В две тысячи девятом году мир потрясла неожиданная новость – найдены останки человека, который при жизни, скорее всего, был легендарным основателем христианства. Святого апостола Павла, а речь идет именно о нем, казнили за пределами городских стен Рима, а потом предали земле. Спустя годы на этом месте была возведена базилика, а следы захоронения окончательно утрачены. Неужели ученым удалось найти настоящую могилу человека, почитаемого всем христианским миром? Вполне возможно, новые раскопки откроют много интересного. Однако сперва стоит разобраться, кем же он был при жизни, чем заслужил такое высокое звание безгрешного, почему запомнился современникам и потомкам.

Апостол Павел: биография от воинствующего фарисея до святого

Христиане и иудеи имеют насчет апостола Павла собственные мысли и никак не могут достичь единодушия. Странно, как мог маленький человек, пускай и великий, превратить доктрину крохотной группы людей, фактически «клуба по интересам», в мировую религию, которую сегодня мы называем христианством. Основные сведения из его жизни можно почерпнуть из книг Нового Завета. Он упоминается в Деяниях святых Апостолов и в его собственных письмах. Правда, определить, какие Послания из существующих четырнадцати принадлежат ему, уже не представляется возможным.

Важно

В девятнадцатом веке за городскими стенами в Риме в базилике святого Павла была найдена тяжелая мраморная надгробная плита. Углеродный анализ показал ее принадлежность к пятому веку нашей эры. Надпись на ней была четкой и разборчивой – Paolo Apostolo Mart («Апостол Павел Мученик»). Почти через сотню лет в две тысячи шестом под полом базилики открылась полость. В ней обнаружили нишу, где располагался саркофаг с останками. Папа Бенедикт XVI впоследствии рассказал, что захоронение вполне может принадлежать Павлу, это не противоречило бы ни одному древнему тексту.

История гонителя и миссионера христианства

В отличие от большинства других апостолов, Павел (Савл или Шауль), что в переводе с иврита означает «выпрошенный», «долгожданный», «вожделенный», принадлежал к элите. По рождению он являлся римским гражданином, что было по тем временам престижно. Это давало множество разнообразных привилегий и прав. К примеру, такой подданный мог требовать личного императорского разбирательства в спорных судебных тяжбах.

Вероятнее всего, имя Paullus или Paulus (лат. малый), было дано мальцу от рождения, но использовать его он начал только после принятия христианства. Получив весьма недурное образование, Шауль сделался настоящим ревнителем Закона, так как собирался связать свою жизнь со служением Богу, став раввином. Он был не только книжником и фарисеем, но и принадлежал к синедриону – высшему иудейскому религиозному учреждению, а заодно и судебному органу страны. Свой голос в совете он зачастую отдавал за казни первых христиан. Он никогда не видел воочию Иисуса при жизни, хотя мог вполне быть на ежегодных пышных празднованиях в Иерусалиме.

Первое упоминание о Савле датируется приблизительно тридцать третьим годом. Тогда насмерть забили камнями юного мученик Стефана, диакона – христианина. Религиозные тексты гласят, что Павел был мал, и его приставили следить за одеждой. Впоследствии по дороге в Дамаск «явился свет» и ослепил его.

Христианский пророк исцелил апостола, после чего тот от чистого сердца уверовал в доброго Мессию. Иудеи отдали Шауля под суд, но казнить изменника было не так просто. По праву он принадлежал Риму. Свой приговор он все же получил у римского императора, но немного позднее. Совершив четыре апостольских миссионерских путешествия, судьба его свершилась: суд признал вину и приговорил отступника к казни.

Биографические сведения о миссионере

Согласно иудейским записям, Павел, от рождения получивший имя Шауль (שאול‏‎) – прямой потомок двенадцати сыновей Иакова (колено Вениаминово), которые стали родоначальниками происхождения еврейского народа. Отец будущего апостола являлся ревностным фарисеем (общепринятое религиозно-иудейское течение), и детей своих воспитывал в строгости при соблюдении предписываемого Закона. При этом он имел римское гражданство, что явно указывает на его знатное происхождение и высокий уровень достатка. Похвастаться подобным в провинции мог далеко не каждый.

Родился Савл в городке под названием Тарс Киликийский. Все свое детство и юность провел в этом средоточии эллинистического образования и греко-римской культуры. Наряду с богословием, он изучал литературу, музыку, искусство, философию, религию и все, что было положено знать образованному человеку. Воспользовавшись правами гражданина, он переехал из родного города в великий Иерусалим. Согласно Деяниям святых апостолов (одна из книг Нового Завета), учиться ему пришлось у самого Рабана Гамлиэля бен Шимона ха-Закена (в христианстве – Гамалиила), известного ученого и раввина первого века до нашей эры.

Он штудировал Тору, а заодно и ее раввиннистические толкования, что хорошо заметно по поздним Посланиям. Скорее всего, он готовился стать учителем (ребе). Принимать плату за толкование священных текстов по тем временам было запрещено. Поэтому раввины зачастую «висели тяжким камнем на шее» у общины. С детства мальчиков приучали зарабатывать самостоятельно на жизнь, чтобы ни от кого не зависеть. Шауль овладевал ремеслом шитья парусиновых палаток для кочевников и торговцев. Если верить преданиям, то мученицы Филонила и Зинаида Тарсийская были кровными родственницами святого, а может, даже его родными или двоюродными сестрицами.

Преследование христиан

В Посланиях Павел впоследствии говорил, что имел реальную власть подавать голос за или против убийства христиан. Следовательно, вполне вероятно, что он мог служить в судебном органе (синедрионе). В седьмой и девятой главе Деяний сказано, что Шауль активно осуждал ранних христиан, обрекая их на гонения, пытки и даже казни.

Основной причиной тому была проповедь абсолютно неподходящая для ортодоксального (правоверного, последовательного) иудаизма. Иисуса распяли, что считалось самой позорной казнью после «побивания камнями». Этого уже достаточно – такой человек никак не мог иметь родства с Богом. Было и второе – новая вера отвергала исключительность Иерусалима в целом и Храма в частности. Преступник, в котором христиане усматривали Мессию, позволял обращаться к Творцу напрямую, минуя все положенные формальности храмового культа. Какой удар по авторитету священнослужителей!

Первый раз в библейских и апокрифических текстах имя Савла встречается как раз в том месте, где ведется рассказ о гибели от побития камнями первомученика Стефана. До самой казни Шауля не допустили, но спустя год он уже участвовал в подобных действах. Из этого можно сделать вывод, что ему как раз исполнялось тринадцать лет – возраст совершеннолетия у евреев. Библейские тексты дают весьма смутное описание суда над юношей. Непонятно, вынесли ли Стефану официальный приговор, или разъяренная толпа сама свершила его судьбу. Большого впечатления гибель мальчишки на Савла не произвела.

Из преследователей в миссионеры: жизнь Святого апостола Павла

Разбираясь, как Савл стал Павлом, следует понимать и учитывать, что никаких достоверных исторических материалов о жизни этого человека не сохранилось. Мы можем опираться только на библейские и апокрифические тексты, а также свидетельства его «коллег» апостолов. Доподлинно неизвестно, существовал ли такой человек в реальности или это собирательный образ нескольких первых христиан. Тем не менее история достаточно интересна, потому стоит изучить ее подробнее.

Путь в Дамаск и поворотный момент веры

Будучи убежденным фарисеем и членом синедриона, Савл должен был часто путешествовать меж городами, чтобы принимать участие в общих обсуждениях. Ходить доводилось пешком или передвигаться на лошадях или ослах. Направляясь однажды из Иерусалима, он подвергся чудесному явлению. Случившееся ученые датируют приблизительно летом тридцать четвертого года.

Погода стояла солнечная и вдруг на подходе к городу с небес заструился очень яркий свет. Шауль в страхе рухнул прямо в дорожную пыль, а потом услышал голос, который обращался к нему. После этого мужчина ослеп ровно на трое суток, из-за чего пришлось под руки вести апостола в Дамаск. Потом к нему пришел христианин Анания, возложил руки (особый обряд), и тот сразу же обрел зрение. Старец окрестил Савла именем Павел, и с тех пор земной путь этого человека круто изменился. Из-за случившейся истории выражение «путь в Дамаск» стало считаться образным, обозначающим переломный момент в чем-либо.

Апостольские путешествия

Что делал апостол Павел сразу после обращения, доподлинно неизвестно. Побыв немного в Дамаске, скорее всего, он направился в Набатейское царство, где проповедовал Евангелие среди аравийских иудеев. Правителю Арету IV Филопатрису, которого люди прозвали Великим, такое развитие событий не понравилось: по его стране бродил философ и агитировал народ попрать заветы старой веры. Он приказал схватить смутьяна, вносящего разброд в умы его верноподданных.

В тридцать седьмом или тридцать девятом пришлось бежать и поспешно возвращаться в Иерусалим. Там проповедник опять наткнулся на остракизм и отвержение. Новые единоверцы никак не могли смириться с тем, что им обязательно нужно было принять и даже полюбить палача, жестоко преследовавшего их ранее. Если бы не заступничество другого апостола – Варнавы – неизвестно, чем могла завершиться эта история. После этого Павел вернулся в родной Тарус, откуда через пару лет направился в Антиохию.

  • В первое апостольское путешествие Савл отправляется, руководимый своим защитником и наставником Варнавой. Мужчины заходят в Селевкию на Тире. Переправившись на остров Кипр, Павел вступает в препирательство с ложным пророком Вариисусом в городе Паф. Они направляются в Памфилию, Иконию и Ликаонию, где приходится проповедовать язычникам. После этого, друзья возвращаются в отправную точку.
  • Второе путешествие Павел начинает с Силой, еще одним апостолом. В Листре они «подхватывают» Тимофея и вместе идут в Галатию через Фригию. Решив проповедовать еще и в европейской части, они двигаются в Филиппы, где по приезде оказываются тут же арестованными. Павла освобождают, как настоящего гражданина Рима. Он продвигается дальше в Афины, где выпадает случай познакомиться с популярным мыслителем Дионисием Ареопагитом. В пятьдесят втором году он приходит в Коринф, где на полтора года задерживается у Прискиллы и Акилы, ставшими его последователями. После этого апостол морем идет в Эфес, откуда возвращается домой.
  • Третье путешествие Павел осуществляет в Эфес. Тут пишет два своих главных Послания – Коринфянам и Галатам. Апостол посещает Элладу и Македонию, а зимой доходит до Коринфа, откуда, через Кипр и Родос, приезжает в Тир. Вернувшись в Рим, обнаруживает, что иудеи решили судить его за то, что водил язычников в храм Соломона. Фарисеи и седукеи (религиозные течения в иудаизме) не смогли сами вынести приговор, перессорились и чуть не передрались. Тогда решили отправить неугодного богослова в Рим на суд императора.

Пуститься в четвертое и последнее апостольское путешествие у Павла получилось только после освобождения. Он посетил Крит, Эфес и Македонию. В Коринфе он повстречал своего единоверца и вечного оппонента Петра. С ним святой возвратился в Вечный город. Он успел побывать еще и в Испании, прежде чем опять попал под арест и был брошен в холодное и сырое подземелье.

Размышления первого христианского философа

Апостол Павел являлся первым богословом, который рассматривал философский аспект своей веры. Он пытался осмыслить и донести до простого люда историческое значение новой религии. Кроме того, его считали философом – мистиком, который трактовал слова Иисуса, зачастую опираясь на собственный духовный опыт. Мистика этого апостола – приближение к Христу. Он утверждал, что пребывает ежечасно в Боге, а Бог в это же время обретается в нем. Но если человек совершает проступок, то должен сам понести наказание, что несколько противоречит самим основам учения.

Эта философия получила даже отдельное название – паулианство. Фридрих Ницше считал Савла истинным основателем всей христианской доктрины. С ним соглашалось множество мыслителей, в том числе Лев Толстой, которому близка была идея непротивления злу насилием. В своих рассуждениях он говорит, что вера Павла основывается на страхе грядущей кары. В то же время богослов оправдывает казни, насилие, рабство и подчинение властям. На этой почве у апостола даже возникла идеологическая распря с Петром, который считал, что любовь следует познавать во всепрощении.

Послания богослова

По преданию апостол Павел написал четырнадцать писем, которые полностью вошли в Новый Завет. Авторство семи из них неопровержимо (протопаулинистские), а вот о других шести (девтеропаулинистские) ведутся ожесточенные дискуссии меж теологами на протяжении более двух тысяч лет. Послание к Евреям общепринято считать не имеющим отношения к этому апостолу.

  • Ранними письмами принято считать первое и второе к Фессалоникийцам, и Галатам. Они содержат основы проповеди, призывы к святости, а также размышления о Судном дне и воскрешении мертвых.
  • Самые большое – послание к Римлянам. В нем говорится о соблюдении чистоты веры, рассуждение о грехе и законе, о покорности властям и жестком следовании всем заповедям.
  • Ефесянам, Филимону, Колоссянам и Филиппийцам были написаны в римских застенках. В них много благодарности общине, а также осознание Христа, как примера для подражания. Павел предупреждает от лжеучителей и призывает к всеобщей радости.
  • Пастырские послания к Титу, Коринфянам и Тимофею более поучительны. В них меньше общих фраз, а речь идет о женской скромности, о поведении священников и диаконов, а также о церкви и таинстве благочестия.

Российский и советский ученый-лингвист Сергей Иванович Соболевский, штудируя работы Павла, выяснил, что написаны они обычным живым языком, без изысков и лишнего пиетета. Иероним Стридонский, церковный сочинитель и аскет, считал, что это прямое следствие того, что мужчине было трудно выражать свои мысли на неродном греческом, а тексты написаны именно на нем.

Смерть мистика Павла

Согласно библейским писаниям, апостол Павел или Савл перенес на жизненном пути огромное количество страданий и лишений, но никогда не предал своей веры. Он много путешествовал, проповедуя новую религию, разоблачая лицемеров и поощряя праведников. Большинство из его текстов вошли в Новый Завет, а имя его хорошо известно всем христианам на планете. После того как святой был схвачен подручными императора Нерона в Риме, он был казнен, вместе со своим «коллегой» Петром.

Важно

Император Нерон, приказав арестовать «праздно шатающихся» апостолов, поставил перед собой задачу красиво выйти из положения. Петра казнили через распятие головой вниз за городскими воротами, как простолюдина, вора и убийцу. Но Павел был римским гражданином и закон запрещал так позорно его убивать. Нерон приказал отрубить ему голову, но произвести казнь не на площади, а далеко за городской стеной.

Если судить по библейским текстам, то случилось это в шестьдесят третьем или четвертом годах. Однако пасторское Послание к Титу датируется более поздним временем. Потому ученые предпочитают датой смерти Святого апостола Павла считать шестьдесят седьмой – шестьдесят девятый год.

На месте захоронения учениками был поставлен специальный знак. Позже его использовал император Константин I Великий, как ориентир, желая увековечить память святого человека и выстроив базилику (храм). Православные празднуют день памяти Петра и Павла двенадцатого, а католики двадцать девятого июня. После обнаружения захоронения под алтарем церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура папа Римский пообещал верующим, как только будут проведены соответствующие анализы и необходимые исследования, выставить мощи для поклонения.

В память об апостоле

В честь великого человека, ревностного христианина и апостола, установлено множество памятников по всему миру. В Бразилии располагается город, который называется Сан-Паулу (Святой Павел), являющийся крупнейшим поселением в Южном Полушарии на 2016 год.

Люди искусства неоднократно обращались к жизни апостола для создания собственных произведений. Рембрандт увековечил момент избиения камнями юного Стефана, при котором присутствовал Савл, Караваджо обыграл сюжет божьего озарения, произошедшего с ним на пути в Дамаск. Энрике Симоне написал картину «Усекновение главы святого Павла», на которой отрубленная голова сияет, озаренная божественным светом.

Святой апостол Павел

Дивные дела Господа можно проследить на примере жизни и чудесного обращения святого апостола Павла. Ревностный гонитель христиан в короткое время обращается ко Христу и становится проповедником христианства, а затем даже принимает мученическую кончину за свою твердую веру. Что может быть чудеснее? Что яснее свидетельствует о чудесах Божиих, как не эта короткая жизнь, посвященная служению Христу.

Святой Павел не входил в число двенадцати апостолов и не был апостолом от семидесяти, но его называют «первоверховным». Почему?

Происхождение Павла

Родился он в Киликии, в городе Тарсе примерно в пятом – десятом году нашей эры. Точная дата не сохранилась до наших дней. Имя его было Савл, скорее всего так его назвали в честь царя Саула. Отец его был из колена Вениаминова, истинный фарисей. Сына он тоже воспитал в традициях фарисейства. От отца ему перешло римское гражданство. В то время немногие люди имели его.

Латинское имя Савла – Павел, что означает «малый». Скорее всего, это значение он имел ввиду, когда называл себя в посланиях «наименьшим из апостолов».

Савл с детства обучался иудейскому закону у раввина Гамалиила Старшего. Он в совершенстве выучил Тору и ее толкование. Кроме того, Савл обучался шитью палаток, что помогло ему в дальнейшей жизни. Если вспомнить его послания, он писал, что сам себя обеспечивает таким ремеслом, а не просит подаяния.

Неизвестно, был ли Павел женат или сохранил девство. В посланиях он намекает, что знаком с семейной жизнью. Это говорит в пользу того, что он был когда-то женат, может овдовел. Но предания называют его девственником наряду с апостолом Иоанном Богословом. Также из преданий стало известно, что его родные сестры – Зинаида и Филонила стали святыми мученицами.

Савл был обучен риторике, философии, литературе, различным языкам. В его посланиях заметно прослеживаются приемы античной риторики.

По описаниям того времени Савл был среднего роста, со сросшимися бровями, лысым и с выдающимся носом.

Гонение христиан

В те времена были распространены гонения на христиан со стороны фарисеев. Это объяснялось христианской общественной проповедью, несовместимой с ортодоксальным иудаизмом. Во-первых, крестная смерть считалась самой позорной для евреев. Таким образом расправлялись с особо опасными преступниками. А иудеи ждали Мессию, как царя израильского, который должен был прийти во всей помпезности и величии.

Во-вторых, многие христианские проповеди обличали культ Израильского храма. Это не устраивало фарисеев, даже оскорбляло их религиозные чувства.

Савл, как ревностный фарисей, до своего чудесного обращения, был участником гонения на христиан и даже принимал участие в некоторых расправах над ними. В частности, книга Деяний апостолов подробно описала, как во время казни святого первомученика Стефана, Савл стерег верхние одежды своих собратьев, забивающих камнями мученика.

Другими наказаниями христиан были: бичевания (сорок ударов в пять подходов) и заключение в темницы. Но избиение камнями было самой жестокой казнью. Даже наблюдать за такой процедурой было очень тяжело, зрелище не для слабонервных. А Савл спокойно наблюдал за этим, охраняя одежды палачей-фарисеев. Скорее всего, сердце его тогда было весьма ожесточенно.

Обращение ко Христу

И вот такого жестокого и непробиваемого человека Христос смог обратить к Себе, и растопить его железное сердце. В Деяниях апостольских это чудо описано очень подробно.

Савлу было тогда около тридцати лет, и он шел по дороге в Дамаск. Вдруг неожиданно с неба сошел свет и ослепил его. Потом он услышал голос, упрекающий его: «Савл, за что ты гонишь Меня?!» Вероятно, это был голос Самого Христа. Ведь когда он принимал участие в гонении на христиан, мучил их, то мучил и Самого Христа, по евангельскому слову: «если вы сделали это одному из меньших сих, сделали и Мне».

Остальные люди не слышали этого голоса. После этого чудесного явления Савл ослеп и оставался в таком состоянии целых три дня. Его привели в Дамаск, где он принял крещение от апостола Анании. После крещения к Савлу вернулось зрение.

Таким чудным образом ярый гонитель христиан стал сам христианином за каких-то три дня. С тех пор имя его стало «Павел».

Начало проповедей Павла

Сразу же после крещения Павел отправился на свою первую христианскую проповедь. Она была для жителей Аравии (там тоже жили иудеи). После этого он вернулся в Дамаск, где его преследовал царь Арета.

Затем Павел отправляется в Иерусалим. Но жители этого города помнили Павла, как яростного гонителя христиан, а тут он обращается ко всем с христианской проповедью. Они не могли поверить в такое быструю перемену в его мировоззрении, поэтому опасались его. Особенно не принимали его апостолы. Только уверение апостола Варнавы помогло исправить дело.

Потом Павел пошел в свой родной город, откуда они с Варнавой отправились в Антиохию. Оттуда он поехал в свое первое апостольское путешествие по миру.

Из-за споров насчет обрезания был созван первый апостольский собор в Иерусалиме. На нем Павел выдвинул версию, что нет необходимости христианам проходить обрезание. Его точку зрения приняли и другие апостолы. Но когда он пришел в Антиохию, у него были споры с апостолом Петром насчет этого.

Второе и третье апостольские путешествия Павла

Во второе путешествие Павел отправился с апостолом Силой. В городе Листре он встретился с Тимофеем. Он становится учеником Павла, далее они путешествовали вместе. Путь лежал в Европу. Они побывали в Филиппах, где Павла ненадолго задержали. Потом пошли в Фессалоники. В Афинах Павел познакомился с Дионисием Ареопагитом. Затем они отправились в Коринф, где познакомились с благочестивой парой – Прискиллой и Акилой. Потом вернулись в Иерусалим.

Третье путешествие начиналось с Эфеса, где Павел написал свое первое послание к Коринфянам и Галатам. Затем он отправился в Македонию, где было написано второе послание к Коринфянам.

Потом Павел посетил Элладу, Филиппы, Троаду и Тир. Здесь было написано Послание к Римлянам.

Суд над Павлом

В Иерусалиме на него было воздвигнуто обвинение, что он разрешает язычникам ходить в Соломонов храм. На суде в Синедрионе, куда привели Павла, состоялась распря между саддукеями и фарисеями. По причине римского гражданства Павла не смогли казнить. Он был отправлен к прокуратору Феликсу на суд, который оставил его в узах. Прокуратор послал его в Италию к императору на суд.

Затем Павла, как пленника, отправляют на корабле. Но около острова Мелит корабль терпит крушение. Потом он отправляется в Сиракузы и в Рим. Здесь он прожил два года и написал множество своих посланий. В них он перечисляет свои страдания и мытарства, которые ему пришлось перенести за Христа во время своих проповедей. Также в них описываются и чудеса, такие как: открытие ангелом темницы, где находился Павел и другие.

Четвертое апостольское путешествие

После этого Павел был освобожден и отправился в свое четвертое апостольское путешествие. Он посетил церкви, которые основал ранее. Тит был рукоположен Павлом на острове Крит епископом. Затем он рукоположил Тимофея в епископа Ефесского. В Коринфе он встретился с Петром и пошел с ним в Рим.

Затем Павел посетил Испанию, после этого вернулся в Рим, где был схвачен. Из темницы он написал свое второе послание к Тимофею.

Последние годы жизни

В Риме в заключении Павла приговорили к смертной казни. Но как римский гражданин он не мог быть распят. Поэтому ему отрубили голову мечом. Это произошло при Нероне в шестидесятых годах. Точная дата смерти его неизвестна.

На месте его погребения был установлен памятный знак. Позже на этом месте был выстроен храм Сан-Паоло-фуори- ле-Мура.

Католики отмечают его память 29-го июня. Православные празднуют 12-го июля по Юлианскому календарю. Поскольку два апостола –Петр и Павел больше всех послужили делу просвещения, то их называют «первоверховными апостолами».

Обнаружение мощей

В 2009-м году папа Римский издал указ о том, чтобы исследовать мощи, которые находились в храме Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Но камень саркофага оказался слишком толстым. Поэтому через отверстие в него ввели специальный зонд, через который производилось исследование останков. Были обнаружены кости и части сохранившейся ткани.

После окончания исследования, возможно, саркофаг с мощами будет открыт для поклонения в Риме (если найденные примеры останков совпадут с описанием внешности апостола).

Фарисей Савл могильщик Европейской цивилизации

Фарисей Савл могильщик Европейской Цивилизации.
При всех контрастах жизни патрициев и плебеев образ жизни римских граждан на полтора тысячелетия стал не достижимым образцом для христианизированной Европы. Если бы не произошла инъекция идеи ВОСКРЕСЕНИЯ ИЗ МЕРТВЫХ, разрушившей природные языческие культы, они бы бескровно с развитием научного мировоззрения переродились в безобидные традиции.
В стержень средневекового сознания европейцев было искусственно заложено чуждое религиозное мировоззрение.
Эпоха возрождения слегка «подлечила» цивилизацию. Но развивается она как организм, мозг которого поражен инсультом. Фарисей Савл в борьбе за свое особое место в религиозных новациях использовал изначально самые кровавые методы по устранению своих конкурентов эллинистов. Савл неоднократно пользовался привилегированными правами римского гражданина. Заявляя: » Я римское гражданство получил от рождения» он говорит полуправду. Римское гражданство купил его отец, удачливый торговец изделиями из кожи и тканями. Римское гражданство позволило избежать расправы над ним своими соплеменниками. Римское право позволило ему осуществить свою мечту достигнуть западных границ Римской империи. Используя законодательство самого правового античного государства, он делал все, что бы разрушить это государство. Была впервые испробована технология разрушения суверенного государства внедрением чужеродной идеологи.
В Риме он в ожидании судебного разбирательства несколько лет свободно проповедовал чуждую местным жителям идеологию. Попытки привлечь местных евреев оказались безуспешными. Как и назареи Апостолы, руководители еврейской колонии отвергли его. Расставаясь с соплеменниками, он злобно произносит: » Итак, да будет вам известно, спасение божье послано язычникам; они и услышат» (деяния 28:28).
Савл прекрасно знал иудейские библейские заветы. Бог в этом писании только для иудеев. Нет ни одного примера претензий этого Бога на покровительство для других народов. Только в Исходе десятки раз повторяется в разных вариациях 6(7) Я Господь и Бог ваш. 9(6) Так говорит Господь, Бог евреев. Вся библия пронизана такими утверждениями.
Чтобы реализовать свои амбиции он возводит иудейского Бога во Всевышнего, и навязывает эту искусственную религию, динамично развивающимся по законам естества, языческим государствам.
Преследование Апостолов не входило в ту иллюзорную конструкцию, над которой лихорадочно работал неутомимый мозг Савла. Они были ему необходимы как связующие звено в его замыслах. Савл как фарисей верил в возможность воскресения. Весть о распятии и последующим воскресении поразила его только тем, что Иисус объявил себя Сыном Божьим. Сыном Божьим СЧИТАЛ СЕБЯ САМ Савл. В послании к Галатам есть фраза, которая раскрывает тайный механизм сознания гонителя эллинистов Савла, превратившая его в конструктора христианской идеологии апостола Павла. 1:15-16 Когда же Бог, избравший меня от утроба матери моей и призвавший благодать Свою, благоволил открыть во мне СЫНА СВОЕГО, чтобы благовествовать Его язычникам,…
Здесь он явно лукавит. Повернуть свою неукротимую энергию на приобщение язычников к христианству возникла позднее, когда он понял, христиане иудеи со временем благополучно вернуться в привычную для них Моисееву Тору. Расправившись с претендентом в Апостолы, Савл затеял поход в Дамаск с целью во время этого путешествия верных сатрапов уничтожавших христиан превратить в надежных соратников. Этот замысел ему удалось великолепно осуществить. Апостолов никто не трогал. ОНИ В ЭТО ВРЕМЯ, ОРГАНИЗОВАЛИ ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ » КОЛХОЗ» и раскулачивали зажиточных эллинистов. В деяниях описана только одна из многочисленных трагедий. Супруги Ананий и Сапфира были не единственной семейной парой, которую готовили к погребению услужливые юноши. Эллинисты, из не иерусалимских общин, пытаясь укрыться от преследования опричниками Савла под защитой Апостолов, вынуждены были дорого оплачивать свою безопасность.
После побега из Дамаска Варнава в Иерусалиме представляет Савла Апостолам. Ученики скептически слушают самозваного претендента в их Господом определенный клан. Этот человек недавно избавил их от претендующего на это звание Стефана, теперь сам утверждает, что стал избранником Иисуса. Братия, выслушав все, предлагают ему уйти в свой город Тарс. Таким способом ему намекают, что бы он сидел дома и не высовывался со своими претензиями. Фактически Савла отстраняют от апостольской деятельности, благословление к которой он надеялся получить от настоящих Апостолов. Неукротимая энергия Сына Божьего не позволила ему спокойно сидеть в родном городе. Это подтверждает он сам в послании к галатам (1:17,18,19) и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам а пошел в Аравию….)
Савл умышленно предает забвению первую неприятную для него встречу с Апостолами. Далее он пишет, что только через три года он вернулся в Иерусалим и встречался только с апостолом Петром и Иаковом братом Иисуса. Аравийский вояж Савла оказался плачевным он не приобрел последователей среди бедуинов кочевников. Здесь зарождался совершенно иной религиозный настрой. Савл срочно меняет направление своей миссионерской деятельности на запад. Он поселяется в Антиохи, здесь функционировала крупнейшая на то время секта христиан, которую основали бежавшие от преследования Савла эллинисты. Странно, но история не один раз показывала примеры, как кровавые преследователи народа становились героями того же народа.
За прошедшие годы молва о чудесном перевоплощении гонителя широко распространилась в христианских общинах. И в самих общинах произошли значительные изменения. В них значительное место стали занимать приверженцы идеи воскресения не еврейской национальности. Чтобы привлечь большее число таких людей в общину их освобождали от обряда обрезания, и соблюдения иудейских запретов в области питания. Необходимо было только верить в Христа. Проницательный ум Савла сразу оценил открывающиеся возможности по привлечению новой паствы. Его воображение будоражили грандиозные планы, БУДУЧИ, ВТОРЫМ В ИУДЕЕ, СТАТЬ ПЕРВЫМ НА ПРОСТОРАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. Савлу удалось посадить за обеденный стол с язычниками даже таких иерусалимских назареев как Петр и Варнава. Но, вернувшись в Иерусалим, они под давлением Иакова Праведного покаялись и вернулись на прежние ортодоксальные позиции. Иерусалимские назареи все прочнее закрывались в своей раковине.
А на ближайших подступах началась эллинизация христианства. Савл выполняя свои грандиозные замыслы, приступил к миссионерской деятельности. В течение почти двадцати лет он посетил остров Кипр. Города и поселения расположенные на берегах Средиземного и Эгейского моря. Прошел далее на север в Троаду (Троя). Далее по морю в Македонию. Оттуда пешком в Афины. Везде он активизировал старые и создавал новые христианские общины. Он очень надеялся получить благословение на апостольство у признанных апостолов. Каждое из трех путешествий он завершал прибытием в Иерусалим и привозил туда значительные средства для бедствующих иудо-христиан. Автор «Деяний апостолов» утверждает, что во время первого пребывания состоялся «Иерусалимский собор» на котором были установлены правила обращения Павлом в христианство язычников. ЭТОТ СОБОР был необходим идеологам образуемой церкви, чтобы подтвердить Апостольство главного ее вдохновителя. То, что этого собора не было, подтверждает непризнанный Апостол Павел. О СТОЛЬ НЕОБХОДИМОМ ПРИЗНАНИИ ОН НЕ СООБЩАЕТ НЕ В ОДНОМ СВОЕМ ПОСЛАНИИ.
Христианизации Европы привела к коллапсу развитой античной науки, литературы и искусства. Процессы, происходящие в природе, стали восприниматься как воздействие на людей божьей воли и одновременно способ наказания людей. Все формы человеческой деятельности были искалечены ритуально-мистическими действиями, порабощающими сознание людей. Природный языческий оптимизм сгорел в кострах инквизиции. Источниками сохранения достижений античной цивилизации оставались латинский и древнегреческий языки. Именно они сохранили достижения античной науки, литературы и искусства. Эти языки не были запрещены инквизицией только потому, что только на них могли быть написаны и религиозные трактаты. Этот язык еще многие столетия был средством общения между многими народами побережья средиземного моря, пока формировались национальные языки. Если бы Ломоносов не получил в Славяно-греко-латинской академии знаний этих языков в России не было бы современных достижений в науке литературе и искусстве. Ломоносов не только писал свои научные работы на латинском языке, но и переводил с него на русский. Древние языки во время средневекового мракобесия сохраняли не только научные достижения античности, но и литературные произведения с их языческим оптимизмом. Ученые в тайне от инквизиции обменивались результатами научных работ на латинском языке. Период возрождения дал новый импульс в изучении античных языков. Они становятся обязательными в классическом образовании даже тех стран, где ранее им не пользовались. Медицина в международном масштабе была немыслима без латыни. Врачи даже в начале двадцатого века не только на ней писали рецепты, но и свободно общались между собой у постели больного. В разговорной речи образованных людей находилось место для античных изречений, пословиц и поговорок.
К чему привела победа христианства над язычеством? Было изуродовано естественное восприятие Природы и отношение к человеческому телу. В античной культуре тела не стеснялись. В христианском средневековье оно стало греховным. У античных римлян и греков забота о физическом состоянии тела и гигиена были на одном из первых мест. Олимпийские игры, где атлеты показывали свое физическое совершенство, были запрещены. В средневековой Европе мыться считалось грехом. Мыли по-библейски, в основном ноги. В бани ходили в исключительных случаях. Римский водопровод остался в истории, средневековые столицы еще долго обходились без этого античного изобретения. На улицах городов грязь и отбросы среди них ходили люди и животные. В 1662 году было решено очистить Париж, только в страхе из надвигающей из соседних государств чумы. Зловоние царило в храмах, дворцах и даже король вонял хуже дикого животного. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец 15 века) признавалась, что мылась два раза в жизни, при рождении и в день свадьбы. Чистить здоровые зубы, считалось признаком низкого происхождения. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент пятый погибает от дизентерии. Папа Климент седьмой умирает от чахотки.
Только в России языческий обычай мыться в бане сохранялся во все времена. О причинах поговорим в особенностях христианизации Руси. Приезжающих в Европу русских в эти времена считали извращенцами за их регулярное посещение бань. Русские не оставались в долгу, создавая анекдоты из иногда даже не анекдотических историй. Примером служит переписка кроля Генриха Наваррского со своей возлюбленной Габриэль де,Эстре.: «Не мойся милая, я буду у тебя через три недели». Возлюбленная с нарочным сразу посылает ответ: » Милый Генрих, не моюсь уже пятую неделю. Приезжай скорей!» Антисанитария, болезни и эпидемии, лицо средневековой Европы. Палочка с липким наконечником для ловли вшей была не только в домашнем обиходе, но и на баллах у вельмож.
Христианизация Руси преподносится только как результат миссионерской деятельности. В действительности это была политика Византийской империи. Чтобы обезопасить свои северные границы, было необходимо приручить воинственные славянские племена. Первые походы на Византию начались в начале девятого века. Князь Олег был еще язычником. Последний поход был в 944 году. Походы русских князей на Византию способствовали не только приобщению к ее материальным ценностям, но и соблазнам новой религии обещавшей ее сторонникам соблазнительного воскресения из мертвых. Многие дружинники возвращались из этих походов христианами. Самым надежным способом было распространить христианство с религиозным центром в столице Византийской империи. Это и удалось осуществить не с помощью проповедников в массах, а соблазнив христианством князей и их приближенных. Введение христианства произошло насильственным путем. Такое отношение к народу стало обычным при проведении в дальнейшем и всех политических реформ. Крещение началось с городского населения. В ночь перед крещением жители активно прятали в схроны символы языческих богов. Многие жители Киева отказывались креститься, и бежали в леса и степи, образуя отряды разбойников.
Христианизация сопровождалась закрепощением вольных земледельцев, с которых собирали подать только в казну Киевского князя. Теперь они вынуждены содержать на кормлении его наместников, будущих дворян и духовенство. С большими проблемами столкнулись Киевские князья, проводя христианизацию в соседних вассальных княжествах. Крещение больше походило на игру в поддавки. В присутствие княжеской рати подданные княжества крестились, а с уходом крестителей возвращались к своим родным богам. Многие выступления против христианизации принимали форму восстания. Это происходило в Суздале, Новгороде и самом Киеве. Восставшие разрушали храмы, убивали священников и миссионеров. Такая тенденция протеста против произвола властей продолжалась и после христианизации. Бежавшие, уже с внедренной христианской идеологией, образовывали на окраинах государства поселения, роднились с местным населением, образуя вольное казачество, которое со временем перешло на службу царю. А сохраненное языческое естество и стремление к свободе привело к движению на восток. Уходя все дальше от государственного надзора, они распространили это государство до Американского континента, присоединив к России часть Аляски. Проповедники православия утверждают, что исторические беды народа обусловлены тем, что он предал православие. Православная церковь в России всегда была идеологически беззубой. Она возникла насильственным путем, как инструмент борьбы князей за самодержавие и существовала всегда поддержкой властей.

«Несвятой» апостол: почему Павел из фарисея стал лучшим проповедником христианства?


Избиение камнями святого Стефана. На заднем плане сидит юный Савл — будущий апостол Павел. / Апостол Павел на русской иконе.

Этот человек никогда не общался с Иисусом Христом во время его земной жизни и не был в кругу учеников Спасителя. Его биография содержит немало темных пятен и очень странных эпизодов. Почему же так вышло, что именно апостол Павел в конце концов стал одним из наиболее почитаемых авторов Нового Завета?
В прошлом не раз бывало так, что ярый противник какого-либо учения впоследствии превращался в его ревностного апологета. Но история Савла из города Тарc, позже ставшего апостолом Павлом, конечно, стоит особняком. Во-первых, потому что написанные им тексты, вошедшие в состав Нового Завета, стали фундаментом для всей христианской богословской мысли. А во-вторых, потому что он прошел путь не просто от противника до сторонника, а от гонителя и палача христиан до защитника веры, принявшего мученическую смерть за свои убеждения.

Фарисей из Киликии.

Будущий апостол родился в знатной семье фарисеев из Тарса, главного города Киликии. С самого своего рождения он принадлежал к элите, потому что обладал статусом римского гражданина — честь, которой могли похвастаться далеко не все жители имперских провинций. Его растили в достатке, но при этом с соблюдением строгих традиций фарисейского благочестия. Он получил отличное религиозное образование, хорошо знал Тору и умел ее толковать. Казалось, что впереди его не ждет ничего, кроме успешной карьеры.

По некоторым данным, Савл даже входил в состав местного синедриона — высшего религиозного учреждения, которое одновременно исполняло функции суда. Там-то ему и пришлось впервые столкнуться с главными идеологическими врагами фарисеев на тот момент — христианами. Как и полагалось верному последователю фарисейского учения, он активно включился в гонения.
«Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах», — такие слова будущего апостола приводятся в Деяниях святых апостолов. Одним из самых заметных эпизодов было участие Савла в судьбе святого Стефана, которого насмерть забили камнями. Сам он не принимал участия в расправе, но не пытался остановить убийц и вполне одобрял происходящее.


Картина «Обращение Савла» Пармиджанино. «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян.9:8-9:9)

Жизнь Савла резко изменилась на пути в Дамаск, куда он вел группу христиан для наказания. Согласно преданию, он внезапно услышал голос, говоривший: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» После этого на три дня его поразила слепота, исцелить которую смог лишь дамаскский христианин Анания. На этом закончилась история фарисея Савла и начался тернистый путь апостола Павла.

Конфликт столпов веры.

Сразу после обращения Павел начал активно проповедовать христианство. 14 лет он ездил по миру и рассказывал о Христе в Аравии, Сирии, Киликии… Спустя некоторое время в Антиохию (столицу Сирии в то время) прибыл и апостол Петр — «камень», на котором Христос основал свою церковь. И между двумя истовыми проповедниками разгорелся нешуточный конфликт. Удивительное дело — бывший фарисей, имеющий за плечами столь тяжкие грехи, не побоялся обвинить Петра в лицемерии!


Апостол Павел. Русская икона 17 в.

«…сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» — рассказывает об этом сам Павел в Послании к Галатам. Речь шла о том, что Петр, проповедуя, вел себя не всегда искренне, пытаясь одновременно и вызвать симпатию язычников, и не навлечь на себя осуждение со стороны единоверцев.
Тут стоит напомнить, что христиане поначалу не хотели принимать Павла, памятуя об его фарисейском прошлом. Собственно, только заступничество апостолов Варнавы и Петра помогло ему стать «своим» среди тех, кого он еще вчера подвергал жестоким гонениям. А теперь «в благодарность» он обвинял старшего среди двенадцати апостолов в лицемерии! Удивляет как то, что Павел осмелился на такое, так и то, что это не вызвало никаких нареканий со стороны Петра.
Объяснить поведение Павла несложно. Как известно, нет более горячего фанатика, чем неофит. Энтузиазм новообращенного христианина еще не успел остыть, а препятствия, которые приходилось постоянно преодолевать на пути этого служения, лишь жарче разожгли пламя веры в его душе. Кроме того, Павел явно ощущал свое преимущество над большинством других апостолов. На фоне искренних, но неумелых речей рыбаков, мытарей и странников проповеди профессионального богослова, свободно ориентировавшегося в сложнейших вопросах толкования Торы, наверняка звучали более убедительно и ярко. Вполне возможно, что это давало Павлу повод считать себя лучше разбирающимся в вопросах веры, нежели его старшие, но менее образованные собратья. А потому он не боялся поучать, искренне считая, что знает «как надо».
Что касается Петра, то ему хватило мудрости не спорить с Павлом, а признать его правоту. Ведь тот, вольно или невольно, задел самую больную тему — лицемерие. Кому как не Петру, трижды за одну ночь отрекшемуся от своего Учителя, было знать всю силу этого греха! А потому, Петр смирился и не стал возражать обвинениям Павла.

Миссионер или предатель?

Интересен и вопрос о том, почему жестокий фарисей Савл в одночасье превратился в пламенного христианина Павла. Ответ на это снова дает текст Деяний апостолов. Когда Бог велит Анании идти и исцелить Савла от слепоты, тот настолько удивляется, что даже смеет перечить: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме». Но Господь настаивает: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми». И Анания повинуется.
Для Савла, воспитанного на ветхозаветных принципах «око за око», проявление милосердия — это что-то странное и непривычное. Неизвестно, что больше впечатлило его: явленное могущество Бога или поведение Анании, который, пусть сомневаясь, но все же пришел и исцелил злейшего врага своих братьев по вере.
Перед молодым фарисеем, который думал, что во всех подробностях знает, как устроен мир, внезапно открылась новая реальность, построенная на иных, уже христианских ценностях. Эта внезапная смена системы координат и заставила его обратиться в новую веру.
Бог не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел. Вновь вспомним об его образовании и подготовке. Теперь все эти способности были употреблены на благо христианства. Вот почему слова апостола Павла проникали в каждое сердце. И вот почему его слышали во всех концах земли, за что он и был прозван «апостолом язычников».
Он мог проповедовать вдвойне эффективнее, нежели любой христианин, потому что заранее знал, что ему могут возразить фарисеи. И потому выходил победителем из всех диспутов, тем самым еще сильнее зля своих вчерашних соратников.


Проповедь апостола Павла. Храмовая мозаика.

Потому-то Павла и постигла трагическая судьба, подобно другим апостолам. Ему не могли простить перехода в другой лагерь. Иудеи хотели убить его еще в Дамаске, сразу после начала его проповеди. Но этот план не удался.
В конце концов, решающее слово, как и в случае с Иисусом, сказало римское правосудие. Павел был казнен в Риме, при императоре Нероне. Причем, как римский гражданин, он был обезглавлен, а не распят. Но слова, сказанные им, живут до сих пор.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *