Иларион Киевский

Митрополит Иларион

6-й Митрополит Киевский и всея Руси

1051 — 1055

Избрание

Церковь

Константинопольская православная церковь

Община

Киевская митрополия

Предшественник

Кирилл

Преемник

Ефрем

Рождение

ок. 990

Смерть

День памяти

21 октября

Митрополит Иларион на Викискладе

Митрополи́т Иларио́н (прозвище Русин; умер ок. 1055 года) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве. Автор «Слова о законе и благодати» (1030—1050).

Память святителя Илариона совершается 21 октября (по юлианскому календарю).

Биографические сведения

Настолование митрополита Илариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть совершенно достоверно отнесены к митрополиту Илариону; летописи содержат ряд упоминаний имени Ларио́н, которые по историческому контексту идентифицируют с ним. Так, под 1051 годом «Повесть временных лет» излагает зарождение Киево-Печерского монастыря: «Боголюби́вому бо кня́зю Яросла́ву, лю́бящю Бересто́вое и це́рковь ту су́щую святы́х апо́стол и попы́ мно́гы набдя́щю, в них же бе презву́тер и́менемь Ларио́н — муж благ, кни́жен и по́стник»; он пе́рвый «ископа́ пече́рку ма́лу двуса́жену» там, «кде ны́не ве́тхый манасты́рь Пече́рьскый». Согласно записи в начале летописной статьи 1051 года в ПВЛ («лѣ́то 6559»), его́ («Ларио́на») «поста́ви Яросла́в митрополи́том <…> собра́в епи́скопы».

В начале Устава князя Ярослава о церковных судах говорится:

«Се яз князь вели́кий Яросла́в сын Володи́мерь, по да́нию отца́ своего́ съгада́л есмь с митрополи́том с Ларио́ном, сложи́л есмь гре́ческий номокану́н; а́же не подоба́еть сих тяжь суди́ти кня́зю, ни боля́ром — дал есмь митрополи́ту и епи́скопом».

Дальнейших сведений нет; но под 1055 годом Новгородская I летопись упоминает имя другого митрополита — Ефрема, из чего предполагают, что сразу по смерти Ярослава 20 февраля 1054 года он был смещён.

Поставление Илариона было сделано не Константинопольским патриархом, а собором русских епископов. В историографии предполагается, что это могло быть обусловлено конфликтом между князем Ярославом и патриархом.

Творчество

Ему принято приписывать авторство произведения, известного как «Слово о законе и благодати», дошедшее в более чем 50-и списках XV—XVI веков. Атрибуция некоторых из них — сомнительна.

Синодальный список, кроме собственно «Слова о законе и благодати», также содержит «Молитву» («Молитва преподобнаго отца нашего Илариона, митрополита Российскаго»), «Исповедание веры», написанное, очевидно, по случаю его поставления, и Похвалу Ярославу Мудрому.

В. В. Мильков указывает, что «его перу, несомненно, принадлежат „Молитва“, „Исповедание веры“ и „Слово на обновление Десятинной церкви“».

Примечания

Литература

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме
Иларион Киевский

  • Статья в портале «Православие.ru»
  • Статья в портале «Русское Православие»
  • Статья проекта «Русский Биографический Словарь»

Священномученик Макарий, митрополит Киевский

День памяти: 1 мая

Священномученик Макарий, митрополит Киевский, до избрания на кафедру Киевской митрополии был ахимандритом Свято-Троицкого монастыря в г. Вильне. В 1495 г. он в сане архимандрита, но уже нареченный митрополитом Киевским, присутствовал при венчании великого князя литовского Александра с дочерью великого князя московского Иоанна Васильевича, Еленой.

Вопреки желанию Иоанна III таинство брака было совершено не архимандритом Макарием, а сначала Виленским епископом Войцехом Табором, а затем духовником княгини Елены придворным священником Фомой.

В 1495 г. после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита собором русских архиереев: Вассиана, епископа Владимирского, Луки Полоцкого, Вассиана Туровского и Ионы Луцкого. Для получения благословения на управление митрополией к константинопольскому патриарху Нифонту были посланы старец Дионисий и инок Герман. В 1496 году патриарх прислал великому князю, княгине и митрополиту Макарию благословенные листы.

Киев в то время был полуразрушен и жить в нем было небезопасно вследствие постоянных набегов крымских и ногайских татар. Поэтому митрополит Макарий, подобно своим предшественникам, жил в Вильне, где отстаивал Православие, активно действуя против католиков. Много скорбей, трудов и забот принял на себя митрополит Макарий.

В 1497 году он решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар. Послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий смело двинулся в путь, несмотря на грозившую опасность нападения со стороны татар. И вот, как повествует летописец, 1 мая 1497 года, на шестой неделе после великого дня Пасхи, в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященного митрополита Киевского и всея Руси Макария. Произошло это в селе Стригалове, на реке Вжище, недалеко от Мозыря. Спутников его — одних убили, а других увели в плен. Много зла причинили татары и окрестным жителям.

Господь, заповедавший не бояться убивающих тело, прославил Своего верного служителя нетлением его тела. Оно было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 гг. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходил свет и огонь.

Память его совершалась прежде в день тезоименитства (18/31 января), но с 1827 года перенесена на день его кончины. В этот день мощи его обносились вокруг Софийского собора при пении тропаря святому.

Ныне святые мощи священномученика Макария покоятся в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.

Тропарь, глас 8:
Божественныя Бескровныя совершая Жертвы, кровь твою, от безбожных агарян излиянную, в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу. Егоже моли, молим тя, пролити гнев на языки, хотящия браней; христолюбивое воинство наше на враги укрепи и стадо твое от всяких бед неврежденно соблюди, тебе бо крепкаго заступника почитаем, новый священномучениче российский, святителю блаженный Макарие.

Кондак, глас 8:
Веселится град Киев, великое сокровище стяжав, твое тлению непричастное тело, святителю блаженне Макарие, твой бо престол даже до крове от лютых врагов нашествия хранил еси. И ныне Небесному предстоиши Престолу, идеже молитвенно пред Творцом поминай нас, отче наш, да во всех бедах имеем тя прибежище и тобою хвалимся, зовуще: радуйся, Макарие, архиереом честное украшение.

Молитва
О великий угодниче Христов, святителю отче Макарие, в житии твоем чад твоих любовию, смерти крепчайшею, возлюбивый и за них душу твою предавый, призри от Горних обителей на нас, вонми воздыханием нашим сердечным и помози нам, недостойным и смиренным. Молися, святителю милостивый, да речет Он мир на люди Своя и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему. Даруй нам, отче наш, любве твоея ко Святей Матери нашей Церкви Христовой, укрепи ны, расслабленныя духом, отеческия предания хранити, и о мимошедших напастех память спасительную имети, и всегда благодарственная Благодетелю Богу воспевати научи. Предстательством твоим у Престола Господа сил испроси Церкви Христовой от ересей и расколов ограждение, к честным мощем твоим притекающим и чтущим святую память твою исполнение благих их прошений дати и всем христианом вся ко временней и вечней жизни потребная даровати, да прославляется о тебе Пречестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *