Образовательные ведомства не смогли договориться между собой о порядке проведения ЕГЭ этим летом. В среду, 13 мая, Минпросвещения, Рособрнадзор и Минобрнауки в течение дня выступали с противоречащими друг другу заявлениями о количестве экзаменов, которые должны будут сдавать выпускники школ. Относительной ясности в этом вопросе удалось добиться лишь в среду поздним вечером. Дата и даже месяц проведения ЕГЭ до сих пор неизвестны.

Путаница с госэкзаменом началась с пресс-релиза, который Минпросвещения РФ разослало в среду около полудня: даты проведения ЕГЭ вновь будут перенесены. По установленному графику экзамен должен был начаться в мае, но после введения карантина его отложили на 8 июня, а теперь — на неопределенный срок. «Окончательные даты начала аттестационной кампании будут озвучены в ближайшее время,— говорилось в релизе,— это решение обусловлено рекомендациями органов здравоохранения». Также сообщалось, что формат проведения ЕГЭ в 11-х классах «будет скорректирован». Напомним, что обычно выпускники сдают два обязательных ЕГЭ — по русскому языку и «базовую» математику. Это необходимо для получения аттестата. Те, кто хочет получить высшее образование, сдают еще один-два «профильных» госэкзамена, которые назначает вуз (бывает, что и больше), и поступают по сумме баллов.

В этом году, следует из пресс-релиза Минпросвещения, выпускники, которые не планируют поступать в вузы, могут вообще не сдавать ЕГЭ.

Они получат аттестат с отметками, «выставленными по итогам года», «обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике проводить не планируется». Из письма следовало (но не проговаривалось прямо), что выпускникам, нацеленным на высшее образование, придется сдавать лишь ЕГЭ по выбору.

Днем в Москве прошло онлайн-заседание президиума Российского союза ректоров. Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил ограничить количество профильных ЕГЭ для зачисления в вуз — не больше двух. Он не указал, как действовать вузам, установившим три-четыре испытания. Предложение господина Садовничего одобрил и. о. главы Рособрнадзора Анзор Музаев, добавив, что его ведомство рассчитывает провести ЕГЭ во второй половине июня. Выступил на мероприятии и глава Минобрнауки Валерий Фальков, правда, большая часть его речи передавалась без звука — то ли из-за технических неполадок, то ли «для служебного пользования».

После заседания заместитель главы Минпросвещения Дмитрий Глушко снова заявил в эфире «России 24» о двух экзаменах — уже как о решенном деле.

«Это будет два экзамена, которые выпускнику школы необходимо выбрать исходя из того, на какой факультет и в какой университет он поступает»,— сказал замминистра. Тогда же ряд СМИ получили от анонимного источника письмо заместителя главы Минобрнауки Дмитрия Афанасьева, которое 8 мая было направлено в Минпросвещения (есть и у “Ъ”). Из него следовало, что ведомство поддерживает идею отказаться от «базовой» математики как обязательного предмета для выпускников. В этом же документе сообщалось, что вузы просят не допустить значительного сдвига начала учебного года на более поздний срок, «что приведет к финансовым издержкам». «В условиях сохранения текущей эпидемиологической ситуации Минобрнауки считает целесообразным предусмотреть возможность его (ЕГЭ.— “Ъ”) проведения в дистанционном формате»,— говорилось в письме.

После этого уже другой анонимный источник передал ряду СМИ письмо Анзора Музаева, которое 7 мая было направлено в Минобрнауки (есть в распоряжении “Ъ”). В нем сообщалось, что проводить экзамены в июле «нецелесообразно», поскольку могут сохраняться последствия текущей ситуации с коронавирусом. В связи с этим Рособрнадзор рекомендовал рассмотреть возможность сдачи ЕГЭ в период с 4 по 25 августа или с 11 по 31 августа. В письме говорилось, что Рособрнадзор «прорабатывает различные схемы проведения» ЕГЭ, в том числе возможность сдачи экзамена по русскому языку в течение двух дней, а не в единый для всей страны день, как раньше. За этим последовало официальное заявление замминистра просвещения Виктора Басюка: «Рассматривается вопрос отмены обязательных экзаменов по русскому языку и базовой математике для тех, кто поступает в вуз в текущем году».

К этому времени СМИ уже распространили информацию о том, что выпускникам придется сдавать всего два ЕГЭ по выбору. Но уже вечером, в 20:03, пресс-служба Минобрнауки официально заявила, что ведомство «не рассматривало» вопрос о сокращении количества предметов ЕГЭ до двух. «Что касается проведения экзамена в дистанционном формате, то такой вариант не исключается для маломобильных групп населения,— добавили там.— Решение о формате и сроках проведения ЕГЭ принимается Рособрнадзором по согласованию с Министерством просвещения». Это заявление окончательно запутало ситуацию. В Минпросвещения “Ъ” пояснили, что ведомство отвечает за два обязательных экзамена, которые надо сдать, чтобы получить аттестат,— это русский язык и «базовая» математика: «Мы их обязательность в этом году отменили. Экзамены по выбору для поступления в вуз — это уже к Минобрнауки». В Минобрнауки сказали, что не решают вопросы о количестве ЕГЭ.

Через полтора часа ТАСС опубликовал заявление министра просвещения Сергея Кравцова о том, что «выпускники школ смогут выбрать то количество экзаменов, которое им будет необходимо для поступления в вуз»:

«Как правило, помимо русского языка выпускники сдают не более двух экзаменов. При этом у них есть право выбирать то количество экзаменов, которое будет им необходимо для поступления. Вузы самостоятельно определяют количество экзаменов на ту или иную специальность».

Во многих странах существуют агентства, проводящие экзамены, министерства, которые курируют школу, и, помимо этого, ведомства, которые курируют высшее образование, говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин: «Конечно, в острых ситуациях требуются большие усилия по координации. Но то, что происходит в острых ситуациях, не значит, что это не может работать в стабильной ситуации». По его мнению, возникшие проблемы в коммуникации между ведомствами не означают, что схему с разделением ведомств необходимо поменять: «Хорошо, что вектор у всех трех госструктур один — сохранить экзамен для тех, кто будет поступать в вузы. О деталях, думаю, они договорятся».

Анна Васильева, Александр Черных

Школьники по всей стране ждут слива заданий для завтрашнего единого экзамена по русскому языку. Накануне в интернете уже появились задания к ЕГЭ по математике и по химии. Как утверждают некоторые пользователи, именно они попались на экзамене. Говорят, что такого масштабного слива не было уже пять лет.

— Каждый год перед ЕГЭ по математике мне присылают задачи из будущего экзамена. Каждый раз они оказываются подлинными. Я к этому уже привык, — рассказал преподаватель математики из Санкт-Петербурга Дмитрий Гущин, победитель конкурса «Учитель года России»-2007, основатель проекта «Решу ЕГЭ». — Но вот сегодня, несколько часов назад, прислали почти всю вторую (сложную) экзаменационную часть. Ту самую, за которую можно получить больше всего баллов. Все задания в нескольких вариантах.

Педагог Дмитрий Гущин утверждает, что задания ЕГЭ по математике ему прислали за день до экзамена

«Слитые» задания педагог разместил у себя на странице во «ВКонтакте». И буквально на следующий день школьники начали массово сообщать, что всё сошлось:

«Это действительно те задания, до ЕГЭ не верил, что это возможно, однако сам убедился».

«Да, были именно эти задания (Сибирь)».

«Вчера не поверил в инфу и не решил. Сегодня всплакнул на экзамене».

«Совпало, Киров. Все наши отрешали и зарешали, а я: да неее бред».

«Да, такие и были задания, цифры только разные. Про кредит) и трапеция тоже была. (СПБ)».

Реальные задания на ЕГЭ по математике частично совпали с теми, которые были слиты в сеть наканунеФото: Скриншот сайта

Некоторые выпускники подтверждают: часть заданий ЕГЭ по математике была похожа на те, что опубликовал Дмитрий ГущинФото: Скриншот сайта

Среди вопросов по химии, попавших в интернет, оказалось много задач на электролиз — тема, по словам Дмитрия Гущина, не самая популярная.

— Никогда раньше на ЕГЭ о ней не спрашивали, — объясняет педагог. — А в этом году задания на электролиз включили в экзаменационный вариант. Казалось бы, что в этом удивительного? А то, что на вчерашнем «жёлтом листке» (фотографии с текстами «слитых» вопросов — Ред.) 8 задач на эту тему. Которые и оказались на сегодняшнем ЕГЭ. Всё точно то же самое, что, например, с 13-ми (имеются ввиду под номером 13 — Ред.) заданиями этого года на ЕГЭ по математике. Составители первый раз за 10 лет придумали задания на использование формулы синуса суммы. В утекших материалах, о которых я писал раньше, все 13-е задания без исключения были на эту формулу.

Откуда был слив?

Задания, которые «утекли» в интернет — довольно типовые. Это не те олимпиадные задачки, при решении которых нужно проявить креативный подход и творчество, а те, где достаточно понимать основной принцип и знать формулу.

— Я посмотрел на те задания, которые выложил Дмитрий Гущин. И да, одна из задач, на логарифмы, реально была у нас на экзамене, — рассказал Леонид Самойлов, профессор Ульяновского государственного университета, председатель комиссии по проверке ЕГЭ по математике по Ульяновской области. — Но, во-первых, только у нас в области был 21 экзаменационный вариант. А у нас не самый густонаселенный регион. И такие комплекты вариантов составлены для каждого часового пояса. А на «слитых» заданиях не указано, для какого они региона. Затем, эта задача на логарифмы — абсолютно типовая, она есть в открытом банке заданий, как и тысячи других таких же задач.

Получается, что «утекли» задания из тех, что и так были в открытом доступе. В них проверяются одни и те же знания и навыки, и по сути, в них отличаются лишь цифры. Собственно, выпускники в комментариях так и пишут — задача та же, цифры другие.

Так это реальные задания?

На фото — не экзаменационные бланки. Странно и другое — если посмотреть на комментарии в социальных сетях, одни и те же задачки достались школьникам из самых разных регионов. Хотя такого быть не может — для каждого часового пояса свои комплекты из десятков вариантов. Не могла же одна и та же задачка быть в каждом из них.

Сейчас дети не могут переписать или сфотографировать свои задания, чтобы прорешать их дома или показать учителю, — все бланки с вопросами и ответами, а также черновики, упаковываются в конце экзамена в индивидуальные пакеты. То есть выпускник может надеяться только на свою память. Ну, или переписать что-то себе ручкой на ладошку, рискуя получить замечания от наблюдателей и удаление с экзамена.

Поэтому, когда школьники узнают в «слитых» задачах в интернете свои реальные экзаменационные вопросы, совпавших вплоть до степени икса в уравнении, это выглядит не очень правдоподобно. Ну а то, что одна из задачек будет на интегралы, другая на теорию вероятности, третья на проценты, и так известно. Это есть и в контрольно-измерительных материалах, и в демо-версии, и в заданиях того же открытого банка ЕГЭ.

Смогли ли школьники списать?

Даже если выпускники получили накануне экзамена реальные списки задач и смогли их прорешать, не факт, что им это помогло. Телефоны и микронаушники “вылавливают” охранники, металлодетекторы, организаторы, онлайн-наблюдатели. В некоторых регионах в школах дополнительно установили глушилки сотовой связи.

Нести с собой бумажную шпаргалку — бессмысленно. Надо ещё найти ту самую совпавшую задачку и ухитриться её списать. Опять же, под прицелом камер и наблюдателей. Даже в туалет отпускают только с сопровождающими и чуть ли не с секундомером.

Конечно, школьники могли посмотреть эти задачи заранее и понять основной принцип. То есть научиться решать задачки, которые и так есть в открытом доступе. Но ведь этого от них и ждут!

— Когда были утечки в 2013 году, мы видели, что дети массово списывают — у нас было, допустим, 50 работ, совпадающих один в один, — приводит пример Леонид Самойлов. — В этом году такого не было. Более того, ребята сделали ровно все те же самые типовые ошибки, что и в прошлом году. Они не написали ЕГЭ по математике лучше. В каждой задаче ЕГЭ по математике есть такие маленькие подвохи, ловушки — и дети в них попались так же, как и всегда. Одинаковых работ нет, да и написаны они все достаточно корявым «школьным» языком. Затем обычно дети рассказывают своим учителям, получилось ли у них списать на экзамене. А педагоги говорят об этом нам, без имен, но просто называют общие цифры. В этом году никаких массовых списываний, по крайней мере, у нас в области, не было.

Конечно, школьник может написать себе мини-шпаргалку с формулами и по-быстрому скатать с неё в туалете. Возможно, это даже принесет ему пару дополнительных баллов. Но весь экзамен так не спишешь, тем более, на высокий балл. И для того, чтобы так списать на экзамене, сливы и утечки абсолютно не нужны.

Комментарий Рособрнадзора

Как сообщили в пресс-службе ведомства, утечек реальных заданий на экзамене по профильной математике не зафиксировано. Задания, которые опубликовал Дмитрий Гущин у себя на странице, не соответствуют ни одному из вариантов ЕГЭ, утверждают в Рособрнадзоре. Сами по себе подобные «утечки» появляются каждый год — тысячи таких вбросов отслеживает и проверяет специальная группа мониторинга. В нынешнем году ни одна из реальных задач, которые действительно были на ЕГЭ, не появилась в сети до начала экзамена, заявляют в ведомстве.

Как складывается жизнь учеников, заваливших ЕГЭ

Провал на ЕГЭ – страшный сон любого (даже самого усердного) ученика. Выпускников со всех сторон пугают итоговой аттестацией. Уверяют, что от нее зависит их дальнейшая карьера, да что уж там – судьба. Причем в дело включаются и родители, и репетиторы, и учителя. Находясь под таким прессингом, сложно не задаться вопросом: неужели фиаско на экзамене – это конец? Рассказываем, как сложилась жизнь пятерых учеников, которые завалили итоговую аттестацию. Спойлер: это не конец, а только начало.

«Учительница говорила, что баллов 50 смогу набрать»

Софья, выпускница 2019 года, Москва

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Я завалила ЕГЭ по биологии. В девятом классе на ОГЭ очень успешно сдала английский язык и обществознание. Но так как с детства профессионально занимаюсь спортом, мой тренер сказал, что на ЕГЭ нужно будет сдавать биологию для поступления в спортивный университет.

Я стала готовиться в начале 11 класса, но из-за постоянных тренировок и сборов много времени уделять учебе не получалось. А в феврале все-таки решила «поднажать» и серьезно отнестись к подготовке. В принципе, было достаточно перейти порог, чтобы поступить, тем более у меня звание мастера спорта (а это дает большие преимущества и льготы в спортивном университете).

Русский язык и математику сдала нормально (русский – 70 баллов, математика – четверка). Школьная учительница по биологии с уверенностью говорила, что баллов 50 я точно смогу набрать. Она помогала мне в подготовке. За несколько дней до ЕГЭ я решила огромное количество пробных вариантов. И увидев свой на самом экзамене, сильно напряглась.

Задания были значительно сложнее и непонятнее, такого я совсем не ожидала! Выйдя из аудитории, сразу поняла: «Завалила…» В итоге мой результат – 27 баллов, а порог – 36. Конечно же, я расстроилась, начала плакать.
Софья выпускница 2019 года

Позвонив маме, услышала следующее: «Вот так несерьезно ты к этому подошла. Поэтому и такой результат, нечему удивляться». Но спустя какое-то время мама начала относиться к этому спокойнее. Учительница в школе подбодрила, мол, пересдашь в следующем году, ничего страшного в этом нет, со всеми случается.

Сейчас я решила, что в следующем году буду сдавать те предметы, которые всегда и хотела учить – английский язык и обществознание. Моя цель теперь – факультет рекламы и связей с общественностью.

Мне кажется, я завалила биологию не столько из-за плохой подготовки, сколько из самого нежелания поступать в спортивный вуз. В первые недели после ЕГЭ сильно расстроилась и постоянно думала: «Ну все, теперь я бомж».
Софья выпускница 2019 года

А сейчас все изменилось: я успокоилась и поняла, что смогу сдать другие предметы и уже поступить в университет. Осознала, что все, что происходит, только к лучшему. Единственное, что расстраивает, это потеря целого года. Но ведь очень часто ребята после школы берут перерыв на год перед поступлением в высшее учебное заведение. Поэтому, думаю, это совсем не страшно.

«Девочка, завалившая ЕГЭ»

Ксения, выпускница 2019 года, Нижний Новгород

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

В начале 11 класса я решила сдавать ЕГЭ по химии и биологии. Надо сказать, к большому удивлению учителей и одноклассников, так как школа у нас гуманитарная, и научные предметы мы глубоко не изучали. Учителя сразу сказали: «Мы тебя готовить не будем, нанимай репетиторов». Это я и сделала. Но, как оказалось, женщина, с которой я занималась, никогда не готовила к ЕГЭ, только к ОГЭ, поэтому львиную долю тем мне приходилось разбирать самостоятельно.

Я надеялась на хороший результат по биологии, так как за год успела влюбиться в этот предмет и пробники решала на твердые пятерки. С химией дела обстояли намного хуже, но мне достаточно было набрать 50 баллов, чтобы преодолеть порог в педиатрический вуз.

И вот день икс настал. 31 мая я единственная из школы пошла сдавать экзамен по химии. Вариант мне попался не из легких. Но это не лишило меня уверенности, что смогу набрать проходной балл. Так что спустя два часа я со спокойной душой вышла из аудитории с наполовину решенным вариантом.

Биологию мы писали 13 июня, в этот же день должны были прийти результаты химии. Я с самого утра машинально обновляла сайт в надежде увидеть желаемый балл. Но когда результат наконец появился на экране, у меня случился шок: 28 баллов… Звучало как приговор, ведь минимальный порог для сдачи экзамена – 36.

У меня случилась истерика: я сразу же позвонила родителям, рыдала в трубку и не могла остановить слезы. В тот момент винила абсолютно всех в своей неудаче: и учителей, категорично отказавшихся от занятий, и неопытного репетитора, и сложный вариант.
Ксения выпускница 2019 года

Естественно, экзамен по биологии прошел как в тумане: подсознание подсказывало, что с такими баллами по химии я могу и не мечтать о поступлении в университет, поэтому и не старалась решать задания правильно. У меня просто опустились руки. Результат был ожидаем – 59 баллов. Что удивительно, родители ни разу не упрекнули меня и полностью поддержали: «Видимо, так все должно было сложиться», – сказали они.

Но так как мы живем в небольшом городе, где все друг друга знают, очень скоро я стала известна как «девочка, завалившая ЕГЭ» – это несмотря на выигранные мной региональные этапы олимпиад и аттестат с шестью четверками.
Ксения выпускница 2019 года

С учителями я не общалась, потому что устала от вечных расспросов из разряда «и что ты теперь будешь делать?». Близких друзей в школе у меня тоже не было, поэтому после объявления всех результатов ЕГЭ я решила поступать в медицинский колледж в Питере. Просто хочется уехать туда, где никто не знает обо мне и не пристает с настойчивыми расспросами.

Я планирую отучиться в колледже год и заново сдать ЕГЭ. Но теперь меня тянет не к медицине, а на биологический факультет, ведь с этой наукой у меня случилась настоящая любовь. Сейчас я уже не жалею о произошедшем, наоборот, эта ситуация сплотила нашу семью и помогла мне выбрать верное направление. ЕГЭ – это ступень, которую нужно преодолеть каждому, просто у меня получилось не с первого раза. И жизнь на этом не заканчивается, поверьте на слово.

«Больше всего было жалко родителей»

Алексей, выпускник 2017 года, Москва

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Два года назад я завалил ЕГЭ по истории. Сам не понял, как так вышло, потому что готовился достаточно долго. После девятого класса я твердо решил: буду поступать на юридический. Сдавать на юрфак нужно историю и обществознание, с которыми у меня в принципе никогда не было проблем. И уже в 10 классе я потихоньку начал листать учебники, решать пробные варианты ЕГЭ. Возможности нанимать репетиторов у моих родителей не было, и я это прекрасно понимал. Они верили, что я сам смогу подготовиться на хороший балл и поступить на бюджет. А я очень не хотел их подвести.

Но результат меня ужасно огорчил, я совсем не ожидал 45 баллов. Это даже меньше половины! Да, по ощущениям я понаделал ошибок в заданиях, но чтобы настолько… Не расстраиваясь раньше времени, пошел на апелляцию. А вдруг часть ответов не засчитали по ошибке? Короче говоря, паниковать сразу не стал. Оказалось, что компьютер засчитал все правильно, только ответы мои были неправильные. Удалось отвоевать парочку баллов, но сильно это не помогло. Я понимал, что не прохожу на бюджет.

Больше всего было жалко родителей, которые так в меня верили. Смирившись с ситуацией, мама сказала: «Сынок, давай на платное. Мы с отцом готовы оплатить твое обучение. Ну а потом попробуешь перевестись на бюджет». Но я не хотел, чтобы родители платили. Совсем не хотел.

Алексей выпускник 2017 года

И тогда решил: пойду работать, а в следующем году пересдам историю и поступлю. Баллы по остальным экзаменам у меня были высокие, подвел только этот предмет. Так я устроился в не очень известную компанию курьером. Платили неплохо, деньги я откладывал. Спустя какое-то время заинтересовался пиаром, и работодатель предложил мне попробовать себя в этом. Он устроил меня в пиар-отдел без образования. И тут все началось!

Сказать, что мне нравилось – ничего не сказать. Это было безумно интересно, я стал изучать книги по связям с общественностью, придумывал различные кейсы и новые проекты. В общем, понял, что это мое. Прошло полгода, меня официально трудоустроили в пиар-отдел, предложив хорошую зарплату. Сейчас я продолжаю там работать. ЕГЭ так и не пересдал, да и зачем?

Я нашел свое призвание, занимаюсь делом, которое мне нравится, и зарабатываю себе на жизнь.
Алексей выпускник 2017 года

Ко мне пришло осознание, что ЕГЭ не решает твою судьбу. Даже несмотря на провал на экзамене, можно кардинально изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому не стоит отчаиваться, все только впереди. Это не конец.

«Сердце бешено колотилось, в ушах стоял звон»

Мария, выпускница 2012 года, Москва

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

ЕГЭ я сдавала в 2012 году. Училась всегда так себе, звезд с неба не хватала. Вот и решила пойти на менеджера, как и большинство одноклассников. Сдавать нужно было английский и обществознание. И если с первым предметом проблем не возникло (у меня папа учитель английского), то ко второму я отнеслась пренебрежительно: все говорили, что экзамен легкий. Поэтому за учебный год открывала сборник вариантов от силы раза три.

Экзамены в то время отличались от современных – не было таких суровых досмотров. Естественно, мы заготавливали километры шпор.
Мария выпускница 2012 года

Обществознание сдавала последним, как сейчас помню, 13 июня. Накануне экзамена слили якобы ответы, так что я была спокойна. Пройдя металлоискатели, уверенно вошла в аудиторию и села на свое место. Даже не пыталась что-либо повторить, мыслями была уже на посиделках с друзьями тем же вечером. Раздали варианты. «Вроде совпадает», – пронеслось в голове. Я списала тест и написала эссе за два часа, пару раз выходила в туалет подглядеть в шпорах ответы. Оставалось дождаться результатов.

Через две недели пошла в свою школу узнавать баллы – тогда еще не было личных кабинетов. Наша классная руководительница рассадила всех за парты и по алфавиту озвучивала результаты. Назвав мою фамилию, учительница тяжело вздохнула и сказала, что давно ее так не позорили. Оказалось, я набрала всего 37 баллов! В 2011 году минимальный балл составлял 36, но я не знала, что порог повысили до 39. Учительница еще долго причитала, так что мне не оставалось ничего, кроме как выбежать из класса.

Сердце бешено колотилось, в ушах стоял звон. Не помню, как дошла до дома, как рассказала родителям, как они отреагировали. Наверное, расстроились, но я их понимаю.
Мария выпускница 2012 года

О поступлении я уже не думала, поняла, что бессмысленно подавать документы куда-либо, а в колледж идти не хотелось.

Пошла работать администратором в банк – там брали без опыта. Через пару месяцев освоилась, в декабре получила повышение. А через год познакомилась со своим будущим мужем на корпоративе – он работал в другом отделе. Мы женаты почти пять лет, растим дочку, раз в год ездим отдыхать на море, в общем, обычное семейное счастье. Именно благодаря работе я поняла, что ЕГЭ не решает абсолютно ничего, а высшее образование нужно далеко не всем. Так что мой совет всем новоиспеченным выпускникам – не бойтесь ничего и не делайте из экзаменов трагедию – оно того абсолютно точно не стоит.

«Сейчас я снимаю собственный фильм»

Илья, выпускник 2017 года, Подольск

Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

Я завалил ЕГЭ в 2017 году. Поначалу чувствовал себя частью какого-то анонимного клуба или братства неудачников. Но теперь, спустя почти два года, могу трезво оценить то время и понять, что все в нашей жизни происходит не напрасно.

Сколько себя помню, всегда хотел пойти в режиссуру. В школе постоянно участвовал во всех огоньках и праздниках, ставил спектакли. Именно поэтому вопрос о выборе экзаменов не стоял – мне в любом случае надо было сдавать ненавистную литературу. До старших классов я не читал ничего, кроме обожаемого мной Диккенса, а с нашими классиками вообще не сложилось – ну не мог я понять, почему Пьер Безухов – настоящий герой, а Обломову нужно сострадать. Да и с учительницей отношения были всегда натянутые, так что мама наняла мне репетиторов еще в десятом классе.

К концу школы я благополучно освоил перипетии «Преступления и наказания» и выучил имена всех князей из «Слова о полку Игореве». Экзамен не казался мне катастрофой, но шпоры для перестраховки я все равно сделал.
Илья выпускник 2017 года

Вариант был довольно простым – «Недоросль», Окуджава и большое сочинение по Салтыкову-Щедрину. Я благополучно решил тест и принялся за короткие сочинения, как тут ко мне подошел наблюдатель и попросил встать. Я не успел понять, в чем дело, как меня в лоб спросили: «У вас есть шпоры?» Я ответил отрицательно, но вторая женщина-проверяющая с пеной у рта доказывала, что у меня есть шпаргалки в джинсах. И тут я вспомнил о непонадобившейся шпоре. Руки сразу вспотели, и я в ступоре стоял посреди аудитории.

Надо сказать, что та учительница сильно давила на меня, вынуждала признаться в том, что я списывал, в общем, вела себя очень некрасиво. В итоге я был вынужден достать шпору – меня удалили с экзамена с возможностью пересдать в следующем году.

Я был в прострации еще где-то полчаса, до конца не понимал, что произошло. В голове маячила только одна мысль: «Ты облажался, забудь о ВГИКе». Казалось, жизнь закончилась. Мама тоже подлила масла в огонь: закатила истерику, сказала, что в жизни не даст мне больше ни копейки и теперь я сам по себе.
Илья выпускник 2017 года

Месяц забивал на все, гулял с друзьями, зависал в клубах. Я даже не пошел на выпускной, потому что уехал в Нижний Новгород на фестиваль. Так продолжалось полгода. Работа курьером и пиво по субботам стали для меня привычной рутиной. О ЕГЭ я забыл как о страшном сне и даже не думал пересдавать его в июне. Мама совсем перестала со мной общаться, и я переехал к отцу – родители развелись, когда мне было восемь. Папа – охранник, часто работает в ночные смены, так что мы редко разговаривали.

В ноябре я увидел объявление о наборе на курсы киношколы Александра Митты и, ни на что не надеясь, заполнил заявку. Курсы стоили недешево, но я откладывал деньги с лета, поговорил с отцом, и он добавил.

Два месяца пролетели незаметно. Главное – я снова загорелся мыслью о поступлении на режиссерский, поэтому в июне пришел на экзамен, уже без единой шпоры. Результат – 87 баллов и поступление во ВГИК на курс Александра Прошкина. Сейчас я снимаю собственный документальный фильм и коплю деньги на режиссерские курсы в Лос-Анджелесе, куда хочу поехать после окончания института. Надеюсь, все получится.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *