоне она была освящена во имя апостола Филиппа и митрополита Филиппа.В Крестовой палате Патриарх Никон принимал гостей, в том числе, царя и его слуг.Кресты пяти глав Храма были позолоченными и сохранялись вплоть до XIX века. Кроме того, в это же время возвели величественную Крестовую палату. В Крестовой палате Патриарх Никон принимал гостей, в том числе, царя и его слуг. Во время суда над ним их роскошь стала ещё одним доказательством его вины.После смерти Никона Палаты неоднократно перестраивались. Так при Патриархе Иоакиме церковь Апостола Филиппа перестроили. После этого она стала называться Церковь 12 апостолов. Здесь обычно Московские патриархи совершали службы в будние дни.
После того как патриаршество в России было упразднено, в Патриарших палатах разместили Московскую Синодальную контору. Произошло это в 1721 году. Кроме того, собор Двенадцати Апостолов в Кремле архитектор Иван Зарудный разделил на два этажа.На втором этаже обустроили патриаршую библиотеку. Сделали это по указу Петра Великого, который решил приспособить бесхозные и ветшающие здания Патриарших палат под хранение старинных книг и манускриптов. Полный размерПатриарх Никон предлагает новые богослужебные книги на Церковном Соборе в 1654 году. Патриарх Никон устроил в Патриарших Палатах библиотеку, в которой хранились богослужебные книги и церковные тексты.
В конце семнадцатого века комплекс Патриарших палат неоднократно перестраивался. Так реконструировали окна Крестовой палаты, которые утратили византийский стиль, но стали широкими. Сделали для того, чтобы они могли пропускать больше света.В 1748 году палаты осмотрел архитектор Дмитрий Ухтомский. Он обнаружил трещины, идущие по стенам и своду. По его указанию их пробрали и потом заделали щебнем и залили алебастром. В этом же время сложили новую печь необычного вида. Полный размерВид Крестовой (Мироваренной) палаты. На переднем плане — серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II. Крестовая палата после перенесения церемонии варения мира в неё из разрушившейся церкви Трёх святителей получила название Мироваренная.
Когда разрушилась церковь Трёх святителей Крестовая палата стала выполнять новую функцию. Дело в том, что на паперти храма с древности совершался чин мироварения. Отсюда миро, используемое во время богослужений, рассылалось по всей Российской империи.Именно поэтому печь для приготовления этого благовония перенесли в палату. Она получила имя Мироваренная и здесь церемония совершалась вплоть до Октябрьской революции. В дальнейшем различные повреждения палат и собора исправлял архитектор Иван Яковлев. Под его руководством был разобран и снова собран старый свод над Мироваренной палатой. Кроме того, реконструкции подверглись наружные стены и лестницы.

Полный размерФотография разрушенного после обстрела тяжёлой артиллерией большевиков Московского Кремля Собора Двенадцати Апостолов. 1917 год.
Во время Октябрьской революции в московском Кремле собор московского Кремля имени Двенадцати апостолов, а также одна из стен Трапезной палаты подверглись сильному разрушению. Дело в том, что в зданиях скрывались сторонники белого движения, и поэтому их обстреляла артиллерия большевиков.
Советская власть палаты национализировала. Произошло это в 1918 году. После этого их передали музею. Патриаршие палаты во времена СССР ремонтировались и реконструировались.В 1929 году в них перенесли из разрушенного собора Вознесенского монастыря иконостас XVII века. При этом во время реставрации власти приняли решение открыть расположенные под церковью два проезда. Полный размер1920—1925 Успенский собор и церковь двенадцати апостолов. Полный размерЧтобы наглядно представить ущерб, соединены две фотографии событий, которые разделяет сто лет.1917 и 2017

Кроме того, в 1922 году восстановили старинную галерею, которая соединяла храм с жилыми покоями Патриарха. Открыли и сами покои. Пол собора покрыли глазурованными плитками. При этом от верхнего храма апостола Филиппа, бывшим домовой церковью патриархов, остался только алтарь. В наше время доступ к нему перекрыт.
Несмотря на то что Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов неоднократно перестраивались, современная их архитектура практически повторяет первоначальную. В наше время этот архитектурный комплекс состоит из двух-трёхэтажного здания.Кроме того, в одном месте сохранилась Петровская палатка — остаток четвёртого этажа. В ней, по легенде, царь Пётр прятался со своей матерью и братом от взбунтовавшихся стрельцов.В состав здания включена пятиглава церковь Двенадцати апостолов. Под нею выполнены две проездные арки. С севера к фасаду здания пристроена галерея.

Полный размерСхема помещений Патриарших покоев и Собора Двенадцати Апостолов. До наших дней сохранились не все помещения и строения Патриарших Палат, но в целом архитектурный комплекс сохранил первоначальный вид.
Во времена Никона и до отмены патриаршества на Руси первый этаж здания занимали патриаршие приказы и хозяйственные службы. Здесь Московский патриарх принимал подчинённых и решал текущие дела.На втором этаже располагались Столовая Крестовые палаты, приказные и парадные сени, трапезная. В парадных сенях Патриарх встречал царя и представителей царской фамилии, когда они посещали его. Кроме того, на втором этаже размещалась церковь Двенадцати апостолов. Третий этаж занимали личные покои Патриарха.
Патриаршие палаты длительное время использовались для размещения различных служб Кремля. В качестве музея их стали использовать, начиная с 1961 года. Современная экспозиция в музее действует с 1987 года. Музей называется «Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Современная экспозиция музея в Патриарших палатах действует с 1987 года.При этом внутри палат и соборе сохранились остатки их первоначального интерьера. Это помещённая в барабанах настенная роспись. При этом в Крестовой палате на прежнем месте стоит мраморная печь для мира.Кроме того, здесь также помещена серебряная кадь под него. Изготовить её приказала императрица Екатерина II. Она же оплатила заказ. Весит кадь двести килограмм.

Полный размерИконостас в соборе двенадцати апостолов.

В музее собраны различные вещи того времени — культовые и бытовые предметы. В основном это личные вещи Московских патриархов, царей и членов царской фамилии. Представлены также художественные изделия, книги, шитьё, иконы, часы, посуда и ювелирные изделия.Все предметы выполнены как отечественными, так и зарубежными мастерами.
Кроме печи для варения мира, кади для неё же и иконостаса собора разрушенного Вознесенского монастыря, музей собрал много интересных экспонатов. Среди них можно назвать вклад царя Фёдора Алексеевича — золотое кадило, алавастр, подвесную пелену с вышитым изображением митрополита Ионы.Также здесь можно увидеть портрет царя Алексея Михайловича на коне, часы, принадлежавшие патриарху Филарету и другие артефакты.

Все экспонаты в музее размещены согласно тематике. Одежда Московских патриархов, посольские дары, чарки, блюда, стопы и т.д. выставлены в Крестовой палате. В Трапезной можно рассмотреть художественной шитьё.Экспозиция икон, по понятным причинам, размещена в Соборе Двенадцати Апостолов. Интерьер богатых русских жилых домов XVII века можно обозреть в Приказных палатах. Это мебель и изразцовая печь.Во второй комнате выполнена реконструкция рабочего кабинета московских патриархов. Личные вещи патриарха Никона хранятся в Парадных сенях.В Парадных сенях Патриарших палат хранятся личные вещи патриарха Никона и его парадное облачение.
На этом пока всё, всем спасибо и до встречи.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

Категория: Достопримечательности Московского Кремля

Сегодня прямой путь от Троицких ворот на Соборную площадь проходит через арку старинных патриарших ворот под церковью Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Развернутая в этом здании музейная экспозиция дает возможность представить домашний быт состоятельных москвичей XVII века. Некоторые выставленные предметы принадлежали видным русским историческим деятелям.

Церковь Двенадцати апостолов при Патриаршем дворце. Над проездными воротами раньше находился написанный на стене образ «Спас Нерукотворный»

История

С XIV века на месте Патриаршего дворца находился двор первого митрополита всея Руси Петра. В 1448 году его сменили каменные митрополичьи палаты святителя Иовы, возглавившего Русскую Церковь после того, как она стала независимой от константинопольских патриархов.
После учреждения в России патриаршества в 1589 году при царе Федоре Ивановиче палаты стали называться патриаршими.

Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого — более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.

За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.

Митра первого русского патриарха св. Иова. Такие же митры были ранее у митрополитов всея Руси

Через полвека, в 1721 году, уже после кончины в 1700 году патриарха Адриана, Петр I упразднил патриаршество. Теперь уже бывший Патриарший дворец вместе с двором перешел в ведение Святейшего Синода, организованного для управления Русской Церковью. Здесь расположилась Московская Синодальная контора. Постепенно дворец утрачивал свое былое великолепие.

В 1763 году главную Крестовую палату дворца приспособили для варения благовонного миро — особого церковного масла — и стали называть Мироваренной.

В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Дворцовые помещения

На первом этаже когда-то располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы — управленческие учреждения. Сейчас в большой палате первого этажа, куда попадают через вход северного фасада, устраиваются выставки.

На втором этаже, после подъема по узкой крутой лестнице, попадаем в сени. Из них — в Крестовую палату или в противоположную сторону — в церковь Двенадцати апостолов.

Крестовая (Мироваренная) палата

Изображение патриарха Никона

Парадная Крестовая палата была устроена Никоном по образцу Грановитой палаты царя Алексея Михайловича. Однако, в отличие от последней, она перекрыта единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом (площадь — около 280 кв. м). У восточной стены был устроен иконостас, а возле него стоял большой крест (отсюда название палаты и именно так традиционно устраивали крестовые палаты в монастырях).
Пол был покрыт цветными изразцами, в проемы окон была вставлена тонкая слюда (так называемое русское стекло), а оконные решетки украшали цветки, изготовленные из ярких атласных тканей. В Грановитой палате проходили заседания Земского Собора, в Крестовой — Церковных, или Освященных, Соборов. В Грановитой палате устраивались торжественные приемы и застолья от имени царя, здесь — от имени патриарха. В обычные дни Крестовая палата была главной приемной.

Митра патриарха Никона в виде короны, подаренная ему царем Алексеем Михайловичем

В Крестовую палату Алексей Михайлович приходил в день своего тезоименитства (именин) с именинным пирогом и угощал Никона. Здесь же опальный русский патриарх в 1666/67 году впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов (суд длился почти полгода, низвержение Никона из сана было совершено позже в Чудовом монастыре). Когда Никон прибыл на суд и увидел, что его патриаршее место занято, он отказался от другого и несколько часов участвовал в процессе стоя.

Экспозиция Крестовой палаты сейчас весьма разнообразна: оклады икон, богослужебная утварь, серебряная посуда, часы и прочее. Среди экспонатов, например, серебряный с позолотой ковш царя Михаила Федоровича или сковорода довольно внушительного вида, на которой, как говорят, на масленицу подавали блины. Здесь же можно увидеть коллекцию русских и иностранных часов XVI -XVII веков, включая принадлежавшие царям Ивану Грозному и Алексею Михайловичу, патриархам Филарету и Никону.

В одной из витрин находится белый клобук патриарха Никона. Жемчугом на нем вышиты Иисус Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей (деисус), вселенские и московские святители. Воскрылия клобука, закрывая уши, символизируют глухоту монаха к соблазнам мира. В этом клобуке, сделанном по образцу греческого, Никон проводил Церковный Собор в 1654 году, который одобрил церковную реформу, вызвавшую сопротивление старообрядцев.

Рядом — посохи Никона, украшенные цветной эмалью и драгоценными камнями, с рукоятями в форме змей, символизирующих мудрость.

Одно из парадных облачений патриарха Никона — саккос из итальянского петельчатого аксамита (шелковой ткани с рельефной золотой вышивкой)

Никону принадлежал и великолепный саккос из парчи, вышитый золотыми нитями. Ткань такой выработки называлась петельчатым аксамитом и стоила очень дорого. Рельефный узор на ней создавался петлями разной высоты. Саккос (от древнееврейского «сакк» — рубище) символизирует одежду Христа, разрезы на его боках — рану от копья на ребрах Христа, а бубенчики — благовестие Божьего слова.

Чин мироварения

В центре Крестовой (Мироваренной) палаты, у правой стены, стоит печь для приготовления святого мира, установленная в XVIII веке. Возле нее — массивная серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II. Золоченая резная сень над печью с изображениями святых и вытяжкой была установлена в XIX веке. Мироварение совершали в нескольких серебряных котлах (общим весом около 320 кг), также пожертвованных Екатериной II. Их ставили внутрь печи под крышки.

Вид Крестовой (Мироваренной) палаты. На переднем плане — серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II

Миро для всех храмов Русской Православной Церкви готовили в Крестовой палате раз в три года.
В синодальный период (XVIII — начало XX века) для Украины и западных епархий миро варили в Киево-Печерской лавре.
В состав мира входят елей (оливковое масло), белое виноградное вино, благовонные экстракты из коры тропических деревьев, ароматические масла и бальзамы, лепестки розы, богородичная трава и другие ароматы — всего до 50 составляющих.

В среду Крестопоклонной недели, после службы Животворящему Кресту, начиналось освящение составных частей мира, а завершалось мироварение на Страстной неделе. С Великого понедельника до Великой среды миро варили в серебряных котлах при непрерывном чтении Евангелия. Затем в него добавляли ароматы и разливали в 12 серебряных сосудов-кунганов, по числу 12-ти апостолов, принесших учение Христа миру. Освящение святого мира происходило в Великий четверг в Успенском соборе. Во время чина освящения из небольшого древнего сосуда — алавастра (устроенного по типу того, из которого Мария Магдалина помазала миром голову и ноги Спасителя) — несколько капель ранее освященного мира вливалось в каждый из 12 сосудов. Взятое из алавастра количество восполняли вновь сваренным и освященным миром. Это символизировало непрерывность таинств в Православной Церкви.

Алавастр конца XVI — начала XVII века

Освященное миро торжественно переносили из Успенского собора обратно в Патриарший дворец и хранили в алтаре церкви Двенадцати апостолов в серебряных сосудах. Отсюда оно раздавалось через архиереев по всем православным храмам России и использовалось по мере надобности.

Этим священным миром помазывались на царство российские государи при соответствующем обряде. Его также употребляли при освящении церквей. Сейчас миро варится примерно тем же способом раз в три-четыре года в Малом соборе Донского монастыря. Освящает миро Патриарх Московский и всея Руси.

Церковь Двенадцати апостолов

Возвращаясь из Крестовой палаты в сени и проходя дальше, попадаем в трапезную домовой патриаршей церкви. Церковь Двенадцати апостолов — далеко не первый храм, построенный на митрополичьем, а затем патриаршем дворе. И XVI веке в комплекс двора входил построенный в 1566 году храм Соловецких чудотворцев с приделом св. апостола Филиппа. Св. Иов, первый русский патриарх, выстроил на своем дворе еще один храм — церковь Московских святителей — св. Петра, Алексия и Ионы. Церковь Соловецких чудотворцев была разобрана в середине XVII века, при реконструкции патриаршего двора, которую проводил патриарх Никон. Никон выстроил величественную 5-главую церковь Двенадцати апостолов по образцу Успенского собора (правда, две главы декоративные, не связанные с внутренним устройством храма). Никон, однако не успел завершить отделку храма, и он долгое время стоял неосвященным. Сохранились сведения о том, что патриарх Никон хотел посвятить свой домовой храм Святой Троице. Завершил оформление церкви в 1680 году патриарх Иоаким. Он и освятил храм во имя Двенадцати апостолов.

Икона «Распятие с апостольскими страстями* перенесена из Успенского собора. Федор Никитин Рожнов. 1699 год

Петр I чтил этот храм за то, что в его стенах нашел убежище во время первого стрелецкого бунта. Святые апостолы были небесными покровителями многих начинаний Петра — от Санкт-Петербурга, заложенного в честь св. апостола Петра, до первого российского ордена св. апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм в честь всех апостолов.

В трапезной сейчас развернута экспозиция лицевого и орнаментального шитья XVII века, а также некоторых предметов церковного обихода. Среди последних — дискосы (блюда для освященного хлеба), потиры (чаши для вина причастия), опахала-рипиды с изображениями шестикрылых херувимов (символизируют присутствие небесных сил при освящении святых даров) и другое.

Лицевое шитье требовало участия мастеров знаменщиков, создававших рисунок шитья, и «травщиков» — художников по орнаменту. Кроме того, в этом шитье использовались дорогие заморские золотные (из золоченого серебра) нити и шелк, поэтому оно выполнялось в светлицах — мастерских для шитья — богатых семей, в том числе княжеских и боярских. Сами боярыни и даже царицы были большими мастерицами по вышивке.

В орнаментальном шитье часто использовались материалы попроще — холсты и льняные нити, поэтому им занимались во многих русских домах.

В 1929 году прежний иконостас церкви Двенадцати апостолов заменили другим — из соборного храма снесенного Вознесенского монастыря (работы 1721 года)

Позолоченный иконостас с искусной резьбой в виде виноградной лозы, который можно увидеть в церкви Двенадцати апостолов сегодня, перенесен сюда в 1929 году из разрушенного Вознесенского собора одноименного монастыря в Кремле. Поэтому на месте храмовой иконы Двенадцати апостолов находится образ Вознесения Христова (начало XVIII века). Слева от Царских врат примечательно изображение Богоматери Федоровской, почитаемой иконы царского дома Романовых. Оригиналом этой иконы инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила — первого русского царя из рода Романовых. В верхнем ряду изображены сцены Страстей Христовых, образцом для которых послужили иллюстрации Библии голландского издания XVII века.

На стенах церкви — более 20 икон XVII века, которые также исторически с храмом не связаны. Это работы Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других придворных иконописцев, собранные вместе из разных храмов.

(богослужение в храме в настоящее время совершается раз в году — в день престольного праздника — 13 июля)

Жилой интерьер XVII века

Убранство жилой комнаты богатой московской семьи в XVII веке

В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, сейчас воссоздан интерьер жилых покоев богатого московского дома XVII века и представлены различные предметы убранства и быта. В те времена обстановку составляли столы, стоявшие вдоль стен лавки, сундуки, в которых хранились драгоценности, домашняя утварь, одежда, книги, документы.
С середины века появляется мебель из западной Европы — стулья, кресла, шкафы. Впоследствии такую мебель начали делать и русские мастера. Нарядность комнатам придавали обитые цветным сукном стены, двери, проемы окон и украшенная цветными изразцами печь. В XVII веке помимо икон в комнатах стали развешивать и портреты. В первой комнате выставлен портрет царского стольника и посла П.И. Потемкина, а в другой — конный портрет царя Алексея Михайловича.

Патриаршие покои

На третьем этаже дворца находились личные покои патриархов, которые отапливались теплом, поднимавшимся по воздуховоду от печей с первого этажа. Здесь хранились многие священные реликвии. Сейчас свободного доступа в эти комнаты нет.

Из личных покоев небольшой переход ведет в бывшую домовую церковь патриархов — храм святого апостола Филиппа.

Церковь св. апостола Филиппа

Освященный патриархом Никоном в 1656 году во имя св. апостола Филиппа домовый храм находится над трапезной церкви Двенадцати апостолов, на третьем этаже Патриаршего дворца, и доступ в него также закрыт.

Лик св. апостола Филиппа

Апостол был небесным покровителем почитаемого Никоном Московского митрополита св. Филиппа. Московский святитель бесстрашно обличал беззакония Ивана Грозного во время опричнины и был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Там он отказался благословить военный поход государя на Новгород и Псков и был задушен царским посланцем Малютой Скуратовым. После того как было решено прославить митрополита Филиппа в лике святых, Никон, еще будучи митрополитом Новгородским, сам отправился за его мощами в Соловецкий монастырь. В апреле 1652 года, когда торжественная процессия приближалась к Москве, скончался патриарх Иосиф. Вскоре Никон был избран патриархом и стал еще больше почитать святителя Филиппа.

В алтаре на престоле когда-то стоял драгоценный сосуд с миром — алавастр конца XVI — начала XVII века, который сейчас можно рассмотреть в одной из витрин в Крестовой палате. Здесь же находились сосуды с готовым миром и котлы для мироварения. Рядом в алтаре, в старинном шкафу, хранились части святых мощей. От них по мере надобности отделяли малые частицы и зашивали в антиминсы (антиминс — это четырехугольный плат, на котором служат литургию). Затем их рассылали во все концы России для строящихся храмов.

Патриаршая библиотека

Библиотека русских патриархов включала множество византийских и древнеславянских рукописей, письменные акты, личные письма патриархов и царей за период с X по XVIII век.

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги на Церковном Соборе в 1654 году

В течение столетий собирали Всероссийские митрополиты и патриархи книги и рукописи. Византийская царевна Софья, супруга Ивана III, пополнила библиотеку греческими манускриптами. С тех пор великие князья и цари делали вклады в патриаршую библиотеку книгами и рукописями. Ученый греческий монах с Афона св. Максим Грек, приехав в Москву в 1518 году, увидел это собрание и заявил, что не встречал подобного ни в одной стране Запада.

Грамота об учреждении патриаршества в России. Дана патриарху Иову Восточными патриархами

Патриарх Никон еще больше способствовал умножению книжного собрания. Он убедил царя Алексея Михайловича профинансировать закупку полутысячи древних рукописей из греческих монастырей. Из русских обителей в Москву также присылали древние славянские книги и рукописи, которые Никон оплачивал из собственных «келейных» средств. Интересно, что до революции 1917 года желающие могли пользоваться уникальными книгами и рукописями библиотеки. После революции собрание книг перешло в государственные библиотечные фонды.

Как жили в Кремле русские патриархи

Распорядок дня патриархов был типичен для русских людей того времени. Вставали еще до рассвета и шли в церковь к заутрене. После службы, примерно в шесть часов утра, у патриарха уже начинался трудовой день. Завтрака как такового не существовало, поскольку священнослужитель, вкусив пищу, как известно, не может совершать литургию. А служили патриархи почти ежедневно. Часов до 10 принимали посетителей, самых разных, без различия состояний и званий. Как свидетельствуют приемные книги, на приемах у патриарха были митрополиты, архимандриты, священники, титулованные придворные, казачьи атаманы, есаулы и простые казаки.

Панагия св. патриарха Иова, подаренная ему в день поставления на патриаршество царем Федором Ивановичем и царицей Ириной Годуновой. Она представляет собой византийскую камею с изображением Распятия на двухслойном агате (XII век) в золотом окладе работы XVI века

Сначала шли челобитчики с просьбами об определении на то или иное место. Патриарх тут же, в Крестовой палате, устраивал им экзамен и в благоприятном случае писал на ходатайстве «достоинъ». Были и такие, кого сам патриарх здесь же лишал звания или сана за какие-либо проступки.

Кувшин XVII века

Другие посетители просили благословения на брак. Среди них были и царь Алексей Михайлович «с новоизбранной девицей Натальей Кирилловной», и «дьячок Рождественского собора Игнатий Васильев».

Патриарх также давал благословение на государственную службу, строительство, новоселье и многих одаривал образами. Очень часто патриарху подносили так называемые именинные пироги. Пекли их в день именин и шли на прием в Патриарший дворец. Именинники обычно получали в благословение икону.

В 10 часов патриарх совершал литургию — в домовой церкви или в каком-то из городских храмов, куда его приглашали. По праздникам — в Успенском соборе.

В полдень наступало время обеда. Кушанья к столу патриарха подавались в основном рыбные, грибные, из теста и молочные на десерт. В скоромные дни было около 30 перемен блюд, в постные — около 10. Из напитков употребляли белое рейнское вино, романею — сладкое мускатное вино, ячменное пиво с хмелем и мятой и фруктово-медовые напитки разных сортов домашнего приготовления.

Если обед был праздничный, столы для почетных гостей накрывали в Крестовой палате. При Никоне рядом ставили стол для нищих и бездомных людей, которых патриарх сам же и угощал во время застолья. Перед трапезой читали молитвы и сперва вкушали частицу от большой Богородичной просфоры, стоявшей в центре стола на серебряно-вызолоченном блюде. Затем потчевали вином почетных гостей, и сам патриарх выпивал за них три кубка. Далее «от щедрот» патриарха раздавали хлебы каждому из сидящих за столом, и при этом стольники представляли их, выкрикивая титул или сан и епархию. После этого принимались за еду. Сначала подавали черную и красную икру. Затем рыбные кушанья разных сортов и видов. Блюда ставили по очереди, а не одновременно, по образцу царских обедов. Каждый раз стольники подавали новый напиток в кубке другой формы. Существовал обычай одаривать гостей теми блюдами, которые им особенно понравились. Блюда тут же отсылали со слугами к своим домашним как патриаршее благословение.

Этот портрет патриарха Никона со своим клиром прежде находился в патриарших покоях. В руках одного из клириков — очки, которые только появились на Руси

В меню, как правило, была уха пяти-шести видов с пирогами, все виды осетровых рыб горячего и холодного копчения, тельное — рыбная мякоть, запеченная в виде гусей и барашков, со всякими приправами и особым «ягнячьим» вкусом, а также пышки, сырники, оладьи и прочее. Выпив за здравие патриарха, кубок опрокидывали себе на голову, показывая, что в нем ни капли не осталось. Далее непременно пили за царя, царицу, их сына, дочь.

Братина — дар патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (1653). Братина — чаша, из которой на пиру пили по очереди по-братски. При этом обычно пели тропарь Богородице, отсюда ее второе название — Тропарная, или Богородичная

В течение всего обеда посередине палаты стоял служитель за аналоем и громким голосом читал житие святого, чья память праздновалась в этот день. Время от времени его сменяли певчие, вместе с которыми иногда пели сам патриарх и гости. По окончании трапезы посреди стола опять воздвигалась Богородичная просфора. Все вставали, совершали моление и по монастырскому обычаю собирали в скатерть хлеб с крошками со стола. Если патриарх обедал без гостей, то потом отдыхал до вечерни, то есть часов до четырех-пяти. Послеобеденный сон был также общим обычаем на Руси. Время после вечерней службы у предстоятеля Русской Церкви занимали домашние, так называемые келейные, дела: рассмотрение челобитных, чтение духовных книг или литературные занятия. Ко сну отходили обычно до полуночи, но по ночам по обычаю иногда вставали и совершали моление.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *