Зодчество. Живопись. Андрей Рублев.Архитектура.

Письменность.

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949г во время раскопок под Смоленском нашли глиняный сосуд, относящийся к 10 веку, на котором было написано “горушна” (пряность).

Надо вспомнить и о том,что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине 10в., так же имели копии на славянском языке. Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности,грамотности. На Русь стали приезжать церковные грамотеи,переводчики из Византии,Болгарии,Сербии. Появились,особенно в период правления Ярослава Мудрого, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного,так и светского содержания.

Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на руси в 11-12вв. Она была распростронена в основном в городской среде,особенно в кругу богатых горожан.

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на русиЖ так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих записей размышления о жизни,жалобы,молитвы. Знаменитый Владимир Мономах,будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей,нацарапал на стене Софийского Собора в Киеве: «Ох тяжко мне»- и подписался своим христианским именем Василий.

Летописи.

Летопись-это средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составлять летопись давалось не простому,а самому грамотному и толковому человеку,но и тому,кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви.

Летописание,по наблюдению ученых,появилось на Руси вскоре после принятия христианства. Первая летопись,вероятно, была составлена в конце 10в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира.


Прежде чем появились летописи – существовали отдельные записи,устные рассказы, которые и послужили основой для первых обощающих сочинений.Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба,а так же былины,жития святых,сказания,песни,разного рода легенды.

Вторая летопись была создана при Ярославле мудром в пору,когда он объяденил Русь, заложил храм святой Софии. По мнению некоторых ученых, летописный свод был создан метрополитом Иларионом,которй писал его под именем монаха никона в 60-70 года 11 века. Свод,за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Несто и котрый вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом,по меньшей мере лишь пятым по счету и создавался в первое десятилетие 12 в. Свод Нестора был вершиной раннего русского летописания.(стр.135)

В 1116-1118г летопись снова была переписана. Княжевший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем,как Нестор показал роль в русской истории Святополка, по заказу которого в Киево-Печерском монастыре и писалась Повесть Временных Лет. Мономах приказал своему игумену Сильвестру переписать свод.

Кроме Киева и Новгорода появились свои летописные своды в Смоленске,Пскове,Владимире –на-Клязьме,Галиче,Владимире-Волынском,Рязани,Чернигове. В каждом из них отражались особенности истории своего края,на первый план выносились собственные князья.

Литература.

Общий подъем Руси в 11в., создание центров письменности,грамотнсти,появление целлой плеяды образованных людей в княжеско-боярской,церковно-монастырской среде определили развитие девнерусской литературы. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега,о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Брестове, впоследствии митрополит Илларион. В начале 11в. Он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати» в ктором в яркой публицистической форме изложил свое поимание места Руси в мировой истории. «Слово» объясняло смысл крещения Руси,выявляло роль русской церкви в истории страны. Уже одно это перечисление указывает на масштабность сочинения Иллариона.

Во второй половине 11 века появляются и другие яркие литературные произведенияЖ Память и похвала Владимира(монаха Ивкова),Сказания о первонвчвльном распространении христианства на руси,сказание о Борисе и Глебе. На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям». Автор середины 12 в киевский митрополит Климентий Смолятич в своем «Послании» священнику Фоме,ссылаясь на греческих философов так же воссоздает образ высоконравственного человека,чуждого властолюбию и тщеславию.В «Притче о человеческой душе»(конец 12в) епископ города Турова Кирилл, оприраясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия,рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. Но,конечно,наиболее ярко синтез русской культуры,переплетение в ней языческих и христианских черт,религиозных и светских,общечеловеческих и светских мотивов прозвучали в «Слове о полку Игореве».

В 14-15 веках в литературе большое место заняли героическая и житейная,или биографическая, темы. Позднее создано «Житие святого Александра Невского». Его герой изображен идеальным правителем,подобным библейским и римским героям. Другие повести и жития поссвящены князьям,погибшим в Орде:Васильку Константиновичу ростовскому, Михаилу Всеволодовичу черниговскому и др. Со второй половины 14в значительное число произведений говорит о борьбе с ордой- Куликовской битве.

15-17в..

Повести и Сказания сообщают о важнейших событиях той эпохи- присоединении Новгорода Великого и иных русских земель к Москве, царе Иване Грозном и его деяниях,борьбе Росии с иноземными захватчиками(Повесть о Молодинском сражении) В 16 веке работает плеяда талантливых публицистов. Карпов-весьма образованный человек, сокольничей Василий III,скорбел о несовершенстве общества,светской власти.

Вторая половина столетия отмечена яркой перепиской цари Ивана Грозного и князя-беглеца Курбского.(История о великом князе московском)

В конце столетия появляются тежеловатые по стилю «Повесть о честном житии царя Федора» «Житие митрополита Филиппа». Продолжается сотавление летописей,не таких,правда,обширных как ранее.

Фольклор.

Устное народное творчество – былинв и песни,пословицы и поговорки, сказки и заговоры,обрядовая и инная поэзия отразило представление русских людей о своем прошлом,окружающем мире. Былина о Садко воспевает Новгород с его бурной городской жизнью,торговыми караванами,плывущими в заморские страны. Именно в э14-15 веках складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко. Фольклорные черты имеют многие сказания – о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, и Сказание о мамаевом побоище.

15-16века.

Записей устно-поэтического народного творчества того времени не сохранилось. Но о народных песнях упоминают некоторые литературные сочинения,документы,например Стоглав,сборные послания и тд. События той славной эпохи получили отражения в сказках Например,в «Сказке о Броме-Ярыжке» ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Другие сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа(Умный мальчик-судья, Огненный змей, Мудрая дева и др.),некоторые сказки вошли в повесть о петре и февронии. ВО второй половине столетия большинство сказок идевлизирует образ Ивана Грозного,как борца с баярами.

Зодчество. Живопись. Андрей Рублев.Архитектура.

Возведение деревянных построек возобновилось после монголо-татарского насшествия довольно быстро — жизнь требовала жилья и храма,хотя бы самого скромного.Каменные зданияпоявляются вконце 13в. В 14-15 веках их число намного увеличивается. До нашего времени сохранились церкви : Николы на Липне под новгородом, Федора Стратилата на Ручью и др. Церкви и соборы обычно расписывали фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы.Среди мастеров работавших в новгороде,особенно прославилс Феофан Грек,приехавший из Византии. Его фрески поражают величественностью,монументальностью,и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов.

Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениальног Андрея Рублева. Он родился около 1470 г, стал монахом Троице-Сергиева монастыря. Вместо с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля. Творчество А.Р. высоко ценили уже в 15-16 веках. Самая известная его работа » Троица» из иконостаса Троицкого Собора.

15-16века.Живопись становится все более делом государственным. Церковь после Стоглавого собора усиливает надзор за иконописью. В конце 16в получают известность иконы «строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью,тонкостью и изяществом прорисовки,декоративностью и праздничностью. (Прокопий Чирин,Истома Савин и др.)

Века. Архитектура.

Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного искусства. В церковном зодчестве обширное распространение получает храм шатрового типа,по образцу деревянных церквей. Самый выдающийся образец – церковьь Вознесения в селе Коломенском.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО

ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО — лицевая рукопись времени преподобного Андрея Рублёва.

Получившая название по имени последнего владельца Б.М. Хитрово; памятник древнерусского книжного искусства. Относится к типу служебных Евангелий (Евангелие (полный апракос) с месяцесловом). Это рукопись большого формата, в 1° (32,2×24,8 см), написанная на пергамене (299 листов) уставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется концом XIV — началом XV веков. Переплет XVII века — доски, обтянутые бархатом 2 цветов: с золотисто-зелеными цветами и узорами рытого бархата по атласному малиновому полю. На верхней крышке серебряные, гравированные чернью наугольники с образами евангелистов и средник с изображением Распятия, на нижней — 5 овальных серебряных жуковин.
Сведения о происхождении Евангелия Хитрово содержатся в пространной вкладной записи боярина оружничего и дворецкого Хитрово в Троице-Сергиев монастырь. В надписи, выполненной по нижнему полю на листе 3-61, сказано, что Евангелие Хитрово было подарено Хитрово в 1677 году царем Феодором Алексеевичем, а сам Хитрово «сие Евангелие для древняго писма далъ въ обитель пресвятыя и живоначальныя Троицы…». На последнем листе той же рукой написано: «Въ лето 6740 (1231-1233 годы)». Вероятно, вклад следует датировать 1679 годом (смотри: ВКТСМ. С. 279). Имеющиеся в рукописи другие пометы исторического характера (СКСРК, XIV. № 186. С. 327) к этой надписи ничего не добавляют.

Евангелие Хитрово постоянно хранилось в ризнице Троице-Сергиевой лавры. После национализации монастырского собрания в 1920 года было передано в Сергиевский филиал Государственного Румянцевского музея и библиотеки (хранилось по-прежнему в ризнице лавры). В 1921-1931 годах оно находилось на выставке древнерусской рукописной книги и искусства XIV-XV веков в Сергиевском музее (Троице-Сергиева лавра), в РГБ поступило с одной из этих выставок 11 марта 1931 года.

Перечисленные Евангелия вышли из московского скриптория при митрополичьей кафедре, возглавляемого в конце XIV — начале XV веков протодиаконом Спиридоном (Спиридонием), которого Н.Б. Тихомиров и Г.И. Вздорнов (Вздорнов. 1978. С. 24-26) ошибочно считали одним из писцов Евангелия Хитрова. Источником ошибки Тихомирова было размещение А.Н. Свириным снимка из Евангелия Успенского собора Московского Кремля в качестве репродукции Евангелия Хитрова (Свирин. 1964. С. 215). Тихомиров справедливо атрибутировал почерк Спиридону, но не проверил наблюдение по рукописи. Позднейшие исследования доказали, что текст Евангелия Хитрова (кроме правки и надписей на миниатюрах) выполнен одним почерком (СКСРК, XIV в. № 186. С. 326), который, по мнению А.А. Турилова, можно отождествить с основным, «старшим» почерком Климентьевского Евангелия (Турилов. 2002. С. 38. Примеч. 6; Попов. 2002. С. 17). Принадлежность Евангелия Хитрова в XVII веке царской фамилии позволяет считать, что оно было создано для великокняжеского двора, возможно для одного из кремлевских соборов. Гипотеза Г.В. Попова, что Евангелие Хитрово было написано в 1399/1400 (6908) годах для кремлевского Архангельского собора, основывается на предположении об «испорченности» первоначальной даты (6908), размещавшейся на утраченных листах древней вкладной рукописи, которая в результате ошибок переписчиков последней четверти XVII века, заменивших буквы «цы» и «иже» на «пси» и «мыслите», стала читаться как «6740». Однако более вероятна замена буквы буквой а не наоборот. Мифологический характер даты «6740» подтверждается отсутствием в рукописи как следов «неоднократной переписки», так и других сведений в существующей вкладной записи, которые бесспорно содержались в древней вкладной Евангелия Хитрова. Некоторые основания для датировки и решения вопроса о его происхождении дает гипотеза Попова об одновременности, «параллельности» создания около 1400 года в одной мастерской Евангелия Хитрова и Евангелия Успенского собора Московского Кремля, работа над которым не была завершена при митрополите Киприане и была продолжена уже при митрополите Фотии (Попов. 2002. С. 16-23). Если создание Евангелия Успенского собора было приостановлено в связи со смертью митрополита Киприана (16 сентябя 1406 года), то 1-й этап работы над рукописью может приходиться на 1405-1406 годы (Дудочкин. 2000. С. 60), таким образом, можно датировать Евангелие Хитрово около 1405 года. Это позволяет предположить, что оно предназначалось как напрестольное для великокняжеского Благовещенского собора, расписанного Феофаном Греком, Прохором из Городца и Андреем Рублёвым в 1405 году. Данная гипотеза согласуется со сложной историей строительства Благовещенского собора в XV веке (предполагаемое Поповым «изъятие» рукописи из Архангельского собора не находит убедительных подтверждений).
Высказывались и другие мнения о времени возникновения Евангелия Хитрова: до 1392 года (Л.П. Жуковская), около 1392 года (Т.Б. Ухова), 90-е годы XIV века (Ю.А. Олсуфьев, Д.В. Айналов, М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев, Ухова), конец XIV — начало XV веков (А. Грабар, О.С. Попова, Э.С. Смирнова, Л.А. Щенникова, В.Г. Брюсова), начало XV века (М.В. Алпатов, М. М. Постникова-Лосева, Т. Н. Протасьева), между 1405 и 1408 гг. (Н. А. Дёмина), ок. 1408 г. (Ю. А. Лебедева, Вздорнов), середина XV века (А.И. Некрасов) и даже XVI век (Г.П. Георгиевский).

Широкую известность Евангелие Хитрово приобрело благодаря богатому декору, оформление которого следует единому принципу (8 миниатюр, 5 заставок и 437 инициалов). Дополнительную пышность придает обилие золота (фон миниатюр и инициалов, заполнение орнамента в заставках, нимбы евангелистов, заголовки чтений, заглавные буквы, большие точки в тексте).

Миниатюры Евангелия Хитрова отличаются точным, изящным рисунком, гармоничностью композиций и просветленностью красочной гаммы, которая основана на сочетании голубых, разбеленных фиолетово-лиловых, голубовато-серых и серебристо-зеленых цветов, дополненных акцентами красного и золота. В изображениях евангелистов — воплощенных образах гармонии и благодати, как и в изображениях их символов, выражена главная идея украшения Евангелия Хитрова — победное шествие и торжество Благой Вести в мире. Художественный строй миниатюр свидетельствует о свободном владении мастером едва ли не всем арсеналом приемов современной ему византийской живописи и его обширных знаниях в области иконографии.

Заставки представляют собой большие прямоугольные рамки, образованные комбинациями кругов и квадратов, которые заполнены крупными бутонами стилизованных цветов и листьями. Красочная гамма заставок неовизантийского стиля определяется сочетанием золота и дымчатого голубца с темно-голубым, зеленым и темно-вишневым, а заставок балканского стиля — золота с голубым и зеленым.

Текст Евангелия Хитрова украшают многочисленные инициалы неовизантийского стиля, выполненные золотом (15) и красками с тонкой золотой обводкой (422). Зооморфные или зооморфно-растительные инициалы (47, за исключением 71г и 79а), описаны Олсуфьевым (Олсуфьев. 1921. С. 20-23). 23 из них представляют собой отдельные фигурки зверей или сценки их борьбы. Из этой группы наиболее известны «Цапля со змеей» (лист 74а) и «Дельфин» (Лист 8в). 24 инициала включают животные и растительные мотивы в неожиданных и остроумных сочетаниях. Образы в инициалах лишены напряженности и драматизма, нередко свойственных византийским инициалам, и выражают идею красоты божественного мироустройства, общую для декорации Евангелий группы Хитрово. 375 многоцветных инициалов представляют собой композиции из геометрических и растительных форм, которые подразделяются на несколько групп (Петрова. 2002. С. 128-129).
Большинство специалистов считают бесспорным факт участия Андрея Рублёва в украшении Евангелия Хитрова. Многочисленные аналоги этим миниатюрам, в том числе и инициалам, исследователи находят в наиболее достоверных произведениях мастера: в росписях Успенского собора во Владимире (1408) и на иконе «Святая Троица» (ГТГ), а также на близких к ним иконах Звенигородского чина (ГТГ). И.Э. Грабарь, который первым предположил в создании Евангелия Хитрова участие Андрея Рублёва, приписывал ему исполнение всего декора рукописи (Грабарь. 1926. С. 104). Того же мнения придерживались Алпатов, Дёмина, С.С. Чураков, Ухова. Вздорнов склонялся в пользу авторства Даниила (Вздорнов. 1980. С. 107-109). Некоторые исследователи считали, что над миниатюрами Евангелия Хитрова работали нескольк мастеров. Так, Олсуфьев связывал миниатюры с творчеством Феофана Грека или с его мастерской (Олсуфьев. 1924. С. 10), допуская авторство Андрея Рублёва в миниатюре с ангелом (Олсуфьев. 1925. С. 8). Лазарев считал, что миниатюры созданы русскими художниками из мастерской Феофана Грека под непосредственным руководством или даже при участии последнего (Лазарев. 1961. С. 75-82). Это мнение было поддержано Поповой, полагавшей, что 2 миниатюры (Иоанн с Прохором и ангел) создал греческий художник, возможно Феофан Грек, а остальные — русский мастер, возможно Андрей Рублёв. В дальнейшем Попова согласилась с точки зрения Грабаря. Лебедева связывала с Андреем Рублёвым лишь миниатюру с ангелом, остальные — с его ближайшими помощниками. Брюсова и В.А. Плугин приписывали Андрею Рублёву все миниатюры Евангелия, за исключением Иоанна с Прохором (1-я считала ее принадлежащей кисти Даниила, 2-й, возможно, Феофана Грека). По мнению Е.Я. Осташенко, создателями миниатюр были 2 или 3 мастера, в том числе Андрей Рублёв. Смирнова отмечала работу 3 мастеров над миниатюрами Евангелия Хитрова, одного из них она отождествляла с Даниилом, полагая, что Андрей Рублёв не принимал участия в этой работе.

Наблюдения Щенниковой и автора настоящей статьи, сделанные как в период реставрации рукописи в 1984-1993 годах, так и после нее, позволяют предположить, что миниатюры Евангелия Хитрова созданы 2 художниками; эта гипотеза опирается, главным образом, на небольшие различия в манере личного письма. Моделировка ликов 1-й группы миниатюр выполнена тонкими, сплавленными лессировочными слоями розоватых охр, полностью скрывающими зеленоватый санкирь. Форма ликов 2-й группы образована густыми, переплетающимися мазками розовой, красной, желтой и зеленой красок, лежащими на зеленоватом санкире, видимом в теневых частях. Миниатюры 2-й группы отличают несколько упрощенная пластика и некоторая схематичность рисунка. К 1-й группе можно отнести Иоанна с Прохором, Матфея, орла (?), льва (?); ко 2-й — ангела, Марка, Луку и тельца (?). Щенникова считает, что миниатюры 1-й группы созданы Андреем Рублёвым, 2-й — Даниилом; по мнению автора настоящей статьи — наоборот. Попов не исключает вероятности работы над миниатюрами 3 художников, а над инициалами — 3 или 4 (Попов. 1995. С. 51). Уровень исполнения всех миниатюр одинаково высок, а различия в манере письма незначительны. Возможно, правы исследователи, считающие автором всех миниатюр Андрея Рублёва, который представил в Евангелие Хитрово несколько вариантов собственной манеры письма или письма своих предшественников и современников, послуживших основой его стиля.

Анализ миниатюр из Евангелия Хитрова и из Евангелия Успенского собора дает основание считать, что они восходят к общему протографу — византийскому Евангелию (скорее тетр, а не апракос) XIV века, в свою очередь ориентированному на греческие образцы XII века, что объясняет характер византинизмов в стиле миниатюр Евангелия Хитрова. Гармоничность и целостность рукописного материала, высокое художественное качество миниатюр, философская значительность и выразительность образов выделяют Евангелие Хитрово из Евангелий его группы.

Иллюстрации:

Архив ПЭ.

Андрей Рублёв

Запрос «Рублёв» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Рублёв (значения).

Андрей Московский


Икона преподобного Андрея Рублёва

Имя в миру

Андрей Иванов сын Рублёв

Рождение

1360-е

  • Великое княжество Московское

Смерть

17 октября 1428

  • Андроников монастырь, Москва, Великое княжество Московское

Монашеское имя

Андрей

Почитается

в православии

Канонизирован

В лике

преподобного

Главная святыня

икона «Троица»

День памяти

4 (17) июля — преставление 6 (19) июля — Собор Радонежских святых

В неделю перед 26 августа (8 сентября) — Собор Московских святых

Покровитель

иконописцев, художников, людей искусства

Атрибуты

монашеское одеяние, икона «Троица»

Подвижничество

иконопись

Категория на Викискладе

Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Биография

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х годов, из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по существовавшей в то время традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя, и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если ему поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего три года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль. В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою четвёртую известную по летописям работу — фрески Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые рядом авторов были ошибочно приписаны Андрею Рублёву.

Творчество

Основная статья: Список работ Андрея Рублёва

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.

В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425—1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.

Большинство исследователей согласны с тем, что им, скорее всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении XX века кисти Андрея Рублёва, в настоящее время большинство исследователей считает работой школы (артели) или даже просто современников мастера.

Канонизация

Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных святых.

По православному календарю, память святому совершается три раза в год:

  • 4 (17) июля — преставление преподобного Андрея (Рублёва) Московского, иконописца (1428; служба без знака).
  • 6 (19) июля — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Радонежских святых.
  • В неделю перед 26 августа (8 сентября) — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Московских святых.

Тропарь, глас 3

Бжⷭ҇твеннагѡ свѣ́та лꙋча́ми ѡ҆блиста́емый, ꙳ прпⷣбне а҆ндре́е, ꙳ хрⷭ҇та̀ позна́лъ є҆сѝ бж҃їю премⷣрость и҆ си́лꙋ, ꙳ и҆ і҆кѡ́ною ст҃ы́ѧ трⷪ҇цы всемꙋ̀ мі́рꙋ проповѣ́далъ є҆сѝ ꙳ є҆ди́нство во ст҃ѣ́й трⷪ҇цѣ. ꙳ мы̀ же со ᲂу҆дивле́нїемъ и҆ ра́достїю вопїе́мъ тѝ: ꙳ и҆мѣ́ѧй дерзнове́нїе ко прест҃ѣ́й трⷪ҇цѣ ꙳꙳ молѝ просвѣти́ти дꙋ́шы на́шѧ.

Кондак, глас 8

Ѿ ю҆́ности къ бжⷭ҇твеннѣй красотѣ̀ ᲂу҆стремлѧ́ѧсѧ, ꙳ чꙋ́дный і҆кѡнопи́сецъ въ землѣ̀ рѡссі́йстѣй бы́лъ є҆сѝ, ꙳ и҆ бг҃онѡ́снымъ твои́мъ ᲂу҆чи́телємъ поревнова́въ, ꙳ сїѧ́нїемъ добродѣ́телей ᲂу҆кра́силсѧ є҆сѝ, прпⷣбне а҆ндре́е, ꙳꙳ тѣ́мже и҆ ꙗ҆ви́сѧ цр҃кве на́шеѧ похвала̀ и҆ ра́дованїе.

Память

  • В 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учреждён заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.
  • Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова.
  • В г. Городце Нижегородской области имя Андрея Рублёва с 1964 года носит одна из улиц в старой части города. Сегодня она — часть Музейного квартала Городца, место пешеходных экскурсий и городских фестивалей. Улицы Андрея Рублёва есть на картах гг. Звенигорода, Брянска, Новосибирска, Уфы.
  • В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.
  • «Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») — фильм Андрея Тарковского.
  • Андрей Рублёв — серия памятных монет Банка России.
  • В 1961 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Андрею Рублёву.
  • Скульптура Андрея Рублёва на фронтоне Омской государственной библиотеки (скульптор В. Трохимчук).
  • Научно-популярный фильм «Андрей Рублёв», снятый в 1987 году киностудией «Леннаучфильм» (режиссёр Л. Никитина, оператор В. Петров).
  • Балет «Андрей Рублёв», написанный для Астраханского государственного театра оперы и балета (музыка Валерий Кикта, режиссер Константин Уральский).
  • Памятник Андрею Рублёву во Владимире

  • Почтовая марка СССР, 1961 год

  • Памятная монета Банка России, 1994 год

В честь Андрея Рублёва назван один из самолётов Аэрофлота — Airbus A320 VP-BTJ

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118603620 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля: К 575-летию преставления преподобного иконописца // Русское Воскресение — 2005.
  3. http://satucket.com/lectionary/andrey_rublev.htm
  4. 1 2 Андрей Рублёв // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 380—387. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  5. Найдены останки Андрея Рублёва и Даниила Чёрного Архивировано 30 января 2009 года.
  6. Веселовский С. Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. — М., 1974. — С. 272.
  7. Андрей Рублёв: в лике святого. Мультимедийная лекция профессора Олега Ульянова в международном пресс-центре. РИА Новости, 29.10.2013.
  8. Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Мат-лы межд. науч. конф. 5—6 декабря 2005 года / отв. ред. Т. В. Чумакова. — СПб.: Лемма, 2005. — 252 с. — ISBN 5-98709-013-X.
  9. Дудочкин Б. Н. Рублёв Андрей // Кочетков И. Словарь русских иконописцев. — М.: Индрик, 2003. — ISBN 5-85759-213-5.
  10. Попова О. С. Андрей Рублёв // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — 2001.
  11. Прп. Андрей (Рублёв) Московский, иконописец. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  12. О балете «Андрей Рублёв» | Астраханская Государственная Консерватория (рус.). astracons.ru. Проверено 4 октября 2018.

Литература

Ссылки

Андрей Рублёв на Викискладе

Андрей Рублёв в Викиновостях

  • Русское Возрождение. Андрей Рублёв. Биография. Иконы
  • Андрей Рублёв в библиотеке «Старатель»
  • Рублев Андрей. Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…
  • Андрей Рублев
  • В. Г. Брюсова. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева. РусАрх
  • Загадки Андрея Рублёва — документальный фильм А. Гороватского на сайте телеканала Россия-24
  • Рублев Андрей.
Сохранившиеся работы

Фрески Успенского собора во Владимире (1408) • Икона «Троица» (1411/1427)

Атрибутируемые

Звенигородский чин (ок. 1396—1399) • Евангелие Хитрово (1390-е (?))

Приписывавшиеся ранее

Иконостас Благовещенского собора Кремля • Васильевский чин (1410-е) • Иконостас собора Троице-Сергиевой Лавры (1420-е) • Фрески Успенского собора на Городке •
Морозовское Евангелие (ок. 1405—1415) • Андрониково Евангелие (1420-е (?))

Утраченные

Фрески Благовещенского собора Кремля (1405) • Фрески собора Троице-Сергиевой Лавры (1420-е) • Фрески Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1428)

Прочее

Святители

Преподобномученики

Преподобные

Сергий, Никон, Дионисий, Михей, Игнатий, Макарий, Иоанникий, Наум, Варфоломей, Стефан, Кирилл и Мария • Василий Сухий • Максим Грек • Даниил Чёрный • Андрей Рублёв • Епифаний Премудрый • Митрофан, Елисей, Иаков, Симон, Илия, Исаакий, Нектарий, Онисим, Иринарх, Дорофей Радонежские • Андроник, Савва, Александр и Евфросиния Московские • Ферапонт, Кирилл и Мартиниан Белозерские • Симон Смоленский • Ферапонт Боровенский • Афанасий и Феодосий Череповецкие • Димитрий Прилуцкий • Авраамий Галичский • Савва Сторожевский • Сильвестр и Павел Обнорские • Арсений Комельский • Никифор и Никита Боровские • Сергий Нуромский • Иаков Железноборовский • Мефодий Пешношский • Афанасий мл и Афанасий ст Высоцкие • Роман Киржачский • Савва, Иаков и Леонтий Стромынские • Григорий Голутвинский • Стефан Махрищский • Евфимий Суздальский • Феодор и Павел Ростовские • Антоний (Медведев) • Варнава Гефсиманский • Александр Пересвет • Андрей Ослябя

Благоверные

Где находится могила Андрея Рублева? Спасо-Андроников монастырь

Многие знают, что я запустил отдельный instagram для путешествующей фигурки Путина @putinshow и периодически отваливаюсь на сутки, чтобы походить, поглазеть, пофоткать. С этих прогулок остается очень много красивых фоток без фигурки, поэтому буду делать подобные посты. А так в instagram и в соответствующих группах в VK и FB происходят регулярные обновления. А сегодня о Спасо-Андрониковом монастыре и о том, как на несколько веков мы потеряли останки великого архитектора Андрея Рублева.

Скажу сразу. Сама Москва, с возрастом меня начала раздражать. Я человек спокойный, размеренный, поэтому жизнь муравья меня никогда не привлекала, а здесь по-другому никак. И вот вчера 9 августа, я решил пройтись по трём (четырем если быть точным, но там было много народа и я там не решил фотографировать) храмовым комплексам.
Спасо-Андроников монастырь сам по себе расположен у реки Яуза между ст. метро Курская и Римская. И что самое интересное, этот последний шедевр за который взялся Андрей Рублев.
Здесь Андрей Рублев работал, здесь и умер в 1427, 1428 или 1430 году (Википедия указывает точную дату, однако в изданиях Музея Андрея Рублева последовательно указываются несколько возможных дат смерти). Поразительно, но место погребения Рублева было забыто уже к XVII веку.
Тем не менее, факт остается фактом: погребен великий художник был именно в Спасо-Андрониковом монастыре. А канонизирован в лике преподобного только в 1988 году.
Монастырь был и местом заключения многих известных деятелей. Самые знаменитые из узников — новгородский епископ Серапион, игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий и — протопоп Аввакум («посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток, не знаю — на запад» — «Житие протопопа Аввакума»).
Монастырь разоряли: хан Седи-Ахмет, хан Девлет-Гирей, пострадал он и от поляков. Горел Свято-Андроников монастырь в московских пожарах 1748 года и 1812 года. Много чего пережил он, как переживали многие другие монастыри, жизнь которых была напрямую связана с историей страны.
Здесь были похоронены воины, павшие в Куликовской битве, на полях сражений Северной войны и Отечественной войны 1812 года. Здесь, по всей вероятности, были и «убогие дома» (скудельницы, буйвища), куда свозили умерших в период страшных эпидемий, а также казненных.
Дальнейшая история Спасо-Андроникова монастыря обычна: после революции закрыт, затем там был концентрационный лагерь ВЧК для белых офицеров (сведений о расстрелах нет). Затем — колония для беспризорников, общежитие для рабочих завода «Серп и Молот», учреждения Наркомата обороны.
Где точное место захоронения Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре — возможно, скоро узнаем. Но лучшим памятником ему на монастырской территории уже является Музей древнерусской живописи его имени.
Сама территория очень тихая, хоть и окружена дорогами, есть кафешка. Можно посидеть и отдохнуть от суеты города, которая начинается сразу за воротами.
Так что будет время, зайдите. Здесь очень красиво.

Рублёв

Истории известно немного фактов из биографии Андрея Рублёва. Например, данных о его рождении и происхождении практически не сохранилось. Предположительно, родился он в 1360 году, и считается, что предки иконописца были мастеровыми. К сожалению, мы не знаем и первоначального имени художника. Имя Андрей он получил после монашеского пострига в монастыре на берегу реки Яузы. Сегодня этот монастырь известен как Андроников.

На одной из сохранившихся икон различима надпись: «Андрей Иванов сын Рублёв». В результате ученые сошлись во мнении, что отчество Андрея – Иванович.

Первое письменное упоминание об Андрее Рублёве относится к 1405 году. Именно тогда летопись сообщает, что чернец Рублёв, Феофан Грек (прибывший из Кафы) и Прохор-старец расписали Благовещенский собор Московского Кремля.

Совместная работа с Феофаном Греком была прекрасной школой и высокой честью для молодого автора. Тем не менее, взяв у Феофана Грека лучшее из техники, Рублёв создал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости. Его иконы написаны в спокойной манере, наполнены ясностью и гармонией.

К сожалению, роспись Благовещенского собора до наших дней не сохранилась, но в иконостасе осталось семь икон, которые специалисты относят к творчеству Андрея Рублёва.

В начале XV века он со своим товарищем Даниилом Чёрным приступил к росписи Успенского собора под Звенигородом. Его кисти принадлежат, предположительно, изображения двух святых – Флора и Лавра, но и во всей росписи ощущается присутствие Рублёва.

В это время Андрей Рублёв трудился над иллюстрациями к Евангелию Хитрову. Здесь также ярко прослеживаются традиции иконописи, выработанные художником, в перекличке с византийскими традициями. Только, в отличие от изображений авторства греков, рублёвские изображения наполнены духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь.

В 1408 году появилось второе упоминание о работе мастера. Рублёв вновь работал с Даниилом Чёрным. Они расписали Владимирский Успенский собор, который был построен еще до монголо-татарского нашествия. В западной части храма и на его сводах разместили мастера свои фрески Страшного суда. Многие исследователи сходятся во мнении, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

После этого почти двадцать лет не было никаких сообщений об иконописце. Предполагается, что он находился в Андрониковом монастыре. И только в 1422 году Андрея Рублёва приглашают в Троице-Сергиевский монастырь, который начинает восстанавливаться. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного был возведен храм из камня. Этот храм и расписывал Андрей Рублёв.

В Троицком соборе мастер создал икону, которая до сегодняшнего дня поражает совершенством композиции. Многие искусствоведы называют ее шедевром и вершиной творчества Рублёва: это «Святая Троица».

Скончался иконописец осенью 1428 года, во время бушевавшей в Москве эпидемии чумы.

Лучшие иконы, которые признаны работами Андрея Рублёва, – «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Гавриил», относящиеся к Звенигородскому чину, – хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Есть еще несколько икон и фресок, которые приписываются Рублёву, но исследователи называют их работами артели или современников Рублёва, творивших в его стиле.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *