Большое Болдино. Экспозиция музея А.С.Пушкина

В настоящей публикации мы не будем пересказывать историю усадьбы Большое Болдино, принадлежавшей роду Пушкиных, или подробно останавливаться на причинах, побудивших поэта приехать в родовую вотчину, или шаг за шагом прослеживать его пребывание на Нижегородской земле. Наша цель – показать читателям экспонаты дома-музея А.С.Пушкина в Болдино и сопроводить фотографии пояснительным текстом, цитатами из писем и стихов поэта. Материал для статьи мы собрали в музее-заповеднике А.С.Пушкина – прослушали замечательную экскурсию, рассмотрели артефакты, перечитали некоторые стихи и письма поэта.

А.С.Пушкин в семейной вотчине, селе Большое Болдино

В небольшой прихожей дома вспоминаем об истории усадьбы и её владельцах, в первую очередь, о деде поэта, Льве Александровиче Пушкине.

“Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь Петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью Третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой — в крепость, в карантин”.

Так писал поэт о деде. В семье бытовала легенда о том, что Лев Александрович оставался верен Петру III и не желал присягать Екатерине. Историки эту легенду не подтверждают.
Л.А.Пушкин построил в Большом Болдине барский дом и Успенскую церковь.

А.С.Пушкин три раза останавливался в усадьбе Болдино – в 1830-м, 1833-м и 1834-м годах и в общей сложности провёл здесь около пяти месяцев.
Творческий подъём и число созданных здесь произведений позволили исследователям назвать краткий период жизни поэта в Болдине «болдинской осенью».

Зальце. Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина

Экспозиция комнат подтверждена документально: сохранилась опись имения 1849 года с перечнем находящейся мебели. Часть экспозиции перевезли из другого болдинского имения Пушкиных — села Кистенёво.

Самое большое помещение дома – зальце.

В ней находится мебельный гарнитур – шесть кресел, стол, банкетки. Диван на экспозиции подлинный, на этом диване сиживал А.С.Пушкин.
На бюро увидим родословную Пушкиных, герб рода.
Рядом лежит книга: это гербовник, в котором есть описание герба рода Пушкиных.
Портрет Василия Львовича Пушкина, дяди Александра Сергеевича.
Над секретером – портрет Сергея Львовича, батюшки поэта.
Пушкины владели селом Большое Болдино с XVI века. Сначала – на срок «царевой службы» а с начала XVII века – село отошло Пушкиным в потомственное владение. С начала XIX века оно перешло во владение двух братьев – Василия и Сергея Львовичей. Братья бывали в Болдино наездами, дом пустовал. Во время своего вынужденного пребывания в родовом имении, Александр Сергеевич жил здесь один.

На стене висят портреты прадеда и прабабки поэта – Алексея Фёдоровича Пушкина и Сары Юрьевной Пушкиной (ур.Ржевской). Первый слева портрет изображает Ивана Абрамовича Ганнибала, старшего из 11 детей «арапа Петра Великого» А. П. Ганнибала и Христины-Регины (Христины Матвеевны) фон Шеберг. Александр Сергеевич доводился ему внучатым племянником.

В первый раз А.С.Пушкина привели в Болдино дела. Нужно было выправить необходимые бумаги на вступление во владение частью имения, выделенного ему отцом. Крестьян села Большое Болдино пришлось заложить в Опекунский совет. За каждую душу выручили 200 рублей. Из полученных денег 11 000 рублей поэт передал будущей тёще – Наталье Ивановне Гончаровой и свадьба, наконец, стала делом решённым, но отложенным на время траура в семье Пушкиных – в конце августа по старому стилю скончался Василий Львович Пушкин, поэт, первый литературный наставник и дядюшка великого поэта.

Первая болдинская осень вместо двух недель, на которые рассчитывал поэт, растянулась на три месяца, холерный карантин продержал Александра Сергеевича в Большом Болдино до конца ноября. Здесь он плодотворно творил с необыкновенным вдохновением.

Рисунки А.С.Пушкина

На столе мы найдём несколько рисунков поэта. Наталью Гончарову он изобразил со спины, воспринимая её ещё не как жену, а как невесту. Этот рисунок появился в альбоме Е.Н.Ушаковой в 1829-м году. Под рисунком уже рукой одной из барышень Ушаковых подписано: «О горе мне! Карс, Карс! Прощай, бел свет! Умру!»
Пушкин единожды так назвал свою невесту в письме С. Д. Киселеву от 15 ноября 1829 года:

«Скоро ли, боже мой, приеду из Петербурга в Hotel d’Angleterre мимо Карса? По крайней мере мочи нет — хочется»

Тем не менее, в свете, с лёгкой руки Кисилёвых подхватили это сравнение с неприступной турецкой крепостью Карс.

Рядом увидим профиль Натальи Николаевны в чепце. Здесь он представлял её и как свою супругу, поэтому изобразил по-домашнему, в простом уборе.
Портрет тёщи в чепце и того же альбома. Под рисунком подпись “Матушка Карса”. Если Наталию Николаевну поэт назвал крепостью Карс, которую пришлось брать долгой осадой, то будущую тёщу – матушкой Карса.

“Милый! я в Москве с 5 декабря. Нашел тещу озлобленную на меня и насилу с нею сладил, но слава богу — сладил. Насилу прорвался я и сквозь карантины — два раза выезжал из Болдина и возвращался. Но слава богу, сладил и тут”.

– писал поэт из Москвы в Санкт-Петербург своему издателю, П.А.Плетнёву 9 декабря 1830 г.

Здесь же увидим один из самых знаменитых автопортретов.
Находясь в Болдино, А.С.Пушкин писал письма, многие из них были адресованы Наталье Николаевне. Всего во время первого пребывания в Болдино, он отправил невесте семь писем и лишь одно решил написать на русском языке, остальные, по дворянскому обычаю того времени, написаны на французском.

«Милостивая государыня Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, а вы, ангел мой, отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте…»

– обращался поэт к невесте 29 октября 1830-го года.

Кабинет. Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина

Поскольку в доме долгое время никто не жил, то кабинет на момент приезда А.С.Пушкина не был оборудован как рабочая комната.
Здесь нет даже рабочего стола. Вместо него – карточный столик, покрытый зелёным сукном.
В этой комнате, имеющий вид кабинета, стоит подлинная мебель эпохи, собранная из разных домов.
Трудное материальное положение поэта имело положительную сторону для его творчества. Это побуждало Александра Сергеевича больше писать, ведь гонорарами от литературных произведений он рассчитывал несколько поправить расстроившиеся дела.

“Пришли мне денег сколько можно более. Здесь ломбард закрыт, и я на мели”.

– из того же письма П.А.Плетнёву от 9 декабря 1830-го года.
Порой с многочисленными долгами поэт расплачивался своими стихами. Поэтому так уж вышло, что чем больше было долгов, тем больше ему приходилось писать.
В Болдино Пушкин написал 8-ую и 9-ую главы романа “Евгений Онегин”, над которым работал семь лет. На экспозиции – прижизненное издание.
Здесь же он писал и 10-ую главу романа в стихах, здесь он и сжёг её. Но некоторые фрагменты сохранились. Причиной уничтожения последней части романа стала резкая политическая направленность произведения, в том числе нелицеприятная характеристика императора Александра I:

“Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда”.

– за эти строки поэт мог сурово поплатиться.

Вид из окна комнаты изменился едва – мы можем видеть такой же пейзаж, как и почти 200 лет тому назад. Наблюдая сцены из крестьянской жизни, поэт пересказывал их в стихотворной форме:

“Румяный критик мой, насмешник толстопузый…
Без шапки он; несет под мышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил”.

Воссозданная обстановка кабинета

Интересно, что часть экспозиции музея помог оборудовать сам Александр Сергеевич Пушкин. Уголок кабинета воссоздан по рисунку самого поэта, который сохранился и представлен на экспозиции. Здесь и гипсовый бюст, и полка с книгами, и рукописи, и ящик для бумаг.
Также на столе видим четвертинки и даже осьмушки бумаги.
Александр Сергеевич отнюдь не собирался долго задерживаться в Болдино и взял с собой небольшой запас писчей бумаги. Ему пришлось её экономить и делить на части.
На экспозиции представлены рабочие черновики поэта.
Диван не случайно стоит у стены.
В соседней комнате за стеной расположена печка и в этом месте было тепло спать. По всей видимости, кабинет служил и спальней. Также известно, что А.С.Пушкин любил писать стихи полулёжа. Поэтому в рабочем кабинете поэта всегда стоял удобный диван – и в Михайловском, и на Мойке 12.

Экспозиция следующей комнаты (3). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина

На левой стене комнаты помещён календарь творчества А.С.Пушкина в Болдино, перечислены все произведения, которые он здесь написал.

Возвратясь в Москву, в том же письме П.А.Плетнёву от 9 декабря 1830-го года поэт продолжал:

«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того, написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не всё (весьма секретное). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает»…

У окна расположена современная композиция – своеобразный талисман пушкинской болдинской осени. Это огромные песочные часы – символ быстротечного времени. В верхней их части находятся сухие листья, как дань времени года; в нижней – листы горелой бумаги, олицетворяющие сожжённую 10-ю главу романа «Евгений Онегин».

А.С.Пушкин – график

На столе представлена небольшая экспозиция, посвящённая графике А.С.Пушкина.
Здесь видим героев пушкинских стихов и прозы – иллюстрации к «Гробовщику» – сцена чаепития и похоронная процессия.
На стене, противоположной той, где висит творческий календарь увидим современное панно – коллаж из увеличенных копий рисунков поэта.
Здесь найдём и автопортрет,
и изображение пушкинского лица в виде собаки,
и рисунок рабочего кабинета,
и портрет Натальи Николаевны.
Здесь же представлена репродукция известного портрета поэта кисти В.А.Тропинина

Экспозиция следующей комнаты (4). Второй приезд в Большое Болдино

Второй приезд А.С.Пушкина в Болдино – 1833-ий год.
В это время поэт работал над историей пугачёвского бунта, поэт был занят исследованиями по делу Пугачёва. Он предпринял рабочее путешествия, был в Симбирске, Казани, Оренбурге.

В 1833-м году Пушкин приехал в Болдино, как в свой рабочий кабинет.

«Я путешествую, кажется, с пользою, но еще не на месте и ничего не написал. И сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться»,

– писал поэт жене в сентябре 1833-го года.

На экспозиции представлена книга – “Карманный почтовый дорожникъ” – указатель губернских и уездных почтовых дорог в Российской Империи с полезными для путешественника сведениями.

Интересно, что А.С.Пушкин за всю жизнь проехал более 34 000 вёрст. Ему приходилось путешествовать по собственному желанию, а чаще – без него.
На комоде увидим складной маленький дорожный секретер, удобный для работы в дороге.
Здесь же находится камерный портрет А.С.Пушкина, акварель работы Петра Федоровича Соколова. Портрет написан в 1830-м или 1836-го годах.
Один из первый русских фотографов С.Л.Левицкий (1819–1898) писал:

«Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал… Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: „это единственный настоящий Пушкин“»

Портрет Н.Н.Пушкиной кисти Александра Брюллова.
По письмам жене, которые поэт писал отовсюду, можно судить, чем он занимался. В каждом письме супруге поэт писал небольшие отчёты о том, что он делал.

“Ты спрашиваешь, как я живу и похорошел ли я? …Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей… Что-то расписался, и уже написал пропасть. В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До 9 часов – читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо»…

В 1833-м году Пушкин пробыл в Болдино 40 дней и тоже довольно много написал. Работал над «Историей Пугачёва». На столе найдём рукопись поэмы «Медный всадник», также написанной в Болдино.

Все факсимильные копии, которые хранятся в музее, сделаны на старой бумаге, написаны чернилами, изготовленными по старинным рецептам.

Экспозиция следующей комнаты (5). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина

Здесь находятся артефакты, связанные с третьим приездом А.С.Пушкина в Болдино. Поэт приехал в имение с прозаической темой – над домом и землями нависла угроза продажи, сумма долга составляла 90 тысяч рублей. Нужны были срочные меры, чтобы спасти родовую вотчину.
В последний приезд Пушкин в доме не жил из-за ремонта в нём. Он устроился в вотчинной конторе.

На экспозиции увидим последний портрет А.С.Пушкина, написан в 1836 году, Иваном Лонгиновичем Линёвым. Об этом портрете: о заказчике, месте его исполнения и о самом художнике почти ничего не известно. Но на портрете мы видим усталого человека, с опущенными плечами.

И.Л.Линёв. Портрет А.С.Пушкина

По свидетельству современников Александр Сергеевич заметно постарел. П.В.Нащокин писал:

“К концу жизни у него уже начала показываться лысина и волосы его переставали виться”. Другой близкий знакомый А.С.Пушкина, Н.М.Смирнов отмечал: “Я уверен, что беспокойство о будущей судьбе семейства, долги и вечные заботы о существовании были главною причиною той раздражительности, которую он показал в происшествиях, бывших причиною его смерти».

«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег».

Здесь же представлены рисунки, где мы видим Сергея Львовича, Льва Сергеевича, Наталью Осиповну, Ольгу Сергеевну и её мужа Павлищева, Наталию Николаевну

Экспозиция следующей комнаты (6). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина.

Новая часть дома

После смерти поэта его родственники расширили дом, следующая экспозиция представлена в комнатах, которых не было при жизни Пушкина, их добавили позже. Дом также надстроили мезонином. Имением в Большом Болдине долгое время владели наследники Льва Сергеевича Пушкина, брата поэта.
В небольшом помещении находится копия бюста поэта работы Витали.

Экспозиция следующей комнаты (7). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина

На стенах увидим портреты трёх детей поэта. Младшая, Наталья, была ещё слишком мала, когда заказывали эти изображения. Автор рисунков – Томас Райт.
Портрет Марии Александовны Пушкиной.
Портреты Александра и Григория Александровичей Пушкиных.
После смерти поэта пушкинское родовое имение было поделено между детьми поэта и его братом, Львом Сергеевичем. Наследникам А.С.Пушкина отошли Львовка и Кистенёво, владельцем Болдино стал Л.С.Пушкин.
Здесь же увидим копию одного из самых известных портретов Н.Н.Пушкиной – работы Владимира Ивановича Гау.

Экспозиция следующей комнаты (8). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина

На экспозиции представлен портрет брата поэта, Льва Сергеевича Пушкина работы Александра Осиповича Орловского.

А.О.Орловский. Портрет Л.С.Пушкина

Л.С.Пушкин был в Болдино единожды, пожил здесь всего 10 дней.
На стене – портрет жены Льва Сергеевича, Елизаветы Александровны, в девичестве Загряжской. После смерти мужа она безвыездно жила в этом доме с 1853 по 1866 год.

Портрет жены Льва Сергеевича, Елизаветы Александровны, в девичестве Загряжской

Лев Сергеевич всегда говорил, что его жена красотой может поспорить с невесткой, Натальей Николаевной. Здесь же представлен портрет Сергея Львовича Пушкина работы Карла Гампельна.

Карл Гампельн. Портрет Сергея Львовича Пушкина

У Льва Сергеевича и Елизаветы Александровны Пушкиных было четверо детей, три дочери (Ольга, Анатолий, София (умерла в младенчестве), Мария). Племянник поэта, Анатолий Львович, выйдя в отставку, постоянно проживал в этом доме с 1866-го года до своей смерти в 1905 году. Похоронен у алтаря Успенской церкви.

Захоронение Анатолия Львовича Пушкина у Успенской церкви с.Б.Болдино

На фотографии видим Анатолия Львовича (в центре), Александра Александровича Пушкина (справа) и Льва Николаевича Павлищева (слева), племянника поэта от сестры.
В 1911 году сын Анатолия Львовича Пушкина, Лев Анатольевич продал усадьбу Болдино государству за 30 000 рублей.

Экспозиция следующей комнаты (9). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина

В заключительно части экспозиции увидим репродукцию портрета А.С.Пушкина кисти Ореста Кипренского.

Кипренскому
“Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,—
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид”.

(1827 год).

Текст статьи записан со слов экскурсовода музея-заповедник А.С.Пушкина в селе Большое Болдино.
Экскурсия продолжалась на территории парка и в приусадебных постройках.

Недавно появилась возможность посетить Большое Болдино с экскурсоводом из Нижнего Новгорода.

Продолжение в статье “Большое Болдино. Вокруг музея А.С.Пушкина”.

афиша, события и экскурсии

Афиша на ближайшее время:

профессионалам
c 15 по 17 сентября — Открыт приём заявок на конференцию «Болдинские чтения» — 2020

Полная афиша Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино»

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 24.06.1944
дата открытия — 18.06.1949

18 мая — Международный день музеев
10 февраля — День памяти А.С. Пушкина
6 июня — День рождения А.С. Пушкина (Пушкинский день России)
сентябрь — Научная конференция «Болдинские чтения»
апрель — Детская областная конференция «Под знаком Пушкина»
7 января — Рождество Христово
май — Международная акция «Ночь в музее»

Описание:
Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» в Нижегородской области открыт в 1949 году. Ныне он включает в себя мемориальную усадьбу в селе Большое Болдино, рощу Лучинник и усадьбу сына поэта А.А. Пушкина в селе Львовка.

Болдино — родовое имение Пушкиных с конца ХVI века. Здесь в 1830 году поэт пережил наивысший в своей жизни творческий взлет — неповторимую Болдинскую осень. В Болдине сохранились подлинный барский дом и усадебный парк ХIХ века. В доме размещается литературно-мемориальная экспозиция «Пушкин в Болдине». На документальной основе воссоздана обстановка комнат, которые занимал поэт. Мемориально-бытовым музеем является отреставрированная в 1974 году Вотчинная контора, где останавливался Пушкин в свой последний приезд в Болдино.

В 1980-90-х годах полностью воссоздан усадебный комплекс. На прежних местах вновь появились барская кухня, баня, людская, конюшня с каретником и амбаром. Здесь открыты экспозиции и выставки этнографического характера.

К 200-летию со дня рождения поэта в Болдине восстановлена каменная церковь Успения ХVIII века. В 1997 году открыт детский музей пушкинских сказок в домах церковного приюта. В 2005 году завершена реставрация усадебного дома во Львовке. В нем разместилась экспозиция «В мире Повестей Белкина», посвященная пушкинским героям.

С 1969 года в Болдине проводятся научные пушкинские конференции «Болдинские чтения». С 2003 года музей начал проводить областные школьные конференции «Под знаком Пушкина».

В 1973 году Болдино было включено в маршрут ежегодного Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии. Для посетителей музея-заповедника, помимо обзорных и тематических экскурсий, разработаны программы фольклорно-этнографического характера: «Широкая масленица», «Деревенские посиделки», «Святочные гадания», танцевально-развлекательная программа «Бал пушкинской эпохи» и театрализованная программа «Быт и нравы пушкинского времени»

Здание(я):
В Болдинской усадьбе сохранился барский дом — типичный памятник архитектуры классицизма (ампир) начала ХIХ в. В 1999 году на сохранившейся храмовой части была восстановлена церковь Успения Божьей Матери с двумя приделами Архангела Михаила и Николая Чудотворца. Успенская церковь, памятник архитектуры раннего классицизма с барочными элементами, была построена в ХVIII в. дедом поэта А.А. Пушкиным (ныне действующая).
В с. Львовка сохранился барский дом, построенный в 50-х годах ХIХ в., церковно-приходская школа, построенная в 1905-06 гг.
В законсервированном состоянии находится церковь святого Александра Невского, построенная в 1910 г.

Основатель: Первый директор музея Ф.Е. Краско (годы работы в музее 1943-1961)

Основные экскурсии:
Пушкин в Болдине 1830, 1833, 1834 гг.
Сказки А.С. Пушкина
Болдинское крепостное хозяйство 1830-х гг.
В мире повестей Белкина

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, кафе или бар, оборудовано для приема инвалидов
Образовательные услуги:
Занятия клуба «Золотая рыбка» в подготовительных группах детских садов «Солнышко» и «Сказка»
Кружок «Тропою Пушкина» в старших классах школы им. А.С. Пушкина
Театрализованно-образовательная программа «Быт и нравы пушкинского времени»
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Туристические маршруты:
Н. Новгород — Дивеево — Б. Болдино
Н. Новгород — Арзамас — Б. Болдино
Местные достопримечательности:
Роща «Лучинник», место излюбленных прогулок А.С. Пушкина верхом на лошади, где сохранился родник с чистой ключевой водой и ежегодно 6 июня проходит Всероссийский Пушкинский праздник поэзии
Село Львовка — имение старшего сына поэта А.А. Пушкина, где в барском (реставрированном) доме открыт музей литературных героев «Повестей Белкина»
Церковно-приходская школа, построенная в 1905-06 гг.
Церковь святого Александра Невского, построенная в 1910 г.

профессионалу

Основные должностные лица:
Директор: Жиркова Нина Анатольевна, тел. (83138) 2-27-59
Заместитель директора: Чивкунова Наталья Ивановна, тел. (83138) 2-29-52
Заместитель директора: Пришлецов Александр Валентинович, тел. (83138) 2-34-65

Главный хранитель: Павелко Татьяна Федоровна, тел. (83138) 2-36-28
Ученый секретарь: Матвеева Мария Валентиновна, тел. (83138) 2-27-64
Тел. дирекции:
(83138) 2-27-59, Факс: (83138) 2-27-59
Адрес дирекции:
607940, Нижегородская область, с. Большое Болдино, ул. Пушкинская, д. 144
Даты открытия и основания:
основан: 24.06.1944
открыт: 18.06.1949
Бюджетный статус:
Федеральный
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская
Классификация организации:
литературная , музей-заповедник , персональная или мемориальная
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 1050м2
временных выставок 89м2
фондохранилищ 80м2
парковая 57га
Количество сотрудников:
90, из них 13 научных
Среднее кол. посетителей в год:
65000
В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека
Вышестоящая организация:
Министерство культуры Российской Федерации — R152
Членство в организациях:
Сообщество пушкинских музеев — R2052
Организации партнеры:
Государственный музей А.С. Пушкина — M291
Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник) — M1505
Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Филиал ООО Волготрансгаз — подсобное хозяйство «Пушкинское»
Единиц хранения:
17500, из них 7800 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция мебели (конец ХVIII-нач. ХIХ в.) — 120 ед.хр.
Коллекция редкой книги — 1582 ед.хр.
Коллекция гравюр, литографий — 1156 ед.хр.
Коллекция современной изобразительной пушкинианы — 473 ед.хр.
наиболее интересные предметы фондов

Издания, выпущенные организацией:
Путеводитель по музею-заповеднику А.С. Пушкина «Болдино», 2016.

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея
Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино».

информация от: 19.05.2019

Болдино

Село Болдино (ныне – Большое Болдино) Нижегородской области получило широкую известность благодаря пребыванию здесь и плодотворному творчеству великого поэта.

Болдинское имение принадлежало роду Пушкиных нескольких веков, вплоть до 1911 года, затем было выкуплено государством.

В свои приезды в Болдино, останавливаясь в усадьбе отца, А.С. Пушкин много и вдохновенно писал. Творческому подьему способствовала красота здешней природы, удаленность от мирской суеты и размеренный образ жизни русской глубинки.

В сентябре 1830 году Пушкин прибыл в Болдино для вступления во владение близрасположенной деревней Кистенево, выделенной ему отцом по случаю предстоящей женитьбы поэта на Наталье Гончаровой. По воле случая, из-за эпидемии холеры и карантина, визит Александра Сергеевича затянулся на три месяца. Этот период , известный как «Болдинская осень», стал одним из самых значимых в творчестве поэта. В это время были написаны:

В Болдино Пушкин провел не одну осень. В свой приезд сюда в октябре 1833 г. Александром Сергеевичем были созданы:

Осенью 1834 года в Болдино Пушкиным была написана «Сказка о золотом петушке».

В настоящее время историческая часть села Большое Болдино является памятником культуры, организован Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино».

Здесь сохранился подлинный барский дом, где останавливался Пушкин, усадебный парк ХIХ века. Воссозданы надворные постройки, церковь Успения ХVIII века, действуют исторические и литературные экспозиции и выставки. Ежегодно проводятся пушкинские «Болдинские чтения», «Бал Пушкинской эпохи» и другие культурные и развлекательные мероприятия.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Болдино

Фото: Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Болдино

Фото и описание

Уникальным мемориальным объектом храмовой архитектуры восемнадцатого века может похвастаться село Болдино Нижегородской области. История постройки каменной церкви начинается в 1780-х годах, когда дед великого поэта – Лев Александрович Пушкин начал устройство своих родовых владений. Первоочередной задачей была смена ветхой деревянной церквушки, находящейся перед входом в усадьбу, на новую, белокаменную. После необходимых «дозволений» и сбора средств в 1789 году была освящена закладка храма. Подлинные чертежи были утеряны, но исследователи предполагают авторство известного архитектора Я.А.Ананьина.

В 1790 году в родовом поместье Пушкиных отрылась церковь Успения Пресвятой Богородицы с пределами Святителя Николая и Архангела Михаила. Главка храма, возвышающаяся над главной болдинской площадью более чем на сорок метров, хорошо просматривалась за много километров из окрестностей, что служило особой гордостью прихожан. На протяжении более двух веков церковь являлась архитектурной доминантой и центром села, а участники повседневных сцен народной жизни возле храма стали прототипами героев произведений А.С.Пушкина.

В 1934 году церковь Успения Пресвятой Богородицы была закрыта. В 1936 году при переоборудовании храма под кинотеатр были нарушены несущие конструкции, что повлекло к значительному разрушению частей здания.

К двухсотлетнему юбилею А.С.Пушкина была проделана колоссальная работа по восстановлению и реконструкции храма в родовом поместье поэта (в наше время — Государственный природный музей-заповедник «Болдино»). Ныне действующий храм Успения Пресвятой Богородицы является уникальным памятником архитектуры.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *