Кто такой ребенок-аутист и в чем причина аутизма?

Учёные с большой тревогой отмечают, что за последние десятилетия количество детей, имеющих нарушения аутистического спектра, увеличилось: если в конце ХХ века такой диагноз ставился одному ребенку из тысячи, то сейчас это каждый 150-й малыш. Ведущая причина аутизма не выявлена, но существует много полностью и частично подтверждённых гипотез.

Кто такой аутист?

Это человек, имеющий иную картину мира и иное восприятие действительности. Аутисты:

  • не выносят шума;
  • не проявляют эмпатии к окружающим;
  • с трудом воспринимают устную речь, намного легче письменную;
  • предельно откровенны и прямодушны;
  • как правило, имеют выдающиеся математические и логические способности;
  • воспринимают сказанное буквально – сарказм и шутки им непонятны;
  • не любят прикосновений;
  • не смотрят людям в глаза;
  • имеют ограниченный круг интересов;
  • склонны к повторяющимся ритуальным действиям, которые приносят им чувство защищённости;
  • придерживаются жёсткого распорядка своей жизни и раз и навсегда заведённых привычек;
  • могут не отличать голос человека от других звуков;
  • в качестве реакции сопротивления новому у них возникает аутоагрессия, причём чувство предела отсутствует, и травмирующий опасный опыт не закрепляется.

Виды аутизма

На сегодняшний день учёные выделяют два типа аутизма:

  • 1 тип – врождённый, из чего следует, что причина аутизма носит генетический характер – этот тип встречается в 1 случае из 10000.
  • 2 тип – приобретенный. Ребенок рождается нормальным, но в возрасте от года до 2-х лет что-то происходит, и развивается регресс. Такое случается в 40 раз чаще, чем в первом случае, и частота увеличивается год от года.

Почему рождаются дети-аутисты?

На этот вопрос учёные пытаются найти ответ с 20-х годов ХХ века, именно тогда проводились первые исследования. Сегодня можно говорить о том, что причина заболевания – комплексная.

Генетические нарушения

В первую очередь была изучена генетика семей с детьми-аутистами.

Учёные взяли под наблюдение более тысячи семей, в которых было несколько здоровых детей и один болеющий аутизмом.

Оценка их ДНК производилась по образцам крови. Научные работники ставили перед собой задачу обнаружения дупликации или делеции разных участков ДНК.

Эпизодические, случайные и ненаследуемые копии на научном языке называются de Novo ВВК. Именно их и подвергли анализу, и выяснилось, что новые ВВК действительно превышают порог нормы у больных детей.

Было выявлено, что хромосома 7, отвечающая за социальность личности, у больных детей имела дупликации. Таким образом было доказано, что генный сбой влияет на развитие аутизма.

В ходе исследований была обнаружена существенная закономерность. Девочки более устойчивы к аутизму по генетическим причинам, чем мальчики.

Мелкие изменения в картине ДНК не приводят у девочек к развитию болезни, хотя могут вызывать незначительные отклонения в поведении, имеющие оттенок аутизма. Нужны действительно серьёзные генетические нарушения, чтобы родилась девочка, больная аутизмом. А вот мальчики, к сожалению, оказались гораздо более уязвимы даже перед небольшими отклонениями.

Таким образом, появилась доказательная база для разработки метода анализа генетических комбинаций, который с тех пор применяется для идентификации сети генов, пострадавших от редких изменений при аутизме.

Заболевания матери во время беременности

В процессе вынашивания плода любое заболевание матери может оставить негативный след на развитии ребёнка. Проводилось множество исследований факторов риска беременных женщин, и на первое место были выведены три основные причины дефицита или избытка гормонов, из-за которых рождаются дети-аутисты.

Дефицит железа. Матери, чьи дети страдают аутизмом, в период внутриутробного развития малыша употребляли недостаточно железа.

Анемия беременных вызывает тканевую гипоксию и задержку развития ребёнка, а в самых тяжёлых случаях может привести и к перинатальной смертности.

Такие дети рождаются с дефицитом массы тела, у них более длительно протекает желтуха новорождённых, позже отпадает и медленнее заживает пуповина.

Но если это состояние хоть и с большим трудом, но корректируется, то задержка умственного и моторного развития ребёнка, рождённого от матери с железодефицитной анемией, непоправима.

Метаболические нарушения – ожирение, диабет (особенно инсулинозависимый) и гипертензия. Серьёзные сбои обмена веществ беременной женщины не могут не повлиять на развитие плода, в первую очередь в стадии развития его мозга. Было доказано, что данные нарушения несут огромную опасность для умственного развития будущего ребёнка. Для участниц исследования, которые употребляли нормальное количество питательных веществ с пищей и препаратами, риск аутизма у детей был ниже среднего.

Низкий иммунитет матери, вирусные заболевания. Одной из причин возникновения аутизма является сниженный иммунитет матери во время беременности. В цепочке нарушений, ведущей к аутизму у детей, важным моментом является здоровье матери, в частности ее иммунитет. Иммунитет плода не справляется с патогенами, атакующими организм матери, таким образом, повышается риск негативного воздействия на его мозг.

Особенно опасны:

  • краснуха;
  • цитомегаловирус;
  • розеола;
  • варицелла (герпес-вирус 3 типа, или опоясывающий лишай);
  • герпес 2 типа;
  • герпес 6 типа.

В развитии и функционировании нервных процессов участвуют нейромедиаторы головного мозга. Вирусные процессы влияют на центральную нервную систему и её активность. У детей с диагностированным аутизмом оказывается чрезмерной выработка антител к основному белку миелина и белку нейронно-аксонных отростков.

Возраст матери старше 35 лет

С возрастом возникает проблема зачатия и вынашивания ребенка в связи с ежегодным уменьшением количества яйцеклеток у женщин.

От момента рождения у женщины имеется около 500 тысяч яйцеклеток, и они ежемесячно теряются.

Дети, рождённые женщинами ближе к 40 годам, а также рождённые из положения ягодичного предлежания, в два раза чаще страдают от аутизма, доказали американские учёные университета Юты.

Кроме этого, исследователи утверждают, что чаще от аутизма страдает старший ребёнок. В первом случае риск появления аутизма в 1,6 раз больше, чем у детей, рожденных женщиной моложе 35 лет, а во втором случае, у нерожавших, риск увеличивается в 1,8 раз.

Если возраст любого супруга находится между 35 и 39 годами, риск рождения аутичного ребёнка увеличивается.

Если оба родителя находятся в возрасте более 35 лет, риск такой же, как и в случае, когда в этом возрасте только один из них. Однако, если один из родителей моложе 35 лет, а другой 40 лет и старше, дополнительный риск аутизма больше в случае, если матери больше 35 лет.

Поэтому женщинам старше 35 лет, желающим стать матерью, показано обследование до беременности и во время ее на пороки развития плода.

Но и ранние роды – тоже зона повышенного риска, так как организм молодой матери ещё полностью не созрел для продолжения рода.

Гормональный дисбаланс

Дефицит адреналина и норадреналина. Недостаточная их выработка провоцирует разрушение психики ребёнка.

Родители наблюдают слабое эмоциональное реагирование на происходящее, отсутствие эмпатии к окружающим и заинтересованности в налаживании контакта со сверстниками, подавленное состояние.

Колебания окситоцина. Роль этого гормона в регуляции эстрального цикла, беременности и лактации хорошо известна.

Выявлено его участие в механизмах внимания, узнавании знакомых лиц, работе кратковременной памяти и социальном поведении. Соответственным образом проявляется и его дефицит.

Дефицит гормонов щитовидной железы во время беременности – в первую очередь тироксина. Гормон отвечает за миграцию клеток мозга во время развития эмбриона, а в будущем – за социальную адаптацию человека. Нехватка тироксина приводит к недоразвитию отдельных участков мозга.

Все эти данные вселяют надежду, что аутизм может быть скорректирован медикаментозно с помощью гормонов.

Плохая экология

Исследования на эту тему проводились неоднократно, и каждый раз подтверждалось, что воздух, перенасыщенный вредными выхлопами, приводит к патологии развития плода.

У лабораторных мышей в 3 раза увеличивались боковые желудочки мозга, что мешало развитию других его участков, а также возрастало количество глютамата в сером веществе.

Описываемый эффект имел худшие последствия для самцов, чем для самок.

Наблюдения за детьми из экологически неблагополучных районов подтверждают, что у них аутизм развивался намного чаще, чем у их сверстников, живущих в более чистых с точки зрения экологии районах.

Прививки и вакцинация

Противники вакцинации убеждены, что существует прямая связь аутизма и прививок.

Они утверждают, что у многих детей проявления аутизма начались через некоторое время после прививки.

Вещество, которое обвиняют в появлении аутизма после вакцинации, называется тиомерсал.

По мнению противников вакцинации, тиомерсал токсичен для центральной нервной системы и провоцирует развитие аутизма.

В состав тиомерсала входит этил-ртуть. Однако это вещество выводится организмом достаточно быстро и не успевает повлиять на развитие ребенка.

В 1999 году производители вакцин договорились снизить количество тиомерсала в вакцинах до минимума, и постоянные проверки национального здоровья в развитых странах проводятся каждые несколько лет.

Запасы вакцин с тиомерсалом должны были подойти к концу в 2002 году.

Профилактика аутизма

Если в семье уже есть аутист, то шанс появления заболевания у второго ребёнка составляет до 18 %. Чтобы избежать этого, необходимо разумно отнестись к предстоящей беременности:

  • зачатие планировать на возраст 20-35 лет;
  • исключить алкоголь, курение, наркотики, контакт с пестицидами, тяжёлыми металлами, лакокрасочными изделиями;
  • не разогревать пищу в микроволновой печи в пластмассовых контейнерах;
  • уменьшить количество глютена, лактозы и глютамата натрия в пище;
  • заблаговременно пройти все необходимые обследования, в том числе типирование генов фолатного цикла, оценить уровень содержания в организме витаминов В и D;
  • исключить наличие различных инфекций, в первую очередь герпеса;
  • при выявлении инфекций или каких-либо других заболеваний (ревматоидного артрита и т. д.) проконсультироваться у специалиста и пройти курс терапии;
  • в период подготовки к зачатию и на протяжении беременности использовать витамины групп В и D;
  • во время беременности принимать Омега-3 ПНЖК, как минимум 300 мг Омега-3 ежедневно.

Аутизм – тяжёлый диагноз, но не приговор. Известны случаи, когда люди-аутисты добивались невероятных высот – в частности, великий Альберт Эйнштейн. Но и простой человек с диагнозом аутизм может найти своё место в жизни и в достаточной степени адаптироваться в обществе. Однако ещё важнее следить за своим здоровьем, планируя ребёнка, чтобы тяжёлая участь обошла его стороной.

Аутизм и вера есть вещи несовместные?

Автор Яна Филимонова 09.07.2012 07:00 Наука » Экология » Человек

Аутисты редко бывают религиозны, говорят канадские нейробиологи. Необычное исследование ученые провели в попытке понять, что же такое вера в бога и почему одним людям она свойственна, а другим чужда. Оказывается, чтобы молиться высшим силам, нужно понимать людей. А точнее — быть в состоянии представить другую личность и ваши с ней отношения.

Именно это умение делает возможным «персональные запросы» верующих к богу, считают медики из Канады. Аутисты же лишены этой способности, а вместе с ней — и религиозности. Предпосылками к работе канадских ученых было совместное исследование специалистов из Университета Британской Колумбии и Калифорнийского университета в Дэвисе. Его результаты были недавно опубликованы в журнале PLoS ONE. Авторы работы продемонстрировали, что субъекты, испытывающие трудности при оценке мыслей и чувств других людей (то есть, попросту говоря, те, кто плохо понимает окружающих), существенно менее религиозны.

Группа исследователей из Канады решила проверить, действительно ли умение понимать других людей связано с верой в бога. Люди, пожалуй, хуже всех понимающие мысли и чувства окружающих — это аутисты. Аутизм — загадочное расстройство, над загадкой которого уже почти век бьются медики и психиатры. В данный момент ясно, что аутизм представляет собой тяжелое нарушение развития нервной системы, про котором страдает эмоциональная сфера и социальные контакты.

Избыток счастья приводит к аутизму

Симптомы аутизма обычно проявляются в раннем детстве. Младенцы с этим расстройством уделяют мало внимания находящимся рядом людям и животным, редко улыбаются и смотрят на других, реже обычных детей откликаются на собственное имя. Для большинства из них характерны вспышки беспричинного гнева, у многих проявляется и аутоагрессия — укусы, порезы самих себя и т. п.

Для аутичных детей характерна низкая эмоциональность, пугливость (к примеру, непереносимость определенных звуков, которые здоровый ребенок счел бы негромкими), почти полное отсутствие привязанностей к членам семьи — даже к матери, и странные «ритуалы» поведения. К примеру, вместо того, чтобы играть, они могут часами расставлять игрушки и кубики в линию, сортировать их по цвету, размеру и так далее. Образ взрослого аутиста с характерными привычками и особенностями поведения блестяще воплотил на экране Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя».

Большинство аутистов имеют трудности в обучении и сниженный уровень интеллекта. Естественно, их социальные контакты тоже затруднены: замкнутость аутистов и их странное поведение становятся препятствием к общению с окружающими. Основная трудность их социализации в том, что собственный эмоциональный мир аутистов беден, и поэтому они не могут понять мотивы поведения других людей.

В своей книге «Антрополог на Марсе» блестящий британский невролог Оливер Сакс описывает свое знакомство со взрослой женщиной-аутистом Темпл Грандин. «Читая автобиографию и статьи Темпл Грандин, невольно представляешь себе, каким странным и необычным ребенком она была, — рассказывает Сакс. — В шесть месяцев она начала противиться ласкам матери, а в десять стала царапать ее, как пойманный в капкан зверь. Нормальные контакты нарушились». К счастью, благодаря своевременной коррекции и чутким педагогам, Темпл удалось преодолеть трудности в обучении и социальные проблемы, связанные с ее недугом.

Она сделала прекрасную карьеру и основала свою компанию по проектированию животноводческих предприятий. Но неспособность Темпл понимать эмоции и намерения других людей порой мешала ей даже в бизнесе. «Она сообщила, что простые, пусть и сильные, чувства людей она понимает, а страсти, пылкие увлечения, притворство, иносказания ставят ее в тупик», — пишет ученый.

«Темпл мне рассказала, что на одном из животноводческих предприятий, которое она проектировала, постоянно ломалась техника, но это случалось только тогда, когда один из работников предприятия по имени Джон был на работе. Она сопоставила эти данные и в конце концов пришла к заключению, что именно Джон выводит механизмы из строя и совершает это намеренно. «Мне пришлось научиться быть подозрительной, — сказала мне Темпл, — и эту способность я обрела на практике. Я могу сопоставить факты, смекнуть в чем дело, но не могу распознать завистливый взгляд».

Именно эта особенность аутистов — неспособность «додумать» внутренний мир другого человека — и помогла канадским нейробиологам проверить связь между эмпатией и религиозностью. Догадка подтвердилась: аутисты по сравнению с контрольной группой (субъекты, сходные по всем иным характеристикам, но без клинического диагноза) почти в 10 раз реже проявляли какие-то религиозные чувства. Число верующих в контрольной группе принималось за 100 процентов. Это означает не то, что вся контрольная группа состояла из верующих, а то, что доля верующих среди аутистов подсчитывалась относительно контрольной группы.

Решающей оказалась способность к моделированию психики других людей. Если человек оказывался неспособен представить себе мысли и чувства окружающих, то в большинстве случаев он оказывался атеистом. При этом вера в бога практически не зависела ни от уровня IQ, ни от формальной принадлежности к какой-либо церкви, ни от возраста. Более того, законопослушность и совестливость, которые обычно приписывают верующим людям, на деле оказались очень слабо связаны с религиозностью.

Анализ обычных людей, студентов университета, лишь подтвердил результаты первого исследования. Те, кто проявлял больше понимания других людей, оказались более религиозными. Ученые даже выявили небольшую зависимость религиозности от пола, связанную с этим показателем: мужчины в среднем менее склонны к эмпатии и моделированию психики других людей, и верующих среди них чуть меньше, чем среди женщин.

Полученный, весьма удивительный, результат ученые объясняют так: чтобы обращаться к божеству, его нужно представить. Мысленное общаясь с высшими силами, как бы мы их ни называли, обращая к ним свои молитвы и просьбы, мы должны выстроить у себя в голове некий живой образ. И пусть бог в любой религии наделен отнюдь не человеческой природой — выходит, что сознание людей все-таки создает его по своему образу и подобию.

Человеку верующему нужно не просто обращаться к богу со словами молитвы, рассуждают ученые. Ему также нужно представить реакцию божества на тот или иной его поступок: могу ли я, как верующий человек, совершить то или иное действие, не грешно ли это, угодно ли это богу? На такой анализ способен тот, кто склонен обдумывать мотивы поведения других людей. Для тех, у кого нарушены нейронные структуры, отвечающие за эмпатию — например, для аутистов — вера в бога оказывается невозможной.

Жизнь с аутизмом: история моей семьи

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Выкладывая игрушки в ряд, дети с аутизмом воссоздают привычную для себя последовательность событий

Мы продолжаем новый блог, посвященный повседневной Британии — той, которую не всегда видно из туристического автобуса. Вести его будут несколько российских авторов, живущих и работающих в этой стране.

Автор этого текста — журналист Анна Кук, у старшей дочери которой в три года был диагнострован аутизм.

Все тексты Британского блога

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме. Для меня и моих близких этот день особенно важен. Тот факт, что сейчас у каждого сотого человека в Великобритании аутизм, для меня – не сухая статистика, этот один из ста человек – мой ребенок.

Еще три года назад об аутизме я не знала ровным счетом ничего, кроме набора каких-то стереотипов: гении-социопаты, эксцентричные одиночки, избегающие зрительного контакта молчуны.

Когда моя свекровь предположила, что у нашей двухгодовалой дочки Лизы может быть аутизм, я смеялась и не верила: «Ох уж эти бабушки, им бы только попереживать». Лиза всегда прекрасно смотрела в глаза, она росла очень улыбчивой, ласковой и жизнерадостной девочкой.

«Ничего, перерастет»

На мой взгляд, проблема у Лизы была только одна: в два года она еще не сказала ни одного слова, не назвала меня мамой, а своего папу папой, но все время что-то «чирикала» тонким голоском на своем языке и при этом ходила на цыпочках.

Подруги меня успокаивали: «Ничего, перерастет». Рассказывали чудесные истории, как у знакомых знакомых ребенок вот тоже не говорил, а потом в три, пять, семь лет (в зависимости от истории) раз – и сказал какое-то очень сложное слово или вообще взял и сразу заговорил предложениями.

Но свекровь насторожило вовсе не отсутствие речи, а то, как Лиза относилась к своей младшей сестре, трехмесячной Кате.

А Лиза не относилась к ней никак.

Она просто не замечала младенца, перешагивала через малышку, как через забытую на полу куклу. Могла попытаться встать на нее, чтобы дотянуться до игрушки на спинке дивана. Не подходила на нее посмотреть или утешить и даже не проявляла свойственной детям ревности.

Горка, лесенка, качели

Я начала читать про симптомы аутизма: проблемы с социальным взаимодействием и общением, кружение и ходьба на цыпочках, ограниченные интересы.

То, что произошло дальше, невозможно описать: как будто с дочки сорвали покрывало, которое укрывало ее с головой, как какую-нибудь статую в музее, и я впервые увидела ее такой, какая она есть.

Внезапно, в один момент, я поняла, что за два года она ни разу не попросила у меня еду, игрушку, одежду, ни разу не показала пальцем на что-то, что привлекло ее внимание, не просила с ней играть.

Я помню это ужасное чувство, когда я не могла сдержать слез на детской площадке, наблюдая, как мальчик лизиного возраста показывает пальцем в небо и кричит своему папе: «Cмотри, самолет!». Или как девочка помладше качается на качелях и просит маму: «Выше, выше!».

Я украдкой вытирала слезы и смотрела на свою дочку. Лиза весело бегала по площадке по своему обычному маршруту: горка, лесенка, качели, всегда в одной и той же последовательности.

Вот она подбежала к качелям и ждет. Не просит, не кричит, просто терпеливо стоит и ждет, когда я подойду и подсажу ее.

Первые месяцы после диагноза

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Я постоянно сомневалась в правильности диагноза: «Ну она же не избегает зрительного контакта»…

Нередко пишут, что шок, который родители переживают, узнав, что у их ребенка аутизм, сродни шоку от потери близкого человека.

Представьте: два года вы были уверены, что у вас растет совершенно здоровый малыш, который в положенное время начал сидеть, ходить и есть ложкой.

В своих амбициозных мечтах вы видите его талантливым музыкантом или танцором, лучшим учеником в классе, которого будет рад видеть среди своих студентов любой университет Оксфорда и Кембриджа.

Пожилые дамы, встретив вас на улице с коляской, улыбаются и говорят комплименты «такой хорошенькой девочке».

И вдруг в один момент оказывается, что ваша чудесная, хорошенькая девочка – ребенок «особый», с «особенными потребностями», «с нарушениями развития» или, как более прямо и жестко говорят по-русски — «ментальный инвалид».

Первые месяцы после того, как мы узнали об аутизме дочки, были самыми сложными.

Я металась из стороны в сторону: понимала, что придется расстаться с нарисованной картинкой о безоблачном будущем ребенка и своей семьи, но в то же время постоянно сомневалась в правильности диагноза («ну она же не избегает зрительного контакта», «ну она же не трясет руками и не крутит бесконечно колесо машинки»).

Смириться, осознать, успокоиться

Походы в детские группы и встречи с друзьями, у кого дети одного возраста с моей дочкой, превратились в мучительное испытание. Вдруг стало очевидно, насколько Лиза отстает от сверстников.

Дети со свойственной им прямотой задавали вопросы: «А почему Лиза не говорит, а почему она так пищит, а почему она с нами не хочет играть?». И вооружались против нее в игре палками.

Наблюдать это было физически больно, отвечать на детские вопросы невозможно без слез.

Еще одно испытание – разговоры с коллегами и знакомыми, с которыми общаешься нечасто. Как им рассказать, что с моей дочкой что-то не так? А нужно ли это? Слово «аутизм» застревало комком в горле.

Мне понадобилось больше года, чтобы окончательно смириться, осознать и успокоиться. Теперь я могу с улыбкой ответить на вопросы детей, поговорить со знакомыми и даже написать этот текст.

Сейчас Лизе пять лет, она ходит в специализированную школу. Говорит мало и неразборчиво, хотя понимает речь на двух языках, хорошо считает и различает цвета.

Она очень любит музыку, песни и мультики и часами может разыгрывать сюжеты из «Винни-Пуха» или «Боба-строителя» со своими фигурками из конструктора «Лего».

На первый взгляд она ничем не отличается от других детей ее возраста, ну, разве что может показаться невоспитанной – не здоровается, не отвечает на вопросы и с порога может начать вас выпроваживать за дверь: «Бай-бай-бай».

Заметить аутизм важно рано

Аутизм коварен тем, что часто может быть незаметным для человека непосвященного, маскироваться под плохое воспитание, умственную отсталость, а до трех лет вообще почти себя не проявлять.

При том, как стремительно сейчас увеличивается количество детей с аутизмом, об этом расстройстве нужно знать абсолютно всем.

Я бы выдавала брошюрку с информацией об аутизме еще на курсах для беременных.

— Если ребенок отказывается от груди или бутылочки, — Если ребенок ходит на цыпочках, — Если до полутора лет ребенок так и не сказал ни единого слова, — Если к году у ребенка нет спонтанного указательного жеста, и он не понимает, куда смотреть, когда вы что-то показываете ему, — Если к полутора годам ребенок не может показать части тела, повторить «ладушки» и «пока-пока», — Если ребенок просто не знает, как надо дуть, и еще много «если», немедленно ведите его ко врачу и не давайте себя выпроводить с утешениями «еще рано», «перерастет», «дорастет» и так далее.

К сожалению, за «слишком рано» очень быстро наступает «что-то вы поздно спохватились». Если не начать заниматься до трех лет, далее все усилия будут значительно менее эффективны.

Работа с детьми-аутистами

Я бы повесила плакат в магазине и общественном транспорте: если вы видите бьющегося в истерике малыша или школьника и бледную, растерянную маму, подумайте, прежде чем осуждать ее некомпетентность как родителя.

Возможно, этот ребенок болен и кричит не из-за того, что ему не купили шоколадку, а потому что от света, шума и потока людей у него случилась сенсорная перегрузка и надо просто дать ему время успокоиться.

Подумайте, что вы наблюдаете эту сцену лишь несколько минут, пока идете мимо, а той маме приходится иметь с этим дело каждый день.

Но детям с аутизмом можно помочь адаптироваться в жизни. Потому что доказано, что при соответствующей поддержке эти дети обучаемы и могут как закончить школу, так и получить высшее образование, а впоследствии работать.

Аутизм неизлечим, но его проявления можно скорректировать.

К сожалению, как всегда все упирается в деньги. И, что касается Великобритании, пока, мне кажется, правительство идет по пути наименьшего сопротивления.

О том, как проходит диагностика аутизма и какую поддержку получают семьи, я постараюсь рассказать в следующем блоге.

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

  • Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.
  • Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
  • Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
  • Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
  • Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
  • Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.

Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Диагностика аутизма у детей

Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

  • трудности в социальном взаимодействии;
  • коммуникативные нарушения;
  • повторяющееся, стереотипное поведение.

Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями

Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

Лечение и коррекция аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  • У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Медикаментозное лечение аутизма

Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

  • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
  • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
  • придерживаться бездрожжевой диеты,
  • снизить употребление сахара,
  • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
  • пить много воды,
  • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

  • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
  • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
  • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.

Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *