Псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа»

Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился eси зело; во исповеданiе и в велелепоту облеклся eси; одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу; покрываяй водами превыспрeнняя своя, полагаяй облаки на восхожденiе свое, ходяй на крилу ветрeню; творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень oгненный; основаяй землю на тверди eя; не преклонится в век века. Бездна яко риза одеянiе eя, на горах станут воды; от запрещенiя твоего побегнут, от гласа грома твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля, в место eже основал eси им. Предел положил eси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сeлныя, ждут oнагри в жажду свою. На тых птицы небeсныя привитают; от среды каменiя дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних своих; от плода дел твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; и вiно веселит сердце человека, умастити лице eлеем; и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри лiванстiи, ихже eси насадил; тамо птицы вогнездятся, eродiево жилище предводителствует ими. Горы высокiя eленeм, камень прибежище заяцeм. Сотворил eсть луну во времена; солнце позна запад свой. Положил eси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверiе дубравнiи, скимни рыкающiи восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсiя солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на деланiе свое до вечера. Яко возвеличишася дела твоя, Господи; вся премудростiю сотворил eси; исполнися земля твари твоея. Сiе море великое и пространное; тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими; тамо корабли преплавают, змiй сей, eгоже создал eси ругатися eму. Вся к тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу тебе им, соберут; отверзшу тебе руку, всячeская исполнятся благости; отвращшу же тебе лице, возмятутся; отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся; послеши дха твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки; возвеселится Господь о делех своих; призираяй на землю и творяй ю трястися; прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже eсмь; да усладится eму беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да изчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Перевод на русский язык:

Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долины: между горами текут воды, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Псалтырь уникален по своему содержанию. На его страницах нашли место тексты, которые применимы к любой жизненной ситуации. Псалом 103 наполнен хвалебными строками, воздающими почести Создателю за его труд и неиссякаемую любовь к своему Творению.

История написания

Достоверной информации о создании псалма не дошла до нашего времени. С учетом хвалебного содержания, ученые предполагают, что написанию предшествовала победа Божьего помазанника над неверными или его избавление от испытаний. На страницах еврейского варианта Писания песнь не содержит подписи. Однако начинается она с тех же слов, что и псалом 102: «Благослови, душа моя, Господа».

Псалом 103 наполнен хвалебными строками

В греческом варианте 103 песнь в Псалтыре имеет авторскую подпись, которая указывает на Давида. Славянский перевод добавляет также краткое описание текста: «Псалом Давиду, о мирстем бытии» («Псалом Давида, о сотворении мира»). Главная идея текста – восхваление Всевышнего, который сотворил землю.

Подробное содержание и толкование псалма

Песнь содержит много отсылок к книге Бытие, поскольку показывает создание Земли за 6 дней. Она прославляет Господа в его премудрости и величии. Толкование каждого текста несет хвалебное послание:

  • Стих 1-4. Подчеркивает, что каждый предмет в мире свидетельствует о величии и славе Господа. Все его создания (природа и животные) безмолвно прославляют его своей красотой. Текст содержит множество метафорических образов, а также описаны природные явления, которые показывают силу Бога.
  • Стих 5-9. Красной линией проходит послание о сотворении мира, который Бог возвел из хаоса с помощью своей руки и фантазии. Обратить его творение в первоначальное состояние никому не под силу.
  • Стих 10–24. Солнце, луна и звезды показаны безмолвными слугами Создателя. В мире царит порядок, все части взаимодействуют без сбоев.
  • Стих 25–26. Автор перечисляет всех тварей, созданных Богом. Теологи утверждают, что они существовали на самом деле (левиафан, чудища).
  • Стих 27–30. Мир полностью зависит от Творца, который управляет всеми его процессами. Тут также показана его забота о своем творении.
  • Стих 31–35. Представлен хвалебными словами, обращенными к Богу и благодарящими за его заботу обо всем живом в нашем мире.

Видео «Чтение псалма 103»

В этом видео представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.

В чем помогает и как читать

В церквях псалом служит открытием суточного богослужебного круга, поскольку его читают в начале вечери. Благодаря этой особенности псалом получил название «предначинательный».

Песнь читают без дополнительных обрядов, однако в канун православных праздников текст произносят с особой торжественной интонацией.

Молящимся в домашних условиях можно произносить псалом на русском языке. Перевод с церковнославянского помогает лучше понять истину послания и способствует укреплению веры. В момент вознесения молитвы на душе не должно быть тяжелых помыслов, а в сердце – обиды. Псалом читают негромким голосом, прося помощи и наставления в финансовом благополучии.

Песнь читают без дополнительных обрядовПсалом произносят негромким голосомМолитвы дома читают на русском языке

Псалом Давида 103 на русском и церковнославянском языках

Псалом 103 можно назвать один из наиболее поэтичных из тех, что вошли в сборник «Псалтырь». В этой молитве описывается творение мира и человека, ставшего его венцом, величие Всевышнего, как создателя и властелина всего живого. В нем также присутствует напутствие для христиан, советы, как относиться к Единому Создателю.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».

Текст псалма 103

Текст с ударениями используют и для личного общения с Господом. Он, по мнению многих, позволяет стать ближе к Нему, приблизить свое прошение к уху Его быстрее.

С ударениями на церковнославянском языке

Церковнославянский вариант молитвы миряне могут услышать в храмах в ходе богослужений.

На русском языке

Русский перевод читать при келейном молитвенном обращении не грешно. Он рекомендован неподготовленным христианам, плохо понимающим старославянский.

Историки и богословы проделали колоссальную работу, изучая псалом 103, но связать его с определенным событием им так и не удалось. Тем не менее, ряд экспертов предполагает, что данная хвалебная песнь, учитывая ее торжественный «настрой», была сложена царем Давидом после того, как он стал триумфатором в сражении с вероотступниками, вынудившими его спасаться от их козней бегством.

Когда читают псалом 103?

Святые отцы настаивают на том, что псалом 103 относится к числу универсальных молитв. И все же зачастую его читают в таких случаях:

  • при возникновении необходимости выражения духовной радости;
  • для получения Божественного благословения (в том числе и для благословения имущества);
  • для укрепления духа, чтобы его не сломило отчаяние и уныние;
  • при финансовых проблемах;
  • для прославления Всевышнего.

Толкование

Глубинный смысл текста открывается тем, кто подробно изучает толкование отдельных стихов псалма 103, опираясь на труды Святых отцов:

  • Стихи с 1 по 3: Царь призывает благочестивых прославлять Господа, который демонстрирует человечеству лишь часть собственного величия, ту часть, которую осознать, способен разум людей. Пророк описывает Бога, используя понятные для всех образы. Светом он называет Его одежду, шатром его окрестил небо, колесницей облака, а крыльями ветер.
  • Стих 4: Описание Царства Небесного: ангелы, огненные серафимы, исполняющие приказы Всевышнего, защищающие по воле Его христиан.
  • Стих 5: В этой части произведения автор описывает землю, которая будет существовать столько, сколько будет угодно Господу.
  • Стихи с 6 по 15: Давид пишет об устройстве земли, акцентируя внимание на том, что на ней все организовано мудро, на благо человека. В мире все — от воздушной бездны до воды подчиняется Богу, ведь все в нем является Его творением.
  • Стихи с 16 по 18: Царь говорит о том, что в жизни все происходит по мановению Всевышнего.
  • Стихи с 19 по 24: Даже наступление ночи, рассвета пророк считает проявлением силы Божьей. Этими стихами он завершает описание устройства земли.
  • Стихи с 25 по 30: Давид возвращается к теме творений Спасителя, говоря, в частности, о море. Он подчеркивает, что человеческого существования не хватит для того, чтобы его исследовать и определить точное число обитателей водного пространства. Здесь автор также говорит о том, что вымирание определенных видов животных, увеличение популяции других, является замыслом Господним, тем, что позволяет лицу земли обновляться.
  • Стихи с 31 по 35: Царь восхищается премудростью устройства мира, заслугой Бога. Он уверен, что даже извержение вулканов Он задумал в пользу человечества. Говоря о великих делах Господа, Давид выражает желание радоваться им, воспевать их в своих произведениях, чтобы радовать тем самым Единого Творца. Здесь он также выражает надежду на то, что грешников на земле не останется и все, кто ее населяет, будут славить Всевышнего.

Как читать

В храмах в рамках богослужений 103-ий псалом принято читать перед вечерней, открывая, таким образом, суточный цикл, так называемый, богослужебный предначинательный круг. Служитель церкви исполняет хвалебную песнь вне алтаря, до того как закрыть Царские врата. Это служит христианам напоминанием о том, как стоял перед вратами рая Адам, изгнанный из царствия Божьего.

Келейно псалом 103 можно читать как на церковнославянском, так и на русском языке, в современном переводе. Первый вариант принято считать более традиционным, торжественным, передающим дух молитвенный. Перед обращением к Господу желательно уединиться, зажечь свечу или лампадку.

Псалом 103

Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.

Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира (первый и второй дни творения, 1–4); образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы (5–9); Ты произвел источники, растения и животных (10–13); Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания (14–18). Днем и ночью воды и земли полны жизни и движении (19–26) и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой (27–32). Буду всегда петь Господа и да не будет более беззаконных на земле (33–35).

Пс.103:1. Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

Пс.103:2. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

Пс.103:3. устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

Пс.103:4. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.

Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величии и славе», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет – является как бы Его одеянием, небо – шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами («горние чертоги» – верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.

Пс.103:5. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

Пс.103:6. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

Пс.103:7. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

Пс.103:8. восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

Пс.103:9. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием», так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению («от прещения», «от гласа грома» – образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.

Пс.103:10. Ты послал источники в долины: между горами текут ,

Пс.103:11. поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

Пс.103:12. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

Пс.103:13. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.

Пс.103:14. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

Пс.103:15. и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

Пс.103:16. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

Пс.103:17. на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,

Пс.103:18. высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение.

Пс.103:19. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

Пс.103:20. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

Пс.103:21. львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

Пс.103:22. Восходит солнце, они собираются и ложатся в свои логовища;

Пс.103:23. выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

Пс.103:24. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок («знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи!

Пс.103:25. Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

Пс.103:26. там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26)), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей.

Пс.103:27. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

Пс.103:28. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;

Пс.103:29. скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;

Пс.103:30. пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокроет лице», не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «посылает свой дух», когда снова возвращает всему живущему свою милость.

Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.

Пс.103:31. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

Пс.103:32. Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

Пс.103:33. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

Пс.103:34. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

Пс.103:35. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением («да веселится») к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится («призирает») о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.

102-й псалом – пятый в шестопсалмии. Указав и раскрыв ранее (Пс. 87) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.

103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.

По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.

«Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями». Псалом «Благослови, душа моя, Господа» представляет шедевр этого рода… Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). «Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира» (А. Гумбольт).

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *