Ирина Белова: «Гуслицкая роспись была открыта заново»

Музыкальный областной колледж искусств и технологий в Егорьевске является единственным учебным заведением в Подмосковье, где студентам преподается местный традиционный орнамент – гуслицкая роспись. Об этом еще малоизвестном виде творчества и истории его возрождения в наши дни расскажет преподаватель колледжа Ирина Белова.

— Расскажите, что такое гуслицкая роспись? В чем ее особенности?

— Гуслицкая роспись – это особый вид орнамента, которым украшали тексты в старообрядческих певческих книгах. Эта роспись была характерна для района бывшей Гуслицкой волости. К волости раньше относились части нынешнего Егорьевского, Ногинского и некоторых других районов Московской области. Главными особенностями «гуслицы» являются тонкая штриховка и яркая цветовая гамма. Если посмотреть старообрядческие книги, то видно, что каждый художник старался придерживаться своей цветовой гаммы. Встречается как сине-зеленая гамма, так и чередование красного и синего. Последние два цвета считаются контрастными, но художники умели их уравновешивать, подбирая определенные их оттенки. Для «гуслицы» использовались краски на водной основе, близкие к акварели, отчего цветовые переходы получались плавными. Акриловые краски, используемые нами сейчас, конечно, жестче. Цветную штриховку, которая моделировала объем, художники выполняли перьями.

Рисунок гуслицкой росписи представляет собой растительный орнамент. Каждый художник имел свой почерк, использовались разные формы цветков и завитков. У одного мастера были мелкие завиточки, более изящные, а у другого — крупные. Заглавная буква текста всегда сильно орнаментировалась, так что даже не сразу определишь, что это за буква. Также орнамент рисовали на титульном листе книги, на полях, а в конце текста ставились так называемые «концовочки». Роспись часто украшали птицами. Птички изображались в разных позах: где-то головку повернула, где-то крылышки расправила, где-то в клюве что-то держит, где-то песню поет. Интересно, что в книгах северной поморской традиции есть своя штриховка, родственная гуслицкой. В ней есть отличия, обусловленные другим климатом. Птички там — чайки, что не характерно для Подмосковья, а ягоды – морошка. Цветовая гамма поморской росписи более сдержанная, как и сама северная природа.

— Как удавалось сохранять традицию гуслицкой росписи?

— Как известно, старообрядцы были в истории гонимы. Еще с шестнадцатого века в России использовались станки для печатания книг, но старообрядцы и в семнадцатом веке печатать не могли, им запрещали. Чтобы сохранить свою культуру, и тем более церковную культуру, они долгое время были вынуждены переписывать книги вручную. Это продолжалось вплоть до начала двадцатого века. После у них стали появляться свои типографии. Поэтому в Гуслицкой волости образовался уникальный книжный промысел. Здесь жило и работало множество художников, которые занимались украшением книг. Такие рукописные книги, естественно, стоили дорого. Рисовали орнамент одни люди, а писали сам текст — другие. Я видела в старообрядческом храме в деревне Шувое Егорьевского района прориси, то есть кальки с маленькими дырочками, через которые наносился этот орнамент. Они были заготовлены у мастера для скорости работы, чтобы не рисовать заново каждый орнамент. В старообрядческих селах в Гуслице развивались и многие другие традиции и промыслы. Старообрядцы наших краев были людьми образованными, довольно зажиточными, поголовно грамотными. Держались своей общиной, что помогало преодолевать гонения и быть успешными даже и в этой ситуации. До сих пор еще остается много неизвестного из истории гуслицкого края.

— Где можно посмотреть книги, украшенные гуслицкой росписью?

— В нашем егорьевском музее. Кроме того, в музее есть интерактивная книга, в которой можно прослушать записи звучания текста песнопения, записанного особыми крюковыми знаками. Сегодня музей вносит свой вклад в дело возрождения местной росписи. В упоминавшейся уже деревне Шувое проводили провинциальный эксперимент: сотрудники музея занимались с жителями деревни, обучая их приемам росписи. В результате сделали блокнотики, записные книжки, оформленные по мотивам «гуслицы».

— Орнамент зародился именно в гуслицкой волости или имел какие-то прототипы?

— Считается, что зародился у нас. Однако есть и другие мнения на этот счет. Краевед Михайлов Сергей Сергеевич утверждает, что своими корнями «гуслица» уходит к ветковской росписи. Он считает, что орнамент принесли к нам переселенцы из западнорусских земель. В хранилище Троице-Сергиевой лавры есть книга, расписанная гуслицкой росписью. По датировке она может относиться и к дораскольным временам. Я утверждать здесь ничего не берусь. Лично я этим вопросом глубоко не занималась, потому что иначе нужно проводить целое исследование: ездить по музеям, просматривать какие-то хранилища и так далее. Мое дело, прежде всего, учительское. Главное для нас – учебный процесс.

— Расскажите, когда и почему вы стали обучать детей орнаментам на основе гуслицкой росписи?

— Много лет назад Наталья Николаевна Артемова, директор историко-художественного музея Егорьевска, где хранятся эти замечательные книги, принесла несколько фотографий и сказала: «посмотрите, может быть, вы можете что-нибудь сделать с этим орнаментом». Когда мы начинали заниматься росписью, у нас на руках не было книг, не было интернета. Было несколько черно-белых ксерокопий и несколько вот этих маленьких цветных фотографий. Сейчас уже появилось достаточно много информации и фотографий в интернете, а тогда про гуслицкую роспись вообще никто не знал. В те годы мы поехали в музей имени Андрея Рублева в Москву. Думали, что там-то мы найдем множество книг с этим орнаментом. Однако ожидания не оправдались. Мы нашли только чем-то родственные росписи со штриховкой, но цвета у них были совсем другие.

— Как давно это было?

— Это было это лет семнадцать назад, то есть в конце девяностых. В 1999 году открылся наш колледж. А прежде я работала в школе с углубленным изучением изобразительного искусства. У нас прямо в учебную программу было встроена живопись, рисунок наряду с обычными предметами. В этой школе мы первый раз попробовали рисовать «гуслицу» с детьми. Наш девятый класс сделал первые работы с гуслицким орнаментом, и их представили в историко-художественном музее Егорьевска. Была конференция, приехали музейные специалисты. Все были удивлены и воодушевлены, тогда гуслицкая роспись, по сути, была открыта заново. К нам приехал телеканал «Культура», они готовили фильм о русской росписи, и в том числе сняли небольшой сюжет о нас.

— Как вы выбирали предметы, на которых стали наносить роспись?

— У нас в школе была не такая большая база, и поэтому мы остановились на дереве. Поехали в Измайловский парк в Москву, купили заготовки и краски и стали работать. Это были различные шкатулки, сундучки, деревянные панно, часы, матрешки. Нам тогда советовали: «ищите какое-либо изделие, которое было характерно только для этой местности: какую-нибудь солонку, поставок, чашку. Вот тогда это станет визитной карточкой края». Пока такую вещь мы еще не нашли. Наша ученица Точилкина Анастасия не побоялась сделать роспись матрешек в гуслицком стиле. Получились настоящие красотки, они сейчас хранятся у нас в небольшой коллекции в колледже. Здесь в аудитории эта коллекция и находится. Это дипломные работы наших учеников. Когда я на них смотрю, всегда удивляюсь. Ведь их выполняли, по сути, дети, но результат очень впечатляющий.

— Проявляют ли ученики колледжа интерес к гуслицкой росписи?

— Гуслицкая роспись достаточно трудоемкая, она нравится тем, кто любит мелкую работу. Штриховка делается тонкой кистью. Некоторым ученикам Бог дает в руки талант, и они сразу же с первой работы штрихуют очень хорошо. Другим же приходится долго упражняться. Тем не менее, могу сказать, что у большинства студентов «глаза горят». У меня дочка, например, в свое время увлеклась «гуслицей» и очень быстро освоила ее. Сейчас она уже стала преподавателем в нашем колледже. Много ребят делали работы вместе с ней, и результат хороший. Кто-то после обучения начинает развивать дело. Я вижу, что некоторые наши студенты выкладывают свои работы в интернете. Изделия покупают, так что дело разрастается.

— Сколько нужно времени ученику, чтобы освоить стиль?

— Мы начинаем обучать ребят росписи на втором курсе. Полгода или чуть больше они осваивают приемы, а в конце семестра мы уже делаем первую работу. Чтобы сделать хорошие работы, необходимо совершенствоваться все три года обучения. Вначале все делается на эскизах, то есть рисунок разрабатывается на бумаге. Этап зарождения замысла самый сложный. Пока ты не сделаешь рисунок на бумаге, нельзя начинать роспись на дереве. Необходимо прежде определиться, какой будет тип росписи: орнамент в круге, ассиметричный орнамент или что-то другое. Дальше идет работа, которую все любят, а именно перенесение рисунка на изделие. Студенты не хотят повторяться. Они ставят перед собой высокую цель, сделать что-то такое, чего еще никто не делал. Стремятся в орнаменте как-то выразить свой замысел.

— Что для вас важнее, творчески развить гуслицкую роспись или приблизиться к старым образцам?

— Когда мы начинали, мы брали из старых книг орнаменты, выделяли какие-то основные элементы, чтобы из них в конечном итоге создать что-то свое. Но главное, на мой взгляд, сохранить стиль, чтобы не получалась «псевдогуслица». Надо учитывать, что авторами работ являются все-таки студенты, поэтому порой получается и «псевдо», но мы все равно выделяем те работы, которые ближе всего к настоящей гуслицкой росписи. Был у нас один студент, который рисовал все время что-то свое, как мы его не убеждали. Мы не так строго к этому отнеслись. Мы же не можем ему запретить рисовать, раз он чувствует стиль так. Сейчас тоже есть девочка, у которой получается что-то свое. Оно может быть не такое, как на образце и картинке, но зато самобытное. Важно, что в студентах проявляется творческое начало. Кто знает, во что это увлечение потом перерастет? Может быть, через какое-то время он или она начнет более глубоко изучать древние образцы, и перестроится. Это все приходит со временем, главное руки не отбить. Как говорится, дорогу осилит идущий.

Познавательные, документальные фильмы о национальных промыслах:
— Охотничий промысел
— Рыболовный промысел
— Оленеводство
На территории Хабаровского края издавна живут тунгусские народы – эвены и эвенки, нанайцы и ульчи, нивхи и орочи, удэгейцы и негидальцы.
В северных районах Хабаровского края издавна живут тунгусские народы – эвены и эвенки, кочующие за стадами оленей по бескрайней тайге.
Это хозяйственное занятие требует постоянных передвижений в поисках лучших угодий. Так сформировалась уникальная кочевая культура тунгусов.
В Хабаровском крае оленеводством занимались эвенки Тугуро-Чумиканского, Верхнебуреинского и Аяно-Майского районов. Одним из центров сохранения древних традиций оленеводства в крае является Охотский район, место традиционного проживания эвенов или ламутов, как их называли в прошлом.
С глубокой древности олень играет важную роль в жизни таежных кочевников. В качестве основного средства передвижения он незаменим в тайге в любое время года.
Охота на пушного зверя – соболя, белку и охота на парнокопытного зверя – лося, изюбра, дикого оленя, кабаргу, косулю и кабана продолжают оставаться основными в хозяйственной деятельности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности эвенков, негидальцев и удэгейцев. Издавна она являлась основой их жизнеобеспечения: мясо употреблялось в пищу, шкуры использовались для пошива одежды, обуви и головных уборов, а шкурки пушных зверей имели товарное значение.
Знания о тайге и ее обитателях, умение ориентироваться в ней, а также профессиональные навыки охотника – промысловика – все эти качества воспитывались с раннего детства.
Живя на берегах великого Амура с его многочисленными притоками, горными реками, все коренные жители региона занимались рыболовством. Традиционная культура, основанная на рыболовстве, имеет очень древние корни на Нижнем Амуре. Археологические данные свидетельствуют, что и тысячи лет назад этот промысел был основным для древнего населения Приамурья.
Все приамурские жители были ихтиофагами. Рыба служила для них основным продуктом питания. Её употребляли в сыром, вареном, вяленом, копченом, жареном виде.
Работа над диском проводилась с 2007 года, материал собирался в процессе научных и этнографических экспедиций Портал Хабаровск по местам компактного проживания коренных народов на территории Дальнего Востока.
Продолжительность: 90 мин.
Над материалами работали:
Оленеводство:
Титорева Галина – зав. сектором этнографии Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, кандидат искусствоведения.
Информанты: Андреева Светлана Афанасьевна – учитель СОШ с. Арка, Охотский район; Громов Андрей Иннокентьевич – председатель территориально-соседской национальной общины «Виточан», Охотский район; Громов Егор Семёнович – оленевод, Охотский район; Громова Евдокия Егоровна; Громов Алексей Иннокентьевич – оленевод; Ольга Афанасьевна Сторожева – зам директора центра этнических культур п. Охотск; Раиса Афанасьевна Слепцова — пенсионер; Афанасий Егорович Сторожев – оленевод; Андрей Афанасьевич Сторожев – оленевод; Ирина Афанасьевна Сторожева – чумработница; Антонина Афанасьевна Слепцова – сотрудник интерната с. Арка
Видео-операторы: Корних Максим, Гончарова Светлана, Спидлен Валерий
Текст читает: Титорева Галина
Монтаж: Алексей Кузнецов.
Охотничий промысел:
Берелтуева Дарья Муханаевна – к.филол.н., доцент ДВГГУ, г. Хабаровск; Шориков Андрей Юрьевич
Информанты: Яковлев Эдуард Егорович – глава семейно-родовой общины «Юктэ», с. Владимировка, р-он им. П. Осипенко; Яковлев Александр Егорович – охотник-промысловик семейно-родовой общины «Юктэ», с. Владимировка, р-он им. П. Осипенко; Геонка Иван Трофимович — охотник-промысловик с. Красный Яр, Приморский край.
Видео-операторы: Корних Максим Владимирович, Кузнецов Алексей Викторович.
Фотограф: Архангородский Александр Владленович, Шориков Андрей Юрьевич
Монтаж: Алексей Кузнецов.
Рыболовный промысел:
Титорева Галина.
Информаны: Семья Бельды Л.Д., Семья Оненко Е.Д. (с. Дата, Нанайского района); Светлана Андреева, Антонина Слепцова (с. Арка, Охотского района); Дмитрий Оненко (с. Найхин, Нанайского района); Виктор Бельды, Михаил Бельды, Григорий Бельды, Иван Бельды (с. Джари, Нанайского района).
Видео-операторы: Максим Корних, Валерий Спидлен, Александр Дугин
Текст читает: Юрий Белкин
Музыка: Виктора Бондаренко.
Монтаж: Алексей Кузнецов.
В фильмах с материалами ООО Порал Хабаровск, так же использованы материалы: из фондов Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова; Хабаровская студия кинохроники.

Следующий вид — росписи западных районов Архангельской области. На этих территориях можно выделить несколько типов росписей: исследователи обращают внимание на олонецкую (онежскую) и каргопольскую.
Онежская роспись бытовала в нижнем течении реки Онеги. Старой олонецкой росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый). Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости. Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера; иногда встречаются прялки этого вида, на которых роспись выполнена более сухо и симметрично. Для каргопольских росписей характерен аналогичный цветочный рисунок, порой это букет из четырех красных роз в вазоне. Листья цветов имеют простую форму. В начале XX века на роспись прялок, как и на многие другие элементы народной культуры, оказала влияние городская культура и различные художественные стили, в том числе и стиль модерн. Следы такого влияния можно заметить в росписях прялок, интерьеров и фасадов домов (в т.ч. оконных наличников, ставней).
Онежские прялки около 90 см в высоту, но более изящные, чем каргопольские. Лопастка прялки — узкая, вытянутая, прямоугольная, со скругленными углами.
На темном красно-коричневом фоне вытянутая ветвь-древо с тремя розанами в центре, завершается тюльпаном. Цветок тюльпана начинает цветущую ветвь, а два других размещены между первым и вторым розанами, среди цветов — большие, широкие зеленые листья. Верхний и нижний края лопасти обрамлены элементами, напоминающими занавеси.
Прялки украшены цветами в виде яблока с лепестками. Похожие элементы используются и в каргопольских прялках с резьбой и росписью. Эти онежские прялки выполнены на голубом фоне, который часто встречается на прялках и расписных шкафах в северных краях Архангельской губернии.

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.

Поднос с жостовской росписью

Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).

Поднос с жостовской росписью

Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Федоскинская миниатюра

В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

Хохломская роспись

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохломская роспись на разделочной доске

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Городецкая роспись

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.

Городецкая роспись

Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Мезенская роспись на подносе

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Мезенская роспись на разделочной доске

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Вологодское кружево

Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

Вологодское кружево

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

Вологодское кружево

Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Елецкое кружево

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.

Елецкое кружево

Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Елецкое кружево

Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

Мценское кружево

Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.

Мценское кружево

Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России.

Мценское кружево

Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный».

Вятское кружево

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.

Вятское кружево

Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.

Вятское кружево

В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).

Оренбургский пуховый платок

Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России

В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.

Павловопосадские платки

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.

Павловопосадские платки

В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.

Павловопосадские платки

До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.

Крестецкая строчка

Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Каслинское литье

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

Каслинское литье

Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.

Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.

Каслинское литье

Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Шемогодская прорезная береста

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

Шемогодская прорезная береста

Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».

Шемогодская прорезная береста

В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Варнавинская резьба по кости

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.

Варнавинская резьба по кости

Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.

Варнавинская резьба по кости

Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Абрамцево-кудринская резьба

С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

Абрамцево-кудринская резьба

Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Гусевский хрусталь

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Гусевский хрусталь

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

Шкатулка. Скань

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

Казаковская филигрань. Шкатулка

Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Финифть

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.

Вологодская (усольская) финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть

Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Малахитовые изделия

Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.

Малахитовая шкатулка

Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.

Малахитовые колонны иконостаса

Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *