Урок «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Урок «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

,

учитель ОРКСЭ, технологии МОУ Креневской СОШ Буйского района

Костромской области

Тема урока: «Возникновение религий. Религии мира и их основатели».

Цель урока: раскрыть роль основ мировых религиозных культур в жизни людей, задуматься над тем, что объединяет все религии и какое значение имеет Иисус Христос, Муххамад, Будда, Авраам в жизни человека.

Задачи:

— знакомясь с литературными и художественными произведениями, сформировать у детей понятия «культура, «религиозная культура»;

— познакомить с историей возникновения религий мира и их основателями;

— определяя основополагающую идею религий мира, способствовать воспитанию толерантного отношения к религиозным культурам;

— развивать умение работать с текстовым материалом (изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации); умение аргументировано отвечать на вопросы;

— умение работать в группе.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, самостоятельная работа с источниками информации, закрепление изученного материала по вопросам.

Оборудование урока: карты, литературные и художественные произведения, слайды презентации.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Краткое повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Работа с текстом учебника.

5. Карточки-задания «Найди соответствие».

6. Работа с электронным приложением к учебному пособию ОРКСЭ.

7. Закрепление пройденного, ответы на вопросы.

Ход урока:

1. – Подумайте и скажите, как вы понимаете слова «культура», «религия».

КУЛЬТУРА – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории (Учебник, стр. 8).

РЕЛИГИЯ (от лат. слова, которое означает «набожность», «святыня» предмет культа). Религия – это духовная информация, особый тип отношения человека к миру и к самому себе, обособленный представлением о загробном мире, как о доминирующем по отношению к обыденному существованию реальности (Энциклопедия религий под. ред. и др.).

– Почему древние люди заботились о душах своих предков? (Первобытные люди верили, что души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени.)

– Объясните, что такое пантеон? (В древних государствах люди верили во множество богов, все вместе эти боги назывались пантеоном.)

– У какого народа возникла вера в единого бога? (Народ иудейский (еврейский).)

– Что такое завет? (Моисей заключил договор (Завет) с Богом. Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верен богу и соблюдать его заповеди.)

2. Изучение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов.

Христианство (I век). Иудеи ждали пророка, который избавит их от всех бед (они назвали его мессия – «помазанник», по-гречески Христос). Поэтому когда появился проповедник Иисус, многие из иудеев последовали за Ним, считая, что Он и есть обещанный Мессия – Христос.

Как повествуют рассказы Его последователей, Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родителям не хватило места в гостинице, поэтому Мать Иисуса, Мария родила Младенца в пещере, которую использовали для ночлега скота.

Когда Иисус вырос, Он стал проповедовать, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Он не только проповедовал, но и исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые следовали за Ним и верили в Него, считали Его не только человеком, но и Сыном Божиим, пришедшим открыть людям путь к праведной жизни.

Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше. Однако многие в народе ждали от мессии другого. Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником. Поэтому скоро между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт. Иисуса схватили рядом с Иерусалимом, в саду под названием Гефсимания и решили казнить страшной казнью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками. В этот момент большая часть учеников испугались и покинули Его.

Только несколько человек пришли, чтобы снять Его безжизненное тело с креста и предать достойному погребению. Среди этих самых верных последователей Иисуса были несколько женщин, которые снова пришли к Его гробу на третий день после казни. Но здесь их ждало поразительное открытие: гроб оказался пуст. Как верят христиане, Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти, и Он воскрес из мертвых.

Вдохновленные этой вестью, ученики Иисуса Христа стали проповедовать Его учение в Иудее и за ее пределами, скоро это учение распространилась по многим странам. Оно стало называться христианством, а последователи Иисуса – христианами.

Это интересно. По христианскому преданию, первыми о рождении Мессии узнали простые пастухи и мудрецы-звездочёты (волхвы). Следуя за путеводной звездою, они достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Иисусу, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну (мирра – ароматическое масло).

3. Беседа с учащимися

Вопросы:

Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей?

Что случилось после смерти Иисуса?

Как начало распространяться христианство?

Почему многие люди последовали за Иисусом?

4. Работа по группам с учебником.

1-я группа читает стр. 13–14 учебника об исламе и готовится к пересказу по вопросам.

2-я группа читает стр. 14–15 о буддизме и готовится к пересказу по вопросам.

Работа с учебником: Внимательно прочитайте и выпишите в тетрадь новые слова, объясните их значение.

5. Найди соответствие.

Учащимся предлагаются карточки с изображениями основателей мировых религий и надписи с названиями. Необходимо найти соответствие изображения и надписи.

6. Закрепление изученного: работа с обучающим диском.

Вопросы и задания для закрепления в учебнике (стр. 15).

Ответы детей:

1. Город Вифлеем.

2. Люди поверили в его святость, что именно он – сын Божий и пришёл, чтобы помочь людям.

3. Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше. Однако многие в народе ждали от мессии другого. Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником. Поэтому скоро между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт. Иисуса схватили рядом с Иерусалимом, в саду под названием Гефсимания и решили казнить страшной казнью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками.

4. Мекка.

5. Мухаммад призывал всех арабов, которые верили в разных богов, вернуться к религии единобожия, которую исповедуют иудеи и христиане.

6. Царевич покинул свой дом и начал скитаться в поисках истины жизни. Как-то он сел под дерево баньяна и дал клятву, что не сойдет с этого места, пока не достигнет своей цели и не познает истину. И к нему пришло «просветление», он осознал «четыре благородные истины».

Эти истины состояли в том, что:

1) в мире существует страдание;

2) существует причина страдания;

3) существует освобождение от страданий; состояние освобождения от страданий в индуизме называлось нирваной;

4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий.

7. Так царевич Сиддхартха Гаутама стал Буддой (Просветленным).

7. Итог урока:

– Ребята, давайте попробуем определить роль мировых религиозных культур в жизни людей?

– Как вы думаете, а что объединяет все религиозные культуры?

– Какое значение имеет Иисус Христос, Муххамад, Будда, Авраам в жизни человека, представителя той или иной религиозной культуры?

8. Домашнее задание: подготовить рассказ об одном из основателей мировых религиозных культур.

Мученики за веру.

Маккавеи

Царь Антиох Епифан захотел, чтобы все его подданные говорили на одном греческом языке и кланялись только греческим богам, то есть идолам. Многие из иудеев повиновались царю, но другие готовы были лучше умереть, чем отступить от истинной веры.

Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещенную законом Моисеевым пищу — свиное мясо. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещенное законом. Но Елеазар и на это ответил: «в мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры». Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру.

Однажды к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их есть свиное мясо, но они смело отвечали ему: «мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов». Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь с ласкою убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну исполнить требование царя. Но она подошла к сыну и сказала: «сын мой! не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла, всех вас вместе, встретить в будущей, вечной жизни». Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. Затем была замучена и сама мать. Это семейство мучеников известна под именем мучеников Маккавеев.

На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Около них скоро собралось много ревнителей Божиего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда, названный в память мучеников Маккавеем. Иуда Маккавей, с небольшим войском, много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (22 тысячи), а у него было только 800 человек. Иуда погиб геройской смертью. Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу.

Брат его Симон окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию — «Книги Маккавейские»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

9 самых известных мучеников за Христа в истории Церкви

Каждый год за веру в Иисуса Христа умирают 10 000 человек. По информации сайта BBC 10 лет назад эта цифра была 100 000! На сегодняшний день христианство является самой преследуемой религией в мире…

Гонения на христиан не являются чем-то новым. С самого основания церкви верующих в Христа людей преследовали, гнали и убивали. Интересно отметить, что первый этап церкви, с 33 по 312 годы, так и называется веком мучеников (Age of Martyrs).

В разные периоды преследования имели разные формы: верующих распинали на крестах, побивали камнями, скармливали диким животным, топили в воде, сжигали на кострах и, в последние времена, расстреливали.

Сегодня я хотел бы привести список 9 самых известных мучеников за веру в Бога. Библия говорит, что людей, которые отдали свою жизнь за Иисуса Христа, ожидает самая великая награда на небесах!

Стефан

Первым мучеником в истории Церкви был диакон Стефан. За проповедь Евангелия его связали, осудили и побили камнями. Во время мучений, когда камни, один за другим, летели ему в голову, Стефан поднял глаза и увидел Иисуса, стоящего одесную Отца. Из Библии мы знаем, что Иисус не стоит, а сидит возле Отца. Но когда Стефан умирал, то Иисус встал для того, чтобы встречать мученика, отдавшего жизнь за Него.

Ян Гус

Ян Гус родился в 1369 году в Богемии. Он получил хорошее образование и начал работать преподавателем в Пражском университете. В 1401 году Ян Гус поменял свой профиль и стал священником. В своих проповедях он призывал реформировать церковь и вернуться к истокам Библии.

Узнав о его деятельности, папа с высшим духовенством послали Яну письмо, в котором приказали прекратить проповедовать «ересь», но Ян Гус отказался.

В 1414 г. Гус был вызван на церковный собор в город Констанц для дебатов. В течении целого года Яна Гуса пытались переубедить в его учении и давали ему «шанс» на помилование.

Но 6 июля 1415 года после того, как Ян Гус в очередной раз отказался отречься от своих убеждений, его вывели прямо из зала дебатов и повели на центральную площадь для казни. Во время пути Ян Гус все время пел псалмы и убеждал идущих рядом людей в том, что он — не еретик. Во время того, как его привязывали ко столбу, к нему ещё раз подошёл королевский чиновник и предложил прилюдно покаяться за оскорбление христианства, на что Гус ответил: «Я не могу отречься от того, чего я не делал. Главной целью моей жизни является то, чтобы проповедовать учение Иисуса Христа и отвращать людей от греха. И в этой истине я сегодня с радостью хочу умереть…»

Феликс Манц

5 января 1527 года, на десятую годовщину протестантской реформации, анабаптист Феликс Манц стал первым мучеником, который пал от рук реформаторской церкви.

Феликс являлся пастором и ревнителем идеи принятия крещения в зрелом возрасте. За свои убеждения Феликс Манц был арестован и посажен в тюрьму. Его обвинили в организации незаконных собраний. После суда Феликса вывели из тюрьмы и, в сопровождении чиновника, стражи и пастора, повели к месту казни — Цюрихскому озеру.

По дороге Манц громко проповедовал о важности возрождения и необходимости принятия водного крещения в зрелом возрасте. Идущий рядом реформаторский пастор все время пытался заставить его замолчать, а также давал ему последний шанс покаяться в «ереси». Когда они дошли до пристани, Манца встретила мама и брат. «Будь верен до смерти», выкрикнула она из толпы… «Буду, мама!», крикнул ей Манц обратно и прослезился.

Когда Феликса садили в лодку для того, чтобы отвезти на место казни, мама смогла подбежать к нему и пасть ему на шею. «Будь твёрд и мужествен, мой сынок», шептала она ему. Брат стоял в стороне и также вдохновлял его оставаться верным Богу.

Когда лодка отплыла, палачи начали привязывать Манцу камень на шею, а он начал громко славить Бога и благодарить Его за то, что Он удостоил его умереть за истину.

Когда палачи подняли Феликса для того, чтобы бросить в воду, он прокричал: «В руки Твои, о, Боже, предаю дух мой!» Едва он выкрикнул это, как вода накрыла его, и на одного мученика за Христа стало больше…

Дирк Вильямс

Пастор из Нидерландов Дирк Вильямс был одним из первых анабаптистов, которые придерживались учения, что верующие должны принимать крещение в зрелом возрасте.

За свои убеждения Дирк был приговорен к смертой казни и ожидал свой приговор в тюрьме. Здание тюрьмы прилегало к большому озеру. Когда наступила зима, и озеро начало замерзать, Дирку удалось выпрыгнуть из окна и бежать из тюрьмы. Историки говорят, что из-за долгого пребывания в тюрьме он весил всего 40-50 кг. Поэтому, не смотря на то, что лед был непрочным, Вильямс смог аккуратно его перейти. Увидев это, один из стражей начал преследовать Дирка, но имея на себе металическую тяжелую кольчугу, страж провалился под лед и начал тонуть. Дирк услышал призывы о помощи тонувшего стража. Обернувшись, он увидел, как преследовавший его страж, барахтаясь, уходил под воду. Дирк принял решение вернуться и помочь тонувшему преследователю… Пока Вильямс его вытаскивал, на помощь подошла гвардия, в результате чего он был схвачен и снова брошен в тюрьму. Через несколько дней, 16 мая 1569 года, над Дирком Вильямсом был совершен суд, в котором его объявили еретиком и потом сожгли на костре…

Иван Воронаев

Одним из самых известных мучеников за Христа в советском союзе являлся Иван Воронаев. Будучи пионером пятидесятнического движения в СССР, в 1930 году Иван Воронаев был арестован и сослан на каторгу в Сибирь. 8 лет он тяжело работал на крайнем севере. Когда и где оборвалась жизнь Ивана Воронаева точно никто не знает. По одной из версий человека, который назвался его сокамерником, примерно на восьмом году своего срока Иван Воронаев отстал от колоны заключённых из-за сильной усталости. Конвоиры же, не желая тратить на него своё время, спустили на него сторожевых собак. Он так сильно был искусан, что через пару часов умер… Иван Воронаев стал одним из первых мучеников за Христа в наше время.

Дитрих Бонхёффер

Лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер был убит нацистами 5 июня 1945 года в концентрационном лагере Флоссенбюрг. Дитрих не был преследуем за веру в Бога или за проповедь Евангелия, но его казнили за то, что он в своих проповедях публично критиковал политику Гитлера и геноцид еврейского народа. Ему много раз угрожали и предлагали замолчать в обмен на жизнь, но Дитрих все время отказывался. Пастор Дитрих был повешен всего за две недели до того, как американские войска освободили концлагерь Флоссенбюрг, в котором он находился.

Джим Эллиот

В январе 1956 года в джунглях Латинской Америки был зверски убит миссионер Джим Эллиот и его команда.

Джим и его друзья прилетели на своём маленьком самолёте в Эквадор для того, чтобы евангелизировать дикое племя Auca. Как-то встретив двух местных женщин, они попросили их познакомить со всем племенем. Те пообещали встречу 2 января.

Джим с друзьями прилетели в условленный день на условное место и начали ждать. Вскоре из джунглей показались те самые женщины, с которыми они общались раньше. Но, подойдя ближе, миссионеры заметили, что их лица не были приветливыми… Внезапно, с другой стороны выскочила целая группа людей с копьями в руках… В считаные секунды все 5 миссионеров были убиты…

Когда на место проишествия прибыли американские спасатели, они обнаружили в самолете оружие, которые миссионеры отказались использовать….

Вочман Ни

Вочман Ни был известным китайским пастором, писателем и евангелистом. В тридцатых годах прошлого века Вочман Ни организовал движение церквей Little Flock, в которое входили сотни церквей со всего Китая.

В 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты, в результате чего на христиан обрушились большие гонения. В марте 1952 года Вочман Ни был арестован коммунистами и обвинён в антиреволюционной деятельности и шпионаже. По решению народного суда Вочману Ни дали 15 лет исправительных работ в трудовом лагере. После истечения срока Вочмана просто не выпустили из тюрьмы, где он продолжал каждый день тяжело работать. Вочман Ни отдал свою жизнь за Иисуса, так и не выйдя на свободу.

Ваня Моисеев

16 июля 1972 года в г. Керчь на втором году службы, в армии, за свидетельство о живом всемогущем Боге был замучен до смерти молодой христианин Иван Моисеев.

На протяжении всей службы в армии коммунисты пытались переубедить Ваню о вере в Бога и заставить принять присягу. После того, как он отказался в очередной раз, его подвергли нечеловеческим пыткам, а потом утопили в Чёрном Море. 19 июля Ваню привезли домой в цинковом гробу, который нельзя было вскрывать, и отдали родителям. При отдаче родителям тела сына, очевидцы казни Вани, «выражая сочувствие» сказали: «Моисеев умирал трудно, он боролся со смертью, но умер христианином…»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Можно ли христианам праздновать День святого Валентина? Шокирующая правда и Она не была красивой. Муж её недолюбливал. Она творила историю…

Поделись Роман СавочкаСледовать

За Христа пострадавшие в ХХ веке: кровь мучеников — семя Церкви

(29.000 имен на 1 января 2007 г.)

Собор новомучеников и исповедников Российских

«ХХ век — век тысячелетия крещения Руси, стал в то же время эпохой жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Разрушение и осквернение храмов, поругание святынь, издевательства над верующими и убийства ни в чем неповинных людей — все это явило собой картину крестного пути Христова, которому последовали тысячи православных людей, оружием которых была их вера. Среди них архиереи и священники, монашествующие и миряне, люди разных сословий, мужчины, женщины и дети». Более 1600 из них, пострадавшие за Христа, ныне прославлены Русской Православной Церковью. Так Русская Православная Церковь принесла Христу «плод своих голгофских страданий — великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века».

День празднования Собора новых мучеников и исповедников Российских, явленных и не явленных миру, но ведомых Богу, совершается 25 января / 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января / 7 февраля.

Сейчас в каждой епархии продолжается работа по сбору сведений о пострадавших за веру, готовятся материалы для канонизации еще не прославленных святых. Для наиболее полного представления о масштабах гонений обратимся к цифрам. В этом нам поможет уникальная База данных, которая существует в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, «За Христа пострадавшие». Сегодня мы предлагаем читателям интервью с ее создателем — заведующим кафедрой информатики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессором Николаем Евгеньевичем Емельяновым.

— Николай Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, где и как проводится работа по сбору сведений о пострадавших за веру в ХХ веке?

Николай Евгеньевич Емельянов

Сбор сведений о гонениях на Русскую Православную Церковь в ХХ веке ведется в таких крупных центрах, как Синодальная комиссия по канонизации, Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

В Комиссию по канонизации поступают все жития новомучеников, подготовленные в епархиях, они изучаются и либо отправляются на места для доработки, либо выдвигаются на Заседание Священного Синода для проведения канонизации. В собрании Комиссии хранятся жития всех канонизированных святых и тех новомучеников, канонизация которых готовится. Сейчас причислены к лику святых 1596 человек, пострадавших за веру. Комиссия публикует «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века». К 2006 г. вышло три тома: январь, февраль, март, содержащие около 300 житий, а также «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии», составленные под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Собрание Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» — результат титанического труда игумена Дамаскина (Орловского) по изучению материалов, связанных с новомучениками, исповедниками и подвижниками благочестия ХХ века. Основная направленность деятельности Фонда — » подготовка исчерпывающих биографических материалов, которые могут лечь в основу канонизации » . Вышли семь томов, в которых описано около 900 биографий-житий, Фонд представлен в Интернет ( www.fond.ru) .

В отличие от Комиссии и Фонда, собирающих сведения о подвижниках, которые уже канонизированы, или канонизация которых готовится, в Базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета собираются сведения обо всех за Христа пострадавших, в том числе и о тех, вопрос о канонизации которых не стоит. Кратко ее можно охарактеризовать как базу данных репрессий по отношению к Русской Православной Церкви в ХХ веке. На основе Базы данных издана монография «За Христа пострадавшие», содержащая более 4000 биографических справок. На 1 января 2007 г. на сайте ПСТГУ ( www.pstbi.ru ) представлено 29000 биографий.

— Не могли бы Вы подробнее рассказать об особенностях созданной в ПСТГУ базы данных?

Назначение работы, проводимой в ПСТГУ, естественно, имеет свою специфику.

Во-первых, База данных является не только огромным, не вмещаемым ни в какую книгу, набором сведений агиографического и исторического характера, но также представляет собой инструмент для их научного исследования и обработки. Во-вторых, это мощная информационная система, которая обеспечивает не только быстрый поиск различных сведений о конкретном лице или событии, но и автоматическое составление сложных сводок, графиков, диаграмм для сравнения сведений, полученных из разных источников и т.д. Этот аспект можно назвать научным.

Биографические материалы располагаются в Базе данных по схеме, состоящей из последовательно заполняемых блоков: имя, священный сан, фотографии, дата и место рождения, сведения об образовании, рукоположении, постриге, работе, местах служения и проживания, трудах, наградах, арестах, ссылках, пребывании в заключениях, сведения о кончине, погребении, и об общецерковной или местной канонизации (если она проведена). Как комментарий, к каждому блоку может даваться рассказ о тех или иных ярких эпизодах жизни или обстоятельствах кончины пострадавшего за веру, а иногда и развернутая статья о каком-либо выдающемся церковном деятеле. Кроме того, есть ссылки на документы, публикации, заявителей, то есть — на источники сведений.

В Базе данных более ста реквизитов, они могут повторяться. Есть немало биографий, которые содержат сотни отдельных фактов. Общее количество таких исторических микрофактов в Базе данных миллионы. Микрофакты в истории — это факты из жизни отдельных людей, не только монархов и крупных политических деятелей, но и священников, певчих, сторожей — в нашем исследовании — всех репрессированных за веру православных христиан. Науке ХХ века свойственно такое обращение к природе микро явлений (кванты в физике, понятия микро- и макроэкономики). Обработку такого объема фактов можно произвести только с помощью компьютера.

— Как часто исследователи обращаются к Базе данных «За Христа пострадавшие», можно ли привести какие-нибудь конкретные примеры работы с базой?

— База данных используется в научных исследованиях и издательской деятельности ПСТГУ уже около пятнадцати лет. Примеры использования Базы данных можно разбить на группы по применяемым методам: простой поиск по одному критерию, статистические оценки и поиск по нескольким критериям, использование сложного поиска и привлечение других баз данных. Первой большой работой, в которой использовалась База данных «За Христа пострадавшие», была подготовка к изданию в 1993 году Актов Святейшего Патриарха Тихона.

База данных является источником биографических указателей. Так, например, все издания ПСТГУ по истории Русской Православной Церкви ХХ века снабжаются именными указателями, для составления которых используется база данных.

Справочный аппарат в нашей Базе данных примерно по ста реквизитам строится автоматически, что дает особые возможности для выявления исторических закономерностей. База позволяет вывести списки всех людей, проходивших по одному делу; всех, служивших в избранной области, городе, храме; учившихся в конкретном учебном заведении и т.п. Кроме того, можно определить источник каждого факта, отмеченного в базе. Это может быть ссылка на государственные архивы или архив ПСТГУ.

По благословению Его Святейшества Святейшего патриарха Алексия с помощью Базы данных «За Христа пострадавшие» для всех правящих архиереев были оперативно подготовлены списки возможных кандидатов на канонизацию к историческому Архиерейскому Собору 2000 года. Для каждой епархии были написаны специальные программы отбора пострадавших за Христа, служивших или живших в епархии. От многих епископов мы получили письма-благодарности за помощь.

отец Павел Троицкий

База данных «За Христа пострадавшие» — это источник для создания новой церковной иконографии. К Собору 2000 года наш Университет (в то время — Православный Свято-Тихоновский Богословский институт) получил благословение председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия написать икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века». Икона была написана в мастерских Университета под руководством ректора протоиерея Владимира Воробьева и декана факультета Церковных художеств протоиерея Александра Салтыкова.

Для создания этой иконы из Базы данных были выбраны около 1000 фотографий, на основе которых были написаны более 100 ликов и разработаны сюжеты клейм. База данных является незаменимым источником, к которому часто обращаются иконописцы. Хочется обратить внимание на икону Священномученика митрополита Казанского Кирилла (Смирнова), написанную в Университете. Эта икона обильно мироточила в первый день празднования памяти священномученика Кирилла 20 ноября 2000 г. Все, молящиеся в тот день в храме, с духовным трепетом вспоминают это событие.

База данных «За Христа пострадавшие» позволяет также выявить общую картину гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке. На основе сведений, собранных в базе, были построены графики репрессий для оценки статистики гонений.

На представленных рисунках верхняя линия — это график арестов; нижняя линия — график расстрелов. Они дают наглядное представление о соотношении размеров гонений по годам. Для человека с техническим образованием эти графики — пример самовозбуждающейся системы. Такие системы разрушаются, если нет внешнего воздействия. Внешним воздействием, остановившим этот процесс саморазрушения, явилась Великая Отечественная война.

Эти графики строились, когда в Базе данных насчитывалось 3, 10, 20 тысяч пострадавших. Качественно картина волн гонений оставалась неизменной. Волны пропорционально росли вверх. Таким образом, База позволяет произвести оценку общего числа пострадавших за Христа в ХХ веке в России от полумиллиона до миллиона человек и окончательных размеров волн гонений.

Гонения на иерархов Русской Православной Церкви в ХХ веке. Мы располагаем данными о репрессиях, которые были применены к 440 архиереям. Из них 237 архипастырей были расстреляны или замучены в заключении. Но, даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, и можно ожидать увеличения этого списка.

Второй график показывает, что репрессии, направленные на иерархов — Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви — имели плановый, регулярный характер. Так, на рисунке видно, что колебания интенсивности репрессий в 1,5 — 2 раза с 1923 года по 1936 год не представляют явно выраженных волн гонений (подобно предыдущему рисунку), а скорее являются одним сплошным непрекращающимся процессом. И поэтому можно сказать, что главный удар богоборческой власти был направлен на иерархов Русской Православной Церкви.

Владыка Иларион (Троицкий)

Добровольное изгнанничество. Примером использования сложного ассоциативного поиска по всем полям и реквизитам Базы данных может служить поиск добровольных изгнанниц — тех девушек и женщин, которые поехали за духовными и родными отцами, женихами, мужьями.

Этой цели служит запрос : жена, поехала или нашла в тюрьме или ссылке, мужа (или дочь отца или невеста жениха). В БД подобных биографий более двухсот. Мы знаем далеко не всех, это значит, что добровольных изгнанниц были тысячи.

Священномученик Киприан епископ Карфагенский пишет о «мученичестве сострадания и дел милосердия в мирные времена». Какими же особенно трудными были дела милосердия во времена гонений. » Если день воздаяния и суда застанет нас готовыми, спешащими, бегущими на поприще благотворения, то Господь никак не оставит без награды…Он дарует за добрые дела белый венец, а побеждающих во время гонения …увенчает за страдание венцом багряным » .

Пример человека спешащего, бегущего на поприще благотворения, в те тяжелые годы являет Агриппина Николаевна Истнюк. Она поехала по благословению иеромонаха Симеона (Холмогорова) и своих родителей за своим духовным отцом иеромонахом Павлом (Троицким). Вера Максимовна Сытина спасла в лагере своего жениха Сергея Иосифовича Фуделя. Елизавета Александровна Самарина разделила со своим отцом Александром Дмитриевичем, бывшим оберпрокурором Священного Синода, все трудности суровой ссылки в Якутию. И много других аналогичных женских судеб представлено в БД новомучеников.

Совершенно особенный пример являет биография Николая Евграфовича Пестова. (известного духовного писателя, профессора). Он поехал по этапу за своей арестованной женой Зоей Вениаминовной и спас ее. Она была измучена незнанием того, за что арестована и что с тремя маленькими детьми. Следователи говорила ей, что «муж сидит, дети в детдоме» .

Репрессии в российских университетах. Благодаря Базе данных можно сопоставить проценты пострадавших за Христа среди выпускников и преподавателей девяти университетов России. Полученные результаты можно назвать оценкой воспитательной работы в университетах, как, впрочем, и оценкой разлагающей веру деятельности этих учебных заведений, так как в университеты приходило больше верующих людей, чем их покидало. Данные, полученные делением общего числа пострадавших за веру выпускников университета на число всех окончивших университет в 1880 — 1930-е гг. говорят о том, что самый высокий процент пострадавших дал МГУ (4.5%), СПбГУ (3%), почти столько же у Казанского университета (2,7%). Интересно сравнить оценку, полученную по Базе данных ПСТГУ с результатами работы Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации новомучеников и исповедников, куда поступают сведения от правящих архиереев. Результаты сравнения по этим совсем разным критериям оказываются поразительно близкими.

Священномученик Владимир Амбарцумов

Распределение репрессий по факультетам российских университетов. Если взять отношение пострадавших к числу студентов, то получим следующие проценты по факультетам всех университетов:

историко-филологические — 9%, юридические — 2%, физико-математические — 1,5%, медицинские — 1,5%.

То есть приблизительно каждый одиннадцатый из историков и филологов пострадал, каждый пятидесятый из юристов, примерно каждый семидесятый из математиков, физиков и медиков. Такое заметное различие в числе пострадавших можно объяснить или тем, что верующих историков в процентном отношении было в шесть раз больше, чем верующих математиков, физиков, медиков, или тем, что их, как идеологических работников, особенно преследовали. Вторая причина более вероятна.

В базу данных поступают многие ранее неизвестные факты о пострадавших архиереях. Обратимся к совсем другому источнику информации — картотеке М. Е. Губонина, размещенной на сайте ПСТГУ под названием База данных «Епископы и епархии». Собиратель бесценного церковно-исторического архива и составитель изданного в 1994 г. сборника «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти», М. Е. Губонин до своей кончины в 1971 году тайно составлял картотеку по епархиям. При издании «Актов» она автоматически была преобразована в картотеку по епископам, и опубликована в виде двух справочников: епархии и епископы.

В этих списках события жизни около 100 епископов после 1920-х — 30-х годов установлены. Их биографии заканчиваются словами: «дальнейшая судьба неизвестна». Это те, кто уходили на покой или в оппозицию к митрополиту Сергию, а в канцелярии митрополита Сергия числились на покое. Эта область — белое пятно истории нашей Церкви ХХ века. В течение последнего месяца пришли сведения о расстреле еще одного иерарха. Белое пятно медленно сокращается.

Сравнение с данными общества «Мемориал». Тайное изменение направленности репрессий в годы «великого террора» 1937 — 1938 годов. Изучение следственных дел всех, расстрелянных на полигоне Бутово, показало, что примерно каждый двадцатый пострадал за веру, то же соотношение наблюдается и среди пострадавших в Левашово под Санкт-Петербургом. Поэтому можно предположить, что в списках всех репрессированных, которые составляются Обществом «Мемориал» также примерно 5% пострадавших за веру.

Сравнение количеств репрессий по месяцам показывает, что до февраля 1937 года, действительно, примерно каждый 20-й пострадал за веру. В марте же 1938 года за веру пострадал, примерно, каждый — 40-й, потом — 100-й. Не может быть, чтобы карательные органы всех областей случайно изменили направленность репрессий, — это результат воздействия из центра. Объяснением этого явления может служить то, что 16. 04. 1938 г. было издано Постановление Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Комиссии Президиума ЦИК по вопросам культа (см. , с.25). Видимо это Постановление готовили уже в марте, и оно по существу означало уверенность ЦИК в окончательном уничтожении Церкви и возможность (с точки зрения ЦИК) ограничиться примерно ста тысячами уже репрессированных и расстрелянных к тому моменту, вместо запланированных (по известному письму Маленкова) — шестисот тысяч.

Статистика имен по БД «За Христа пострадавшие»

Иван

Мария

Николай

Анна

Александр

Александра

Василий

Евдокия

Михаил

Прасковья

Петр

Татьяна

Алексей

Анастасия

Павел

Екатерина

Владимир

Ольга

Сергий

Елена

В таблице представлена статистика имен по БД «За Христа пострадавшие».

Судя по представленной таблице, самым распространенным именем среди новомучеников было имя — Иоанн. Две тысячи Иванов были названы в честь Иоанна Богослова, Иоанны Крестителя, Иоанна Воина, Златоуста и др. (всего 68 святых с именем Иоанн было в русских святцах). Точно установить про большинство новомучеников, в честь кого они названы, невозможно. Однако Николаев в святцах было всего семь, и святитель Николай среди них самый чтимый, поэтому, очевидно, в честь него названо большинство новомучеников из почти тысячи семисот Николаев. Поэтому тропарь Святителю Николаю «Правило веры и образ кротости» может служить выражением духовного идеала новомучеников и исповедников Российских ХХ века. «По имени и житие» — стереотипная формула житий…

Поминовение новомучеников.

Закономерно желание церковных людей поминать за Христа пострадавших в день их кончины. На сайте ПСТГУ легко вызвать список всех, за Христа пострадавших, память которых празднуется в тот или иной день. Каждый день в году есть пострадавшие, списки включают от 20 имен до 161 имени скончавшихся. Самый крупные репрессии приходятся на 17 февраля и 28 декабря. 17 февраля число погибших — 161 (151 расстрелянных), в том числе пять епископов, число арестованных — 113. 28 декабря число арестованных наибольшее — 399, из них три епископа, число погибших — 81.

По каждому из расстрелянных, скончавшихся в заключении, арестованных имеется биографическая справка, в которой размещены все сведения, которые мы на сегодня о нем знаем. Так, 21 января 1938 года в Ульяновске был расстрелян протоиерей Иоанн Апраксин в возрасте 77 лет. Всего по так называемому «Ульяновскому делу» были расстреляны 55 человек, в основном окраине «Старого» кладбища. Почти каждый день года можно связать с каким-то одним или несколькими местами России, где расстреляна основная часть пострадавших в этот день. И так 50 — 100 пострадавших каждый день.

29.000 имен в базе данных.

Для того чтобы оценить результат — 29.000 имен , необходимо кратко вспомнить историю сбора сведений.

В 1989 году была создана Синодальная Комиссия по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян, работавшая под руководством Высокопреосвященного Владимира (тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского). Обращения Святейшего Патриарха Алексия II и правящих архиереев о создании Комиссии и сборе сведений передавали по радио и телевидению, напечатали практически во все газетах, но отклик был невероятно малым.

Гонения, война сделали свое дело — память о мучениках практически была стерта. Из сотен тысяч пострадавших за Христа менее тысячи были названы родственниками. Конечно, в начале 90-х годов многие старые люди не верили, что репрессии не вспыхнут вновь. Но главное все-таки было в уничтожении связи поколений, как следствие гонений и войн, потому что свидетели или умерли, или молчали при жизни.

В1992 году был создан Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Комиссия уже практически не работала из-за того, что письма перестали поступать. В том же году было получено благословение Святейшего патриарха Алексия «сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте» и передать в Институт архив данных, собранный Комиссией. Казалось, что 5000 имен собрать невозможно, хотя было ясно, что пострадали сотни тысяч верующих. Следующие 15 лет работы принесли более 27.000 имен.

На кафедре информатики ПСТГУ постоянно собираются, обрабатываются и вводятся в Базу данных сведения о гонениях. К январю 2007 г. накоплено более 29.000 биографических справок и 4.600 фотографий. За 16 лет работы в ней приняли участие более 50 человек. Вопреки всем ожиданиям скорость сбора не снижается, а увеличивается.

Что сегодня мы знаем о репрессиях иерархов, священнослужителей и мирян?

Были репрессированы: 4 — патриарха и 440 иерархов. Расстрелян, замучен каждый второй из них. Среди более 12.200 репрессированных священнослужителей: протоиереев — 1.600, священников — 8.700, диаконов — 900. Расстрелян, замучен каждый второй — третий.

База данных «За Христа пострадавшие» представлена в Интернет с 1996 года по адресу: www . pstbi . ru . За 10 лет круглосуточной работы Базу данных посетили более 500.000 человек. В сутки выдается ~ 3.000 страниц по запросам из России, стран СНГ и всего мира.

Наступил качественно новый этап .

База данных начала наполнять сама себя. Сведения из нее, став широко доступными, естественно попадаются на глаза людям, которые имели какую-то давнюю связь с новомучениками. Часто эта связь выражалась в виде смутных воспоминаний детства или устных семейных преданий, которые невозможно было проверить, и поэтому люди не решались их обнародовать. Теперь же, обнаружив в базе данных документальное подтверждение этим сведениям, люди обращаются к нам, спеша поделиться радостью и подробностями, которые сохранила их память. Вот выдержки из писем, полученных, в основном, в течение одной недели.

 «Я узнал впервые на сайте Витебской епархии о дате расстрела Витебской губернской ЧК моего деда, на мою просьбу — выслать мне копии упомянутых там дел, мне сообщили, что все сведения о деде получены с сайта ПСТБИ и там находятся все интересующие меня материалы». В результате переписки мы получили копии бесценных фотографий.

 Письмо из Северо-Двинска (с Белого моря) по e — mail » срочная информация: «оказывается дед жены пострадал за веру, с ним вместе пострадал священник Смирнов Николай Петрович, есть ли у Вас сведения о нем? » . У нас в Базе данных оказалось три священника — Смирновы Николаи Петровичи. Найденный в Северо-Двинске — четвертый.

 Прихожанка хочет пожертвовать в храм икону родственника-новомученика, нужна фотография для написания иконы и житие, которое хочется поместить в раме рядом с иконой. Я говорю, что возьмите житие из книг отца Дамаскина, отвечают, что там нет. Отец Дамаскин проделал огромную работу и написал около 900 житий, но к лику святых причислены уже 1596 новомучеников, то есть почти в два раза больше.

 Пришли из Карелии новые сведения о священнике, расстрелянном 3 декабря 1937 года в Белбалтлаге, на Водоразделе (VII-VIII шлюзы Беломорканала). Он родом из Волынщины, служил в Житомирской области. О нем в начале 1990-х годов писала нам вдова священника, проживающая в Орле: » батюшка был выслан на Соловки или в Медвежку. Письма из ссылки поначалу приходили, но затем перестали. На запрос ответили, что о. Серафим выслан в другое место без права переписки » . Это значит, что дети, внуки наконец узнают день кончины своего отца и деда, о чем, скорее всего, молились вот уже более 50 лет. Таких сообщений родственникам по телефону или в письмах мы сделали уже более 100. Выяснение судеб пострадавших возможно только потому, что все сведения от родственников, из храмов, архивов сводятся в единую Базу данных.

Заключение.

Кратко второй наиболее важный аспект нашей работы можно сформулировать так: База данных, изначально призванная только лишь собрать и сохранить оставшиеся после разрыва поколений крупицы народной памяти, сама служит ее восстановлению и излечению трагического разрыва.

Очевидно, что происходит медленное обретение памяти. Воссоздаются связи между новыми тысячами современных людей, уже обретших веру или идущих к ней, с нашими святыми — родными по крови. Новые имена поддерживают и ускоряют этот процесс, поэтому мы так радуемся каждому новому имени, спешим объявить их в сети Интернет. Они создают преемство с великим сонмом наших священномучеников и исповедников, предстоящих престолу Божию и молящихся непрестанно о спасении России.

70 лет гонений — краткий миг Всемирной истории.

Священномученик Киприан в третьем веке писал: » Вследствие краткого исповедания (имени Христа) прекращаются бедствия, начинается радость, открывается царство, оставляется наказание, изгоняется смерть, является жизнь… Мученичество всегда высоко и важно, но особенно оно важно теперь, когда сам мир приходит в разрушение, когда отчасти поколебалась вселенная, когда изнемогающая природа представляет свидетельства последнего разрушения » .

Это слово как будто обращено к нам через 18 столетий. Оно ярко дает понять, что благодаря подвигу мучеников, Церковь наша стоит и жизнь жительствует.

Приведем еще одну оценку значения мучеников, выраженную известным немецким писателем офицером вермахта Эрнстом Гюнтером: «Когда Шпенглер предостерегал от всякой войны с Россией из соображений пространства, то он, как мы могли убедиться, был прав. Еще сомнительней каждое из нашествий (на Россию, Н.Е.Е.) становится по причинам метафизическим, поскольку приближаешься к одному из величайших носителей страдания, к титану, гению мученичества. В его ауре, в сфере его власти делаешься сопричастным такой боли, которая превосходит всякое воображение». Э.Юнгер «Излучения» М. 2002. С. 726

Мы не помним мучеников, а они молятся за нас и являются нам: в архивных делах, в тюремных фотографиях, в воспоминаниях. Подтверждением духовной значимости сбора сведений о пострадавших за Христа является наблюдаемое нами, уже 10 лет, соответствие роста числа имен новомучеников, обретенных нами, росту вновь открываемых в России храмов. Трудно представить это соответствие простой случайностью.

Кровь мучеников — семя христианства!

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *