Греция – удивительная, красивая, древняя и бесконечная для познаний и чудес страна!

Замечено, что почти каждый человек, приехавший в Элладу, найдет для себя что-то интересное и притягательное. Кто-то едет за морем и солнцем, другие за историческими достопримечательностями, третьи – за чудесами и посещением святынь Христианства и Православия.

В Греции огромное количество монастырей и храмов, куда ежегодно приезжают десятки тысяч паломников посетить святые места. Одним из самых почитаемых храмов в Греческой православной церкви является Храм Иоанна Русского на острове Эвбея, или, как его называют греки – Эвия.

Поехать к этому храму я планировал уже несколько лет подряд, и вот в сентябре этого года все совпало и цель была достигнута. Поездка не близкая, около трёх часов в одну сторону. Но почитав об этом Храме, ознакомившись с историей жизни Ивана родом из Малороссийской губернии Российской Империи — простого солдата армии Петра I, было решено ехать.

Остров Эвия (второй после Крита по площади) разделён с материком узким проливом, через который перекинут вантовый мост. Проезжая Халкиду (столицу Эвии) можно было видеть множество пляжей.

Вид на вантовый мост в Халкиде Пляж вдоль берега Халкиды
Пролив между Эвией и материком Мост через пролив в Халкиде

Далее мы ехали мимо маленьких деревушек. Дорога к храму на острове пролегает извилистая, временами опасная. Серпантин вел вверх, зарядил дождь, дорога стала скользкой. Впереди появилась попутная фура, обгонять которую было опасно, да и не возможно. Когда за нами скопилась очередь из восьми легковушек- водитель фуры прижался на участке, где дорога была шире, к отвесной скале и дал сигнал правым «поворотником» к возможному обгону. Вся группа машин проскочила вперед грузовика, моргнув ему «аварийками» в знак благодарности.

Сложность дороги не останавливает паломников, чтобы лично попросить помощи и заступничества у святого. А когда сотни верующих в день памяти святого Иоанна Русского 27 мая совершают путь в 33 км, из Халкиды до городка Нео Прокопион, то идут пешком в любую погоду.

Святой Иоанн Русский родился около 1690 года в Малороссийской губернии Российской Империи. Воспитывался родителями в благочестии и любви к Богу. Достигнув зрелости, был призван на воинскую службу, служил достойно в армии Петра I и участвовал в русско-турецкой войне 1711—1718 годов. В битве за освобождение Азова в 1711 году он вместе с другими воинами был взят в плен. После чего Иоанн был переправлен в Константинополь и продан начальнику турецкой конницы по имени Aга. Турок привез пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион. Этот населённый пункт до сих пор находится на территории современной Каподакии.

Книжка из Храма

Посвящение книги о Иоанне Русском

Иоанн Русский

Пленных турки старались обратить в мусульманство. Кого уговорами и соблазнами, а более стойких османы избивали и мучили. Не все выдерживали муки рабства. Ради облегчения участи некоторые отрекались от Православной веры и становились мусульманами. Но русский Иван (Иоанн) был тверд в своей вере. За эту стойкость турки над ним издевались, пытали, жгли кожу и волосы на голове. Когда силой не смогли сломить – начали подкупать благами, которые он получит, став мусульманином. Но все было напрасно. За твердость Иоанн снискал уважение среди турок, а так же греков и армян, проживающих в Прокопионе. Непрестанно молясь ночами, днем он тяжело работал. Изнуряя тело постом, Иоанн Русский отдавал пищу бедным семьям Прокопиона. По субботам он причащался в пещерной церкви великомученика Георгия и говорил, что Господь для его спасения судил ему жить в рабстве на чужбине.

Иоанн Русский скончался 27 мая 1730 года по юлианскому календарю. Хоронили Ивана все христиане Прокопиона (турки, армяне и греки) как архиерея. На руках несли тело святого, в окружении свечей и кадильниц, на христианское кладбище. Даже Ага накрыл его святые останки драгоценным ковром. Через 3,5 года священник, который исповедовал Иоанна при жизни увидел его во сне, в котором Святой сказал, что его тело осталось нетленным. Когда христиане увидели небесный свет над могилой Иоанна, они решились открыть могилу и увидели тело нетленным и благоухающим. После этого мощи перенесли с почестями в Храм, который Иоанн посещал при жизни. Более подробно о судьбе Иоанна и описание некоторых чудес Святого можно прочесть на сайте Киево-Печерской Лавры .

В 1924 г. жители Прокопиона увезли мощи Иоанна Русского на остров Эвбея, а в 1930 г. было начато строительство величественного Храма в честь Иоанна Русского. Строительство храма затянулось почти на четыре десятка лет. Причиной была Вторая мировая война, фашистская оккупация и гражданская война после окончания мировой. О причинах гражданской войны в Греции можно узнать на этом греческом сайте.

Храм начал действовать 27 мая 1951 года, но окончательное строительство было завершено в 1969-м.

Храм Иоанна Русского

Роспись Храма Иоанна Русского

В 1962 году имя Иоанна Русского было внесено в календарь РПЦ – он был прославлен в лике праведных. Храмы этого святого есть и в Москве (г.Москва, ул. Ярцевская, д.1 А) в Кунцево. Деревянная часовня постройки 2003-2004 года и каменная большая церковь, которую освятил 2 апреля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

На сайте московского храма также можно узнать о чудесах и судьбе Святого Иоанна Русского, прочесть молитвы, с которыми едут и идут в храмы этого Святого.

Теперь о личных впечатлениях при посещении храма на о. Эвия. Когда мы по мокрому серпантину под проливным дождем приехали в Прокопион, то удивились количеству народа в храме. Температура воздуха была +16. Это при условии, что на трассе до Халкиды было солнце и +26. Дождь в Прокопионе не прекращался. У входа в храм есть лавка с книжками на многих языках о житие Святого, иконы на любой вкус и кошелек, пояски для паломников и др. справа от входа можно за любые копейки взять свечи какие хочешь, поставить. Их не ставят в самом зале храма, где лежат мощи Святого. И над входом в основной зал, где покоятся мощи, висит картинка, что фотографирование запрещено. В главном зале я увидел батюшку. Который сидел на последнем ряду (в греческих храмах есть ряды сидений, как в католических) и тихо наблюдал за прихожанами. Мощи фотографировать и снимать на видео запрещено. Но нашлись какие-то посетители в спортивных костюмах ADIDAS, с желтыми цепями на шее и золотыми зубами. Не знаю – кто это конкретно были. Но говорили они на каком-то балканском языке. Очень много приезжает сюда цыган, болгар, сербов, румын и других, даже мусульмане бывают. Но пара мужчин из этой группы, как и одна женщина, снимали «селфи» около раки с мощами. Греческий священник окликнул их, закрыл лицо руками изображая стыд за таких христиан. Мужики сверкнули золотыми зубами в улыбке и спешно освободили место у раки для других паломников. С другой стороны гробницы стоял на коленях мужчина и повторял вслух молитву, которую рядом с ним читала женщина на русском языке. Видно было, что беда у него серьезная и он повторял и крестился, плакал и кланялся мощам.

Рака с мощами Иоанна Русского

При выходе в лавке мы взяли книжку о Святом Иоанне на русском языке, парочку маленьких икон и открыток. Каждая вещь была с ценой. По моим подсчетам я должен был заплатить около 25 евро. Когда я спросил по-гречески «сколько с меня?» мужчина ответил мне «десять». Я удивился, а он улыбнулся, дал сдачу с 20 евро и пожелал нам всего хорошего и доброго пути. Видимо он понял — кто мы, так как книжка была на русском языке. Это еще один пример об отношении греков к гостям, говорящим по-русски.

А если говорить о необычном, то было вот что. Когда мы уже ехали обратно, также шел дождь и был туман. Навстречу ехал автобус и мигал нам фарами, затем грузовик и легковушка. Они тоже мигали светом и сигналили клаксоном. Я снизил скорость и за поворотом у отвесной скалы увидел в тумане огромный валун, который упал на дорогу и развалился. Дожди подмыли камни на горе и один сорвался, перелетел через защитную ограду и упал на дорогу. Наша полоса была перекрыта. Медленно объехали его по осколкам камня и мысленно благодарили встречных водителей. Просто чудо, что никто не пострадал в момент падения огромного камня. Возможно — это было еще одно чудо Святого Иоанна? Отдаляясь от опасного поворота я тоже сигналил встречным машинам.

Минув перевал, въехали в Халкиду, дождя как не бывало, вышло солнце и снова потеплело до +26. Удивительные перепады температур на таких коротких участках пути.

Однажды настоятель храма Иоанн Вернезос, несущий службу в Храме Прокопиона более полувека, на вопрос одного тележурналиста — видел ли он своими глазами какое-то чудо, совершенное Святым Иоанном Русским, ответил, что видит его чудеса ежедневно.

Возможно Вы в ближайшем будущем отправитесь с истинной верой за чудом на остров Эвию. И, возможно, на одно чудо в мире станет больше.

А еще, для полноты информации, предлагаю читателям посмотреть фильм, снятый о Святом: «Русское чудо — Иоанн Русский». Мощи, которые вы сможете увидеть в фильме, ни разу не покидали пределов острова Эвия. Уже 20 лет ведутся переговоры о том, чтобы привезти их на поклонение в Россию. С 2012 года Фонд «Народное Единство» активно принимает участие в переговорах, с тем чтобы привезти мощи Святого Праведного Иоанна Русского на поклонение в Россию. Съемки этого фильма «Русское чудо» проходили в Греции (Афины и Прокопион), Турции (Каппадокия) и России (Москва).

Подборка гостиниц в столице Эвии — Халкиде.

Имя Иван в православном календаре (Святцах)

Имя Иоанн имеет древнееврейские корни. Оно переводится, как «Бог сжалился». Иоанн это церковная форма светского имени Иван.

Апостол Иоанн Богослов, даты памяти 21 мая, 3 и 13 июля, 9 октября

Это имя носил апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он был сыном Заведея и Саломии (дочери Иосифа Обручника). Господь призвал Иоанна вместе с братом Иаковом в число своих учеников.

Спаситель особо любил апостола Иоанна, за это он вошел в число трех учеников, которых Иисус Христос особо приблизил к себе. Он сподобился видеть воскрешение дочери Иаира, Преображение Господа на горе Фавор, во время Тайной Вечери он был рядом со Христом и по знаку святого апостола Петра спросил Его, кто же является предателем.

Святой Апостол Иоанн шел за Господом, в то время, когда Его вели из Гефсиманского сада на суд Каифы и Анны, не отступал он от Господа на Крестном пути.

Вместе с Божией Матерью он сокрушался и плакал у подножия Креста. После смерти Спасителя, он, как заботливый сын, заботился о Пресвятой Богородице. Он все время находился в Иерусалиме рядом с Пресвятой Девой вплоть до ее успения.

После этого он отправился в Ефес для проповеди Евангелия вместе со своим учеником Прохором. Во время переправления на море поднялась сильная буря. Всех пассажиров выбросило на землю, кроме святого апостола. Его ученик сильно скорбел и сокрушался. Но решил отправиться в Ефес, как и было задумано.

На четырнадцатый день своего пути, Прохор стоял на берегу и вдруг увидел, что на берег волною был выброшен человек. Это был апостол Иоанн. Господь сохранил ему жизнь, а под водой он провел четырнадцать суток.

В Ефесе апостол проповедовал Слово Божие, многие язычники стали принимать христианство. Но император-язычник Нерон приказал жестоко наказывать верующих во Христа. Святого апостола схватили и отвели в Рим на суд, где он был приговорен к смерти. Однако, по воле Божьей, апостол Иоанн оставался несколько раз живым, когда ему предложили выпить чашу, где находился яд, когда его поместили в огромный котел с кипящим маслом.

Тогда святого сослали на остров Патмос. Здесь он прожил еще много лет. По пути туда, он совершил множество чудес. На острове апостол продолжал проповедь, изгонял бесов, исцелял больных. Очень много народа приняло святое Крещение. Но и на острове Патмос языческие силы всячески противились распространению христианства. Волхв Кинопс даже пообещал, что умертвит апостола Иоанна. Но святой силою благодати уничтожил все ухищрения язычника, который в результате утонул.

Через некоторое время апостол вместе с Прохором удалились на гору, где три дня провели в посте и молитве. Именно здесь святой написал Книгу откровений — Апокалипсис наитием Духа Святого. Около 95 года он вернулся в Ефес, получив свободу, и написал здесь Евангелие.

Более 100 лет он прожил на земле, став единственным человеком к тому времени, кто видел Христа. Когда настала пора перехода в Вечную жизнь, апостол Иоанн удалился за пределы города со своими учениками. Он попросил им ископать в земле гроб в виде креста. Святой лег в него, сказав ученикам, чтобы они начинали засыпать его землей.

Ученики выполнили его просьбу, когда об этом узнали другие его последователи, то немедленно прибыли к месту захоронения апостола. Они раскопали могилу, но тела в ней не было.

Икона Апостола Иоанна Богослова

Пророк Иоанн Предтеча — Креститель Иисуса Христа

Очень часто мальчиков нарекают именем Иоанн в честь святого Пророка и Крестителя Иоанна. Иоанн Предтеча — самый чтимый святой после Девы Марии. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель родился в семье священника Захарии и праведной Елизаветы, долгие годы моливших Бога о даровании им чад. И вот однажды Архангел Гавриил во сне явился Захарии и возвестил о рождении сына.

Будущий пророк Иоанн приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше его. Чудом Божьим младенец избежал смерти во время убиения младенцев в городе Вифлеем.

Рос святой Иоанн в пустыне. Строжайшим постом и молитвой с юных лет готовил он себя к праведному служению. Когда ему исполнилось 30 лет, Господь призвал его к проповеди народу еврейскому.

Пророк Иоанн обратился к людям на берегу реки Иордан, куда пришло много людей для религиозного омовения. Но святой говорил о том, что важно не только внешнее очищение, но, в первую очередь, нравственное. Нужно приготовить себя для принятия Евангелия и встречи со Христом.

Пришел к Иоанну Креститься и Сам Господь Иисус Христос. Его Крещение было сопровождено чудом — схождением Святого Духа в виде голубя. И голос Бога Отца возвестил с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…»

Иоанн получил откровение о Господе, поэтому он говорил народу: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира».

Пророка Иоанна ожидала мученическая смерть. Царь Ирод Антипа повелел заточить святого в тюрьму за то, что Ирод был уличен в оставлении своей жены и за блудную связь с Иродиадой (до этого она была женой родного брата Ирода, Филиппа).

На праздновании дня рождения Ирода Саломия, дочь Иродиады, устроила нечестивые пляски. Они так понравились царю, что он обещал ей дать все, что она попросит. Саломия попросила у него голову Иоанна Крестителя (об этом девушку подговорила ее мать). Причем подать голову должны были на блюде.

Ирод послал стражника в темницу, где сидел пророк, и повелел исполнить желание Саломии. Приказание было тут же исполнено. Ирод отдал главу пророка Иоанна танцовщице, а та передала ее своей нечестивой матери Иродиаде. Она решила надругаться над отсеченной главой и бросила ее в грязное место.

Ученики же Иоанна Крестителя сберегли тело святого и погребли его в городе Севастии.

Ирода ждало жестокое возмездие. Его войска были разбиты Арефой, отцом законной жены царя, которую он бросил. Годом позднее император Калигула приказал заточить Ирода за решетку.

Икона Пророка Иоанна Предтечи

Святую главу Иоанна Крестителя нашла благочестивая Иоанна. Она погребла ее в сосуде на Елеонской горе. Позднее один из подвижников копал на этом месте ров, чтобы заложить основание храма. Он и нашел эту святыню. Долгое время хранил у себя, перед своей смертью, чтобы скрыть от поругания неверующими, вновь закопал на том же месте.

Во время правления Константина Великого в Иерусалим пришли два инока. Они хотели поклониться Гробу Господа. Одному из них явился пророк Иоанн. Он указал, где была закопана его глава. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Православные святые с именем Иоанн

Даты указаны по новому стилю.

Иоанна Русского

Житие святого праведного Иоанна Русского

Солдатская служба и пленение

Святой исповедник Иоанн Русский родился около 1690 года в южных пределах России и воспитывался родителями в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу. Иоанн честно и исправно служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне (1711–1718). Во время Прутского похода 1711 года он вместе с другими воинами был взят в плен союзниками турок татарами, после чего Иоанна переправили в Константинополь и продали начальнику турецкой конницы некоему Aгe. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион (по-турецки Уркюб), которое находится в двенадцати часах пути от Кесарии Каппадокийской. Вследствие военной неудачи императора Петра Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн был воспитан «в учении и наставлении Господа» и очень любил Бога и православную веру своих отцов. Он принадлежал к тем юношам, которых умудряет познание Бога.

Иконография св. прав. Иоанна РусскогоИконография св. прав. Иоанна РусскогоИконография св. прав. Иоанна Русского

Иконописцы могут скачать прорись иконы праведного Иоанна Русского.

Как писал мудрый Соломон, «праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен… и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность — долголетнюю старость неправедного» (Прем. 4, 7–16).

С этой мудростью, которую Господь дает любящим Его, блаженный Иоанн терпеливо переносил свое рабство, плохое отношение к нему хозяина, издевательства и насмешки турок. Они называли его «кяфирин», то есть неверующий, показывая этим свое презрение и ненависть. Надо учесть, что Прокопион был станом лютых противников христианства — янычар. Иоанн был им ненавистен. Турки подвергли Иоанна жестоким побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, топили его в навозе, соблазняли богатством, но не могли принудить к отречению от Христа. Только горячее становились молитвы Иоанна. Исповедник неизменно и смело отвечал своему господину и тем, кто уговаривал его отступить от своей веры, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества. Пренебрегая всем земным и устремляя ум к небесным вечным благам, неустрашимый воин Христов говорил своему хозяину:

«Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни обольстительные обещания привременных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие жестокие мучения. Имея перед собой Спасителя моего, благодушно принимаю за веру в Него палочные удары; представляя себе терновый венец, возложенный на Божественную главу, готов я с радостью претерпеть надевание раскаленного шлема, которым вы прожигаете до мозга головы христиан, противящихся неправым хотениям вашим, и на другие, более лютые, муки. Я усердствую о благодати Христа моего, научившего нас Своей смертью на кресте твердости, терпению, безбоязненности в самой лютой за Него смерти как виновной вечного неизреченного блаженства на Небеси. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, если же будешь принуждать меня к вероотступничеству, я отдам тебе голову мою, но не веру мою, христианином я родился, христианином и умру».

Подвиги в турецком плену

Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность данному Богу обещанию. Этому способствовало, конечно, и великое смирение, украшающее Иоанна, его кротость и трудолюбие. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания». «Живи, как знаешь,— сказал Ага,— только служи исправно». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна. Там, приютившись в углу, Иоанн простирал свое усталое тело и отдыхал, благодаря Бога за то, что Он удостоил его иметь ложем ясли, наподобие того, как Сам Он избрал ясли местом Своего рождения во плоти. Прилежно исполняя свои обязанности, Иоанн нежно заботился о лошадях своего господина. Чувствуя любовь святого, те ждали его, когда он отсутствовал, и ржали от радости, как бы разговаривая с ним, когда он ласкал их, ржанием выражали удовольствие.

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, в рубище, полунагой и босой, он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них: напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Любовь сильнее злобы. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Со временем Ага и его жена полюбили своего невольника, хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать его за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться в небольшом помещении около сарая для соломы. «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения», — и Иоанн отказался перейти в новое жилище и продолжал спать в своей любимой конюшне. В ней он изнурял свое тело лишениями и подвижнической жизнью, не обращая внимания на неудобства и беспокойное соседство. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и зловоние от навоза как бы исчезало, превращаясь в духовное благоухание.

Блаженный Иоанн подвизался в этой конюшне в соответствии со святоотеческими канонами. Он молился часами, стоя на коленях, спал совсем мало на соломе под старым тулупом, своим единственным одеялом. Питался очень скудно, часто только хлебом и водой в ограниченном количестве, таким образом постясь большую часть дней. Он тихо читал про себя псалмы Давида, которые знал наизусть на родном церковнославянском языке: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надее шися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближит ся, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое…» (Пс. 90, 1–9). Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на навозе, как новый Иов, ночью он ходил тайком в пещерную церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина. Там на паперти он коленопреклоненно читал молитвы всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Христовых Таин.

Господь, испытующий сердца, призрел на доброту и смирение Своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По благодати Духа Святого, царившей в доме его хозяина, турецкого начальника конницы, тот разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Он чувствовал, откуда снисходило благословение на его дом, и везде рассказывал об этом своим согражданам.

Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и опасности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги, плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Все-таки хозяйка повелела своей поварихе приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам. Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. Как говорит великий подвижник, преподобный Исаак Сирин: «Эти сверхъестественные знамения даются только самым простым по разуму и одновременно самым крепким в надежде». И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.

Но как же удивились все в доме Аги, когда тот по прошествии некоторого времени вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. О, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес». Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав слова Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действитель но так и случилось.

Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. Своей жизнью он умилил турок, и они в восхищении начали называть его «Вели» — «Святой». Все: и турки и греки — стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания. Ночи он проводил в молитве и пении псалмов, по слову Господа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).

Честная кончина

После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни, Иоанн заболел. Он лежал на сене в конюшне, где стяжал святость в молениях и умерщвлении плоти ради Христа, ставшего нас ради человеком и умершего крестной смертью из любви к нам. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Так почил святой Иоанн в Бозе в лето 1730, 27 мая по юлианскому календарю.

Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна для погребения по христианскому обычаю. «Похороните его со всеми почестями по вере его, ибо истинно он был раб Божий!» На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопионе. Со слезами и благоговением на руках несли тело святого в окружении свечей и кадильниц жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Ага накрыл его святые останки драгоценным ковром. Покойного русского раба похоронили с почестями при местной церкви во имя святого великомученика Георгия.

Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии. Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал старцу, что его тело благодатию Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад. Священник пребывал в сомнении, и вот, по Божественной благодати, небесный свет появился над могилой святого в виде огненного столба. Христиане решились открыть могилу. И — о чудо! Тело святого оказалось абсолютно нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней.

Тогда с благоговением верующие взяли мощи, перенесли их в храм, который когда-то посещал сам Иоанн, и положили в специально устроенной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопион для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью!»

Следующее событие произошло в 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша. В то время как войско султана приближалось к Прокопиону, жители села, преимущественно враждебные султану янычары, не хотели пропускать армию. Христиане-греки, испугавшись мести султанского войска, не соглашались с этим. Но, будучи в меньшинстве, они ничего не могли поделать и спасались бегством, укрываясь в окрестных пещерах и селениях. Дома оставались только престарелые и слабые. Военачальник вошел в Прокопион как враг.

Воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия. Когда открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, они с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами. Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе.

На другой день несколько стариков христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

По прошествии нескольких лет христианское население Прокопиона выстроило большую церковь в честь святого Василия Великого. В этот храм греки решили перенести и мощи святого Иоанна. Два раза переносили их, но каждый раз они исчезали из нового храма и снова оказывались в церкви святого великомученика Георгия. Когда в третий раз греки решили перенести мощи, то отслужили молебен и совершили всенощное бдение, обращая свои молитвенные воздыхания к Господу. На сей раз Господь услышал молитвы Своих рабов, и мощи Иоанна обрели покой в церкви святого Василия Великого. Это произошло в 1845 году.

Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день в храме, после Божественной литургии, она рассказала об этом односельчанам. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула.

Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и — о чудо! — все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети услышали страшный треск над собой и, поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка.

Перенесение святых мощей в Грецию

Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, чуде особого снисхождения и благоволения святого к спасающимся там соотечественникам. Никогда святой праведный Иоанн не допускал отъятия частиц от своих мощей. Некоторые паломники, прикладываясь к святым мощам, тайно отделяли частицы и присваивали их. Дерзавших совершить такое дело он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но отъятию руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.

Случилось же это так. В Прокопионе было начато строительство храма в честь святого Иоанна Русского с помощью средств, пожертвованных иноками Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе. Причем один из иноков, Андрей, был чудесно спасен по молитве святого Иоанна Русского в 1878 году на обратном пути из Прокопиона. В благодарность за помощь в строительстве храма христиане Прокопиона согласились исполнить просьбу русских отцов монастыря. Отслужив молебен и отделив от мощей правую руку, послали ее в 1881 году в сопровождении иеромонаха Дионисия и одного из уважаемых старейшин селения на Афон. Принятие мощей в монастыре прошло очень торжественно: все насельники обители во главе со своим настоятелем игуменом Макарием вышли встречать их с песнопениями, колокольным звоном, ударами в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пропели торжественное славословие. Потом все подходили с большим благоговением поклониться святыне. Таким образом, находясь теперь в пределах Афона — удела Пресвятой Богородицы, часть мощей праведного Иоанна Русского почитается наравне с честными мощами других святых.

Когда строительство храма во имя святого Иоанна Русского было завершено и храм освящен, в него из храма святителя Василия были перенесены мощи святого, это произошло в 1898 году. При этом рухнула пещерная церковь святого Георгия Победоносца по причине множества глубоких трещин в скале.

Господь прославил и до наших дней продолжает прославлять Своего угодника многими великими чудесами.

Особенно обильно они излились в 1924 и 1951 годах. После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население Греции. В 1924 году христиане Прокопиона переехали на остров Эвбея в село Ахмет Ага, которое после отъезда оттуда турок переименовали в Неопрокопион. Корабль на котором плыли беженцы, у острова Родос неожиданно остановился, развернулся в противоположную сторону и оставался неподвижным до тех пор, пока мощи святого Иоанна по распоряжению капитана корабля не были перенесены из трюма в моленную _ особую каюту с иконами, где постоянно горела лампада. По прибытии раку с мощами праведного Иоанна Русского поместили в церкви святых Константина и Елены.

Во время гражданской войны в Греции в 1947 году святой Иоанн не позволил, чтобы пролилась кровь на земле, где почивают его мощи. Один пастух видел тогда на небе образ святого Иоанна и слышал в тот же момент громкий голос: «Не бойтесь! Не бойтесь!»

А когда 27 мая 1951 года было закончено строительство великолепного нового храма в честь святого Иоанна, начатое в 1930 году, его мощи торжественно перенесли туда. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится в открытой раке под стеклом. Ежедневно к нему притекают сотни и сотни православных паломников, испрашивая заступничества святого праведника и облегчения в своих горестях. И не отказывает святой Иоанн в скорой помощи всем тем, кто обращается к нему с истинной, глубокой верой. Тысячи чудесных исцелений и знамений совершились в этом храме.

Святого Иоанна Русского православные греки почитают не менее, чем в России почитают святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского. В 1962 году по решению Церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приема паломников, другой — для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна — в Неоартаки, студенческое общежитие, детский лагерь на тысячу мест и другие учреждения. В Пефкохори (Кассандрийская епархия) есть монастырь святого Иоанна Русского.

Житие святого Иоанна — прекрасный пример жизни человека «по Бозе», ибо открывает нам своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовному познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей вечной небесной жизни. Имя святого праведного Иоанна Русского, канонизированного Константинопольской Церковью, внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1962 году.

Сохранить веру подчас бывает нелегко. Но жития святых помогают людям понять, что даже в самые тяжелые минуты нельзя отрекаться от Господа и тогда Всевышний будет к ним добр. Так, мы можем видеть на примере праведной жизни Иоанна Русского, в чем помогает молитва и как прожить жизнь со смирением, благочестием и твердостью веры.

История Иоанна Русского

Проповедник Иоанн Русский родился в Малороссии в 17 веке. Принимая участие в русско-турецкой войне, он был захвачен в плен и продан в рабство начальнику конницы. Плененных христиан обычно обращали в мусульманство, но святой Иоанн Русский был стоек в своей вере: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру».

Вначале обращение в плену с ним было жестоким, но со временем его праведная жизнь начала вызывать у людей уважение. Хозяин предложил ему жить как свободный человек, но праведный Иоанн отказался. Он продолжал работать в конюшне, где уединенно молился по ночам, укрепляясь в вере к Богу.

Через три с половиной года после смерти его мощи были обнаружены нетленными и перенесены в церковь.

В чем помогают молитвы святому Иоанну Русскому?

День почитания Иоанна Русского отмечают 9 июня.

В этот день принято просить прощения у родных и у тех, кто держит на вас обиду. Это также время, чтобы посетить храм в честь Иоанна Русского и вознести ему молитвы.

Искренняя молитва Иоанну Русскому поможет вам:

  • простить обиды;
  • получить уверенность в повседневных делах;
  • остановить межнациональные и религиозные распри;
  • укрепиться в православной вере;
  • избавиться от болезней.

Молитва о работе

О всеблаженный исповедниче Христов и великий чудотворче Иоанне, Эвбея скоровище, Греческия страны похвало и людей русских сродниче! Ты в пленении агарянском лютая биения и влас сожжение твердо за Христа претерпел еси, благочестием же своим, подвиги и чудесы верныя премного укрепил еси, неверныя же умягчил еси и просветил, по кончине же бесчесленными чудесы и исцеленьми просияваеши. Вемы, угодниче Божий, яко велие дерзновение имаши ко Господу, нам же, бедствующим, сострадаеши тако тепле, яко не терпиши и зрети ны в лютых недузех или тяжких скорбех сущими, и сего ради и непризываемый скоро притекаеши, телеса и души врачуя, бесы изгоняя, заблуждшия обращая, наипаче же от малых детей всякую болезнь и горесть отгоняя. Се бо и ныне греси мнози отяготиша ны и изнуряющими скорбьми души наша сотрошася, силы же телесныя оскудеша, и како унынию и тягостней печали противостати возможем, аще не ты сам, святче Божий, восстанеши по нас и противу врагов наших благодатне ополчишися! Испроси же, благоприятными твоими ко Господу молитвами, телесными недуги страждущим совершенное исцеление, всем же спасительное терпение и благодарение; скорби, бесовския наветы и искушения отврати; вся же, елика попустит Господь, научи во очищение понести благоразумне; нас же, во тьме неведения и забвения заповедей Божиих сущих, просвети, выну неуклонне творити волю Божию настави, бесплодия духовнаго разреши, очищение, освящение и просвещение душам нашим даруй; да с тобою вкупе выну и во веки веков прославим Всеблагаго Бога и Пречистую Богородицу, твоим всемощным заступлением. Аминь.

Молитва святому Иоанну Русскому за детей

О, святый новоявленный угодниче Божий, Иоанне Русский! Подвигом добрым подвизаяся на земли, восприял еси на небесех венец правды, еже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстояй Престолу Божию, приими моления наша, раб Божиих (имена), и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу козней диавольских, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков.

Молитва Иоанну Русскому об исцелении

Одна из главных молитв, которые возносят этому святому, это молитва Иоанну Русскому об исцелении от различных болезней. История знает немало чудесных случаев, когда просьбы, обращенные к этому Святому, исполнялись, и человек быстро выздоравливал.

О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь и кондак праведному Иоанну Русскому

Тропарь, глас 4

От земли́ плене́ния твоего́/ воззва́вый тя к Небе́сным селе́нием,/ Госпо́дь соблюда́ет невреди́мо и цельбоно́сно те́ло твое́,/ пра́ведне Иоа́нне,/ ты бо, в Росси́и я́тый и во Аси́ю прода́нный,/ посреде́, ага́рянскаго злоче́стия благоче́стно пожи́л еси́ во мно́зе терпе́нии/ и, се́яв зде слеза́ми,/ жне́ши та́мо неизглаго́ланною ра́достию.// Те́мже моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод:

От земли, где ты был в плену, воззвавший тебя к Небесным селениям Господь сохраняет невредимым и подающим исцеления тело твое, праведный Иоанн, ибо ты, взятый в России и проданный в Азию, посреди мусульманской ереси благочестиво прожил со многим терпением и, сеяв здесь со слезами, пожинаешь там с неизреченной радостью (Пс.125:5). Потому моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарь, глас 4

От земли́ Призва́вший тя в Небе́сныя оби́тели/ сохраня́ет и по сме́рти нетле́нное те́ло твое́, свя́те,/ ты бо я́ко пле́нник приведе́н бысть в А́зию,/ иде́же и уподо́бися Христу́.// Сего́ ра́ди моли́ Его́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод:

Призвавший тебя от земли в Небесные обители сохраняет и после смерти нетленным тело твое, святой, ибо ты как пленник приведен был в Азию, где и уподобился Христу. Потому моли Его о спасении наших душ.

На Небеси́ предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ пра́ведне блаже́нне Иоа́нне,/ земны́й а́нгеле, Бо́жий челове́че,/ с Безпло́тными ли́ки славосло́виши любо́вь неизрече́нную,/ в Це́ркви перворо́дных со святы́ми водворя́яся,/ о нас, су́щих на земли́, возно́сиши моли́твы/ к Соде́телю всех и Спа́су,/ да пода́ст мир все́му ми́ру,/ Це́рквам на земли́ благостоя́ние и соедине́ние всех,/ чту́щих Сы́на Бо́жия во пло́ти прише́дша,/ во святе́м Те́ле Христа́ Иису́са,/ е́же есть Це́рковь Бо́га Жива́го,// во спасе́ние ро́да челове́ческаго.

Перевод:

Предстоя на Небесах Святой Троице, праведный блаженный Иоанн, земной ангел и человек Божий, в собрании Бесплотных (ангелов) ты прославляешь неизреченную любовь, в Церковь первородных (Евр.12:23) со святыми водворяясь, о нас, живущих на земле, возносишь молитвы к Создателю всех и Спасителю, да подаст мир всему миру, Церквям на земле твердость и единство всех, почитающих Сына Божия, пришедшего во плоти, во святом Теле Христа Иисуса, которое есть Церковь Бога Живого, во спасение рода человеческого.

Кондак, глас 8

В честне́й па́мяти твое́й, свя́те,/ весели́тся о тебе́ Росси́я,/ во благоче́стии тя воспита́вшая,/ и целе́бным моще́м твои́м ра́дуется Аси́я,/ иде́же у́зкий путь проше́д страда́льческаго пле́на и по́стнических подвиго́в,/ сосу́д че́стен яви́лся еси́ Бо́жия благода́ти,/ ея́же проси́ и нам, чти́телем твои́м, да зове́м ти:// ра́дуйся, Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те.

Перевод:

В день почитаемой памяти твоей, святой, радуется о тебе Россия, воспитавшая тебя в благочестии, и целебным мощам твоим радуется Азия, где ты прошел узкий путь (Мф.7:14) страдальческого плена и постнических подвигов, ты явился почтенным сосудом Божией благодати, ее же проси и нам, почитающим тебя, да взываем к тебе: «Радуйся, Иоанн, одноименный с благодатью».

Ин кондак, глас 4

Ны́не приспе́ па́мять сла́вных, свя́те о́тче, дел твои́х,/ веселя́ще благочести́выя ду́ши,// ве́рно чту́щия тя, Иоа́нне.

Перевод:

Сегодня настал день памяти прославляемых, отче, дел твоих, радующий благочестивые души, с верою почитающих тебя, Иоанн.

Ева́нгельския любве́ служи́теля,/ пра́вды Бо́жия ревни́теля,/ чистоты́ душе́вныя и теле́сныя храни́теля,/ ве́ру Христо́ву испове́давша в страда́ниих,/ пра́веднаго Иоа́нна ублажа́ем и почита́ем днесь,/ и житие́м его́ назида́ющеся, пое́м:// ра́дуйся, моли́твенниче наш, от Бо́га просла́вленный.

Перевод:

Евангельской любви служителя, правды Божией ревнителя, чистоты душевной и телесной хранителя, веру Христову исповедавшего в страданиях, праведного Иоанна прославляем и почитаем сегодня, и жизнью его назидаясь, воспеваем: «Радуйся, молитвенник наш, прославленный Богом».

Святой исповедник Иоанн Русский родился около 1690 года в Малороссии на территории современной Украины. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу. Иоанн служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года он вместе с другими воинами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за освобождение Азова, после чего Иоанна переправили в Константинополь и продали начальнику турецкой конницы некоему Aгe. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион (по-турецки Уркюб), которое до сих пор находится на территории современной Каппадокии. Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от православной веры и становились мусульманами. Но Иоанн был воспитан «в учении и наставлении Господа» и очень любил Бога и православную веру своих отцов. Он принадлежал к тем юношам, которых умудряет познание Бога.

С этой мудростью, которую Господь дает любящим Его, блаженный Иоанн терпеливо переносил свое рабство, плохое отношение к нему хозяина, издевательства и насмешки турок. Они называли его «кяфирин», то есть неверующий, показывая этим свое презрение и ненависть. Надо учесть, что Прокопион был станом лютых противников христианства — янычар. Иоанн был им ненавистен. Турки подвергли Иоанна жестоким побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, топили его в навозе, соблазняли богатством, но не могли принудить к отречению от Христа. Только горячее становились молитвы Иоанна.

Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, в рубище, полунагой и босой, он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них: напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Любовь сильнее злобы. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Со временем Ага и его жена полюбили своего невольника, хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать его за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться в небольшом помещении около сарая для соломы. «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения», — и Иоанн отказался перейти в новое жилище и продолжал спать в своей любимой конюшне. В ней он изнурял свое тело лишениями и подвижнической жизнью, не обращая внимания на неудобства и беспокойное соседство. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и зловоние от навоза как бы исчезало, превращаясь в духовное благоухание.

Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и опасности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги, плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Все-таки хозяйка повелела своей поварихе приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам. Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.

Но как же удивились все в доме Аги, когда тот по прошествии некоторого времени вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. О, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес». Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав слова Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действитель но так и случилось.

Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. Своей жизнью он умилил турок, и они в восхищении начали называть его «Вели» — «Святой». Все: и турки и греки — стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *