Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

В 1994 году, 19 июня / 2 июля, Русская Православная Церковь за рубежом прославила в лике чтимых ею святых одного из величайших подвижников Православия XX века, молитвенника за всех страждущих и нуждающихся, защитника и пастыря оказавшихся вдали от многострадальной Родины – святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича). Промыслительно, что это произошло в канун празднования дня памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Промыслительно и то, что в год, когда Святая Русь празднует 1020-летие своего крещения, Архиерейский Собор вновь единой Русской Православной Церкви установил общецерковное почитание святителя Иоанна.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Торжественное прославление святителя Иоанна, Шанхайского чудотворца, в Сан-Франциско 19 июня / 2 июля 1994 года

К кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско за несколько дней до прославления святого стали стекаться верующие со всего мира. Совершались ежедневные заупокойные литургии, панихиды служили ежечасно, исповедь шла непрерывная.

За два дня до торжества, в четверг, за литургией причастие преподавалось из пяти чаш. Собор, в котором могла находиться лишь тысяча человек, не мог вместить всех верующих, и снаружи, где на большом экране транслировались все службы, стояло около трех тысяч человек. На торжествах присутствовали три чудотворные иконы Божией Матери: Курская-Коренная, Иверская мироточивая и местная святыня – обновленная Владимирская икона. Прославление возглавил старейший иерарх Русской Церкви за рубежом митрополит Виталий. Ему сослужили 10 архиереев и 160 священнослужителей.

В пятницу 1 июля в 1:30 дня в нижнем храме мощи святителя Иоанна Шанхайского были переложены митрополитом Виталием из усыпальницы в раку, сделанную из дорогого дерева. Святой был облачен в белоснежные ризы, обшитые серебряными галунами и крестами; тапочки его были сшиты в Сибири, подризник тоже был из России. Раку торжественно перенесли в верхний храм. В 4:30 была совершена последняя панихида.

За всенощной перед полиелеем митрополит Виталий открыл раку: святые мощи, кроме лица, были открыты, руки видны. Икону святителя высоко подняли два рослых священника, и всенародно было спето величание святому. Прикладывание к мощам закончилось в 11 часов ночи.

В субботу службы чередовались в приделах храма. Первую литургию совершил в 2 часа ночи епископ Вевейский Амвросий. Ему сослужили свыше 20 священников. Рака была внесена священнослужителями в алтарь и поставлена на горнем месте. Вторая литургия началась в 5 часов утра, за ней причащалось около 300 человек. А в 7 часов утра на Божественной литургии объединились вокруг митрополита Виталия 11 архиереев и около 160 священнослужителей. Пели три хора, было около 700 причастников. Крестный ход шел вокруг всего квартала, все стороны света осенялись чудотворными иконами. Потом святые мощи были положены в специально сооруженные сени в храме. Закончилась служба в 1:30 дня. Праздничная трапеза объединила около двух тысяч человек. За ней читалось похвальное слово святителю Иоанну. Архиепископ Берлинский и Германский Марк произнес приличествующую случаю речь.

Торжества продолжались и на второй день, в воскресенье Всех святых, в земле Российской просиявших. Поток богомольцев к раке святителя не прекращался.

Так проходило великое духовное торжество – причисление к лику святых святителя Иоанна, Шанхайского чудотворца, в городе Сан-Франциско 2 июля 1994 года. Это событие не только наполнило радостью сердца русских, проживающих в зарубежье, но возвеселило сердца множества людей в России, знавших о необыкновенной жизни владыки Иоанна. Оно охватило и новообращенных в Православие, рассеянных по всему миру, – православных французов, голландцев, американцев…

Кем же был этот человек, который прозорливо направлялся к больному, возвращал к жизни умирающего, изгонял бесов у одержимого?

Детство и отрочество будущего святителя

Михаил Максимович в возрасте 15 лет Будущий святитель Иоанн родился в селе Адамовка Харьковской губернии 4 июня 1896 года. В святом крещении он был назван Михаилом – в честь святого архангела Божия. Род его, Максимовичей, издавна отличался благочестием. В XVIII веке из этого рода прославился святитель Иоанн, митрополит Тобольский, просветитель Сибири, пославший первую православную миссию в Китай; после его смерти на его могиле происходило множество чудес. Он был прославлен в 1916 году, и его нетленные мощи по сей день почивают в Тобольске.

Миша Максимович был болезненным ребенком. Он сохранял хорошие отношения со всеми, но особо близких друзей не имел. Любил животных, особенно собак. Шумных детских игр не любил и был часто погружен в свои мысли.

С детства Миша отличался глубокой религиозностью. На своей хиротонии в 1934 году он так охарактеризовал настроение своих детских лет: «С самых первых дней, как я начал осознавать себя, я захотел служить праведности и истине. Мои родители возожгли во мне усердие неколебимо стоять за правду, и душа моя была пленена примером тех, кто отдал за нее жизнь».

Он любил играть «в монастырь», наряжая игрушечных солдат монахами и делая из игрушечных крепостей монастыри.

Он собирал иконы, религиозные и исторические книги – и так образовалась у него большая библиотека. Но более всего он любил читать жития святых. Этим он оказал большое влияние на своих братьев и сестру, которые благодаря ему знали жития святых и русскую историю.

Святая и праведная жизнь Михаила произвела сильное впечатление на его французскую гувернантку, католичку, и она приняла Православие (Мише было тогда 15 лет). Он помог ей приготовиться к этому шагу и учил ее молитвам.

Загородное имение Максимовичей, где вся семья проводила лето, было расположено в 12 верстах от знаменитого Святогорского монастыря. Родители часто посещали монастырь и подолгу жили там. Переступая ворота монастыря, Миша вступал с увлечением в монашескую стихию. Там жили по афонскому уставу, там были величественные храмы, высокая «гора Фавор», пещеры, скиты и большое братство в 600 монахов, среди которых были и схимники. Все это привлекало Мишу, жизнь которого с детства выстраивалась по житиям святых, и побуждало его часто приходить в монастырь.

Когда ему исполнилось 11 лет, он поступил в Полтавский кадетский корпус. И здесь он оставался таким же тихим и религиозным, мало походя на солдата. В этом училище, когда ему исполнилось 13 лет, он отличился одним поступком, навлекшим на него обвинение в «нарушении порядка». Кадеты часто шли церемониальным маршем в город Полтаву. В 1909 году по случаю 200-летия Полтавской битвы этот марш был особенно торжественным. Когда кадеты проходили перед полтавским собором, Михаил повернулся к нему и… перекрестился. За это соученики его долго осмеивали, а начальство наказало. Но по заступничеству великого князя Константина Константиновича наказание было заменено похвальным отзывом с указанием на здравые религиозные чувства мальчика. Так что и насмешки товарищей сменились уважением.

По окончании кадетского корпуса Миша хотел поступить в Киевскую духовную академию. Но родители его настаивали, чтобы он поступил в Харьковскую юридическую школу, и, послушания ради, он стал готовиться к карьере юриста.

В Харькове покоились мощи архиепископа Мелетия († 1841). Это был аскет; он, практически, никогда не спал, был прозорливцем и предсказал свою кончину. На его гробе, под храмом, постоянно служились панихиды… То же самое позже повторилось и в судьбе владыки Иоанна.

Во время своей учебы в Харькове – в годы, когда созревает человек, – будущий святитель осознал весь смысл своего духовного воспитания. Тогда как другие молодые люди отзывались о религии как о «бабушкиных сказках», он стал понимать, какая мудрость сокрыта в житиях святых по сравнению с университетским курсом. И он предавался их чтению, хотя и преуспевал в юридических науках. Усваивая мировоззрение и постигая разнообразие деятельности святых – аскетические труды и молитву, он полюбил их всем сердцем, до конца пропитался их духом и стал жить по их примеру.

Вся семья Максимовичей была предана православному царю, и молодой Михаил, естественно, не принял Февральской революции. На одном из приходских собраний предложили переплавить колокол – он один этому воспрепятствовал. С приходом большевиков Михаил Максимович был посажен в тюрьму. Освобожден и опять посажен. Окончательно его освободили, лишь когда убедились, что ему было безразлично, где он находится, – в тюрьме или в другом месте. Он в буквальном смысле жил в другом мире и просто отказывался приспосабливаться к той действительности, которая управляет жизнью большинства людей, – он решил неколебимо следовать пути Божественного закона.

Эмиграция. В Югославии

Иеромонах Иоанн в Битольской семинарии Во время гражданской войны вместе с родителями, братьями и сестрой Михаил был эвакуирован в Югославию, где поступил в Белградский университет. Он окончил его Богословский факультет в 1925 году, зарабатывая на пропитание продажей газет. В 1926 году в Мильковском монастыре Михаил Максимович был пострижен в монахи митрополитом Антонием (Храповицким), причем с именем в честь его дальнего родственника – святителя Иоанна Тобольского. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 30-летний инок стал иеромонахом.

В 1928 году отец Иоанн был назначен законоучителем в Битольскую семинарию. Там училось 400–500 студентов. И отец Иоанн любовью, молитвой и трудами принялся за воспитание молодых людей. Он знал каждого ученика, его нужды, и каждому он мог помочь разрешить любое недоумение и дать добрый совет.

Один из студентов так отзывался о нем: «Отец Иоанн любил нас всех, и мы – его. В наших глазах он был воплощением всех христианских добродетелей: мирный, спокойный, кроткий. Он стал нам настолько близок, что мы относились к нему как к старшему брату, любимому и уважаемому. Не было конфликта, личного или общественного, которого он не мог бы разрешить. Не было вопроса, на который у него не нашлось бы ответа. Достаточно было кому-нибудь на улице что-то у него спросить, как он немедленно давал ответ. Если вопрос был более важным, он обычно отвечал на него после службы в храме, в классе или в кафетерии. Ответ его был всегда информативно насыщенным, ясным, полным и компетентным, потому что исходил от человека высокообразованного, имеющего два университетских диплома – по богословию и по праву. Ежедневно и еженощно он молился за нас. Каждую ночь он, как ангел-хранитель, оберегал нас: одному поправлял подушку, другому одеяло. Всегда, входя в комнату или выходя из нее, он благословлял нас крестным знамением. Когда он молился, студенты ощущали, что он беседовал с жителями небесного мира».

Епископ Охридский Николай (Велимирович), великий сербский богослов и проповедник, обратился однажды к группе студентов так: «Дети, внимайте отцу Иоанну! Он ангел Божий в человеческом обличье».

Совсем сказочный эпизод произошел с отцом Иоанном, когда его вызвали на хиротонию в Белград в 1934 году. Приехав в Белград, он встретил на улице знакомую даму и стал объяснять ей, что произошло недоразумение: должны хиротонисать какого-то отца Иоанна, а вызвали по ошибке его. Вскоре он ее опять встретил и, озадаченный, объяснил ей, что оказывается хиротония касается его самого.

Посылая его епископом в Китай, митрополит Антоний писал: «Вместо меня, как мою собственную душу, как мое сердце, посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький, тщедушный человек, с виду почти ребенок, на деле зерцало аскетической твердости в наше время всеобщего духовного расслабления».

На Дальнем Востоке. Шанхай

Епископ Шанхайский Иоанн Прибыв в Шанхай, владыка Иоанн столкнулся с разгоревшимися в церковной жизни конфликтами. Поэтому сначала ему пришлось умиротворять враждующие партии.

Особое внимание владыка уделял религиозному образованию и взял себе за правило присутствовать на устных экзаменах по закону Божию во всех православных школах Шанхая. Он стал одновременно попечителем различных благотворительных обществ, активно участвуя в их работе.

Для сирот и детей нуждающихся родителей он устроил приютский дом, поручая их небесному покровительству святителя Тихона Задонского, особенно любившего детей. Владыка сам подбирал больных и голодающих детей на улицах и в темных переулках шанхайских трущоб. Владыка старался заменить им отца, особенно оказывая им внимание во время великих праздников Рождества и Пасхи, когда родители так стараются порадовать своих детей. В такие дни он любил устраивать детям вечера, например с рождественской елкой, представлениями, доставал им духовые инструменты.

Его радостью было видеть молодых людей, объединенных в братстве святителя Иоасафа Белгородского, где проводились беседы на религиозные и философские темы, занятия по изучению Библии.

Владыка был крайне строг к себе. Его подвиг основывался на молитве и посте. Пищу он принимал один раз в день – в 11 часов вечера. В первую и последнюю седмицу Великого поста не вкушал вовсе, а в остальные дни Великого и Рождественского постов – только алтарный хлеб. Ночи проводил обычно в молитве и, когда силы его истощались, клал голову на пол или находил краткий покой, сидя в кресле.

Чудеса по молитвам владыки Иоанна

Святитель Иоанн на острове Тубабао Многочисленны чудеса, происходившие по молитвам владыки Иоанна. Описание некоторых из них позволит представить всестороннюю духовную силу святителя.

В приюте заболела семилетняя девочка. К ночи у нее поднялась температура, и она стала кричать от боли. В полночь ее отправили в больницу, где определили заворот кишок. Созвали консилиум врачей, которые объявили матери, что состояние девочки безнадежно и что она не вынесет операции. Мать просила спасти дочь и сделать операцию, а сама ночью же пошла к владыке Иоанну. Владыка позвал мать в собор, открыл царские врата и начал молиться перед престолом, и мать, стоя на коленях перед иконостасом, тоже горячо молилась о дочери. Это длилось долго, и уже наступило утро, когда владыка Иоанн подошел к матери, благословил ее и сказал, что она может идти домой, – ее дочь будет жива и здорова. Мать поспешила в больницу. Хирург сказал ей, что операция прошла успешно, но никогда еще он не наблюдал такого случая в своей практике. Только Бог мог спасти девочку по молитвам матери.

Тяжело больная женщина в больнице звала владыку. Доктор сказал, что она умирает и не стоит беспокоить владыку. На другой день владыка приехал в госпиталь и говорит женщине: «Что ты мне мешаешь молиться, ведь сейчас я должен совершать литургию». Причастил умирающую, благословил и уехал. Больная уснула и стала после этого быстро поправляться.

Заболел бывший преподаватель коммерческого училища. В больнице врачи определили сильно воспаленный аппендицит и сказали, что он может умереть на операционном столе. Жена больного пошла к владыке Иоанну, рассказала ему все и просила помолиться. Владыка пошел в больницу, возложил руки на голову больного, долго молился, благословил его и ушел. На следующий день медсестра рассказала жене, что когда она подошла к больному, то увидела его сидящим на кровати, простыня, на которой он спал, была вся в гное и крови: аппендицит ночью прорвался. Больной выздоровел.

После эвакуации из Китая владыка Иоанн с паствой очутился на Филиппинах. Однажды он посетил больницу. Откуда-то издалека доносились страшные крики. На вопрос владыки медсестра отвечала, что это безнадежная больная, которую изолировали, потому что она всех беспокоит своим криком. Владыка хотел немедленно идти туда, но медсестра ему не советовала, так как от больной исходило зловоние. «Это не имеет значения», – ответил владыка и направился в другое здание. Он возложил женщине на голову крест и начал молиться, затем исповедал ее и причастил. Когда он уходил, она уже не кричала, но тихо стонала. Некоторое время спустя владыка опять посетил госпиталь, и эта женщина сама выбежала ему на встречу.

А вот случай изгнания бесов. Рассказывает отец об исцелении своего сына. «Сын мой был одержимый, он ненавидел все святое, все святые иконы и кресты, расщеплял их на тончайшие палочки и очень радовался этому. Я возил его к владыке Иоанну, и тот его ставил на колени, клал ему на голову то крест, то Евангелие. Мой сын бывал очень печальным после этого, а иногда и убегал из собора. Но владыка велел мне не отчаиваться. Он сказал, что будет продолжать за него молиться, и со временем он поправится, а пока что пусть продолжает лечиться у докторов. “А вы не переживайте, Господь не без милости”».

Так тянулось несколько лет. Однажды сын дома читал Евангелие. Лицо его было светлое и радостное. И он заявил отцу, что надо ему поехать в Минхон (в 30–40 км от Шанхая), в дом для умалишенных, куда он ездил иногда: «Мне надо туда ехать, там Дух Божий очистит меня от духа зла и тьмы, и я тогда отойду ко Господу», – сказал он. Привезли его в Минхон. Через два дня отец приехал его навестить и увидел, что сын его беспокойный, беспрерывно мечется в кровати, и вдруг он принялся кричать: «Не надо, не подходи ко мне, я тебя не хочу!»

Отец вышел в коридор, чтобы узнать, кто идет. Коридор был длинный и выходил на аллею. Там отец увидел автомобиль, из него вышел владыка Иоанн и направился к госпиталю. Отец вошел в палату и видит, что его сын мечется на кровати и кричит: «Не подходи, я тебя не хочу, уйди, уйди!» Потом успокоился и стал тихо молиться.

В это время раздались шаги по коридору. Больной вскочил с постели и побежал по коридору в одной пижаме. Встретив владыку, упал перед ним на колени и плакал, прося отогнать от него духа зла. Владыка положил свои руки на его голову и прочитал молитвы, потом взял его за плечи и повел в палату, там уложил его в кровать и молился над ним. Потом причастил.

Когда владыка уехал, больной сказал: «Ну вот, наконец совершилось исцеление, и теперь Господь примет меня к Себе. Папа, вези меня скорее, я должен умереть дома». Когда отец привез сына домой, тот был счастлив видеть все в своей комнате, а особенно иконы; начал молиться и взял Евангелие. На следующий день стал торопить отца, чтобы скорее звал священника, чтобы еще раз причаститься. Отец говорил, что он только вчера причащался, но сын возражал и говорил: «Папа, скорее, скорее, а то не успеешь». Отец позвонил. Приехал батюшка, и сына еще раз причастили. Когда отец проводил священника до лестницы и вернулся, сын его изменился в лице, еще раз ему улыбнулся и тихо отошел ко Господу.

Вот так был прославляем Бог в действиях святителя Иоанна.

Но нашлись люди, которые его возненавидели, на него клеветали, старались его оттеснить, и даже нашлись такие, которые попытались его отравить и почти преуспели в этом, ибо святитель был при смерти.

Во время эвакуации из коммунистического Китая владыка Иоанн проявил себя как пастырь добрый, ведущий паству свою к тихому пристанищу, пастырь, готовый душу свою положить за овцы своя. Известен случай, когда он сутками сидел на ступенях Белого дома в Вашингтоне и таким образом добился разрешения на въезд в Соединенные Штаты для пяти тысячам беженцев.

В Западной Европе

В начале 1950-х годов владыка Иоанн был назначен на Западно-Европейскую кафедру с титулом архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского. Поселился он в кадетском корпусе в Версале. И опять при любимых им детях.

Владыка оказался незаменимым попечителем и отцом для сестер Леснинской обители, только что эвакуировавшихся из Югославии. Он с особой ревностью служил в храме-памятнике в Брюсселе, воздвигнутом в память царской семьи и всех жертв революции. Он нашел в Париже хороший особняк и устроил в нем свой кафедральный храм, посвященный Всем русским святым. Владыка неутомимо объезжал храмы своей широко раскинутой епархии. Он непрестанно посещал госпитали и тюрьмы.

В Западной Европе его деятельность приобрела апостольское значение. Он ввел почитание западных святых первых веков, представив Синоду на утверждение список с подробными указаниями сведений о жизненном пути каждого святого в отдельности. Он способствовал развитию французской и голландской Церквей. Пусть результаты в этой области многими ставятся под вопрос, но ищущим православной веры и жизни он не мог отказать в своей поддержке, возлагая, очевидно, надежду на духовную настроенность отдельных лиц. Эта его деятельность нашла свое оправдание во многих случаях. Укажем только на тот факт, что рукоположенный им священник-испанец прослужил около 20 лет настоятелем в созданном им парижском храме.

По молитвам владыки Иоанна происходило множество чудес и в Западной Европе. Для свидетельства о них потребуется особый сборник.

В дополнение к таким разносторонним чудесным явлениям, как прозорливость, исцеление душевных и телесных немощей, имеются два свидетельства о том, что владыка пребывал какой-то момент в сиянии и стоящим на воздухе. Об этом свидетельствовала одна монахиня Леснинской обители, а также чтец Григорий в церкви Всех русских святых в Париже. Последний, закончив однажды чтение часов, подошел за дополнительными указаниями к алтарю и увидел через приоткрытую боковую дверь владыку Иоанна в лучезарном свете и стоящим не на земле, но на высоте примерно в 30 см.

В Соединенных Штатах Америки. Сан-Франциско

На побережье дальнего Запада Америки, на свою последнюю кафедру, владыка прибыл осенью 1962 года. Архиепископ Тихон ушел по болезни на покой, и в его отсутствие строительство нового кафедрального собора остановилось, так как острые разногласия парализовали русскую общину. Но под руководством владыки Иоанна мир был в какой-то мере восстановлен и величественный собор закончен.

Но нелегко было владыке. Много пришлось ему кротко и молчаливо терпеть. Его вынудили даже явиться в общественный суд, что было вопиющим нарушением церковных канонов, требуя ответа на абсурдное обвинение в сокрытии им нечестных финансовых операций приходского совета. Правда, все привлеченные к ответу были в конце концов оправданы, но последние годы жизни владыки омрачились горечью от поношений и преследований, которые он переносил всегда без жалоб и осуждения кого-либо.

Сопровождая чудотворную Курскую-Коренную икону Богоматери в Сиэтл, владыка Иоанн 19 июня / 2 июля 1966 года остановился в тамошнем Николаевском соборе – храме-памятнике новомученикам Российским. Отслужив Божественную литургию, он оставался еще три часа один в алтаре. Затем, навестив с чудотворной иконой духовных детей, живших недалеко от собора, он последовал в комнату церковного дома, где обычно останавливался. Вдруг послышался грохот, и прибежавшие увидели, что владыка упал и уже отходит. Его посадили в кресло, и он перед чудотворной иконой Богоматери предал душу свою Богу, уснул для этого мира, о чем так ясно предсказывал многим.

Шесть дней лежал владыка Иоанн в открытом гробу, и, несмотря на летнюю жару, не ощущалось от него ни малейшего запаха тления, и рука его была мягкой, неокоченевшей.

Открытие святых мощей

2/15 мая 1993 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей было принято решение причислить к лику святых архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Предварительное освидетельствование честных его останков состоялось 28 сентября / 11 октября 1993 года. Вторичное освидетельствование и переоблачение останков святителя имело место 1/14 декабря 1993 года, в день памяти праведного Филарета Милостивого.

При пении ирмосов великого канона «Помощник и Покровитель» была снята крышка с гроба, и перед охваченными трепетом и благоговением священнослужителями предстали нетленные останки владыки: сохранились брови, ресницы, волосы, усы, борода; рот приоткрыт, руки слегка приподняты, пальцы частично согнуты, создавая впечатление, что владыка проповедует с движением руки; все мышцы, сухожилия, ногти сохранились; тело легкое, высохшее, застывшее.

При пении канона святителя Андрея Критского приступили к помазанию всего тела елеем. Затем совершено было помазание святых мощей миром от иконы Божией Матери Иверской мироточивой при пении тропаря «От святыя иконы Твоея, о Владычица Богородице…». После этого началось облачение в новые одежды, вплоть до архиерейского облачения белоснежного цвета с серебряными галунами и крестами.

Отслужена была заключительная заупокойная лития.

«Вечная память» разнеслась по всей вселенной. А потом с воодушевлением запели: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Иоанне, премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим».

Тропарь святителю Иоанну, глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых таин, / ими же сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, / целителю отраднейший. // Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущих тя.

Переоблачение мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца

25 октября 2011 года в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости состоялось омовение и переоблачение мощей иже во святых отца нашего Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца До этого мощи Владыки омывались и облачались всего один раз – в преддверии его прославления и перенесения мощей из усыпальницы в собор в 1994 г.

Главным поводом к переоблачению послужило предложение тверского отделения движения «Православная молодежь» сшить для святителя новое облачение взамен старого. Старое облачение будет передано в сооружаемый этим движением в Твери храм в честь святителя Иоанна.

Правящий архиерей Западно-Американской епархии Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл принял это предложение и дал свое благословение. Новое облачение для святителя Иоанна было сшито с большой любовью и вкусом в мастерских Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. Насельницы и духовенство этой обители очень почитают владыку Иоанна и тоже намерены построить храм в его честь.

Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним.

Необходимо заметить, что опыта переоблачения мощей у нас в Северной Америке практически нет, так как мощей здесь немного, в отличие от Греции и других православных стран, где мощи переоблачают, как правило, ежегодно. Например, стертые тапочки святителя Спиридона Тримифунтского.

В нашей епархии пришлось положиться на опыт викарного архиерея, епископа Сиэтлийского Феодосия, постриженника Киево-Печерской лавры, а также на тех клириков епархии, которые принимали участие в открытии и переоблачении владыки Иоанна в 1993 году.

25 октября после обеда, на заседании Пастырского совещания архиепископ Кирилл объявил о предстоящем переоблачении и пригласил всех желающих принять участие в чине. Будущим участникам владыка рекомендовал взять на себя пост перед этим событием. Затем из выразивших желание был составлен список и было распределено, кто что будет делать в продолжении чина. На вечерней службе все духовенство исповедовалось.

В половине девятого вечера архиепископ Кирилл, 23 священнослужителя, 1 монах и 2 чтеца собрались в храме. Среди участников были и те, кто свидетельствовал открытие мощей владыки Иоанна в 1993 году. Двери храма были заперты, и духовенство занялось подготовкой к предстоящему чину. Были вынесены требники, последование службы св. Иоанну с акафистом, облачение, новая подушка для гробницы, блюдо и губки для омовения мощей, стол и простыни на которые будут возложены мощи, ковчег для малых частиц.

Во время подготовки шло обсуждение предстоящего чина. Лишних разговоров не было, все были сосредоточены, чувствовался благоговейный трепет. Перед началом молебна участники попросили прощения друг у друга.

Ровно в 9 часов вечера у раки с мощами св. Иоанн был совершен молебен «Перед началом доброго дела» с пением величания святителю. Затем архимандрит Ириней произнес слово, в котором отметил, что предстоящее чинопоследование – это акт ответной любви к святителю Иоанну: как он заботился и заботится о нас, так и мы должны заботиться о его нетленных останках.

Затем началось чинопоследование, которое длилось два с половиной часа. В течение всего чина переоблачения четыре диакона стояли на амвоне и непрестанно кадили, а духовенство поочередно, тоже без остановки, пело службу Владыке, акафист, а в конце чина – песнопения архиерейского облачения.

Рака с мощами была вынесена на середину храма, ключарь собора открыл замки раки, и была снята крышка. Прислужник поднес кувшин с водой, и архиерей и духовенство помыли руки. Затем архиепископ Кирилл снял воздух с лица святителя Иоанна. Большинство участников впервые в жизни увидели лицо Владыки. Затем священнослужители по очереди или попарно подходили к мощам и снимали по одной части облачения: требный крест в руках Владыки, требное Евангелие, жезл, митру, крест и панагию, омофор, поручи… Если кому-то нужна была помощь (например, было трудно снять саккос), то ему помогал один из собратьев. Старое белое облачение было аккуратно сложено на столике. Освободившиеся священнослужители либо молились, поминая своих близких и прихожан, либо отходили к певчим.

Когда святитель остался облаченным лишь в белую рубаху и подризник, старшие протоиереи вынули мощи из раки и перенесли их на покрытый белой простыней стол. Мощи владыки Иоанна – хорошо сохранившееся, но усохшее тело: видны его ногти, борода и волосы. Мощи на удивление крепкие — у них совершенно нет признаков хрупкости, их можно взять за ноги и свободно поднять.

Часть участников начала чистить раку, с осторожностью и вниманием собирая маленькие частицы мощей и складывая их в специально подготовленный ковчег.

Белую рубаху и подрясник святителя сняли участники из монашествующих, они же омыли мощи и одели на Владыку новый подрясник и рубаху.

По отзыву одного из участников, православного американца: «Трудно описать ту атмосферу сокрушения и благодати, которая наполняла кафедральный собор в тот вечер. Хотя все участники с большим трепетом и заботой отнеслись к своим обязанностям, царило какое-то особое мирное состояние. У многих на лице были слезы. Весь чин казался «вне времени». Предполагалось, что переоблачение займет полтора часа, но на самом деле оно продолжалось три с половиной, и это время пролетело совершенно незаметно».

Интересно отметить, что некоторые прихожане кафедрального собора, проходя в это время мимо храма или по соседней улице, обратили внимание, что на улице стоит запах ладана и даже был виден дым от кадил!

Облачение святителя Иоанна происходило в том же порядке, что и разоблачение: тот священник, который снимал старые поручи, надевал Владыке новые поручи. Новое облачение, главным образом синего, красного и золотого цвета, богато и с большим вкусом вышито. Новая соответствующая новому облачению митра еще не готова. После того, как Владыка был облачен (кроме митры, креста и панагии), мощи были вновь перенесены и положены в раку. Уже в раке на Владыку были возложены митра (пока прежняя белая), крест и панагия. Крест и панагия были подшиты нитками, чтобы они не двигались, так как рака с мощами Владыки ежегодно выносится на середину храма в день его праздника в июле.

После этого рака была закрыта и перенесена на свое место. Участники чина приложились к мощам и, получив благословение архиепископа, пошли разоблачаться.

На следующее утро была совершена соборная архиерейская литургия, на которой служили все участники вчерашнего чинопоследования. Несмотря на то, что многие священники, в том числе и немолодые, накануне были в храме на утренней и вечерней службах и на чине переоблачения в общей сложности около десяти часов, все были бодры и радостны.

На закрытии Пастырского совещания благочинный Северного округа Западно-Американской епархии протоиерей Алексей Котар от имени участников чина переоблачения мощей иже во святых отца нашего Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, сказал, что все участники были тронуты до глубины сердца участием в этом чине и благодарят Господа за эту честь, а правящего архиерея – за живую, очную встречу с Владыкой Иоанном.

Дивен Бог во святых Своих!

Текст и фотографии протоиерей Петра Перекрестова, Ключаря кафедрального собора Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в г. Сан-Франциско

11 октября в 17.00 в Нижний Новгород прибывает образ и ковчег с частицей мощей святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Саровский Клуб Покупателей Покупки на сайте iHerb Июньские мамочки Знакомства и Приятное Общение Форум безумных идей Ночной форум Королевство кривых зеркал Ищу вторую половинку! Лютики-цветочки КУПЛЯ-ПРОДАЖА Отряд стройности Пчеловодство Форум ленивых Волейбольный клуб туристов Встречи для секса Буду мамой! Алкогольный форум Лютики-цветочки Котоводство Форум сексуального опыта Форум парашютистов Нижегородской области ЖБИ А.В.М.С. «Турист» ГЭК-21 Ужасные последствия в Нижнем Новгороде! Срочные меры. ЖЕНСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПРОЦВЕТАНИЕ Одежда и аксессуары для всей семьи Туристическое агентство on-line 24. Выгодные предложения Бытовая Техника: ОСНОВНОЙ Обучение судоводителей маломерного судна ГАЛАКСИ Форум банкротного консалтинга Возврат автомобиля дилеру OffroadNN Старые фото Гипноз и психотерапия Форум шопоголиков Greenway Совет отцов Нижнего Новгорода Инвестиций форум ГТО Электромобили Автозапчасти из Японии и Кореи Удачи на даче В кредит или в прокат? Сушилка Студенческий Медовая биржа Яхтинг НН. КОНЦЕНТРАТ (LIKE ЦЕНТР Нижний Новгород) Стадион Нижний Новгород Обучение Нижегородский эксперт Турфирма Аквамарин Нижний Новгород Модераторы Автофорума Купи-Продай,Отдам даром,Объявления Нижний Новгород Дельтапланерный спорт Магазин Sashs Fabiani ТРЦ Небо Компьютерная Барахолка Рыболов Городские услуги Нижнего Новгорода Отзывы Beauty мастера и модели Ищем таланты Настольные игры Я контактирую с тонким миром Работа и заработок в интернете ЛИКВИДАЦИЯ парфюмерии и косметики!!! Красота, Здоровье, Спорт Дизайн интерьера и ремонт квартир Земли отчуждения 3d добрый,душевный долгожданный:-) Ново-стройка Форум электриков.Объявления. Любители iHerb Одиночества нет Тотальный мужской форум Собачье сердце Работа-НН Барахолка Альтернативный АвтоПати Паранормальный форум Форум «У бабушки ведуньи» Мебельный форум ОНКОЛОГИЯ-жизнь до и после Массаж с выездом на дом Радуга, ГСК Android форум Ярмарка услуг Форум оценщиков Халявный Студенческий Хранилище сралок Магия, гадание, приворот Форум участников СП Театральный форум Форум печников Черное и белое ВП для модераторов (закрытый) Форум Танкистов Форум любителей кошек Подарки V.I.P ручная работа Барахолка Авторазборки Пристройство животных от Белого Бима Форум распродаж Психологический Молодежный форум Енотофорум Форум сормовского района Массажный форум Улитководы Каморка папы Карло Работаю в Москве Продам/куплю/меняю Нет слов Православный форум BDSM Отдам даром Парикмахерский форум 857 ВМК 1996 год Баскетбольный клуб Папа может Стол находок Работа Обсуждение вопросов пользователей техники Apple Независимый бабский форум Клуб любителей пятницы Электрика Форум сетевиков Христианский форум Мелкие домашние любимцы Хозяйственный форум Необъявленная психотерапия SEO (Поисковая оптимизация) Форум радиолюбителей Гадания и предсказания Уголок Скорпиона Тьмы Еврейский форум Покерный форум Интимный форум Форум брюнеток Для любителей коньков 1С Брак, Семья, Отношения Бойцовский клуб Сны и сновидения Форум о правильном питании Косметика, красота Форум аццкого отжига БАБ-КЛАБ Древний Храм Форум циников Радиофак ННГУ Игровой форум Свободка

«Мощи владыки Иоанна – самое посещаемое паломниками место в США»

12 октября Церковь празднует обретение мощей святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца. Одним из участников этого таинства, свершившегося 25 лет назад – 12 октября 1993 года, был протоиерей Петр Перекрестов – ключарь собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско, автор множества публикаций о святителе Иоанне.

Мы беседуем с отцом Петром об истории прихода и храма в Сан-Франциско, о жизни православной Америки, о чудесах у мощей святителя Иоанна.

Мощи святителя Иоанна (Максимовича)

Храм владыки Иоанна

– Отец Петр, расскажите, пожалуйста, о храме, где вы служите, и о том, как он связан со святым Иоанном Шанхайским.

– Наш приход в Сан-Франциско был создан в 1927 году на основе самого первого православного прихода в Северной Америке – Свято-Троицкого, который существовал еще с 1858 года. Группа прихожан этого первого прихода в 1927 году пожелала остаться верными чадами Русской Православной Церкви Заграницей и основала приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

– А какая у этих прихожан была альтернатива?

– Они могли бы оставаться в так называемой Северо-Американской митрополии (будущей Православной Церкви в Америке), которая претендовала на самостоятельность: возглавлявший ее митрополит Платон (Рождественский) решил выйти из подчинения иерархии Русской Зарубежной Церкви. Параллельно в Европе митрополит Евлогий поступил так же, порвав отношения с РПЦЗ.

Первоначально новая община снимала разные помещения под храм, но потом, в 1940-х годах, купила англиканский собор в честь архидиакона Стефана. Собор интересен тем, что он построен из калифорнийского красного дерева, причем оно было отправлено в Англию, чтобы его там обработали.

– Почему на Западе храмы продают?

– Продают потому, что строят новый храм, или потому, что храм находится в аварийном состоянии либо становится мал для нужд общины. В целом на Западе новообразованные православные общины нередко на первых порах покупают храмовое помещение у католиков и протестантов. Иногда эти продаваемые храмы покупают и светские люди; они, сохранив внешний фасад, внутри могут сделать квартиры, залы для концертов, музейные помещения и даже рестораны или дискотеки. Причем такие здания продаются достаточно дешево, по крайней мере, например, в Монреале, откуда я родом.

– А как в Сан-Франциско оказалась дальневосточная паства владыки Иоанна?

– В 1950-е годы в США был большой приток русских эмигрантов с Дальнего Востока – из Харбина и Шанхая. Тогда Китай стал коммунистическим, и многие его покинули. Архиепископ Иоанн (Максимович) словно был тем Моисеем, который вывел свой народ «из рабства», к свободе. Его паства сначала два года провела на Филиппинских островах, а владыка постоянно ездил в Вашингтон, молился, встречался с представителями власти, хлопотал для своей паствы о статусе. После двух лет ожидания американские власти дали этим выходцам из Китая статус беженцев – они же были беспаспортными: у эмигрантов в Китае не было ни советского, ни китайского паспорта. После получения статуса беженцев большая часть этих людей и оказалась в Сан-Франциско.

Вскоре прихожане решили строить новый храм, в русском стиле. Наш нынешний. Так возник, как мы его называем, «новый» кафедральный собор – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

– Со строительством храма были сложности…

– Его постройка началась где-то в конце 1959 – начале 1960 годов. Известно, однако, что диавол не переносит, когда воздвигается новый Престол Божий, где будет постоянно совершаться еще одна Божественная литургия, и русские люди на нашем приходе поддались искушениям и разделились, строительство собора было приостановлено. Шло судебное дело. Храм стоял недостроенным уже больше года, и тогда Архиерейский Синод решил направить в Сан-Франциско владыку Иоанна, в то время архиепископа Западно-Европейского, чтобы он примирил свою паству и завершил сооружение величественного собора, ведь храм строила его дальневосточная паства, и она святителю Иоанну доверяла.

Владыка Иоанн прибыл в Сан-Франциско в конце 1962 года. Он, как председатель приходского совета нового собора, тоже сидел на скамье подсудимых – слава Богу, суд оправдал приходской совет, дав добро на продолжение стройки.

Храм внешне был завершен в 1965 году, а в неделю Православия – 14 марта 1966 года – владыка Иоанн в новом соборе совершил первую Литургию. И с тех пор Литургия служится у нас каждый день. Мы единственный приходской храм в Северной Америке, включая все православные юрисдикции, где ежедневно совершается богослужебный круг: вечерня, утреня и Литургия.

Мощи святителя Иоанна (Максимовича). Фото: прот. Петр Перекрестов

– Теперь в этом храме покоятся и мощи святителя Иоанна. Напомните, пожалуйста, как были обретены мощи святого владыки.

– Когда владыка Иоанн умер, он был похоронен в усыпальнице под храмом. Это чудо, что городской совет дал разрешение на захоронение в черте города. Святитель Иоанн лежал в усыпальнице 28 лет. Очень многие люди, зная его жизнь и силу его молитвы, приходили в его усыпальницу; началось движение широких церковных масс, ­просящих о канонизации владыки Иоанна. На заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в 1993 году было решено его прославить. В связи с подготовкой канонизации в ночь с 11 на 12 октября 1993 года – ровно 25 лет назад – было назначено освидетельствование останков святителя, гроб был вскрыт, и останки обретены нетленными. Впоследствии мощи омыли и переоблачили, уже к канонизации в 1994 году, и они были перенесены из усыпальницы в сам храм в канун службы прославления во святых владыки Иоанна.

Люди со всего мира приезжают к владыке Иоанну, когда их одолевают безысходность и скорби​

– К мощам святителя Иоанна приходят многие. Кто эти люди?

– Вообще кафедральный собор в Сан-Франциско с мощами владыки Иоанна – самое посещаемое в Америке место для православных паломников. Когда у людей безысходность, бездетность, скорби, когда не удается создать семью, когда их преследуют сильные страдания или онкология, когда мало надежды – тогда люди со всего мира приезжают к мощам величайшего святого ХХ века – к святителю Иоанну в Сан-Франциско.

В храме в Сан-Франциско. Фото: прот. Петр Перекрестов – За годы своего существования ваш приход как-то изменился?

– У нас сейчас приход небольшой, хотя в свое время он был самым многочисленным в Русском Зарубежье: в Сан-Франциско некогда была самая компактная русская колония, хотя в Нью-Йорке русских было больше. Компактная – это значит, что люди жили близко друг от друга. Фактически 90% прихожан жило в пределах 15–20 минут ходьбы или езды от храма. И у нас, например, занятия в русской гимназии при соборе проводились пять раз в неделю!

– В воскресной школе?

– Нет, воскресных школ у нас, как правило, не бывает, у нас субботние школы. В Париже, например, были четверговые школы, а в Северной Америке – субботние. Однако в Сан-Франциско тогда дети, помимо субботы, еще ходили после обычной американской школы на занятия к нам – с 4 до 6 вечера два раза в неделю: старшие по понедельникам и средам, младшие по вторникам и четвергам. Поскольку все жили относительно близко, то директор школы архимандрит Афанасий (Стуков) даже купил школьный автобус и лично забирал детей из дому, кормил их на свои деньги, а после занятий отвозил домой. При этом он сам сидел за рулем этого желтого школьного автобуса!

Сейчас к нам на службы ходят и пожилые выходцы из Китая, и их потомки, и люди, выехавшие из стран СНГ в последние 20–30 лет, а также немало православных американцев, сербов и румын. Но многие из прежних прихожан разъехались: Сан-Франциско сегодня один из самых дорогих городов в Америке. И еще у нас стало значительно меньше постоянных прихожан, но много гостей и паломников, в том числе и издалека. Особенно большой поток паломников в летние месяцы.

Дары святителя

Мощи владыки Иоанна. Фото: прот. Петр Перекрестов – Расскажите, пожалуйста, о чудесах, связанных с мощами владыки Иоанна.

– Чудеса у мощей святителя Иоанна бывают очень часто. Чудо у мощей владыки для нас норма, а не что-либо из ряда вон выходящее. Так, несколько лет назад пришла в храм женщина. Не к владыке Иоанну, а просто побеседовать со священником, и застала там меня. Мы с ней разговорились. Оказалось, что она ожидает малыша, но врачи сказали: ребенок родится с синдромом Дауна. Муж этой женщины требовал, чтобы она сделала аборт. Женщина была не очень церковной, я с ней поговорил, впечатленный фильмом, выпущенным Свято-Елисаветинским монастырем в Минске, о работе с такими детьми. В фильме одна монахиня очень трогательно говорила, что когда Бог с нами беседует, то все, что Он скажет, сперва фильтруется нашим мозгом, и что нам выгодно и удобно, то и проходит дальше в наше сердце. А в случае с людьми, у которых синдром Дауна, Господь обращается прямо к их сердцу, обходя этот человеческий фильтр, который искажает сказанное Богом. Я побеседовал с этой женщиной, предложил отслужить молебен святителю Иоанну, мы помолились и попрощались. Я надеялся, что она позвонит мне и скажет о своем решении. Но было полное молчание.

«Врачи говорили: синдром Дауна. Вот моя доченька, она совершенно здорова!»

Прошло приблизительно полтора года, и в собор приходит эта женщина (а я ее не узнал), с ней маленькая светленькая девочка. Женщина на меня смотрит с улыбкой и спрашивает, помню ли я ее. Я говорю: «Нет, не помню». Она: «Я приходила к вам, муж хотел, чтобы я сделала аборт: врачи говорили, что у ребенка синдром Дауна. Вот моя доченька, она совершенно здорова». Такая радость! Ну разве это не чудо, да еще какое!

Особая радость, когда у бездетных рождаются малыши. Помню, как-то ко мне в храме подошла одна пара и попросила о молебне. Я обычно всех новых людей спрашиваю, откуда они, и пара ответила, что из Казани. Я говорю: «Вы в Америке отдыхаете или приехали сюда по делам?» – «Нет, мы приехали к владыке Иоанну». – «Надолго?» – «На два дня». – «Неужели вы прилетели из далекой Казани в Сан-Франциско лишь на два дня?» – «Да, мы были бездетными, молились святителю Иоанну и дали обет, что, если родится ребенок, мы владыку отблагодарим». И вот, продолжают они, прошел год, как родился ребеночек, – а маме было уже больше 40 лет. И они исполнили свой обет: прилетели, чтобы лично поблагодарить владыку Иоанна.

Один из величайших даров, получаемых у мощей святителя Иоанна, – это духовный заряд и надежда

Обычно приезжающие думают, что чудо – это если Господь Бог по молитвам владыки Иоанна отвечает на наши просьбы точно так, как мы этого желаем. Хотим ребенка – получили ребенка, хотим выздороветь – выздоровели, и так далее. Но на самом деле Господь отвечает на все молитвы людей, но не обязательно так, как мы этого хотим. Один из величайших даров, которые люди получают у мощей владыки Иоанна, – это духовный заряд и надежда. Может быть, они не выздоровеют, умрут от рака, но они уйдут из этого мира в другом, преображенном, духовном состоянии, в состоянии, которое позволит им войти в Царствие Небесное. Я помню, у мощей святителя Иоанна одна женщина рассказала мне, что она потеряла своего единственного ребенка, и добавила: «Знаете, батюшка, я потеряла сына, но зато обрела Бога». После потери сына она начала ходить в храм, исповедоваться и причащаться, для нее открылся дотоле неизвестный мир Церкви и Царства Небесного. Конечно, утрата единственного сына – это большая боль и скорбь, но она получила величайший дар – возможность обрести веру и надежду.

«Я никогда не видела, чтобы человек ТАК разговаривал с Богом!»

Протоиерей Петр Перекрестов. Фото: Петр Земляных – Отец Петр, расскажите немного и о себе и своей семье.

– Мой отец родился в Югославии, там же учился в кадетском корпусе. А мама из СССР. Ее семья жила на оккупированной территории, и немцы ее в 13-летнем возрасте вместе с мамой и тетей вывезли в Австрию – для работы на немецких заводах. Со стороны папы у меня дедушка – белый офицер, а со стороны мамы – красноармеец, пропавший без вести.

Уже после окончания Второй мировой войны мама и бабушка уехали в Канаду. А когда Тито поссорился со Сталиным, он, задумав одновременно и решить квартирный вопрос, и избавиться от русских, выгнал их из Югославии. Кто из русских был просоветский – езжайте обратно в СССР, а тех, кто из белых иммигрантов, Тито отпустил в Европу. Так мой отец сначала оказался в Италии, а потом переехал в Канаду, где познакомился с мамой. Они вступили в брак, и мы с братом родились в Монреале, он в 1954 году, я же в 1956-м. Мой брат, игумен Николай, в настоящее время служит в Калгари (Канада), но вскоре, вероятно, переедет в Монреаль, чтобы помогать престарелым родителям.

– Что подтолкнуло вас к служению Церкви?

– Мы росли как типичные дети русских эмигрантов: учились в субботней русской школе, по воскресеньям прислуживали в храме. Потом я впервые посетил Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, мне очень полюбилось это место, и я возгорел желанием связать свою будущую судьбу с этим монастырем и с семинарией. У меня не было сознательного решения стать священником, но, прожив в монастыре четыре года и проучившись в семинарии, у меня созрело сознание, что я обязан Церкви служить. Я также учился в магистратуре русскому языку и литературе.

После семинарии я вступил в брак, служил диаконом в городе Торонто, одновременно работая чертежником. Многие наши священники имеют гражданскую профессию. В 1979 году скончался священник собора в Сан-Франциско, и это место предложили мне. Так я в 1980 году стал священником, и мы с матушкой переехали в Калифорнию.

– Было ли что-то, что особенно повлияло на ваше решение переехать в Сан-Франциско?

– Наши архиереи священнослужителей просто так с места на место не переводят. Они, как правило, предлагают приход, говорят, что есть такая-то вакансия, такая-то нужда, спрашивают, как на это посмотрит ваша матушка и как это отразится на ваших детях, если они учатся в школе. То есть у наших архипастырей семейный подход к вопросам назначения на приход. В Русском Зарубежье больше смотрят на Церковь как на семью Христову, нежели как на армию. Русская Православная Церковь Заграницей небольшая, архиереи доступны, всегда можно позвонить, прийти и поговорить, архиерей обычно знает свою паству, а паства – своего архиерея.

В Сан-Франциско я служил под началом архиепископа Антония (Медведева), так у него не было ни автомобиля, ни келейника, ни повара, ни личного секретаря. Я мог спокойно прийти к нему даже в два часа ночи, если у него горел свет, и он сам мне, молодому батюшке, наливал чай и всегда выслушивал.

Так вот сначала мы с матушкой приехали в Сан-Франциско на «смотрины», ведь это был для нас большой переезд. Мы посмотрели храмы города, у нас в Сан-Франциско уже были друзья, и мы с ними пообщались. А в последний вечер нашей поездки мы зашли к правящему архиепископу Антонию. Поднялись к нему в квартиру, он нас усадил и пошел, в светлом подряснике, доставать кулич и яйца: было пасхальное время. Супруга моя: «Владыко, вам помочь?» Он: «Нет-нет, сидите, сейчас-сейчас». Он немного так суетился, сам накрыл на стол, поставил нам тарелочки, а потом была молитва. Владыка нас кое о чем расспросил, мы ему задавали вопросы о приходе и об условиях.

Владыка Антоний (Медведев) не читал молитву – он разговаривал с Живым Богом!

Закончился вечер, мы взяли благословение, и когда, покидая его покои, спускались по лестнице, я повернулся к супруге и спросил: «Лена, ну что ты думаешь про переезд?» «С таким архиереем можно в любом месте служить. Я никогда не видела, чтобы человек так разговаривал с Богом», – ответила она. То есть владыка Антоний (Медведев) не столько пел молитву и не читал ее, а на деле разговаривал с Живым Богом. Это матушку очень впечатлило!

Прошло три месяца, меня владыка Лавр в Свято-Троицком монастыре рукоположил, и мы в августе 1980 года переехали в Сан-Франциско. С тех пор Господь, святитель Иоанн, соборные собратья и прихожане меня здесь терпят – уже 39-й год!

Наши дети обучались дома. Сейчас наша дочь – матушка, жена священника в Оттаве, столице Канады, а наш сын работает при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Он библиотекарь семинарии, а также исполнительный директор Фонда русской истории при Свято-Троицком монастыре. При обители есть архив и музей. Наш сын очень любит свою работу.

(Окончание следует.)

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *