Храм Георгия Победоносца в Ендове стоит в самом сердце столицы в плотном окружении современных офисных высоток. Среди них церковное здание XVI века смотрится как нечто необычное и экзотическое. Еще более удивится сторонний наблюдатель, узнав о том, что этот храм, его клир и причт имеют непосредственное отношение к одному из известнейших в мире мужских монастырей, отличающихся особой строгостью устава. О прошлом и настоящем подворья Соловецкого ставропигиального монастыря и жизни насельников рассказывает его настоятель – архимандрит Мефодий (Морозов).

Архимандрит Мефодий (Морозов)

Посольство в миру

– У Вас имеется личный аккаунт в социальной сети «Фейсбук», что, прямо скажем, нехарактерно для монашествующего духовного лица. Какова цель Вашего присутствия в интернет-пространстве?
– Я далеко не единственный православный священнослужитель, кто имеет свою страничку в «Фейсбуке». Нас достаточно много, в том числе и архиереев. Во-первых, пытаюсь осуществлять по мере возможности воцерковление участников интернет-сообщества. Другая цель – познакомить православный народ с нашим храмом и подворьем. Оно действует уже больше двадцати лет, но, к сожалению, о его существовании очень немногие знают. Интернет в этом смысле представляет большие возможности.

– Для чего вообще нужно монастырское подворье в городе?
– Подворье в Москве – это представительство, своего рода посольство монастыря. Все, кто здесь несет послушание, являются иноками Соловецкого монастыря, мы живем по уставу обители. Богослужение начинаем в шесть утра, ежедневно молимся преподобным основателям нашей обители Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. У нас в храме имеется чтимая икона с их святыми мощами. Утром совершается братский молебен перед этой иконой, каждое богослужение заканчивается пением тропаря, кондака, величания и чтением молитвы преподобным. К сожалению, Литургия пока бывает не каждый день.

Большинство побывавших на Соловках ищет, где можно вновь соприкоснуться с их атмосферой, ведь Соловки обладают огромной притягательной силой. Если нет возможности приехать туда снова, можно побывать на маленьких Соловках в самом сердце Москвы, тоже на острове под названием Балчуг.

По сути дела, наше подворье – единственный так близко расположенный к Кремлю действующий православный монастырь. Отсюда до Красной площади – не более десяти минут ходьбы. Когда я был помоложе, мы с моим собратом, иеромонахом Антонием, тогда настоятелем подворья Соловецкого монастыря в Кеми, вечерами часто ходили вокруг Кремля. Нам хватало сорока пяти минут для того, чтобы обойти весь Кремль неспешным шагом, с молитвой.

Подворье ведет большую хозяйственную работу по обеспечению монастыря всем необходимым: продовольствием, стройматериалами. Раньше бывало так, что мы прямо здесь формировали грузы, все было заставлено ящиками, коробками, мешками с картошкой, целыми буртами капусты, лука, яблок, морковки и других овощей, потому что монастырю не хватало всего этого, своих сельхозугодий не было. Приходилось объезжать подмосковные хозяйства, прося пожертвовать для Соловков различные овощи. Все, собранное здесь, загружается в грузовой трейлер, тонн по десять-двадцать. Груз транспортируется в Кемь, оттуда с началом навигации – на Соловки. Самолетом многого не доставишь – только самое необходимое. Каждый год от ста до двухсот тонн самых разных грузов мы отсюда отправляем на Соловки.

Поклонный «Соловецкий» крест на территории подворья

– Как и когда появился на подворье большой поклонный крест?
– Когда мы сюда пришли в 1992 году, в церковном здании располагались запасники Дирекции художественных выставок Художественного фонда России. От прежнего убранства храма, от икон ничего не осталось, только роспись в куполе четверика, которую мы позднее отреставрировали. Мы все думали, как сделать так, чтобы храм и его территория «осоловели». Зародилась мысль воздвигнуть крест, подобный тем поклонным крестам, которые стоят на Соловках. Традиция их устанавливать существовала с давних пор – до 1917 года на территории архипелага поклонных крестов насчитывалось до трех тысяч. В итоге поставили девятиметровый крест, который изготовлен в монастырской кресторезной мастерской на Соловках. Его центральный столб – из дерева, выросшего на Соловках, и камни, которыми он заложен у основания, тоже соловецкие.

Помню, как собрались наши прихожане и этот крест, без помощи крана, вручную, с большим воодушевлением, так же, как на Соловках, подняли и установили. Под крестом сделано углубление, где уложены человеческие останки, найденные на территории храма во время благоустройства. Храм – древний, рядом издавна располагался погост, где погребали в том числе и прихожан. Крест освятил Святейший Патриарх Алексий II в 2001 году.

Я все думаю: вот на Лубянке в память о жертвах репрессий поместили огромный камень с Соловецких островов. Люди там собираются, проводят поминальные мероприятия. Даже священнослужители приходят и служат панихиды. Может быть, некогда поставленный на подворье крест станет альтернативой этим камням? Все-таки, помолиться о душах невинно убиенных куда как благодатнее возле креста.

Каждое воскресенье по территории подворья совершается крестный ход – такова наша монастырская традиция. Крестный ход делает остановку возле креста, где в дни особого поминовения усопших и в праздники в честь новомучеников Российских и Соловецких возглашается «Вечная память» всем православным христианам, в том числе и пострадавшим от гонений.

Из сварщиков – в скитоначальники

– Вокруг подворья много офисной застройки, жилые дома немногочисленны. Вероятно, это сказывается на численности прихожан?
– С одной стороны, иногда скорблю по этому поводу. Я начинал монашескую жизнь в Даниловом монастыре в 1984 году, когда происходило церковное возрождение, людей в монастырь приходило множество. Оказавшись здесь, я долгое время не мог привыкнуть к тому, что даже в праздники молящихся немного. В первые годы, направляясь из кельи на богослужение, думал: «Ну сейчас меня затолкают, в алтарь будет трудно пройти». Входил в храм, а там – народу меньше, чем братии. Особенно ощутимо безлюдье летом. Но как поет бард Евгений Бачурин в одной из своих песен, которая называется «Всё от Бога»: «Что ж, не вечно жить самим, / Надо место дать другим». Надо дать людям возможность летом помолиться в сельских храмах, которые зимой, напротив, обычно пусты.

Самое главное, что утешает меня здесь, на подворье, относительно количества прихожан: пусть их немного, но они осмысленно ищут именно неторопливого монашеского богослужения. Мне приходилось бывать в храмах, которые похожи на метро, где прихожане заходят, уходят, снуют, свечки покупают и ставят. И служба кажется какой-то пересадочной станцией. По милости Божией у нас этого нет!

– Что изменилось на подворье за двадцать с лишним лет?
– Много поменялось братии. За эти годы человек шесть, наверное, от нас перешли на послушание в монастырь, а начинали здесь как трудники. Нынешний благочинный Соловецкого монастыря архимандрит Ианнуарий, выпускник МФТИ, например, пришел на подворье почти юношей. Здесь был пострижен в рясофор и в мантию. Закончил заочно семинарию, академию, стал кандидатом богословия. Однажды сварщик пришел с соседней стройки и сказал: «Батюшка, я хочу у вас быть, возьмите меня». Он трудился на строительстве огромного офисного центра «Балчуг Плаза», который стоит практически у нас во дворе. Сейчас бывший сварщик – иеромонах, скитоначальник Свято-Троицкого скита на острове Анзер. Другой наш бывший послушник – настоятель Соловецкого подворья в подмосковном селе Фаустово. Они духовно выросли здесь на подворье, поэтому даже в этом смысле мы не зря трудились все эти годы.

– А соседи – обитатели офисов «Плазы» – посещают ваш храм?
– Да. И не только посещают. Среди них есть люди, которые уже много лет очень серьезно финансово нам помогают. Мы бы сами многого не смогли. Весь храм расписан на средства одного из обитателей соседнего офиса, которому мы глубоко благодарны и с любовью молимся о нем.

– Значит, не зря это здание построили здесь.
– Не зря! Господь ведь не случайно все творит, понимаете? Знаете, когда я стал здесь настоятелем, обнаружил столько всяких деталей, которые говорят о том, что я не просто так здесь. Храм расположен недалеко от станции метро «Новокузнецкая». А я сибиряк, мои детство и юность прошли в городе Новокузнецке Кемеровской области. До нас в храме размещались запасники Дирекции художественных выставок Художественного фонда России, а мой покойный папа был профессиональным художником и всю жизнь проработал в Художественном фонде. Мне иногда кажется, что он ждал меня здесь. Я понял, что этот храм просто не мог оставаться без меня, и скоро уже исполнится двадцать пять лет, как моя жизнь с ним связана. Во всем нужно видеть Божественный Промысл, Он нас ведет.

Царский ковчег

– На Соловках некогда был свой собственный достаточно интересный обиходный распев. Он здесь звучит?
– К сожалению, сейчас нет. Долгое время братии на Соловках было совсем немного, и бывало, один певчий пел всю Литургию, особенно зимой. Порой после братского молебна насельники расходилась на послушания, в храме оставался один служащий священник и, в лучшем случае, один иеродиакон с ним, один певчий, один пономарь. Чаще всего именно этими людьми, которые совершали Литургию, число молящихся и ограничивалось. Сами понимаете, тут не до сложных нотных песнопений. И вот тогда на аналой возлагался Соловецкий обиход, звучали старинные распевы – простые, но удивительно молитвенные. Полноценный хор в монастыре складывался постепенно, в его репертуаре есть и песнопения из Соловецкого обихода. У нас на подворье сменялись разные хоровые составы, лет пять назад, наверное, сформировался мужской квартет, который поет и сейчас. Обычно на богослужении звучат традиционные монашеские распевы: Киевский, Троице-Сергиевой Лавры. Но, увы, пока не Соловецкие.

– Расскажите, пожалуйста, какие святыни находятся на Соловецком подворье?
– Икона с частицами святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, а также ковчег, который нам пожертвовали вместе с частицами святых мощей преподобных старцев Глинских. У нас есть икона с мощами великомученика Пантелеимона, иконы преподобной Анны Кашинской, преподобных Оптинских старцев с частицами их мощей.

Ко времени освящения креста на некоторое время к нам привезли с Соловков большой ковчег с частицами мощей различных святых. Я могу здесь в чем-то быть не очень точным, поэтому прошу не воспринимать мои слова как истину в последней инстанции, но мне говорили, что этот ковчег как будто когда-то пребывал в одном из соборов Московского Кремля. И в Соловецком музее его называли Царским ковчегом. До 1993 года он находился в музейных собраниях Соловецкого музея-заповедника. По договоренности с руководством музея ковчег был передан на временное хранение в монастырь, а с годами так в монастыре и остался. Мы попросили этот ковчег с Соловков привезти, потому что тогда у нас было совсем пусто и никаких святынь не было. А в нем- огромные частицы святых мощей великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца, что особенно для нас ценно, поскольку наш храм сохранил свое древнее посвящение этому святому, хотя главный придел – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

– Мало кто об этом знает, кстати…
– С давних пор москвичи особо почитают великомученика Георгия Победоносца, и придел, освященный в его честь, в нашем храме всегда существовал. Поначалу придел был совсем крохотным и располагался за иконостасом, в южной части храма, подобно Успенскому собору Лавры, где за главным иконостасом есть приделы со своими небольшими иконостасами. Для Руси это очень давняя традиция.

В XIX веке к храму пристроили трапезную. В северной ее части был устроен придел во имя святителя Николая, а в другую часть перенесли придел в честь великомученика Георгия. Когда Святейший Патриарх Алексий в 2003 году совершал великое освящение обоих приделов – Рождества Богородицы и Никольского, мы попросили Его Святейшество освятить бывший Никольский придел в честь сразу двух святых: в честь святителя Николая и в честь великомученика Георгия. Богослужение совершается в этом приделе только в дни памяти этих святых – в дни, являющиеся для нас престольными праздниками.

Постепенно сложилась традиция, по которой соловецкая святыня – Царский ковчег – попеременно находится то на самих Соловках, то у нас на подворье. Когда на островах происходит большой наплыв паломников, обычно это начинается с конца мая, уже после дня памяти великомученика Георгия, мы отправляем ковчег в монастырь. А в начале сентября, когда навигация по Белому морю заканчивается и паломников в обители практически не бывает, ковчег привозят опять к нам. Эта традиция служит важной духовно связующей нитью между Соловецкой обителью и ее московским подворьем.

Беседовала Ольга Кирьянова

История

Соловецкое подворье исторически связано с основанием города Архангельска, и время его учреждения может быть отнесено к концу XVI — началу XVII веков. В то время город представлял собой древнерусскую крепость, и подворье первоначально находилось на территории детинца.

После пожара 1637 года, в котором сгорели все крепостные строения, Соловецкое подворье переместилось ближе к месту расположения торжища, на «Юрьев звоз». Подворье было призвано играть роль хозяйственного центра в городе. Соловецкий монастырь получал доход от рыбных промыслов, солеварения и отправлял свою продукцию в город Архангельск на продажу. Монастырю нужны были здесь склады, торговые лавки и келейные корпуса для монастырской братии.

В 1667 году подворье имеет четыре больших деревянных здания: «…двор монастырский, келья белая новая на амбаре… другая келья белая с братнею… да у больших ворот келья новая…». К 1729 году на подворье уже семь отдельных корпусов, в числе которых настоятельские хоромы и административное здание («кельи от магистрата»), амбары, баня, погреба, а также семь больших торговых лавок.

Сейчас трудно судить о первоначальном облике подворья, как и о точном местоположении. Оно горело в пожарах 1733, 1745 и 1793 годов. Однако, учитывая установившуюся традицию строить новые здания на старых местах, можно предполагать, что расположение подворья примерно совпало с местом на «Юрьевом звозе».

К 1797 году для подворья был куплен у купца Беккера каменный дом. Он находился между Почтовой конторой и обывательским домом. Все названные строения были возведены по «образцовому» проекту, который представлял собой каменные дома с торговыми лавками внизу и жилыми помещениями вверху. Исторически сложившаяся структура квартала, где стоят эти здания, сохранилась до наших дней.

В первой четверти XIX века подворье получает два каменных здания, а во второй четверти XIX века приобретает еще три городских участка. Завершающим этапом формирования комплекса (по набережной) можно было бы считать первую половину XIX века, если бы была сооружена церковь.

Значительное увеличение числа монастырской братии, прибывающих на подворье за покупками «разных для монастыря надобностей», а также богомольцев, останавливающихся здесь, требовало помещения, в котором можно было совершать церковные богослужения. Такого помещения на подворье не было. Братия и паломники молились перед образом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который висел на стене в киоте.

В 1818 году Святейший Синод «позволил выстроить на подворье церковь», но это не было сделано. Священники городских церквей сооружение нового храма сочли излишним, мотивируя тем, что «подворье Соловецкое находится в самом близком расстоянии от собора, Архангельской и Рождественской церкви»… «и богомольцы подворья ходят на службу в собор». Позднее, в 1820 году была устроена часовня в честь преподобных Зосимы и Савватия. С этой целью была перестроена одна из торговых лавок нижнего этажа.

В середине XIX века происходит замена старых деревянных сооружений каменными. В 1851-1853 годах возводится каменное здание по Банковскому переулку. К 1865 году было построено здание «на погребах» и присоединено с восточной стороны к каменному зданию хозяйственных служб.

Церковь во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа на Соловецком подворье в городе Архангельске была освящена 17 сентября 1898 года. «Новоустроенный храм — трехглавый, с небольшою колокольнею над входом в него, обращенною к набережной реки Двины… Стены и потолок расписаны… священными изображениями событий из жизни святых угодников Соловецких. Стенная живопись и иконы в иконостасе произведены монастырскими иконописцами под наблюдением старосты иконописной мастерской иеромонаха Флавиана. Иконостас дубовый, резной, весьма изящной работы… соловецкого иеромонаха Палладия». Летом 1920 года Соловецкое подворье было закрыто и национализировано. 6 октября 1922 года прекратились богослужения в храме.

Современность

После семидесятилетнего перерыва на своем историческом месте открылось подворье Соловецкого монастыря в г. Архангельске. Первым настоятелем подворья был назначен иеромонах Елеазар (Кондратьев). Сразу после открытия началась реставрация храма преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, а 30 июля 1998 года, в день памяти преподобного Иринарха, игумена Соловецкого, епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном было совершено освящение храма после завершения реставрационных работ, продолжавшихся более пяти лет.

17 августа 1998 года во время пастырского визита на Архангельскую землю, Святейший Патриарх Алексий II благословил устройство подсобного хозяйства при Соловецком подворье в Архангельске и на возведение при нем храма в честь Покрова Божией Матери.

В апреле 2002 указом Святейшего Патриарха при Архангельском подворье учреждена местная православная религиозная организация «Радово-Покровская женская монашеская община» в селе Ижма Приморского района Архангельской области. Духовником общины назначен игумен Елеазар (Кондратьев).

5 августа 2002 года указом Святейшего Патриарха настоятелем Соловецкого подворья в Архангельске назначен иеромонах Стефан (Постоляко).

10 апреля 2010 года во Франции, в г. Рюэй-Мальмезон недалеко от Парижа, в рамках Года Российской Федерации во Французской Республике открылась выставка фоторабот насельника обители игумена Стефана (Постоляко), посвященная жизни братии Соловецкого монастыря.

Несмотря на то, что восстановлен и постоянно действует храм во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа, жилые и хозяйственные строения подворья нуждаются в реставрации.

В 2005 году начала свою работу воскресная школа. Сначала существовала только взрослая группа, а с 2006 года возникла и группа для детей. Работа воскресной школы не ограничивается проведением занятий по разным предметам. Преподаватели младшей, детской группы организуют и проводят театральные представления, приуроченные к церковным праздникам. Так, в 2006 году таких представлений было несколько: на Пасху, на Троицу и на Покров. В организации этих представлений принимают активное участие многие прихожане подворья. В начале нового 2007 учебного года у воскресной школы появилась возможность получить отдельное помещение для занятий. Это помещение, однако, требует капитального ремонта и больших вложений средств. Но многие прихожане храма помогают воскресной школе приобрести свой дом. По инициативе преподавателей и слушателей воскресной школы и по благословению настоятеля подворья о. Стефана на праздник Покрова Пресвятой Богородицы была проведена ярмарка-продажа для сбора средств на ремонт.

Сегодня воскресная школа для детей нуждается в православных педагогах, желающих потрудиться во Славу Божию.

Так как зимнее время сообщение с Соловками осуществляется только через Архангельск, приезжающие паломники могут остановиться на подворье, в комфортабельной гостинице. Стоимость номера от 600до 700 рублей в сутки.

Святыни

Иконы святых, которые пребывают в домовом храме преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев:

Иконы святителя Николая с мощами, великомученика и целителя Пантелеимона с мощами, преподобного Серафима Саровского с мощами, блаженной Матроны Московской с мощами, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с мощами, апостола Иакова брата Господня с мощами.

Расписание богослужений

7:00 — Утренние молитвы, Полунощница, Братский Молебен (ежедневно)

Литургия, с учетом совершающихся по субботним и воскресным дням, бывает от 4 до 5-ти в неделю.

Акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману (по средам) в 7:00

Часы в 8:10 Литургия в 8:30 (заканчивается в 10:00-10:30 в зависимости от количества причастников и продолжительности проповеди).

Таинство Крещения совершается в 11:00

Насельники

игумен Стефан (Постоляко);

иеромонах Гурий (Любенко);

иеромонах Алексий (Копеин);

иеродиакон Мисаил (Шмелёв) (отбыл на послушание, келейником к болящему архимандриту Иосифу (Братищеву);

диакон Евгений (Клевцов);

послушник Николай (Буздык).

Контакты

Телефон: +7 (8182) 20 7313; e-mail: eugenestefan@list.ru

Почтовый адрес: 163000, г. Архангельск, главпочтамт, а/я 129

Юридические адрес: 163061, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, 77/1

ИНН / КПП 2901082884 / 290101001

Банковские реквизиты:

Р/с 407 038 103 001 000 00002 в ФМКБ «МАК-Банк» (ООО) в г. Архангельске

К/с 30101810100000000766

БИК 041117766

Проезд

от ж/д вокзала автобусом № 54 до ост. «Ул. Поморская»

от а/п «Талаги» автобусом № 12 (маршрут аэропорт «Талаги» — Речной вокзал). Автобус идет по Троицкому пр. параллельно наб. Северной Двины. Соединяют их такие улицы, как Поморская (ост. «Поморская улица») и Театральный переулок. Можно также проехать до Речного вокзала и по набережной Северной Двины пройти до Подворья).

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *