Действительные и страдательные причастия

В русском языке выделяют действительные и страдательные причастия, которые отличаются между собой тем, кто выполняет действие. В статье приведена удобная таблица с особенностями образования действительных и страдательных причастий с примерами.

В русском языке причастие обозначает признак предмета по действию. В зависимости от того, кто выполняет действие, выделяют действительные и страдательные причастия по залогу.

  • Действительные причастия обозначают признак по действию, которое выполняется самим определяемым предметом (звенящий колокольчик – колокольчик звенит);
  • Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое направлено на определяемый предмет (скошенная мужчиной трава – траву скосил мужчина).

Каждый из разрядов имеет формы настоящего и прошедшего времени.

Особенности образования действительных и страдательных причастий

В таблице приведены действительных и страдательных причастий примеры, а также суффиксы, которые используются при образовании форм прошедшего и настоящего времени.

Настоящее время Прошедшее время
Суффиксы От каких глаголов образуются Примеры Суффиксы От каких глаголов образуются Примеры
Действительные причастия -ущ-/-ющ- 1-е спряжение:

· Переходные глаголы НСВ

· Непереходные глаголы НСВ

поющие фонтаны, бросающий мячи мальчик -вш-/-ш- · Переходные глаголы НСВ

· Непереходные глаголы НСВ

· Переходные глаголы СВ

· Непереходные глаголы СВ

рассказавший историю мужчина, ходившие по траве люди, проросшее сквозь бетон растение
-ащ-/-ящ- 2-е спряжение:

· Переходные глаголы НСВ

· Непереходные глаголы НСВ

лежащий на песке камень, манящие звуки
Страдательные причастия -ом-/-ем- Переходные глаголы НСВ, 1-го спряжения решаемая учениками задача, осуждаемая обществом персона -нн-/-енн-/-т- · Переходные глаголы НСВ

· Переходные глаголы СВ

разрезанный ножом арбуз, нарисованное ребенком солнце, сбитый с толку вопросом собеседник

-им-

Переходные глаголы НСВ, 2-го спряжения видимые издалека горы, едва слышимые шорохи

Кроме того, большинство страдательных причастий прошедшего времени имеют краткие формы.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

  • 1. Действительные причастия
  • 2. Переходные и непереходные глаголы
  • 3. Страдательные причастия
  • 4. Образование причастий
  • 5. Как определить причастие?

Примеры: избранный – избран, сделанная – сделана.

Тест по теме

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

1. Залог причастия

Причастия бывают страдательные и действительные.

Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к предложению: « прочитали «.

Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и

преобразуем глагол «прочитали» в причастие.

(какие?) книгу.

(какая?) детьми.

Причастие обозначает признак того предмета, который сам произвёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.

А вот причастие обозначает признак того предмета, над которым произвёл действие кто-то другой. Такие причастия называют страдательными.

от страдательного причастия всегда можно задать вопрос или . Например: «книга, прочитанная детьми», «небо, освещённое луной».

А от действительных причастий такого вопроса задать нельзя.

Действительные причастия бывают прошедшего и настоящего времени.

2. Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются:

от глаголов І спряжения с помощью суффиксов –ущ / -ющ-;

от глаголов ІІ спряжения с помощью суффиксов -ащ/-ящ-.

Например: читать (І спр.) – читающий, писать (І спр.) – пишущий,

слышать (ІІ спр.) – слышащий, дышать (ІІ спр.) – дышащий.

Действительные причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида.

3. Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени могут образовываться от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов

-вш- и -ш-.

Например: продать – продавший, прибыть – прибывший, привести – приведший.

Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-.

Например: – .

Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например: – , – .

При написании действительных причастий прошедшего времени важно помнить, что перед суффиксом таких причастий сохраняется так же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть.

Например: увидеть – , заклеить – , посеять – .

4. Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:

от глаголов І спряжения с помощью суффиксов -ем- / -ом-

ведут – ведомый, управляют – управляемый;

от глаголов ІІ спряжения с помощью суффикса -им-

видят – видимый.

5. Образование страдательных причастий прошедшего времени

При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-,

-енн-, -ённ-, -т-.

Например: понять – понятый, скосить – скошенный,

решить – решённый, продать – проданный.

Суффикс ‑нн‑ может присоединяться только к основе глаголов на –ать / -ять.

Например: засеять – , обещать – .

При использовании суффикса ‑енн- и -ённ- отсекается конечная гласная глагольной основы.

Например: – скошенный, – лишённый.

6. Вывод

Итак, действительные и страдательные причастия имеют свои особенности. И важно помнить, что при образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени выбор гласных в суффиксе зависит от спряжения глаголов.

Рис. 1. Образование причастий (Источник)

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 – 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Биометрика (Источник).

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

2. Русский язык (Источник).

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).

Образование причастий.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лён­ное состо­я­ние.

Причастие явля­ет­ся осо­бой гла­голь­ной фор­мой, кото­рая содер­жит в себе при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го. Более подроб­но об этом узна­ем в ста­тье «Какие основ­ные при­зна­ки име­ет при­ча­стие?»

Причастия быва­ют дей­стви­тель­ны­ми и стра­да­тель­ны­ми.

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет дей­ствие, напри­мер:

  • пою­щий соло­вей — соло­вей, кото­рый поет;
  • ска­чу­щая по тро­пин­ке лягуш­ка — лягуш­ка, кото­рая ска­чет по тро­пин­ке;
  • наде­яв­ший­ся на уда­чу — тот, кто наде­ял­ся на уда­чу;
  • рас­та­яв­ший от солн­ца лёд — лёд, кото­рый рас­та­ял.

Действительные при­ча­стия име­ют вре­мя: насто­я­щее или про­шед­шее.

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов. Основа насто­я­ще­го вре­ме­ни — это фор­ма гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла без окон­ча­ния, напри­мер:

  • беречь — люди берег-ут;
  • играть — дети игра-ют;
  • зна­чить — сло­ва знач-ат;
  • гнать — они гон-ят.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный глас­ный в суф­фик­се дей­стви­тель­но­го при­ча­стие насто­я­ще­го вре­ме­ни, вос­поль­зу­ем­ся таким алго­рит­мом:

Чисто фор­маль­но сов­па­да­ют глас­ные лич­ных окон­ча­ний основ насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов и суф­фик­сов дей­стви­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Примеры:

  • гро­хо­чу­щий состав;
  • мур­лы­чу­щая кош­ка;
  • щеко­чу­щая лицо тра­вин­ка;
  • боль­но колю­щие шипы еже­ви­ки;
  • тер­пя­щий жаж­ду пут­ник;
  • сла­вя­щий поэта;
  • веря­щий людям;
  • хло­по­чу­щая у сто­ла хозяй­ка;
  • полю­щий сор­ня­ки;
  • мелю­щий кофе;
  • роко­чу­щий при­бой;
  • едва брез­жу­щий рас­свет;
  • изда­ли машу­щий рука­ми;
  • дви­жу­щи­е­ся по озе­ру лод­ки;
  • нена­ви­дя­щий шум;
  • леле­ю­щий ребен­ка;
  • пеня­щий­ся квас;
  • дрем­лю­щий в крес­ле ста­рик;
  • гото­вя­щий­ся к поезд­ке.

Видеоурок

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов, пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных, при помо­щи суф­фик­сов -вш- (обыч­но после глас­но­го осно­вы) и -ш- (после соглас­ных осно­вы), напри­мер:

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный гла­голь­ный суф­фикс в соста­ве дей­стви­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обра­ща­ем­ся к неопре­де­лен­ной фор­ме и сохра­ня­ем суф­фикс инфи­ни­ти­ва перед суф­фик­сом -вш-.

Примеры

  • виде-ть — видевшие мол­нию;
  • почуя-ть — почуявший дичь;
  • зависе-ть — зависевший от пого­ды;
  • близи-ться — близивши­ий­ся рас­свет;
  • опро­тиве-ть — опро­тивевший всем;
  • лакоми-ться — лакомивший­ся шоко­ла­дом;
  • обиде-ть — обидевший сест­рён­ку;
  • мери—ть — меривший шага­ми ком­на­ту;
  • затея-ть — затеявший весе­лую игру кло­ун;
  • выздо­рове-ть — выздо­ровевший ребё­нок.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *