Толкования Священного Писания

Вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего

Вся ми леть суть. Судя по тому, чтó в следующем стихе, который прямо связан с настоящим, говорится о брашнах, дается мысль, что в словах: вся ми леть суть, говорится: мне можно вкушать всякого рода пищу. Но можно разуметь здесь вообще услаждение всех чувств – зрения, слуха, обоняния и осязания, и удовлетворение всех телесных потребностей, кроме пищи, и сном, и покоем, и прохлаждениями и омовениями, вообще все утешения плоти. Апостол представляет здесь чье-либо лицо, которое, обозрев все эти утехи, говорит: вся ми леть суть. То есть всем этим я могу пользоваться свободно. Может быть, такая речь заимствована из уст самого Апостола, который оставил закон, вязавший: не коснися, ни вкуси, ниже осяжи, и всем проповедовал полную в сем отношении свободу. Но тогда как святой Павел прибавлял при сем: точию да не свобода ваша в вину плоти будет (Гал. 5, 13), другие забывали это ограничение и останавливались более вниманием на свободе и нестесненности и, может быть, действительно ничем себя не стесняли, не только законом, но и мерою благоразумия. Как такого рода свобода очень опасна, потому что, развивая чувственную жизнь, тем самым умаляет и совсем погашает жизнь духовную, и особенно потому, что подготовляя похотные возбуждения, подвергает опасности впадать в блуд, в коем смерть, то святой Павел спешит образумить таковых. Он берет поговорку каждого из таковых: ся ми леть суть, и говорит как бы: да, вся ми леть суть, но не вся на пользу, вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего. Два ограничения полагает он свободе всем пользоваться: первое – польза, второе – чтоб ничем не быть обладаему.

Бог дал тебе тело и вложил в него потребности, необходимые для поддержания его жизни, а вне, в природе, рассеял блага, которыми удовлетворяются сии потребности. Пользуйся всем. Божие на то благословение изречено уже тем самым, что все это создано, и создано для тебя. Но пользуйся только в пределах пользы. Если б у нас была одна телесная жизнь, то можно бы истолковать это так: в пределах пользы для тела. Но как мы не тело только, но и душа, то надо добавить: в пределах пользы и для души. И первое многое уже ограничит, и в отношении к родам удовольствий, и в отношении к мере их и другим особенностям. Но когда прибавим второе, то оно очень многое вычеркнет из списка того, что казалось леть есть. И это в естественном порядке жизни. Если же взять во внимание порядок жизни благодатной, которая и начинается самоотвержением и ведется вся в видах искания вышнего, мудрствования о горнем, а не о земном, то само собою останется уже только самое существенно необходимое, все же другое будет сочтено не на пользу и вследствие сего отнесено к тому, что не леть есть, хотя поначалу оно могло бы быть и не таковым. Таким образом, очевидно, что Апостол не связывая вяжет: не налагает внешних уз закона, но полагает заповедь строгого самоограничения.

Второе ограничение: не аз обладан буду от чего. В теле нашем лежит какой-то закон навыка, по которому удовольствие, ныне вкушенное, завтра в тот же час снова потребуется телом. Если удовлетворить его завтра, то на третий день требование то повторится с большею силою. Дальше и дальше, наконец образуется привычка,– потребность удовлетворять тело известным образом и в известной мере, которая заменяет собою простую естественную потребность. Привычка – связа. Тогда как естественная потребность требует только, а не вяжет, привычка вяжет, назначая и предмет, и время, и меру. Чем больше привычек, тем больше связ и уз. Можно на всякую простую потребность навязать по нескольку привычек и быть таким образом связану по рукам и ногам. Это то же, что, мечтая о свободе, быть в постыдном рабстве у чувственности своей. Это несравненно хуже рабства закона. Ибо не коснися, ни вкуси, ниже осяжи, все имело добрые нравственные цели. Вот против этого и предостерегает Апостол: пусть тебе будет все леть; но не вяжи себя ничем. Буди, как птица, свободно парящая в пространствах воздушных. Но это к тому же ведет, к чему приводит и ограничение пользою. Чтоб не связать себя чувственными привычками, надо отказывать себе в чувственных удовольствиях, допуская только существенно необходимые.

Феодорит, кажется, разумеет в сем месте ограничение чувственных удовольствий вообще; а святой Златоуст – ограничение относительно одних яств. Вот его слова: «Здесь Апостол говорит против чревоугодников. Намереваясь снова обличать блуд и зная, что это любодеяние происходит от пресыщения и неумеренности, он сильно поражает эту страсть. Можно, говорит, есть и пить, но неполезно есть и пить неумеренно. Отклоняет он от этого, во-первых, как неполезного: не вся на пользу, а во-вторых, как от ведущего к противному: но не аз обладан буду от чего. Смысл слов его следующий: ты властен есть; сохраняй же свою власть и смотри, чтоб не сделаться рабом этого пожелания. Кто надлежащим образом пользуется им, тот властен над ним; а кто предается ему неумеренно, тот не имеет власти, но становится рабом неумеренности. Если ты не воздержен, то не ты имеешь власть над чревом, а оно над тобою имеет власть».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

С. Сказкин — Настольная книга атеиста

12 3 4 5 6 7 …180

Настольная книга атеиста

К ЧИТАТЕЛЯМ

Перед вами девятое издание «Настольной книги атеиста», справочника, рассчитанного на пропагандистов, агитаторов, партийных и советских работников, преподавателей и учащихся высших и средних учебных заведений, всех тех, кто интересуется атеистической проблематикой, ведет трудную, но благородную работу по атеистическому воспитанию. В подготовке книги приняли участие ученые, преподаватели вузов, журналисты, пропагандисты. Они стремились создать книгу, которая охватывала бы широкий круг вопросов теории и практики научного атеизма, стала бы добрым другом и советчиком наших атеистов.

Конечно, в одной книге невозможно дать всеобъемлющий материал по истории и теории религии и атеизма. Эти вопросы нашли отражение во многих научных и научно–популярных изданиях, выпущенных в нашей стране. Поэтому в «Настольной книге атеиста» освещены в первую очередь те вопросы, которые имеют наибольшее значение для пропагандистов, ведущих практическую работу по атеистическому воспитанию. Так, при анализе религиозных вероучений основное внимание уделено тем религиозным направлениям, которые получили распространение в нашей стране. Религии же, с которыми пропагандистам не приходится практически сталкиваться в повседневной работе, как, например, синтоизм, даосизм и др., охарактеризованы очень кратко. Особо выделены материалы о культе, морали, литературе тех религиозных направлений, которые представляют для пропагандистов практический интерес.

В девятом издании «Настольной книги атеиста» сделан ряд дополнений по сравнению с предыдущим изданием. Авторский коллектив с благодарностью примет все пожелания, замечания и дружеские советы читателей книги.

АТЕИЗМ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

АТЕИЗМ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Истоки атеизма относятся к той далекой поре истории, когда развитие общественно–производственной практики впервые позволило накопить относительно большой объем знаний, а создание письменности дало возможность ускорить их накопление и совершенствование. С другой стороны, это была эпоха, когда впервые эксплуататорский строй предоставил немногочисленному меньшинству людей возможность заниматься политической, художественной, научной деятельностью, возложив на большинство всю тяжесть рабского физического труда. В тот период в противоположность представлениям, где подлинное знание тонуло в массе мифологических, фантастических преданий и поэтических образов, зарождается система знаний о природе, о людях и их сознании, о законах, которым подчинены мир и мышление.

Уже первые шаги людей, пытающихся постичь мир, приводили к требованию ничего не принимать на веру, считать истинным лишь то, что доказано разумными доводами, основанными на фактах. Так возникают первые зачатки науки и научного мировоззрения.

Это первоначальное научное, атеистическое по существу мировоззрение представляло собой материализм, поскольку «материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, и поэтому у греческих философов оно было первоначально чем–то само собой разумеющимся» (Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 513).

Борьба между научным и религиозным мировоззрением осложняется и переплетается с борьбой между материализмом и идеализмом. В основе этой борьбы лежали социальные конфликты. Сама коренная противоположность научного, материалистического, атеистического мировоззрения религиозному и идеалистическому не сразу и не вполне осознавалась ее участниками. Пионеры научной мысли зачастую не могли освободиться от некоторых господствующих религиозных представлений, а среди их противников Некоторые вводили в свои в целом антинаучные системы материал, содержащий научное знание о природе, о человеке, о его мышлении. Кроме того, в религии и философии «связь представлений с их материальными условиями существования все более запутывается, все более затемняется промежуточными звеньями. Но все–таки она существует» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 312). Так, конфликт между материализмом Демокрита и идеализмом Платона связан с конфликтом между демократией и аристократией в Афинах.

Атеизм в Древней Индии

Для Древней Индии эпохи создания религиозных книг — Вед (середина 2–го тысячелетия до н. э.) характерно поклонение обожествленным силам природы. Позднее, с образованием рабовладельческого общества, возникает вера в бога, развивается мифология. Священным книгам — Ведам приписывается божественное происхождение и непререкаемость. Против авторитета Вед восстают первые индийские ученые–философы школы локаята (чарва–ка) — Брихаспати, Дхишан и др. (VIв. до н. э.).

Философы локаята утверждают, что никакого бога (иншвары) нет; что мир никем не создан, а существует вечно по своим законам. Все вещи состоят из земли, воды, света и ветров. Различным образом соединяясь, эти элементы образуют все сущее, в том числе и людей. Порознь каждый из элементов сознанием не обладает, но при особом соединении они образуют тело, одаренное сознанием. С разрушением этого тела неизбежно исчезает и сознание. То, что рассказывается в Ведах о загробном мире и рае, представляет собой обман, в том числе и то, будто животное, убитое при жертвоприношении, попадает в рай. Если бы это было верно, говорили локаята, то любящий сын должен был бы принести в жертву отца, чтобы тот попал в рай.

По воззрению локаята, природа безразлична ко всему человеческому, ее свойства не имеют никакого отношения к нравственным правилам. Ни в природе, ни в человеческой истории нет никакой целесообразности.

Очень близок к этим воззрениям видный представитель школы санкхья Капила (ок. VI в. до н. э.). Вещей, существование которых нельзя доказать убедительными аргументами, нет, учил Капила. Ни восприятием, ни умозаключением, ни аналогией бытие бога не подтверждается, а это единственные формы достоверного познания. Следовательно, бога нет.

Ничто, утверждал Капила, не может возникнуть из ничего. Из вполне определенных вещей возникают вполне определенные вещи. Первые служат материалом для вторых; и те и другие состоят из вечной материи — пракрита, которая является причиной всех вещей.

Все состоит из атомов. Из неживых тел образуются живые, между теми и другими трудно провести резкую границу. Возникновение сознания в теле, состоящем из элементов, лишенных сознания, Капила объясняет так же, как локаята.

В системе взглядов Капилы содержится непоследовательность — учение о пуруше. Помимо материи, лишенной сознания, Капила признает еще тонкий элемент, обладающий сознанием, — пурушу, которая не имеет ни начала, ни конца и всеведуща, хотя не имеет контакта с материей. Материя активна и постоянно изменяется; пуруша пассивна и неизменна.

Атеизм в Древнем Китае

Возникновение материалистических и антирелигиозных идей в Древнем Китае тесно связано с развитием науки, особенно астрономии. Записи о солнечных затмениях китайские ученые начали вести за тысячу лет до н. э. На протяжении столетий в Китае велись наблюдения за движением светил, и в IV в. до н. э. там был создан первый в истории звездный каталог. Установленная астрономами периодичность движения светил сыграла важную роль в выдвижении идеи объективной закономерности — дао, управляющей всем происходящим в природе.

Уже в эпоху Западного Чжоу (XI–VIII вв. до н. э.) в Китае было выдвинуто положение: «Высшее существо не может существовать! Мир образован из пяти первоэлементов, а именно: из металла, дерева, воды, огня и земли».

Дальнейшее развитие этих идей хорошо видно в дошедшей до нас знаменитой книге «Дао–дэ–дзин» (IV–III вв. до н. э.). В этом произведении проводится мысль, что миром управляет не бог, а присущий самому миру закон — дао. Бог творец мира в книге вообще не упоминается. Дао определяет непреложно весь ход событий и исключает возможность чего–либо сверхъестественного.

Материалистические и антирелигиозные идеи получают значительное развитие у Сунь Цзы (III в. до н. э.), отрицавшего существование бога или какой–нибудь иной сверхъестественной силы, распоряжающейся природой. Ван Чун (I в. н. э.), крупнейший материалист и атеист Древнего Китая, в книге «Лунь–Хэнь» провозглашает, что мир вечен, его основу образует субстанция (ци), из которой все вещи возникают и в которую они превращаются. Вселенная не имеет никакой цели. Вещи возникают сами собой, они не суть творение какого–нибудь духа. Все совершается по естественному закону, в соответствии с которым все возникающее рано или поздно гибнет. Нет бессмертия сознания так же, как нет бессмертия тела. Ван Чун выдвигает требования, которым должно удовлетворять познание: правду и неправду дела решает только опыт, а правду и неправду спора — только доказательство.

Мировоззрение

В советское время цензура была так сильна, что и по сей день широким массам не известны факты и технологии прошлых периодов. Иногда на самых видных местах можно отыскать интереснейшие объекты, существование которых невозможно объяснить.

Карьер Старая Линза или нечто большее

Заброшенный карьер по добыче талькомагнезитов в ПГТ Шабровский внешне может показаться ничем не примечательным местом. Таких по всей стране очень много. Однако некоторые специалисты полагают, что это не карьер, а нечто иное.

Не секрет, что на Урале находятся сотни полуразрушенных мегалитических строений. Среди них найдено несколько пирамид. Урал вообще полон загадок и тайн, которые неподвластны людям.

Старая линза представляет – это потрясающий объект, имеющий необычную форму.

Шабровский карьер и завод находятся в 27 км от Екатеринбурга. До того момента, пока здесь не нашли талькомагнезит, вещество добывали в Сысерти. В 1974 году карьер законсервировали, поскольку появились новейшие технологии по добыче ископаемых. Так звучит официальная версия. Однако есть ряд странностей, которые позволяют усомниться в том, что здесь вообще когда-нибудь велись разработки чего-либо.

Странности необычного карьера

Глубина Шабровского месторождения достигает 100 метров, а ширина – 250 метров. Местный карьер имеет ряд необычных особенностей.

Если просмотреть аналогичные места талькомагнезитовых месторождений по всему миру, то можно заметить, что все они не похожи на Шабровское. Впечатляет ступенчатая структура карьера без возможности вывоза грунта на поверхность автотранспортом. Обычно все разработки ведутся и формируются с учетом того, что породы придется вывозить тяжелыми грузовиками. Но Старая линза сделана иначе.

Шабровское месторождение совершенно не похоже на традиционные карьеры.

Возникает вопрос, каким образом поднимали грунт. Людей пытаются убедить, что огромные объемы пород перемещали подъемниками. В это с трудом верится.

Обычно дно карьеров ярко демонстрирует тот факт, что велась выработка. А вот поверхность Старой линзы аккуратно выложена плиткой и имеет совершенно ровный рельеф. Здесь находился домик сторожа и скромные клумбы. Но зачем охранять заброшенный карьер? В течение некоторого времени здесь регулярно откачивали воду, осушая дно, хотя аналогичные объекты обычно затапливают. В итоге через много лет карьер все-таки заполнили водой.

История с производством кирпичей выглядит совсем неубедительно.

Произошло это именно в тот момент, когда люди начали активно интересоваться этим местом и выкладывать его фото в интернет. Весной 2016 года якобы из строя вышел насос. Водопады быстро затопили карьер. Руководство Старой линзы изначально собиралось починить оборудование, но потом пришло к выводу, что это нецелесообразно. Но тогда зачем воду откачивали с 1974 года по 2016 год? Возможно, карьер затопили из-за широкой огласки.

Почему карьер имеет такой причудливый вид

Официальная теория гласит о том, что тальк используют в виде кирпичей. Однако известно, что его добывали в порошкообразном виде. И только потом делали кирпичи. Существует версия, что некий инженер Столяров придумал технологию, благодаря которой блоки можно было вырезать прямо в карьере. Отсюда и его причудливая форма.

По непонятной причине нет внятных фото доказательств работы карьеры в советские годы.

Но та техника, которая стояла долгие годы в карьере, явно не могла справиться с подобной задачей.

Интересен тот факт, что нет нормальных фотографий карьера советского периода. И это очень странно, ведь в то время уже были качественные фотоаппараты, дающие прекрасные снимки. Найденные фото напоминают мутные рисунки, на которых ничего не разобрать.

Альтернативная теория исследователей

Существует теория, что данный объект не является карьером и никогда им не был. Уж, очень в нем много странностей и несостыковок. Исследователи предполагают, что строение возводили не в наше время.

Возможно, в советское время здесь проводились какие-то раскопки, и даже что-то поднимали наверх при помощи механизмов. Воду откачивали долгие десятилетия даже после развала СССР. Видимо, это было очень важным местом, раз пошли на такие затраты. Откачка воды стоила немалых денег.

Что касается техники на дне Старой Линзы, то ее могли туда спустить для проведения исследовательских работ. А потом бросили ее там за ненадобностью.

Старая Линза вполне может быть одним из загадочных объектов Урала из прошлого.

В Сибири есть немало интересных и загадочных объектов, существование которых сложно объяснить. Так почему Старая линза не может быть одним из них? Некоторые специалисты полагают, что карьер – это вкопанная пирамида. Однако вид сверху на это место доказывает совершенно обратное.

Возможно, Старая линза – это древний высокотехнологичный объект, об истинном назначении которого мы никогда не узнаем. А затопили его лишь потому, что информация о странном месте получила широкую огласку.

“Старая Линза – уникальный природное место. Тут встречается 50 минералов. Сейчас сюда регулярно приезжают студенты горного университета. В свое время здесь выросло целое поколение геологов. Не менее интересен объект для туристов”.

Дмитрий Клейменов, директор геологического музея на Урале

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *