Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине

… И есть дивно мѣсто и несказанно отнудь. И ту есть гробъ святаго Савы посредиѣ церквий тѣх трий, вдалее отъ великия сажень 4. И есть теремець над гробомъ святаго Савы; учинено красно. Ту же лежат мнози святии отци, телесы яко живи: святый Иоаннъ епископъ Исихастъ ту лежить, святый Иоаннъ Дамаскинъ ту лежит, и святый Феодоръ Едесский ту лежитъ и Михаилъ сыновець его, Афродитианъ святый ту бежит, и инии мнози святии ту лежат, телесы яко живи; и благоухание от них исходить несказанно. И видѣх кладязь святаго Савы, егоже показа ему в нощи осля дикое в потоцѣ том, противу келии его; пихом от кладязя того воду сладку и студену зѣло.

Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли

Как гласит официальная израильская статистика, россияне занимают второе место по количеству визитов в Израиль, лишь немного уступая по этому показателю США. Причем, если американцы зачастую просто приезжают посетить родственников или живут «на две страны», то треть наших сограждан уверенно едут в Израиль с целью посещения Святых мест. Отмена виз вызвала в этой стране настоящий бум туристических поездок из России: в 2012 г. пересекло границу почти 600 тыс. россиян.

С православными паломниками работает большое количество туристических агентств, для которых такой поток стал серьезным источником дохода. Однако, туризм как и любой бизнес стремится к унификации, конвейеру, массовости, превращая паломнические туры в череду стандартных посещений Храма Гроба Господня, многочисленных Святых мест Иерусалима, изредка затрагивая окрестности — Назарет, Галилейское море и место Крещения на р. Иордан.

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания, в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

К таким можно отнести г. Каранталь неподалеку от Иерихона (место, где Иисус Христос постился в пустыне), могилы Праотцев и Мамврийский дуб в Хевроне, колодец Иакова в Наблусе и многие другие. Поэтому для того, чтобы проникнуться духом Святой Земли по-настоящему, лучше перемещаться самостоятельно, или, договорившись заранее, воспользоваться услугами насельников многочисленных русских монастырей в качестве проводников.

Историческая Палестина очень невелика по размеру и испещрена разветвленной сетью автомобильных дорог, поэтому, если позволяют средства и есть возможность хорошо подготовиться к поездке — лучше взять напрокат автомобиль, что можно сделать прямо в аэропорту. Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного, крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Кстати, этот самый цикл, который известен у нас как Иерусалимский устав, был разработан св. Саввой именно здесь, и в библиотеке монастыря монахи бережно хранят ранний список Типикона — оригинал погиб во время нашествия на Палестину персидского царя Хосрова II Парвиза в 614 г.

Общежительная Лавра была основана св. Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 г. была учреждена Лавра — монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.

Для этого еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва.

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники из России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.

Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое, поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских.

Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень.

Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.

Добраться до Лавры можно следующим образом. Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит — кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Словарь Правмира — Монастырь, монашество

Альвастра

Монастырь Альвастра, ок. 1700

Альвастрский монастырь (швед. Alvastra kloster) — старейший из шведских монастырей, об основании которых имеются достоверные сведения. Располагался возле селения Эдесхёг в Эстергётланде.

Согласно монастырским хроникам, король Сверкер I (ум. 1155/1156) и его супруга пригласили в Швецию монахов из недавно основанного цистерцианского монастыря в Клерво, аббатом которого был ставший впоследствии святым Бернард Клервоский. Для нескольких монахов на земле, принадлежавшей королеве, был возведён монастырь. Остальные монахи поселились на о. Лурён, что на оз. Венерн, однако вскоре перебрались оттуда в Варнхем.

После кончины короля и королевы их останки были захоронены в Альвастре. Многие стурманы делали значительные земельные пожертвования монастырю, чтобы после смерти быть погребёнными в его стенах. Альвастрский монастырь не мог сравниться по богатству с Вадстенским или Нюдальским монастырями, однако во время Реформации в его собственности находилось 400-500 дворов, а также немалые земельные владения.

Короли из рода Сверкера — Карл Сверкерссон, Сверкер Карлссон и Юхан Сверкерссон — сохранили благорасположение к монастырю, и их прах также упокоился в этом месте. Во времена Фолькунгов благодаря увеличившемуся числу дарений и скупке монастырём дворов, его благосостояние значительно выросло. В 1279 году король Магнус Ладулос даровал обители освобождение от всех повинностей короне, а вскоре, после того как папа Бонифаций VIII освободил в 1302 году цистерцианцев от налогов в пользу церкви, было снижено и налоговое бремя.

Аббаты монастыря пользовалось большим уважением, поскольку в их ведении были все прочие монастыри ордена в стране. В течение XV века через руки альвастрских аббатов проходила ежегодная подать, взимавшаяся с его дочерних монастырей. Несколько раз им случалось вступать в конфликт со светской властью. Так, например, в в 1417 году аббат Юханнес был обвинён в том, что в письме скарскому епископу сравнил короля Эрика с императором Нероном, однако настоятель отрицал обвинение. В другой раз регент Сванте Стуре привлёк альвастрского аббата к суду за то, что монастырь неправедным образом присвоил себе несколько усадеб.

Влиянию монастыря способствовало и то, что в нём постриглось в монахи несколько известных лиц. Из Алвастры были первый архиепископ Швеции Стефанус и духовник святой Биргитты Петрус Олаи. Здесь же в 1344 году умер муж Биргитты Ульф Гудманссон.

Сохранившиеся руины монастырской церкви свидетельствуют о том, что она был возведена из известняка в позднероманском стиле в соответствии с канонами цистерцианских церквей.

После Вестеросского риксдага 1527 года аббат монастыря Торкиль согласился ежегодно выплачивать королю 100 марок эртугов в обмен на освобождение от постоя и тому подобных повинностей. Но узнав о том, что монастырь плохо управляется, а Торкиль хочет сложить с себя свои полномочия, король в 1529 году отдал монастырь Нильсу Свенссону с условием ежегодной выплаты ренты в 100 марок, поставки некоторого количества масла и предоставления достойного содержания монахам.

Постепенно большинство монастырских зданий пришло в упадок. Юхан III, желавший устроить в Альвастре для себя и своего больного брата Магнуса что-то вроде летнего замка, высказал своё неудвольствие графу Перу Браге за то, что тот приказал выламать кирпичи из стен монастыря для возведения построек на Висингсё. Он запретил дальнейший разбор зданий, а также распорядился о приведении в порядок монастырской церкви и поддержании сада в ухоженном виде. Однако эти, так же как и многие другие планы короля, так никогда и не были осуществлены.

Руины Альвастрского монастыря в настоящее время охраняются и являются популярной туристической достопримечательностью.

Согласно монастырским хроникам, король Сверкер I (ум. 1155/1156) и его супруга пригласили в Швецию монахов из недавно основанного цистерцианского монастыря в Клерво, аббатом которого был ставший впоследствии святым Бернард Клервоский. Для нескольких монахов на земле, принадлежавшей королеве, был возведён монастырь. Остальные монахи поселились на о. Лурён, что на оз. Венерн, однако вскоре перебрались оттуда в Варнхем.

После кончины короля и королевы их останки были захоронены в Альвастре. Многие стурманы делали значительные земельные пожертвования монастырю, чтобы после смерти быть погребёнными в его стенах. Альвастрский монастырь не мог сравниться по богатству с Вадстенским или Нюдальским монастырями, однако во время Реформации в его собственности находилось 400-500 дворов, а также немалые земельные владения.

Короли из рода Сверкера — Карл Сверкерссон, Сверкер Карлссон и Юхан Сверкерссон — сохранили благорасположение к монастырю, и их прах также упокоился в этом месте. Во времена Фолькунгов благодаря увеличившемуся числу дарений и скупке монастырём дворов, его благосостояние значительно выросло. В 1279 году король Магнус Ладулос даровал обители освобождение от всех повинностей короне, а вскоре, после того как папа Бонифаций VIII освободил в 1302 году цистерцианцев от налогов в пользу церкви, было снижено и налоговое бремя.

Аббаты монастыря пользовалось большим уважением, поскольку в их ведении были все прочие монастыри ордена в стране. В течение XV века через руки альвастрских аббатов проходила ежегодная подать, взимавшаяся с его дочерних монастырей. Несколько раз им случалось вступать в конфликт со светской властью. Так, например, в в 1417 году аббат Юханнес был обвинён в том, что в письме скарскому епископу сравнил короля Эрика с императором Нероном, однако настоятель отрицал обвинение. В другой раз регент Сванте Стуре привлёк альвастрского аббата к суду за то, что монастырь неправедным образом присвоил себе несколько усадеб.

После Вестеросского риксдага 1527 года аббат монастыря Торкиль согласился ежегодно выплачивать королю 100 марок эртугов в обмен на освобождение от постоя и тому подобных повинностей. Но узнав о том, что монастырь плохо управляется, а Торкиль хочет сложить с себя свои полномочия, король в 1529 году отдал монастырь Нильсу Свенссону с условием ежегодной выплаты ренты в 100 марок, поставки некоторого количества масла и предоставления достойного содержания монахам.

Постепенно большинство монастырских зданий пришло в упадок. Юхан III, желавший устроить в Альвастре для себя и своего больного брата Магнуса что-то вроде летнего замка, высказал своё неудовольствие графу Перу Браге за то, что тот приказал выломать кирпичи из стен монастыря для возведения построек на Висингсё. Он запретил дальнейший разбор зданий, а также распорядился о приведении в порядок монастырской церкви и поддержании сада в ухоженном виде. Однако эти, так же как и многие другие планы короля, так никогда и не были осуществлены.

en.wikipedia.org/wik…lvastra%20Abbey

Wiki: en:Alvastra Abbey de:Kloster Alvastra es:Abadía de Alvastra it:Abbazia di Alvastra

Это описание достопримечательности Монастырь Альвастра в Omberg, Эстергётланде (Швеция). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Кольцо «Это интересно» Популярная туристическая достопримечательность. Кольцо «Религия» Верить или не верить — это решать надо самому.

В христианстве немало святых, каждый со своей особой историей, но жизнь святого Саввы Освященного была по-настоящему удивительной. Все отведенные ему годы Савва посвятил служению Господу, исполнял Его волю на земле. Поэтому многие христиане читают молитвы этому святому и просят помощи у него об исцелении, даровании детей.

Жизнеописание Саввы Освященного

День памяти: 18 декабря

Преподобный родился в V веке от Рождества Христова в Каппадокии, в семье военачальника. Родители мальчика, Иоанн и София, были праведными христианами. В пятилетнем возрасте Савву отдали на воспитание дяде, а отец с матерью уехали в Александрию по долгу службы. В 8 лет маленького Савву приняли в близлежащий монастырь святой Флавианы, где он сразу показал себя прилежным учеником — быстро освоил грамоту, изучил Священное Писание.

Следующий этап жизни Саввы настал, когда ему исполнилось 17 лет. Уговоры родителей вернуться и жениться не возымели успеха, юноша отправился в Иерусалим к обители преподобного Евфимия Великого. Преподобный отправил Савву к авве Феоктисту, в монастырь со строгими правилами общежития. Там он оставался до 30-летнего возраста.

Савва покинул монастырь после смерти Феоктиста, чей приемник благословил преподобного на затворничество в пещере. В течение 5 лет он лишь по субботам покидал свою пещеру, чтобы посетить обитель, где принимал участие в богослужении и принимал пищу. Всё остальное время Савва проводил в служении Господу, молитвах. Всё это время за ним наблюдал преподобный Евфимий, который называл Савву отроком-старцем.

Смерть Евфимии сделала Савву затворником — он ушел из Лавры и окончательно поселился в пещере. Спустя несколько лет к преподобному стали приходить люди, желающие стать его учениками. Они селились в кельях пещеры. Когда число учеников достигло 70 — рядом с пещерой открылся источник, когда цифра дошла до 150 — возникла Великая Лавра.

С молитвами к святому Савве обращаются не только из-за его праведного образа жизни, но и за чудеса, которые он совершал. Помимо открытия источника, ему приписывают силы исцеления от болезней тела и духа. Во время сильной засухи молитвами Саввы Освященного пошел сильный дождь.

Преподобный основал не одну обитель и даже написал первый устав церковных служб, который взяли за основу все монастыри Палестины. Савва Освященный ушел из жизни в почтительном возрасте, ему было более 90 лет, когда в 532 году он отошел из мира. До конца своих дней он принимал просящих и нуждающихся.

В чем помогают молитвы Саввы Освященному?

Принято читать молитву преподобному Савве бездетным парам, у которых долго не получается завести ребенка. Делать это лучше в храме, не лишним будет попросить о благословении в церкви. День памяти святого — 18 декабря, в этот день следует посетить службу.

Молитва Савве Освященному о даровании детей должна произноситься искренне, будущим родителям нужно верить в свою просьбу и не лукавить. Новая жизнь — это Божий дар и большая ответственность, поэтому к молитвам люди обращаются лишь в крайних случаях, когда остается только вера.

В жизни святого известно немало случаев, когда он избавлял больных от недугов, излечивал бесноватых. Чудотворные деяния не остались без внимания, поэтому прихожане читают молитву Савве Освященному об исцелении от хвори.

Чтение молитвы святому укрепит веру христианина и принесет душевный покой, который не хуже лекарств залечивает раны.

Тропарь, глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Са́вво о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Я́ко от младе́нства Бо́гу же́ртва непоро́чная/ прине́слся еси́ доброде́телию, Са́вво блаже́нне,/ садоде́латель быв благоче́стия./ Те́мже был еси́ преподо́бных удобре́ние,/ граждани́н же пусты́нный достохва́лен./ Те́мже зове́м ти:// ра́дуйся, Са́вво пребога́те.

Молитва преподобному Савве Освященному

О, преди́вный и всехва́льный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Са́вво! Днесь (во святе́м хра́ме твое́м) благогове́йно предстоя́ще пред свято́ю ико́ною твое́ю и ра́достно соверша́юще пресве́тлую па́мять твою́, ублажа́ем тя засту́пника на́шего. Почита́юще же твое́ ве́лие дерзнове́ние пред Го́сподом, смире́нно мо́лим тя, преблаже́нне приими́ ми́лостивно от нас хвале́бное пе́ние сие́, от любве́ и усе́рдия тебе́ приноси́мое. И, я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду, потщи́ся Богоприя́тным твои́м хода́тайством испроси́ти у Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих, я́ко да проба́вит вели́кия и бога́тыя ми́лости Своя́ на нас гре́шных, да пода́ст нам дух пра́выя ве́ры, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да изба́вит от бед и напа́стей, да низпослет вся поле́зная ко спасе́нию душ на́ших. Всем же правосла́вным да низпослет мир, тишину́, безмяте́жие, усе́рдие ко исполне́нию за́поведей Его́, изоби́лие плодо́в земны́х; да изба́вит всю Росси́йскую страну́ от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла. Ей, уго́дниче Бо́жий! Не пре́зри моле́ний на́ших, но услы́ши нас моля́щихся тебе́, и под кро́вом заступле́ния твоего́ сохрани́ нас (и оби́тель сию́) ненаве́тны от враго́в ви́димых и неви́димых, да сподо́бимся сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и восприи́мем ве́чная блага́я во ца́рствии Христа́ Бо́га на́шего, иде́же восхва́лим с тобо́ю и все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Лавра Саввы Освященного

Лавра Саввы Освященного — православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, расположен на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кидрон.

В VIII в. в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранились пещера, в которой он жил, и его гробница.

История монастыря

Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики.

Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Купола и контрфорсы Мар Саба

К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков.

Преподобный Савва Освященный дожил до 94 лет, из них 86 в отшельничестве и монастыре, и был погребен в лавре.

В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 г.

Черепа монахов, принявших мученическую смерть

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь.

Для своей матери, Софии, Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

Во время арабского завоевания Палестины (636 г.), ситуация вокруг христианских монастырей постепенно ухудшалась. Власти халифата практически не контролировали действия отдельных бедуинских племен, промышлявших разбоем и грабежом в первую очередь христианского населения.

В 786 г. бедуины после месячной осады взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены и поруганы, а монахи поголовно вырезаны.

Обитель вновь была восстановлена за счет помощи Константинополя.

В 1187 г., после завоевания Иерусалимского королевства Саладином, лавра св. Саввы опять серьезно пострадала, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.

В начале XII в. лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры.

Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясением 1837 г.

В 1840 г. на средства России монастырь был восстановлен и укреплен контрфорсами.

В настоящее время обители проживают 15 монахов — греки, румыны и один русский.

Монастырские строения

Церкви

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 гг. братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 м.

К западной части пристроен притвор размерами 3,65 х 6,1 м. Купол опирается на шесть колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии.

Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник).

В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 г. из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

Пещерная церковь Николая Чудотворца

Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е гг. по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Часовни

Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII в. для хранения мощей основателя лавры. В 1256 г. его мощи были вывезены в Венецию и после возвращения в 1965 г. в обитель были помещены уже в Благовещенском соборе.

Гробница святого Саввы

Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями.

Рака с мощами святого Саввы в Благовещенском соборе

Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του ‛αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного

Часовня Георгия Победоносца

Часовня Иоанна Крестителя

Часовня Симеона Столпника в Женской башне

Расположена в одной из трёх комнат Женской башни, лишена внутреннего убранства, имеется лишь небольшой алтарь.

Часовня Иоанна Златоуста

Скиты

Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно жития святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом.

В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 х 3,2 м, высота 2,7 м.

Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI в. в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4×2,8 м и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 м. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)

Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 м от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI в. рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 м. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5×5 м и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII вв.

Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *