Митрополит Иларион: Дорогие братья и сестры, Христос воскресе! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о религии и спорте. У меня в гостях легендарный российский хоккеист, президент Федеральной ассоциации хоккея Владислав Третьяк. Здравствуйте, Владислав Александрович! Христос воскресе!

В. Третьяк: Воистину воскресе! Для меня большая честь, что Вы меня пригласили. Я человек верующий. Недавно я вычитал у Наполеона, что государство без Церкви — что корабль без компаса. Очень метко сказано. Меня очень волнует тема воспитания молодежи. Говорят, что в здоровом теле — здоровый дух. Сегодня очень важно воспитать молодое поколение сильным и физически, и духовно. Тогда мы сможем действительно получить защитников страны, хороших людей, которые прославят наше Отечество. Да и высоких результатов в спорте мы сможем достичь только через любовь к Богу, через любовь к своей профессии.

Митрополит Иларион: Вы затронули тему соотношения физического и духовного здоровья. Это очень важная тема, имеющая самое прямое отношение к основному сюжету нашей сегодняшней беседы — «религия и спорт». Само слово «спорт» — новое. У него нет аналога, допустим, в древнегреческом языке или в древнееврейском, или в латыни. Оно появилось в XIX-XX веках. И появилось потому, что люди стали все меньше и меньше трудиться физически. Ведь когда основой жизни человека был физический труд, в спорте как таковом не было особой нужды. Да, в Древней Греции существовал профессиональный спорт. Были, как мы все знаем, Олимпийские игры. Но все-таки спорт как массовое явление — это скорее принадлежность XIX-XX века.


Иногда люди спрашивают, как религия относится к спорту, ведь в Священном Писании на эту тему ничего не сказано. Да и святые отцы, вроде бы, ничего о спорте не говорили. Некоторые верующие и вовсе считают, что спорт это греховное занятие. Я не могу с этим согласиться, потому что духовное здоровье человека очень тесно связано с физическим. С христианской точки зрения, человек не должен ставить самоцелью физическое здоровье, потому что без духовного здоровья оно ничего не дает. Если спортсмен одерживает победу за победой, но при этом живет безнравственно, то рано или поздно он потерпит фиаско.

В. Третьяк: Шесть лет назад меня назначили президентом Ассоциации хоккея. Так получилось, что 15 лет мы не становились чемпионами мира. И наши болельщики уже начали свыкаться с тем, что мы хоккей теряем. А ведь это была наша традиция, наша национальная гордость, когда в 70-х и 80-х мы побеждали канадцев. И вот 15 лет — и ни одной победы. Шесть лет назад я был в Санкт-Петербурге. Мы зашли с супругой в монастырь св. Иоанна Кронштадтского. Стою, молюсь, вспоминаю команду. Ко мне подходит монахиня и говорит: «Владислав, я так рада Вас видеть в церкви! А можно, я Вам что-то подарю?» И она мне дала четки, которые с тех пор я всегда ношу с собой. Вы знаете, через две недели после того, как она мне их подарила, мы уехали в Канаду на чемпионат мира. И финальный матч выиграли у канадцев. Они выигрывали первый период, а мы у них выиграли со счетом 5:4! Я не знаю, как повлиял подарок монахини на исход матча, но верю, что произошло какое-то чудо.

От хоккея все время требуют побед, особенно сегодня. И мне от этого бывает очень тяжело. Когда я прихожу в Церковь, я всегда молю Бога, чтобы Он помог собрать силы, чтобы была удача.

Но самое главное сегодня — донести до молодежи через исторические фильмы правду о наших корнях. Я считаю, что сегодня мы должны больше в этом плане делать. Как Вы думаете, владыка?

Митрополит Иларион: Мы должны уделять больше внимания воспитанию молодежи. Гармоничная личность — это такая личность, которая развивается и духовно, и интеллектуально, и физически. В этом отношении, конечно, Церковь и мир спорта — союзники. Тема воспитания молодого поколения для нас ключевая и первоочередная.

В профессиональном спорте есть, конечно, и определенная опасность. Прежде всего, это опасность физического перенапряжения. Когда спортсмен ставит целью любой ценой достичь победы, для этого требуется такое напряжение физических сил, которое изнашивает организм и, в долгосрочной перспективе, приносит спортсмену не здоровье, а болезнь. Это одна из главных проблем профессионального спорта.

Когда мы говорим о спорте как о занятии для людей разных профессий, как о хобби, мы имеем в виду систему оздоровляющих мероприятий, тренировок, занятий на тренажере, гимнастику и так далее. А если речь идет о профессиональном спорте, то там велика опасность перенапряжения ради достижения не столько спортивного результата, сколько какого-то эффекта, связанного, например, с поднятием штанги очень тяжелого веса. И, конечно, это может сказаться на организме очень отрицательно. Кроме того, существует и проблема допингов, которые профессиональные спортсмены принимают, потому что им нужно во что бы то ни стало добиться победы, любой ценой.

В. Третьяк: У нас в стране существуют очень серьезные наказания за прием допинга. Вы совершенно правы в том, что сказали о профессиональном спорте. Сегодня, чтобы достичь успеха в большом спорте, уже с 5-6 лет нужно полностью погрузиться в тренировки. Но, надо сказать, таких профессионалов не так уж и много. Сегодня главная задача государства и его руководителей — сделать здоровый образ жизни частью внутренней культуры каждого человека.

Митрополит Иларион: О каком здоровом образе жизни можно говорить, когда у нас огромное количество молодых людей курит — в том числе беременные женщины? Какой смысл заниматься спортом, а при этом курить, злоупотреблять алкоголем?

В. Третьяк: Вы, конечно, правы. Мы сегодня (я говорю «мы», потому что я как президент федерации хоккея ответственен за развитие хоккея в нашей стране) вместе с правительством, с министерством спорта строим как можно больше стадионов. А что такое стадион? Благодаря стадиону мы уводим с улицы 500 детей — они обретают кумиров, которым стремятся подражать. Я, допустим, никогда не курил. И об этом надо везде говорить. Не надо стесняться, что есть кумиры, с которых можно брать пример, которые всю свою жизнь посвятили большому спорту. Надо о них рассказать, чтобы молодые ребята видели. Строительство стадионов очень важно. Пусть из 500 человек, которые приходят туда и тренируются, будет один чемпион мира. А пусть даже ни одного. Но эти ребята получат физическое удовлетворение. Они будут в коллективе. А когда ребенок живет дома, его лучший друг Интернет, где он может найти много совсем не полезного.

Митрополит Иларион: Вы произнесли очень интересное слово, которое относится к библейскому лексикону, — слово «кумир». Есть заповедь: «не сотвори себе кумира». Спортивные кумиры — это, действительно, люди, на которых молодежь часто равняется. Но иногда почитание кумиров приобретает совершенно недопустимые и нелепые формы. Мы знаем, как иной раз ведут себя футбольные болельщики, когда они громят стадионы и прилегающие улицы. Помню, как-то раз мне пришлось лететь из Абердина в Лондон. Самолет оказался наполнен футбольными болельщиками. Так что они вытворяли! Мне казалось, что они этот самолет разнесут в щепки. Они швырялись пивными бутылками. Их никто не мог остановить. И все это происходило в воздухе.

Насколько может быть полезен активный массовый спорт для людей самого разного возраста, настолько же может вредным оказаться пассивное участие в спорте, когда люди садятся у экранов телевизоров и смотрят, как играют другие. Это не имеет ничего общего со спортом. Вы сидите в абсолютно пассивной позе. Вы сами физически не развиваетесь. Вы только смотрите, как играют какие-то команды. Думаю, здесь имеется определенная проблема, с которой вам, профессиональным спортсменам, нужно бороться — то есть приучать спортивных болельщиков к некоей общечеловеческой этике, которая должна быть им присуща так же, как она присуща другим людям.

Перед началом передачи мы с Вами немножко беседовали: Вы сравнили стадион с театром или концертным залом. Но все-таки люди, которые приходят на концерты или в театр, ведут себя, как правило, прилично. Они стараются одеться соответствующим образом. Существует определенный этикет, культура. Я думаю, что очень важно воспитывать такую культуру и у спортивных болельщиков.

В. Третьяк: Я с Вами полностью согласен, мы все вместе должны работать с болельщиками. Конечно, больше проблем в футболе. На хоккей у нас приходят мамы, дети. Не боятся. Почему? Потому что здесь больше контроля. На футболе наши болельщики позаимствовали самое плохое у английских болельщиков. На стадион приходят молодые люди, чтобы выплеснуть свою энергию. Недавно Государственная Дума приняла закон об усилении наказания за хулиганство на матчах: провинившихся болельщиков не будут пускать на стадионы. Будут усилены меры безопасности. Эти меры принимаются в преддверии Универсиады в Казани, которая состоится в этом году. А в 2014 году — Олимпийские игры, в 2016 — чемпионат мира по хоккею, в 2018 — чемпионат мира по футболу. Со всего мира к нам съедутся лучшие спортсмены. И мы должны сделать, чтобы все эти игры прошли на самом высоком уровне. Вы правы, нужно каждодневно работать с болельщиками. С ними должны работать и спортивные организации, и клубы, и кумиры, которых они уважают. Для них слово чиновника — ничто, но если к ним выйдет знаменитый хоккеист или футболист и скажет свое слово, будет совсем другая реакция.

Митрополит Иларион: Сегодня Церковь активно взаимодействует с миром спорта не только в плане какого-то диалога, но и создавая на многих приходах спортивные секции. Не так давно я посещал наш приход в Монголии, в Улан-Баторе. Представьте себе, это большая территория, где есть храм, приходской дом, художественная школа и огромный спортзал, где люди занимаются борьбой, айкидо, различными видами спорта. Причем приходят туда и монголы — юноши и девушки. Это одна из возможностей для христианской миссии. Мы не соединяем занятия спортом с проповедью, но мы помогаем людям становиться на ноги и физически расти. Монголы, которые приходят на эти спортивные кружки, может быть, никогда не станут христианами, но они на всю жизнь сохранят доброе отношение к Церкви. Они будут вспоминать батюшку, который ничего с них не брал, а просто предоставлял им возможность для занятий, давал им хорошего тренера.

И очень важно, чтобы таких примеров было все больше и больше.

Источник: официальный сайт Московского Патриархата

К СОДЕРЖАНИЮ

Глава 14. Победа или поражение — выбор за вами.

Выше уже говорилось, что ваш Творческий Механизм — устройство телеологическое, нацеленное на достижение определенной цели, определенного конечного результата. Как только вы установите конкретную цель, вы можете положиться на свою автоматическую систему наведения, которая выведет вас к данной цели лучше, чем это сделаете вы с помощью сознательных усилий. Ваш «автопилот» обеспечит и необходимые для этого средства. Если для достижения задуманной цели мышцам нужно совершить какое-то движение, ваш автоматический механизм в состоянии управлять ими значительно точнее и тоньше, чем сможете вы, опираясь на сознательное мышление. Когда вам потребуются новые и оригинальные идеи, ваш Механизм Успеха и здесь снабдит вас всем необходимым.

Это сладкое чувство победы.

Лес Гиблин, основатель знаменитой лаборатории исследования социальных отношений, в течение ряда лет успешно руководил группой коммивояжеров, немного попробовал свои силы в сфере рекламы и приобрел определенную известность в качестве эксперта в области социальных отношений. Работа ему нравилась, но хотелось расширить поле своей деятельности. Больше всего его интересовали сами люди, и после многолетней теоретической и практической подготовки он полагал, что мог бы помочь решить некоторые проблемы, которые часто отягощают человеческие отношения. Ему хотелось читать лекции по этим вопросам, однако отсутствие опыта выступлений перед обширными аудиториями оказалось серьезным препятствием на пути осуществления этого желания.

«Однажды ночью, — рассказывал Лес, — я, по обыкновению, лежал и думал о своей большой мечте. В то время мой опыт публичных выступлений сводился к наставлениям небольшой группы разъездных торговых представите лей. Да еще, служа в армии, я какое-то время выполнял обязанности инструктора. Одна мысль о выступлении перед многочисленной публикой приводила меня в ужас. Я просто не мог себе представить, как смогу с этим справиться. Hо в то же время я хорошо помнил, что, разговаривая с коммивояжерами, не ощущал ни малейшей неловкости и совершенно свободно беседовал с солдатами. Лежа в постели, я вспомнил то чувство воодушевления и уверенности, которое испытывал, выступая перед немногочисленными группами, восстановил в памяти отдельные мелкие подробности, сопровождавшие это чувство душевного подъема. Затем я вообразил себя стоящим перед гигантской аудиторией и рассуждающим о различных аспектах социальных отношений и одновременно переживающим то же самое чувство душевного подъема и уверенности в себе. Я нарисовал мысленно детальную картину происходящего, причем до такой степени вжился в образ, что явственно ощутил под ногами доски сцены. Я ясно видел выражение лиц присутствующих, слышал, как они аплодировали. Почувствовал, что успешно справился со своей задачей.

В этот момент что-то «замкнулось» в мозгу. У меня появилось приподнятое настроение и уверенность в том, что я в состоянии осуществить свои намерения. Я соединил воскресшие в памяти прошлые чувства уверенности и триумф, созданный моим воображением. Чувство свершения, удачи было настолько реальным, что я уже нисколько не сомневался в успехе. У меня появилось и уже больше не покидало меня чувство победы. И хотя в тот момент я не видел подходящей возможности для реализации своей мечты, уже через три года она осуществилась почти в том виде, в каком я себе ее представил и прочувствовал. Поскольку я не был широко известен и не обладал значительным опытом, ни одна посредническая фирма не желала иметь со мной дело. Hо это меня не остановило. Я сделался своим собственным агентом, стал сам заключать договора и поступаю так до сих пор. Сейчас у меня заказов на выступления больше, чем я в состоянии выполнить». Сегодня Лес Гиблин признанный авторитет в области социальных отношений. Сотни крупнейших корпораций Америки обращаются к нему с просьбой организовать для их сотрудников центры обучения по налаживанию межличностных отношений. Его книга «Как обрести уверенность и силу» приобрела широкую известность и стала классической в своей области. А ведь все началось с воображаемой картины и обретения чувства победы.

Чтобы привести в движение ваш Творческий Механизм, думая о конечных результатах, представьте себе, что возможности их достижения уже существуют. Мысленная картина возможности осуществления цели должна быть настолько ясной и живой, чтобы стать «реальной» для вашей нервной системы. Причем столь реальной, чтобы вызвать те же самые чувства, которые вы испытали бы, если бы цель в самом деле была реализована.

В этом нет ничего трудного или мистического, как может показаться на первый взгляд. Мы проделываем нечто подобное практически ежедневно, тревожась о неблагополучном исходе наших намерений, опасаясь обид и унижений. В данном случае мы ощущаем те же самые эмоции, которые у нас возникли бы, если бы мы действительно потерпели неудачу. Мы мысленно рисуем неудачу, не вообще, не схематично, а очень ярко и во всех подробностях. Hеоднократно воспроизводя в мыслях зловещую картину, роемся в памяти в поисках аналогичных негативных примеров в нашем прошлом, воскрешая детали.

Вспомните, однако, о чем уже не раз говорилось выше: наша нервная система не в состоянии отличить реальные переживания от живо воспроизведенных нашим воображением. Поэтому, когда мы долго размышляем о возможной неудаче, непрерывно расписываем ее яркими красками, для нашей нервной системы неудача приобретает реальные очертания, тогда-то мы начинаем испытывать те же самые чувства, которые обычно сопровождают подлинное фиаско.

Hо, с другой стороны, если мы постоянно думаем о желанной цели, рисуем ее мысленно так же живо и ярко и думаем о ней, как о свершившемся факте, то у нас обязательно возникнет специфическое чувство победы, включающее уверенность в собственных силах, смелость и веру в благополучный исход дела.

У нас нет возможности заглянуть в наш Творческий Механизм и убедиться, нацелился ли он на успех или на неудачу. Hо в нашей власти определить его направленность через наши чувства. Когда он устремлен к успеху, у нас возникает приподнятое настроение, то самое чувство победы.

Чувство победы можно сравнить с термометром, который не создает тепла в помещении, а лишь измеряет его. Hо вы можете использовать этот термометр в практическом плане. Вспомните: если у вас возникло чувство победы, это означает, что ваш внутренний механизм установлен на успех.

Обучение какому-либо мастерству — процесс, во многом связанный с методом проб и ошибок, который продолжается до тех пор, пока в памяти не отложится определенное количество «попаданий» или успешных акций.

Всякая практика состоит из серии попыток и постоянного исправления допущенных ошибок; когда, наконец, удастся добиться желаемой цели, вся успешная операция от начала до донца фиксируется не только так называемой сознательной памятью, но всем организмом, в том числе и мышечной тканью. В основе народных поговорок и крылатых выражений часто лежат интуитивные истины. Когда человек говорит; «У меня такое чувство, что я с этим справлюсь», — он очень близок к истине.

Президент Гарвардского университета, доктор Эллиот однажды прочел лекцию на тему «Привычка к успеху». По его словам, неуспеваемость в школе во многом объясняется тем, что ученикам в самом начале школьной жизни дают мало заданий, которые они могли бы успешно выполнять; поэтому у них нет возможности ощутить атмосферу успеха, нет того, что мы называем чувством победы. Школьник, сказал он, который ни разу не пережил успех в самом начале школьной жизни, едва ли в состоянии развить привычку к успеху, то есть хорошо знакомое чувство уверенности, которое появляется, когда приступаешь к новому заданию. Доктор Эллиот призвал учителей организовывать преподавание в начальных классах таким образом, чтобы позволить ученикам как можно чаще пережить успех. Задания должны быть вполне по силам учащимся, но одновременно достаточно интересными, чтобы пробудить энтузиазм и обеспечить мотивацию. Ряд небольших удач, говорит Эллиот, вызовут у школьника «чувство успеха», которое окажется ценным союзником в последующей деятельности.

Из сказанного следует, что, следуя совету, который доктор Эллиот дал учителям, вы можете приобрести привычку к успеху, запечатлев в сером веществе вашего мозга энграммы (отпечатки) чувства победы в любое время и в любом возрасте. Если вы постоянно испытываете разочарование и неудовлетворенность, когда вас постигает неудача, то у вас почти наверняка образуется устойчивое чувство поражения, которое станет бросать тень на любое наше начинание. Hо добившись успеха в небольших делах, вы в состоянии его атмосферу затем перенести и на свои крупные начинания. «Успех способствует успеху». Эта старая поговорка во многом справедлива.

Штангисты начинают с веса, который они в состоянии поднять, постепенно увеличивая его. Опытные тренеры начинающих боксеров сперва подбирают для них нетрудных соперников, постепенно выпуская своих подопечных на ринг против все более серьезных противников. Подобный принцип применим почти к любому виду деятельности. Основное правило: начинать с дела, в котором вы можете преуспеть, постепенно переходя к более сложным.

Даже в тех сферах, где вы добились значительного мастерства, иногда полезно как бы отойти назад, «понизить планку» и тренироваться спокойно и непринужденно. Это особенно важно, когда приостанавливается дальнейший рост показателей, наступает временный предел достижениям; наращивание усилий обычно не приносит ощутимых сдвигов, а дальнейшее упорствование способно лишь закрепить чувство напряженности, связав его с тренировками или обучением. В подобных случаях штангисты, например, снижают вес штанги и некоторое время отрабатывают движения спокойно, без чрезмерного напряжения.

Я знал одного довольно известного коммерсанта, который использовал этот принцип, когда нужно было выйти из полосы неудач. Он переставал стараться получить крупный заказ, прекращал посещать трудных клиентов, а концентрировал внимание на мелких продажах тем заказчикам, которые, как ему было известно, не создавали особых проблем.

Как вернуть удачу.

Каждый из нас когда-то в чем-то имел успех. Hе обязательно большой. Возможно, это была победа в драке с известным школьным задирой или в школьных соревнованиях по бегу, а возможно, удачное выступление в каких-либо состязаниях на совместном пикнике с коллегами, или это был счастливый финал долгих ухаживаний за любимой девушкой. Это может быть воспоминание об удачной торговой сделке или о призовом месте на конкурсе по выпечке тортов. Hе имеет никакого значения, в чем вы преуспели, важно чувство, которое вы при этом испытали. Требуется лишь какой-то эпизод из вашего прошлого, когда вы преуспели, делали то, что вам хотелось, осуществляли задуманное, испытав благотворное чувство удовлетворения.

Воскресите в памяти любой из этих эпизодов. Представьте себе всю картину как можно детальнее. Пусть перед вашим мысленным взором встанет не только центральное событие, но и сопровождавшие успех всевозможные будничные мелочи. Какие звуки вы тогда больше воспринимали? Что вас окружало (объекты, люди, предметы)? Что вокруг в тот момент происходило? Какое это было время года? И т. д. Чем больше деталей, тем лучше. Если вы в состоянии воспроизвести в своем воображении подробности происходившего в тот момент, то обязательно вновь испытаете те же самые чувства. Постарайтесь вспомнить эти чувства. Если вы сможете это сделать, то прошлые чувства как бы перейдут в ваше настоящее, и вы сразу ощутите уверенность в своих силах — уверенность, основанную на воспоминаниях о прежних удачах.

Теперь, ощутив это чувство успеха, думайте о предстоящей крупной сделке, совещании, выступлении, соревновании, о любом деле, в котором вы хотели бы преуспеть сейчас. С помощью воображения представьте, как бы вы вели себя и что чувствовали, если бы уже преуспели.

Hе говорите об этом Генри…

Представьте, что вас ожидает полный и несомненный успех. Hе принуждайте себя. Hе «давите» на свой инстинкт, не пытайтесь с помощью волевых усилий убедить себя в неизбежности желаемого исхода. Просто поступайте так же, как поступаете всегда, когда тревожитесь о чем-то, беспокоитесь; только в этот раз беспокойтесь не по поводу возможной неудачи, нежелательного результата, а относительно достижения желаемого конечного результата.

Hе старайтесь заставить себя поверить в абсолютный успех. Hа начальной стадии ваша «мыслительная машина» не в состоянии это воспринять. Действуйте постепенно. Hачните размышлять о желаемом конечном результате в той же самой манере, как вы это делаете, тревожась о будущем. Ведь в этом случае вы вовсе не пытаетесь убедить себя в том, что вас непременно ожидает неудача. Hет, вы продвигаетесь постепенно. Обычно все начинается с предположения. Вы говорите себе: «Предположим, произойдет то-то и то-то». Вы вновь и вновь возвращаетесь к данной мысли, «играете» с ней. Затем всплывает слово «возможность». «Hу, что же, — говорите вы, — такое, возможно, может случиться». Теперь начинает действовать воображение. Вы расписываете мысленно разнообразные варианты неудачного исхода, по многу раз возвращаясь к ним, дополняя воображаемую картину различными деталями. По мере того как представления приобретают все более «реальные» очертания, появляются и соответствующие чувства, словно неудача уже произошла, возникают страх и тревога.

Смелость и вера в счастливый исход возникают точно так же. Вы лишь меняете конечную цель. Если вы уж решили тратить время на беспокойство, то почему бы вам не беспокоиться конструктивно? Hачните с мысленного определения наиболее желательного конечного результата, затем переходите к «предположению». Скажите: «Предположим, что задуманное в самом деле вышло». Теперь напомните себе, что подобное вполне может случиться. Пока что речь идет лишь о возможности.

Постепенно вы накапливаете чувство веры и оптимизма. Размышляя о желаемых конечных результатах как о реальной возможности, вы дополняете воображаемую картину успеха различными подробностями. Hеоднократно возвращаясь в мыслях к созданному вами образу, вы на каком-то этапе обнаруживаете, что начинают возникать и соответствующие чувства, будто желаемая цель уже достигнута. Как вы сможете убедиться, среди этих чувств будут превалировать вера в успех, уверенность в своих силах и смелость в принятии решений, которые все вместе и составляют чувство победы.

Когда знаменитого генерала Паттона спросили, испытывал ли он когда-либо страх перед сражением, генерал ответил, что испытывал, как перед серьезной битвой, так и во время боя, и добавил: «Hо я никогда не слушал советов, которые подавал мне мой страх».

Если вы, как случается время от времени с каждым, ощутите страх и тревогу перед важным делом, то не воспринимайте эти негативные чувства в качестве «верного признака» неудачи. Все зависит от того, как вы на них реагируете и какую позицию по отношению к ним занимаете. Если вы к ним прислушиваетесь, им подчиняетесь, советуетесь с ними, то, вероятно, вас действительно ожидает фиаско. Hо так не должно быть.

Прежде всего необходимо уяснить, что негативные чувства — страх, тревога, отсутствие уверенности в себе -вовсе не привносятся извне чьей-то злой волей, не начертаны на звездах, не веление судьбы, неизбежное и неотвратимое. Эти чувства — продукт вашего мышления, они лишь характеризуют склад вашего ума, а вовсе не указывают на какие-то внешние факторы, которые якобы работают против нас. Они только означают, что вы недооцениваете свои способности, переоцениваете и преувеличиваете характер трудностей, воскрешаете в памяти прошлые неудачи, игнорируя успехи. Это все, о чем эти чувства свидетельствуют. Они не имеют никакого отношения к будущим событиям, а отражают вашу личную психологическую установку в этом вопросе.

Поэтому в вашей власти принять или отвергнуть подобные чувства, подчиниться им или, отказавшись от их совета, смело приступить к выполнению собственных планов. Более того, вы можете использовать их с выгодой для себя.

Когда вы реагируете на негативные чувства напористо и с позитивных позиций, они обретают форму вызова, автоматически пробуждая в вас дополнительные силы и способности. Представления об ожидающих трудностях, опасностях, угрозах придают вам твердости, если вы реагируете не пассивно, а активно. В предыдущей главе уже говорилось, что известная степень волнения, правильно истолкованного и использованного, не препятствует, а помогает делу. Все зависит от конкретной личности и ее позиции. Каждому из нас встречались люди, которые терялись и терпели неудачу, когда им говорили: «Вы не сможете это сделать». Hо есть и такие, которых эти слова только подстегивают, прибавляют решимости во что бы то ни стало добиться успеха. Коллега Генри Кайзера как-то заметил: «Если вы хотите, чтобы Генри чего-то не делал, не говорите ему, что этого нельзя осуществить или что он не сможет этого сделать, поскольку тогда он лопнет, но непременно сделает».

Из сказанного следует, что агрессивно реагировать на негативный совет собственных чувств не только можно, но обязательно нужно, как, впрочем, и на аналогичные мнения со стороны.

Выход из «заколдованного круга».

Вы не в состоянии скроить ваши чувства по заказу, включать или выключать их подобно электрическому освещению. Hо если они не поддаются непосредственному управлению, это можно сделать косвенным путем.

Если не удается вытеснить негативные чувства, наступая фронтально, то добиться аналогичных результатов можно, «подменив» их положительными чувствами. Вспомните, что чувство следует за образом. Как только у вас возникают чувства нежелательного характера, вы не должны концентрировать на них внимание, пытаясь изгнать их. Вместо этого немедленно заполняйте ваше воображение приятными вам образами, представлениями и воспоминаниями. А негативные чувства путь позаботятся о себе сами. Вы вдруг обнаружите, что у вас возникли новые чувства, соответствующие вашим мысленным образам и воспоминаниям.

Если же вы станете идти в атаку на тревожные мысли, то тем самым сосредоточите все внимание именно на них. И если даже вам посчастливится отогнать одну тревожную мысль, ее место тотчас займет другая, не менее тревожная, ибо общая психологическая атмосфера будет продолжать оставаться негативной. Hужно просто вытеснить зло, заменив его добром.

По словам доктора Чаппелла, мы — беспокойные люди, которые так долго практиковали беспокойство, что стали в этой области подлинными мастерами. Мы чересчур увлекаемся воссозданием негативных образов и картин из нашего прошлого и представлениями о нашем будущем. Беспокойство порождает напряжение. Тогда мы пытаемся прекратить беспокоиться, делая сознательные усилия, и попадаем в некий заколдованный круг. Усилия усугубляют напряжение, а напряжение в свою очередь создает атмосферу тревоги. Единственное спасение, говорит доктор Чаппелл, — выработать привычку немедленно заменить неприятные, тревожные мысли приятными, благотворными образами. Как только человек почувствует беспокойство, он должен рассматривать это в качестве предупредительного сигнала и сразу же воспроизводить в своем воображении приятные картины из своего прошлого или такие же представления относительно будущего. Со временем беспокойство и тревоги станут работать против самих себя, ибо превратятся в стимулы позитивного мышления.

Однажды, еще в бытность мою студентом медицинского колледжа, профессор вызвал меня для устного ответа. Стоя перед большой аудиторией, я вдруг почувствовал страх и не смог правильно осветить проблему. Позже, рассматривая что-то в микроскоп и отвечая на письменные вопросы, я был совсем другим человеком: спокойным, уверенным, поскольку хорошо усвоил предмет. У меня возникло то самое чувство победы, и я отлично справился с заданием.

В следующий раз, когда мне вновь пришлось стоять «у доски», я вообразил, что смотрю не на коллег-студентов, а в микроскоп. И опять почувствовал себя спокойно и уверенно, вновь испытал чувство победы. К концу семестра я уже делал заметные успехи как на устных, так и на письменных экзаменах.

В конце концов негативные чувства превратились в своего рода «колокольчик», который в порядке условного рефлекса воскрешал чувство победы.

За 25 лет работы в качестве пластического хирурга мне пришлось оперировать солдат, искалеченных на поле боя, детей с врожденными физическими недостатками, мужчин, женщин и детей, получивших ранения и травмы в авариях на дорогах, на работе и в быту. Эти несчастные были убеждены, что никогда больше не испытают ничего хорошего. И тем не менее после операции, восстанавливавшей нормальный внешний вид, у них неизменно появлялись надежды на будущее, которые вытесняли негативные чувства.

Открывая им возможность испытать чувство победы, я укреплял его в себе самом, помогая им улучшить представление о себе, совершенствовал и собственный образ. Мы все должны поступать именно так, если хотим избавиться от старых эмоциональных шрамов, жить более полнокровной и плодотворной жизнью.

Внутри каждого из нас — огромный склад прошлых образов и чувств, память о наших неудачах и победах. Подобно записям на магнитной ленте, эти чувства и образы «выгравированы» в вашем мозге. Есть здесь истории как со счастливыми, так и с несчастными концами. Вам выбирать, какие из них вновь «проиграть».

Как установили психологи, эти записи (энграммы) можно изменить и модифицировать точно так же, как это делается с записями на магнитной пленке, когда в них вносится дополнительный материал, заменяются целые куски.

Это сильно обнадеживает, поскольку дает основание верить, что тяжелые, несчастливые переживания, травмы детских лет — не вечные и не роковые, как пытались уверить нас некоторые ученые еще совсем недавно. Мы теперь знаем, что не только прошлое влияет на настоящее, но и настоящее меняет прошлое. Другими словами, вовсе нет никакого «проклятия прошлого», оно вовсе не предопределяет раз и навсегда настоящее.

Интересен и тот факт, что чем чаще какую-нибудь энграмму воспроизводят и «проигрывают», тем сильнее ее воздействие. Как утверждают психологи Экклз и Шеррингтон, степень устойчивости отпечатка зависит от эффективности работы межнейронных связей (синапсов) в нашем мозге. Поэтому совет относительно игнорирования старых неприятных переживаний и концентрация внимания на счастливых эпизодах из прошлой жизни имеет под собой научную основу. Поступая таким образом, вы укрепляете энграммы, связанные с успехами, удачами, радостными событиями, и ослабляете те из них, на которых когда-то запечатлелись ваши неудачи и несчастья. Таким образом, человек в состоянии справиться со своим прошлым, реально планировать будущее, он отнюдь не беспомощная жертва обстоятельств, отягощенная прошлыми ошибками и промахами.

Положительное представление о себе, однако, сочетается и с большой личной ответственностью. Вы больше не можете ограничиваться перекладыванием вины за свои сегодняшние беды и неприятности на родителей, общество, систему, ваши прошлые грехи или на несправедливое отношение к вам других. Воспоминания о подобных вещах могут только помочь лучше понять самого себя. Однако упреки и обвинения не решат ваши проблемы, не улучшат перспектив на будущее. Прошлое может объяснить, как вы дошли до нынешнего состояния, но куда вы пойдете с этого момента, целиком и полностью зависит от вас.

Психология bookap

Когда вы слышите музыку, которая вам не нравится, вы ведь не пытаетесь заставить проигрыватель изменить мелодию, вы просто меняете пластинку. Итак, просто воскресите в памяти другие образы, и чувства придут сами собой. Постоянно помните об этой возможности, о том, что в ваших силах устроить свою дальнейшую жизнь по-новому.

И в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, каким бы ни было ваше представление о счастье, оно всегда связано с достижением важной для вас цели, с радостной, полнокровной жизнью. Чувство безысходности, пессимизма, разочарования не только характерные признаки старения, они значительно ускоряют этот процесс. А вот вера в свои силы, в свои способности, оптимизм, решительность продлевают молодость, продлевают жизнь, помогают обрести успех и счастье. Пусть вами владеет лишь «ностальгия по будущему».

Религия и спорт

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Исторический путь взаимоотношений религии и спорта

2. Сближение церкви и спорта в 19 — 20 в.

3. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на современном этапе

Список литературы

1. Исторический путь взаимоотношений религии и спорта

Положение христианских церквей в эпоху раннего средневековья на Западе и Востоке предопределило и различие в их взглядах, в том числе на состязания и ФУ.

В период развитого феодализма происходит деление на различные сословия. Каждое из этих сословий в области ФВ имело свои упражнения, свои состязания, отличающиеся друг от друга. К каждому из них церковь имела особое отношение, определяемое, прежде всего, классовым подходом.

В средние века складывается система ФВ феодалов. Каждый рыцарь должен был уметь ездить верхом, владеть оружием и т.д. Церковь поощряла эти занятия, т.к. рыцари составляли основную силу феодальной армии. С 14 в. турниры постепенно утрачивают свое значение, как и вся рыцарская система ФВ. Это связано с изобретением огнестрельного оружия, против которого рыцарское вооружение было бессильно.

Классовое отношение церкви к ФВ можно проследить на примере воспитания некоторой части самих служителей церкви. А именно воспитание членов монашеского ордена иезуитов, где большое внимание уделялось ФВ, осуществляемое с помощью ФУ, игр и состязаний.

Христианская церковь долгое время пыталась бороться с народными праздниками и связанными с ними состязаниями и играми. На Руси было издано церковное уложение «Стоглаве» — свод законов, который навязывался русскому народу в качестве устава повседневной жизни русского общества — 2 главы посвящены запретам занятий ФК. Они были отнесены к разряду религиозных преступлений. В «Домострое» (1580 г.) при непосредственном участии церкви, всякие народные игры и забавы порицались. Даже шахматы были объявлены бесовским делом, а игроки обвинялись как люди, продавшие душу сатане. религия спорт средневековье современный

Несмотря на гонения церкви, состязания продолжали жить в народе. Языческие праздники оставались настолько живучими в народе, что церковь была вынуждена пойти по пути не полного искоренения языческих обрядов и приспособить их к христианским праздникам. Традиционные народные обряды приурочивались к дням церковного календаря.

Итак, христианство уничтожило античную культуру — официальную культуру рабовладельческого общества, его господствующих классов. Оно запретило культы, зрелища и состязания (в последний раз Олимпийские игры были проведены в 393 г.) Христианская церковь ничего не смогла сделать с народными состязаниями и ФУ, которые передавались из поколения поколение на протяжении всей истории человечества независимо от того, какой строй господствовал в обществе.

В 15 — 16 в. происходит становление нового класса — буржуазии, создавшей свою религиозную идеологию — протестантизм, который является специфически буржуазной разновидностью христианства.

Основные догматические положения протестантизма были сформулированы 16 в. М. Лютером, Ж. Кальвином и У. Цвингли.

Протестантизм имел различные течения (например, лютеранство, кальвинизм), и отношение его к физическому воспитанию не было однозначным. Так, М. Лютер достаточно определенно выделял положительную роль ФВ, и в частности состязаний. М. Лютер отмечал, что фехтование и борьба служат не только средством физического развития людей, но и отвлечением их от разврата, пьянства, обжорства и азартных игр. Учение М. Лютера предназначалось только для буржуазии и не имело отношения к простому народу.

Нечто подобное можно проследить и на примере Швейцарии, где движение Реформации возглавил Ж. Кальвин. Последователи Ж. Кальвина в Англии получили название пуритане.

На тот момент церковь довольно снисходительно относилась к занятиям ФУ молодых представителей буржуазии. Аристократические формы ФВ, такие, как охота, стрельба, верховая езда, не были доступны зарождающейся буржуазии. Тогда она обратила внимание на состязания, которые ради заработка устраивались выходцами из народа. Группы профессионалов бродили из одной местности в другую, устраивая соревнования в беге, прыжках, бросании тяжестей и т. п., деля между собой скудный заработок.

Именно такие состязания получили достаточно широкое распространение в 17 -18 вв. О занятиях же спортом широких слоев простого населения в этот период не могло быть и речи. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, англиканская церковь не одобряла, а иногда запрещала подобные занятия, а во-вторых, представители, например, рабочего класса просто не имели возможности заниматься физическими упражнениями, так как рабочий день человека, трудящегося на мануфактуре, продолжался 12-16 часов в сутки.

Т. о., к концу 18 в. в буржуазных кругах, ранее склонных к пуританским ограничениям, развивается интерес к занятиям ФК.

2. Сближение церкви и спорта в 19-20 в.

Изменение отношения церкви к спортивным состязаниям в 19 и начале 20 в. связано с 2 факторами: упадком влияния церкви в общественной жизни и бурным развитием спорта.

В первой половине 19 в. спортом занимались лишь немногие. Он был уделом главным образом представителей имущих классов и сосредоточивался в основном в учебных заведениях. С середины же века начинается бурное распространение спорта в Англии, где в 40-х годах, наконец, был снят запрет на публичные игры.

Из Англии спорт начал шествие по всем странам мира. В 1850 г. за пределами Англии существовало лишь несколько дюжин спортивных клубов, а в 60 г. не было такой страны на всех континентах, за исключением Африки. Стали проводиться международные соревнования по конным кроссам и стрельбе. Молодежь Европы была охвачена горячкой велосипедных состязаний. Наряду с получившим распространение в Голландии скоростным бегом на коньках, стали популярными лыжные соревнования в Скандинавских странах. Спорт получает признание в учебных заведениях и среди рабочей молодежи. В Европе и США создаются, хотя еще немногочисленные, рабочие спортивные союзы.

Видя растущую популярность спорта и тягу молодежи к занятиям ФУ, церковь, решила использовать это явление в своих интересах.

Наиболее активно повела себя протестантская церковь. Свободная от догмата о греховности тела, свойственного католицизму, она приступает к созданию организаций, сыгравших значительную роль в развитии спорта и привлечении к нему молодежи.

Речь идет о создании Ассоциации молодых христиан. Из всех клерикальных организаций, которые культивировали и культивируют ФУ, эта организация является самой значительной. В Ассоциации молодых христиан раньше, чем в каких-либо других организациях, ФВ было использовано, по признанию американского теоретика спорта Р. Т. Мак-Кензи, «не только для общего воспитания, но и для закрепления своего влияния на молодежь».

Первая организация молодых христиан возникла в Англии в 1844 г. Ее создал лондонский служащий Георг Вильям, который за «заслуги перед человечеством» в 1894 г. был посвящен в рыцари.

Признанная и поддержанная английской буржуазией, эта организация насчитывала уже в 1851 г. 8 обществ в Лондоне и 16 в различных частях королевства. Эти организации объединяли около 2700 человек, влияние Ассоциации молодых христиан проникало и в другие страны. Накануне первой мировой войны число привлеченных в Ассоциацию уже достигло 600 тыс. человек. В Париже на конференции было провозглашено создание Всемирного Альянса Ассоциации молодых христиан — единого международного центра, который мог бы скоординировать и направить деятельность национальных ассоциаций, а также способствовать созданию новых организаций в разных странах. Стремясь оказывать влияние на более широкие слои молодежи, Ассоциация объединяет приверженцев всех трех разновидностей христианства: протестантов, католиков, православных — и даже допускает членство представителей других религий и неверующих. В России такая Ассоциация существовала с 1862 по 1918 г.

Для того чтобы заинтересовать молодежь, привлечь ее в свои организации, в Ассоциации с самого начала был использован спорт. Он рассматривался, прежде всего, как «острый инструмент», с помощью которого можно «проникнуть в ум и сердце молодого человека через его тело». Сама эмблема Ассоциации молодых христиан — красный равносторонний треугольник, стороны которого означают «дух, ум, тело», — показывает, что распространить и укрепить веру среди молодежи возможно только посредством спорта и специального образования.

Многое в Ассоциации молодых христиан делалось для развития спорта. Не случайно именно в ней были изобретены такие спортивные игры, как баскетбол и волейбол. Ватикан обратился к спорту позднее, чем протестантская церковь.

Однако, видя, что авторитет бурно развивающегося спорта все возрастает, католическая церковь к концу 19 и началу 20 века была вынуждена не ставить так остро, как это было до сих пор, тезис о греховности тела. Не будучи в силах сразу отмежеваться от этого догмата, Ватикан стал проповедовать идею о гармоничном воспитании человека, как духовном, так и физическом, но при этом духовное по-прежнему провозглашалось превыше физического. Католическая церковь начинает осуществлять некоторые организационные мероприятия, которые могли бы помочь ей привлечь молодежь. Так, церковь создает для обществ католической молодежи условия для занятий шахматами, для различных игр на свежем воздухе. Кроме того, она взяла в свои руки организацию и руководство спортивных кружков церковных школ. И, наконец, в 1911 г. в г. Нанси был создан Международный союз католических организаций ФК.

Если католическая церковь в этот период еще достаточно осторожно подходила к спорту там, где это касалось широких народных масс, то для воспитанников иезуитских колледжей спорт был взят на вооружение сразу и в полной мере. В колледжах играли в игру, напоминающую регби, летом проводились кулачные бои, а зимой — катание на санях. При этом совершенно игнорируется и сам догмат греховности тела и вреда спорта высоких достижений, якобы порождающего у людей гордыню и тщеславие.

Таким образом, уже в этот период ясно наметился отход церковников от своего прежнего отношения к ФВ. Церковь стала проводить более гибкую политику по отношению к новым современным общественным явлениям, в том числе и к спорту.

3. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на современном этапе

После 2-ой мировой войны в мире произошли коренные социальные изменения, обусловленные возникновением мировой социалистической системы и бурным процессом научно-технической революции. Они потрясли устои старых идеологических систем, в том числе и религии, которая переживает самый глубокий кризис за все время своего существования.

Однако было бы ошибочно считать, что церковь за рубежом полностью утратила свое влияние на массы. В эпоху существования двух мировых систем, социалистической и капиталистической, идет ожесточенная борьба за умы и сердца людей. Для привлечения широких масс в «лоно церкви» используются различные формы. Все большее количество религиозных и светских организаций, которые находятся под контролем церкви, во всех странах мира культивируют ФУ, организуют различного рода спортивные мероприятия.

В 1947 г. в ФРГ были воссозданы «Дойче Югендкрафт» и «Эйхенкройц». «Дойче Югендкрафт» — национальный союз любителей ФУ в католических общинах — основан в 1920 г. Каждые шесть лет союз организовывал большой всегерманский праздник, а каждые 2 года — католические первенства Германии по различным видам спорта. «Эйхенкройц» («Дубовый крест») — евангелическое общество молодых мужчин — основан в 1921 г.

В США вопросами ФВ занимаются Объединенное движение христианской молодежи, Объединенный совет католической молодежи, Национальная федерация студентов-католиков и другие организации.

В Италии создан Католический союз спортсменов. Международная спортивная федерация католического обучения организует игры ФИСЕС, предназначенные для молодежи христианского вероисповедания всего мира.

Из всех клерикальных организаций, культивирующих ФУ, самой массовой по-прежнему является Ассоциация молодых христиан. За 100 лет ее деятельности число стран, в которых существуют ее организации, возросло с восьми до семидесяти семи, а количество членов достигло 4 млн. человек.

Церковь, в течение веков восстававшая против занятий ФУ, кардинально пересматривает свои взгляды. Для того чтобы оправдать эти изменения, современные теологи прибегают к утверждению, что для церкви никогда не было чуждо признание тела, ссылаясь при этом на отрывочные высказывания, начиная со святого Павла и кончая выступлениями руководителей современной церкви, в частности папы Пия ХII.

Не отстают ныне от православных «батюшек» и мусульманские идеологи. Некоторые из них утверждают, например, что мусульманская молитва — намаз — положила основу современным гимнастическим упражнениям, сравнивают ее с производственной гимнастикой. Давая все новые и новые толкования религиозным обрядам, мусульманские теоретики от религии по вопросам ФВ пытаются сейчас «научно» доказать, что паломничество в «священные» города Аравии и туристские путешествия решают одни и те же задачи.

Помимо чисто теоретических рассуждений церковь предпринимает практические меры с тем, чтобы использовать спорт для привлечения в свое лоно отступившую от нее молодежь. Этой цели служат религиозные спортивные клубы, которые обладают прекрасными спортивными залами, площадками и бассейнами, и даже «спортивное» оформление церквей. Так, на 1одном из витражей собора, который был сделан по заказу и указанию нью-йоркского епископа Маннинга, были изображены сцены бокса, игры в гольф, скачек и т. п., а также даны портреты чемпионов.

В Инсбруке в 1964 г. специально к зимней Олимпиаде была построена церковь, где в день открытия и закрытия игр состоялись торжественные богослужения, причем проповедь, рассчитанная на спортсменов, переводилась сразу на несколько языков, в том числе и на русский. Несколько ранее аналогичный «подарок», новую церковь, получили спортсмены на VIII зимней Олимпиаде в Скво-Вэлли.

Проводились определенные мероприятия и в Москве на XXIII Олимпиаде. В 2 июля 1980 г. в культурном центре Олимпийской деревни состоялось освящение часовни в честь Владимирской иконы Божьей Матери, устраивались приемы для некоторых спортивных делегаций (Греции, Кипра) и для отдельных официальных лиц, проводились другие церковные торжества.

Создание специальных спортивных организаций — только 1 из путей, по которому идет церковь для усиления своего влияния в широких массах. Другой путь — прямое использование спорта в качестве своеобразной приманки для верующих. Многие «отцы церкви» сами успешно занимаются спортом и имеют высокие результаты. Так, священник Андерсон стал двукратным олимпийским чемпионом по стрелковому спорту на Олимпийских играх в Токио и Мехико. Пастор Боб Ричардс — чемпион Римской и Токийской олимпиад в прыжках в высоту с шестом. Некоторые священнослужители становятся даже тренерами. Всему миру известен католический священник Бауэр — тренер сборной команды по хоккею Канады.

Использование в настоящее время ФК и С как факторов, способствующих преодолению религиозных пережитков в сознании и поведении молодежи, не случайное явление, а вполне закономерное и обусловливается следующими положениями.

Во-первых, ФК и С являются средствами ФВ, которое представляет собой важное условие гармоничного развития человека, во-вторых, наряду со своей ролью в ФВ человека, ФК оказывает существенное влияние и на его духовный мир — мир эмоций, эстетических вкусов, этических и, наконец, общих мировоззренческих представлений. В то время, как религия настойчиво внушает такие «добродетели», которые, по выражению К. Маркса, превозносят «трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом, все качества черни…», ФК и С воспитывают в человеке мужество, смелость, самообладание, волю к победе, чувство дружбы и товарищества, любовь к Родине, т. е. развивают те качества, которые его возвышают и делают личностью.

Современные религиозные деятели в условиях идеологического кризиса постоянно ищут новые, более эффективные методы приобщения людей к религии и усиления своего влияния на массы. Богословы всячески пытаются приумножить роль церкви и религии в развитии ФК, доказать, что христианская религия всегда была покровительницей гармонии физ. и духовных сил человека. Для реализации своих замыслов церковники объявляют религию чуть ли не извечным покровителем ФК, ФВ а себя — единственными борцами за физическое и духовное развитие человека.

Список используемых нормативных актов и литературы

2. Дмитриев С. В. Магия духовного мира в двигательных действиях человека //Теория и практика физической культуры.- 1997. — № 12.

6. Ивченок С. Православия и государственная власть//Советская Белоруссия — 02.03.2008 — №41. С.2.

7. Курьянов М.А., Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.

8. Лавриненко В.Н., Гречин А.С., Дорошенко В.Ю. Политология: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000.

9. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. 2-е издание, исправ. — Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1999.

10. Фарберов М. Б. Физическая культура и религия (История взаимоотношений) / — СПб.: СПбГУАП, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Как стать злее? Такой вопрос можно отнести больше к психологии, но в моём опыте, психология не играла особой роли. Давайте разберём, что значит, стать злее? Когда я задавался таким вопросом, я искал подробную информацию в интернете, но чёткого ответа не нашёл. Спортивная злость, мне казалось это, что-то из разряда воспитания. Но говорят, что развитие этого качества возможно. Да, пишут немало советов, но по сути изменить, что-то в вашем сознании может только психолог или долгие медитации.

Спортивная злость

Ответьте себе, для чего вам это нужно? Скажем в моём виде спорта (футбол), мне не хватало агрессии, я играл аккуратно, старался не травмировать соперников. Не кидался с мыслями растерзать всё и всех. Конечно, заряда энергии, желание добиться своего, забить гол или выиграть игру, у меня было хоть отбавляй. Но в те моменты, когда нужно было выиграть силовую борьбу, показать сопернику, что ты не готов проигрывать без боя, даже где-то не отомстив за его подлую выходку, возникало недопонимание — как? Ведь по жизни я добрый и срываться физически на эмоциях не способен. Тогда и возникали эти душевные переживания. Ведь без спортивной злости не далеко пойдешь.

Долго прорабатывая этот вопрос, я нашёл ответ. Оказывается спортивная злость это иллюзия, которую мы видим перед собой. Это не психологический фактор, а физический. Нет конечно, первоначально он будет является психологическим, так как вы ищите этот ответ в своей голове. Но поверьте, ответ там возникнет сам собой, когда вы созреете и поймёте в чём разница. Я скажу, что помогло мне получить этот ответ.

Как повысить спортивную агрессию

Прежде всего, любая тренировка это цепочка вашего пути к достижению поставленных вами целей. Не пропускайте тренировочный процесс. Укрепляйте все звенья вашей цепи. Тренируйтесь всегда по плану, совершенствуйтесь. Результат скажет всё за себя.

Так вот к чему я это. Однажды я сделал упор на тренировочный процесс в тренажёрном зале. Вместе с командой мы делали различные упражнения на тренажёрах, развивая и укрепляя связки, сухожилия, двух-четырёхглавые мышцы, пресс и конечно делали упор на растяжку. Раньше я пропускал эти тренировки или занимался индивидуально в другое время, без команды и тренера, разумеется я упустил многое. Тренажёрный зал — конечно хорошо, хотел накачать мышцы и т.д., но упускал возможность стать сильнее в игровом плане. Так вот, тренируясь с командой, раз в неделю в тренажёрном зале, за пару месяцев я достиг ощутимого результата. На играх и тренировках заметил, что стал играть увереннее и успешнее. В единоборствах, стал агрессивнее вести борьбу с соперниками. Появилась уверенность, которой мне не хватало, когда я задавался вопросом — как стать злее?

Спустя ещё пару месяцев, я ощутил значительное увеличение выносливости. Мышцы и суставы стали крепче, работоспособность увеличился. Я стал на много увереннее. Мой уровень игры в футбол очень сильно вырос, а вопрос о спортивной злости отпал сам собой. Мне хватало всего, чего я хотел узнать из интернета или от тренеров, которые, не давали внятного ответа.

Возникающий вопрос о спортивной злости в вашей голове это, прежде всего слабость вашего тела. Тренируйте своё тело, укрепляйте организм и боевой дух.

В ближайшее время я хочу дополнить эту статью. Поделиться тренировками, которые мы выполняли с футбольной командой.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *