День ангела Дмитрия — когда именины у Дмитрия по православному календарю

В каждой православной семье есть близкий, знакомый или коллега Дмитрий, который раз в году отмечает свои именины, в простонародье называемый днем ангела Дмитрия.

На самом деле день Ангела — это день принятия таинства Крещения, а день именин — это день небесного покровителя, имя которого носит человек.

Эти два праздника могут по датам не совпадать.

Имя Дмитрий распространено и любимо в христианских странах. Красивое и звучное, оно привлекает не только своей благозвучностью. Ведь покровители у Дим – сильные духом христиане, которые пострадали за веру и прославили свою Отчизну.

Оглавление:

  • Именины у Дмитрия по православному календарю
  • Великомученик Димитрий Солунский
  • Святой благоверный князь Дмитрий Донской
  • Полный список святых – покровителей Дмитриев

Именины у Дмитрия по православному календарю

В соответствии с церковным правилом, своими именинами следует считать тот день соименитого с вами святого, который ближе всего ко дню вашего рождения. А вот дней, посвященных прославленным Дмитриям, немало в году.

В церковных святцах можно посмотреть, какого числа вашему Диме отмечать именины. Этот список будет приведен ниже в таблице.

Повторим — небесным покровителем считается тот святой, день памяти которого ближе ко дню рождения. А вот Ангел-Хранитель дается человеку в момент совершения Таинства Крещения.

Помощи и защиты можно просить в своих молитвах и у Ангела-Хранителя, и у Святого покровителя. Каждый помогает тому, кто горячо просит.

Возможно, Вам пригодится статья о том, когда именины Софии.

Великомученик Димитрий Солунский

Дмитрий Солунский появился на свет в семье римского чиновника, который состоял на службе у императора. Родители мальчика были тайными христианами. Отец и мать ребенка крестили младенца тайком от властей. Ребенок с рождения впитал любовь к христианскому учению, и был пламенно верующим человеком.

После кончины отца, юноша пожертвовал свое наследство нищим и принял твердое решение проповедовать. Дмитрий знал, что не уйдет от гнева императора, который был язычником. Для себя молодой человек избрал подвиг поста и молитвы, готовился принять венец мученика. Когда императору донесли о христианском проповеднике, он отдал приказ заточить его в темницу.

Позже император принудил Дмитрия сражаться на арене. Противником был избран Лий — любимый боец императора. В ожесточенном бою Дмитрий победил императорского раба и этим подписал себе смертный приговор. Рано утром после боя проповедник был убит императорской стражей.

Его святые мощи начали мироточить в VII веке, о чем писали современники, так же происходили многие чудеса и исцеления. Великомученика Димитрия Солунского называют так же Мироточивым.

День поминовения в русской православной церкви – 8 ноября. В дни памяти Дмитрия Солунского читается молитва об исцелении и о погибших, также поется акафист святому. Все Дмитрии могут помолиться своему покровителю ежедневно, вычитывая молитвенное правило.

Святой благоверный князь Дмитрий Донской

Младенец Дмитрий появился на свет в 1350 году. Мальчик стал во главе государства после смерти отца в 9 лет. Юношу воспитывали в христианской, православной традиции. Позже стал попечителем монашеских обителей, строил новые храмы. Духовным отцом Дмитрия был преподобный Сергий Радонежский.

Именно преподобный Сергий благословил юношу на освобождение народа от ига Мамая. Сам князь все дни перед битвой пламенно просил Господа о победе и даровании свободы от татар.

Решающая битва состоялась 21 сентября 1380 года — в день Рождества Пресвятой Богородицы князь в рядах своих ратников принимал участие в бою.

Как известно из летописей, воины видели в тот решающий день над Куликовым полем Архистратига Михаила, Ангелов, покровителя Великого князя – Дмитрия Солунского. Несмотря на большие потери, княжеское войско выстояло. Монголо-татары были изгнаны из земли Русской.

На поле брани – месте гибели православных воинов князь воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В историю благоверный вошел как великий освободитель Руси.

1 июня – день памяти святого. Канонизирован благоверный великий князь за свою благочестивую жизнь и за большие заслуги перед Церковью и народом Божьим.

В церковные даты поминовения Святого Димитрия, его просят об исцелении, об изгнании врагов и о помощи. Читают тропарь и кондак благоверному князю Димитрию, согласно православному молитвослову.

Полный список святых – покровителей Дмитриев

Великомученик Дмитрий Солунский и Дмитрий Донской – не единственные покровители и заступники Дмитриев.

Азиатский князь Димитрий Скепсийский, мученик.

Князь со своей семьей был пожизненно заточен в темницу за то, что принял христианство. Дни памяти – 24 сентября по новому стилю.

Греческий священник Димитриан (Димитрий) Саламинский проповедовал христианство на Кипре.

Был казнен после долгих пыток. День памяти – 3 июля по новому стилю.

Дмитрий Ростовский – митрополит, монах и святитель. Всю жизнь посвятил борьбе с ересью и сохранению в чистоте веры православной.

После смерти монаха, от его нетленных мощей люди получают исцеление. Дни памяти – 4 октября и 10 ноября.

У Дмитриев много достойных покровителей и заступников на небе. Необходимо выбрать покровителя по дате рождения и по сердцу. Святой покровитель — пример и образец для подражания. Можно доверять небесному заступнику все самое сокровенное, делиться радостью, просить помощи в горестях и благодарить.

В день именин необходимо прийти в храм и помолиться своему заступнику, правильно будет, предварительно подготовившись, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн в этот день.

Святитель Димитрий Ростовский и его труды

Святитель Димитрий Ростовский Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть». В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных». В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу», оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».

Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали», и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество». Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2) Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны».

Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит».

Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь».

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.

Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Свт. Димитрий Ростовский. Икона последней трети XVII века.В левом верхнем углу — икона Богоматери Ватопедская — келейная св. Димитрия Ростовского.

Димитрий (Туптало) (1651 — 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель

Память 21 сентября (обретение мощей в 1752 году), 28 октября, 19 июля в Соборе трех русских святителей , в Соборах Киевских, Полтавских, Ростово-Ярославских, Сибирских и Черниговских (Укр.) святых

В миру Туптало Даниил Савич, родился в декабре 1651 года в небольшом местечке Макаров в благочестивой семье сотника Саввы Григорьевича и Марии Туптало. Отец его, из простых казаков, дослужившись до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы и скончался свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви в должности ктитора Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего неизвестно.

В 1662 г. он был отдан в Киевское братское училище, где наряду с другими знаниями Даниил получил развитие природной склонности к поэзии.

В школе он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам.

Училища Даниил не закончил. В 1665 г. он ушел из школы и некоторое время жил в доме своих родителей.

9 июля 1668 г. 18-летний Даниил в Киевском Кирилловском монастыре был пострижен в монашество с именем Димитрия. В этом монастыре он прожил около семи лет.

Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события.

Весной 1669 г. он совершил поездку за границу в г. Канев, где митр. Иосифом был рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 г. в Густынском Черниговском монастыре — во иеромонаха и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 г. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь впоследствии назвала его «Российским Златоустом». В возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова.

В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно орошенное», в которой описал чудеса, бывшие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга эта имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Известно что он произнёс две проповеди в Свято-Духовом монастыре. Пребывание в Литве имело для него важное значение, так как скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы Православия с унией.

После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иером. Димитрий оказался активным защитником Православия.

Через год он вернулся на Родину, которая в то время снова подверглась нападению турок и татар.

По прибытии на Украину Димитрий в течение двух лет жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679-1681 гг.).

10 августа 1681 г. иером. Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Спасский монастырь в г. Чернигове.

1 марта 1682 г. он был переведен по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Никольский монастырь вблизи Киева. Немного жил здесь Димитрий. Его тяготило расположение гетмана. 26 октября 1683 г. он отказался от игуменства в Батуринском монастыре и 23 апреля 1684 г., по приглашению архим. Варлаама, переехал в Киево-Печерскую Лавру. Здесь начался славный период в его жизни. На него было возложено послушание составлять жития святых. Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 г. и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения (Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники). Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.

Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны Димитрий запоминал до мельчайших подробностей.

С увлечением занимаясь порученным ему делом, иером. Димитрий с живым вниманием продолжал интересоваться и судьбами украинской церкви. В связи с принятием русского подданства Украина должна была подчиниться Московскому патриарху вместо Константинопольского, как было раньше. Димитрий вместе с большинством духовенства выступил противником такого подчинения.

Несмотря на нежелание украинского духовенства, вновь избранный в 1685 г. Киевский митр. Гедеон (Четвертинский) был посвящен уже не в Константинополе, а в Москве, тем самым он подчинился Московскому патриарху со всей своей паствой. Новый митрополит вместе с гетманом уговорили игумена Димитрия снова принять игуменство в Батуринском монастыре, обещая ему всячески содействовать в продолжении его труда.

По ходатайству гетмана из Москвы для Димитрия были высланы Великие Минеи Четьи митр. Макария.

Первая книга свт. Димитрия «Жития святых» за три месяца вышла в январе 1689 г.

В 1690 г. была готова к напечатанию и вторая книга, но в связи со смертью Московского патриарха печатать ее было разрешено только спустя несколько месяцев при новом патриархе Адриане, который со вниманием отнесся к труду Димитрия и благословил его продолжать составление Четьи-Миней на весь год, поощряя его своей патриаршей грамотой и денежными подарками.

В 1692 г. политическая обстановка на Украине снова обострилась. И Димитрий, желая скорее окончить свой труда, 14 февраля 1692 г. вновь отказался от игуменства, отдавшись всецело любимому делу.

В 1695 г. вышла из печати вторая книга «Жития Святых». Во время печатания второй книги его назначили игуменом Глуховского монастыря. Здесь он занялся благоустройством обители.

В 1696 г. ему предложили занять место игумена в Кирилловском монастыре, где в то время состоял его отец. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 г. с возведением в сан архимандрита Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем.

На новом месте архим. Димитрий проявил себя исключительно способным в ведении многообразного монастырского хозяйства. Состояние монастыря за время его пребывания в нем значительно улучшилось, так что монастырь имел возможность оказывать помощь нуждающимся. В голодные годы по распоряжению Димитрия на монастырскую казну покупали хлеб и кормили голодающих в самой обители.

В 1700 г. архим. Димитрий закончил свою третью книгу «Жития святых». Выход ее в свет радовал всех благочестивых людей. И сам Димитрий не скрывал своей радости. В то время у него созрел план создать на основе Житий святых одну небольшую книгу, поместив в нее в сокращенном виде жития святых за год. Так, появилась новая книга «Мартиролог вкратце».

В 1701 г. архим. Димитрий был вызван в Москву для назначения его на Тобольскую кафедру.

23 марта 1701 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифиллий, Нижегородский Исаия и Рязанский Стефан.

После посвящения митр. Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье. Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению житий святых вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена.

4 (2) января 1702 г. митр. Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру. 1 марта по дороге из Москвы в Ростов Димитрий сначала заехал в Ростовский Спасо-Иаковлевский монастырь (на окраине Ростова) и совершив моление в Зачатиевской церкви, указал в юго-западном углу этот храма место для своего погребения, произнеся «се покой мой, зде вселюся во век века».

По приезде в Ростов митр. Димитрий сразу же отслужил божественную литургию и обратился к пастве с приветственным словом. Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя. Духовенство сплошь было неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства. Богослужения совершались без всякого благоговения. Такое духовенство не только не могло быть хорошим помощником своему архипастырю в просвещении паствы, но и оказывало отрицательное влияние на религиозно-нравственное состояние народа. Много труда пришлось приложить митр. Димитрию, чтобы изменить существовавшее положение и насадить во вверенной ему епархии самые необходимые евангельские начала.

В противоположность существовавшему тогда понятию, что архиерей не обязан заглядывать в народную толщу, святитель Димитрий сам принялся за обличение недостатков в среде духовенства и паствы. Он даже оставил свое желание писать летопись, направив все внимание на повышение уровня религиозно-нравственного состояния пасомых.

Надежным средством воспитания благочестия в пастве он считал правильное, торжественное и благоговейное совершение богослужения. Пример такого богослужения подавал он сам и требовал этого от всех священников. Он вменил им в обязанность обучать прихожан за литургией основным молитвам.

Большое внимание уделял митр. Димитрий проповеди, силе слова. «Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых делает добрыми», — говорил он. Сам святитель настолько обладал даром слова, что еще при жизни его звали златоустым.

Такие меры святители Димитрия по воспитанию вверенной ему паствы в сравнении с существовавшими тогда жестокостями выдвинули ростовского архипастыря из всех современных ему иерархов.

Его можно назвать проповедником покаяния. Большинство его проповедей носили нравоучительный характер. В них видна одна определенная цель: возбудить высшие духовные запросы у слушателей и дать ответ на них, а также помочь пасомым возрастать в христианской жизни.

Наряду с поучительными проповедями и беседами святитель Димитрий говорил и обличительные, в которых с особою силою обличал общие пороки паствы, обращаясь к людям всех сословий, состояний и положений. У него образно представлена живая картина, как Царствие Божие странствует по земле среди всех сословий, ища себе покоя и не может найти его.

Однако в своих проповедях святитель не грозит наказанием за многочисленные преступления, но сам скорбит и плачет о своей обязанности обличать и карать. В своих обличениях святитель старался приблизиться к положению грешника, желал помочь ему, разъяснить его греховное состояние. В нем горела безграничная любовь к людям. Он беседовал со всеми как кроткий друг и добрый отец со своими детьми.

Свои проповеди митр. Димитрий строил так, чтобы некоторые из них могли быть произнесены и священниками, которых он убеждал неослабно проповедывать если не словом, то жизнью своей.

Большое значение митр. Димитрий придавал делу просвещения. Все возникавшие человеческие нестроения, например, раскол и другие заблуждения он считал следствием невежества. Похвалу разуму он воздавал уже в «Алфавите Духовном», написанном им еще на Украине. Он хвалил обычай посылать молодых людей для обучения за границу. «Что другое может вразумить человека, как не учение?» — говорил святитель. Поэтому он принимал все меры к тому, чтобы насадить школьное образование в своей епархии.

В 1702 г. им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митр. Димитрий влагал в это дело всю свою душу. Воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была представлена большая свобода. Школьники заменяли святителю семью и друзей. Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митр. Димитрия, школа просуществовала всего три года. Это объясняется тем, что период жизни и деятельности митр. Димитрия в Ростове, был периодом преобразования России на основе петровских реформ. Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. Изыскивались всевозможные источники для пополнения государственной казны. Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений. Из-за недостатка средств на военные расходы было найдено излишним выдавать деньги на учителей и учеников. Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование.

Несмотря на это, св. Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте. Впоследствии по примеру митр. Димитрия школы стали открываться и в других епархиях.

При своей разнообразной и многосторонней деятельности митрополит Димитрий не оставлял и любимого труда по составлению житий святых. Он трудился день и ночь, боясь не закончить любимого дела до своей кончины.

Труд его увенчался успехом. 9 февраля 1705 г. была закончена последняя книга «Жития святых». Все сознавали важность этого капитального труда не только для России, но и для всей восточной церкви. Несказанно радовался завершению своего дела и сам св. Димитрий.

Несколько позже в качестве руководства по церковной истории св. Димитрием была написана книга «Летописец» и ряд других работ.

Последние годы жизни митр. Димитрия были посвящены борьбе с расколом. Чувствуя, что раскол начал приобретать силу в епархии после введения петровских реформ, св. Димитрий взялся — как за верное средство — за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Им написано доступным для простого народа языком сочинение против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Своей неустанной деятельностью по борьбе с расколом митр. Димитрий возбудил против себя среди раскольников ужасную ненависть. Эта ненависть свидетельствовала о действенности борьбы св. Димитрия, что подтверждали и сами расколоучители.

Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению. Перо, по его словам, выпадало у него из рук, но он, преодолевая временную слабость телесную, не прекращал своей деятельности.

Святитель изнурял свое тело, как кающийся грешник, часто распростирался на земле крестом и по три часа лежал в таком положении, летом предоставляя свое тело комарам. До минимума сократил питание. На первой и Страстной седмицах Великого поста ел раз в неделю — по четвергам.

Чувствуя приближение своей кончины святитель увеличил благотворения бедным, часто призывал в крестовую палату слепых, хромых и всех несчастных нищих, ставил им трапезу, давал одежду и оказывал дела милости. Он не делал ни малейших сбережений и в своем завещании написал, чтобы после него не искали никакого богатства, так как он его никогда не имел.

До самого дня кончины митр. Димитрий сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.

Следующий день — 27 октября 1709 г. — был последним днем его земной жизни. Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг. Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве. По окончании рассказа он сказал: «Вот и вы, дети, также молитесь!». Помолчав, он добавил: «Пора и тебе, дитя, иди домой!».

Певчий подошел к нему на благословение. Проводив его до двери, Владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на Владыку. «Благодарю тебя, дитя!» — повторил св. Димитрий и закрыл за ним дверь кельи.

Утром 28 октября 1709 г. вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях.

Три удара 2000-пудового колокола соборной звонницы возвестили жителям Ростова о кончине владыки. После отпевания в Успенском соборе, тело Димитрия находилось в Спасской церкви. Погребение святителя отложили до приезда его друга митр. Стефана (Яворского). Такова была воля покойного. Он с Яворским договорился, что кто из них переживет другого, тот должен совершить погребение своего умершего друга. Митрополита Стефана ждали в Ростов почти целый месяц. По приезде митр. Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове, но митр. Стефан, выполняя волю св. Димитрия, совершил погребение его в Зачатиевском Яковлевском монастыре. В день погребения, 25 ноября, Стефан (Яворский) совершил в соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме обители. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, но, вместо этого, в могиле был сооружен лишь деревянный сруб. Деревянный гроб Димитрия был устлан черновиками его незаконченных произведений.

Свт. Димитрий Ростовский. Икона XIXв. Ростов Великий

В 1752 г. при ремонте храма, где был погребен митр. Димитрий, тело его было найдено нетленным. Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. Для временного хранения обретенных мощей на прежнем месте была устроена каменная гробница. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия, по молитве к нему.

После проверки комиссией Св. Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе св. Димитрия, он был причислен к лику святых и день памяти его был установлен 28 апреля 1757 г. 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения — 21 сентября, также, как и день кончины владыки — 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную св. Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.

По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия.

Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах, происходивших в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку присутствовала Екатерина II. 23 мая императрица со свитой пешком пришла в Ростов. В церемонии переложения мощей участвовали виднейшие русские иерархи того времени.

С 10 ноября 1991 г. честные мощи святителя Димитрия пребывают в Иаковлевском храме, справа от царских врат.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия ревни́телю, и раско́ла искорени́телию,/ Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую,/ и чре́з Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю́ же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия,/ то́й бо все́м вся́ написа́, я́же к наставле́нию,/ да все́х приобря́щет, я́коже Па́вел, Христу́,// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Оценки жизни и трудов свт. Димитрия

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867):

Сочинения Святителя Димитрия носят на себе печать благодатного помазания и сообщают это помазание читателям своим. Святитель жил в Западной России, там образовался, а в Западной России имели тогда сильное влияние иезуиты и вообще латинизм. Поэтому сочинения Св. Димитрия не совсем чисты, не вполне в восточном характере. Этому подверглись некоторые и древние Святые Писатели, между прочим Св. Григорий Нисский, брат Василия Великого. Что делать? Это значительный недостаток в писаниях Св. Димитрия. По мне лучше всего: нравоучения в 4-й части, приложенные к Св. Истории, что кажется, 6ыло его последним сочинением, а потому относительно к духу зрелейшим .

Труды

  • Четьи Минеи (Жития святых).
  • Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского в 5-ти частях. СПб, изд. Сойкина.
  • Алфавит духовный. М., 1898.
  • Внутрен. человек в клети сердца своего уединен, поучающийся и молящийся тайно.
  • Духовное врачество против хульных помыслов.
  • Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих.
  • Утешение человеку в скорби, беде и гонении.
  • Зерцало православного исповедания.
  • Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося.
  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати.
  • О исповедании грехов и св. причащении.
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало.
  • Плач на погребение Христово.
  • Пять стихословий.
  • Розыск о раскольнической Брынской вере.
  • Похвальное слово (на годичное поминовение архим. Киево-Печерского м-ря Иннокентия Гизель.
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении.
  • Краткие богомысленные размышления.
  • Руно орошенное.
  • Творения: В 3 томах. М.: Братство св. Игнатия Ставропольского, 2005.

Использованные материалы

Календарь на портале Православие.ru,

Собрание писем свт. Игнатия, письмо 404 (530) 1847 г.

10 ноября — день памяти святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Сегодня, 10 ноября, Православная Церковь чтит память святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Святитель Димитрий Ростовский известен православному миру, прежде всего, как создатель четырехтомного свода Четьих – Миней, которые были более распространены, чем великие Четьи – Минеи митрополита Макария. Известен святитель православному миру как блестящий проповедник, а также, как автор стихов, драм.
Как считает проректор псковского Духовного училища священник Андрей Вахрушев, великие макарьевские Четьи – Минеи не издавались несколько десятилетий советского периода, и поэтому были менее распространены, чем Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Отец Андрей сказал: «С детства помню: все читали Жития святых святителя Димитрия Ростовского, хотя они были составлены на основе «Житий» митрополита Макария. В истории нашей Церкви известно, как только появились святые, стали складываться сначала изустно, а потом письменно сказания о их благочестивой жизни. Первые канонизированные святые страстотерпцы братья Борис и Глеб, потом равноапостольные святые князья Ольга и Владимир – с этих святых имен и начинается исследование и хранение жизнеописаний святых Русской Православной Церкви. Митрополит Макарий был великий собиратель, он начал свое святое дело, будучи еще епископом Новгородским и Псковским, и, помимо описания жизни святых, собрал и их поучения на каждый день в своих Минеях, в виде приложения. Святитель Димитрий создал менее пространные Жития, как труды для ежедневного чтения верующих людей.
В древности, когда Христианство поселилось на Руси, обязанностью верующего человека было читать Жития святых. Святые отцы говорят, что чтения Житий святых вселяет в душу страх Божий, а начало премудрости, как говорит нам Священное Писание, страх Божий. Современному человеку сегодня, как никогда, нужны нравственные ориентиры, чтобы отличить в реальном мире, где добро, а где зло, где ложь и где – правда. Для этого необходимо иметь перед собой подвиг святых, которые, подражая Иисусу Христу, исполняя заповеди Божьи, стяжали дух благодати».
Священник Андрей Вахрушев также отметил следующее: «Читая Жития святых, невольно взор переносишь на себя, и видишь скудость собственных дел в сравнении с подвижнической жизнью святых. Какая высота пастырства и попечения о других! И когда смотришь, что делали пред тобой, как стояли в сражениях за веру, какой подвиг христианского жития совершали среди языческого мира, то это помогает встать с колен и поработать во Славу Божию».
Мирское имя Димитрия – Даниил Саввич Туптало. Он родился в декабре 1651 года в местечке Макарове Киевской губернии. Семнадцатилетним принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. В возрасте 25 лет читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова. Многие годы являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, в совершенстве владел даром слова, не случайно церковь впоследствии назвала святителя «Российским Златоустом».
В 1684 году по поручению старцев Киево-Печерской лавры св. Димитрий приступает к написанию Четьих-Миней – свода Жития святых, расположенных в соответствии с годичным кругом богослужения и предназначенных для чтения в течение года. При составлении этой агиографической энциклопедии святитель Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники. Этому труду святитель Димитрий посвятил 20 лет своей жизни, завершив Четьи-Минеи в 1705 году в Ростове Великом. 4 января 1702 года указом Петра 1 святитель Димитрий определяется на Ростовскую митрополию. В Ростове Владыка останавливается в Яковлевском монастыре и, совершив моление в Зачатиевской церкви, указывает в юго-западном углу этого храма место для своего погребения, произнеся «се покой мой, зде вселюся во век века».
Известен яркий пример борьбы святителя с расколоучителями в Ярославле в 1704 году. Старообрядцев встревожило царское повеление о брадобритии, потому что они почитали лишение бороды за искажение образа Божия. Святитель сам рассказывает, как однажды, при выходе из собора после литургии, два не старых человека остановили его с вопросом: как повелит им поступить, потому что они предпочитают положить лучше головы свои на плаху для отсечения, нежели бороды. Не приготовленный к ответу святой Димитрий спросил только у них: «Что отрастет? голова ли отсеченная или борода?» – на их ответ: «Борода»,- сказал им в свою очередь: «И так лучше нам не щадить бороды, которая столько же раз отрастет, сколько ее будут брить; голова же отсеченная – только в воскресение мертвых». После такого вразумления увещевал он и сопровождавших его граждан покоряться во всем предержащей власти, по слову апостольскому, и не в зримом, внешнем образе, разуметь подобие Божие. Впоследствии написал он по этому предмету целое рассуждение, которое было неоднократно печатано по воле государя; это был первый опыт состязания его с раскольниками, ему неизвестными до пришествия из Малороссии.
Семь лет святитель Димитрий возглавлял Ростовскую епархию. Будучи Ростовским митрополитом, он заботился о просвещении и нравственности своей паствы, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. В городе им было основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого. На содержание этого учебного заведения, устроенного при Архиерейском доме, митрополит Димитрий жертвовал свои скудные сбережения.
В 1709 году, в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. Три удара 2000-пудового колокола соборной звонницы возвестили жителям Ростова о кончине Владыки. Следует отметить, что традиционным местом захоронения епархиальных владык служит Успенский кафедральный храм. Вопреки традиции, святитель Димитрий избрал местом своего упокоения приписной к Архиерейскому дому, удаленный от центра города монастырь, в храме, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. Его друг, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский) настоял на исполнении желания Владыки Димитрия быть похороненным в Яковлевском монастыре, о чем свидетельствовало собственноручное завещание митрополита. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, над местом погребения установили деревянную гробницу. В 1752 году в юго-западном углу Троицкого храма, над могилой митрополита Димитрия осел чугунный пол. Потребовался ремонт, на который 21 сентября дал разрешение митрополит Арсений. После снятия плит и удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб.
Молва о новообретенных мощах святителя Димитрия Ростовского распространялась по России. В Ростове при мощах св. Димитрия совершались чудотворения. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия; по молитве к нему. Слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла. Несмотря на это, официальная канонизация произошла лишь через 4 с половиной года после обретения мощей. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при обращении к Димитрию Ростовскому, проверялись и перепроверялись. Наконец, 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения – 21 сентября, также, как и день кончины владыки – 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную святителю Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.
Яковлевский монастырь, как место упокоения святителя Димитрия, стал хранителем великой святыни – мощей новоявленного Российского чудотворца, благодаря чему обитель достигла славы и благосостояния. Святитель Димитрий Ростовский – просвещенный и деятельный церковный иерарх, соответствуя идеалу человека эпохи Просвещения, прославил свое имя как пастырь и проповедник, автор многих духовных произведений. Он был одним из тех «людей милости, которых праведные дела не забываются» (Сир. 44, 9). По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. В 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложения их в приготовленную серебряную раку, которую пожертвовала вместе с парчовым облачением, и сама несла раку вместе с архиереями при торжественном обхождении храма. Дни памяти святителя Димитрия Ростовского – 23 мая, 19 июля, 21 сентября и 28 октября.

Святителю, отче наш Димитрие, моли Бога о нас!

4 октября — обретение мощей святителя Димитрия Ростовского.

Святитель Димитрий Ростовский — подвижник XVII-XVIII века, талантливый проповедник, ревнитель чистоты Православной веры перед лицом раскольничьих сект. Прославился скромной, подвижнической жизнью, был любим народом за простоту, доступность и дела милосердия. Пройдя путь от простого послушника до митрополита, он составил исторический труд, который вошел в церковное предание под названием Четьи-Минеи. Это полное собрание житий святых по календарю, на каждый день года.

Святителя отличало удивительное смирение, сострадание и милосердие. Всю жизнь он помогал ближним, делился с нуждающимся, помогал обездоленным.

Поэтому именно ему молятся об утешении и заступлении в бедственных ситуациях.

Святой, будучи архиереем, служил и проповедовал в отдаленных уголках своей епархии. Особый дар слова и проповеди помогал святителю наставлять на путь истинный заблудшие души.

Святитель Дмитрий Ростовский известен как уникальный, талантливый проповедник, и ему принято молиться о даровании искусства проповеди, о просвещении.

Поскольку подвижник сам болел тяжелой легочной болезнью, к нему можно обращаться с просьбами об исцелении.

В православной традиции не существует перечня причин, по которым можно обращаться за помощью к тому или иному Божьему угоднику. Определенный жизненный опыт подвижника позволяет нам прибегать к нему в тех же случаях, которые происходили с самим. святым. Однако это вовсе не значит, что ему нельзя молиться о чем-либо другом.

К примеру, если в семье особо почитается митрополит Дмитрий Ростовский или кто-либо из родственников крещен в его честь — можно считать его небесным покровителем семьи и прибегать за духовной помощью в любых жизненных ситуациях:

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, раб твой (имя): буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея, и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое, и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою: ты святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие: ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о православней церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклоняющияся на путь истины наставлял еси: споспешествуй и мне кратковременный путь жизни моя исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему: к сим же припадая молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бреннаго сего телесе, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему, не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею: избави ю от геенны, идеже плачь и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитвы святителя Дмитрия Ростовского

Господи! Все желание и воздыхание мое да будет в Тебе. Все желание мое и рачение мое в Тебе едином да будет, Спасителю мой! Все изволение мое и помышление мое в Тебе да углубится, и вся кости моя да рекут: «Господи, Господи! Кто подобен Тебе, кто сравнится силе, благодати и премудрости Твоей? Вся бо премудре, и праведне, и благоутробне о нас устроил еси».

Да ничтоже мя отторгнет, да ничтоже мя отлучит от Божественныя Твоея любве, о Боже мой! Да ничтоже пресечет, ни огнь, ни меч, ни глад, ни гонение, ни глубина, ни высота, ни настоящая, ни будущая, точию едино сие да пребудет в душе моей выну. Ничтоже ино да возжелаю в веце сем, Господи, но день и ночь да взыщу Тебя — Господа моего: и да обрет, вечное сокровище приму, и богатство стяжу, и всех благ сподоблюся.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *