Детский хор на вечерней службе
Эфиопия — уникальная страна, причем не только в масштабах Африки. Никем в полной мере не колонизированная, простирающаяся среди горных массивов, многие из которых недоступны и ныне, она вместила в себя свыше 80 языков и более 100 этнических групп. А объединила большинство из них в отсутствие дорог и общего языка вера: христианство в Эфиопию пришло раньше, чем в Россию (на шесть с лишним веков) и даже в Европу.


Обряд Крещения — мать держит дитя на руках, символизируя на время обряда Деву Марию
Согласно Новому Завету произошло это в I веке: апостол Филипп крестил евнуха, приглядывавшего за сокровищами местной царицы. Новая вера распространилась в древней Эфиопии чрезвычайно быстро, став уже в IV веке государственной религией одного из местных царств (считается, что это был третий случай в истории после Армении и Эдесского царства). Впрочем, уникально не только это: за прошедшие 16 веков здешняя вера почти не менялась. В отличии от всех прочих ветвей, включая европейскую и русскую, «политических» изменений с древности в ней практически не было.


Субботняя служба
В наши дни, по статистике, христианство исповедуют свыше 60 процентов граждан страны. Эфиопская церковь считается независимой, причисляет себя к православной ветви, с российским православием ее роднит календарь, дни поста, некоторые обряды и религиозные праздники (они совпадают). При этом Ветхий Завет здесь чтят не менее, чем Новый, практикуется обрезание младенцев и ограничения в пище, эти традиции пришли из иудаизма, но считаются частью христианского верования.


Обряд освящения воды
В отличии от стран, где религия перестала быть частью повседневной жизни, в Эфиопии даже молодые люди не проходят мимо церкви, не перекрестившись и не приложив голову к порогу. Практически все носят деревянные кресты на шее, часто религиозные символы украшают автомобили и моторикши. А вот настоящие иконы встречаешь редко: сохранилось их мало, даже в церквях большинство икон напечатаны на принтере. На самом деле оригинальная эфиопская иконопись очень красива, пусть и немного наивна, похожа на рисунки детей, но, к сожалению, встречается редко.


Эфиопская иконопись

Библия в Эфиопии написана на древнем языке геэз — он был распространен в Аксумском царстве, которое первым и приняло христианство. Этот эфиосемитский язык дал начало основным современным языкам страны — амхара, тигре, афар и другим, но сам вышел из широкого употребления. Сегодня геэз — это язык литургии православной церкви Эфиопии: он считается священным, и в обычной жизни им не пользуются.

Православные храмы можно встретить по всей стране, от самой маленькой деревни до столицы. В деревнях церкви традиционно имеют форму шатра, в более древних городах — креста, а в Аддис-Абебе (столице) выглядят очень по-европейски: сказывается итальянское влияние (Рим стремился завоевать Эфиопию с конца XIX века, что закончилось при Муссолини кровавой войной). Как бы то ни было, но в архитектуре, как и в политике, Эфиопия независимость отстояла. Кресты на православных храмах всегда затейливы и украшены шарами, которые изображают страусиные яйца (это символизирует прочность веры). Убранство церквей можно назвать аскетичным по сравнению с нашими храмами — несколько икон, пластиковые цветы, бусины, свечей немного. Полы укрыты коврами, так как в храм принято входить без обуви, а во время богослужений многие сидят на полу.


Богослужения проводят два раз в день, короткое утром и основное в середине дня (оно длится не менее двух часов, и в это время входить в храм запрещается), по праздникам бывает и ночная служба. Заметить, к слову, время службы несложно: днем города пустеют и остается только удивляться тому, сколько людей готовы посвятить несколько часов ежедневной молитве.

Одна из красивейших особенностей эфиопской христианской традиции — все верующие (как женщины, так и мужчины) ходят в храм в длинном белом платке, закрывающем почти все тело. Священники же носят красные или голубые облачения. Часто можно увидеть прихожан с посохом, но это не дань традиции. Посох помогает выстоять долгую литургию.

Хотя первым новую религию приняло царство Аксум на востоке страны, древние центры православия (церкви XII-XIV веков) сохранились не только там, но и в горах на севере — в Лалибэле и Гондаре. Там каждый день тщательно восстанавливают древние ритуалы: благословляют воду и хлеб, проводят крещения и причастия. Особо впечатляет город Лалибэла, названный в честь Святого Гебре Мескель Лалибэлы, царя Эфиопии в XII-XIII веке. По преданию этот царь долго жил в Иерусалиме и после его захвата мусульманами в 1187-м решил построить свою столицу как Новый Иерусалим. С тех пор многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку нарекли Иорданом.

Бэт Георгис церковь Святого Георгия — одна из 11 монолитных церкей Лалибэлы.Вход в храм ведет черех тоннель вырезанный в теле горы.

В XII веке в этом же городе начали строить один из самых впечатляющих памятников веры — комплекс из 11 монолитных церквей, вырезанных из цельного камня ниже уровня земли. Между собой храмы соединены подземными тоннелями (они символизируют ад), а выход к каждой из церквей символизировал приход к Богу. Среди храмов Лалибэлы самый изящный Бэт Георгис — его крыша в форме креста на поверхности земли, а сам храм уходит на 13 метров в толщу горы. Есть Бэт Лехем (Вифлеем) — Дом хлеба, где благословляют воду и местный вид хлеба — инджару. Об Иерусалиме напоминают и прочие храмы, все названия которых начинаются с Бэт, что на иврите — дом.

Священник на службе
В Лалибэле, Гондаре и Аксуме сохранились древние памятники христианства, но в каждом городе и деревне люди строят небольшие церкви своими средствами. В каждой общине есть пастырь, человек, обладающий знаниями о медицине, религии, мироустройстве, истории, он помогает прихожанам и направляет их. Для Эфиопии, где в сельской местности мало кто умеет читать и писать, священники, прошедшие обучение в церковных школах,— главные источники знаний о мире. Доверие к ним безгранично.

Православие — это душа Эфиопии, оно объединило ее и помогло выстоять перед вторжениями иноверцев и колонизаторов. Это все видно невооруженным взглядом, как и то, что столь глубокая религиозность тормозит развитие. Многие готовы проводить в молитвах часы и дни, мало заботясь о повседневной жизни, а уровень нищеты велик, и это тоже видно. Хочется надеяться, что новые поколения не только сохранят древнюю веру, но при этом возьмут жизнь в свои руки — как, собственно, и поступили когда-то их предки, отстоявшие свои церкви и веру перед напором многочисленных завоевателей, веривших в совсем других богов.

Религия Эфиопии

Христианство
Традиционное эфиопское изображение Иисуса и Марии
Эфиопия является третьей после Армении и Осроенского царства страной официально принявшей христианство. Эфиопская православная церковь является одной из древневосточных (дохалкидонских) церквей. До 1959 года она была частью Коптской церкви. Автокефалия Эфиопской церкви была провозглашена в 1960 году императором Хайле Селассие, и была признана Коптской церковью четыре года спустя.

Согласно переписи 1994 года — 61,6 % населения страны являются христианами, из них 50,6 % — адепты дохалкидонской Эфиопской церкви, 10,1 % — протестанты и 0,9 % — католики.

Ислам
Мечеть в городе Хараре
Согласно переписи населения 1994 года мусульмане составляют 32,8 % населения Эфиопии. Большинство эфиопских мусульман — сунниты. Проникновение ислама в Эфиопию можно отнести к 619 году. Из-за преследования со стороны курайшитов некоторым приверженцам раннего ислама пришлось покинуть свою родину и отправиться в Эфиопию. Это событие в арабской историографии получило название «хиджра», что с арабского переводится, как «переселение». Однако в европейской традиции этот термин чаще всего применяют к событию, которое случилось через два года — переселение Мухаммада в Медину. Наиболее распространен ислам в регионах Афар и Сомали, а также на юге Оромии. В столице Эфиопии — Аддис-Абебе проживает около 1 млн мусульман.

Иудаизм
Бета Исраэль (Beta Israel) — небольшие изолированные группы африканских евреев, с древнейших времен живших в Эфиопии. Об их существовании не было известно остальному миру, но и они не знали о существовании других евреев вне своей общины. На Западе об их существовании узнали лишь в XX веке. В 1975 году они были признаны израильским государством в качестве евреев. Во время операций Моисей и Соломон, проведенных в 1984 и 1991 годах соответственно, самолетами из Эфиопии в Израиль было вывезено большинство эфиопских евреев. Лишь небольшая группа евреев, которую Израиль не признал евреями, остается на территории Эфиопии.

Анимизм
По оценкам правительство Эфиопии около 12 % населения Эфиопии причисляют себя к группе последователей анимизма.

Растафарианство
В Эфиопии проживает отдельными общинами несколько тысяч растафариан различных течений, в основном — выходцы с Ямайки.

Религиозная политика
Свобода вероисповедания, прописанная в Конституции Эфиопии, не всегда исполняется на практике. В Эфиопии не существует государственной религии и запрещено создание политических партий по религиозному признаку, а все религиозные организации должны проходить обязательную регистрацию каждые три года.

Сохраняется напряжение между группами древневосточных православных христиан и протестантами, а также между мусульманами и христианами. Правительство ведет активную работу по снижению напряженности в межрелигиозных отношениях.

bobot 03.06.201503.06.2015 Рубрика Культура, СтраныМетки Африка, религия, Эфиопия

Поднимите руки те, кто помнит, что Эфиопия — одна из древнейших христианских стран? По случаю недавно прошедших в стране парламентских выборов «Лента.ру» решила рассмотреть через объектив фотокамеры религиозные аспекты жизни наших африканских братьев во Христе. Ведь в Эфиопии, как и в России, большинство населения исповедует именно православие, правда немного другую его ветвь.

Христианство пришло в Эфиопию за века до европейского раскола на католиков и православных. Многие теологи считают эфиопскую религию «настоящим» христианством, не поддавшимся религиозным распрям и нововведениям.

Сегодня большинство населения Эфиопии придерживается так называемого монофизитского вероисповедания (так же, как коптская, армянская, сирийская и малабарская церкви). А вообще конфессиональная структура страны такова: христиане-миафизиты — 50,6 процента, протестанты — 10,2 процента, мусульмане — 32,8 процента, аборигенные культы — 4,6 процента, все прочие религии — 1,8 процента.

Православие, духовность, Эфиопия

Как живется христианам в сердце Африки

Фотографии: Siegfried Modola / Reuters

Кроме священников, в Эфиопии есть дэбтеры — что-то вроде посредников между классическим духовенством и мирянами. Эти очень эрудированные люди часто исполняют обязанности лекарей в деревнях и считаются чуть не обладателями сверхъестественных способностей.

Воскресная служба в столице страны Аддис-Абебе

До 1959 года Эфиопская православная церковь была частью Коптской церкви. Однако в 1960-м император Хайле Селассие провозгласил автокефалию, а спустя четыре года Эфиопскую церковь признали и копты.

В крупнейшем храме столицы «Медане алем»

Главный символ веры, как и у всех прочих христиан, конечно же, крест. Вот только чтят его в Эфиопии иногда очень своеобразно: женщины наносят татуировку с символом веры себе на лоб. Осеняют себя крестом двумя пальцами, но не как католики, а скрестив два соседних пальца. И, пожалуй, главное отличие — отсутствие догмата Святой Троицы. Здесь верят не в триединство, а просто в единого Бога. Иисус Христос в понимании эфиопов и есть Господь. В остальном разночтений с другими христианами немного: воскресным утром в Аддис-Абебе, как и в Афинах, Москве или Ереване, спешат на службу в церковь.

Обряд крещения в храме «Медане алем»

Согласно переписи 1994 года (последние на данный момент достоверные данные о религиозном составе Эфиопии), к христианам себя относят более 60 процентов населения страны. Половина из них принадлежат Эфиопской церкви, еще 10 процентов — протестанты и около процента — католики.

В столице страны не видно мусульман. Приверженцы ислама, которых в стране около 30 процентов, живут в основном в дальних провинциях. Кроме того, в Эфиопии сохранилось и немного последователей различных африканских культов.

Статуя Иисуса Христа у «Медане алем»

Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан других церквей не соблюдаются. Это, в частности, законы о пище или обрезание младенцев мужского пола, совершаемое, согласно Ветхому Завету, на восьмой день после рождения.

Православный хор на обочине дороги в Аддис-Абебе

Православные праздники признаны в стране государственными. Эфиопы не ходят на работу в Рождество, Крещение и на Пасху. Кроме того, в конце сентября широко отмечается день Мескельского Креста. По преданию, в этот день Елена, мать императора Византии Константина, после долгих поисков смогла отыскать в Иерусалиме величайшую святыню христианства — Крест Господень, на котором принял смерть Иисус Христос.

В честь этого события императрица Елена зажгла на главной площади Иерусалима костер. Легенда гласит, что пламя взвилось так высоко, что его было видно даже в Эфиопии. Это случилось в начале IV века, и с тех пор Мескель отмечается ежегодно.

Как правило, Мескель в Аддис-Абебе празднуют на центральной площади города, которая носит то же название, что и праздник. Посреди площади из желтых цветов воздвигают конусообразное сооружение, которое венчает крест. После речи патриарха, благословляющего народ Эфиопии, начинается праздничное представление.

В одном из городских кафе

Во время Мескеля по площади проходят воспитанники воскресных школ, одетые в яркие наряды с вышитыми на груди крестами. Они исполняют религиозные песни, танцуют и разыгрывают спектакли по библейским сюжетам.

После захода солнца наступает кульминация праздника. Патриарх с факелом в руках в сопровождении свиты трижды медленно обходит цветочный стог, а затем поджигает его. В считанные минуты разгорается огромный костер, вокруг которого начинаются песни и танцы.

В пекарне в старой части Харэра — города на востоке страны

Харэр считается исламским центром Эфиопии. Здесь проживает 122 тысячи человек. Основной национальный состав — оромо, амхара, сомалийцы, гураге и тиграи.

Мужчина отпускает орла в Харэре

Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство принес в страну в первом веке апостол Филипп. Первым христианским просветителем эфиопов считается римский гражданин из Тира Фрументий, потерпевший кораблекрушение на африканском побережье Красного моря.

На рыночной площади Харэра

Вскоре после прибытия в Африку Фрументий заслужил доверие императора Аксему и обратил в христианство его сына Эзану, который впоследствии сам стал императором. В 330 году Эзан объявил христианство государственной религией.

Мальчики катаются на лошадях на окраине Аддис-Абебы

Последний император Эфиопии Хайле Селассие (в переводе с языка геэз — мощь, сила Троицы), который правил страной с 1930 по 1974 годы, был свергнут военными. Считается, что Селассие (до коронации Тэфэри Мэконнын) происходил из легендарной династии потомков царя Соломона. Именно при нем Эфиопская церковь получила автокефалию.

В исторической части Харэра

Удивительно, но потомок Соломона считается одним из воплощений Джа на земле в растафарианстве.

Селассие скоропостижно скончался 28 августа 1975 года. Официально о причинах его смерти не сообщалось, однако по одной из версий императора задушили, а его тело выбросили в отхожее место.

Одна из мечетей Харэра

Долгие годы о местонахождении останков последнего императора Эфиопии было ничего неизвестно. Лишь в 1992 году, после падения прокоммунистического режима Менгисту Хайле Мариама, выяснилось, что тело Селассие все этим годы находилось под полом туалета в императорском дворце. 5 ноября 2000 года останки Хайле Селассие по христианским обычаям с почестями перезахоронили в соборе Святой Троицы в Аддис-Абебе. На церемонии гроб покрывал личный штандарт императора с изображением покровителя Эфиопии — Святого Георгия, повергающего дракона.

Мальчики гуляют на окраине Харэра

Вплоть до XX века Эфиопская православная церковь доминировала и в образовательной сфере. Это изменилось лишь после принятия закона о светском образовании. Сейчас процесс обучения в стране включает в себя шесть лет в начальной школе, четыре года в младших классах средней школы и два года в старших.

Статуя императора Менелика II, который установил современные границы Эфиопии, в центре Аддис-Абебы

Лишь в 1951 году, впервые за XV веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп. Тогда же ее настоятель получил сан Патриарха.

Ночной вид Аддис-Абебы

В 2007 году Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Несмотря на это копты поддержали полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Потерянные города и древние цивилизации. Часть 4.

«Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Эфиопии, надежды своей… И скажут в тот день жители этой страны (т. е. Израиля): «вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! И как спаслись бы мы?» (Исаия 20:5,6)
9. Древняя Эфиопия — одна из древнейших христианских стран и одно из древнейших государств в мире. В европейской культуре, в том числе в русском языке, Эфиопия была долгое время известна преимущественно как Абиссиния.
В некоторых аксумских надписях IV века уже употребляется термин «Эфиопия». В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет.
«Страна Куш», как её называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселённые в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная её часть входит в состав Судана.
В IV — V веках до н.э. на плато Тигре поселились выходцы из различных областей южной Аравии, в том числе из Сабейского царства. Они принесли с собой письменность, семитский язык, технику каменного строительства методом сухой кладки и другие достижения цивилизации. Смешавшись с местным населением, они образовали древне-эфиопский этнос. Образовалось самостоятельное раннефеодальное царство Аксум.
Его главный порт Адулис стал важнейшим торговым центром на пути из Египтва в Индию, а также к берегам Восточной Африки. В период расцвета Аксумского царства, в IV—VI веках, его гегемонияраспространялась на Нубию, Южную Аравию, а также обширные области восточного Судана, Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога. С IV века в Аксумском царстве начинает распространяться христианство. Возвышение в VII веке Арабского халифата привело к упадку в VIII—IX веках Аксумского царства.
Эфиопия в то время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далёких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.
В VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путём передать ей этот высокий жреческий сан.
При Пианхи I Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю — Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоёвывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта. О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».
Для многих окажется открытием, что Эфиопия — страна древней цивилизации и культуры, где в монастырях хранятся тысячелетние рукописи на амхарском языке, а богослужение в христианских храмах проходит под звуки барабана. Кстати, христианство здесь приняли почти на семьсот лет раньше Руси.
Эфиопия — греческий географический термин, появившийся еще во времена Гомера, означает «страну людей с пылающими (или обожженными) лицами». Согласно древним представлениям, земля эфиопов лежала где-то на юге, в Африке (за пределами Египта) или Азии и включала ряд территорий, среди которых были Абиссиния и Нубия. Эта территория, обозначенная эллинами весьма неопределенно, соответствовала египетскому и библейскому «Куш», что семьдесят толкователей и передали при переводе Библии на греческий язык словом «Эфиопия». Из греческой Библии название было заимствовано Абиссинским государством (арабы и европейцы называли страну Абиссинией от арабского «Хабаш»).
По преданию, появление евреев в Эфиопии связывается то ли с вавилонским пленением то ли с разрушением Иерусалима Титом. Сами же они, как и их христианские соотечественники, рассказывают легенду о Соломоне и ца-k рице Савской, указывая на них . как на своих далеких предков. В эпопее «Слава царей», апокрифе, призваном обосновать династические права так называемой Соломоновой династии, говорится, что Абиссиния была той самой землей, из которой царица Савская совершила поездку к Соломону, желая убедиться в его необычайной мудрости.
Исторических сведений о царице Савской практически нет, зато есть множество легенд и мифов. Считается, что жила она в X веке до нашей эры. Слава о ее несметных богатствах якобы распространилась после визита царицы в Иерусалим к израильскому царю Соломону. «И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни», — говорится в Библии.
Однако в Ветхом Завете просто описывается некая богатая владычица, без конкретного указания ее имени. Савской она называется по имени государства Сава (иначе Саба или Шеба). Сейчас большинство исследователей считают, что государство это располагалось по обоим берегам Красного моря — от Эфиопии до Йемена. В эфиопских легендах царицу зовут Македа, в более поздних арабских текстах — Балкис (Билкис). И все же это лишь имена из легенд, которые никак не подтверждены историческими документами. К тому же нет никаких сведений о том, как она выглядела.
От союза с Соломоном у нее появился сын Менелик, которому и суждено было сделаться родоначальником абиссинских правителей. Достигнув зрелости, Менелик отправился в гости к отцу. А вернувшись в сопровождении молодых иудеев на родину, и привез в Эфиопию Ковчег с реликвиями. Впрочем, если для большинства! представителей западного мира местонахождение библейского Ковчега пока остается загадкой, то в эфиопском городке Аксум даже ребенок прекрасно знает, где находится утерянная святыня.
Как и большинство православных христиан Эфиопии, все жители этого пыльного, незащищенного от ветров города уверены, что Ковчег аккуратно спрятан в каменной часовне, в самой большой церкви города, и охраняет их родину на протяжении уже почти трех тысячелетий. Тысячи людей стекаются в церкви Аксума и всей страны во-время Тимка — местного праздника крещения Иисуса Христа. В центре празднества находятся «таботе» — ритуальные предметы, хранящиеся в каждом храме и символизирующие Ковчег. Из всего христианского мира только в Эфиопии происходит такое уникальное фокусирование внимания на этом эпизоде Ветхого Завета.
Ковчег Завета считается одной из главных святынь христианского мира. Он представляет собой специальный ларец, сделанный из акации и инкрустированный золотом; венчает его крышка из чистого зо лота. В нем помещались золотой сосуд с манной небесной, жезл Ааронов две скрижали с десятью заповедями Ветхого Завета, полученные Моисеем от самого Господа Бога.
Три тысячи лет назад в эпоху царя Соломона древние израильтяне утратили Ковчег, в котором хранились древние реликвии. Последнее реальное упоминание о Ковчеге Завета относится к 586 году до н.э. Он был спрятан вместе с другими предметами первого храма в пещере под Голгофой перед тем, как царь Навуходоносор взял Иерусалим.
Существует список вещей, унесенных в Вавилон (2 Цар.25 гл.), но Ковчег Завета туда не включен! Библия — надежный исторический источник, но о судьбе древней святыни она почему-то умалчивает. Поисками Ковчега занимались многие — крестоносцы, тамплиеры, иезуиты, масоны, авантюристы и военные, но пока не повезло никому.
В начале 90-х годов прошлого века английский исследователь Грэм Хэнкок обнаружил следы этого деревянного ларца в Эфиопии. Почему именно там? По мнению Хэнкока, Ковчег был вывезен из Иерусалимского храма в 600 году до Рождества Христова, так как была опасность его осквернения царем, принявшим язычество. В течение 200 лет святыня охранялась ортодоксальными евреями в Египте, а позже оказалась в Эфиопии. В 370 году от Рождества Христова Ковчег был перенесен в королевский город Аксум (к принявшему христианство королю), где он хранится и по сей день.
Согласно древним преданиям Эфиопия считалась местом, где располагалась часть Райский садов. В них так же упоминается, что на этих землях жил народ, стороживший адскую бездну, которая грозила всем огнем и пеплом. Воинственное племя Афар и сейчас живет около Даллола, чтобы как и их предки, сторожить врата адской бездны.
Довольно спокойная история Эфиопии была прервана в 526 году до х. э., когда персидское войско под предводительством Камбиза II, сокрушая все на своем пути, вторглось в Египет, который был подвергнут страшному опустошению. Народ и правителей Нубии потряс ужас, особенно после того, как Ливия, Барка и Кирена были покорены Камбизом II.
Незадолго до своей смерти в 529 году Камбиз II совершил поход в Нубию, напоминающий более карательную экспедицию, нежели войну. После этого Нубия вступает в полосу кризиса. Напатское государство эфиопов (от Напата — столицы страны) сменяется Мероитским (от города Мероэ, ставшем центром страны и продолжившем активную политику древних царей).
Правопреемник Мероитского царства, государство Аксум, становится на протяжении веков доминантом близлежащих земель, и даже на некоторое время стало в один ряд с Ираном и Византией. В 30 годах IV века аксумский царь Эзана принимает христианство монофизитского толка. И, несмотря на сопротивление жрецов, и вопреки установившимся языческим обрядам, новая религия быстро распространяется в стране. После этого события Эфиопия на протяжении десятков веков оставалась единственной страной Африки и Аравии, исповедующей христианство.
Вскоре после этого Эфиопия вступает в борьбу с Химьяритским государством, во главе которого в 517 году становится иудей Зу-Нувасу, стремившийся уничтожить Эфиопию и истребить христиан. Война эта заканчивается в 525 году присоединением Химьяра к Эфиопии.
Однако последовавшая затем война с Ираном заканчивается поражением Аксума, который перестает существовать в Х веке. Последующие затем два столетия наполнены смутами и истреблениями христиан. Возродившись вновь, в XII веке, Эфиопия во главе с Соломоновой династией успешно отразила как нашествия турок, так и идеологическое давление португальцев, пытавшихся навязать католицизм. Вся история Эфиопии — это сплошная полоса бедствий и войн и, несмотря на это, страна сохранила веру, благодаря которой она и смогла отразить нападения язычников, зороастрийцев, мусульман и католиков.
В писаниях персидского пророка Мани написано, что в мире есть четыре царства. Он имел в виду государства Персию и Вавилон, Рим, Аксум и Китай. Но после того как пал Рим, об Эфиопии все забыли и не вспоминали до тех пор, когда по Европе прошел слух о христианском царствовании Иоанна, который находится на востоке и терпит лишения от окружения его неверными. Поэтому необходимо было помочь единоверцам, которые находились далеко на востоке.
А вот о существовании Африки было мало что известно. Поэтому царство святого Иоанна, а это, по всей видимости, Эфиопия, располагалась совсем в другом месте. Только после того, как был взят Иерусалим, крестоносцы начали искать христианскую Эфиопию. Так, по приказу португальского короля Энрика-Мореплавателя, были разосланы послы и шпионы почти во все стороны света, для того чтобы собрать побольше информации для хорошей подготовки к путешествию на Восток, который в то время был отрезан турецкими войсками от Европы.
Собранные данные подтвердили наличие христианского государства Эфиопии и сразу же туда отправились миссионеры их Португалии, чтобы утвердить католицизм. Однако это не понравилось жителям Эфиопии, и они изгнали их, а поэтому никакого следа католицизма они не оставили. Правда остались многочисленные их записи и наблюдения.
Вот некоторые из них, после того как они посетили Аксум. «Дорога в Аксум начинается с порта Адулис. Этот по возрасту порт намного старше, чем само царство Аксум. Порт был построен, когда уже египтяне уже знали племена эфиопов. Именно через этот порт в Эфиопию попадали торговцы, моряки и жители других государств, например, жители из южной Аравии, а также многочисленные сабейцы и абиссинские племена. Эти народы с удовольствием поселялись в этих местах, создавая своеобразный этнический тип нынешнего эфиопа. Они также завезли с собой многие ремесла, а также свою культуру и религию, нравы и обычаи».
По дороге в Аксум португальским миссионерам встречались большое количество стел, менгир, остатки от крепостей и дворцов. Все эти постройки были сохранены еще до того, как в этих местах зародилось христианство, благодаря сухому климату Эфиопии. Самым крупным центром Аксумского царства считался древний город Колоэ. Именно там находилось огромное водяное хранилище, состоящее из нескольких частей: вверху находился водосборник для сбора горной воды, затем эта вода опускалась вниз в бассейн, площадь которого была около пяти тысяч квадратных метров, перегороженный каменной дамбой в длину до семидесяти метров и там была устроена сложная система шлюзов. Самое примечательное, что плиты известняка, которыми было облицовано все водохранилище, были так подогнаны, что вода вообще не проходила сквозь них без применения какого-либо раствора.
В городе Йехе миссионеры увидели поразивший их дворец из камня. В середине дворцовой площади находилась высоченная башня, красивейшая по своему исполнению, которая была окружена изысканными домами, напоминающими замки, внутри которых до сих пор сохранились мраморные лестницы. Сохранились и таблички с надписью у дворца. По заключению археолога Мюллера, это сабейская табличка, датированная пятым ли шестым веком до н.э. означает эпоху зарождения Аксумского государства. В столице этого еще неизученного государства находится множество загадочных обелисков, которые в настоящее время привлекают внимание известных археологов и ученых. А согласно легенде на гигантских каменных креслах в специальном месте заседали судьи Аксума. Подземный мавзолей тоже хранит свои тайны.
Самым священным местом в Аксуме был собор с прилегающим к нему двором: это было своего рода пристанище, там даже преступники были в безопасности. Все желающие получить защиту, приходили к воротам собора и громко говорили, что желают попасть в убежище. Им давали пропитание, а на эту территорию не имели права входить даже правители и царица, им разрешалось заходить только во двор, где заседали судьи Аксума. Также здесь располагалась и церковь для проведения службы, для крещения младенцев.
Из преданий известно, что галльский вождь вместе со своим войском хотел обокрасть Аксум, но только он въехал в город, как провалился под землю вместе со своими воинами.
Ученые археологи предполагают, что все обелиски Аксума – это погребальные монументы, символизирующие собой культ умерших людей. В высоту такие обелиски достигают более двадцати метров, напоминающие собой прямоугольные столбы с разветвлением вверху, причем верх, как правило, обязательно был позолочен. На всех обелисках одинаковые изображения небоскребов, домов. На самом огромном обелиске изображен девятиэтажный дом, с обратной стороны обелиска изображена дверь, окна с проемами. Обелиски строили для душ умерших.
Эта гипотеза подкреплялась обследованием одного из обелисков, который сохранился полностью, хотя и упал на землю. В длину он достигает девяти метров, в ширину около трех метров, по всему обелиску находится орнамент, в виде лотоса, а внизу как всегда изображение дома, в котором есть ящик. По предположениям ученых, это — погребальная камера, а внутри ее находится саркофаг. Такие обелиски или дома для мертвых связывают с именем царствования Эзана. Царь старался найти какую-то свою необычную веру для молодого в то время государства. Сейчас мы, конечно же, можем сказать, что это была не самая лучшая идея построения обелисков.
Если сравнить подобные обелиски с египетскими обелисками, то обелиски Аксума намного выше, потому что они более чем на десять метров уходят в землю, и общая длина таких монолитов достигает тридцати метров. Вокруг обелиска находятся своеобразные платформы с углублениями. По мнению археологов, туда должна была стекать кровь животных приносимых в жертву во время прохождения службы за упокоения.
Если действительно согласиться с версиями ученых, что гигантские обелиски Аксума – это дома для душ умерших людей, то напрашивается вопрос, зачем умершим душам дверь, окна. Мы же знаем, что душа может проходить сквозь стены, камни. Из записей английского путешественника и художника Генри Солта, который посетил Аксум в прошлом веке, можно сделать вывод, что аксумские обелиски самые удивительные, неизученные и совершенные монументы.
Также в аксумском государстве было построено множество памятников языческим богам. Хотя Эфиопия всегда была христианским государством, но почти все цари, правящие в Эфиопии, очень лаконично относились к другим верам, чем и прославились далеко за пределами своего государства. К примеру, когда только возник ислам, пророк Магомед вместе со своими родственниками и близким находились в опасности и поэтому по велению пророка Магомеда они все направились в Эфиопию. Пророк Магомед сказал им, что царь этой страны никогда их не обидит их из-за веры, и не будет угнетать. Так все и вышло. Царь могущественного государства Аксум не выгнал их из своей страны, а дал им прибежище на многие годы, пока ислам не укоренился на Ближнем Востоке.
Справедливо будет отметить, что потом когда арабы укоренились в своей вере, они забыли о своих спасителях и в семьсот втором году объявили войну с Аксумским государством. В ходе военных действий эфиопская армия оказалась сильнее и захватила Джидду и Мекке. Захват Мекке вызвал панику среди арабов, но затем арабы, собрав все свои силы, захватили и уничтожили самый главный порт Эфиопии Адулис, а ведь этот порт был в числе самых крупных портов всего мира. К доказательствам, что между Аксумским государством и другими государствами существовали международные связи, указывает тот факт, что в одна тысяча сороковом году около монастыря в окрестностях Аксума отыскали клад с золотыми монетами, но деньги оказались не аксумские, а кушанские. Кушанцы в те времена были владельцами не только Азии, но и еще Северной Индии.
На закате восьмого века самое священное аксумское государство было совершенно подорвано. Была перенесена в другое место столица государства. Остаются неразгаданными тайны небоскребов Аксума. Сегодня – это маленький город, но, тем не менее, он так и остался культовым центром Эфиопии.Цитата сообщения Владимир_ГринчувПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Потерянные города и древние цивилизации — 4

Церковь на краю земли. Часть 1

Эти очерки – попытка сопрячь отдельные исторические сведения и факты об Эфиопской Церкви с тем небольшим опытом, который я имел от встречи с этой Церковью во время посещения Эфиопии в июне 2006 года вместе с моим коллегой отцом Александром Васютиным. Всякий кто пожелает написать об Эфиопской Церкви, не будет первооткрывателем. Тем не менее, наверное, не всякий кто писал об этой Церкви, по крайней мере на русском языке, имел возможность непосредственно соприкоснуться с живой традицией этой Церкви – Эфиопия остается одной из наименее доступных стран мира. Эти заметки могут носить субъективный характер – особенно в той части, которая касается описания современного состояния Церкви. Однако такая субъективность неизбежна, особенно если принять во внимание, что мне довелось наблюдать лишь немногие стороны жизни Церкви на протяжении всего пяти дней пребывания в ней.

История

Храм св. Георгия (Лалибела, XII в.), высеченный в цельной скале /p>

Итак, сначала немного фактов и истории. Самоназвание Эфиопской Церкви – Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо. Тэуахэдо значит «объединенный» и является по сути богословской формулой, которая обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Эфиопская Церковь – единственная, которая в своем самоназвании использует богословскую формулу. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, но при этом и самая изолированная – прежде всего из-за географической удаленности Эфиопии. Эфиопская Церковь также одна из самых древних христианских Церквей. Сама она возводит свое начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8: 26–30). Тем не менее, в те времена название Эфиопия относилось не к нынешней Эфиопии, но к Нубии на территории современного Судана. Лишь после того, как в Аксуме во втором веке по Р.Х. воцарилась династия Соломонидов, стране было усвоено это название. Наряду с этим названием использовалось и другое – Хабаша или, в эллинизированном виде, Абиссиния.

Эфиопия состоит из множества народностей, крупнейшие из которых оромо, амхарцы и тиграйцы. Некоторые эфиопские народности имеют семитское происхождение, а такая эфиопская народность как фалаши до сих пор исповедует иудаизм. Согласно древней эфиопской легенде, описанной в книге «Слава царей» (Кебре Негест, XIII в.), первая царская династия Эфиопии – Соломонидов – возводила свое происхождение к царю Соломону и царице Савской. Впрочем, эта легенда не может быть подтверждена историческими данными.

Эфиопия стала одной из первых стран, в которых христианство утвердилось в качестве государственной религии. Согласно Руфину, аксумских правителей в христианство обратил святой Фрументий – сын сирийского купца, потерпевший кораблекрушение в Красном море и попавший в рабство в Аксуме. Здесь он начал проповедовать Евангелие и в конце концов смог стать учителем наследника Аксумского царства. Получив свободу, он уехал в Александрию, где святым Афанасием Александрийским был рукоположен в епископы для новообразованной Эфиопской Церкви. Здесь он обратил в христианство аксумского царя Эзана. Святитель Фрументий стал, таким образом, просветителем Эфиопии. Недаром эфиопы называют его «Отцом мира» и «Открывателем света» (Абба Салама, Кассате Берхан).

Абуна Василий, целующий перстень императора Хайле Селассие /p>

В результате миссионерской деятельности святого Фрументия Эфиопская Церковь на многие века оказалась в сфере влияния Александрийских епископов, которые до последнего времени играли важнейшую роль в жизни этой Церкви, поставляя ей митрополитов и епископов. До середины XX столетия Эфиопская Церковь не имела епископов эфиопского происхождения, но исключительно коптского. В жизни Эфиопской Церкви традиционно важную роль играла светская власть – даже в большей, чем это было принято в Византии, степени. Показателен тот пример, что до недавнего времени игуменами крупнейших монастырей, а также настоятелями исторического Аксумского собора зачастую назначались светские лица.

Светские правители совместно с Церковью всячески способствовали христианизации Эфиопии, хотя обратить в христианство всю страну полностью им так и не удалось. Еще в VII веке в Эфиопии образовались первые исламские общины, и сейчас исламское население страны по своей численности даже несколько превосходит население христианское. Также в Эфиопии все время сохранялось язычество, и до сих пор на юге страны живут племена язычников-анемистов. Весьма бурной была история Эфиопской Церкви в XVI веке, когда в Эфиопию сначала вторгся мусульманский завоеватель Ахмед Гранг (1529–1543), а затем вместе с португальской армией прибыли иезуиты, которым при императоре Суснейосе (1508–1532) удалось добиться краткосрочной унии Эфиопской Церкви с Римом. Уния не продержалась долго и завершилась кровопролитной гражданской войной. В конце концов иезуитская миссия в 1632 году была изгнана из Эфиопии императором Фассиладасом. В это же время с протестантской миссией в Эфиопию прибыл немецкий миссионер Петер Хейлинг. Его миссия также в конце концов завершилась изгнанием проповедника из страны. Деятельность западных миссионеров привела к тому, что Эфиопская Церковь, пытаясь оградить себя от чуждых влияний, закрылась для внешнего мира и оказалась в самоизоляции. Она вновь начала возобновлять контакты с внешним миром лишь в последнее время.

Главное здание Эфиопской патриархии /p>

На протяжении всех веков истории Эфиопской Церкви, начиная с рукоположения святого Фрументия святителем Афанасием Александрийским, эта Церковь входила в юрисдикцию Александрийской Церкви (после Халкидонского собора – Коптской). На протяжении всего этого времени Александрия поставляла в Эфиопию епископов и полностью контролировала Эфиопскую Церковь. Однако с начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать себе большей самостоятельности. В результате, в 1929 году для нее были рукоположены первые четыре епископа-эфиопа в помощь митрополиту-копту. Первая попытка отделиться от Коптской Церкви была предпринята в период итальянской оккупации Эфиопии (1935–1941) и была поддержана оккупационными властями. Бывший в то время эфиопским митрополитом копт Кирилл отказался разрывать отношения с Александрией, за что был изгнан из страны. Вместо него митрополитом Эфиопии был назначен епископ Авраам, эфиоп по национальности. Однако он был тут же низложен Коптской Церковью. После войны попытка сделать Эфиопскую Церковь независимой была предпринята вновь – на этот раз при поддержке императора Хайле Селассие (1930–1974). В результате трудных переговоров в 1948 году с Александрией было достигнуто соглашение об избрании эфиопского митрополита из числа местных иерархов. Когда в 1951 году умер вернувшийся из изгнания митрополит Кирилл, его сменил эфиоп Василий (Базилос). В 1959 году Александрия утвердила Василия первым Эфиопским патриархом. С этого времени Эфиопская Церковь считается автокефальной.

Император Хале Селассие /p>

Независимость Эфиопской Церкви далась ей нелегко. Решающую роль в этом сыграл последний император Эфиопии Хайле Селассие, который, по сути, вынудил коптскую иерархию пойти на уступки. Хайле Селассие был великим благодетелем Эфиопской Церкви. Он возводил свою родословную еще к временам царицы Савской и носил громкий титул «Лев-захватчик из племени Иуды, избранник Божий, царь царей». Само имя, которое он взял при возведении на императорский трон – Хайле Селассие, означает «Сила Троицы». Он был посвящен в диаконский сан.

Хайле Селассие был свергнут в 1974 году военной хунтой и умер в Аддис-Абебе в 1975 году. Режим, который захватил власть в Эфиопии, поддерживался Советским Союзом. Возглавив­ший его в 1977 году майор Менгисту Хайле Мариам воздвиг настоящие гонения против Церкви. Многие храмы и монастыри были закрыты, их имущество отобрано государством, многие епископы, священники и монахи брошены в тюрьму, некоторые казнены. Так, в 1979 году был убит патриарх Феофил (Тевофилос), низложенный в 1976 году. После падения в мае 1991 года режима Менгисту возглавлявший с 1988 года Эфиопскую Церковь патриарх Меркурий (Меркориос) был обвинен в коллаборационизме и изгнан из страны.

Священники Александр Васютин и Сергий /p>

5 июля 1992 года синод Эфиопской Церкви избрал новым патриархом Абуну Павла, кото­рый возглавляет эту Церковь до сих пор. Он уже пятый по счету патриарх независимой Эфиопской Церкви. Его полный титул: Его Святейшество Абуна Павлос, пятый Патриарх и Католикос Эфиопии, Эчеге трона святого Такла Хайманота и Архиепископ Аксумский (Абуна на арабском означает «наш отец»; титул католикоса носили церковные примасы за пределами Византии; эчеге – старец – означает главу монашеских общин; Такла Хайманот – одна из крупнейших монастырских общин (домов) Эфиопии; Аксум – первая историческая кафедра Эфиопской Церкви). Абуна Павел родился в 1935 году в провинции Тиграй на севере страны. Эта провинция является по сути христианским ядром Эфиопии. Семья будущего патриарха была тесно связана с монастырем Абуны Герима, куда Павел поступил монашествовать еще мальчиком. Учился Абуна Павел сначала в Аддис-Абебе, а затем уехал в Америку, где прошел курс богословия в Свято-Владимирской семинарии. Там его учителями были протоиерей Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Мейендорф, профессор С. С. Верховский. После этого он поступил на докторскую программу не менее знаменитой Принстонской богословской семинарии, однако не успел ее закончить, так как был отозван в Эфиопию тогдашним патриархом Феофилом – в то время в стране как раз произошел переворот. Эти трудные для Эфиопской Церкви годы стали периодом испытаний и для Павла. В 1975 году он был рукоположен в епископы патриархом Феофилом, который вскоре после этого был смещен с кафедры, а затем убит. Рукоположение Павла не было санкционировано властями, и он был посажен в тюрьму, где провел восемь лет. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и уехал в США. Здесь он наконец закончил свою докторскую диссертацию в Принстоне и продолжил церковную карьеру, будучи возведенным в сан архиепископа. При смене власти в Эфиопии Павел вернулся в страну и был избран новым патриархом.

Смещение с патриаршей кафедры Меркурия и избрание Павла стало источником нестроений в Эфиопской Церкви. Меркурий, эмигрировавший в Кению, не признал нового патриарха. Также его не признал эфиопский архиепископ в США Иезехак, в 1992 году прервавший евхаристическое общение с Аддис-Абебой. В ответ синод Эфиопской Церкви назначил в США нового архиепископа – Маттиаса. Иезехак, однако, отказался признавать данное решение синода. В результате эфиопская диаспора в Северной Америке оказалась расколотой – часть ее осталась верной Иезехаку и так и не признала Абуну Павла Эфиопским патриархом.

Другой серьезной проблемой, с которой Эфиопская Церковь столкнулась в последние годы, стало самопровозглашение Эритрейской Церкви. Эритрейская Церковь отделилась от Эфиопской после образования независимого государства Эритрея в 1991 году. Эта Церковь, в значительной мере под политическим давлением, была признана Коптской Церковью, которая и поставила для нее патриарха.

В последнее время в Эфиопии нарастает также напряженность в отношениях между христианами и мусульманами, количество которых на данный момент превосходит количество христиан. В частности, большая исламская община проживает в Аддис-Абебе, где действует около 150 мечетей против примерно 130 храмов Эфиопской Церкви. В последнее время ислам все больше укрепляет свои позиции в Эфиопии, получая экономическую поддержку со стороны Саудовской Аравии и близлежащих исламских стран Сомали и Судана. Многие эфиопы уезжают на работу в исламские страны и там либо принимают ислам, либо же берут себе исламские имена, становясь крипто-христианами.

На юге Эфиопии остались языческие общины. Император Хайле Селассие в середине XX века пригласил в эти регионы европейских протестантских миссионеров, чтобы они провели евангелизацию язычников. В результате в стране укоренился протестантизм, распространенный главным образом в южных районах Эфиопии, а также в Аддис-Абебе.

Вероучение Эфиопской Церкви

Типичная эфиопская икона Святой Троицы /p>

Эфиопская Церковь на протяжении всей своей истории развивалась особыми путями. Неповторимым был также путь ее догматического развития. Получив свое историческое бытие от святого Афанасия Александрийского и будучи тесно связанной с Александрийской Церковью, Эфиопская Церковь всегда особо почитала этого отца Церкви. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что одна из 14 анафор Эфиопской Церкви приписывается святителю Афанасию. Одним из наиболее читаемых в Эфиопской Церкви произведений стал перевод на гыыз – древний эфиопский язык – жития преподобного Антония, составленного святителем Афанасием Александрийским. Еще одна эфиопская анафора носит имя отцов Никейского Собора, который также особо почитается в Эфиопской Церкви. Эфиопское богословие, таким образом, ориентируется на ранние догматические формулировки и концепции, связанные с именем святителя Афанасия и Никейским Собором. Эфиопы гордятся, что они никогда не принимали арианства, даже несмотря на то, что святой Афанасий был неоднократно изгоняем со своей кафедры и его место занимали арианствующие епископы, а также невзирая на политическое давление со стороны поддерживавших арианство византийских императоров. Для сравнения следует отметить, что готы, получившие просвещение приблизительно в одно время с эфиопами, приняли христианство в его арианском варианте. Еще одним отцом, ставшим для эфиопов непререкаемым авторитетом, является другой Александрийский первосвятитель – святитель Кирилл. Примечателен факт, что один из наиболее важных в истории Эфиопской Церкви догматических сборников был назван по имени святого Кирилла Александрийского – Керлос.

Эфиопская Церковь, на протяжении почти всей своей истории находившаяся в орбите Коптской Церкви, не приняла решения Халкидонского Собора. Тем не менее, ее учение о Боговоплощении окончательно сформировалось относительно недавно – в XIX веке. Толчком к этому послужила деятельность западных миссий – католической и протестантской, которые поставили перед Эфиопской Церковью ряд сложных вопросов о ее богословской идентичности. В результате в течение более двух столетий в Эфиопской Церкви проходили споры, главным образом касавшиеся вопроса о природах Христа.

Император Феодор /p>

В итоге внутри Эфиопской Церкви сформировались три догматические партии, исповедовавшие различные воззрения на Боговоплощение. Для одной партии – Кебат, что значит «помазание», – Боговоплощение заключалось в помазании Христа Святым Духом. По сути это учение было парадоксальным образом близко к радикальному несторианству. Вторая партия – Цегга Лей, что значит «Сын благодати», – придерживалась учения о трех рождениях Христа: первого от Отца, второго от Девы Марии, и третьего от Духа Святого после воплощения. И, наконец, третья партия – Тэуахэдо, что означает «единство», – настаивала, что в единой личности Христа соединились две природы: Божественная и человеческая. Конечную точку в спорах между этими партиями поставил император Феодор (Тэводрос) II, который в 1855 году императорской властью запретил все прочие доктрины кроме Тэуахэдо. Доктрина Тэуахэдо получила церковное подтверждение на Соборе в Бору Мэда в 1878 году, на сей раз при поддержке эфиопского императора Йоханнеса и шойского царя Менелика. Правда, в Соборе не участвовало ни одного епископа, потому что в тот период в Эфиопии просто не оказалось епископов. Тем не менее, Собор стал важным событием в унификации учения Эфиопской Церкви.

Доктрина Тэуахэдо вполне соответствует учению о Боговоплощении, исповедуемому современными дохалкидонскими Церквами и сформировавшемуся под влиянием святителя Кирилла Александрийского в интерпретации Севира Антиохийского и ряда других восточно-христианских богословов VI века. Это учение предполагает веру в истинность и полноту как Божества, так и человечества во Христе; двойное единосущие Христа – Отцу по Божеству и нам по человечеству; двойное рождение Христа – первое от Отца по Божеству и второе от Девы Марии по человечеству. Один и Тот же Христос совершал как Божественные, так и человеческие действия (энергии). При этом акцент эфиопскими богословами делается на единстве личности Христа, в Котором Божество и человечество соединились нераздельно и неслиянно. Эфиопские богословы не называют человечество во Христе природой, но говорят о «единой воплотившейся природе Бога Слова», следуя формуле святого Кирилла Александрийского. Также, признавая Божественные и человеческие действия и волевые проявления во Христе, они не говорят о двух энергиях или волях во Христе.

Структура и внутренняя жизнь Эфиопской Церкви

Эфиопская Церковь чрезвычайно централизована – все в ней происходит по воле и с согласия Абуны. Даже те епископы, которые исполняют административные функции в центральном аппарате патриархии, должны и в незначительных вопросах соотноситься с патриархом. Характерна также черта: епископы целуют патриарху руку. Миряне и священники могут даже целовать ему колени. Впрочем, колени могут целовать и у епископов и даже священников. Во время обеда с участием Абуны Павла, на который мы были приглашены и который давали в честь патриарха приходы Аддис-Абебы, мы стали свидетелями одного чрезвычайно любопытного обычая. В то время, когда епископы и священники произносили здравицы в честь патриарха, рядом на корточках сидела женщина возле большого блюда над огнем и жарила на этом блюде ладан. Дым от ладана расходился по всему помещению. Когда речи закончились, женщина убрала блюдо с огня. Так мы стали свидетелями буквального понимания эфиопами выражения «кадить начальнику»!

Эфиопская Церковь занимает одно из первых мест не только по количеству верующих, но также по количеству клириков. Окончательной статистики на этот счет не существует, и цифры, которые мне называли в Эфиопской патриархии, часто расходятся с данными, публикуемыми другими источниками. По максимальной оценке, на приблизительно 70 млн человек населения Эфиопии приходится около полумиллиона клириков, которые окормляют приблизительно 30 000 общин! Помимо Эфиопии, эти общины расположены также в Иерусалиме, США, Канаде, Европе, Африке и Карибском регионе. К приходам Эфиопской Церкви приписано по множеству клириков. Так, например, в храмах Аддис-Абебы служит по 150 священников, а некоторые приходы насчитывают даже по 500 клириков!

В Эфиопской Церкви существует уникальный чин церковнослужителей – дабтара. Хотя в этот чин не рукополагают, он, тем не менее, выполняет в Церкви важную функцию и по своему назначению близок к нашим чтецам или клиросным певцам. При этом дабтара не только поют в церквах, но также играют на музыкальных инструментах и танцуют! Также дабтара являются основными носителями богословских знаний и церковных преданий Церкви и этим напоминают церковных дидаскалов.

В Эфиопской Церкви действует еще один весьма любопытный институт – Богословский совет. В него входит около 10 богословов. Кандидатуры на включение в совет предлагаются патриархом и утверждаются синодом. Совет функционирует на постоянной основе, то есть его члены каждый день собираются вместе и, сидя за одним столом, совместно выполняют те задачи, которые ставит перед ними Церковь. Главная их задача на данное время – перевод Священного Писания на современный амхарский язык. В Церкви используется перевод Писания на древний гыыз, однако этот перевод непонятен большинству эфиопов и, кроме того, он выполнен с греческой Септуагинты. При переводе же Писания на современный амхарский богословы, помимо Септуагинты, ориентируются также на древнееврейский текст. Помимо переводческой деятельности члены Богословского совета занимаются текущими вопросами – дают свои экспертные заключения по тем проблемам, которые возникают в жизни Эфиопской Церкви. Говоря об эфиопском каноне книг Священного Писания, любопытно отметить, что в него входит ряд апокрифических книг, а также «Пастырь» Ермы, который входил в канон древней Церкви, но затем был из него исключен.

В Эфиопской Церкви большое внимание уделяют катехизации, религиозному образованию и подготовке клириков. Последнее особенно актуально с учетом их огромного числа. Главное учебное заведение Эфиопской Церкви, готовящее клириков, – богословский колледж Святой Троицы в Аддис-Абебе. Его ректор архиепископ Тимофей в свое время учился в Ленинградской духовной академии. Вообще значительная часть нынешней элиты Эфиопской Церкви владеет русским языком, так как многие учились в Ленинградских духовных школах. Колледж был основан еще в 1941 году императором Хайле Селассие. При императоре это учебное заведение сначала готовило учителей для школ и входило в систему народного образования, а в 1967 году было преобразовано в богословский факультет университета Аддис-Абебы. Ректором колледжа в тот период был знаменитый индийский богослов В. Сэмюэль – на протяжении многих лет один из самых видных участников межхристианских богословских диалогов, в том числе с Русской Православной Церковью. При Менгисту богословский факультет был закрыт и все его помещения экспроприированы. Колледж был вновь открыт в 1993 году и сейчас является высшим учебным заведением Эфиопской Церкви. Хотя он перестал быть частью Аддис-Абебского университета и его дипломы не признаются государством, тем не менее, университет дипломы колледжа признает и активно сотрудничает с ним. В ближайшее время начнется строительство нового учебного корпуса колледжа вместо старых корпусов. Обучение в колледже ведется в основном на английском языке, как и во всех школах и вузах Эфиопии. Поэтому библиотека укомплектована главным образом книгами на английском языке. Отдельно преподаются амхарский язык и гыыз. Причем на гыызе студенты учатся не только читать и писать, но даже составлять поэмы. Наряду с традиционными богословскими предметами здесь преподаются такие любопытные дисциплины как «Статистика и исследовательские методы», «Принципы менеджмента в Церкви», «Компьютерная грамотность», «Основы бухгалтерского дела», «Сохранение и поддержание древностей», «Подготовка, мониторинг и оценка социальных проектов». В формировании учебного процесса руководство колледжа ориентируется на светские стандарты. Так, начальный курс – бакалавр теологии – здесь рассчитан на 5 лет. Затем следует специализация – 3 года, после которых студенты получают степень магистра. Сейчас колледж готовится к тому, чтобы предлагать студентам возможность писать докторские диссертации. Несмотря на такую ориентацию на светские стандарты образования, колледж служит нуждам Церкви и прежде всего нацелен на подготовку священнослужителей. Все студенты колледжа должны быть диаконами. В Эфиопской Церкви следуют древней церковной традиции, согласно которой диаконам позволяется вступать в брак, хотя священникам это уже запрещено. Большинство духовенства Эфиопской Церкви – женатое.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *