Расскажите, пожалуйста, кто такие перинатальные психологи? С какими вопросами или проблемами они работают?
Слово «перинатальный» в переводе с латинского означает «около родовой», то есть охватывающий период до рождения ребенка, непосредственно роды и несколько недель после рождения. Перинатальные психологи оказывают психологическую помощь женщинам и членам их семей на этапе планирования зачатия, в период ожидания ребенка, в момент его рождения и на ранних этапах его развития.
Перинатальные психологи работают с широким кругом проблем. На этапе ожидания ребенка мы помогаем сформировать готовность к родительству и родам, особенно если уровень тревожности и страха перед родами очень высокий. Мы консультируем женщин с осложнениями в протекании беременности, с психосоматическими недомоганиями, оказываем поддержку в ситуациях перинатальных потерь или репродуктивного выбора – так называемое предабортное консультирование. После рождения ребенка некоторым первородящим женщинам требуется поддержка в случае «материнского блюза», иногда поддержка нужна после операции кесарево сечение (особенно если это была экстренная операция); в более позднем периоде за помощью могут обратиться женщины с симптомами послеродовой депрессии.
Особое место в работе перинатального психолога занимает психологическая помощь в ситуации рождения ребенка с тяжелыми диагнозами: поражения ЦНС, генетические заболевания и т.д. Важнейшее значение должно иметь консультирование женщины в случае отказа от ребенка, но, к сожалению, сейчас в роддомах к этой проблеме редко привлекают психолога.
Как давно ли вы работаете в этой области? Как вы решили стать перинатальным психологом?
Все началось в начале 2000-х с моего участия в совместном российско-германском проекте, организованном Tacis – это была. 2-годичная программа по подготовке специалистов для работы с беременными: акушерок, психологов и врачей..
Несколько лет спустя, уже будучи преподавателем Восточно-Европейского Института Психоанализа и имея большой опыт семейного консультирования, я стала работать в одном из родильных домов Санкт-Петербурга. Это позволило глубже погрузиться в область перинатальной психологии и продолжать собственное обучение. Весь накопленный за эти годы профессиональный опыт я вместе с коллегами обобщила в программу повышения квалификации — «Практическая перинатальная психология» — в 2015 году этот проект стал финалистом престижного конкурса «Золотая Психея».
Перинатальная психология становится все популярнее в России, и это здорово. Еще одно тому подтверждение – появление в нашей стране такой профессии, как доула. Чем занимаются доулы? Чем доула отличается от перинатального психолога?
В реестре профессий в нашей стране нет ни профессии перинатального психолога, ни профессии доулы, хотя и те, и другие очень востребованы и уже активно работают. Доулы являются психологами или акушерками, которые получили дополнительное образование в рамках специализации. Во многих европейских странах доулы наряду с медицинским специалистом оказывают помощь в родах и в налаживании грудного вскармливания. В Москве и Санкт-Петербурге в последнее время роженицы все чаще берут с собой в роды доулу, с которой у них уже сформирован хороший контакт. И это крайне положительно влияет на протекание родов.
Поговорим об этапе планирования беременности. Что такое психологическая готовность к родительству? Как современные пары готовятся к родительству?
Психологическая готовность к родительству – это в большей степени субъективное ощущение, в основе которого — желание иметь ребенка, а также определенные знания: о физиологии беременности и родов, об особенностях психики новорожденного и о тех жизненных изменениях, которые сопутствуют появлению ребенка в семье и т.д.
Сегодня пары подходят к вопросу рождения ребенка более ответственно: решают проблемы с жильем, стоят карьеру и добиваются определенного материального достатка, а после этого планируют зачатие. Но и в парах, где беременность не была запланирована, ребенок также может стать желанным, а за девять месяцев все члены семьи, включая бабушек, дедушек, успевают психологически подготовиться и освоить новые роли.
Что делать, если один из партнеров уже готов стать родителем, а второй нет? Можно ли как-то подготовить своего партнера к роли родителя?
Конечно, можно. Но сначала важно понять, что лежит в основе этой неготовности. В одних случая это негативный опыт пережитых в детстве травмирующих событий, сформировавших негативный образ родительства, в других — личностная незрелость и инфантильность, то есть неготовность считаться с потребностями других людей. Часто это боязнь ответственности, например, в ситуации нестабильности, когда у супруга нет постоянной работы или проблемы с жильем. Чтобы осознать страхи, связанные с рождением ребенка, разрешить внутренние противоречия и найти пути решения, полезно обратиться к психологу.
В последнее время все чаще говорят о психологическом бесплодии. Что это такое и может ли это быть следствием неготовности к появлению ребенка?
Под психогенным бесплодием понимают безуспешные попытки пары забеременеть в течение года при отсутствии объективных медицинских причин, например, заболеваний репродуктивной системы: нарушений овуляции, непроходимости маточных труб, патологии сперматозоидов и т.д. Психогенное бесплодие чаще всего связывают с наличием психологических конфликтов, и в таких случаях говорят о нарушениях взаимосвязи между телом и психикой.
Неготовность к материнской (или отцовской, у мужчин) роли может быть одной из множества причин психогенного бесплодия. На репродуктивное здоровье женщины и мужчины влияет целый ряд факторов: социальное положение, экологические условия жизни, экономический и психологический статус и так далее. К тому же, сбой репродуктивной функции может произойти на разных этапах жизни человека.
Например, репродуктологи используют такое понятие, как пренатальный стресс, и считают, что воздействие стрессовых факторов может произойти еще на этапе закладки репродуктивных органов ребенка до его рождения. Психоаналитики ищут корни проблемы в детстве, в частности, в протекании Эдипова комплекса у девочки. Другие исследователи обращают внимание на такие личностные особенности женщин с психогенным бесплодием, как инфантилизм, внешний локус контроля (приписывание ответственности за собственные неудачи другим людям или обстоятельствам) и плохо сформированные адаптационные механизмы. Некоторые ученые фиксируют в биографии таких женщин деструктивные отношения с собственными матерями. Если говорить о мотивации зачатия и рождения ребенка, то специалисты часто сталкиваются с отсутствием ценности ребенка у женщин с психогенным бесплодием, а желание забеременеть является для них отражением невротических мотивов: «чтобы быть как все», «укрепление самооценки», «доказать что-то другим людям».
По мнению многих психологов и психотерапевтов, бесплодие психогенного характера выполняет защитную функцию по отношению к какому-либо негативному внешнему фактору. То есть бессознательно женщина может таким образом защищать себя, например, от «болезненных родов», о которых все время говорила мать, или психологической травмы, перенесенной в глубоком детстве. Мужчина может бояться потерять карьеру из-за появления ребёнка.
Кто больше подвержен психологическому бесплодию? Это больше женская проблема, чем мужская?
Как показывает статистика, примерно поровну. Эмоциональный стресс, депрессия не только подавляют иммунную систему человека, но и приводят к гормональным нарушениям, и, как следствие, к репродуктивным проблемам как у женщин, так и у мужчин.
Запомившиеся случаи.
Несколько лет назад я работала с женщиной, которая не могла забеременеть на протяжении 10 лет. Это былое второе ее замужество, от первого брака у нее уже был ребенок. Попытки забеременеть ни к чему не приводили, хотя врачи физиологических причин не выявили ни у неё, ни у супруга. Запросом на консультацию стала проблема в отношениях со свекровью, с которой семья совместно проживала. Их частые разногласия и конфликты всегда приводили к угнетённому эмоциональному состоянию моей пациентки, и подавлению ее внутренней агрессии. Работа с ней заключалась в формировании более конструктивных способов разрешения конфликтов и умению отстаивать психологические границы. Через некоторое время супружеская пара приняла для себя решение разъехаться со свекровью. А через три месяца отдельного проживания наступила беременность…
Был еще один замечательный случай. Ко мне обратилась женщина, у которой не получалось забеременеть. После 8 лет в браке у нее практически отсутствовало желание иметь детей, но муж стал настаивать на ребёнке. Когда супруги прекратили предохраняться, беременность не наступила… В процессе работы была обнаружена проблема крайне тяжелых отношений с собственной матерью. Отношения с детства были наполнены обидами, агрессией и раздражением, а в последние два года — сведены к минимуму (редкие звонки). На встречах мы прорабатывали детско-родительские отношения пациентки, ее семейную историю и детские обиды. И через некоторое ей удалось с бОльшим теплом заговорить о материнстве, лучше понять поведение собственной матери и позволить себе по-другому относится к ней и к себе. Еще некоторое время спустя наступила беременность, которая первые месяцы протекала сложно. Около года назад эта женщина родила здорового ребенка. Она продолжает получать психологическую поддержку и сегодня, в среднем один раз в 3 месяца.
А можно ли преодолеть психологическое бесплодие самостоятельно?
Моя практика показывает, что оптимальной помощью женщине или супружеской паре в таком вопросе может быть только комплексное медико-психологическое сопровождение.
Что бы вы рекомендовали парам, которые уже все перепробовали, и все равно у них не получается зачать ребенка?
Если действительно были предприняты все попытки решить проблему – пара обращалась и к врачам, и к психологам, то важно «сделать остановку». Возможно, понадобится некоторая «инвентаризация» и переоценка сложившейся ситуации. Чтобы начать новую страницу жизни, важно переосмыслить предыдущую. Новые цели и задачи могут быть связаны с профессиональным и с духовным ростом, а также и с родительством, если помнить, что дети могут «приходить к нам» не только путем естественного их рождения.

Дорогие друзья! Быть родителем – одна из самых ответственных миссий на этой планете. Как подготовить себя к приходу ребёнка в семью и его воспитанию? Как проявлять осознанность на каждом этапе родительства? Как родители и их дети могут стать духовными друзьями и совместными усилиями приносить благо миру?

Эта книга о здравом образе жизни родителей и их нынешних и будущих детей, дедушек и бабушек, всего нашего общества. Мы приложили усилия для того, чтобы собрать для вас материал о важных периодах создания семьи: подготовке к зачатию, беременности, родах и первых месяцах жизни вашего малыша. Мы постарались рассмотреть такие важные для родителей темы, как практики духовного развития семьи, здравое питание во время беременности и лактации, вакцинация детей, естественные роды, грудное вскармливание. Это не руководство к действию и не сборник однозначных ответов на вопросы.

Это лишь ориентиры здравомыслия в вашем опыте родительства и отношений с детьми. Детьми как ещё не рождёнными, так и уже пришедшими в этот мир для прохождения уроков. Именно от родителей во многом зависит осознанность детей, качество их жизни в обществе, а в итоге и благополучие всей планеты.

Осознанности и здравомыслия вам!

РАЗДЕЛ I. ПОДГОТОВКА К ЗАЧАТИЮ

Глава 1. Правило первое – отказ от вредных привычек

Глава 2. Правило второе – здравое питание

Глава 3. Правило третье – воздержание. Что такое законы Рита? Вред гормональной контрацепции

Глава 4. Правило четвёртое – духовное самосовершенствование. Практика альтруизма. Практики духовного самосовершенствования. Хатха-йога. Ретрит. Приглашение души в семью

РАЗДЕЛ II. ОСОЗНАННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ

Глава 5. Питание во время беременности

Глава 6. Хатха-йога в период беременности. Рекомендации к практике. Что такое перинатальная йога?

Глава 7. Полезные привычки во время беременности

Глава 8. Медицинские вопросы. Токсикоз. Медикаменты. Комплексы витаминов. УЗИ

Глава 9. Важность духовной практики во время беременности. Пранаяма и медитация. Концентрация на образы. Ретрит

РАЗДЕЛ III. ЕСТЕСТВЕННЫЕ РОДЫ

Глава 10. Правильное отношение к родам. Немного истории из жизни наших предков

Глава 11. Что такое естественные роды? Чем опасны методы, применяемые при современном родовспоможении: стимуляция, обезболивание, кесарево сечение, позы для родов?

Глава 12. Первые минуты жизни ребёнка. Пуповина. Раннее прикладывание к груди. Совместное пребывание матери и ребёнка

Глава 13. Партнёрские роды

РАЗДЕЛ IV. ЕСТЕСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО И ПОСЛЕРОДОВОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Глава 14. Естественное вскармливание

Глава 15. Питание матери после родов

Глава 16. Совместный сон

Глава 17. Отказ от одноразовых подгузников. Естественная гигиена малыша

Глава 18. О ношении на руках и слингах

Глава 19. Что родители должны знать о прививках?

Глава 20. Постнатальная практика йоги для восстановления. Йога для малышей

Глава 21. Вегетарианство с рождения

Книги, рекомендованные к прочтению:

Скачать pdf

Перинатальная психология или психология родительства.

Перинатальная психология или психология родительства.

Есть такое понятие, еще пока малоизвестное многим родителям, как перинатальная психология.

Что такое перинатальная психология?

Перинатальная психология — это наука о психической жизни, не рождённого ребенка или только что родившегося (не родившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом, а после рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель).

Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. В этой области работают специально обученные перинатальные психологи в тесном сотрудничестве с врачами.

Каково направление перинатальных психологов?

Это:

— Подготовка к родительству обоих супругов;

— Подготовка к беременности и материнству;

— Юное и возрастное материнство;

— Нежелательная беременность;

— Психологическая работа с бесплодием и суррогатным материнством;

— Перинатальные потери;

— Сопровождение в родах и послеродовой период;

— Психологическое консультирование пациентов при применении ЭКО и др.

Психологи утверждают, что все мы родом из детства, и я как перинатальный психолог, могу сказать, что корень многих «взрослых» проблем нужно искать ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ РОДОВ.

Начнем с того, что ребенка желать должны оба родителя. Супруги должны договариваться в планировании беременности. Обоюдное согласие зачать ребенка служит первым толчком формирования у него здоровой психики. Ученые всего мира давно уже доказали, что, находясь в утробе матери, младенец уже умеет чувствовать. И, конечно же, ему передаются эмоции матери. И тогда появляется вопрос, если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Зарождение позитивного или негативного восприятия мира, отношения к окружающим начинается именно в период внутриутробного развития. Восприятие окружающего мира посредством общения через маму и переживание малышом периода родов, а также информация, которую он получает в начале своей жизни, откладывается на подсознательном уровне и оказывает мощное влияние на всю последующую жизнь ребенка. И чем естественнее будет относиться будущая мама к своей беременности, тем здоровее будет ребенок.

Беременность и роды непременно влекут за собой перемены в отношении женщины к себе и к окружающим. При зачатии два организма матери и ребенка начинают жить общей жизнью, образуя диаду. Весь организм женщины кардинально перестраивается, чтобы оптимально обеспечить жизнедеятельность вдвоем. Беременность, независимо от того желанная она или нет, как и рождение ребенка, сопровождаются большими нагрузками на все системы организма женщины, что может повлиять на состояние её здоровья, на развитие ребенка, привести к повышению тревожности, к появлению страхов, депрессивных переживаний. Происходит изменение и социального статуса супругов, которые становятся матерью и отцом. Таким образом, появление в семье нового члена неизбежно приводит к перестройке семейной системы и меняет супружеские отношения. Супружество – это не только, когда все хорошо, а когда пара объединяется друг с другом в любых сложностях.

В разные периоды жизни желание иметь ребенка определяется разными мотивами. Все зависит от семьи, от ее развития. Существует различные способы развития семьи. В любой семье могут возникать кризисы. А кризис – это нормальная и естественная ступень развития любой семейной системы. Бывает, что рождается ребенок в период кризиса в семье, и возможно, зачастую это попытка разрешить семейные проблемы. Но, из-за такой попытки разрешить проблему с помощью беременности и родов, родители ставят новорожденного в неблагоприятные условия развития. И бывает наоборот, что из-за семейных кризисов беременность не наступает.

А если забеременеть не получается и по медицинским показателям оба супруга здоровы, как быть?

В этот момент на помощь и приходят перинатальные психологи, которые помогают найти причины бесплодия. Эти причины могут быть разными и всё очень индивидуально. Одной из причин, являются страхи.

Существует группа страхов, которая препятствует появлению беременности:

— страхи / проблемы социального статуса будущих родителей;

— страх изменения привычного образа жизни;

— страх изменения отношений, когда появится ребенок;

— страх быть плохой матерью;

— страх сопротивляться семейной истории (обязательно надо родить, а я пока не хочу, но…);

— косметические страхи;

— экзистенциальные страхи (невозможность предугадать родится ли ребенок здоровым);

— страх родов.

С этими видами страхов перинатальные психологи работают с помощью разных методов психотерапии. Это и гештальт – терапия, это арт-терапия, сказко — терапия и др.

Конечно же, беременность это не то состояние, которое надо лечить. Однако, беременность, являясь кризисом адаптации, может актуализировать психологические проблемы и провоцировать психические (чаще невротические) расстройства.

Можно утверждать, что состояние беременности это, как правило, амбивалентное состояние. Для будущей матери период беременности – время существования разнонаправленных потребностей и поиск гармоничного их примирения. Наблюдая за беременными женщинами, можно заметить, что беременность часто переживается ими как болезнь. По многочисленным жалобам на соматические симптомы молодые мамы обращаются к врачам. Бывают случаи, что некоторых мамочек госпитализируют по акушерским показаниям в отделение патологии беременности для того, чтобы снизить невротическую тревожность.

Поэтому важной задачей психотерапии во время беременности является адаптация, в частности адаптация к новому образу своего тела. Иногда беременность – это чуть ли не первая возможность тела предъявить свое существование, которое нельзя не заметить. Принятие своей телесности является важным процессом в формировании материнской сферы – это становление женской зрелости, которая является развитием материнских чувств во взаимодействии с собственным ребенком. Принять свое тело во время беременности – это важный аспект женщины.

Но, чрезмерный контроль своего тела или ребенка внутри во время беременности, считается одной из причин ТОКСИКОЗА.

(Причина токсикоза может быть как физическая – это заболевания ЖКТ и др., так и психологическая — все индивидуально).

Ведь малыш в состоянии уже внутриутробно почувствовать является ли он желанным для родителей, и способен воспринимать мамино настроение и общение с окружающими её людьми. Он должен еще в животе получить эмоциональный опыт.

Для этого перинатальные психологи применяют различные психотерапевтические техники.

Это может быть индивидуальная психотерапия для беременной мамы и отдельно для «беременного» папы, могут быть арт – техники, рисунки себя как мамы в «новом мире», рисунки будущего ребенка, это может быть и прослушивание спокойной музыки, чтение сказок, занятие специальными дыхательными телесными техниками, плавание, посещение курсов «Я мама», а также курсов по грудному вскармливанию и др.

Все это может помочь сформировать положительное отношение к ребенку еще во внутриутробном периоде, а также может помочь научиться переживать различные эмоции к ребенку.

Какой бы вариант помощи как будущим родителям вы бы не выбрали, прислушивайтесь к себе, к своему телу, к своим желаниям, возможно, будет тяжело и страшно, но пройти этот путь совместно — с кем-то, значительно облегчит его вам.

Работа перинатальных психологов очень ответственна и обширна. Даже если беременность только запланированная – это уже шаг вперед, и женщине нужно время, чтобы осознать и принять этот шаг.

А еще важно осознать, КОМУ РОЖАТЬ РЕБЕНКА (для кого) и ДЛЯ ЧЕГО? И если есть потребность стать родителями, то без разницы как появится ребенок.

Психолог-перинатолог

Человек родился. Что знают о нем окружающие? Вес, рост, цвет глаз и волос и то каким образом он появился на свет. Что знает он о себе? Любим ли он, ожидаем ли, а главное он уже знает свою маму — ее голос, ее запах, запах материнского молока. А что же знает его мама? С одной стороны — очень многое. Какие события происходили во время беременности, как малыш рос и изменялся. А, с другой стороны, она многого и не знает, и это ее пугает, как недавно пугали беременность и роды, особенно роды.

Несомненно, беременность — это прекрасное время в жизни женщины. Это всегда нечто новое и неожиданное. Конечно, будущей маме хочется как можно больше узнать об этом периоде ее жизни, и том, что ее ждет впереди. Ее переполняют самые разнообразные эмоции, с которыми порой сложно совладать и не всегда удается разобраться. Именно в познании этого неизведанного ей и поможет психолог-перинатолог. Пренатальное развитие — внутриутробное развитие плода, перинатальный период охватывает беременность, роды и ранний младенческий возраст ребенка. Психолог-перинатолог работает с женщинами в период беременности и младенческого возраста ребенка.

В процессе вынашивания беременности можно выделить следующие проблемные ситуации, в которых может быть необходима психологическая поддержка:

  • нормально протекающая беременность;
  • женщины, сохраняющие беременность в медицинских учреждениях;
  • женщины после самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша);
  • беременность у женщин, не достигших совершеннолетия;
  • женщины с многоплодными беременностями, т.е. вынашивающие два и более плода;
  • женщины после искусственного оплодотворения, это еще называют оплодотворением «в пробирке»;
  • женщины, относящиеся к группе матерей-одиночек, т.е. рожающие и воспитывающие ребенка без мужа;
  • женщины выступающие, как суррогатные матери, т.е. вынашивающие ребенка, что бы отдать его за определенную оплату на усыновление;
  • женщины, которые хотят отказаться от ребенка;
  • оказание психологической поддержки непосредственно во время родов;
  • психологическая поддержка программы грудного вскармливания;
  • психологическая поддержка в первые дни после родов, во время пребывания в роддоме.

Из всего выше перечисленного видно, что работы для психолога очень много, но все-таки не совсем понятно, где этих специалистов готовят, какими качествами они должны обладать, в каких организациях работать, сколько зарабатывать, что уметь и чем конкретно заниматься?

Обо всем по порядку. Объективно, оценивания теоретическую основу, которая необходима специалисту-психологу в данной области, очевидно, что лучшее образование для него — это психологический факультет университета. Именно здесь психолог, сможет получить те разносторонние знания, которые смогут обеспечить достаточный уровень его профессиональной подготовки. К сожалению, эти знания большей частью теоретические, а практические возможно получить, лишь непосредственно занимаясь, выбранным видом деятельности. Причем, прийти работать в эту область, можно, обучаясь на разных специализациях (по психологии развития, возрастной и педагогической психологии, психологии личности, клинической психологии).

В какой бы области не трудился психолог, а, особенно, в консультировании, он должен быть интересен своим клиентам. И в этом ему помогут, знания, полученные в МГУ. Это философия и история, математика и экономика, а так же множество других наук.

Для работы психологом данного профиля профессиональных знаний мало. Очень большое значение имеют личностные качества человека. Необходимы: умение слушать, усидчивость, понимание и желание помогать людям. Кроме того, опыт показывает, что данная работа лучше удается женщинам, в возрасте до 40 лет, имеющим собственных детей. Специалист, работающий с беременными женщинами должен быть терпеливым (чтобы выслушать и ответить на любой вопрос) и раскрепощенным (чтобы без стеснения спеть или станцевать на занятиях).

Психологам данного профиля сейчас во многих местах открыты двери. Это, прежде всего, центры подготовки к родам и семейные клубы, спортивные центры, родильные дома и женские консультации. Именно, от того, где психолог работает, а так же от его квалификации и умения заполнить группы напрямую зависит и его заработок. Получив однажды работу наемного специалиста, психолог, несомненно, будет мечтать о создании собственной школы подготовки к родам. И все же, что бы понять сущность его деятельности, необходимо подробнее остановиться, на том, как она осуществляется.

Специалист-психолог набирает группу, состоящую из 5-7 женщин или 4-5 семейных пар. Далее он начинает учебный курс, состоящий из 10 занятий. Несомненно, эта деятельность во многом педагогическая и требует постоянного самосовершенствования путем чтения специальной литературы, посещения различных курсов, конференций и семинаров, при чем не только психологических, но и смежных дисциплин (медицины, физиологии, спорта и педагогики). На занятиях рассказывается о методах подготовки к родам, о способах правильного питания, ухода, дыхания и физических упражнениях. Кроме того, освещаются психологические и физиологические аспекты беременности, родов и послеродового периода, психология новорожденного и ребенка первого года жизни, различные стороны грудного вскармливания и многое другое. Проводится очень много практических занятий по гимнастике, рисунку, пению и танцу. Все это необходимо для благоприятного протекания беременности и родов.

Чтобы понять, зачем может быть полезен беременной женщине психолог, надо узнать, как протекают для нее месяцы беременности. «Вы не должны волноваться, — говорит врач пациентке в женской консультации, — так как ваши волнения могут повредить развитию плода». Результат — прямо противоположный: женщина не перестает испытывать страхи, она пытается их подавить, но это, естественно, плохо получается. Так появляется чувство вины за свой страх, что не улучшает ее состояния. Круг замыкается…

Возможно, таких страхов не существовало бы вообще, если бы женщина была только частицей природы, только «органом», «особью», но не личностью. Однако вся предыстория личностного развития будущей матери может привести к тому, что она станет рассматривать беременность не как удовлетворение своих потребностей, а как жизненный кризис, который связан с неопределенностью грядущего, неуверенностью в себе при мысли о столкновении с этой неопределенностью, недоверием к своим силам и возможностям.

Психологи рассматривают беременность и роды не только с позиции матери, но и с позиции влияния ее психического состояния на ребенка. Одна их самых распространенных проблем, связанных с психическим состоянием беременной женщины — это страх перед родами. В это время женщина открыта для получения информации, т.к. состояние беременности всегда новое и необычное (даже во время повторных беременностей), каждая новая беременность всегда отличается от предыдущей. Задача психолога донести до нее достаточно полную и объективную информацию и помочь осуществить свой выбор. Сегодня женщина может выбирать условия, в которых ей предстоит пережить в столь значимый момент жизни. Появились самые разные возможности (роды в традиционных условиях родильной палаты; вызов врача на дом; роды в присутствии мужа или других близких, готовых оказать эмоциональную поддержку, а так же выбор форм и объема медицинского вмешательства, помощь духовной акушерки и т. д.). Главное, что все эти варианты учитывают национальные, религиозные и иные ценности и традиции и соответствуют им. Поэтому если страх перед родами вызван неприятием какой-то конкретной обстановки, то его вполне можно устранить за счет поиска альтернативных для себя вариантов. Важно, чтобы будущая мать выбрала наилучшие именно для нее условия.

При подготовке к родам необходимо освоить методы мышечного расслабления и правильного дыхания, которые пригодятся в любой обстановке, где бы ни застали женщину роды. А знание того, что именно происходит на том или ином этапе родов, позволит правильно интерпретировать свои ощущения и избавит от чувства неопределенности. И в получении этих знаний поможет психолог.

Современные медицинские и психологические исследования свидетельствуют: мысли и эмоции, которые посещают маму во время беременности, оказывают самое непосредственное влияние на развитие будущего ребенка и на его самосознание. Известный французский акушер Мишель Оден считает, что молодым родителям просто необходимо ознакомиться с новыми научными знаниями о том, что происходит с ребенком в утробе матери, во время родов и в период его кормления грудью. Создать благоприятный настрой на период беременности и родов помогает психолог.

Доктор-психиатр Томас Верни предоставил доказательства эмоционального, психологического и интеллектуального развития личности ребенка во внутриутробном периоде. Плод, оказывается, может видеть, слышать, переживать и, на примитивном уровне, даже обучаться! Существуют удивительные истории знаменитых музыкантов, которые могли играть какие-то музыкальные пьесы, ни разу до этого не видя даже нот! Оказывается, их матери играли эти пьесы много раз во время беременности. Многолетние наблюдения ученых-пренатологов подтверждают, что от того, какие сигналы получал ребенок, находясь в утробе матери, в какой-то степени, зависит даже будет ли он счастливым или несчастным, агрессивным или мягким, спокойным или раздражительным в своей последующей жизни. Главный источник этих сигналов сама мать, чьи сомнения и страхи по поводу рождения ребенка могут нанести ему психологическую травму. Женщина не всегда может оценить, насколько предложенные рекомендации подходят именно ей. Но психологами делается попытка предоставить будущей маме как можно больше информации, чтобы она, ее партнер, ее доктор смогли принять наилучшее для конкретной ситуации решение.

Психолог на своих занятиях не претендует на то, чтобы дать единственно возможный или правильный способ подготовки к рождению ребенка. Главное, что он не только помогает будущей маме благополучно пережить беременность и подготовиться к родам, но принимает участие в формировании новой личности. В известном смысле психолог принимает на себя ответственность за подготовку и формирование психологически здорового нового поколения нашей страны. Только жаль, что специалистов психологов такого профиля пока немного **.

Текст подготовила Л.М. Суркова выпускница факультета психологии МГУ, организатор и инструктор курсов по подготовке к родам и работе с молодыми мамами студии-клуба «СемьЯ» в Митино.

** От редакции: В рамках Всероссийской конференции РПО «Психология и ее приложения» (30.01.-2.02.2002 г., г. Москва) под руководством Г.Г. Филипповой (г. Москва) и И.В. Добрякова (СПб.) с успехом работал круглый стол по проблемам перинатальной психологии, принято решение об организации секции перинатальной психологии в рамках Российского Психологического Общества.

Перинатальная психология. Репродуктивное здоровье

Для будущих родителей

Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Эрик Леннард Берн .Люди, которые играют в игры

Обычно будущими мамами принято называть беременных женщин, но, наверное, было бы правильнее называть так тех, кто только задумывается о том, что в будущем у них будет ребенок. Ведь не родившийся еще ребенок практически с первых дней беременности чувствует состояние матери: на 10-й неделе беременности он уже способен реагировать на прикосновение к любому участку его тела, несмотря на то, что весит всего около 10 г, а на 13-й неделе он уже может поворачивать голову, совершает движения ногами и руками. И каждый день в развивающемся организме происходят очень важные глобальные изменения — закладываются и развиваются жизненно важные органы и системы. Особенности его формирующихся физических и психических функций и последующий жизненный сценарий напрямую зависит от состояния матери во время беременности. Поэтому очень важно, чтобы состояние матери было максимально комфортным, ничто не мешало нормальному развитию ребенка, а главное, чтобы он постоянно чувствовал, что его ждут и любят.

После родов действующие в системе «мать – дитя» законы остаются в силе: все происходящее с матерью влияет на ребенка и наоборот. Этот (перинатальный) период длится, пока существует система «мать – дитя», характеризующаяся следующими признаками:

  • наличие симбиотической связи матери и ребенка;
  • несамостоятельность психики ребенка, зависимость ее от особенностей материнских психических функций;
  • отсутствие у ребенка самосознания, то есть четких телесных границ и границ психики, неспособность его выделять себя из окружающего мира.

Все эти признаки можно обнаружить примерно до трех лет жизни ребенка. Однако достаточно тесная связь матери и ребенка существует до 12-14 лет, а иногда гораздо дольше.

Оптимальными условиями зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания здорового ребенка являются гармоничные отношения его родителей: супруги любят друг друга, их семейная жизнь устоялась, серьезные противоречия разрешены, желание иметь ребенка обоюдно, они перестают предохраняться от беременности, их интимные отношения становятся целенаправленными, осмысленными и приобретают еще большее очарование, доставляют еще большее наслаждение.

Совместные хлопоты, решение проблем, которые предшествуют началу воплощения в жизнь мечты иметь ребенка, заставляют супругов быть более ответственными, укрепляют отношения. Желательно, чтобы в этот период будущие родители как можно больше времени проводили вдвоем и им никто не мешал. Хорошо, если мужчина и женщина могут связать зачатие своего ребенка с определенной обстановкой, местом, ситуацией и смогут в дальнейшем в течение многих лет возвращаться туда в воспоминаниях и наяву. Еще древние считали, что наслаждение прекрасной природой, произведениями искусства способствует зачатию и благоприятно влияет на течение беременности. В этот период важно вести здоровый образ жизни, рационально питаться. Очень полезно длительное пребывание на свежем воздухе, адекватные физические нагрузки. Доказано, что прием поливитаминов супругами в течение двух недель до зачатия и двух недель после него предупреждает многие осложнения беременности. Ведь именно в течение двух недель созревают мужские половые клетки (сперматозоиды).

Семья

Само решение иметь ребенка, как правило, неоднозначно воспринимается разными членами семьи. Его рождение приводит к смене социальных ролей, отношений в семье. Это может быть причиной скрытых и явных конфликтов, переживаний. Как любая система, семья имеет следующие свойства:

  • система как целое больше, чем сумма ее частей;
  • любое воздействие на систему в целом влияет и на каждый ее элемент;
  • изменение любого элемента системы приводит к изменениям остальных элементов системы и всей системы в целом.

Структура и функции семьи меняются в зависимости от стадий жизнедеятельности семьи.

Стадии развития семьи и рождение ребенка

Семья, как человек, проходит стадии рождения (свадьба), младенчества, развивается и болеет. Может выздороветь или преждевременно умереть (развод). Иногда «заболевания» семьи приобретают хроническое течение. Рождение ребенка в здоровой семье благоприятно, в больной – чревато нарушениями его развития и здоровья. Иногда оба супруга или один из них видит в зачатии и рождении ребенка способ выхода семьи из критической ситуации, ее выздоровления. Но рождение ребенка в критической ситуации или даже намеренная попытка разрешить ее с помощью беременности и родов, как правило, не успешна. Ребенок при этом не оправдывает надежд, связанных с благотворным влиянием его появления на отношения супругов, и это отрицательно сказывается на отношении к нему родителей, а значит, и на здоровье малыша, препятствует его нормальному развитию.

Закономерность чередования стадий прослеживается в подавляющем большинстве семей, однако продолжительность стадий может быть разной. Это связано как с личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием факторов внешней среды,

Добрачные отношения

Довольно часто заключение брака и образование новой семьи напрямую связано с беременностью и ожиданием родов. На этой стадии ребенок нередко не представляет для молодой женщины особой ценности, а лишь является средством решения личных проблем. В этом случае наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Они значительно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Воспитание такого младенца, как правило, осуществляется по типу гипоопеки, характеризуется бессознательным или осознаваемым непринятием малыша матерью, что негативно отражается на его развитии и состоянии здоровья

Конфронтация

Строя семью, каждый опирается на свой опыт, полученный в семьях родителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфликтам. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно отличается от того образа, который они себе создали. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы их семьи, прямо или косвенно убеждая своих детей в том, что только их родительские семьи достойны подражания. В результате противостояние супругов нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуации, как правило, не укрепляет, а расшатывает семью.

Компромиссы

На этой стадии супруги осознают невозможность существования друг без друга. Чтобы улучшить отношения, они уже готовы менять себя, а не партнера. Совместными усилиями определяются семейные роли, права, обязанности каждого из супругов. В этот период они начинают больше понимать, уважать друг друга. Отношения постепенно становятся все более и более конструктивными. Новорожденный в такой семье желанен, любим. Для родителей он представляет самостоятельную ценность, а не средство манипуляции, позволяющее решать какие-то личные проблемы.

Зрелая семья

Рождение детей в зрелой семье благоприятствует формированию раннего диалога младенца с родителями, развитию здорового ребенка.

Экспериментирование с независимостью

Эта стадия начинается в связи с периодом личностного кризиса (кризиса среднего возраста) одного или обоих супругов. На этой стадии часто возникает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беременности и родов, которая иногда предпринимается одним из супругов или с обоюдного согласия, к успеху почти никогда не приводит.

Ренессанс супружеских отношений

Если семья сумела пережить кризис, то нередко отношения между супругами становятся еще более близкими и доверительными, чем до него. Именно в этой ситуации может возникнуть желание родить еще одного ребенка. Так появляются на свет дети, имеющие братьев (сестер), которые старше их на 10 и более лет. Новорожденные любимы, их появление на свет радует всех, включая сестер и братьев, успешно формируется ранний диалог ребенка с семьей. Однако воспитывают этого последнего ребенка часто по типу потворствующей гиперопеки. В результате ребенок нередко растет эгоистичным, изнеженным, несамостоятельным, у него могут развиваться невротические реакции.

Беременность

Продолжительность беременности при нормальном ее течении составляет 10 лунных месяцев, или 280 дней. В течение этого времени происходят значительные изменения в женском организме, развиваются системы и органы формирующегося ребенка, а также органы, обеспечивающие совместную жизнедеятельность матери и ребенка. Все это сопровождается значительными изменениями психики женщины, постепенным становлением и развитием психических функций формирующегося ребенка. В начале беременности у беременных отмечается некоторая заторможенность, повышается потребность во сне. Подобные изменения носят адаптивный характер, так как приводят к благотворному снижению активности женщины (в том числе сексуальной), к увеличению времени, отводимого на отдых и сон, к ограничению контактов беременной с внешней средой. Женщине необходимо время, чтобы привыкнуть к изменениям форм тела, а также к нередко встречающимся в разных сочетаниях слабости по утрам, тошноте, сонливости, к болям в пояснице и в животе, к судорогам в ногах, к учащению мочеиспусканий, склонности к запорам и пр. Физиологические изменения, связанные с беременностью, влияют на эмоции женщины. С одной стороны, женщина испытывает радость, удовлетворение и чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, с другой – страх взросления, опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской компетенции и состоятельности.

К основным неблагоприятным психосоциальным факторам можно отнести:

  • незапланированную беременность;
  • нежелательность беременности (как на сознательном уровне, так и на бессознательном) женщиной, мужчиной, ее значимыми близкими родственниками;
  • дисгармоничные супружеские отношения;
  • дисгармоничные отношения с близкими родственниками, особенно с матерью;
  • наступление беременности в неблагоприятную стадию развития семьи;
  • течение беременности на фоне значительных повседневных перегрузок;
  • стресс или хроническую психотравмирующую ситуацию, на фоне которой протекает беременность.

Началом беременности следует считать оплодотворение, то есть слияние мужской и женской половых клеток. Акушерский календарь беременности за точку отсчета (или наступления беременности) берет первый день последней менструации женщины. Поэтому истинный срок беременности (его еще называют эмбриональным сроком) обычно наступает позже акушерского срока на две недели. Вся беременность в акушерском календаре разбита на недели, месяцы и триместры. Неделя – это 7 дней, в месяце 4 недели или 28 дней, всего беременность продолжается 40 недель или 10 акушерских месяцев. Для удобства наблюдения за беременной женщиной вся беременность разделена на три отрезка или триместра: I триместр – первые 12 недель, II триместр – 13–24 неделя, III триместр – 25–40 неделя. Каждый триместр беременности имеет свои особенности, которые отличают его от остальных:

  • в первом триместре возможно появление некоторой раздражительности, общее снижение фона настроения. Осознание факта беременности у любой женщины становится доминирующей идеей, вызывает эмоции, характер которых зависит от того, планировалась или нет беременность, каких реакций на новость ожидает женщина от мужа и других значимых родственников;
  • во втором триместре женщина находится в состоянии психологического комфорта, ее настроение ничем не омрачено;
  • в третьем триместре отмечается повышение уровня тревожности в начале и ее снижение к последним неделям. Активность женщины в третьем триместре связана с подготовкой к послеродовому периоду. Женщина жалуется на то, что беременность ей надоела, выражает стремление к ее скорейшему окончанию. Это происходит на фоне выраженных колебаний эмоций от радостных переживаний, связанных с предстоящим материнством, до тревожно-депрессивных сомнений в благоприятном исходе родов. На этом фоне может возникнуть или обостриться наблюдавшийся уже в прошлом триместре симптом страха пред родами. Женщина начинает мечтать о том, чтобы избежать родов, хотя, с другой стороны, мечтает о благополучном завершении беременности.

К критическим периодам, во время которых формирующийся ребенок становится особо восприимчив к воздействию патогенных факторов, относятся:

  • первые 5–6 дней после зачатия. За это время оплодотворенная яйцеклетка должна пройти маточную трубу и закрепиться в матке. При нарушении процесса прохождения, при неудачном месте имплантации или недостаточно качественном закреплении в слизистой матки возможно прерывание беременности (выкидыш);
  • период с 4-й по 6-ю неделю беременности, во время которого устанавливаются симбиотические отношения женщины и формирующегося ребенка, согласуются физиология организма взрослой женщины и физиология формирующегося ребенка;
  • период с 20-й по 24-ю неделю беременности, во время которого идет становление основных систем организма плода, приобретающих к концу 24-й недели свойства, характерные аналогичным органам и системам новорожденного.

Я- клинический психолог со специализацией по системной психосоматической терапии RECALL HEALING. Мой диплом здесь.

И перинатальный психолог. Работаю с болезнями и проблемами репродуктивной сферы у женщин, сложностями с зачатием , вынашиванием, родами, последствиями неудачных беременностей , с бесплодием, с сопровождением беременности и послеродового периода .

СТАТЬИ ПО ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Исследование влияния фазы программирования и генеалогического древа на судьбу и здоровье человека в практике Recall Healing.
  2. Психосоматика бесплодия

3. Роды и жизненный сценарий

4. Акушерская агрессия

5. Функция радости во время беременности

6. Репродуктивная психосоматика

7.Психологическое бесплодие: что это и что с ним делать

8. Психологические аспекты бесплодия

9. Бесплодие. Системные причины и возможные решения.

10. Все в голове: психологическая составляющая бесплодия

11.Скажи мне как ты родился, и я скажу как ты будешь жить…

12.Перинатальные матрицы: Пути передачи информации

13. Причины мужского бесплодия: режим дефицита, лептин, инсулин

14. 9 месяцев беременности за 4 минуты

15. Хочу ребенка. Проверим свою мечту на экологичность

16.Возможно ли сознательное зачатие ребенка?

17.Спонтанный аборт и привычный «выкидыш». Психосоматика.

18.Как подготовиться к рождению ребенка или можно ли подготовиться к чуду?

19.Экстракорпоральное оплодотворение: системные аспекты и последствия, о которых важно знать

20.Бесплодие и психология. Какая связь?

21.Для чего рожают детей

22.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ПЛОДА

23. Нехама Мильсон : 10 советов нерожденного ребенка своим родителям

24. Психосоматика: гинекология и связь с психологией

25. Как отношения с мамой влияют на бесплодие

26. Психогенное бесплодие

27.Причина бесплодия у здоровых пар

28.Стой, кто идет: диагноз бесплодие

29.Как жить в ожидании двух полосок: беременность Шредингера

30.Срок годности женщины: репродуктивный период

31.Бесплодие, или не хочу быть, как мама

32.Семейный сценарий и отсутствие детей в паре

33.Дети как иллюзия смысла жизни

34.Знаете ли вы, что яйцеклетка выбирает сперматозоид, а не наоборот

35.Психологическое бесплодие. Эксперимент «психосоматика»

36. Как нерожденные дети влияют на рожденных

37.Роды и жизненный сценарий

39. Обрести свой дом — работа с травмой рождения

40.Легкие роды: 4 совета акушера-гинеколога и человека-легенды Мишеля Одена

41.Роддом: школа комфортной жизни

42.РАННЕЕ пересечение пуповины и СИНДРОМ первого вдоха

43.Лотосовые роды: бережное рождение ребенка в гармонии с ритмами природы

44. Мишель Оден: Способность любить

45.Перерезания пуповины: ЧТО ВАЖНО понимать каждой женщине, которой предстоят роды

46.Послеродовая психосоматика. Хандра, депрессия, психоз.

47.Мишель Оден: «Чтобы родить, женщине нужно уединённое место». И одна молчаливая акушерка

48.Травма рождения: метод ее разрешения

49.КАК ФОРМИРУЕТСЯ РОДОВАЯ ТРАВМА

50.Теория привязанности Джона Боулби.

51.Д.ВИННИКОТ «ЗАВИСИМОСТЬ И ЗАБОТА О РЕБЕНКЕ»

52.Опросник «раненого дитя» Джона Брэдшоу

53.Пуповина: Энергетическая связь с матерью

54.Почему семья распадается с момента погружения женщины в материнство

55.Психологический холдинг — продолжение симбиотического единства мамы и ребенка.

56. Масару Ибука о раннем развитии детей

57.Как появляется комплекс «я плохая мать»: 8 причин

58.Магия маминого слова

59. Доращивание как одна из главных задач терапии ранней травмы

60.Сложности материнства. Ребенок как орудие мести.

61.Про материнство

62.»Мама и дочка»: Техника для решения проблем с мамой

63.Отвергая Отца: Обязательно К Прочтению Каждому

64.Стать себе мамой

65.Триангуляция или почему в моей жизни нет мужчины.

66.Женская ПСИХОСОМАТИКА: симптом, зашифрованный на языке тела

67. Психосоматика женских болезней: Что вы НЕ хотите видеть?

68. Миома матки: Психосоматические причины

69.МИОМА МАТКИ: как обойтись без операций и гормональной терапии

70. Психосоматика.Эрозия шейки матки

71.Эндометриоз: болезнь работающих женщин

72.»Женские» конфликты

73. Поликистоз яичников (СПКЯ) в GNM

74.Яичники (интерстициальный рак яичника)\

75.Вагинит, бартолинит, вульвит и т.п .GNM.

76.»Рак» женских половых органов. Значимые СБП в GNM.

77. Психосоматика женских заболеваний: в отделение онкологии приводят тяжелые переживания

78. Психогенное бесплодие

79. Синдром истощения яичников. Восстановление и беременность

80. Психологическая работа с диагнозом – «Дермоидная киста». Предоперационное обращение.

81. Парентификация как психологическая причина бесплодия.

82. Аборт. Возможно ли исцеление?

83. Бесплодие как психосоматический симптом

84.Бесплодие как психосоматический симптом

85. Репродуктивная система. Взгляд психолога.

86. Репродуктивный выбор

87. Сложности зачатия

88. Постабортный синдром у… мужчины

89. Эндометриоз. Взгляд психолога.

90. Миома и беременность: Кратко о психологическом бесплодии

91.Бесплодие — результат работы мозга.

92. Парентификация как психологическая причина бесплодия.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *