Евангельская история в проповедях

Первые и последние. Притча о званных на вечерю

Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. (Лук 14, 16-24)

Синодальный перевод

Господь, по Его собственному слову, пришел в мир «призвать не праведников, но грешников на покаяние». Потому Он и не отвергал явных грешников, да так, что про Него говорили: «Вот человек, который любит пить и есть, друг мытарей и блудниц». Но Господь посещал и тех, кто принимал себя за праведника. Так, однажды Господь пришел в дом к начальнику фарисеев, и это стало поводом и к совершению чуда и к поучению. Господь исцелил больного водянкой, причем была суббота и прежде чем совершить чудо, спросил собравшихся в доме книжников и фарисеев позволительно ли врачевать в субботу, но они молчали, а Господь исцелив страждущего одним прикосновением сказал им: «Если у кого то из вас осел упадет в колодец в субботу, разве не вытащит он его сразу же», а здесь в помощи нуждался человек.

А затем, Господь, наблюдая как гости, такие же фарисеи, как и хозяин дома, люди, полагающие что они первыми пойдут в Царство Небесное выбирали себе лучшие места, дал им назидание обращенное ко всем читающим Евангелие: «Когда будешь зван, не садись на первое место что бы тебя не согнали, а садись на последние чтобы тебя заметили и отметили, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет а унижающий себя возвысится».

И еще Господь обратился к пригласившему Его, и снова Его слова относились ко всем: «Когда зовешь на пир, то не приглашай ни друзей, ни родственников, никого кто может воздать тебе тем же, а зови нищих увечных хромых и слепых и так как они тебя не смогут отблагодарить, то сам Господь наградит Тебя в Царстве Божьем».

И как иллюстрацию к этим словам добавил притчу о званных на пир – историю о том, что много званных и мало избранных. Те, ради кого закололи тельцов упитанных и кого Господин пригласил на пир – не захотели придти, потому что первый приобрел землю и надо было ее осмотреть, второй купил волов и надо было их испытать, а другой женился… Так человек порабощается куплями, житейскими заботами и удовольствиями, забывая что все, что он имеет, дано свыше и потому все, является поводом благодарить Бога. Но человек отказывается разделить радость с Господом, «Имей меня отреченна» – отвечает каждый из званных.

Почему одной из причин отказа оказывается женитьба? Ведь сказано что «нехорошо быть человеку одному», с первых страниц Библии Господь благословляет брачный союз, и Церковь утверждает, что цель брака – это спасение. Но верно также и то, что если в браке люди забывают о Творце тогда, действительно, «враги человеку – домашние его» и тогда «женатый старается угодить не Богу, но жене».

Взамен недостойных своего призвания, в притче, Господин посылает своего раба пройти по улицам и перекресткам и привести на трапезу всех, кого только можно сыскать: нищих увечных, хромых и слепых.

Удивительно, что те кто были приглашены оказались недостойными, а те, кто входят на пир люди незначительные, такие которых не было за трапезой у пригласившего Господа фарисея. И действительно, «многие первые будут последними, а последние первыми» – говорит Господь, не фарисеи, трудившиеся над изучением Закона первыми вошли в Царство Отца, а покаявшийся разбойник, и в Церковь Христову вошли народы, которые были идолопоклонниками – язычниками, а тот народ который Бог воспитывал на протяжении всей Ветхозаветной истории, отпал, но это отпадение временное вот что говорит апостол язычников Павел: «Не хочу оставить вас, братия, в неведе­нии о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточе­ние про­изошло в Израиле отчасти, до време­ни, по­ка войдет по­лное число язычников; и так весь Израиль спасет­ся, как написано: при­дет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. Ибо дары и при­звание Божие непреложны» Рим.11, 25-26, 29). Ведь если не верен человек, то всегда верен Бог.

И всех нас, кого Господь призвал в Свою Церковь, в соответствии в притчей, можно назвать нищими, так нет у нас нет не любви, не добродетелей, глухими, потому что мы слышим Слово Божие и не понимаем, слепыми, потому что видим и не разумеем, хромыми – Господь дал нам заповеди, но мы постоянно претыкаемся И вот таких нас, Господь призывает на Трапезу Господню, таково одно из названий Божественной Литургии. И за все, что сделал для нас Сын Божий мы, конечно же, не можем Ему воздать должным образом, но мы можем понимать, с одной стороны – высоту нашего призвания, а с другой – то жалкое состояние, в котором мы пребываем. Мы можем и должны помнить слова Господа сказавшего ученикам: «Вы же когда исполните все что вам повелели говорите: мы рабы недостойные, что должны были сотворить, то и сотворили».

И если так мы будем поступать, то пребывая в Христовой Церкви, мы, постепенно, из званых, милостью Божией, будем превращаться в избранных. Аминь.

Притчи о покаянии, молитве и чудесах Божьих

Православные притчи – ценные своей простотой уроки здравого смысла. В них нет назидательных нравоучений — доброту, смирение и мудрость они воспитывают в нас интересными сюжетами и показательными примерами.

Некий человек желал удалиться в пустыню, но ему не позволяла родная мать. Он же не оставлял своего намерения и говорил, что хочет спасти душу свою. Мать долго отговаривала сына, но будучи не в силах удержать его, наконец, отпустила. Сделавшись монахом, он стал, к несчастью, проводить жизнь свою в беспечности. Вскоре мать его умерла. Чрез некоторое время и он впал в сильную болезнь, и, во сне был восхищен на суд, где встретил мать свою вместе с прочими судимыми. Когда она увидала его, то изумилась и сказала:
— Как же так, сын мой! И ты вместе со мной в этом месте! Не ты ли говорил: «Хочу спасти душу свою?»
Смущенный такими словами, он стоял с поникшей головой и не знал, что отвечать матери. И вдруг слышит голос:
— Верните его в келью. Я посылал вас за другим монахом, который носит то же имя, но живет в другой пустыни.
Когда кончилось видение, монах пришел в себя и рассказал обо всем братии. Вскоре брат исцелился телом и душой, покаявшись в том, что прежде проводил жизнь в беспечности, и стал вести жизнь поистине подвижническую. Тем, кто дивился такой его перемене, он отвечал:
— Если я не мог снести упрека от матери своей, то как смогу стоять в день судный перед Отцом Небесным?

Один инок, сознававший себя великим грешником, постоянно пребывал в покаянной молитве. Раз, когда он заснул, является ему Господь Иисус Христос и говорит:
— Что тебе нужно и о чем ты плачешь так?
— Глубоко я пал, Господи! – со слезами отвечал инок.
— Так встань, — сказал ему Господь.
— Не могу, — сказал инок, — если только Сам не поднимешь меня.
И Господь простер руку, поднял его и снова спросил:
— Что плачешь и что скорбишь?
— Как же мне не плакать и не скорбеть, — отвечал монах, — когда я столько согрешил пред Тобой, Господи!
— Не скорби, — сказал Спаситель и положил руку Свою иноку на сердце, — ради тебя пролил Я кровь Мою и явлю человеколюбие Мое всякой душе кающейся.
После сего инок проснулся, почувствовал в сердце несказанную радость и понял, что Бог простил его.

Человек некоторый взял в аренду землю и посадил арбузы. Когда они стали созревать, человек этот, справедливо опасаясь, что плодами его трудов могут воспользоваться другие, стал сторожить бахчу каждую ночь.
И вот в одну ночь видит, как воры ходят по его бахче и рвут спелые арбузы. В гневе он схватился за ружье и поднес его к плечу, вдруг слышит голос: «Не стреляй! Посмотри, что у тебя в ружье». Испугался человек, посмотрел вокруг – никого. Тем временем воры продолжали свое дело. Решив, что ему послышалось, он снова взял ружье наизготовку, и снова слышит: «Посмотри, что у тебя в ружье!» Еще пуще того удивился человек, еще раз осмотрелся внимательно и опять никого не увидел. А воры совершенно обнаглели и вконец разозлили человека и решил он стрелять во что бы то ни стало. Крепко прижал он приклад к плечу, прицелился… И в третий раз услышал он те же слова, и все тело его пронизало как будто током.
Тогда понял человек, что это неспроста и стал проверять ружье. Оказалось, оно забито камнями. Понял человек, что чудом избежал смерти и, не обращая более никакого внимания на воров, проплакал всю ночь, думая о своих грехах и милости Божией к нему.

Разбойник решил ограбить монастырь. Вечером в сумерках подошел к воротам, и его увидела со стены монахиня.
— Ох! – встревожилась она и стала звонить в колокола. – Сестры, сюда, скорее! Мы какого-то отца оставили за воротами, он стоит там и войти не может!
Все сбежались. Открыли ворота. Встречают его со свечами, с почетом. Растерялся разбойник и не знал, что ему делать. «Я пришел сотворить зло, а меня добром встречают», — недоумевал он. И так он был потрясен этим, что тотчас покаялся.
Такая сила у помысла благого, что он и ум ближнего преображает.

Волчица завела обычай навещать одного отшельника, и редко она ошибалась и не попадала к трапезе, всегда ожидая у входа в пещеру, пока пустынник вынесет ей что-нибудь из еды. Она съедала предложенное, лизала его руки и уходила, исполнив долг свой и получив утешение.
Случилось однажды, что святой отлучился, провожая брата, и возвратился только к ночи. Волчица пришла к обычному часу и, поняв, что келья пуста, вошла в пещеру. В пещере висела корзинка из пальмовых ветвей с пятью хлебами. Из этих хлебов один волчица достала и съела, и, совершив преступление, ушла.
Вернувшись, пустынник увидел, что корзинка повреждена и недостает одного хлеба. По оставшимся крохам, он легко угадал виновного. Справедливость подозрения подтвердилась тем, что в следующие дни волчица не приходила по обычаю своему, очевидно, осознавая дерзновенный свой поступок и не решаясь идти к тому, кому она нанесла оскорбление.
Прерванное знакомство очень огорчало пустынника. Через семь дней она возвратилась и села по обычаю перед пещерою. И такова была глубина ее раскаяния, что волчица не осмелилась подойти так близко, как подходила прежде, но сидела вдали, опустив глаза в землю по причине глубокого стыда, чем ясно выражала, что просит прощения. Пустынник, умилившись и сжалившись над нею, подозвал ее подойти ближе и, ласково погладив печальную по голове, угостил удвоенным количеством хлеба. Получив прощение, волчица развеселилась и снова начала исполнять принятую ею на себя обязанность — посещать пустынножителя.
источник

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *